Главная Биографии О Пророках Пророк Нух (мир ему)
Пророк Нух (мир ему)

Пророк Нух (мир ему)

2.42K
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Адам жил на десять поколений раньше Нуха. Сообщается, что Абу Умама сказал: Один человек спросил [Пророка,да благословит его Аллах и приветствует]: «О Послан­ник Аллаха, являлся ли Адам (мир ему) пророком?» Он сказал: «Да, и с ним говорил [Аллах]». [Человек] спросил:«А сколько [поколений] отделяют его от Нуха?» — и Пророк ,да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Десять поколений» [Ибн Хиббан, № 6190; аль-Хаким, т. 2, с. 262 и др. Достоверный хадис, удовлетворяющий условиям Муслима].

Передают, что Ибн ‘Аббас сказал: «Адама отделяют от Нуха десять поколений, все [представители] которых исповедовали ислам» [Тафсир Табари, т. 2, с. 194; аль-Хаким, т. 2, с. 546].

Если в данном случае подразумевается, что продолжи­тельность жизни одного поколения составляет сто лет, что сра­зу же приходит на ум многим людям, значит, Нух ,мир ему, жил не менее чем на тысячу лет позже Адама. С учётом указания Ибн ‘Аб­баса на то, что все эти люди исповедовали ислам, можно до­пустить, что времени прошло больше, поскольку позже могли быть и такие поколения, представители которых не исповедо­вали религию единобожия. Однако в хадисе Абу Умамы речь идёт именно о десяти поколениях, а Ибн ‘Аббас добавил толь­ко, что они исповедовали ислам, то есть единобожие.

Слова Ибн ‘Аббаса опровергают утверждения тех исто­риков и людей Писания, которые говорили, что Кабиль и его сыновья поклонялись огню, а Аллах знает об этом лучше.

Возможно также, что здесь под словом карн подразумева­ется не столетие, а поколение. В этом смысле оно использует­ся в целом ряде аятов Корана, например: «Сколь много поко­лений [людей, живших] после Нуха, Мы погубили!» (17:17), «Затем Мы создали после них другое поколение [людей]» (23:31), «и многие поколения между ними» (25:38), «Сколь много поколений [людей, живших] до них, Мы погубили!» (19:74).

Это же имел в виду Пророк ,да благословит его Аллах и приветствует,который сказал: «Луч­шими [людьми всех] поколений [являются люди] моего поко­ления…» [Бухари, № 2651; Муслим, № 2533].

Однако если в приводимом выше хадисе Абу Умамы речь идёт о поколениях, то следует помнить, что до Нуха ,мир ему, люди жи­ли не один век. Следовательно, со дня кончины Адама,мир ему, до по­явления Нуха,мир ему, прошло несколько тысячелетий, а Аллах знает об этом лучше.

Короче говоря, Аллах направил Нуха в качестве пос­ланника, когда люди впали в заблуждение и неверие и начали поклоняться идолам. Он был послан как милость для рабов Ал­лаха и стал первым посланником к людям, о чём они будут гово­рить во время предстояния пред Аллахом в День воскресения.

Рассказ о Нухе (мир ему) в Священном Коране

 О  том, что было с Нухом и его народом, как наказание в виде потопа постигло тех, кто не уверовал в него, и как Аллах спас Нуха и тех, кто был с ним, в ковчеге, рассказывается в таких сурах Священного Корана, как «Ограды», «Юнус», «Худ», «Пророки», «Верующие», «Поэты», «Паук», «Выстроив­шиеся в ряды» и «Луна»[1]. Кроме того, рассказу об этом по­священа целая отдельная сура[2]. Так, например, в суре «Огра­ды» сказано: Мы послали Нуха к его,народу, и он сказал: «О народ мой! Поклоняйтесь Аллаху —нет у вас бога, кроме Него! Поистине, боюсь я, [что под­вергнетесь] вы наказанию Великого дня!»

Знатные люди из его народа сказали: «Поистине, мы видим, что ты впал в явное заблуждение ».

 Он сказал: «О народ мой! Я не заблуждаюсь, а являюсь посланником от Господа миров.Я довожу до вашего сведения,послания моего Господа и даю вам добрые советы. И я узнаю от Аллаха то, чего не знаете вы.

Неужели вы удивились тому, что пришло к вам напоминание от вашего Господа через чело­века из числа вас самих, чтобы он предостерёг вас, и чтобы вы стали богобоязненными, и чтобы вас помиловали?»

Однако они сочли его лже­цом, Мы же спасли его и тех, кто был с ним, в ковчеге, и потопили тех, которые объ­являли ложью Наши знаме­ния. Поистине, были они сле­пыми людьми (7:59—64).

 В суре «Юнус» сказано:

 И прочти им сообщения о Нухе. Вот сказал он своему народу: «О народ мой! Если то, что я живу [среди вас] и напоми­наю о знамениях Аллаха, вам в тягость, то я буду уповать на Аллаха. Придите же к единому решению с вашими сотовари­щами[3], и да не будет после [этого] вас затруднении, а потом делайте со мной, [что захотите],и не давайте мне отсрочки.

