1. Главная
  2. Фикх
  3. Брак
  4. и
  5. Развод
  6. Права мужа над женой
Права мужа над женой

Права мужа над женой

4.55K
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Право мужа над женой является величественнее, нежели ее права над ним.

Всевышний Аллаха сказал (смысловой перевод) : ” ….но мужья выше их по положению” (Ал-Бакара,228) . Аллах поведал о том, что положение мужа выше положения жены, и поэтому обязанности жены перед мужем больше, чем обязанности мужа перед женой. В другом кораническом откровении по этому поводу говорится (смысловой перевод): “Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества”. (Ан –Ниса,34). Аллах упомянул о причине, по которой мужчины являются попечителями женщин. Она заключается в том, что Аллах дал мужчинам превосходство над женщинами, которое проявляется в самых разных формах. Только мужчины могут быть пророками, посланниками и правителями. Только мужчинам приказано совершать некоторые обряды поклонения, такие как участие в священной войне, праздничных или пятничных намазах. Аллах наделил мужчин благоразумием, здравомыслием, терпением и стойкостью в гораздо большей степени, чем женщин. А наряду с этим Аллах повелел мужчинам расходовать свои средства на женщин. Более того, большинство материальных пожертвований являются обязанностями мужчин и не вменяются в обязанности женщинам. Очевидно, именно по этой причине Аллах сказал, что мужчины расходуют из своего имущества, и опустил дополнение. Это означает, что мужчины расходуют свои средства на самые разные цели и, что они являются покровителями и опекунами женщин. (См. Тафиср С’ади).

Хафиз Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Попечительство мужчины проявляется в том, что он является господином и повелителем женщины и воспитывает её тогда, когда её характер начинает искривляться. “Аллах дал одним из них преимущество перед другими”. Потому что мужчины лучшие, нежели женщины. По этой причине пророки были избраны  именно среди мужчин”. ( См. “Тафсируль-Кураниль-‘Азым” 1/741).

Это подтверждается следующими словами Пророка, да благословит и приветствует его Аллах: «Если бы я мог приказать совершить земной поклон кому-то помимо Аллаха, то приказал бы женщине склониться перед своим мужем. Женщина не исполнит свое право перед своим Господом полностью, пока полностью не исполнит свое право перед мужем“. (Достоверность подтвердил шейх аль-Альбани в “Сахихе” 3\202).

Также пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Если бы женщина знала, каковы ее обязанности перед мужем, то она бы даже не села, пока тот не пообедает и не поужинает». ( ат-Табарани в “аль-Кабире”. См. «Сахихуль-Джами’» 5259).

Поэтому жена должна узнать права своего супруга, оберегать их выполнение, бояться Аллаха относительно своего мужа для того, чтобы быть счастливой в своей жизни и добиваться довольствия своего Господа, посредством довольствия своего мужа.

Из прав мужа над женой следующее:

1 – Хранить его секреты и не разглашать никому.

Сказал Всевышний Аллах (смысловой перевод): “Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха”. (Ан-Ниса, 34).

Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята сказал: “Ибн ‘Аббас и многие другие толкователи считали, что речь здесь идет о женщинах, которые покорны своим мужьям. Имам ас-Судди и другие толкователи считали, что речь идет о женщинах, которые оберегают честь и имущество своих мужей в их отсутствие”. ( См. “Тафсируль-Кур’аниль-‘Азым” 1/743).

Шейх С’ади, да смилуется над Аллах, в толковании этого аята сказал: “Жена находится в зависимости от своего мужа, и в его обязанности входит заботиться о том, кого Аллах велел ему беречь и охранять. А она обязана быть покорной своему Господу и своему мужу. Вот почему далее говорится о том, что праведная жена всегда покорна Всевышнему Аллаху и покорна своему мужу даже в его отсутствии. Она охраняет его честь и его имущество, и это удается ей благодаря тому, что Аллах оберегает ее и оказывает ей божественную поддержку. Она не способна самостоятельно справиться с этой обязанностью, потому что человеческая душа повелевает творить зло. Но если человек полагается на Аллаха, то Всевышний Аллах оказывает ему необходимую помощь во всех религиозных и мирских делах”.(См. Тафиср С’ади).

