1. Главная
  2. Фикх
  3. Брак
  4. и
  5. Развод
  6. Права жены над мужем
Права жены над мужем

Права жены над мужем

3.33K
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Поистине, ислам позаботился о создании семьи, и о ее благородной жизни в сени учения высокочтимого шариата и руководства лучшего из созданий, нашего пророка Мухаммада, да благословит и приветствует его Аллах. Воистину, он был идеальным примером и великим образцом. «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день». (Аль-Ахзаб,21).

Тот, кто желает прожить счастливую супружескую жизнь, должен придерживаться этого прямого пути. Достойно сожаления то, что распространилось в исламском обществе в виде поспешности развода по причине незнания супругов прав по отношению друг к другу, либо из-за невнимательности, либо из-за отказа от Закона Всевышнего Аллаха. Поистине, Всевышний Аллах установил для супругов положения, при помощи которых их жизнь становится правильной, а их совместное проживание становится продолжительным. Также Он сделал обязательными для каждого из супругов права, которые необходимо соблюдать по отношению друг к другу. Всевышний Аллах сказал (смысловой перевод): ” Жены имеют такие же права, как и обязанности ” (Аль-Бакара, 228) . Аллах сообщил о том, что мужья обладают определенными обязанностями перед своими женами, тогда как жены обладают определенными обязанностями перед своими мужьями. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Послушайте, поистине, вы имеете право над своими женщинами. И ваши женщины также имеют право над вами” ( Сунан ат-Тирмизи ,1163 Ат-Тирмизи сказал: “Хороший, достоверный хадис. Сунан Ибн Маджи,1851).

В этой статье мы, с дозволения Аллаха, постараемся разъяснить права супругов по отношению друг к другу, в свете Священного Корана и достоверной сунны пророка, да благословит и приветствует его Аллах, а также высказываний ранних ученных мусульманской общины, да будет доволен ими Аллах. И то, что мы упомянем здесь, необходимо соблюдать супругам для того, чтобы прожить счастливую жизнь. Каждый из супругов должен узнать то, что требует от них шариат из прав и обязанностей и поступать в соответствии с этим. Всевышний сказал (смысловой перевод) : «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его посланник уже приняли решение. А тот, кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (Аль Ахзаб, 36).

Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Все мои последователи войдут в Рай, кроме тех которые отказались». Люди спросили: “О, Посланник Аллаха! А кто может отказаться?” Он сказал: «Кто повинуется мне, тот войдет в рай, а кто ослушается меня, тот отказывается» (аль-Бухари. См. “Фатх аль-Бари” 13/249).
Прошу Всевышнего Аллаха сделать этот труд полезным для каждого, кто его прочтет, и сделать его искренним перед Его благородным ликом!

Мужу надлежит исполнять свои права перед женой, подобно тому, как он хочет, чтобы жена исполняла свои права перед ним. К правам жены относятся как материальные права, так и духовные. К примеру, к материальным правам относятся: расходование и подарок невестке в качестве брачного дара. А к духовным правам: справедливость, мягкое и хорошее отношение и т.п. Подробное изложение этих прав следующее:

1- Ал-махр (подарок невестке в качества брачного дара).

Калым (выкуп), необходим для выплаты невесте в связи с заключением брачного договора. Сказал Всевышний Аллах (смысловой перевод): “Давайте женщинам их брачный дар от чистой души” (Ан-Ниса,4).

Также Всевышний сказал (смысловой перевод): “А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение (брачный дар)”. (Ан-Ниса, 24).

Также сообщается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, то, что посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, однажды увидел Абд ар-Рахмана, который явился умащенный шафраном (в другой версии хадиса сказано: «…и халюком» (Как сказано в «ан-Нихайа», шафраном и халюком умащались женихи. Халюком называется известное благовоние, преимущественно красного и желтого цветов, изготовленное из смеси шафрана с другими видами благовоний).

Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, спросил: “Что с тобой?” Абд ар-Рахман ответил: “О, Посланник Аллаха! Я женился на женщине (из числа ансаров)”. Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, спросил: “А что ты подарил ей в качестве брачного дара?” Абд ар-Рахман ответил: “Немного золота весом в один нават”. ( Ибн аль-Асир в «ан-Нихайа» сказал: «“Наватом” (араб. букв. «косточка плода») называли меру веса, равную пяти дирхемам). Тогда Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Да ниспошлет Аллах тебе благословение! Устрой угощение, и заколи хотя бы одного барана” (Аль-Бухари ,5153) и Муслим, 1427).

Калым может быть в виде денег, то есть иметь вещественную форму, но может быть в виде какого-либо полезного действия. Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выдал одну женщину замуж с условием, что муж поможет ей выучить наизусть какую-то часть Корана (Аль- Бухари 5149 и Муслим 1425). Ученые сошлись на том, что был узаконен брачный подарок в связи с заключением брачного договора (см.”Аль-фихк аль-муиассир”. Солих ибн Абдуль-Азиз ибн Мухаммад али шейх. Стр, 296).

2- Материальные расходы и обеспечение пищей, одеждой и жильем.

Муж должен безвозмездно обеспечивать жену пищей, одеждой и жильем. Сказал Всевышний Аллах (смысловой перевод): “А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях”. (Аль-Бакара,233).

Также Всевышний сказал (смысловой перевод): “Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества”. (Ан-Ниса,34).

Всевышний сообщил о том, что мужчины несут ответственность за женщин и обязаны побуждать их к соблюдению ими обязанностей перед Всевышним Аллахом, исправному выполнению обязательных предписаний религии и воздержанию от порочных поступков. А наряду с этим мужчины обязаны обеспечивать их одеждой, жильем и всем необходимым. (См. Тафсир Са’ади).

От Му’авии ибн Хайды аль-Кушайри, да будет доволен им Аллах, передаётся, что он сказал: “Я спросил: “О, посланник Аллаха, какое право имеют наши жены?” Он ответил: “Если ты ешь, то должен кормить и ее, если ты одеваешься, то должен одевать и ее” (Сунан Абу Дауд ,2142. Это хороший хадис. см: “Джами’ аль-усуль” с выверкой ‘Абдулькодыра аль-Арнаута, 6/505).