Если вы отвернётесь, то я ведь не просил у вас награды, [ибо] наградит меня лишь Аллах, мне же велено быть [одним] из предавшихся Аллаху».

Они сочли его лжецом, а Мы спасли его и тех, кто был с ним, в ковчеге, и сделали их преемниками [тех, кого Мы погубили], и потопили тех, которые посчитали ложью Наши знамения. Посмотри же, каков был конец тех, кого предупреждали! (10:71—73).

В суре «Худ» сказано:

Мы послали Нуха к народу его, [и он сказал]: «Поистине, я для вас — явный[4] увещеватель.

 был послан к вам], чтобы не поклонялись вы никому, кроме Аллаха. Поистине, боюсь я, что вы будете нака­заны в Мучительный день!»[5]

 Знатные люди из его народа, которые не уверовали, ска­зали: «Мы видим, что ты всего лишь такой же человек, как и мы. И мы видим, что последовали за тобой только презренные из нас [под воз­действием] первого [впечатле­ния]. И мы не видим, чтобы вы в чём-то превосходили нас, но думаем, что вы — лжецы!»

 Он сказал: «О народ мой! Скажите, а что, если есть у меня доказательство от моего Господа, и Он даровал мне от Себя милость[6], скры­тую от ваших взоров? Разве стали бы мы принуждать вас [принять эту милость], когда вам она ненавистна?

 О народ мой! Я не прошу у вас богатства за это, [ибо] наградит меня лишь Аллах, и не стану прогонять тех, кто уверовал, [ибо] они встре­тятся со своим Господом, вас же я считаю людьми невежественными.

О народ мой! Кто защитит меня от Аллаха, если я про­гоню их? Неужели вы не вспомните?

 Я не говорю вам, что есть у меня сокровища Аллаха, и не знаю я сокрытого, и не говорю вам, что я — ангел, и не говорю о тех [людях], которые пре­зренны в ваших глазах, что Аллах не дарует им никакого блага. Аллах лучше знает о том, что [скрывают] их души, [а если бы я говорил это], то был бы одним из несправедливых».

 Они сказали: «О Нух! Ты [слишком] долго пререкался с нами. Яви же нам то, чем ты грозишь нам, если ты из [числа] правдивых».

 Он сказал: «Только Аллах явит вам это, если пожелает, и вы не [сможете избежать этого].

Не пойдут вам на пользу мои наставления, пусть даже я захочу дать их вам, если Аллах пожелал ввести вас в заблуждение. Оh — Господь ваш, и к Нему вы будете

возвращены».

 Или они говорят: «Он измыслил это». Скажи: «Если я измыслил это, меня [постигнет кара] за моё преступление, а к вашим преступлениям я непричастен».

 И тогда Нуху было ниспослано в откровении: «Не уверует из народа твоего [ни один], за исключением тех, кто уже уве­ровал, так не печалься же из- за того, что они творили.

 [Построй] ковчег у Нас на глазах, [руководствуясь] Нашими откровениями, и не обращайся ко Мне [с просьбами] за тех, которые поступали несправед­ливо, [ибо], поистине, они будут потоплены»…..

Похвалы Нуху (мир ему)

 Упоминания о Нухе есть и в других аятах Корана, в которых Аллах воздаёт этому посланнику хвалу и осуждает тех, кто ему противился. Аллах Всевышний сказал: Поистине, Мы ниспослали тебе откровения, как ниспо­сылали их Нуху и пророкам после него, и Мы ниспосы­лали откровения Ибрахиму, и Исма илу, и Исхаку, и Якубу, и коленам*, и ‘Исе, и Айюбу, и Юнусу, и Харуну, и Сулейману, и даро­вали Мы Давуду Псалмы.

Мы [направляли к людям] посланников, о которых рас­сказали тебе прежде, а также других посланников, о кото­рых прежде не рассказывали тебе, и Аллах говорил с Му­сой [без посредника].

[Мы направляли] посланников как вестников блага и предо­стерегающих, чтобы не было у людей довода против Аллаха после посланников, [ведь] Аллах — Всемогущий, Мудрый (4:163—165).

 Аллах Всевышний также сказал:

Он — Тот, Кто создал небеса и землю ради истины , а в тот День, когда Он ска­жет: «Будь», осуществится [Его веление]. Его слово — истина, и [только] Ему будет принадлежать власть в тот День, когда вострубят в трубу.

Он знает [всё о] сокрытом и явном, и Он — Мудрый,Всеведущий.

[Вспомни, как] сказал Ибрахим своему отцу Азару:«Неужели ты [избрал] идолов богами, [которым ты будешь поклоняться]?! Поистине, вижу я, что ты и [люди] тво­его народа впали в явное заблуждение!»

Так показывали Мы Ибрахиму царство небесное и земное, чтобы стал он [одним]     из убедившихся.

