1. Главная
  2. Биографии
  3. О
  4. Пророках
  5. Пророк Лут (мир ему)
Пророк Лут (мир ему)

Пророк Лут (мир ему)

1.35K
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Одним из важных событий, имевших место при жизни Ибрахима (мир ему), явилось наказание, которому подвергся весь народ Лута.

Происхождение Лута (мир ему)

Его полное имя — Лут, сын Харана, сына Тариха (или же Азара). Лут был сыном брата Ибрахима, у которого было два брата — Харан и Нахур.

Народ, к которому был послан Лут (мир ему)

Повелению Ибрахима (мир ему) и с его позволения Лут (мир ему)  покинулто место, где остановился его дядя, и поселился в Содоме, главном городе земли, именовавшейся Гаур-Зугар. Во круг этого города находились различные селения, а его жители относились к числу наиболее нечестивых, неверующих и дурных людей. Они промышляли грабежами, занимались неподобающими делами в своих собраниях и не удерживали друг друга от совершения самых отвратительных поступков. Кроме того, они изобрели невиданную прежде мерзость и стали заниматься мужеложством, отказавшись от женщин, которых Аллах создал для Своих праведных рабов.

Лут призывал их к поклонению одному лишь  Аллаху, у Которого  нет  сотоварища,  и старался  удерживать  от  всего запретного и мерзкого, что они творили. Однако эти люди так и остались неверными и продолжали совершать беззакония и заниматься развратом. За это Аллах подверг их наказанию,которого они не могли себе и представить, и сделал их участь поучительным примером для обитателей миров и назиданием для каждого разумного человека.

Рассказ о Луте  (мир ему) в священном Коране

Ввиду важности  всего,  о чём  говорилось  выше,  рассказ о Луте приводится в целом ряде  аятов Корана. Аллах Всевышний сказал: [Мы также послали] Лута, и он сказал [людям] своего народа: «Неужели вы [и впредь] будете развратничать, [совершая] то, чего до вас [не совершал] никто из [обитателей] миров?

Поистине, влекомые страстью, овладеваете вы мужчинами вместо женщин, а ведь [это значит, что] вы — люди, преступающие [все границы]

В ответ [люди] его народа только говорили [друг другу]: «Изгоните их из вашего селения! Поистине, они — люди, которые хотят очиститься».

И Мы спасли [Лута] и [всех членов] его семьи, кроме его жены, которая оказалась [среди] оставшихся.

И Мы осыпали их дождём [из камней] — посмотри же, каков был исход для грешников! (7:80–84).

Аллах Всевышний также сказал: Наши посланники, [которые] принесли Ибрахиму радостную весть, сказали: «Мир». Он [тоже] сказал: «Мир», и поспешил принести им [мясо] жареного телёнка.

Когда [Ибрахим] увидел, что [они] не [притрагиваются к угощению], он осудил их и ощутил страх перед ними, но они сказали: «Не бойся! Поистине, мы посланы к народу Лута».

Его жена, стоявшая [за занавеской][1], засмеялась[2], и Мы порадовали её вестью об Исхаке, а после Исхака — о Я‘кубе.

Она [воскликнула]: «О, горе мне! Неужели я [смогу] родить, ведь я — старуха, и муж мой — старик? Поистине, это удивительно!»

Они сказали: «Неужели дивишься ты велению Аллаха? [Да пребудут] с вами милость Аллаха и Его благословения, о [члены] семейства [Ибрахима]! Поистине, Он — Достохвальный, Славный».

Когда страх Ибрахима прошёл и к нему пришла радостная весть, он стал спорить с Нашими [посланниками] о [каре, уготованной для] народа Лута. Поистине,[был] Ибрахим кротким, смиренным и кающимся.

[Ангелы же сказали]: «О Ибрахим! Оставь это, [ибо] уже [известно, что по] велению твоего Господа их постигнет неотвратимое наказание».

Когда Наши посланники явились к Луту, он огорчился из-за них, оказался не в силах терпеть это и сказал: «Это — тяжёлый день!»

К нему сбежались [люди] его народа, которые и прежде совершали прегрешения.

[Лут] сказал: «О народ мой! Вот мои дочери, [которые] чище для вас, [чем мужчины].

Побойтесь же Аллаха и не срамите меня перед моими гостями! Неужели нет среди вас [ни одного] благоразумного мужа?!»

Они сказали: «Тебе известно, что нам не нужны твои дочери, ведь ты знаешь,чего мы хотим!» 

[Лут] сказал: «Если бы обладал я силой, [чтобы одолеть] вас, или [мог опереться на] прочную основу!»

[Ангелы] сказали: «О Лут! Поистине, мы — посланники твоего Господа, [что же касается этих людей, то] они ничего тебе не сделают. [Когда пройдёт] часть ночи, отправляйся в путь со [всеми членами] твоей семьи, кроме твоей жены, и пусть никто из вас не оглядывается.

