Пророк Худ (мир ему)
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Пророк Худ,мир ему,происходил из арабского племени ‘ад. ‘Адиты обитали среди высоких песчаных холмов Йемена между Оманом и Хадрамаутом в Шахаре, местности, которая имела выход к морю. На этой территории находится вади[1] Мугис, где жили эти люди, жилищами для которых часто служили шатры, державшиеся на огромных столбах. На это указывают слова Аллаха Всевышнего, Который сказал:
Разве не [знаешь] ты, как поступил Господь твой с ‘адитами,[которые жили в шатрах, поддерживаемых огромными] столбами, [людьми из народа] Ирама… (89:6-7).
Здесь имеются в виду первые ‘адиты, что же касается вторых ‘адитов, то они жили позднее, о чём речь пойдёт ниже. Слова же тех, кто утверждал, будто Ирам — это город, который перемещается по земле, появляясь то в Шаме, то в Йемене, то в Хиджазе, далеки от истины и не имеют под собой никаких основании.
Чистокровные и арабизированные арабы
Чистокровными именуют тех арабов, которые жили до Исмаила,мир ему. Они принадлежали к таким племенам, как ‘ад, самуд, джурхум, таем, джадис, умайм, мадьян, ‘имляк, джасим, ‘убайль, кахтан, бану яктан и многие другие.
Что же касается арабизированных арабов, то они являются потомками Исма‘ила ибн Ибрахима,мир ему, первого из тех, кто изъяснялся на литературном арабском языке. Он научился арабскому языку у людей из племени джурхум, которые остановились неподалеку от его матери Хаджар на том месте, где ныне находится святилище Мекки, о чём, если захочет Аллах, речь пойдёт ниже. Аллах наделил Исма‘ила,мир ему, как и Посланника Аллаха ,да благословит его Аллах и приветствует, необыкновенным красноречием.
Что говорится о Худе в Священном Коране
Первые ‘адиты стали первыми поклоняться идолам после потопа, и поэтому Аллах послал к ним их соплеменника Худа,мир ему, который призвал их к Аллаху. Об этом говорится в суре «Ограды» после упоминания о народе Нуха,мир ему:
И [послали Мы] к [людям народа] ‘ад брата их Худа, который сказал: «О народ мой! Поклоняйтесь Аллаху — нет у вас иного бога, кроме Него! Неужели вы не убоитесь?!»
Знатные люди из его народа, которые не уверовали, сказали:«Поистине, мы видим, что ты [впал] в слабоумие, и мы думаем, что ты — из числа лжецов!»
[Худ] сказал: «О народ мой! Я не слабоумный, я — посланник Господа миров.Я довожу до вас послания моего Господа, и я для вас — советчик добрый, надёжный.
Неужели вы удивились тому, что напоминание от вашего Господа пришло к вам через одного из вас, чтобы он предостерёг вас? Вспомните же о том, как сделал Он вас преемниками народа Нуха[2] и сделал вас более сильными и рослыми. Помните о благодеяниях Аллаха, чтобы вы преуспели!»
Они сказали: «Для того ли ты явился к нам, чтобы мы стали поклоняться одному лишь Аллаху и отреклись от того, чему поклонялись наши отцы? Сделай же с нами то, чем ты нам грозишь, если ты из числа правдивых!»
[Худ] сказал: «Уже постигли вас наказание и гнев Господа вашего[3]. Неужели станете спорить со мной об именах, которыми вы и ваши отцы нарекли [своих идолов]?
Аллах не ниспосылал о них никакого довода, так ждите же, и я стану ждать вместе с вами!» И Мы спасли его и тех, кто был вместе с ним, по милости ” Нашей, уничтожив всех, кто объявлял ложью Наши знамения и не веровал [в Аллаха], до последнего (7:65—72).
В суре «Нух» после упоминания о народе Нуха сказано:
И [Мы направили] к ‘адитам брата Худа, [который] сказал: «О народ мой! Поклоняйтесь Аллаху — нет у вас бога, кроме Него, вы же только измышляете ложь.
О народ мой! Я не прошу у вас награды за это[4], [ибо] наградит меня лишь Тот, Кто создал меня. Неужели вы не уразумеете?