Когда ночь покрыла его [мраком], он увидел какую-то звезду и сказал: «Вот Господь мой!» Когда же она закатилась, он сказал: «Я не люблю тех, что закатываются!»…

 Отклонение потомков Адама (мир ему) и их идолопоклонство

 Суть того, что произошло с людьми народа Нуха, излагается в Коране и хадисах следующим образом.

Ранее мы уже приводили слова Ибн Аббаса: «Адама от­деляет от Нуха десять поколений, и все их [представители] ис­поведовали ислам», и упоминали о том, что под словом карн подразумевается либо поколение, либо столетие.

По истечении этого периода, когда люди исповедовали единобожие, случилось нечто такое, в результате чего они ста­ли поклоняться идолам. О причинах этого говорится в одном из хадисов, который приводится в «Сахихе» аль-Бухари. Со­общается, что, толкуя слова Аллаха Всевышнего «и они ска­зали [своим приспешникам]: “Ни в коем случае не отрекай­тесь от своих богов: ни от Вадда, ни от Сува‘а, ни от Hyca, ни от Я‘ука, ни от Насра!”» (71:23). Ибн ‘Аббас сказал: «Это — имена праведных мужей из народа Нуха,мир ему. После то­го как они умерли, шайтан внушил людям его народа воздвиг­нуть в местах их собраний изваяния этих праведников и дать им их имена. Они так и сделали, но не поклонялись [этим из­ваяниям]. Когда же [все люди этого поколения] умерли, и зна­ние исчезло, [этим изваяниям] стали поклоняться. А потом те же идолы, которые были у народа Нуха, появились у арабов» [Бухари, № 4920]. Арабы поклонялись этим идолам очень мно­гими путями, о чём мы упоминаем в нашем «Тафсире».

Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Умм Хабиба и Умм Саляма[7] упоминали о церкви, именовав­шейся церковью Марии и расписанной [различными] изобра­жениями, которую они видели в Эфиопии. Они рассказали об этом и Пророку,да благословит его Аллах и приветствует, который сказал им [на это]:Поистине, когда какой-нибудь праведный человек из них умирает, они строят у его могилы храм для покло­нения и расписывают его подобными изображениями.В День воскресения такие [люди] окажутся наихудши­ми созданиями пред Всемогущим и Великим Аллахом! [Бухари, № 427; Муслим, № 527]

Нух (мир ему) — первый посланник к людям

 Когда по земле распространилось нечестие, и идолам стали поклоняться повсеместно, Аллах направил к людям Своего раба и посланника Нуха,мир ему,чтобы он призывал их поклоняться одному лишь Аллаху, у Которого нет сотоварища, и удерживал от поклонения кому бы то ни было ещё.

Он стал первым, на кого Аллах возложил выполнение посланнической миссии, о чём сообщается в хадисе о заступничест­ве. Передают со слов Абу Хурайры,что Пророк ,да благословит его Аллах и приветствует,сказал:[После этого][8] те придут к Адаму и скажут ему:«Ты — отец людей; Аллах создал тебя Своей рукой и вдох­нул в тебя [от] Своего духа, и по Его велению ангелы скло­нились пред тобой до земли, заступись же за нас перед тво­им Господом! Разве не видишь ты, в каком мы положении, и разве не видишь, до чего мы дошли?!» [На это] Адам скажет: «Поистине, сегодня Господь мой разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не будет гневать­ся уже никогда больше, и, поистине, запретил Он мне [вку­шать плоды райского] древа, а я ослушался Его! Сам я, сам я, сам я [нуждаюсь в защите], а вы ступайте к другому, сту­пайте к Нуху!» [После этого] они придут к Нуху и скажут [ему]: «О Нух,мир ему,поистине, ты — первый из посланников [Аллаха] к обитателям земли, и Аллах назвал тебя благо­дарным рабом, заступись же за нас пред твоим Господом! Разве не видишь ты, в каком мы положении?!» [На это] он скажет: «Поистине, мой Всемогущий и Великий Господь сегодня разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не будет гневаться уже никогда больше. И, поистине, в [земной жизни мне была предоставлена возможность об­ратиться к Аллаху только с одной] мольбой, и я обратился к Нему с мольбой [погубить] мой народ[9]. Сам я, сам я, сам я [нуждаюсь в защите], а вы ступайте к другому, ступайте К Ибрахиму!”» [Бухари, № 4712; Муслим, № 194].

Когда Аллах послал Нуха,мир ему,к людям, тот призвал их поклоняться одному лишь Аллаху, отказаться от поклонения наряду с Ним идолам, изваяниям, равно как и всему прочему, и признать, что Аллах Един и нет помимо Него никакого иного Бога и Госпо­да. Он делал это по велению Аллаха Всевышнего, и такое же веление получили все прочие посланники, каждый из которых был его потомком, на что указывается в Коране, где сказано «и [сохранили на земле только] его потомство» (37:77).

