Главная Биографии О Пророках Пророк Юша‘ сын Нуна (мир ему) – единственный человек, для которого было задержано солнце
Пророк Юша‘ сын Нуна (мир ему) – единственный человек, для которого было задержано солнце

Пророк Юша‘ сын Нуна (мир ему) – единственный человек, для которого было задержано солнце

106
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Прежде чем начать наш рассказ, хотел бы попросить наших читателей обратить внимание на сноски, в них вы узнаете много нового и интересного.

Упоминание о том, как пророком стал Юша‘, сын Нуна, который взял на себя бремя забот об израильтянах после смерти Мусы (мир ему) и Харуна (мир ему)

Хотя Юша‘, сын Нуна (мир ему), не назван в Коране по имени, он всё же упоминается там, где приводится рассказ об аль-Хадире. Так, Аллах Всевышний сказал: «И [вспомните, как] Муса сказал своему слуге…» (18:60). Аллах Всевышний также сказал: «Когда же они преодолели[1] [некоторое расстояние, Муса] сказал своему слуге: Принеси нам наш обед…”» (18:62), а в приводимом выше хадисе, который передал Убай ибн Ка‘б, сообщается, что этим слугой был Юша‘, сын Нуна.

Его признают пророком все люди Писания, в том числе и самаритяне, которые считают, что после Мусы пророком был только Юша‘, сын Нуна, поскольку об этом прямо сказано в Танахе[2], и не веруют в то, что было после него, хотя это является истиной.

Спорным является приводимое Ибн Джариром и другими толкователями [История Табари, т. 1, с. 255] сообщение Мухаммада ибн Исхака, согласно которому в конце жизни Мусы пророком вместо него стал Юша‘, Муса же якобы встречался с ним и спрашивал, какие новые веления и запреты были ему ниспосланы, и даже сказал ему: «О собеседник Аллаха, поистине, я не спрашивал тебя, какие откровения ниспосылает тебе Аллах, чтобы ты сам сообщил мне об этом». Кроме того, как сообщает Мухаммад ибн Исхак, когда Юша‘ стал пророком, Муса почувствовал отвращение к жизни и захотел умереть. Это сообщение является сомнительным хотя бы потому, что Муса получал свыше веления, откровения и законы, беседовал с Аллахом и занимал пред Ним высокое положение до самой своей смерти. Одним из указаний на это является приведенный нами выше хадис, в котором сообщается о том, как Муса выбил глаз ангелу смерти. Что же касается сообщения Мухаммада ибн Исхака, то оно заимствовано из книг людей Писания. Однако в Торе сказано, что откровения ниспосылались Мусе постоянно, ибо израильтяне нуждались в них до конца его жизни[3]. Кроме того, из их Писания известно, что он получал откровения в скинии, стоя рядом с Ковчегом Завета.

В Торе также сказано, что Аллах велел Мусе и Харуну сосчитать, сколько израильтян принадлежит к каждому колену, и поставить во главе каждого из двенадцати колен старшего[4]. Смысл этого веления, отданного незадолго до истечения сорокалетнего срока скитаний, состоял в том, чтобы, выйдя из пустыни, они были готовы к сражению с могучими людьми. Вот почему кто-то сказал, что Муса (мир ему) выбил глаз ангелу смерти потому, что он не узнал его в том обличье, в котором тот к нему явился, а также потому, что Муса ожидал осуществления того, что ему было велено сделать, при своей жизни, однако Аллах судил, что всё это случится при жизни его слуги, которым был Юша‘ ибн Нун (мир ему).