Поистине, поразит её то же, что поразит их, а [установленный] для них срок [подойдёт] утром.

Разве утро не близко?» Когда же наступил [срок осуществления] Нашего веления, Мы перевернули вверх дном их [селения] и осыпали [этих людей] камнями из обожжённой глины, [падавшими] друг на друга и помеченными у твоего Господа. Недалеки они от

несправедливых (11:69–83). 

И сообщи им о гостях Ибрахима. Когда они вошли к нему и сказали: «Мир», он сказал:«Поистине, мы боимся вас». 

Они сказали: «Не бойся, [ведь] мы порадуем тебя вестью о знающем мальчике»[3]. 

Он сказал: «Неужели вы радуете меня доброй вестью, когда я уже стар? Чем же вы радуете меня?»

Они сказали: «То, чем мы порадовали тебя, — истина, так не будь же [одним] из отчаявшихся!»

Ибрахим сказал: «Кто же отчаивается в милости Господа своего, кроме заблудших?!»

Он сказал: «Какое же [ещё] у вас дело, о посланники?»

Они сказали: «Поистине, по сланы мы к людям, совершающим преступления,[чтобы уничтожить их всех до единого], за исключением [членов] семьи Лута.

Поистине, мы спасём всех их,кроме его жены», [ибо] решили Мы[4], что она будет среди оставшихся [и подвергнется наказанию].

Когда посланники явились к семье Лута,он сказал: «Поистине, вы — люди незнакомые».

Они сказали: «Мы явились к тебе с тем, относительно чего они сомневались.

Мы явились к тебе с истиной и, поистине, мы говорим правду.

[Когда пройдёт] часть ночи, отправляйся в путь вместе с [членами] своей семьи и иди позади них. Пусть никто из вас не оглядывается, и ступайте туда, куда вам велят».

И Мы [ниспослали Луту откровение, в котором поведали], что наутро они будут поголовно уничтожены.

[Когда] ликующие жители города явились [к Луту],он сказал им: «Это — мои гости, так не позорьте же меня, и побойтесь Аллаха, и не срамите меня!»

Они сказали: «Разве не запретили мы тебе [оказывать гостеприимство чужеземцам]

Он сказал: «Если вы [решили] совершить [подобное с моими гостями], то вот мои дочери [лучше женитесь на них]

Клянусь твоей жизнью, они блуждали в своём опьянении, [не ведая, что их ждёт]!

А на восходе солнца их поразил вопль, и Мы перевернули вверх дном их [селения] и осыпали их камнями из обожжённой глины.

Поистине, в этом — знамения для [тех, кто способен] видеть.

Поистине, [эти города находились] на торной дороге, [ведущей из Мекки в Шам].

Поистине, в этом — знамение для верующих (15:51–77).

Аллах Всевышний также сказал:[Люди] народа Лута сочли посланников лжецами.

Вот сказал им брат их Лут: «Неужели вы не убоитесь? Поистине, я — посланник к вам [и я] достоин доверия.

Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне! Я не прошу у вас за это никакой награды, [ибо] наградит меня только Господь миров.

Неужели вы [и впредь] будете овладевать мужчинами из [числа чужеземцев],покидая ваших жён, которых создал для вас ваш Господь? [Поистине], вы — люди, преступающие [пределы дозволенного]

Они сказали: «О Лут, поистине, если ты не прекратишь [говорить такие слова],то окажешься [одним] из изгнанников!»

[На это] он сказал: «Поистине, я — [один] из ненавистников ваших деяний!

Господь мой, упаси меня и [членов] моей семьи от того, что они творят!»

И Мы спасли его и всех [членов] его семьи, кроме старухи, [которая оказалась] среди оставшихся.

Потом Мы уничтожили [всех] и прочих, осыпав их дождём [из камней]. Злополучным стал дождь этот для тех, кого предостерегали!

Поистине, в этом — знамение, но в большинстве своём они не веруют.

Поистине, Господь твой — Всемогущий, Милостивый (26:160–175).

Аллах Всевышний также сказал: [Мы также послали] Лута, и он сказал [людям] своего народа: «Неужели вы [и впредь] будете развратничать, взирая [на это]?

Неужели, влекомые страстью, будете вы овладевать мужчинами вместо женщин?! Да, вы — люди невежественные!»

В ответ [Луту люди] его народа только говорили: «Изгоните семью Лута из вашего селения! Поистине, они — люди, которые хотят очиститься».

И Мы спасли его и [всех членов] его семьи, кроме его жены, которой Мы предопределили [оказаться одной] из оставшихся.

И Мы осыпали их дождём [из камней]. Злополучным стал дождь этот для тех, кого предостерегали! (27:54–58).

Аллах Всевышний также сказал: [Мы также послали] Лута, и он сказал [людям] своего народа: «Поистине, вы развратничаете, [совершая] то, чего до вас [не совершал] никто из [обитателей] миров!