2 – Обязанность подчинения ему в одобряемом.

Сказал Всевышний Аллах (смысловой перевод): “Мужчины являются попечителями женщин”. (Ан-Ниса,34).

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: “У посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, спросили: ” Какая жена является наилучшей “. Он ответил: «Та, которая радует своего мужа, когда он смотрит на нее, повинуется ему, когда он что-нибудь велит ей, и не противоречит мужу, если ему что-то не нравится в ней самой или в том, как она расходует свое имущество». (Ахмад 2/251, ан-Насаи 2/72. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аз-Захаби, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани).

Также  посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, говорил: «Если женщина совершает пять намазов, постится в рамадан, соблюдает целомудрие и слушается своего мужа, то ей будет сказано: “Войди в рай через те врата, которые пожелаешь!». (Ибн Хиббан. См. «Сахихуль-Джами’» 660).

Шейхуль-Ислам Ибн Теймийа, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Праведной женщиной считается та, которая всегда подчиняется своему мужу. После выполнения обязанностей перед Аллахом и Его Посланником, да благословит и приветствует его Аллах, для женщины нет ничего более важного, чем выполнение своих обязанностей перед мужем”. (См. “Маджму’уль-фатауа” 32/275).

Однако ошибочные мнения мусульманок, которые говорят, что если родители или их мужья запрещают выполнять повеления Аллаха, то мусульманкам нужно подчиняться им, так как Аллах приказал подчиняться им. Да, мусульманка обязана подчиняться и делать добро как родителям, так и мужьям, поскольку Всевышний Аллах приказал им это. Однако выполнять повеления их следует лишь тогда, когда они не приказывают ослушаться Аллаха. Если же они приказывают поступать так, то мусульманка не должна повиноваться творению, нарушая веления своего Творца. Так как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, подчинение в одобряемом». (Бухари,7145, Муслим,184). Также пророк Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет подчинения сотворенному, в ослушании Творца». (Сахих аль-Джами’, 7520).

Мусульманка не должна ставить приказ человека выше приказа своего Создателя, поскольку он такой же, как и ты – творение Аллаха, который обязан тоже выполнять повеления своего Создателя.

3 – Не препятствовать супружеской близости в то время, когда он позовет ее в постель, пока не имеются там шариатские оправдания.

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Если мужчина позвал свою жену к постели, и она отказалась прийти, ангелы будут проклинать ее до наступления утра”. (аль-Бухари ,5193 и Муслим, 1436).

Ибн Абу Джамра, да смилуется над ним Аллах, сказал, что под приглашением в постель имеется в виду супружеская близость, как сказано в другом хадисе: «Ребенок относится к постели». Явный смысл хадиса от Абу Хурайры указывает на то, что имеется в виду приглашение к половому сношению ночью. Однако это не означает, что жена может отказываться от приглашения мужа днем, ибо ночь указана потому, что чаще это происходит ночью. Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, сказал, что это подтверждается тем, что в одной из версий хадиса Муслима от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сказано: «Тот, Кто на небе, будет разгневанным на нее, пока ее муж не будет доволен ею». Общий смысл этого хадиса указывает на то, что имеется в виду не только ночь, но и день. Имеются также другие достоверные хадисы с общим смыслом. (См: “Фатх аль-Бари”).

От Талька ибн ‘Али, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: “Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Если мужчина позвал свою жену для своей нужды, пусть она явится к нему, даже если и будет у печи”. (ат-Тирмизи 1160. Имам ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим).

Также пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Клянусь Тем, в чьей руке душа Мухаммада, женщина не сможет отдать должное своему Господу до тех пор, пока не отдаст должное своему мужу! И даже если бы муж возжелал ее, а она сидела бы в седле (на верблюде), она не вправе отказать ему!» (Ахмад 4/381, Ибн Маджах 1/570. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса).