Аллах Всевышний также сказал: «[Прежде] Мы послали Нуха и Ибрахима [к их народам] и [даровали] пророчество и Писание их потомкам» (57:26). Здесь имеется в виду, что каждый пророк после Нуха относился к числу его потомков.

Аллах Всевышний также сказал:К каждому народу Мы направили посланника[с призывом]: «Поклоняй­тесь Аллаху и сторонитесь тагута[10](16:36).

Аллах Всевышний также сказал:И спроси тех Наших посланников, которых Мы направляли до тебя, [создали] ли Мы иных богов, чтобы им поклонялись наряду с Милосердным? (43:45).

Мы не посылали до тебя ни одного посланника, не [ниспослав ему откровени:«Нет бога, кроме Меня, так поклоняйтесь же Мне!»(21:25).

 Вот почему Нух обратился к людям своего народа с такими сло­вами: «О народ мой! Поклоняйтесь Аллаху — нет у вас бо­га, кроме Него! Поистине, боюсь я, [что подвергнетесь] вы наказанию Великого дня!» (7:59). И он говорил им: «[Я был послан к вам], чтобы не поклонялись вы никому, кроме Ал­лаха. Поистине, я боюсь, что вы будете наказаны в Мучительный день[11](11:26).

 Аллах Всевышний сказал:

[Нух] сказал: «О народ мой! Поистине, я для вас — явный увещеватель.

Поклоняйтесь Аллаху, бой­тесь Его и повинуйтесь мне,

[и тогда] Он простит вам [часть] ваших грехов, и даст вам отсрочку до известного срока,ведь когда [этот] срок, [установленный] Аллахом, наступит, отсрочки уже не будет, если бы вы только знали!»

[Нух] сказал: «Господь мой! Поистине, призывал я народ свой ночью и днём,но мой призыв только [побуждал] их к бегству в ещё боль­шей мере.

и, поистине, каждый раз, когда я призывал их, чтобы Ты простил им[12], они заты­кали уши пальцами, закры­вались своими одеждами, упорствовали и проявляли гордыню.Затем призывал я их открыто,затем обращался к ним во все­услышание и наедине,и говорил я: “Молите о проще­нии Господа вашего, ибо, поис­тине, Он — Прощающий!

 Он ниспошлёт вам с неба обильные дожди,и окажет вам поддержку иму­ществом и сыновьями,и [взрастит] для вас сады, и [создаст] для вас реки!

Почему не страшитесь вы величия Аллаха?Он создавал вас [на разных] стадиях*”» (71:2—14).

 Как видно из приводимых выше аятов, Нух,мир ему,призывал лю­дей к Аллаху разными способами. Он занимался этим ночью и днём, явно и тайно, побуждал и устрашал их, однако всё это ни к чему не привело. В большинстве своём они не желали от­казываться от своих заблуждений и беззакония, продолжали поклоняться идолам, постоянно проявляли враждебность по отношению к Нуху, умаляя его достоинство и презирая тех, кто в него уверовал, угрожали ему побиванием камнями и изгнани­ем и наносили верующим всевозможные обиды.

 В Коране сказано:

Знатные люди из его народа ска­зали: «Поистине, мы видим, что ты впал в явное заблуждение».

 Он сказал: «О народ мой! Я не заблуждаюсь, а являюсь посланником от Господа миров» (7:60—61).

Это значит: я не заблуждаюсь, как вы утверждаете, а следую прямым путём, и я — посланник Господа миров, то есть Того, Кому достаточно сказать чему-либо «Будь», чтобы это воз­никло. Нух ,мир ему,сказал:

Я довожу до вашего сведе­ния послания моего Господа и даю вам добрые советы.

И я узнаю от Аллаха то, чего не знаете вы (7:62).

Что же касается посланника, то он должен быть красноре­чивым, давать добрые наставления и лучше всех людей знать о Всемогущем и Великом Аллахе.

Среди прочего люди народа Нуха,мир ему,говорили ему: «Мы видим, что ты — всего лишь такой же человек, как и мы. И мы видим, что последовали за тобой только презренные из нас [под воздействием] первого [впечатления]. И мы не видим, чтобы вы в чём-то превосходили нас, но думаем, что вы — лжецы!» (11:27).

Они удивлялись тому, что посланником Аллаха является человек, умаляли достоинство его последователей и считали их презренными людьми. Говорят также, что эти люди относились к числу слабых, то есть простых людей, о которых Ираклий[13] сказал, что «именно они и становятся последователями послан­ников» [Бухари, № 7; Муслим, № 1773]. Объясняется же это лишь тем, что им ничто не мешает следовать истине.