О народ мой! Попросите прощения у вашего Господа, а затем принесите Ему покаяние,[и тогда] Он пошлёт вам обильные [дожди с] неба и прибавит вам силы. Не отворачивайтесь же [от того, к чему я призываю вас, подобно] грешникам!»
Они сказали: «О Худ! Ты не привёл нам никаких убедительных доказательств, но мы не отречёмся от наших богов, [полагаясь только на] твои слова, и не уверуем в тебя.
Мы можем только сказать,что это[5] — кара одного из наших богов, которая постигла тебя». [Худ] сказал: «Поистине, я призываю в свидетели Аллаха и призываю вас засвидетельствовать, что я непричастен к тем, кому вы поклоняетесь помимо [Аллаха]. Замышляйте же дурное против меня все вы[6], а потом не давайте мне отсрочки!
Поистине, я уповаю на Аллаха, Господа моего и Господа вашего. Нет ни одного живого существа, которым Он не [распоряжался бы полновластно]. Поистине, Господь мой — на прямом пути[7].
Если же вы отвернётесь,[помните], что я довел до вашего сведения то, с чем я был к вам послан. Господь мой сделает вашими преемниками [людей] другого народа[8], вы же не [сможете] причинить Ему никакого вреда. Поистине, Господь мой — Хранитель всего».
Когда же пришло Наше велелние, Мы по милости Своей спасли Луда и тех, кто уверовал вместе с ним, и избавили их от сурового наказания.
Таковы были [люди народа] ад, которые отвергали знаме ния своего Господа, не подчинялись Его посланникам и следовали велению каждого высокомерного упрямца.
[За это] в мире дольнем их постигло проклятие, [что ждет ‘адитов] и в День воскресения.
Поистине, [люди народа] ‘ад были неблагодарны своему Господу, да сгинут же ‘адиты, народ Худа! (11:50—60)….
‘Адиты первыми стали поклоняться идолам после потопа
Как уже говорилось, ‘адиты первыми стали поклоняться идолам после потопа, на что ясно указывается в следующем аяте: «Неужели вы удивились тому, что напоминание от вашего Господа пришло к вам через одного из вас, чтобы он предостерёг вас? Вспомните же о том, как сделал Он вас преемниками народа Нуха и сделал вас более сильными и рослыми» (7:69). Это значит, что Аллах сделал их наиболее сильными из людей, живших в те времена.
Аллах Всевышний сказал:
Затем Мы создали после них другое поколение [людей] (23:31).
Здесь речь определённо идёт о народе Худа, хотя некоторые улемы утверждают, что в этом аяте имеются в виду самудяне, поскольку в другом аяте сказано «И [погубил] их [ужасный] вопль по справедливости, и превратили Мы их в [подобие] сора, [влекомого] потоком» (23:41). Они указывали: «Это люди народа Салиха,мир ему, были погублены воплем», и приводили аят, в котором говорится: «Что же касается Адитов, то они были погублены сильным и холодным завывающим ветром» (69:6). Однако их слова не исключают возможности того, что ‘адиты были погублены и воплем, и сильным ветром одновременно. Об этом речь пойдёт в рассказе о мадьянитах, обитателях Аль-Айки, которые подверглись нескольким наказаниям сразу. Кроме того, никто не оспаривает тот факт, что ‘адиты жили раньше самудян.
Худ (мир ему) предостерегает свой народ
‘Адиты были грубыми, заносчивыми и неверующими арабами, которые поклонялись идолам. Аллах послал к ним человека из их числа, который стал призывать их вернуться к Аллаху и поклоняться только Ему. Однако они сочли этого посланника лжецом, воспротивились ему и стали чернить его, за что Аллах подверг их наказанию, соответствующему Его силе и могуществу.
Когда он велел им поклоняться Аллаху и стал побуждать их повиноваться Ему и просить Его о прощении, обещая за это благо в обоих мирах и угрожая, что в противном случае они подвергнутся наказанию в обоих мирах, «знатные люди из его народа, которые не уверовали, сказали: “Поистине, мы видим, что ты [впал] в слабоумие, и мы думаем, что ты — из числа лжецов!”» (7:66).