Свят Аллах, если женщина не имеет права отказывать от близости с мужем, находясь верхом в седле, то, что тогда можно сказать об отказе от близости, находясь в более подходящем месте?!

Абу Хурайра сказал: “Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, проклял говорящих «скоро»!” Передатчик этого хадиса – Мухаммад ибн Хумайд сказал: “Это когда человек зовет свою жену, а она говорит: «Сейчас, сейчас»” (аль-Хатыб 11/220. Иснад достоверный).

Спросили шейха ибн Усаймина, да смилуется над ним Аллах: “Совершает ли женщина грех, если она отказывает своему мужу, по причине ее душевного состояния, которое проходит мимолетно или по причине ее болезни, которая причиняет ей страдания?!”.

Ответ: «Является обязательным женщине ответить своему мужу, если он завет ее в постель. Однако если она болеет телесной болезнью или душевно, по причине чего она не в состоянии  уединиться со своим мужем, то в таком положении мужу не разрешается требовать это. Поскольку пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Недопустимо причинять вред без причины или причинять вред в ответ». Поэтому ему следует остановиться или наслаждаться ею так, чтобы не нанести ей вред» (см. шейх ибн Усаймин фатауа ал-мар-ату стр. 133-134) .

4 – Бережливое отношение к его дому, имуществу и своим детям, обучение их благонравию и полезному знанию, и воспитание их наилучшим образом.

Сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Каждый из вас – пастырь, и каждый из вас отвечает за паству свою… Женщина пастырь в доме своего мужа и отвечает за свою паству». (аль-Бухари ,893 и Муслим, 1829).

Также он, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Из ваших прав над вашими женами, чтобы они не позволяли сидеть на вашем ложе тому, кого вы не любите”. (Муслим 1218).

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Чтобы они не разрешали входить в ваши дома тому, кого вы не любите “. (“Сунан ат-Тирмизи” ,1163. Ат-Тирмизи сказал: “Хороший, достоверный хадис”. Сунан Ибн Маджи, 1851).

Также пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Женщине не дозволено соблюдать добровольный пост в присутствии своего мужа, кроме как с его разрешения, и она не должна разрешать входить в его дом кому-либо, кроме как с его разрешения “. (аль-Бухари, 5195 и Муслим, 1026).

5 – Соискание довольства мужа.

От Умму Саламы, да будет доволен ею Аллах, передается, что она сказала: “Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Какая бы женщина ни умерла, в то время как ее муж остался доволен ею, она войдет в рай”. (“Сунан ат-Тирмизи”, 1161. Ат-Тирмизи сказал: “Хороший, малоизвестный хадис”. “Сунан Ибн Маджи ,1854 см: “Аль-Вахият” 2/141 и Ибн аль-Джаузи, “аз-За’ифа”, 1426).

Сообщается о том, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Ваши жены будут из числа обитателей Рая, если они являются любящими, рожающими и ухаживают за своими мужьями. А если такая женщина разгневает своего мужа, то положит свою руку на его руку и скажет: “Я не сомкну глаз, пока ты не станешь доволен мною“». (Ибн Асакир, См. “ас-Силсиля ас-Сахиха” 287).

Однажды пророк, да благословит и приветствует его Аллах, спросил у некой женщины: «Есть ли у тебя муж?» Она ответила: “Да”. Он спросил: «Доволен ли он тобой?» Она ответила: “Он злится только на то, что я не умею делать что-либо”. Тогда пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Будь повнимательнее к нему, поскольку он для тебя – Ад и Рай». (Ахмад 4/341. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным).

6 – Соблюдение добровольного поста только с разрешения мужа.

Со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Не дозволено женщине поститься в присутствии своего мужа, без его разрешения, если это только не Рамадан или если он не в пути». (Абу Дауд, достоверный хадис).

Также пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Женщине не дозволено соблюдать добровольный пост в присутствии своего мужа, кроме как с его разрешения”. (аль-Бухари, 5195 и Муслим, 1026).

7 – Выход из дома только после разрешения мужа.