Ведь вы овладеваете мужчинами, разбойничаете на дорогах и занимаетесь неподобающими [делами] в [местах] ваших собраний!» В ответ [Луту люди] его народа только говорили: «Навлеки же на нас кару Аллаха, если ты из числа правдивых!»

[Тогда Лут] сказал: «Господь мой! Помоги мне одолеть людей, распространяющих нечестие!»

Явившись к Ибрахиму с радостной вестью, Наши посланники сказали: «Поистине, мы погубим жителей этого селения, [ибо] жители его несправедливы!»

Он сказал: «Но ведь в [этом селении живёт и] Лут!»

Они сказали: «Нам лучше знать, кто [живёт] в [этом селении]. Мы непременно спасём его и [всех членов] его семьи, кроме его жены, которая будет [в числе] тех, кто останется».

Когда Наши посланники явились к Луту, он огорчился из-за них и оказался не в силах терпеть [это]. Они же сказали: «Не бойся и не печалься! Поистине, Мы спасём тебя и [всю] твою семью, кроме твоей жены, которая будет [в числе] тех, кто останется.

Поистине, мы низведём на жителей этого селения кару с небес за то, что они поступали греховно!»

И оставили Мы от [этих селений только] ясное знамение для людей разумеющих (29:28–35).

Аллах Всевышний также сказал: Поистине, Лут [был одним] из посланников. Мы спасли его и [всю] его семью, кроме старухи, [которая оказалась среди] оставшихся.

Потом уничтожили Мы [всех] прочих, мимо которых вы проходите утром и ночью. Неужели вы не уразумеете? (37:133–138).

Приведя рассказ о гостях Ибрахима, которые порадовали его вестью о знающем сыне, Аллах Всевышний сказал: [Ибрахим] сказал: «Какое же [ещё] у вас дело, о посланники?»

Они сказали: «Поистине, по сланы мы к людям, совершающим преступления, чтобы [осыпать] их камнями из [обожжённой] глины, помеченными у твоего Господа для тех, кто преступал [пределы дозволенного]».

И Мы вывели верующих, которые находились в [этих селениях],обнаружив [там] лишь один дом, [где находились люди],покорившиеся [Аллаху].

И оставили Мы на [месте, где находились эти селения], знамение для тех, кто боится мучительного наказания (51:31–37).

Народ Лута счёл предостережения ложью. Поистине, Мы наслали на них ураган, принёсший с собой камни, [и они погубили их всех], кроме [членов] семьи Лута, которых Мы спасли перед рассветом по милости Нашей. Так вознаграждаем Мы тех, кто благодарил.

Он предупреждал их о том, [какова] Наша хватка, но они подвергали сомнению эти предостережения.

Они настойчиво требовали у него его гостей, и тогда Мы лишили их зрения [и сказали]: «Вкусите же Моё наказание и Мои предостережения!»

А ранним утром постигло их наказание непреходящее —вкусите же Моё наказание и Мои предостережения!

Мы сделали Коран лёгким для запоминания, но найдётся ли тот, кто усвоит [его наставления]? (54:33–40).

О Луте и его народе упоминается и в других   аятах Корана, которые приводились нами, когда речь шла о народе Нуха, адитах и самудянах. Здесь же мы приводим ряд аятов и хадисов для того, чтобы показать, что с ними происходило и что постигло их по воле Аллаха, к Которому следует обращаться за помощью.

Когда Лут (мир ему) призвал этих людей поклоняться одному лишь Аллаху, у Которого нет сотоварища, и запретил им совершать мерзости, о которых упоминается в Коране, ни кто из них не послушал его и не отказался от того, что он им запрещал. Более того, они решили изгнать своего посланника. По скольку эти люди были неразумными, на все обращения к ним они давали один и тот же ответ: «Изгоните семью  Лута  из  вашего  селения!  Поистине,  они —  люди, которые хотят очиститься». Таким образом, высшую похвалу они рассматривали как порицание, требующее изгнания тех, кому оно выражалось, а говорить подобное их побуждало лишь упрямство. Аллах действительно очистил Лута и всех членов его семьи, за исключением жены, и вывел их оттуда наилучшим образом. Что же касается народа Лута, то Он навечно оставил этих людей там, где они жили, но только после того,как по Его воле это место было затоплено бушующими волнами зловонного озера, а эти люди оказались в жарком пламени. Так они отвечали Луту, запрещавшему им совершать самое мерзкое дело, которого до них не совершал никто, и поэтому их удел стал назиданием для обитателей миров.