Нечто подобное в 9 году хиджры было и с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) , который хотел совершить военный поход на Византию через Шам и дошёл до Табука. Однако в том же году Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вернулся и подготовил к походу на Шам в качестве передового отряда армию во главе с Усамой ибн Зайдом, за которым готовился двинуться и он сам, повинуясь велению Всевышнего: «Сражайтесь с теми, кто не верует ни в Аллаха, ни в Последний день, не считает запретным то, что запретили Аллах и посланник Его, и не исповедует религию истины из [числа тех], кому было даровано Писание, пока не станут они униженно и собственноручно платить джизью[5]» (9:29). Когда же армия была подготовлена, а Усама стоял лагерем в Аль-Джурфе[6], Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) скончался, и задуманное осуществил его друг и преемник Абу Бакр ас-Сыддик (да будет доволен им Аллах). Впоследствии же мусульмане совершили походы в Ирак, находившийся под властью хосроя[7], и Шам, которым правил император Византии, и Аллах подчинил им их врагов.

Итак, Аллах велел Мусе (мир ему) собрать воинов из числа израильтян и поставить над ними старших.

Об этом в Коране сказано так: Аллах взял завет с сынов Исраиля, и поставили Мы двенадцать предводителей из их [числа]. Аллах сказал: «Поистине, Я буду с вами, и если вы будете совершать молитву, выплачивать закят, веровать в Моих посланников, помогать им и дадите Аллаху прекрасную ссуду[8], Я непременно прощу вам ваши дурные дела и введу вас в сады, под [деревьями] которых текут реки. Тот же из вас, кто станет неверующим после этого, собьётся с прямого пути» (5:12).

Смысл сказанного Аллахом израильтянам состоял в следующем: если вы будете выполнять обязанности, которые Я на вас возложил, и не станете уклоняться от сражения, как прежде, Я непременно дарую вам награду и прощу вам то, за что вы понесли наказание.

Нечто подобное Аллах Всевышний сказал и о бедуинах, которые уклонились от участия в походе на Худайбию[9]:

Скажи оставшимся сзади из [числа] бедуинов: «Вас призовут к [участию в сражениях против] людей, обладающих большой мощью, с которыми вы сразитесь, или они примут ислам.

Если вы подчинитесь, Аллах дарует вам прекрасную награду, если же отвернётесь, как отвернулись прежде, Он подвергнет вас мучительному наказанию»(48:16).

Что же касается израильтян, то Аллах сказал им: «Тот же из вас, кто станет неверующим после этого, собьётся с прямого пути», после чего подверг их порицанию за то, что они совершали дурные дела и нарушали свои обещания.

Итак, Аллах Всевышний велел Мусе (мир ему) записать имена всех израильтян, принадлежавших к разным коленам и способных носить оружие и сражаться, и назначить старшего над каждым коленом. К тому времени в живых не осталось никого из тех, кто говорил: «Ступай сам вместе с твоим Господом, и сражайтесь, мы же, поистине, будем сидеть здесь» (5:24) — и отказывался войти в город, в котором жили могучие люди. Ибн ‘Аббас и другие сподвижники, а так-же многие улемы, указывали, что в пустыне сначала умер Харун, а после него — Муса.

Израильтяне выходят из пустыни

В большинстве своём улемы считают, что Харун умер в пустыне на два года раньше Мусы, также умершего в пустыне. Перед смертью Муса попросил своего Господа приблизить его к Святой земле, и Аллах внял его мольбе, а Юша‘ ибн Нун (мир ему) вывел израильтян из пустыни и двинулся с ними на Иерусалим.

В Писании иудеев и в трудах историков говорится, что, перейдя через реку Иордан вместе с израильтянами, Юша‘ подошёл к Иерихону[10], который был одним из наиболее укреплённых и густонаселённых городов и в котором были самые высокие здания. Осада Иерихона продолжалась шесть месяцев, а потом настал день, когда израильтяне обошли во круг города, затрубили в трубы и все как один громко восславили Господа, и тогда крепостные стены обрушились. Израильтяне вошли в город, захватили в качестве добычи всё, что нашли, и убили двенадцать тысяч мужчин и женщин. Сообщается, что осада города продолжалась до заката или почти до заката солнца в пятницу, то есть почти до наступления субботы, в которую им было предписано отдыхать. Тогда Юша‘ обратился к солнцу и сказал: «Поистине, ты подвластно [Аллаху], и я подвластен [Аллаху]. О Аллах, задержи его для меня!» — и Аллах задерживал для него заход солнца и восход луны, пока Юша‘ не взял город[11]. Таким образом, всё это происходило в 14-й день месяца.