Всевышний Аллах сказал (смысловой перевод): «Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества». (Аль-Ахзаб, 33).

Ибн Кассир, да смилостивится над ним Аллах, в толковании этого аята сказал: “Это означает: не выходите из дома безо всякой необходимости”. (См. “Тафсируль-Кураниль-‘Азым” 3/768).

Шейх С’ади, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята сказал: ” Не покидайте своих домов, потому что оставаться в своем доме для женщины всегда безопаснее и лучше. Не выходите из своих домов принаряженными и умащенными благовониями, как это делали в доисламские времена невежества язычницы, которые были лишены света знаний и веры. Всевышний повелел мусульманкам придерживаться этих предписаний для того, чтобы предотвратить зло и порок, которые могут распространиться на земле, если они не будут выполнять этих повелений Господа”. (См. “Тафсир Са’ди”).

Если женщина обязана повиноваться мужу, то это значит, что она не имеет право покидать дом своего мужа, без его разрешения.

Спросили шейха ибн Усаймина, да смилуется над ним Аллах: “Многие женщины часто выходят на рынок по нужде и без нужды. Быть может даже выходят без махрама (т.е. тот, кто не имеет право жениться на женщине из числа ближайших родственников) несмотря на то, что на рынке имеются искушения. Что вы скажете об этом?! Да вознаградит вас Аллах добром!”

Ответ: “Нет сомнения в том, что пребывание женщины в своем доме – это лучше для нее, как пришло это в хадисе: “Ваши дома лучше для вас “. (Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в ” Сахих Абу Дауд”, 530). И нет сомнения в том, что частое и свободное разрешение женщине на выход из дома без особой необходимости – это противоречит тому, что велел шариат из удержания женщины и стремления оберечь ее от искушения. Опекунам является обязательным быть мужчинами в полном смысле этого слова. Ведь Всевышний Аллах сказал (смысловой перевод): ” Мужчины являются попечителями женщин”. (Ан-Ниса,34). К большому сожалению, в последнее время мусульмане начали подрожать и следовать врагам Аллаха в вопросе назначения женщины главой. Даже женщины стали руководить и управлять делами мужчин.

Очевидно, они заявляют, что они прогрессивнее и цивилизованнее, да будут они несчастными, тогда  как  посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Не преуспеет народ, который назначил женщину руководить их делами “. (аль-Бухари, 4425,7099). И все мы знаем, что женщины такие, как описал их посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах: “Не видел я никого из тех, кому недостает ума и совершенства в делах религии, кто мог бы подобно любой из вас до такой степени лишать разума благоразумного мужчину!”. (аль-Бухари,304 и Муслим, 80-89).

Является обязательным мужчинам выполнять те обязательства, которые Аллах вменил им по отношению к их семьям, как руководство над женщиной.

В противоположность этому – быть может, мужчина обладает плохим нравом, что даже запрещает супруге выходит с целью поддержания родственных связей, которые является обязательным поддерживать по отношению к таким родственникам как: мама, папа, брат, дядя по отцу и дядя по матери, несмотря на то, что отсутствует там опасность, искушение и соблазн. Он говорит ей: “Не выходи никогда. Ты являешься заключенная в доме”. И приводит ей в доказательство слова посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах: “Они у вас наподобие пленниц”. “Ты мая пленница, не выходи, не шевелись, не уходи, пусть никто не приходит к тебе, и не навещай свою сестру по вере”!!! Нет, религия является серединой между этими”. (см. шейх ибн Усаймин –мажмуу’ дурус фатауа ал-Харам Макка, 3\250-251).

Хочу напомнить мусульманкам то, чтобы они не подражали тем женщинам, которые преступают границы дозволенного, ведут себя как мужчины, и пытаются руководить своими мужьями. Такие женщины делают все, что им угодно. Они ведут беспорядочный образ жизни и называют себя борцами за свободу и права женщин. Но в действительности они являются женщинами, которые сбились с прямого пути, и отдают предпочтение мирской жизни перед жизнью будущей. Сказал Всевышний Аллах (смысловой перевод): «Но нет! Вы отдаёте предпочтение мирской жизни, хотя Последняя жизнь лучше и дольше» (Ал-‘Аля, 16-17).