Однако помимо этого люди народа Лута разбойничали на дорогах, предавали товарищей и совершали самые разные неподобающие дела в местах своих собраний, где они вели вечерние беседы. Так, например, говорят, что они громко испускали ветры, не стесняясь тех, кто находился в собрании вместе с ними. Не исключается также, что в местах своих собраний они совершали и самые тяжкие прегрешения, не считая это зазорным и не внимая увещеваниям и советам разумных людей. Таким образом, эти люди были подобны животным и являлись заблудшими даже в большей степени, ибо они не отказывались от того, что творили в настоящем, не раскаивались в том, чем занимались в прошлом, и ничего не желали менять в будущем, за что и понесли суровое наказание Аллаха. Среди прочего они говорили Луту: «Навлеки же на нас кару Аллаха, если ты — из числа правдивых!» — то есть требовали от него, чтобы их постигло великое наказание, об опасности которого он их предостерегал.

Лут (мир ему) проклинает свой народ

После этого благородный пророк этих людей проклял их и попросил Господа миров и Бога посланников помочь ему одолеть тех, кто распространял нечестие. Вняв словам Лута (мир ему), Аллах также возревновал и разгневался. Он ответил на его мольбу и послал к этим людям Своих благородных посланников,  которыми  были  великие  ангелы.  Сначала  они  явились к Ибрахиму (мир ему) и порадовали его вестью о предстоящем рождении знающего сына, а потом сообщили ему о важном велении, которое они получили. Аллах Всевышний сказал: «[Ибрахим] сказал: “Какое же [ещё] у вас дело, о посланники?”  Они сказали: “Поистине, посланы мы к людям, совершающим преступления, чтобы [осыпать] их камнями  из [обожжённой]  глины,  помеченными  у твоего Господа для тех, кто преступал [пределы дозволенного]”».

Аллах Всевышний также сказал: «Явившись  к Ибрахиму с радостной вестью, Наши посланники сказали: “Поистине, мы погубим жителей этого селения, [ибо] жители его несправедливы!” Он сказал: “Но ведь в [этом селении живёт и] Лут!” Они сказали: “Нам лучше знать, кто [живёт] в [этом селении].  Мы  непременно  спасём  его  и [всех членов] его семьи, кроме его жены, которая будет [в числе] тех, кто останется”».

Ибрахим (мир ему)  препирается относительно удела народа Лута

Аллах Всевышний сказал: «Когда страх Ибрахима прошёл и к нему  пришла  радостная  весть,  он  стал  спорить  с Нашими [посланниками] о [каре, уготованной для] народа Лута». Ибрахим надеялся, что эти люди ответят на призыв, обратятся к Аллаху, покорятся Ему и откажутся от совершения запретного. Вот почему Аллах Всевышний сказал: «Поистине, [был] Ибрахим  кротким,  смиренным  и кающимся.

[Ангелы же сказали]: “О Ибрахим! Оставь это, [ибо] уже [известно, что по] велению твоего Господа их постигнет неотвратимое наказание”»,то есть забудь о них и говори о другом — их участь решена, а поэтому их должно подвергнуть наказанию и уничтожить, ибо«уже [известно, что по] велению твоего Господа их постигнет неотвратимое наказание».

Эти слова означали, что так повелел Тот, веления Которого невозможно оставить без внимания, ибо Его наказание неотвратимо, а решения не обсуждаются.

Гости Лута (мир ему)

Аллах Всевышний сказал: «Когда  Наши  посланники  явились  к Луту,  он  огорчился  из-за  них,  оказался  не  в силах терпеть это и сказал: “Это — тяжёлый день!”»Толкователи Корана указывали, что, покинув Ибрахима (мир ему), ангелы, которыми были Джибрил, Микаил и Исрафил, приняли облик прекрасных юношей и явились в Содом. Это было испытанием, которому Аллах Всевышний подверг народ Лута, и Его доводом против этих людей. Незадолго до захода солнца ангелы попросили Лута (мир ему) принять их у себя и оказать им гостеприимство. Лут, который посчитал их обычными людьми, побоялся, что если он не примет их у себя, то это сделает кто-нибудь другой, «огорчился из-за них, оказался не в силах терпеть это и сказал: “Это — тяжёлый день!”» Ибн ‘Аббас, Муджахид, Катада и Мухаммад ибн Исхак указывали, что здесь речь идёт о тяжком испытании, поскольку Лут знал, что этой ночью он непременно возьмёт их под свою защиту, как брал и других, хотя люди его народа поставили ему условие никому не оказывать гостеприимства.

Слова Аллаха «которые и прежде совершали прегрешения» означают, что они и прежде много раз совершали тягчайшие грехи.

Лут (мир ему) защищает своих гостей

Лут сказал: «О  народ  мой!  Вот  мои  дочери, [которые] чище  для  вас, [чем мужчины]». Он пытался направить их к тому, чтобы они вступали в связь со своими жёнами, которые, согласно религиозному закону, являлись дочерьми  Лута,  поскольку  положение  пророка  любого  народа  равносильно положению отца. На это указывается в одном из хадисов[5], а в Коране сказано: Пророк ближе к верующим, чем сами они к себе, а его жёны являются их матерями (33:6). 