Но если муж проявляет скупость в исполнении своих обязанностей, то тем самым впадает в грех. Супруга же должна брать из его средств только в пределах своих потребностей. А если она берет у него взаймы, то должна отдавать долг. Мужу не дозволено отказываться выполнять свои обязанности относительно расходов. Поскольку некоторые мужья не исполняют свой долг перед женой и семьей из-за своей скупости, то женщине в таком случае дозволено брать из того, что является достаточным для удовлетворения своих нужд, даже если это без ведома мужа. Однажды Хинд бинту ‘Атаба, да будет доволен ею Аллах, пожаловалась посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, что Абу Суфьян человек скупой, и он не дает ей того, что хватило бы ей и ее детям. На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Бери то, что будет достаточным для тебя и твоих детей» (см. шейх ибн Усаймин, мажму’ дурус фатауа аль-Хурумуль- мака 3/249-250).

В обязанности мужа также входит устройство свадебного пира, то есть, угощение для гостей, которое готовится в доме мужа в дни бракосочетания. Это соответствует Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сам так поступал и велел поступать таким же образом остальным. Однако угощение не должно быть связано с излишними расходами. Это запрещено. Расходы на угощение должны соответствовать имущественному положению жениха. Имеющие место излишества в устройстве свадебного угощения не нужны. Ведь это связано с бесполезными расходами. Сказал Всевышний Аллах (смысловой перевод): “Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит тех, кто излишествует”. (Аль-Араф,31).

Аллах повелел людям есть и пить дозволенные и чистые блага, которыми Он наделил свои творения. Но при этом нельзя излишествовать, употребляя в пищу излишне много продуктов, которые могут причинить вред организму, либо приобретая очень дорогие и изысканные яства, напитки и одеяния, либо употребляя в пищу запрещенные продукты. Аллах не любит расточительных людей, поскольку расточительство вызывает Божий гнев и причиняет вред организму и благосостоянию человека. А в некоторых случаях оно приводит к тому, что человек лишается возможности делать обязательные пожертвования. Одним словом, этот прекрасный аят велит употреблять в пищу яства и напитки, запрещает отказываться от пищи и питья и запрещает излишествовать в этом ( См. Тафсир Са’ади).

Также Всевышний Аллах сказал: “Не расточай чрезмерно. Воистину, расточители – братья дьяволов”. (Аль-Исра, 26-27) Свят Аллах, расточители, которые излишествуют в распоряжении своего имущества, являются братьями дьяволов, потому что дьяволы призывают людей к самым порочным качествам.

3 – Опускание взора и оберегание половых органов посредством совокупления с женой.

Муж обязан соблюдать права жены и тем самым достигать той пользы, которую супруги получают по причине брака и беречь ее от искушения и соблазнов, исходя из обобщенных слов Всевышний Аллах (смысловой перевод): “А когда они очистятся, то приходите к ним так, как повелел вам Аллах”. (Ал-Бакара,222). Также Всевышний сказал (смысловой перевод) : “Ваши жены являются пашней для вас. Приходите же на вашу пашню, когда и как пожелаете”. (Аль-Бакара, 223).

Оба супруга должны вступать в брак с намерением усмирить свои души и оградить их от всего того, что Аллах сделал для них запретным. Если они поступят таким образом, то их совокупление будет записано им в качестве пожертвования (садака). Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, рассказывал о том, что пророк , да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “И в ваших половых органах содержится пожертвование!”. Тогда сподвижники спросили: “О, посланник Аллаха, разве за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит своё желание, он получит награду?!” Он сказал: “Скажите мне, разве не совершит грех тот, кто удовлетворит свою страсть запретным образом?” Они ответили: “Да”. Тогда он сказал: “Если он сделает это дозволенным образом, то ему будет за это награда!”. ( Муслим,1006).

Имам ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, сказал: “В этом хадисе доказательство на то, что дозволенные вещи могут стать поклонением по причине намерения! Половой акт может стать поклонением, если иметь намерение: удовлетворить жену, с которой Аллах повелел жить в соответствии с обычаем, или при желании завести праведного ребенка, или с намерением защитить свое целомудрие и целомудрие жены, запретив тем самым обоим смотреть на запретное и думать о запретном!”. (См. “Шарх Сахих Муслим” 7/92).

Половой акт с женой и ее удовлетворение, является обязательным для мужа по самому правильному мнению!

Имам аль-Джасас, да смилуется над ним Аллах, говорил: “Муж обязан вступать с женой в половой акт, исходя из слов Аллаха (смысловой перевод): «Не наклоняйтесь же полностью к одной, оставляя другую словно подвешенной». (ан-Ниса 4: 129). Т.е. такая женщина словно и не свободная, но и не замужняя, если не удовлетворять ее потребности полового акта”. ( См. “Ахкамуль-Къуран” 1/374).

Имам Ибн Къудама, да смилуется над ним Аллах, говорил: “Половой акт уаджиб для мужчины, если только у него нет причины. Такое говорил Малик”.(См. “аль-Мугъни” 7/30).

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, говорил: “Муж обязан вступать в половой акт с женой по мере ее удовлетворенности, пока не истощится его тело, или если это отвлечет его от заработка” ( См. “аль-Ихтиярат” 246).

Шейх Ибн аль-Къайим, да смилуется над ним Аллах, в “ар-Рауда аль-мухиббин” говорил: “Муж обязан вступать в половой акт с женой согласно принятому обычаю, так же как он расходует на нее, одевает ее в соответствии с традицией. Более того, половой акт и есть основа сожительства и цель брака! Аллах повелел жить с женами в соответствии с обычаями, и половой акт обязательно входит в это. Ученые говорили: «Мужу следует вступать с женой в половой акт столько, сколько потребуется для ее удовлетворения, так же как он насыщает ее едой». И шейх наш (Ибн Таймия) выбирал и считал правильным именно это мнение”.