Их слова имели следующий смысл: то, к чему ты нас призываешь, неразумно, поскольку поклонение идолам позволяет нам надеяться на получение от них помощи и удела, и поэтому мы думаем, что, утверждая, будто тебя послал Аллах, ты лжёшь.
Далее в этой суре говорится: «[Худ] сказал: “О народ мой! Я не слабоумный, я — посланник Господа миров”» (7:67).
Это значит: дело обстоит не так, как вы считаете. Нух,мир ему, также сказал: «Я довожу до вас послания моего Господа, и я для вас — советчик добрый, надёжный» (7:68).
Однако для того, чтобы точно довести послание до сведения людей, тот, кому это поручено, должен быть правдивым человеком, ничего не убавлять и не добавлять к содержанию послания и передавать его правильными и краткими фразами, не допуская никаких неясностей и противоречий.
Худ,мир ему, который донёс до своих соплеменников послание свыше, отличался именно такими качествами: он испытывал сострадание по отношению к ним, стремился вывести их на путь истинный и не требовал от них за это никакого вознаграждения. Призывая людей к Всемогущему и Великому Аллаху и давая им свои наставления, он делал это ради Аллаха и желал получить награду лишь от Того, Кто его послал, ибо Ему принадлежат все блага обоих миров, и всё зависит только от Него. Вот почему Худ,мир ему сказал:
О народ мой! Я не прошу у вас награды за это, [ибо] наградит меня лишь Тот, Кто создал меня. Неужели вы не уразумеете? (11:51).
Это значит: разве нет у вас разума, чтобы понять, что я призываю вас к очевидной истине, на которую указывает сама ваша природа? Это — религия истины, с которой Аллах послал Нуха к людям, после чего Он уничтожил тех, кто воспротивился ему. К ней же призываю вас и я, не требуя за это никакой награды, но желая получить её от Аллаха, ибо лишь Он может причинить вред или принести пользу. Вот почему верующий человек, о котором упоминается в суре «Иа Син», сказал:
Последуйте за [людьми], не требующими у вас награды и ведомыми прямым путём. [Как могу] я не поклоняться Тому, Кто создал меня и к Кому вы будете возвращены? (36:21—22).
Соплеменники Худа по-разному возражали ему. Так, например, они говорили:
О Худ! Ты не привёл нам никаких убедительных доказательств, и мы не отречёмся от наших богов, [полагаясь только на] твои слова, и не уверуем в тебя. Мы можем только сказать, что это — кара одного из наших богов, которая постигла тебя (11:53—54).
Эти слова означают: ты не явил нам никакого чуда, которое послужило бы свидетельством истинности того, с чем ты пришёл, и поэтому мы не откажемся от поклонения нашим идолам, полагаясь только на твои слова, которые не подкреплены никакими доказательствами; мы считаем, что твои утверждения свидетельствуют о безумии, которое поразило тебя потому, что ты разгневал одного из наших богов. На это Худ,мир ему,сказал им:
Поистине, я призываю в свидетели Аллаха и призываю вас засвидетельствовать, что я непричастен к тем, кому вы поклоняетесь помимо [Аллаха]. Замышляйте же дурное против меня все вы[9], а потом не давайте мне отсрочки! (11:54—55).
Сказав это, Худ бросил им вызов и выразил презрение по отношению к их богам, указав, что те не могут принести ни пользы, ни вреда, поскольку являются просто неодушевлёнными предметами. Смысл слов Худа,мир ему, состоял в следующем: если вы утверждаете, что ваши божества могут оказывать помощь, приносить пользу и причинять вред, то я отрекаюсь от них и проклинаю их — замышляйте же дурное против меня все вы и используйте всё, что можете, а потом не давайте мне отсрочки ни на миг, ибо я не обращаю на вас никакого внимания и не придаю вам никакого значения.
Худ,мир ему,также сказал:
Поистине, я уповаю на Аллаха, Господа моего и Господа вашего. Нет ни одного живого существа, которым Он не [распоряжался бы полновластно]. Поистине, Господь мой — на прямом пути (11:56).
Это значит: я полагаюсь на Аллаха и стремлюсь получить поддержку от Него, ибо тот, кто прибегает к помощи Аллаха, не пропадёт; я не придаю значения сотворённому, поскольку полагаюсь только на Аллаха и поклоняюсь только Ему.