По  мнению  некоторых  сподвижников  и наших  праведных предшественников, Лут действительно был их отцом, и он сказал: «Неужели вы [и впредь] будете овладевать мужчинами из [числа чужеземцев], покидая ваших жён, которых создал для вас ваш Господь? [Поистине], вы — люди, преступающие [пределы дозволенного]!»  Об этом говорят Муджахид, Са‘ид ибн Джубайр, ар-Раби‘ ибн Анас, Катада, ас-Судди и Мухаммад ибн Исхак, и это верно.

Прочие же утверждения ошибочны и заимствованы у людей Писания, которые ошибаются не только в этом, поскольку в их Писании сказано, что ангелов было двое и что они пожинали у Лута[6].

Лут сказал: «Побойтесь  же  Аллаха  и не  срамите  меня  перед  моими  гостями!  Неужели  нет  среди  вас [ни одного] благоразумного мужа?!» Это значит, что он запретил им совершать подобные чудовищные мерзости и засвидетельствовал, что нет среди них ни одного разумного человека и нет ни в ком из них блага, но все они являются глупцами, упорными нечестивцами и неверными, погрязшими в своём невежестве. Среди прочего ангелы хотели услышать эти слова от Лута, прежде чем спрашивать его об этом.В ответ на веление своего пророка, указавшего им правильный путь, люди его народа — да проклянёт их Аллах! — сказали: «Тебе  известно,  что  нам  не  нужны  твои  дочери, ведь ты знаешь, чего мы хотим!» Смысл их слов был таков:  о Лут, тебе известно, что мы не нуждаемся в наших жёнах, как известно и то, в чём заключается наша цель. Вот какие отвратительные слова эти люди говорили своему благородному посланнику, не убоявшись мощи Великого Аллаха, наказание Которого мучительно. Вот почему Лут (мир ему) сказал: «Если бы обладал я силой, [чтобы одолеть] вас, или [мог опереться на] прочную основу!» Лут хотел, чтобы у него была сила или родственники, ибо тогда он мог бы подвергнуть этих людей тому, чего они заслуживали за свои слова.

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Мы имеем больше оснований для сомнений, чем Ибрахим, который сказал: «“Господь мой! Покажи мне, как Ты оживляешь мёртвых”[7]. [Аллах] сказал: “Разве ты не уверовал?” [Ибрахим] сказал: “Конечно, [уверовал], но [я хочу], чтобы успокоилось сердце моё”» (2:260). И да помилует Аллах Лута: поистине, он опирался на прочную основу[8]! А если бы я провёл в темнице столько же времени, сколько и Юсуф, то ответил бы на призыв[9] [Бухари, № 3372].

Сообщается также, что Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Да окажет Аллах милость Луту, который  опирался на прочную основу[10], а за любым пророком, которого Аллах посылал после него, следовало множество людей [Ахмад, т. 2, с. 332. Хадис с хорошим иснадом].

Аллах Всевышний сказал: «[Когда] ликующие жители города явились [к Луту], он сказал им: “Это — мои гости, так не позорьте же меня, и побойтесь Аллаха, и не срамите меня!”  Они сказали: “Разве не запретили мы тебе [оказывать гостеприимство чужеземцам]?” Он сказал: “Если вы [решили] совершить [подобное с моими гостями], то  вот  мои  дочери — [лучше женитесь на них]!”» В этих аятах сообщается, что Лут велел им искать близости с их жёнами и предупредил, что они должны изменить свой образ жизни и перестать творить дурное.

Однако эти люди продолжали стоять на своём и не образумились. Более того, всякий раз, когда Лут запрещал им творить дурное, они ещё настойчивее домогались его гостей, не ведая о том, что уже скоро должно было их постигнуть. Вот почему Аллах Всевышний поклялся жизнью Своего Пророка Мухаммада, сказав: «Клянусь твоей жизнью, они блуждали в своём опьянении, [не ведая, что их ждёт]!»

Гибель народа Лута и постигшая его кара

Аллах Всевышний сказал: «Он предупреждал их о том, [какова] Наша хватка, но они подвергали сомнению эти предостережения. Они  настойчиво  требовали  от  него  его гостей, и тогда Мы лишили их зрения [и сказали]: “Вкусите же Моё наказание и Мои предостережения!” А ранним утром постигло их наказание непреходящее…»

Толкователи Корана указывают, что пророк Аллаха Лут (мир ему) пытался помешать этим людям войти в свой дом, дверь которого была закрыта. Охваченные страстью, они хотели открыть её и войти, он же препятствовал этому и увещевал их, находясь за дверью. Когда положение осложнилось до крайности, Лут воскликнул: «Если бы обладал я силой, [чтобы одолеть] вас, или [мог опереться на] прочную основу!»  Это значит: будь у меня сила, я подверг бы вас наказанию.