Шейх С’ади, да смилуются над ним Аллах, в толковании этого аята писал: “Вы ставите жизнь здешнюю выше Последней жизни и тем самым меняете жизнь вечную на жизнь отравленную, беспокойную и преходящую. Она превосходит мирскую жизнь по всем качествам и длится целую вечность, тогда как здешний мир непременно разрушится и исчезнет.

Сознательный и верующий человек никогда не предпочтет скверное прекрасному и не согласится вечно страдать за удовольствие, которое можно испытать в течение короткого часа. Поэтому причиной всех несчастий является именно любовь к этому миру и предпочтение его миру вечному”. (См. “Тафсир Са’ди”).

Будьте осторожны и не сбейтесь с пути истинного. Не идите по стопам таких женщин, поскольку вас ожидает День, от ужаса которого поседеют даже дети. Всевышний Аллах заложил в мужчинах и женщинах врожденные качества, которые обеспечивают мужчинам определенное главенство над женщинами.

8 – Хорошее и мягкое обращение, проявление любви и проявление наилучших нравов, сопровождая все это благонравием и радостью. А также заботливое отношение к нему, его родителям и детям. Приукрашиваться для него, не вызывать его гнев, проявлять благодарность за благодеяния мужа и не причинять ему страдания.

Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Когда жена причиняет своему мужу страдания в этом мире, то его жены из числа (Райских) гурий говорят: “Не причиняй ему страдание! Да погубит тебя Аллах! Он всего лишь твой гость, и очень скоро он расстанется с тобой, и будет с нами”». (Ахмад ,5\242 и ибн Мажа, 2014. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность в “сахихуль-Джами” ,173).

Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, также сказал: «Молитвы трех людей не поднимаются выше их ушей: сбежавшего раба, пока он не вернется; женщины, которая засыпает, когда ее муж гневается на нее; и правителя, которым не доволен его народ». (ат-Тирмизи. См. “Сахих Сунан ат-Тирмизи” 295).

Женщина должна стараться не сердить мужа и не спорить с ним во время его гнева, чтобы не подлить масла в огонь. А если она хочет пожаловаться ему, то выбирает подходящее время и делает это с вежливостью и любезностью, чтобы он ответил на ее жалобу.

Также пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Мне был показан Ад, и оказалось, что большинство из его обитателей – женщины, проявлявшие неблагодарность». И сподвижники спросили: “Они проявили неблагодарность  по отношению  к Аллаху?” На что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Они проявляли неблагодарность по отношению к своим мужьям и не благодарили за благодеяния, которые им оказывали. Если ты долго будешь делать добро какой-нибудь из таких женщин, а потом она увидит от тебя нечто такое, что ей не понравится, то обязательно скажет: “Я никогда не видела от тебя ничего хорошего”». (Муслим, 907, Абу Дауд, 1181, ан-Насаи, 3/127 и др).

Из наилучших качеств, которые женщина может направлять к мужу, это умеренность и отсутствие у нее требований, которые затрудняют его и в которых нет необходимости, особенно, если он находится в затрудненном материальном положении. Она довольствуется тем, что дает ей ее муж, требует лишь то, в чем она нуждается и принимает во внимание его затрудненное материальное положение.

Спросили шейха ибн Усаймина, да смилуется над ним Аллах: «Многие жены обременяют мужей своими потребностями. Быть может, он даже берет в долг для этого. А жены заявляют, что это их право. Правильно ли это?»

Ответ: «Это один из наихудших видов взаимоотношений. Сказал Всевышний Аллах: «Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему» (Ат-Талак,7).

Не дозволено женщине требовать от своего мужа сверх его возможностей из расходов или сверх обычного, даже если он будет в состоянии это сделать. Сказал Всевышний Аллах(смысловой перевод): “Живите с ними достойно”. Ан-Ниса, 19.