Одни лишь эти слова служат убедительным доказательством того, что Худ являлся рабом Аллаха и Его посланником, а его соплеменники, которые поклонялись не Аллаху, были невежественными и заблудшими людьми. Они не смогли причинить ему никакого зла, что указывает на истинность послания, которое он принёс им, и несостоятельность их воззрений.
Точно такие же доводы до него приводил своим соплеменникам Нух,мир ему, который сказал:
О народ мой! Если то, что я живу [среди вас] и напоминаю о знамениях Аллаха, вам в тягость, я буду уповать на Аллаха. Придите же к единому решению с вашими сотоварищами[10], и да не будет у вас затруднений после [этого], а потом сделайте со мной,[что захотите], и не давайте мне отсрочки (10:71).
Таким образом, они, подобно многим другим невежественным и неверующим людям, жившим в древности и живущим ныне, считали, что Аллах не может сделать Своим посланником к людям человека. На это указывает и другой аят, в котором сказано:
Неужели люди удивляются тому, что Мы ниспослали откровения человеку из их [числа, велев ему]: «Предостерегай людей…» (10:2).
Аллах Всевышний также сказал:
И ничто не мешало людям уверовать, когда приходило к ним руководство, кроме того, что они говорили: «Неужели же направил Аллах человека посланником?!»
Скажи: «Если бы обитали на земле ангелы и спокойно ходили там, то Мы направили бы посланником к ним ангела с неба!» (17:94-95).
Вот почему Худ сказал своим соплеменникам:
Неужели вы удивились тому, что пришло к вам напоминание от вашего Господа через человека из числа вас самих, чтобы он предостерёг вас? (7:63).
Худ,мир ему, имел в виду, что удивляться здесь нечему, ибо Аллах лучше знает, кому доверить Своё послание.
Знатные люди из народа Худа сказали: «Неужели он обещает вам, что вас выведут [из могил] после того, как вы умрёте и [превратитесь] в прах и кости? Далеко, далеко [от истины] то, что вам обещают! О [Не будет ничего], кроме этой нашей жизни, — мы умираем и живём, [но] не будем воскрешены. О Он — всего лишь человек, который возвёл ложь на Аллаха, и мы не уверуем в него!»(23:35—38), после чего Худ,мир ему, воззвал: «Господь мой! Помо~ ги мне, ибо они сочли меня лжецом!» (23:39). Они считали воскресение невозможным и не верили в то, что их тела восстанут из праха после того, как от них останутся только кости. Эти люди говорили: « [Не будет ничего], кроме этой нашей жизни, — мы умираем и живём, [но] не будем воскрешены», имея в виду, что одни умирают, а другие приходят им на смену. Таких же воззрений придерживались и дахриты, а некоторые невежды из числа безбожников говорили: «Утробы извергают, а земля поглощает». Что же касается дауритов, то они верили, что будут возвращаться в этот мир через каждые 36 тысяч лет.
Всё это — ложь, проявления неверия и невежества, плоды воображения и пустые слова, не имеющие под собой никаких оснований, но подчинившие себе умы грешных и неверующих людей, которые не разумеют и не находятся на правильном пути. Об этом в Коране сказано так:
Пусть внимают [речам их] сердца тех [людей], которые не веруют в мир иной, и пусть они довольствуются этим и [продолжают] совершать то же, что совершают (6:113).
Неужели вы [так и] будете возводить [по высокому строению] на каждой возвышенности, [чтобы] позабавиться[11],строить укрепления[12], [будто собираетесь] жить вечно (26:128-129).
Это значит: неужели ради забавы вы будете возводить на каждой возвышенности огромное строение, подобное дворцу, ведь вы не нуждаетесь в них? Он говорил так, поскольку эти люди жили в шатрах, на что указывают следующие аяты:
Разве не [знаешь] ты, как поступил Господь ТВОИ с ‘адитами,[жившими в шатрах, поддерживаемых огромными] столбами, [людьми из народа] Ирама,подобного которому не был создано ни в одной стране?(89:6-8).
Те же, кто утверждает, будто Ирам — это город, построенный из золота и серебра и перемещающийся по земле, ошибаются, и их утверждения не имеют под собой никаких оснований.