Тогда ангелы сказали: «О  Лут!  Поистине,  мы —  посланники  твоего  Господа, [что же касается этих людей, то] они  ничего  тебе  не  сделают». Сообщается, что к ним вышел Джибрил, который нанёс по лицам этих людей удар краем своего крыла и ослепил их. Говорят также, что после этого удара у них вообще не осталось глаз и они возвращались домой, держась за стены и угрожая посланнику Милостивого, что ещё придут к нему на следующий день.

Аллах  Всевышний  сказал:  «Они  настойчиво  требовали  у него  его  гостей,  и тогда  Мы  лишили  их  зрения [и сказали]: “Вкусите же Моё наказание и Мои предостережения!”  А ранним утром постигло их наказание непреходящее…» (54:37–38). Таким образом, ангелы явились к Луту (мир ему) и велели ему отправляться в путь со всеми членами его семьи, сказав: «…и  пусть  никто  из  вас  не  оглядывается» (11:81; 15:65). Это означало, что им не следовало поворачиваться, когда они услышат звук, которым будет сопровождаться наказание. Кроме того, ангелы велели Луту идти позади всех. Слова «кроме твоей жены» могут означать, что Луту следовало двинуться в путь со всеми членами его семьи, кроме жены. Возможно также, в этом   аяте речь идёт о том, что не повернётся никто из них, кроме его жены,в результате чего её поразит то же, что и народ Лута. Однако более вероятным следует считать первое толкование, а Аллах знает об этом лучше.

Ангелы  сказали  Луту:  «…а [установленный]  для  них срок [подойдёт] утром. Разве утро не близко?»— и их слова стали радостной вестью о предстоящей гибели этих зловредных притеснителей.

Когда Лут (мир ему) покидал город, с ним находились только две его дочери. Говорят также, что вместе с ним город покидала и его жена, а Аллах знает об этом лучше.Перед восходом солнца, когда Лут вместе с членами его семьи уже был за пределами города, веление Аллаха осуществилось и жителей Содома постигло неотвратимое бедствие.

Аллах Всевышний сказал: «Когда же наступил [срок осуществления] Нашего веления, Мы перевернули вверх дном их [селения] и осыпали [этих людей] камнями из обожжённой  глины, [падавшими] друг  на  друга  и помеченными у твоего Господа. Недалеки они от несправедливых».Как указывают толкователи Корана, Джибрил поддел краем своего крыла города, в которых жил народ Лута, вместе со всеми людьми и животными, а также окружавшими их землями, поднял их до облаков так, что ангелы услышали крик петухов и лай собак, а потом опрокинул всё это вверх дном.

Аллах Всевышний сказал: «…Мы  перевернули  вверх дном их [селения] и осыпали [этих людей] камнями из обожжённой глины». Здесь имеется в виду, что куски этой обожжённой глины падали с неба один за другим и на каждом из них было написано имя человека, на которого он должен был упасть и погубить его. На это указывают слова Аллаха «помеченными у твоего Господа для тех, кто преступал [пределы дозволенного]». Аллах Всевышний также сказал: «И Мы осыпали их дождём [из камней]. Злополучным стал дождь этот для тех, кого предостерегали!» Аллах Всевышний также сказал: «…и  низверг  опрокинутые [города][11], и накрыло их то, что накрыло. В какой же милости твоего Господа ты сомневаешься?» (53:53–55). Здесь подразумевается, что по воле Аллаха Джибрил перевернул эти города вверх дном, и они были засыпаны кусками обожжённой глины, которые один за другим падали с неба подобно дождю. На каждом таком куске было написано имя того, кого он должен был поразить, включая тех, кто находился в этих городах, и тех, кто покинул их и находился в пути.

Сообщение о том, что постигло жену Лута (мир ему)

Некоторые толкователи считают, что жена Лута осталась в городе вместе со своим народом. По мнению других, эта женщина покинула его вместе со своим мужем и двумя дочерьми, однако, услышав вопль и грохот упавшего города, она ослушалась веления своего Господа и обернулась, чтобы посмотреть на своих соплеменников. Она воскликнула: «О люди!» — по слечего её поразил камень, и она присоединилась к людям своего народа, поскольку исповедовала их религию и сообщала им о тех, кому Лут оказывал гостеприимство. Об этом в Коране сказано так: Для тех, кто не уверовал, Аллах привёл в качестве примера [то, что постигло] жену Нуха и жену Лута. Обе они были замужем за рабами из числа Наших праведных рабов. Обе они предали [своих мужей], и те не избавили их от [наказания] Аллаха и никак [не облегчили его], и [этим женщинам] было сказано: «Войдите в Огонь вместе с [прочими] входящими [в него]!» (66:10). 