Говоря «[под воздействием] первого [впечатления]», лю­ди народа Нуха имели в виду следующее: они сразу же от­кликнулись на твой призыв, не поразмыслив об этом. Однако эти слабые, да будет доволен ими Аллах, заслуживают похвал именно за то, в чём их обвиняли, поскольку, если речь идёт об очевидной истине, необходимость рассмотрения и размыш­ления отпадает. Как только истина становится очевидной, ей нужно следовать и подчиняться, за что Посланник Аллаха Ш и воздал хвалу Абу Бакру ас-Сыддику, который всегда посту­пал так. Здесь можно вспомнить и о том, что люди дали Абу Бакру клятву на верность быстро и без раздумий, поскольку его превосходство над всеми было для сподвижников очевид­ным. Вот почему Посланник Аллаха Ц, который сначала хо­тел записать имя своего преемника, потом отказался от это­го и сказал: «Аллах и верующие отвергнут [любого], кроме Абу Бакра» [Муслим, № 2378].

Неверные из народа Нуха,мир ему,говорили тем, кто уверовал в не­го: «И мы не видим, чтобы вы в чём-то превосходили нас, но думаем, что вы — лжецы!» Это значит: после того как вы уве­ровали, у вас не появилось никаких преимуществ перед нами.

Аллах Всевышний сказал:

[Нух] сказал: «О народ мой!Скажите, а что, если есть у меня доказательство от моего Господа и Он даровал мне от    Себя милость, которая скрыта от ваших взоров? Разве стали бы мы принуждать вас [при­нять эту милость], когда вам она ненавистна?» (11:28).

 Таким образом, Нух,мир ему,мягко говорил с этими людьми и спокойно призывал их к истине, на необходимость чего указывает ве­ление Аллаха Мусе,мир ему,и Харуну,мир ему: «и говорите с ним[14] мягко, что­бы он одумался или устрашился» (20:44).

Аллах Всевышний также сказал: «Призывай к пути Гос­пода твоего с помощью мудрости и доброго увещевания и ве­ди с ними[15] спор, используя наилучшие [средства]» (16:125).

Нух сказал им: «Скажите, а что, если есть у меня доказательство от моего Господа и Он даровал мне от Себя ми­лость», подразумевая под милостью пророчество и послание. Его слова «которая скрыта от ваших взоров» означают: милость, которая выше вашего понимания и к которой вы не нашли путь. Его слова «Разве стали бы мы принуждать вас [принять эту милость], когда вам она ненавистна?» означают: в подобном случае мы ничего не смогли бы сделать с вами.

Нух,мир ему,сказал: «О народ мой! Я не прошу у вас богатства за это, [ибо] наградит меня лишь Аллах…» (11:29). Это зна­чит: я не желаю получить от вас вознаграждение за то, что до­вожу до вашего сведения то, что принесёт вам пользу в обоих мирах. Я прошу награду только у Аллаха, награда Которого долговечнее того, что можете дать мне вы.

Нух,мир ему,также сказал: «…и не стану прогонять тех, кто уверовал, [ибо] они встретятся со своим Господом, вас же я считаю людьми невежественными» (11:29). Это даёт основания предполагать, что люди народа Нуха требовали, чтобы он удалил от себя слабых, обещая, что за это они объединятся вокруг него. Нух,мир ему,отказался выполнить их требования и ска­зал: «…[ибо] они встретятся со своим Господом» (11:31).

Это значит: я боюсь, что если я прогоню их, то они пожалу­ются на меня Всемогущему и Великому Аллаху.

Вот почему, когда неверные курайшиты потребовали, что­бы Посланник Аллаха,мир ему и благословение Аллаха,прогнал слабых из числа верующих, а именно ‘Аммара, Сухайба, Виляла, Хаббаба и им подобных [Муслим, № 2413], Аллах запретил ему делать это, на что мы указываем в толковании сур «Скот» и «Пещера»[16].

Нух сказал: «Я не говорю вам, что есть у меня сокро­вища Аллаха, и не знаю я сокрытого, и не говорю вам, что я ангел» (11:31). Эти слова следует понимать так: я — только раб и посланник; из того, что известно Аллаху, я знаю лишь то, чему Он научил меня, и могу делать лишь то, на что Он даёт мне силы, и я не способен ни принести себе пользу, ни причинить вред, если это не будет угодно Аллаху. Говоря «о тех [людях], которые презренны в ваших глазах» (11:31), Нух имеет в виду своих последователей.

Нух также сказал: «…и не говорю о тех [людях], кото­рые презренны в ваших глазах, что Аллах не дарует им ни­какого блага. Аллах лучше знает о том, что [скрывают] их души, [а если бы я говорил это], то был бы одним из неспра­ведливых» (11:31). Это значит: я не говорю, что в День воскресения у Аллаха не будет для них ничего благого; Аллах луч­ше знает о них и воздаст им благом за благо или злом за зло в зависимости от того, что скрывали их души.

В другой суре о людях народа Нуха,мир ему,сообщается следующее:

 Они сказали: «Как можем мы поверить тебе, если последовали за тобой самые презренные [люди]?»

 Он сказал: «А что мне известно о том, что они совершают? Лишь Господь мой [потребует] у них отчета, если бы вы только знали!  Я не стану прогонять верующих,[ибо] я — только явный увещеватель» (26:111—115).

 Нух (мир ему) теряет надежду на то, что люди его народа уверуют

 Препирательства Нуха с людьми его народа продолжались долгое время.