Что касается слов «строить укрепления» (26:129), то некоторые толкователи считали, что здесь имеются в виду дворцы. По мнению других, речь идёт о башнях, где держали голубей, а по мнению третьих, — о ёмкостях для сбора дождевой воды. Слова «[будто собираетесь] жить вечно» (26:129) означают: будто надеетесь жить в мире этом долго.
Далее в Коране сказано:
…и, хватая [людей], будете хватать [их, подобно] тиранам? Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне!
Бойтесь Того, Кто [даровал] вам то, о чем вы знаете:Он [даровал] вам домашний —скот и сыновей,сады и источники (26:130—134).
Среди прочего соплеменники Худа,мир ему,говорили ему:
Для того ли ты явился к нам, чтобы мы стали поклоняться одному лишь Аллаху и отреклись от того, чему поклонялись наши отцы? Сделай же с нами то, чем ты нам грозишь, если ты из числа правдивых! (7:70).
Смысл их слов был таков: неужели ты явился к нам, чтобы мы поклонялись одному только Аллаху и отказались от того, чего придерживались наши предки? Если то, с чем ты пришёл, соответствует истине, яви нам то наказание, которым ты грозишь, ибо иначе мы не уверуем в тебя и не последуем за тобой.
В Коране сказано:
[Худ] сказал: «Уже постигли вас наказание и гнев Господа вашего. Неужели станете вы спо- рить со мной об именах, которыми вы и ваши отцы нарекли [своих идолов]? Аллах не ниспосылал о них никакого довода, так ждите же, и я стану ждать вместе с вами!» (7:71).
Это значит: вы уже вызвали справедливый гнев Аллаха; как можете вы сравнивать поклонение одному лишь Аллаху, у Которого нет сотоварища, с поклонением идолам, которых вы и ваши отцы сами же изваяли и нарекли богами, тогда как «Аллах не ниспосылал о них никакого довода», то есть не ниспослал никаких указании, подтверждающих истинность того, что вы утверждаете; если вы откажетесь принять истину, будете продолжать придерживаться ложного и вам безразлично, удерживаю я вас от этого или нет, то ждите неотвратимого наказания Аллаха, которое постигнет вас.
Гибель ‘адитов, которых постигло отмщение Аллаха
Что касается подробностей уничтожения ‘адитов, то в Коране сказано:
Увидев [закрывающую горизонт] тучу, которая надвигалась на их долины, они сказали: «Это — туча, которая принесёт нам дождь», [однако Худ сказал]: «Нет! Это то, что вы торопили, — ветер, [несущий] в себе мучительное нака- зание» (46:24).
Так начиналось то, что завершилось гибелью этих людей. Увидев на небе тучу, ‘адиты, которые уже долго страдали от засухи и голода и просили о ниспослании дождя, решили, что им будет оказана милость, но оказалось, что эта туча принесла с собой наказание. Вот почему Худ сказал: «Нет! Это то, что вы торопили», имея в виду кару и то, что они говорили: «Тогда яви нам то, чем ты нам грозишь, если ты — из [числа] правдивых» (46:22). Нечто подобное говорится и в суре «Ограды». Сообщается, что аль-Харис аль-Бакри сказал:
[В своё время] я поехал к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы пожаловаться ему на аль-‘Аля аль-Хадрами[13]. Проезжая мимо Рабазы, я увидел старуху из [племени] бану тамим, кроме которой там никого не было. Она сказала мне: «О раб Аллаха! У меня есть дело к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так не доставишь ли ты меня к нему?» — и я взял её с собой. Приехав в Медину, я увидел, что мечеть заполнена людьми, и я увидел развевающееся чёрное знамя и Биляла, который стоял с мечом перед Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, – Я спросил: «Почему люди [собрались здесь]?» — [на что мне] ответили: «Он[14] хочет куда-то послать ‘Амра ибн аль-‘Аса[15] Здесь имеется в виду военный поход.», и я сел. Когда [Пророк, да благословит его Аллах и приветствует] вошёл в свой дом, я попросил разрешения войти [к нему] и получил его разрешение. Когда я вошёл и поприветствовал его, он спросил: «Вы что-то не поделили с [людьми из племени] бану тамим?»