Здесь имеется в виду, что эти женщины предали своих мужей в том, что касалось религии, ибо они не последовали за ними. Однако это вовсе не означает, что они изменяли своим мужьям, ибо Аллах не судил пережить супружескую измену ни одному из пророков. На это указывали Ибн ‘Аббас и многие другие улемы из числа наших раведных предшественников, а каждый, кто утверждал обратное, допустил серьёзную ошибку. Так, например, когда некоторые люди стали возводить ложь на жену Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах, в подтверждение её невиновности свыше был ниспослан ряд   аятов[12]. В этих   аятах Аллах выразил порицание некоторым верующим, обратился к ним с увещеваниями и предостерёг их от повторения подобного.

Так, например, Аллах Всевышний сказал: К вашим языкам [пристаёт ложь], и вы произносите своими устами то, о чём знанием не обладаете, считая подобное незначительным, тогда как пред Аллахом это — великий [грех].Почему, услышав это, вы не сказали: «Не подобает нам говорить об этом. Преславен Ты, а это — великая ложь!»? (24:15–16). 

Это значит: Аллах выше того, чтобы жена Его пророка совершила подобное.

Наказание за грех, которому предавались люди народа Лута

В  Коране  сказано:  «Недалеки  они  от  несправедливых» (11:83). Это значит, что такое же наказание недалеко от тех, кто совершает то же, что и они.

Вот почему некоторые улемы считали, что мужеложца следует подвергать побиванию камнями в любом случае независимо от того, состоит ли такой человек в браке. О необходимости подобного наказания говорят аш-Шафи‘и, Ахмад ибн Ханбаль и многие другие улемы. Среди прочего они ссылались на хадис Ибн ‘Аббаса, который передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Если увидите [человека], совершающего то же, что совершали люди народа Лута, убейте и того, кто делает это, и того, с кем это делают [Ахмад, т. 1, с. 300; Абу Давуд, № 4462; Тирмизи, № 1456; и др. Хадис с достоверным иснадом].

Что же касается Абу Ханифы, то он считает, что мужеложцев следует сбрасывать с вершины горы, кидая вслед им камни, ибо такое наказание подобно тому, что постигло народ Лута. В качестве доказательства Абу Ханифа приводил аяты, в которых сказано «недалеки они от несправедливых» (11:83).

«…Мимо них вы проходите утром»

На том месте, где находились города народа Лута, по воле Аллаха возникло зловонное озеро[13]. Ни его вода, ни окружающие его земли не пригодны для использования ввиду их плохого качества и того, что они находятся в глубокой низине. Возникновение этого озера послужило поучительным примером, предостережением и знамением, указывающим на величие Аллаха Всевышнего, Который всегда может отомстить каждому, кто не подчиняется Его велениям, считает лжецами Его послан ников и идёт на поводу у своих страстей. С другой стороны, это знамение указывает на то, что Аллах оказал милость Своим верующим рабам, ведь Он спас их от гибели и вывел из мрака к свету, о чём в Коране сказано так: Поистине, в этом — знамение, но в большинстве своём они не веруют. Поистине, Господь твой — Он Всемогущий, Милосердный (26:8–9).

Аллах Всевышний также сказал: «А  на  восходе  солнца  их поразил  вопль,  и Мы  перевернули  вверх  дном  их [селения] и осыпали  их  камнями  из  обожжённой  глины. Поистине,  в этом —  знамения  для [тех, кто способен] видеть. Поистине, [эти города находились] на торной дороге, [ведущей из Мекки в Шам].Поистине, в этом — знамение для верующих».Здесь имеются в виду люди, которые обладают проницательностью и понимают, как Аллах изменил эти населённые и процветающие города, уничтожив их и превратив место, где они находились, в безжизненную пустыню.

Слова Аллаха «Поистине, [эти города находились] на торной дороге» означают, что они находились у большой дороги, которая используется и поныне. На это указывают и те аяты, в которых говорится: «Потом уничтожили Мы [всех] прочих, мимо которых вы проходите утром и ночью. Неужели вы не уразумеете?»

Аллах Всевышний сказал: «И оставили Мы от [этих селений только] ясное знамение для людей разумеющих». Аллах Всевышний также сказал: «И Мы вывели верующих, которые находились в [этих селениях], обнаружив [там] лишь один дом, [где находились люди], покорившиеся [Аллаху]. И оставили Мы на [месте, где находились эти селения], знамение для тех, кто боится мучительного наказания». Это значит: Мы оставили их в качестве предостережения для тех, кто боится наказания в мире вечном, страшится Милосердного, хотя и не видит Его, запрещает себе подчиняться страстям, воздерживается от ослушания Аллаха и того, что было Им запрещено; для тех, кто боится уподобиться людям народа Лута, ибо человек, уподобляющийся тем или иным людям, пусть даже и не во всех отношениях, относится к их числу, о чём поэт сказал так:Вы не являетесь людьми народа Лута,но люди те от вас недалеки.Разумный человек, который боится своего Господа, выполняет то, что велит ему Всемогущий и Великий Аллах, и принимает руководство Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), указывающего ему, что вступать в связь можно только с дозволенными ему жёнами и невольницами. Такой человек ни в коем случае не должен поддаваться влиянию шайтана, иначе действие этих угроз распространится и на него и он станет одним из тех, о ком было сказано: «Недалеки они от несправедливых».