Что касается захода солнца, то об этом упоминается в хадисе, который я приведу ниже. Что же касается луны, то об этом говорят люди Писания, но это сообщение не противоречит содержанию хадиса, и его нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Однако сообщение о том, что это имело место во время взятия Иерихона, спорно. Более вероятно, что это случилось во время взятия Иерусалима, что и было главной задачей израильтян, тогда как взятие Иерихона служило только средством решения этой задачи, а Аллах знает об этом лучше.

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Юша‘ — единственный человек, для которого было задержано солнце, [и это случилось] в те дни, когда он шёл на Иерусалим» [Ахмад, т. 2, с. 325]. В этом хадисе есть указание на то, что Иерусалим завоевал Юша‘ ибн Нун (мир ему), а не Муса (мир ему), а также на то, что солнце было задержано во время взятия Иерусалима, а не Иерихона, о чём речь уже шла выше. Приведенный нами хадис ясно указывает и на то, что Юша‘ был единственным человеком, для которого было задержано солнце. Это, в свою очередь, указывает на слабость того хадиса, в котором сообщается, что однажды солнце вернулось и не двигалось с места, пока ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) не совершил послеполуденную молитву, которую он пропустил по той причине, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спал, положив голову на его колено, проснувшись же, Посланник Аллаха попросил Аллаха вернуть солнце для ‘Али, чтобы он мог совершить эту молитву, и оно вернулось [Тахави, т. 2, с. 8–9; Табарани, т. 24, с. 382; Мауду‘ат, т. 1, с. 356. Подложный хадис].

Передают со слов Абу Хурайры  (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Отправляясь в военный поход, один из пророков[12] сказал своим соплеменникам: «Пусть не следует за мной тот, кто женился и желает войти к своей жене, но ещё не вошёл, и тот, кто построил дом, но не покрыл его крышей, и тот, кто купил овец или верблюдиц и ожидает приплода от них», после чего двинулся в путь. Подойдя к городу, [который был целью его похода], ко времени послеполуденной молитвы или примерно в это время, он сказал солнцу: «Ты подвластно [Аллаху], и я подвластен, о Аллах, останови его для нас!» — и [солнце не заходило] до тех пор, пока Аллах не даровал ему победу. После этого он собрал военную добычу, и [с небес] сошёл огонь, чтобы уничтожить её, однако не тронул [это]. Тогда [этот пророк] сказал [своим воинам]: «Поистине, [кто-то] из вас [пошёл на] обман, пусть же принесёт мне клятву один человек из каждого племени». [Они так и сделали], и рука одного из них прилипла к руке [пророка][13]. Тогда он сказал: «[Тот, кто пошёл на] обман, находится среди вас, пусть же все твои соплеменники принесут мне клятву». [На этот раз] к его руке прилипли руки двоих или троих из них, и [пророк] сказал: «[Кто-то] из вас [пошёл на] обман». После этого они принесли золотую голову наподобие коровьей и положили её [перед ним], и тогда сошедший [с неба] огонь уничтожил [всю эту добычу]. А потом Аллах разрешил нам [брать] военную добычу. Он увидел нашу слабость и неспособность и разрешил нам [брать] её [Ахмад,т. 2, с. 318; Бухари, № 3124; Муслим, № 1747].

Когда израильтяне были готовы войти в город через его врата, им был велено входить, склонившись, проявляя смирение и благодаря Всемогущего и Великого Аллаха за то, что Он, как и обещал, даровал им великую победу. Кроме того, входя, они должны были говорить: «Хиттатун!», то есть сними (хутта) с нас бремя греха, который мы совершили, отказавшись сражаться.