Однажды одна женщина пришла к ‘Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, и сказала: “О повелитель правоверных, мой муж постится днем и выстаивает молитву ночью, но мне не хочется жаловаться на него, ибо он совершает поклонение Аллаху, Всемогущ Он и Велик”. Тогда ‘Умар сказал ей: “Какой у тебя хороший муж”. И она стала повторять ему эти слова, и он стал повторять ей свой ответ. Тогда Ка’б аль-Асади сказал ему: “О, повелитель правоверных, эта женщина жалуется на своего мужа в том, что он отстраняется от нее в постели”. Тогда ‘Умар сказал: “Раз ты понял ее речь, так вынеси же решение между ними”. Тогда Ка’б сказал: “На мне лежит обязанность поговорить с ее мужем”. Когда ему привели ее мужа, то Ка’б сказал ему: “Вот эта твоя жена жалуется на тебя”. Тот спросил: “Относительно пищи или питья?” Он ответил: “Нет”.

Тогда та женщина сказала:
“О, мудрый судья, направь на верный путь его,
От моего ложа отвлекла моего мужа мечеть его.
А также аскетизм и поклонение его,
Так вынеси же Ка’б решение и не повторяй его.
Дни и ночи не укладывают спать его,
И я в отличие от женщин хвалю его”.
Тогда ее муж сказал:
“От ее постели и супружеской комнаты меня отвлекло то,
Что я являюсь человеком, которого поразило то,
Что было ниспослано в суре “Пчелы” и в семи длинных сурах,
А также огромная угроза в Писании Аллаха”.
И Ка’б сказал:
“Поистине, она имеет на тебя право, о, мужчина,
Ее удел – один день из четырех, что ясно для разумного,
Так отдай же это право ей и оставь свою слабость”. (“Тафсир аль-Куртуби”, 5/19).

4 – Хорошее обращение и отношение.

Муж должен хорошо обращаться со своей женой, не причинять ей страдания, делать ей добро и быть обходительным в общении с ней. Сказал Всевышний Аллах (смысловой перевод): “Живите с ними достойно”. (Ан-Ниса, 19).

Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята говорил: ” Улучшайте ваши речи и  поступки в отношении их, и улучшайте  ваши внешние виды  для них, по мере своих возможностей. Так же, как вы хотите  видеть  эти качества  от своих жен. Поэтому  и вы подобное совершайте по отношению к  ним. Как сказал Всевышний Аллах: “Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности “.  А посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, говорил: “Лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своей семье.  А я  самый лучший из вас обхожусь со  своей семьей”. И из прекрасных  проявлений  его нравов, да благословит и приветствует его Аллах, являлось его хорошее отношение к  своей семье. Всегда  был веселым. Подшучивал над своей  семьей. Проявлял кротость и любезность  в отношении  их. Расширял для них свой  расход. Смеялся  вместе со своими женами. Более того, даже состязался в беге  с Аишой – мать правоверных –  да будет доволен ею Аллах, тем самым проявлял к ней  любовь. Она рассказывала: ” Однажды  посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, состязался  со мной, и я  его  опередила. И в то время я еще  не была  тяжелой. А когда я уже повзрослела, стала тяжелее, то посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, опередил меня. Затем сказал: “Это тебе за тот раз, когда ты меня опередила”. (Ахамд в “муснад” 6/39, Ан-Насай в “кубра” 5/303, ибн Маджа в “китабу никах” 1979 и др. ). Также каждый вечер  собирались все его жены в доме той, у которой посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, должен  проводить ночь, и он вместе с ними иногда ужинал. Затем жены его возвращались  по своим домам…. А также, когда возвращался, после молитвы ‘иша (последняя вечерняя молитва), к своей семье,  то немного беседовал  с ними до того, как ложился  спать, тем  самым развлекал их этим, да благословит и приветствует его Аллах. Ведь сказал уже Всевышний Аллах:  «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас». (Аль-Ахзаб,21). (см.”Тафсир Ибн Касира”).

Более того посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, свободное время помогал своим  супругам. Как  госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: “Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, часто помогал супруге в ее делах по дому. Но с  наступлением времени  молитвы, выходил  на молитву“. (аль-Бухари, 2/129, 9/418).

Также Всевышний Аллах сказал (смысловой перевод): «Относиться к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению» (Аль-Бакара,228).

Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Обходитесь с женщинами по доброму”. В другой версии сказано: “Послушайте! Обходитесь с женщинами по-доброму, ибо они у вас наподобие пленниц” ( “Ан-Нихая” Ибна аль-Асира, 3/314. Сунан ат-Тирмизи”,1163. Ат-Тирмизи сказал: “Хороший, достоверный хадис).

К хорошим отношениям относятся проявление любви к ней, мягкое обращение. А также проявление наилучших качеств, сопровождающихся благонравием и радостью. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Благочестие это — благонравие» (Муслим, 2553). Также сказал: “Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим женам” (Хадис достоверный. Cм. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» №284).

Имам аль-Мунауи, да смилуется над ним Аллах, сказал по поводу этого хадиса: “Т.е. речь о том, кто проявляет терпение к своим женщинам в отношении их нрава, их несовершенного разума, обращается к ним с веселым лицом и доброжелательностью. Кто не причиняет им вреда, проявляет к ним щедрость и оберегает их от впадения в сомнительное. По этой причине избранный пророк, да благословит и приветствует его Аллах, был наилучшим из людей по отношению к своей семье” (См. “Файдуль-Къадир” 2/317).

Также к этому относится проявление терпения к некоторым поступкам жены, закрывая глаза на некоторые из ее ошибок. Сказал пророк, да благословит и приветствует его Аллах: “Хорошо обходитесь с женщинами, ибо они созданы из ребра. А самым кривым местом ребра является его верхняя часть. Если ты начнешь исправлять его, то сломаешь его. Если ты оставишь его, то оно так и останется кривым. Так обходитесь же хорошо с женщинами” (Аль-Бухари,5186 и Муслим,1468). В другой версии сказано: “Поистине, женщина создана из ребра, и она никогда не будет ровной (для тебя) в любом случае. И если ты будешь пользоваться ею, то она будет доставлять тебе удовольствие, даже при наличии той самой кривизны, но если ты попытаешься выпрямить ее, то непременно сломаешь женщину, а это означает, что ты разведешься с ней” Муслим, 1468).