Также Всевышний сказал (смысловой перевод): “Жены имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму”. (Аль-Бакара ,228).

Точно так же и мужу не дозволено отказываться выполнять свои обязанности относительно расходов. Случается, что некоторые мужья не исполняют свой долг перед женой и семьей из-за своей скупости. Женщине в таком случае следует брать из его имущество то, что является достаточным для удовлетворения своей нужды, даже если это без ведома мужа.
Однажды Хинд бинту ‘Атаба, да будет доволен ею Аллах, пожаловалась посланнику, да благословит и приветствует его Аллах, что Абу Суфьян человек скупой, и он не дает ей того, что хватило бы ей и ее детям. На что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал ей: «Бери из его имущество то, что будет достаточным для тебя и твоих детей». (см. шейх ибн Усаймин, мажму’ дурус фатауа аль-Хурумул мака, 3/249-250).

А также она должна помнить, что этот мир уходящий, который завершится в момент ее смерти и она отправится в мир иной, который длится целую вечность, тогда как здешний мир непременно разрушится и исчезнет. Поэтому она не должна превышать границ в отношении украшений этого преходящего мира.

Всевышний Аллах сказал (смысловой перевод): «Знайте, что мирская жизнь – всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, а также стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Мирская жизнь – всего лишь предмет обольщения». ( Аль-Хадид,20).

Шейх С’ади, да смилуются над ним Аллах, в своем тафсире по поводу этого аята писал: ” Всевышний поведал о подлинной сути земного мира и мирской жизни и разъяснил, чего же хотят от этой жизни потомки Адама. Земные блага – это забава и развлечение для человеческих душ и тел. В этом легко убедиться, если понаблюдать за людьми, которые посвящают себя охоте за мирскими удовольствиями и усладами. Они проводят свою жизнь в словоблудии и пустых развлечениях, не думая об Аллахе и ожидающей их расплате. Некоторые из них даже религию считают забавой и развлечением.

Как же не похожи они на верующих, которые трудятся во благо Последней жизни, чьи сердца живут поминанием Аллаха, горят желанием еще лучше познать Его и переполняются любовью к Нему. Они посвящают себя делам, которые приближают их к Аллаху и сулят благо им и окружающим.

Всевышний назвал мирскую жизнь украшением, потому что люди жаждут богатых нарядов, великолепных яств, восхитительных напитков, роскошных средств передвижения, огромных домов и дворцов, высокого положения в обществе и многого другого.
Господь также назвал ее похвальбой между людьми, потому каждый человек склонен гордиться своими успехами перед окружающими и каждый человек желает, чтобы удача сопутствовала ему во всех в мирских делах, а ореол славы всегда окружал его.

Он также назвал ее состязанием в том, чтобы обрести больше имущества и детей, потому что люди испытывают удовлетворение от того, что у них больше богатства и детей, чем у других. Это – критерий преуспеяния для тех, кто влюблен в мирскую жизнь и связывает с ней самые большие надежды.

Такие люди совершенно не похожи на тех, кто осознал подлинную суть мирской жизни и понял, что земной мир – это всего лишь временная обитель, а не постоянное пристанище. Такие люди всеми силами стремятся приблизиться к Аллаху и делают все для того, чтобы попасть в Рай. Видя, как другие пытаются превзойти их богатством и числом детей, они в свою очередь пытаются превзойти их добрыми деяниями.

Затем Всевышний привел мудрую притчу и сравнил мирскую жизнь с ливнем, после которого на земле расцвело множество растений, которые служат едой для людей и кормом для скота. Богатый урожай обрадовал неверующих, которых не заботило ничего, кроме мирских благ, но Всевышний Аллах ниспослал им несчастье, которое иссушило и погубило урожай, и тогда земля приобрела свой прежний вид, словно она никогда не блистала своим изумительным по красоте видом и на ней никогда не расцветала трава.