Аллах Всевышний сказал:

Мы послали Нуха к [людям] его народа, и он пробыл среди них тысячу лет без пятидесяти, [призывая их к единобо­жию], а потом потоп [погубил этих людей], которые продолжали проявлять несправедли­вость (29:14).

 Это значит, что, несмотря на продолжительность этого сро­ка, уверовали лишь немногие из его народа.

Представители каждого уходящего поколения нака­зывали тем, кто приходил им на смену, не веровать в Ну­ха, сражаться с ним и не подчиняться ему. Когда сыновья достигали такого возраста, что могли понимать слова от­цов, те наказывали им никогда в жизни не веровать в Ну­ха. Эти люди отвергали веру и следование истине в силу самой своей природы, и поэтому Нух обратился к Аллаху и сказал: «Поистине, если Ты оставишь их, они введут в заблуждение твоих рабов и породят только неверных грешников» (71:27). По этой же причине эти люди сказа­ли: « О Нух! Ты [слишком] долго пререкался с нами. Яви же нам то, чем ты грозишь нам, если ты из [числа] прав­дивых» (11:32). На это Нух ответил им так: «Только Ал­лах явит вам это, если пожелает, и вы не [сможете из­бежать этого]» (11:33). Это значит: на это способен лишь Аллах, для Которого нет ничего невозможного или труд­ного, ибо стоит Ему только сказать чемулибо «Будь», как это возникает.

Нух,мир ему, сказал: «Не пойдут вам на пользу мои наставле­ния, пусть даже я захочу дать их вам, если Аллах пожелал ввести вас в заблуждение. Он — Господь ваш, и к Нему вы будете возвращены» (11:34). Это значит: никто не в си­лах вывести на правильный путь того, кого Аллах пожелает ввести в заблуждение, ибо только Аллах указывает правиль­ный путь, кому пожелает, и сбивает с пути, кого пожелает. Он делает то, что Ему угодно, Он — Всемогущий и Муд­рый, Ему ведомо, кто заслуживает ведения по правильно­му пути, и кто заслуживает того, чтобы быть сбитым с него, и Он обладает высшей мудростью и располагает убедитель­ными доводами.

 Нух (мир ему) строит ковчег

 Аллах Всевышний сказал:

И тогда Нуху было ниспослано в откровении: «Не уверует из народа твоего [ни один], за исключением тех, кто уже уверовал…» (11:36).

Это откровение было ниспослано ему, чтобы он успокоился после того, что претерпел от людей своего народа.

 Аллах Всевышний также сказал:

…так не печалься же из-за того, что они творили (11:36).       

В целом этот аят послужил Нуху,мир ему,утешением, поскольку в нём указывалось, что больше не уверует ни один человек из его народа, смысл же его таков: да не огорчает тебя то, что произошло, ибо помощь уже близка.

 Аллах Всевышний сказал:

[Построй же1 ковчег у Нас на глазах, [руководствуясь] Нашими откровениями, и не обращайся ко Мне [с просьбами] за тех, кто поступал несправед­ливо, [ибо], поистине, они будут потоплены (11:37).

 Дело в том, что Нух,мир ему,перестал надеяться на то, что люди его народа исправятся и преуспеют, и увидел, что они совершенно лишены блага, поскольку эти люди наносили ему всевозможные обиды, не подчинялись ему и объявляли его лжецом. Кончилось это тем, что он в гневе проклял их, и Аллах внял его мольбе.

 Аллах Всевышний сказал:

Нух воззвал к Нам — а [Мы всегда] отвечали на [его] мольбы, — и Мы спасли его и [членов] его семьи от великой скорби…(37:75-76).

 Аллах Всевышний также сказал:

[Вспомни] и Нуха, [который] воззвал раньше [Ибрахима и Аута], и Мы ответили ему,и спасли его и его семью от великой скорби… (21:76).

 Аллах Всевышний также сказал:

Он сказал: «Господь мой! Поистине, [люди] моего народа сочли меня лжецом. Рассуди же меня с ними, [чтобы погиб тот, кто отверг единобожие и счёл лжецом Твоего посланника], и спаси меня и тех верующих, которые со мной!»(26:117-118)…

Таким образом, против этих людей обратились их неверие и не­честие, а также то, что их пророк проклял их, и Аллах Всевыш­ний велел ему строить ковчег, то есть огромный корабль, по­добного которому ещё никогда не было и уже никогда не будет. Кроме того, Аллах велел Нуху,мир ему, не обращаться к Нему с прось­бами за этих грешных людей, когда их постигнет неотвратимое наказание. Дело в том, что при виде обрушившейся на них ка­ры Нух ,мир ему,мог проявить сочувствие по отношению к ним, ведь од­но дело знать, а другое — видеть воочию.

 Аллах Всевышний также сказал:

[После этого] он [принялся] строить ковчег. Всякий раз,как мимо него проходили знатные люди из его народа, они насмехались над ним (11:38).