Спросили шейха ибн База, да смилуется над ним Аллах: “В хадисе говорится, «И обходитесь с женщинами хорошо, ведь поистине, были они сотворены из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть …” – и до конца хадиса. Просим разъяснить значение этого хадиса, а особенно этот отрывок: «а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть» “

Ответ: “Это достоверный хадис, который предали оба шейха (аль-Бухари и Муслим) в “сахихайн” от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И обходитесь с женщинами хорошо, ведь, поистине, были они сотворены из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть; если ты попытаешься выпрямить (ребро), то сломаешь его, а если оставишь его в покое, оно так и останется кривым,  поэтому всегда обходитесь с женщинами хорошо!»

Это приказ к мужьям, отцам, братьям и другим, чтобы они обходились с женщинами по-хорошему, проявляли к ним добро, не поступали с ними не справедливо, соблюдали их права и направляли их к добру. И это является обязательным для всех мужчин, исходя со слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «И обходитесь с женщинами хорошо».

Но это не исключает то, что временами женщина будет плохо обращаться со своим мужем или родными, и причинять им вред своими словами или поступками, поскольку они (женщины) были сотворены из ребра, как об этом сообщил пророк, да благословит его Аллах и приветствует. И поистине, наибольшей кривизной отличается его верхняя часть. Как известно, верхушка его (ребра) является той частью, от которой следует место произрастания ребра, поэтому ребро будет иметь некую искривленность и это общеизвестно. А смысл этого заключается в том, что женщина неизбежно будет иметь некоторые перекосы или недостатки в своем характере.

Поэтому пришло в другом хадисе, которые передали имам аль-Бухари и Муслим в “сахихайн”: “Не видел я никого из тех, кому недостает ума и совершенства в делах религии, кто мог бы подобно любой из вас до такой степени лишать разума благоразумного мужчину!”. Это постановление пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которое было приведено в двух сборниках достоверных хадис со слов Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах.

Что касается смысла неполноты разума, то это как сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, что свидетельство двух женщин равносильно свидетельству одного мужчины. А что касается не полноты религии, то это как в хадисе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что она проведет дни и ночи без молитвы. То есть, по причине хайда (менструации) и таким же образом и по причине нифаса (послеродового кровотечения). Эту неполноту предписал Всевышний Аллах для нее, и нет в этом для нее греха. И она должна признать это в том виде, в каком указал на это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, даже если она является знающей или богобоязненной. Поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не говорит по прихоти, а воистину это – откровение, которое внушает ему Аллах, чтобы он донес своей общине. Как сказал Всевышний Аллах (смысловой перевод) : “Клянусь звездой, когда она падает (или частями Корана, когда они нисходят)! Не заблудился ваш товарищ и не сошел с пути. Он не говорит по прихоти. Это — всего лишь внушаемое ему откровение”. (Ан-Наджм, 1-4) . (См. Шейх Абд аль-Азиз ибн Баз – маджму фатауа уа макаалаат мутанаууа ,5\300-301).

Поэтому мужчина должен помнить эту истину создания женщины, чтобы терпеть и переносить трудности. И он должен знать, что это состояние всех женщин. Поэтому ему следует закрывать глаза на некоторые ошибки, и не отчитывать ее за каждую ошибку. Аль-Хасан, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Благородный никогда не будет вдаваться глубоко в чужие ошибки” (“Тафсир аль-Багави”, 4/364).

Муж должен стараться уметь прощать и быть снисходительным, закрывая глаза на некоторые оплошности, не отчитывая ее за каждую ошибку. Разве он не хочет, чтобы Аллах простил его? Как сказал Всевышний Аллах (смысловой перевод): “Пусть они простят и будут снисходительны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах – Прощающий, Милосердный” (Ан-Нур,22).

Также пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Проявляйте милосердие к тем, кто на земле, и к вам проявит Свою милость Тот, Кто над небесами”.

Поэтому если муж видит в своей жене какие-либо недостатки, то ему следует видеть её достойные качества. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Пусть верующий не испытывает отвращение к верующей, если же ему не нравятся в ней нравы, то пусть довольствуется другими её нравами”. (Муслим 1469).

Муж не должен гневаться на жену за каждую ошибку или оплошность. Он должен сдерживать себя во время гнева, не торопиться и не пускаться в перепалку, за которой следуют непристойные и ничтожные слова в адрес жены. Всевышний Аллах, описывая правоверных, которые удостоются Райских блаженств, среди прочего сказал:  “…и прощают, когда гневаются”. (Аш-Шура,37).

Также Всевышний Господь сказал: “…сдерживают гнев и прощают людей”.  (Аль-Имран,134).

Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, в токовании этого  аята говорил: “Когда их охватывает  приступ гнева, то они сдерживают этот порыв. То есть, скрывают  его, не поступая в соответствии с ним. А наряду с этим они прощают тех, кто причиняет им зло”. (См. “Тафсир ибн Касир”).

Шейх Са’ди, да смилуется над ним Аллах,  в толковании этого аята писал: “То есть,  они сдерживают свой гнев, когда окружающие причиняют им неприятность, которая заставляет их негодовать и гневаться. Под гневом подразумевается переполнение сердца злобой, которая подталкивает человека отомстить обидчику словом или делом. Однако они  не поступают в соответствии с требованиями человеческой природы и сдерживают свой гнев, проявляют терпение и не отвечают обидчику злом. Они прощают людей и прощают каждого, кто обижает их словом или делом”.  (См. “Тафсир Са’ди “).

Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Сильный не тот, кто может повалить в борьбе. Однако силен тот, кто способен владеть собой  во время гнева”. (аль-Бухари ,6114 и Муслим, 2609).