[16] Я сказал: «Да, и мы одержали над ними победу. [Потом, когда] я проезжал мимо старухи из бану тамим, с которой никого не было, она попросила меня привезти её к тебе, и теперь она находится [у твоих] дверей». Он позволил ей войти, и когда она вошла, я сказал: «О Посланник Аллаха! А что, если ты отделишь нас от [племени] бану тамим преградой, [которой могла бы служить пустыня] Дахна, ибо она принадлежала нам?» [Услышав это], старуха, которая впала в ярость и была готова вскочить [со своего места], воскликнула: «О Посланник Аллаха! К чему тебя вынуждают?» — а я сказал: «Поистине, обо мне было сказано: “Коза принесла собственную смерть”! Я привёз с собой эту женщину, не зная, что она окажется моим врагом! Прибегаю к защите Аллаха и Его Посланника от того, чтобы уподобиться посланцу ‘адитов!» [Пророк], который знал обо всём лучше меня, но хотел снова послушать этот рассказ, спросил: «А что случилось с посланцем ‘адитов?» Тогда я сказал: «[Однажды] ‘адиты, которые страдали от засухи, отправили своего посланца по имени Кайль [за помощью за пределы своих владений]. Его путь пролегал мимо [жилища] Му‘авии ибн Бакра, поившего его вином целый месяц, в течение которого [Кайль] у него жил. [Всё это время] две рабыни, которых называли “две саранчи”, пели ему песни, а когда месяц прошёл, [Кайль] отправился в горы Тихамы* и воззвал: “О Аллах, Ты знаешь, что я пришёл сюда не для того, чтобы исцелить больного или выкупить пленника.
О Аллах, даруй ‘адитам воду, как Ты делал всегда!” После этого мимо него прошли чёрные тучи, и кто-то обратился к нему: “Выбирай, [какую из них направить к ‘адитам]”. Он указал на одну из этих чёрных туч, и кто-то обратился к нему из неё: “Возьми её как пепел, который не оставит в живых никого из ‘адитов”. И до меня дошло, что на них был послан ветер, [поток] которого [был столь узок], что мог бы пройти сквозь моё кольцо, но он погубил их».
Абу Вайль сказал: «Это правда, и поэтому впоследствии, когда женщин или мужчин отправляли куда-нибудь в качестве посланцев, им говорили: “[Только] не будь таким, как посланец ‘адитов!”» [Ахмад, т. 3, с. 482; Тирмизи, № 3274; Ибн Маджа, № 6816. Достоверный хадис].
От первых ‘адитов ко вторым
Теперь о том, что имеет отношение к истреблению вторых ‘адитов. В сообщениях Ибн Исхака и других авторов среди прочего упоминается Мекка, однако она была построена после Ибрахима,мир ему. Он оставил там Хаджар и своего сына Исма‘ила, а через некоторое время рядом с ними поселились люди из племени джурхум, о чём речь пойдёт ниже. Что же касается первых ‘адитов, то они жили до Ибрахима ,мир ему.
В сообщениях Ибн Исхака упоминается также Му‘авия ибн Бакр и его стихи, однако они были написаны в более позднее время, и их язык не похож на слова древних. В его сообщениях упоминается также, что в этой туче были видны искры пламени, тогда как первые ‘адиты были погублены ветром, а Ибн Мас‘уд и Ибн ‘Аббас, равно как и многие имамы из числа последователей, указывали, что этот ветер был холодным и сильным.
Аллах Всевышний сказал:
Он непрерывно [насылал] на них [этот ветер в течение] семи ночей и восьми дней, и [в это время] ты [мог бы] увидеть поверженных людей, подобных истлевшим стволам финиковых пальм (69:7).
Здесь ‘адиты сравниваются с лишёнными верхушек стволами финиковых пальм, поскольку никто из них не смог укрыться от ветра, уносившего каждого человека, поднимавшего его в воздух и опрокидывавшего на голову, которая разбивалась, в результате чего от него оставалось только тело без головы.
Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, в день не~ прерывного злосчастья Мы наслали на них холодный завывающий ветер…» (54:19).