 Здесь имеется в виду, что они издевались над Нухом, считая невозможным осуществление того, чем он им угрожал, Нух,мир ему, же отвечал им: «Если вы насмехаетесь над нами, то и мы на­смехаемся над вами, как насмехаетесь вы» (11:38).

Это зна­чит: а мы насмехаемся над вами за ваше стойкое неверие и упор­ство, которое неизбежно навлечёт на вас наказание. И Нух говорил: «Вы [непременно] узнаете, кого постигнет наказа­ние, которое опозорит его, и кто будет испытывать вечные муки» (11:39).

Присущие этим людям неверие и упорство найдут своё проявление и в мире вечном, поскольку в День воскресения они будут отрицать, что к ним явился посланник. Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри ,что Посланник Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует,сказал:

В День воскресения явится Нух,мир ему, со своим народом, и Всемогущий и Великий Аллах спросит: «Довёл ли ты [до своего народа Наше послание]?» [Нух] скажет: «Да, о Господь мой». Тогда [Аллах] спросит [людей] его народа: «Довёл ли он до вас [Наше послание]?»

Они скажут: «Нет, [ибо] к нам не приходил [ни один] пророк!» Тогда [Аллах] спросит [Нуха]: «Кто засвиде­тельствует твою [правоту]?» Он скажет: «Мухаммад и [члены] его общины», и мы засвидетельствуем, что он [действительно] довёл [до их сведения послание Ал­лаха]. И [в этом заключается смысл] слов Всевышнего «И так же сделали Мы вас общиной срединной, что­бы стали вы свидетелями о людях, а посланник стал свидетелем о вас*» (2:143) [Бухари, № 3339].

Таким образом, основываясь на свидетельстве своего правди­вого и достойного доверия пророка, члены этой общины засвидетельствуют, что Аллах послал Нуха с истиной, ниспослал ему истину и велел ему довести её до сведения людей. Они засвиде­тельствуют и то, что Нух,мир ему,наилучшим образом довёл это до них. Другими словами, он, как и все другие посланники, не оставлял без внимания ничего полезного и ничего вредного для их рели­гии, призывая их к полезному и удерживая от вредоносного.

Жалея людей своего народа, он предупредил их даже о пришествии Лжемессии (алъ-масих ад-даджжалъ), хотя его появление при жизни Нуха не ожидалось. Сообщается, что Ибн ‘Умар сказал:

[Однажды] Посланник Аллах,да благословит его Аллах и приветствует, который находился среди людей, восславил Аллаха подобающим образом, после чего упомянул о Лжеце (ад-даджжалъ) и ска­зал: «Поистине, я предупреждаю вас о его [пришест­вии], и не было ни одного пророка, который не предуп­реждал бы об [этом людей] своего народа. Нух [также] предупреждал о нём свой народ, но я скажу вам то, че­го ни один пророк своему народу не говорил: знайте, что он — одноглазый, Аллах же, поистине, одноглазым не является» [Бухари, № 3337; Муслим, т. 1, с. 154].

Кроме того, передают со слов Абу Хурайры, что [однажды] Пророк,да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Не рассказать ли вам о Лжеце (ад-даджжалъ) то, чего ни один пророк не рассказывал [людям] своего народа? Поистине, он — одноглазый, и когда он явится, с ним будет нечто подобное Раю и Огню, однако то, что он станет называть Раем, [на самом деле окажется] Огнём, и я предупреждаю вас подобно тому, как Нух,мир ему, предупре­дил О нём свой народ [Бухари, № 3338; Муслим, № 2936. Здесь приводится версия аль-Бухари].

 Некоторые улемы из числа наших праведных предшественни­ков говорили, что, вняв мольбе Нуха, Аллах велел ему поса­дить дерево, и Нух,мир ему, его, а впоследствии использовал это дерево при построении ковчега. Как сообщают все улемы, его высота равнялась тридцати локтям. У него было три па­лубы, и каждая из них была выше нижней на десять локтей. Нижняя палуба предназначалась для насекомых и животных, средняя — для людей, а верхняя — для птиц. Дверь ковчега, который был покрыт навесом, находилась в его борту.

 Аллах Всевышний сказал:

[Нух] воззвал: «Господь мой! Помоги мне, ибо они сочли меня лжецом!»

И Мы ниспослали ему откро­вение: «Построй ковчег у Нас на глазах, [руководствуясь]Нашими откровениями»(23:26-27).

Это значит: согласно Нашим велениям и под Нашим присмот­ром, чтобы построение ковчега осуществлялось правильно.

Нух (мир ему) во время потопа

 Аллах Всевышний сказал:

И Мы ниспослали ему откро­вение: «Построй ковчег у Нас на глазах, [руководствуясь] Нашими откровениями. Когда же придёт Наше веле­ние и вода в печи забьёт клю­чом, посади в [ковчег] по паре [животных каждого вида] и [всех членов] твоей семьи, за исключением тех, о [гибели] которых уже [было ниспослано Наше веление].И не обращайся ко Мне [с просьбами] за тех, которые поступали несправедливо, [ибо], поистине, они будут потоплены» (23:27).