Вот почему, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сидевший на своей верблюдице, въезжал в Мекку в день её завоевания мусульманами, он проявлял смирение, прославлял Аллаха, благодарил Его и склонял голову так низко, что кончик его бороды касался того места, на которое всадник кладёт ногу. Войдя же в город, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил утром (духа[14]) полное омовение и добровольную молитву в восемь рак‘атов [Бухари, № 4393; Муслим, № 336]. Среди улемов получило распространение мнение, согласно которому это была благодарственная молитва за дарованную ему победу. Говорят также, что это была обычная утренняя добровольная молитва, но люди, утверждающие это, исходят только из того, что она была совершена утром.

Что же касается израильтян, то они говорили и делали не то, что им было велено, ибо проникали через ворота ползком на ягодицах, а вместо того, чтобы говорить «Хиттатун!», говорили: «Хаббатун (или: хинтатун) фи шаратин», то есть «Пшеничное зерно в колосе». Другими словами, они делали не то, что им было велено, и глумились над велением свыше, о чём Аллах Всевышний сказал так: И [вспомните, как] им было сказано: «Живите в этом селении и ешьте [то, что найдёте], из [плодов] его вдоволь, где пожелаете. Входите через врата, склонившись и говоря: Прости!” — [и тогда] Мы простим вам грехи ваши и увеличим [награду] творящим добро». [Однако] те, которые были несправедливы, заменили [это] слово [и произнесли] не то, что им было сказано, и наслали Мы на тех, которые были несправедливы, кару с неба за то, что они поступали несправедливо» (7:161–162).

Аллах Всевышний также сказал: И [вспомните, как] Мы сказали: «Войдите в это селение и вдоволь ешьте [то, что найдёте], из [плодов] его, когда [и где] пожелаете. Входите через врата, склонившись и говоря: Прости!” — [и тогда] Мы простим вам грехи ваши и увеличим [награду] творящим добро». [Однако] те, которые были несправедливы, заменили [это] слово [и произнесли] не то, что им было сказано, и ниспослали Мы на тех, которые были несправедливы, кару с неба за то, что они поступали нечестиво (2:58–59).

 Сообщается, что, толкуя слова Аллаха «Входите через врата, склонившись» Ибн ‘Аббас сказал: «Это значит: входите через малые врата, кланяясь в пояс». Ибн ‘Аббас и ‘Ата указывали, что израильтянам было велено просить о прощении, когда они будут входить в Иерусалим. Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Израильтянам было сказано: «И входите через врата, склонившись и говоря: Прости! (Хиттатун!)», однако они вошли ползком на своих ягодицах[15], и заменили [слова, которые им было велено произносить, на другие], и стали говорить: «“Хиттатун” — это пшеничное зерно (хинтатун) в колосе» [Бухари, № 4479].

За то, что израильтяне поступили наперекор этому велению, Аллах наслал на них чуму. Передают со слов Усамы ибн Зай-да Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Эта болезнь есть скверна, и она [была послана в качестве] наказания некоторым [людям] из числа живших до вас» [Бухари, № 3473; Муслим, № 2218; и др.].

Овладев Иерусалимом, израильтяне остались там, и среди них находился Юша‘ ибн Нун (мир ему), который вершил меж ними суд согласно Торе, пока Аллах не призвал его к Себе.

Из книги Ибн Касира: Рассказы о пророках

_________________________________________________________________

[1] Имеется в виду, что они достигли искомого места и двинулись дальше.

[2] Юша ибн Нун (мир ему) — библейский Иисус Навин, слуга Муса (мир ему), после смерти его призванный к пророческому служению: «По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым» [Иис. Нав. 1:1–2].

Самаритяне — религиозно-этническая группа, потомки еврейских жителей Самарии (местности в Центральной Палестине), депортированных (как и весь еврейский народ) ассирийцами в VIII в. до н. э. После возвращения в Шам (окончание «плена вавилонского») в VI в. до н. э. самаритяне окончательно размежевались с евреями. Из Танаха самаритяне признают только книги Торы и Книгу Иисуса Навина (в отличающихся от канонических вариантов версиях — особенно это касается Книги Иисуса Навина).