Это значит, что в течение всего этого злосчастного для адитов дня они подвергались наказанию ветром, «который отрывал [от земли] людей, будто стволы выкорчеванных финиковых пальм» (54:20). Ошибается и противоречит Корану тот, кто утверждает, будто днём непрерывного злосчастья была среда, и на основании этого считает его дурным днём.
В другом аяте сказано: «И в злополучные [для этих людей] дни Мы наслали на них холодный завывающий ветер…» (41:16).
Кроме того, известно, что ветер непрерывно дул восемь дней, но если бы эти дни были злосчастными сами по себе, то таковыми следовало бы считать все семь дней недели. Об этом не говорит никто, а это значит, что вышеупомянутые дни были злосчастными только для ‘адитов.
Аллах Всевышний сказал:
[Знамением является и рассказ] о [том, что постигло] ‘адитов, когда Мы наслали на них бесплодный ветер (51:41).
Здесь имеется в виду ветер, который не приносит с собой никакого блага. Дело в том, что сам по себе ветер не приводит к образованию туч и не опыляет растения. Этот ветер был бесплодным и не принёс с собой никакого блага, и поэтому Аллах Всевышний сказал, что он «превращал в подобие тлена всё, чего бы он ни [касался]» (51:42). Это значит, что всё превращалось в подобие чего-то ветхого, истлевшего и абсолютно бесполезного. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,сказал:
Победа[17] была дарована мне посредством сабы[18],а ‘адиты были погублены дабуром[19]» [Бухари, № 1035;Муслим, № 900].
Что же касается аята, в котором сказано: «Вспомни, [как] среди [высоких] песчаных холмов брат ‘адитов [Худ] преостерегал свой народ, [к которому посланники обращались с] предостережениями и до, и после него. [Он сказал]: “Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха. Поистине, я боюсь, [что подвергнетесь] вы наказанию Великого Дня!”» (46:21), то здесь речь идёт, очевидно, о первых ‘адитах. Однако возможно, что люди, о которых упоминается в этом рассказе, были вторыми ‘адитами, на что указывает то, о чём мы говорили выше, а также хадис ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, который будет приведен ниже.
Аллах Всевышний сказал:
Увидев [закрывающую горизонт] тучу, которая надвигалась на их долины, они сказали: «Это — туча, которая принесёт нам дождь» (46:24).
Таким образом, увидев увеличивающуюся тучу, ‘адиты решили, что она несёт им дождь. Однако то, что они приняли за милость и благо, стало для них наказанием и отмщением. Имея в виду наказание, Худ сказал:
Нет! Это то, что вы торопили, — ветер, [несущий] в себе мучительное наказание(46:24).
Возможно, под этим наказанием подразумевается поразивший их сильный холодный ветер, который непрерывно дул семь ночей и восемь дней и погубил всех ‘адитов до единого. Даже если ‘адиты прятались в горных пещерах, этот ветер преследовал их, изгонял оттуда и губил, разрушая их крепкие дома и высокие дворцы. Прежде ‘адиты кичились своим могуществом и говорили: «Кто же сильнее нас?» — однако Аллах отдал их во власть бесплодного ветра, превосходившего их силой.
Возможно также, что ветер всё же пригнал тучу, которую они посчитали милостью и спасением для тех, кто остался в живых. Однако, как указывают многие, Аллах наслал на них искры и пламя, и их постигло то же, что и мадьянитов, которые подверглись наказанию и холодным ветром, и огнём. Такое наказание является наиболее тяжким, поскольку оно осуществляется посредством противоположных вещей, к которым, как указывается в суре «Верующие»[20], добавился ещё и вопль, а Аллах знает об этом лучше.
Таким образом, указанием на то, что они увидели тучу, служит не только прямой смысл этого аята, в котором использовано слово ‘арид — — ‘туча’, но и приведенный выше хадис аль-Хариса ибн Хасана аль-Бакри. Ещё более ясным указанием на это служит хадис ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала:
Когда ветер начинал бушевать, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,обычно говорил: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о благе его, благе того, что он в себе несёт, и благе того, что с ним было послано, и прибегаю к Твоей защите от зла его, зла того, что он в себе несёт, и зла того, что с ним было послано!»