Из книги Ибн Касира «Рассказы о пророках»

_______________________________________________________________________

[1] Или: прислуживавшая им.

[2]  По мнению большинства толкователей, жена Ибрахима удивилась тому, что

он испугался гостей, что и вызвало её смех.

[3] То есть о том, что у тебя родится сын, который обретёт знание и мудрость, когда вырастет.

[4] То есть Аллах решил.

[5] Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, для вас я подобен отцу: я обучаю вас…» [Абу Давуд, №8; Насаи, №40;Ибн Маджа,№313; и др.].

[6] «И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели» [Быт.19:1–3]

[7] Пророк  (мир ему и благословение Аллаха) хотел сказать, что ни один пророк, в том числе и Ибрахим (мир ему), не сомневался ни в чём, но если бы пророки, мир им, испытывали какие-нибудь сомнения, то у них было бы больше оснований сомневаться, чем у Ибрахима (мир ему), который воочию видел, как Аллах оживляет мёртвых.

[8] То есть на Всемогущего и Великого Аллаха.

[9] Пророк  (мир ему и благословение Аллаха)  имеет в виду,что он ответил бы на предложение выйти на волю и не стал бы настаивать на признании своей невиновности, как сделал Юсуф (мир ему).Таким образом Пророк  (мир ему и благословение Аллаха) воздал хвалу его терпению.

[10] То есть на Аллаха.

[11] Под жителями Мадьяна могут подразумеваться либо обитатели города Мадьян, находившегося на пути из Шама в Хиджаз (см. комментарий XLVIII к с.154), где жили соплеменники пророка Шу‘айба (мир ему), либо люди, принадлежащие к племени мадьян, названному так по имени Мадьяна (мир ему),сына Ибрахима (мир ему).Опрокинутыми городами именуются города, в которых жили люди народа Лута (мир ему) (согласно Библии, их названия—Содом и Гоморра; в Коране и хадисах названия этих городов не упоминаются).

[12] Об этом в Коране говорится: «Поистине, те, которые возвели [великую] ложь, [входят в] группу из вас самих. Не считайте [эту ложь] злом для вас— напротив, это для вас благо. Каждого мужа из них [постигнет наказание за совершённый] им грех, а тому, кто [повинен в этом] в наибольшей мере, [уготовано] великое наказание. Почему же, услышав это, вы, верующие мужчины и женщины, не подумали хорошо о самих себе и не сказали: «Это— явная ложь»? Почему не привели они четырёх свидетелей в [подтверждение тому, что говорили]? Если они не привели свидетелей, то пред Аллахом эти [люди] являются лжецами! Если бы не милость и милосердие Аллаха по отношению к вам в мире дольнем и мире вечном, постигли бы вас великие муки за то, о чём вы [так] много говорили.[Распространяя эту ложь] своими языками и произнося своими устами то, знания о чём у вас нет, высчитаете [подобное] незначительным, тогда как пред Аллахом это— великий [грех]. Почему, услышав это, вы не сказали: «Не подобает нам говорить об этом. Преславен Ты, а это— великая ложь!»? Аллах увещевает вас [и говорит, чтобы] вы никогда не возвращались к подобному, если вы верующие. Аллах разъясняет вам знамения, и Аллах— Знающий, Мудрый. Поистине, [людям], любящим, чтобы распространялось мерзкое среди тех, кто уверовал, [уготовано] мучительное наказание в мире дольнем и в мире вечном, [ведь] Аллах знает, а вы не знаете! Если бы не милость и милосердие Аллаха по отношению к вам, [Он не замедлил бы наказать грешников, но] Аллах— Сострадательный, Милосердный. О те, кто уверовал! Не следуйте по стопам шайтана, а кто следует по стопам его, [пусть знает, что], поистине, он побуждает к мерзкому и порицаемому. Если бы не милость и милосердие Аллаха по отношению к вам, ни один из вас не очистился бы никогда. Однако Аллах очистит, кого пожелает, [ведь] Аллах— Слышащий, Знающий.Пусть занимающие высокое положение и обладающие достатком среди вас не клянутся, что прекратят оказывать помощь родственникам, беднякам и переселившимся на пути Аллаха, и пусть они прощают и извиняют. Разве не хотите вы, чтобы Аллах простил вас? Ведь Аллах— Прощающий, Милосердный» (24:11–22). См. об этом также[Бухари,№1221(2661)].

[13] Ныне этот водоём называется Мёртвое море.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Материал подготовлен редакцией сайта www.takwaa.com

(1352)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Close