Также приводится сообщение о том, что один мужчина сказал пророку, да благословит и приветствует его Аллах: “Сделай мне наставление”. Тогда он ответил: “Не гневайся”. Тот мужчина повторил свою просьбу несколько раз. Тогда он сказал: “Не гневайся”. (аль-Бухари, 6116).

От Му’аза ибн  Анаса аль- Джухани, да будет доволен им Аллах, передано о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Тот, кто сдерживает свой гнев в то время, когда он способен излить его, то Аллах призовет его в Судный день во главе всех созданий, дабы дать ему на выбор райских гуриев какую он пожелает”. (Абу Дауд, 4777,Тирмизи, 2021, ибн Маджа,4186, Ахмад, 15657. Шейх Альбани назвал хадис хорошим в “сунан”).

Со слов Абу Дарды, да будет доволен им Аллах, передано: “Однажды я сказал: “О Посланник Аллаха, укажи мне  на дело, которое  введет меня в Рай”. На что он, мир ему и благословение Аллаха, ответил: “Не гневайся, и  будет тебе Рай”.  (Табарани в “Аусат”3/25/2353. Шейх Альбани назвал хадис достоверным в “таргиб”,2749).

Ибн Мубарак, имам Ахмад и Исхак, да смилуется над ними Аллах, говорили, что  благонравие это – оставление гнева. (См. “Джами’уль-улум уаль-хикам” стр.155).

Муж должен уметь сдерживать себя при гневе, прося защиты у Аллаха от побиваемого камнями сатаны. От Сулеймана ибн Сурода, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: «Однажды двое мужчин поругались в присутствии пророка, да благословит и приветствует его Аллах, а мы сидели рядом с ним. И один из них стал ругать своего товарища в гневе, а лицо у него стало краснеть. Тогда пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Поистине, я знаю слова, произнесение которых им снимет этот гнев с него. Если бы он сказал: “А‘узуу билляхи минаш-шайтонир роджийм” (Прибегаю к Аллаху от побиваемого камнями шайтана) ( аль-Бухари,6115 и Муслим, 2610).

Ему следует последовать велению пророка, мир ему и благословение Аллаха, который  сказал: “Если кто-либо из вас гневается, будучи стоя, пусть сядет. Если гнев у него пройдет, то хорошо.  В противном случае, пусть  ляжет”. ( Абу Дауд, 4782, Ахмад,21386. Шейх Альбани подтвердил достоверность хадиса в “сунан”).

А также он, мир ему и благословение Аллаха, говорил: “Если гневаешься, то молчи. Если гневаешься, то молчи. Если гневаешься, то молчи”.  (Ахмад, 2136 .Шейх Альбани подтвердил достоверность хадиса в “сахихе” 1375).

Ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, говорил: “Это великое лекарство от гнева. Поскольку от гневного человека, в состоянии его гнева, вылетает  слово, после которого, он начинает  сожалеть из-за множества  ругани и прочего  из того, чего  вред  является серьезным.  А если же он во время гнева будет  соблюдать молчание, то все это зло его не коснется”. (См. “Джамиуль- улум, уаль-хикам” стр.156).

А также лучше ему выйти из дома для того, чтобы не разгорелась между ними ссора. Это основано на рассказе об ‘Али ибн Абу Талибе, да будет доволен им Аллах. Сахля ибн Са’да, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, пришел в дом к Фатиме, да будет доволен ею Аллах, и не нашел ‘Али в доме. Он спросил: «Где сын твоего дяди (по отцовской линии)?» Она ответила: «Между нами кое-что произошло, и он разозлился на меня, вышел из дому и не спал в полдень у меня». Тогда посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал одному человеку: «Посмотри, где он?» Тогда тот разузнал, и, вернувшись, сказал: «О, посланник Аллаха, он спит в мечети». Тогда посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, пошел к нему и обнаружил, что ‘Али лежит, а его плащ упал с его бока, и на него попала пыль. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал стряхивать с него (пыль), говоря: “Вставай, Абу Тураб, вставай, Абу Тураб”. ( аль-Бухари, 441 и Муслим, 2409).

Обратите внимание на то, как посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, поступил во время разногласий между его дочерью Фатимой и ее мужем ‘Али, да будет доволен ими обоими Аллах. Он не стал вмешиваться, кроме лишь успокоения положения и мягкого обращения с ‘Али, да будет доволен им Аллах, когда он стряхнул с него песок и сказал: “Вставай, Абу Тураб”. Подобное ведение дел является прекрасным и любезным. А в наше время некоторые родственники супругов вмешиваются в небольшие разногласия и затруднения между ними, которых почти не бывает лишен любой дом, и которые можно уладить между супругами. Родственники супругов не должны вмешиваться в подобное, а  им нужно оставить решение дела им самим, чтобы примирить их между собою. А иначе они станут причиной увеличения трудностей, и иногда это приводит к распаду семьи. Ведь в посланнике Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, для нас имеется хороший пример в его позиции относительно разногласий между его дочерью Фатимой и ее мужем ‘Али, да будет доволен ими обоими Аллах.

Также к хорошему отношению относится то, что муж уделяет своей супруге должного внимания и времени, ибо исполнение ее прав обязательно для него. И ему недозволенно делать в этом упущение, даже если эта занятость будет дополнительными поклонениями из числа поста, молитвы и тому подобного. Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Поистине, твоя плоть имеет над тобой право, и твой глаз имеет над тобой право, и твоя жена имеет над тобой право” (аль-Бухари, 5199 и Муслим, 1159).

А также к хорошему отношению относится украшение и улучшение его внешнего вида для нее прекрасным образом. Ибн’ Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я люблю приукрашиваться для жены так же, как и люблю, чтобы она наряжалась для меня. Ибо Всевышний Аллах сказал (смысловой перевод): “Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению” (Ал-Бакара, 228, см. “Тафсир Ибн Касира”, 1/237).