Аллахумма, инни ас алю-кя хайра-ха, ва хайра ма фи– ха, ва хайра ма урсилят би-хи, ва а‘узу би-кя мин шар– ри-ха, ва шарри ма фи-ха, ва шарри ма урсилят би-хи
[‘Айша также] сказала:Когда на небе собирались облака, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,, менялся в лице, начинал заходить [в дом] и выходить наружу и ходил вперёд и назад, когда же начинался дождь, он успокаивался. ‘Айша спросила, [почему он так поступает, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,сказал:О ‘Айша, может быть, [нас постигнет то же, что] и ‘адитов, слова которых [приводятся в том аяте, где сказано]: «Увидев [закрывающую горизонт] тучу, которая надвигалась на их долины, они сказали:“Это — туча, которая принесёт нам дождь”» [Муслим, № 899; Тирмизи, № 3257 и др. Достоверный хадис].
В другой версии этого хадиса сообщается, что ‘Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я никогда не видела Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,смеющимся во весь рот так, чтобы был виден нёбный язычок, ибо обычно он только улыбался».
[‘Айша, да будет доволен ею Аллах, также] сказала: Когда [Пророк, да благословит его Аллах и приветствует] видел тучу или [замечал, что поднимается] ветер, [он испытывал беспокойство, что] было заметно по его лицу. [Однажды я] сказала: «О Посланник Аллаха, когда люди видят тучи, они радуются, надеясь, что [эти тучи] принесут с собой дождь, а по твоему лицу я вижу, что [их появление] тебя не радует».
[В ответ мне] он сказал: «О ‘Айша, а как я могу быть уверен в том, что [эти тучи] не несут с собой наказание [Аллаха]? Ведь люди уже подвергались наказанию ветром*, а до этого они увидели [тучу, надвигающуюся на них в] наказание, и сказали: “Это — туча, которая принесёт нам дождь!”» [Ахмад, т. 6, с. 66; Бухари, №№ 4828, 4829; Муслим, № 899].
Этот хадис ясно указывает на различия между двумя рассказами, о чём мы уже говорили раньше. Таким образом, то, о чём упоминается в суре «Пески», имеет отношение ко вторым ‘адитам, тогда как в прочих аятах Корана говорится о первых, а Аллах знает об этом лучше.
Из книги Ибн Касира:Рассказы о пророках
[1] Вади — долина; сухое русло
[2] Здесь имеется в виду, что Аллах поселил ‘адитов на земле после гибели народа Нуха.
[3] То есть вы уже заслужили наказание Аллаха.
[4] To есть за послание Аллаха, которое я довожу до вашего сведения.
[5] Имеется в виду безумие, якобы поразившее тех, кто осмелился непочтительно отзываться о богах идолопоклонников.
[6] То есть вы вместе с вашими божествами.
[7] Это значит: Аллах справедлив, что проявляется в Его решениях, законах и велениях.
[8] То есть уничтожит вас, и на смену вам придут люди, которые будут покорны Аллаху.
[9] То есть вы вместе с вашими божествами.
[10] То есть с теми, кому вы поклоняетесь наряду с Аллахом.
[11] Или: чтобы причинять вред тем, кто будет проходить мимо этих строений.
[12] Или: водоёмы для сбора и хранения дождевой воды.
[13] Аль -‘Аля аль-Хадрами — сподвижник, которого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,назначил наместником Бахрейна, области на аравийском побережье Персидского залива.
[14] Имеется в виду Пророк, да благословит его Аллах и приветствует
[15] Здесь имеется в виду военный поход.
[16] То есть велись ли между вами военные действия?
[17] Здесь имеется в виду Битва у рва — осада Медины курайшитами и их союзниками в апреле 627 г., которая была снята после того, как на 13-й или 14-й день после её начала холодный ураганный ветер разметал лагерь осаждавших.
[18] Саба — название восточного ветра.
[19] Дабур — название западного ветра, который обычно приносил с собой пыльные бури и зной. Во многих аятах Корана сообщается, что ‘адиты были истреблены за неповиновение направленному к ним пророку Худу именно этим ветром.
[20] Верующие» — 23-я сура «Корана».
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Материал подготовлен редакцией сайта www.takwaa.com
(1389)