[3] И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю [землю] Неффалимову, и [всю] землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: “семени твоему дам ее”; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает [места] погребения его даже до сего дня» [Втор. 34:1–6].

[4] Это не совсем так: в Торе сказано не поставить во главе каждого колена старшего, а то, что в этом пересчёте должны принять участие старшие каждого колена в качестве помощников Мусы (мир ему): «И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской, в скинии собрания, в первый [день] второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря: исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужеского пола поголовно: от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля, по ополчениям их исчислите их — ты и Аарон; с вами должны быть из каждого колена по одному человеку, который в роде своем есть главный» [Чис. 1:1–4].

[5] Джизья — подушная подать, выплачивавшаяся христианами, иудеями и сабиями, жившими на мусульманских территориях.

[6]  Аль – Джурф — название места, находящегося в трёх милях к северу от Медины.

[7] Хосрой — титул царя Ирана.

[8] То есть будете расходовать свои средства на благие дела.

[9] Худайбия — место на границах харама Мекки, где в марте 628 г. мекканцы преградили путь мусульманам, которые намеревались совершить ‘умру. Противостояние завершилось перемирием, которое имело очень большое значение для мусульман, поскольку они впервые были признаны равноправной договаривающейся стороной.

Харам (حرم ‘запретный, неприкосновенный, священный’) — священная, заповедная территория.

[10] «Итак, когда народ двинулся от своих шатров, чтобы переходить Иордан, и священники понесли ковчег завета пред народом, то, лишь только несущие ковчег вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана — Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы, — вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла. И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все [сыны] Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан» [Иис. Нав. 3:14–17]; «Иерихон заперся и был заперт от [страха] сынов Израилевых: никто не выходил [из него] и никто не входил» [Иис. Нав. 5:16]. (В Танахе в последнем предложении страх не упоминается: «Йерихо же заперся и был за-крыт пред сынами Исраэйля; никто не выходил и никто не входил»

[Йегошуа, 6:1].)

[11] Согласно Книге Иисуса Навина, остановка небесных светил произошла позже, во время сражения с пятью аморрейскими царями: «Они собрались, и пошли пять царей Аморрейских: царь Иерусалимский, царь Хевронский, царь Иармуфский, царь Лахисский, царь Еглонский, они и все ополчение их, и расположились станом подле Гаваона, чтобы воевать против него.

Жители Гаваона послали к Иисусу в стан [Израильский], в Галгал, сказать: не отними руки твоей от рабов твоих; приди к нам скорее, спаси нас и подай нам помощь; ибо собрались против нас все цари Аморрейские, живущие на горах. Иисус пошел из Галгала сам, и с ним весь народ, способный к войне, и все мужи храбрые» [Иис.Нав. 10:5–7], «Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: “стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день”?

И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля» [Иис. Нав. 10:12–14].

[12] Здесь имеется в виду Юша‘ (мир ему).

[13] Прежде пророки собирали военную добычу, после чего Аллах посылал с небес огонь. Если добыча сгорала, это означало, что жертвоприношение принято, и указывало на то, что никто из участников сражения ничего не присвоил. То, что жертвоприношение не было принято, указывало на незаконное присвоение части добычи кем-то из воинов. Этот пророк велел каждому участнику сражения принести ему клятву и пожать руку, чтобы найти виновных.

[14] Духа (ضحى) — период времени, начинающийся с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья, и продолжающийся почти до полудня.

[15] Ибн Касир пишет: «Здесь речь идёт о вратах Иерусалима, через которые в город должны были войти иудеи, склонившись, в знак благодарности Аллаху Всевышнему за оказанное благодеяние, ибо Он даровал им победу, оказал помощь и положил предел их скитаниям», и далее: «Однако вместо того, чтобы пройти через ворота Иерусалима, склонившись и выражая благодарность Аллаху, они, глумясь, проникали туда ползком на своих ягодицах» [Тафсир Ибн Касир].

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Материал подготовлен редакцией сайта www.takwaa.com

(106)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Закрыть