Также к хорошим отношениям относятся доверие по отношению к жене и хорошие мысли о ней. Муж в основном на ошибочных взглядах и сатанинских наущениях – не доверяет жене и плохо думает о ней. Поэтому муж должен прибегать к защите Аллаха от побиваемого камнями сатаны и оставлять лживые подозрения. Всевышний сказал (смысловой перевод): «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (Аль-Худжурат,12).

Великий и могучий Аллах запретил мусульманам плохо думать о своих верующих братьях, поскольку очень часто это подталкивает их к совершению грехов. Подозрения, лишенные основания, и дурные мысли о каком-либо человеке неразрывно связаны с греховными речами и поступками. Эти мысли закрадываются в душу человека и не оставляют его в покое, пока он не скажет или не совершит то, в чем впоследствии станет раскаиваться. Этот аят запрещает не только плохо думать о мусульманах, но и испытывать к ним ненависть и вражду. О, правоверные! Не пытайтесь разузнать о недостатках мусульман и не обнародуйте их. Старайтесь не замечать ошибок своих братьев, дабы ваши действия не повлекли за собой нежелательные последствия. Не говорите о своих братьях то, что им не понравится, даже если это правда. Именно так истолковал злословие за спиной мусульман пророк Мухаммад, да благословит и приветствует его Аллах. А для того, чтобы отвратить Своих рабов от этого греха, Всевышний Аллах уподобил человека, который злословит за спиной своего брата, тому, кто ест мясо своего брата, подчеркивая, насколько же отвратителен подобный поступок. Вы ни за что не стали бы есть мясо своего брата, особенно, если он испустил дух и умер. Посему не отзывайтесь о нем плохо за его спиной и не ешьте его мяса, пока он еще жив. Этот аят предостерегает мусульман от злословия за спиной мусульман. Этот грех является одним из величайших грехов, и поэтому Всевышний уподобил его другому величайшему греху – употреблению в пищу мертвечины». (См. “Тафсир С’ади”).

Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается о том, что посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, говорил: “Сторонитесь предположений, ибо поистине, предположение является самым лживым преданием”. (Аль-Бухари в “адабуль-муфрад” 1278. Хадис достоверный. См. “Гойатуль-Мирам 417”).

От АбдуЛлах (АбдуЛлах – это либо ибн Умар, либо это ибн Масъуд – прим. от автора статьи) передается о том, что он говорил: “Не перестает тот, кого обокрали, подозревать до тех пор, пока не станет хуже самого вора (или пока не станет его грех больше, чем грех самого вора )”. ( Аль-Бухари в “адабуль-муфрад” 1289. Хадис достоверный).

Мухаммад ибн Сирин говорил: “Если до тебя дойдет какое-либо плохое известие о твоем брате-мусульманине, то найди ему оправдание. А если ты не можешь сделать этого, то тогда скажи: «Наверное, у него есть оправдание»” (аль-Байхакъи в “Шу’абуль-иман” 6/323).

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я видел, как посланник Аллаха да благословит и приветствует его Аллах совершая обход (тауаф) вокруг Каабы, говорил: «Как прекрасна ты и как прекрасен твой запах. О как величественна ты и как велика твоя святость. Клянусь Тем, в Чьей руке душа Мухаммада, что святость верующего более велика пред Аллахом, чем святость твоя! Неприкосновенны и священны его имущество и кровь, и мы должны думать о нем лишь хорошее». (Ибн Маджах 2619. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Бусайри, шейх Ахмад Шакир и аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3420).

И как говорят ученые: “Запрещено думать плохо о мусульманине, который внешне является правильным”. (См. “Колуль-муфид”).

Конечно, сам мусульманин тоже должен беречь свою честь и не делать того, что может вызвать подозрения. Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывал о том, что однажды пророк, да благословит и приветствует его Аллах, стоял с одной из своих жен в то время, когда мимо них прошел мужчина. После чего пророк, да благословит и приветствует его Аллах,  позвал его, и сказал: “О такой-то! Это мая супруга такая-то”. На что тот сказал: “Если бы я подумал, то подумал бы о других, но не подумал бы о тебе. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ему в ответ: “Поистине, шайтан передвигается в сынах Адама с кровью” (Аль-Бухари в “адабуль-муфрад” 1288. Хадис достоверный).

Точно так же, когда какой-нибудь брат  будет идти с родной сестрой, а она еще даже не прикрыта, по причине слабого имана, и  встретит он своего знакомого брата  по вере, то лучше ему сообщить о том, что рядом с ним его сестра, дабы избежать не хороших мыслей о нем.  А лучше известно об этом Аллаху!

Муж должен помнить, так же как и супруга его,  что больше всего сатану радует разлучение между супругами, как приведено в хадисе от пророка, да благословит и приветствует его Аллах, что он сказал: «Поистине, иблис устанавливает свой трон на воде (т.е. на море), а затем отправляет свои отряды. Из них самым близким к нему по положению является тот, кто больше всего из них сделал наущений и смут (людям). Один из них приходит и говорит: «Я сделал то и то». Тогда иблис говорит ему: «Ты ничего не сделал». Затем приходит еще один из них и говорит: «Я не покидал (одного мужчину), пока не отделил его от жены». Тогда иблис приближает его к себе и говорит: “Как ты хорошо поступил”. (Муслим, 2813).

Также к хорошим отношениям относится забота о жене во время болезни, которая быть может, иногда длится долгое время, либо задержка рождения детей от него.

Предпочтительно для мужчины оставить ее под своим покровительством в качестве почтения и благодеяния из-за ее верности, даже если он женится на другой. Что касается задержки рождения детей, то иногда это бывает по его причине. А если удостоверится, что это происходит по ее причине, то ему также лучше оставить ее под своим покровительством, простить ее и относиться к ней по-доброму. Аллах говорит (смысловой перевод): “Воистину, Аллах не теряет вознаграждения творящих добро” (Аль-Араф,170). Также Всевышний сказал (смысловой перевод): ” Воздают ли за добро иначе, чем добром ” (Ар – Рахман, 60). Разве может Всевышний Аллах причинить зло тому, кто искренне поклонялся своему Творцу и делал добро Его творениям? Разве может Он лишить его щедрого вознаграждения, великой радости, райской благодати и счастливого бытия?