То же самое можно сказать о мирской жизни. Человек наслаждается ею, пока она окружает его своими распрекрасными благами. Стоит ему захотеть чего-либо, как он получает это. Стоит ему приступить к чему-либо, как перед ним раскрываются все двери. Но однажды сбывается предопределение Аллаха, и человек теряет все, что он имел, лишается былого могущества, а то и вовсе расстается с этим миром. Вот тогда он осознает, что он отправился в далекое путешествие с пустыми руками, что он не взял с собой в путь ничего, кроме савана. Горе всякому, кто связывал все свои надежды только с этим миром и трудился только ради этих тленных благ!

Настоящую выгоду человек может извлечь только из тех дел, которые он совершает во благо Последней жизни. Прекрасные плоды таких деяний будут сохранены и навсегда останутся с рабом Аллаха. Вот почему Всевышний Аллах сказал, что в Последней жизни неверующим уготовано тяжкое наказание, а верующим – прощение и милость. Воистину, после смерти людей ожидает либо наказание, либо прощение – третьего не дано.

Кто тратил силы только на приобретение земной роскоши, ослушался Аллаха, отвергал Его знамения и отвечал неблагодарностью на Его бесчисленные блага, тот будет подвергнут мучительному наказанию и познает, что такое адские оковы и цепи и что такое ужас преисподней.

А кто осознал подлинную суть мирской жизни и стремился благоустроить свою Последнюю жизнь, тому будут дарованы прощение и избавление от лютой муки в аду. Аллах будет доволен им и осенит его Своей милостью в обители благоволения.

Все это означает, что человек должен быть умеренным в стремлении приобрести земные блага и должен гореть желанием обрести счастье в Последней жизни, ведь жизнь в этом мире – всего лишь пользование обольстительными дарами. Человек использует эти блага, извлекает из них выгоду для себя и окружающих, удовлетворяет ими свои потребности, но он не должен обольщаться ими и надеяться на них, как это делают безрассудные невежды, которых сатана обольстил и сбил с пути”. (См. “Тафсир Са’ди”).

Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Поистине, спасен тот, кто вступил в ислам, кому был дан достаточный удел, и кого Аллах сделал довольным тем, что Он дал”. (Муслим,1054).

От него, да благословит и приветствует его Аллах, также передано, что он сказал: “Поменьше входите к богатым, ибо это ближе к тому, чтобы не умалять блага Аллаха, Всемогущ Он и Велик” . (“Аль-Мустадрак” 4/312, аль-Хаким сказал: “Цепочка передачи его достоверна”. И аз-Захаби согласился с ним. См.: “аз-За’ифа”, №2868).

Также пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости Аллаха, которыми Он вас облагодетельствовал” ( аль-Бухари”, 6490 и Муслим, 2963).

9 – Расходование своего личного имущество только с позволения мужа:

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: “Не позволено женщине расходовать свое имущество, кроме как с позволения своего мужа!”. (Тамам в “аль-Фауаид” 10/182, ат-Табарани в “аль-Кабир” 22/83, Ибн Асакир в “ат-Тарих”  4/13. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха”  775, 825).

Шейх аль-Альбани, смилуется над ним Аллах, сказал об этом хадисе: “Этот хадис указывает на то, что женщина не должна расходовать свое личное имущество без разрешения мужа. И это является полноценным главенством мужчины над женщиной, как это установил Всевышний Аллах. Однако муж, если он является правдивым мусульманином, не должен злоупотреблять этим положением и ущемлять свою жену, запрещая ей тратить свое имущество на то, в чем нет для них вреда!”.  (См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2/406).

Женщина, расходуя свое имущество, посоветовавшись с мужем, совершает такой поступок, который является из наилучших проявлений хорошего отношения к нему, а также тем самым у нее появляется возможность стать наилучшей из женщин. Ведь когда спросили у посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах: ” Какая жена является наилучшей ” он ответил: “Та, которая радует своего мужа, когда он смотрит на нее, повинуется ему, когда он что-нибудь велит ей, и не противоречит мужу, если ему что-то не нравится в ней самой или в том, как она расходует свое имущество“.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

« Источник »

(4546)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Close