А также одним из замечательных вещей во взаимоотношениях мужа с женой, является вхождение к супруге ночью после долгого отсутствия, сообщая ей об этом заранее. Ибо иногда из-за отсутствия ее подготовки к встрече с ним он видит у нее то, что вызывает у него отвращение к ней. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Когда кто-либо из вас долго отсутствует, пусть не приходит к своей семье ночью” ( аль-Бухари, 5244 и Муслим, 715). В одной версии сказано: “Чтобы женщина, у которой муж долго отсутствовал, успела побрить волосы на срамных местах, а женщина с растрепанными волосами успела причесаться” (Муслим,715).

Поэтому если муж долго отсутствовал, он должен входить к своей семье лишь днем, или сообщить им об этом заранее, и не входить к ним внезапно. (См. Комментарий ан-Навави к “Сахиху Муслима”, 13/71-72).

5- Запрет на нанесение ударов по лицу, высказывание мерзких слов в ее адрес. А также если он избегает близости жены, то должен делать это в одном доме.

От Му’авии ибн Хайды аль-Кушайри, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: “Я спросил: “О, посланник Аллаха, какое право имеют наши жены?” Он ответил: “Если ты ешь, то должен кормить и ее, если ты одеваешься, то должен одевать и ее. И не бей ее по лицу и не говори ей мерзких слов, а если избегаешь близости с ней, то делай это в одном доме”. (См. “Ируауль-Гъалиль” 7/98).

Муж, когда сталкивается с высокомерием супруги и ее бессовестным противоречием и ослушанием, то он не должен распускать сразу свои руки, а ему надлежит последовать словам Всевышнего Аллаха, Который сделал для этого выход, чтобы между ними осталась супружеская жизнь. Всевышний сказал: “А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них”. (Ан-Ниса, 34).

Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Али ибн Абу Талха передавал со слов ибн Аббаса, который говорил, относительно избегания жены:” Он не вступает с ней в половую близость, не ложиться с ней в одну постель и отворачивается  от нее”. И  об этом говорили многие другие толкователи, среди которых ас- Судда, ад-Даххак и Икрима. И они еще добавляли, сказав: “Он не разговаривает  и не беседует с ней”. Это добавка так же передается от ибн Аббаса“. (см.”Тафсир Ибн Касира”).

Шейх С’ади , да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании этого аята: “Аллах сказал, что если муж опасается непокорности своей жены, если она отказывается повиноваться ему и ослушается его на словах и делах, то муж должен прибегнуть к воспитательным мерам, переходя от простых к более сложным. Вначале ему следует увещевать свою супругу, т.е. разъяснить ей отношение Аллаха к тем женщинам, которые повинуются своим мужьям, и тем женщинам, которые ослушаются их; рассказать ей о вознаграждении за покорность мужу и наказании за неповиновение ему. Если жена перестанет ослушаться, то он уже добился желаемого. В противном случае ему надлежит избегать ее на супружеском ложе, не ложиться с ней в одну постель и не вступать с ней в половую близость до тех пор, пока это не принесет желаемого результата. Если же подобная мера воспитания также не принесет никакой пользы, то мужу разрешается побить жену, не причиняя ей сильных страданий.
Если одна из перечисленных мер принесет полезные плоды и если жена станет повиноваться своему мужу, то ему следует довольствоваться тем, что он добился желаемого, не порицать свою супругу за совершенные в прошлом прегрешения и не вспоминать о событиях, воспоминания о которых могут причинить боль или породить зло” (См. “Тафсир Са’ди”).

Поэтому муж должен придерживаться этой меры и не торопиться с разводом. Эта мера исполняется по порядку, и начинается с увещевания. Но если же увещевание не улучшило положение, она продолжает быть строптивой, до сих пор продолжает бессовестно противоречить мужу, то он переходит к избеганию на супружеском ложе. Если и это не помогло, то тогда он имеет право ударить ее, без жестокости, то есть несильно. А не так, как в наше время некоторые мусульмане устраивают в своих домах. Нужно побояться Аллаха, ибо за это придется отвечать перед Аллахом.

Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Предписание ударять жен означает, что муж имеет право несильно ударить жену, если наставления и разлучение в постели не помогли ей исправиться. В достоверном хадисе, переданном Муслимом со слов Джабира, сообщается, что во время прощального паломничества Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Бойтесь Аллаха и берегите своих жен, поскольку они являются вашими помощницами. Они должны слушаться вас и не впускать в дом тех, кто вам не нравится. Но если они поступят иначе, то бейте их, но несильно. Но не забывайте, что вы должны кормить и одевать их». Ибн ‘Аббас и другие толкователи сказали, что ударять жен следует несильно. Хасан аль-Басри сказал, что бить жену следует, не оставляя следов”. (См. “Тафсируль-Кураниль-‘Азым” 1/743).

Поскольку целью этого является воспитание, а не причинение мучений, а также этот метод (побивание) используется только в предельных случаях. Так как посланник, да благословит и приветствует его Аллах, порицал, чтобы мужчина хлестал свою супругу хлестанием раба, а затем входил в половую близость с ней. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Пусть никто из вас не бьет свою жену, как бьет раба, а затем в конце дня, совершает с нею близость” (аль-Бухари,5204). В одной версии сказано: “Кто-либо из вас стремится побить свою жену, как раба. Возможно, в конце ночи он ляжет с нею спать”. ( аль-Бухари, 4942 и Муслим, 2855).

Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, дает нам понять, насколько  несовместимо побивать жену, а затем умудряться совершать с ней близость. Разница между этими делами как небо и земля. Поскольку такой поступок по природе не считается приемлемым. Как женщина может сдружиться с мужчиной, который за несколько часов побил ее, после чего снова ложится с ней?! Это противоречит природе и душе человека.

Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Не бейте рабынь Аллаха”. Тогда пришел ‘Умар к посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и сказал: “Женщины совершили непокорность” (осмелились совершить непокорность по отношению к своим мужьям). И пророк, да благословит и приветствует его Аллах, разрешил бить их. Тогда много женщин окружило семью посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, жалуясь на своих мужей. После этого посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Много женщин окружило семью Мухаммада, жалуясь на своих мужей. Те (мужья, которые не проявили терпение, или били жен так, что это привело к жалобам), не являются лучшими из вас”. (Сунан Абу Давуда ,2146. Ибн Хаджар назвал его цепочку передачи достоверной. См: “Аль-Исаба”, 1/101. В том, является ли рассказчик этого хадиса Ийас ибн ‘Абдуллах ибн Абу Зийаб (Зубаб, Зуаб) сподвижником, имеется разногласие. См: “Ат-Такриб”, с.117, №590).

Поэтому он после избегания не использует метод побивания, который не принесет пользу, кроме как в предельном положении. Если не улучшится положение после побивания, то он избирает двух судьей, одного судью со своей семьи, а другого со стороны жены. Они примиряют их обоих. И является обязательным этим двум мужчинам побояться Аллаха, и судить по справедливости и желать примирения. Сказал Всевышний Аллах: “Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий”. (Ан-Ниса,35).

Шейх С’ади, да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании этого аята: ” Если вы опасаетесь того, что супруги станут отдаляться друг от друга и даже избегать друг друга, что впоследствии может привести к разладу между ними, то приведите двух совершеннолетних, справедливых и благоразумных мусульман из его семьи и ее семьи, которые осведомлены о возникшей между супругами проблеме и знают, когда можно сблизить супругов, а когда им следует расстаться. Все сказанное нами вытекает из смысла арабского слова “хакам” (“судья”), потому что человека можно назвать судьей только в том случае, если он обладает перечисленными качествами. Двое судей должны рассмотреть, в чем супруги обвиняют друг друга, и обязать обоих супругов поступать впредь так, как они обязаны поступать в подобных ситуациях. Если же один из супругов не способен выполнить свои обязанности полностью, то судьи должны убедить другую сторону довольствоваться имеющимся пропитанием или теми качествами супруга или супруги, которыми он или она обладают. Судьи должны сделать все возможное для того, чтобы примирить супругов, и не должны уклоняться от намеченной цели. Но если разногласия между супругами достигли такой степени, что их невозможно примирить, если их дальнейшая совместная жизнь будет сопровождаться враждебным отношением друг к другу и ослушанием Аллаха, если судьи увидят, что супругам целесообразно развестись, то они должны развести их, причем согласие мужа на развод при этом является необязательным, поскольку Аллах назвал этих двух лиц судьями, а судьи имеют право вынести приговор, который может не понравиться ответчику. Если же они посчитают целесообразным примирить их, то Аллах поможет им принять правильное решение и найти нужные слова, которые привлекут супругов и помогут их воссоединению. Среди прекрасных имен Аллаха – Знающий и Ведающий. Ему известно обо всем явном и сокровенном, обо всех тайнах и секретах, и благодаря своему совершенному знанию Он ниспослал людям эти славные предписания и прекрасные законы” (См. “Тафсир Са’ди”).

6 – Соблюдение справедливости между женами в расходовании и делении дней и ночей для того, кто женат больше, чем на одной.

Всевышний Аллах сказал (смысловой перевод): ” Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или наложницами, которыми вы овладели. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости ( или бедности)” (ан-Ниса 4: 3).

Имам Ибн ‘Абидин, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Аллах повелел ограничиться одной женой в случае опасения несправедливости. И это указывает на обязательность справедливости при многоженстве!”. (См. “Хашия Ибн ‘Абидин” 2/408).

От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «У кого было две жены, а он склонился только к одной из них, тот предстанет в Судный день, лишенный части своего тела!» (Ахмад 2/295, Абу Дауд 2133, ан-Насаи 5/63. Хафиз Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса).

Имам аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, говорил: “Я не знаю разногласий в том, что человек обязан делить ночи между женами и проявлять справедливость между ними” (См. “аль-Умм” 5/280).

Также он сказал: “Сунна посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и все ученые говорят о том, что человек обязан делить поровну между женами дни и ночи. И он должен быть справедливым в этом. И он не имеет права ущемлять их в этом” (См. “аль-Умм” 5/110).

Имам Ибн Хазм, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Проявление справедливости между женами является обязательным, а в основном это касается в справедливом делении ночей между ними” (См. “аль-Мухалля” 5/280).

Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, говорил: “Правильное мнение в отношении справедливости между женами в том, что муж обязан быть справедливым между ними во всем, в чем может. Будь это подарки, расходование, и даже половой акт, если он в состоянии быть справедливым и в этом”. (См. “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб” 10/252).

А также муж обязан соблюдать справедливость между женами в расходовании на них своего имущества. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, говорил: “Что касается справедливости в расходовании и одевании, то это является Сунной и следованием за пророком, да благословит и приветствует его Аллах. Поистине, он был справедлив между женами в расходовании и делении ночей!”.(См. “Маджму’уль-фатауа” 32/269).

Однако муж во время расходования должен считаться с положениями его супруг. Если одна из жен находится в достатке, а другая нет, то он может расходовать и покупать одежды сверх необходимого для той, которая находится в недостатке, если другая в достатке.

Имам ибн Къудама, да смилуется нам ним Аллах, сказал: “Муж не обязан соблюдать равенство в расходовании и одеяниях между женами, если выполнил свою обязанность в этом отношении! Имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, говорил о том человеке, у которого две жены, что он может предпочитать одну из них в расходовании или интимных отношениях, если другая находится в достатке. А также может покупать одежду для одной сверх необходимого, если другая в достатке. Это по той причине, что если бы проявления равенства было бы обязательным во всех отношениях, то это было бы невозможно выполнить”. (См. “аль-Мугъни” 7/232).

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

« Источник »

(3329)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Close