Аллах ниспослал Нуху великое веление, согласно которо­му после начала бедствия тот должен был посадить в ков­чег по паре животных и других живых существ каждого ви­да, чтобы они могли размножаться. Кроме того, он должен был взять с собой всех членов своей семьи, за исключени­ем тех, гибель которых уже была предрешена, то есть тех, кто не уверовал. Таким образом, его мольба была услышана, и бедствие стало неотвратимым. Нуху,мир ему, же было велено не об­ращаться с просьбами за людей его народа, когда он воочию увидит великое наказание, которое они понесут по воле Того, Кто делает, что пожелает.

По мнению большинства толкователей, в приведенном выше аяте под словом таннур (‘печь’) подразумевается по­верхность земли. Таким образом, слова «и вода в печи забьёт ключом» могут иметь следующий смысл: вода забьёт ключами во всех концах земли и даже в печах, где обычно горит огонь.

 Когда же пришло Наше веле­ние и вода в печи забила клю- чом, Мы сказали: «Посади в [ковчег] по паре [животных каждого вида] и [всех членов] твоей семьи, за исключением тех из них, о [гибели] которых уже [было ниспослано Наше веление], а также тех, кто уверо­вал». Однако уверовали вместе с ним лишь немногие (11:40).

 Слова «и [всех членов] твоей семьи, за исключением тех, о [гибели] которых уже [было ниспослано Наше веление]» означают: за исключением тех, кто не уверовал. Среди них был и сын Нуха Ям, который утонул.

Слова «а также тех, кто уверовал» означают: и посади в ковчег тех людей из твоего народа, которые уверовали. Аллах Всевышний сказал: «Однако уверовали вместе с ним лишь не­многие». -Людей из народа Нуха, которые уверовали в него, было немного, несмотря на то что он долго находился среди них, денно и нощно призывая их к единобожию и используя для этого раз­ные слова и иногда прибегая к угрозам, иногда же мягко побуждая их к этому. Что же касается количества людей, спасшихся вмес­те с Нухом в ковчеге, то у улемов не было единого мнения по это­му вопросу.

 Аллах Всевышний сказал:

А когда ты поднимешься на ковчег вместе с теми, кто [был] с тобой, скажи: «Хвала Аллаху, Который спас нас от несправедливых людей!» —       

и скажи: «Господь мой! Посели меня в благословенном месте,[ибо] Ты лучший из поселяющих» (23:28—29).

 Таким образом,Нух,мир ему,получил веление воздать хвалу своему Господу за то, что Он подчинил ему ковчег, спас его, рассудил с людьми и порадовал, покарав тех, кто не подчинялся своему пророку и считал его лжецом. В других аятах Аллах Всевыш­ний говорит об этом так:

…и Он создал [всё живое] парами и [создал] для вас корабли и животных, на которых вы ездите,чтобы вы садились на [них][17], а потом, усевшись [там],вспоминали о милости вашего Господа и говорили:«Преславен Тот, кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу! Поистине, мы вернёмся к Господу нашему» (43:12—14).

 Аллах велит обращаться к Нему с мольбами перед началом любого дела, чтобы оно стало благословенным и получило до­стойное завершение. Перед переселением Пророка Мухамма­да,да благословит его Аллах и приветствует,  из Мекки Аллах тоже велел ему:

И говори: «Господь мой,введи меня чрез [врата благие], и выведи меня через [врата благие], и даруй в помощь мне силу от Тебя!» (17:80).

 Нух,мир ему,выполнил веление Господа, о чём в Коране сказано так: Он сказал: «Садитесь в [ковчег], который будет плыть и останавливаться с именем Аллаха! Поистине, Господь мой — Прощающий, Милосердный!» (11:41).

Это значит: ковчег начнёт своё движение и остановится с именем Аллаха. Нух,мир ему,также сказал: «Поистине, Господь мой Про­щающий, Милосердный!» Это значит: несмотря на то, что Аллах — Прощающий и Милосердный, Он может подвергнуть грешников мучительному и неотвратимому наказанию, которое и постигло тех, кто не веровал в Аллаха и поклонялся другим.

 Аллах Всевышний сказал:

[Потом ковчег] поплыл с ними среди волн, подобных горам,

Нух же обратился к своему сыну, который держался в стороне: «О сынок мой! Садись с нами и не оставайся с неверующими!» (11:42).

Это случилось после того, как Аллах послал с неба дождь, подобного которому никогда не было и не будет, ибо казалось, что вода лилась сверху, будто из развязанных бурдюков. Кроме того, по Его велению вода повсюду стала бить ключами из-под земли.

 Аллах Всевышний сказал:

Тогда он обратился с моль­бой к своему Господу:

Поистине, меня одолели, помоги же мне!»

 И открыли Мы врата небес,[откуда стала] обильно литься вода,

и заставили воду бить клю­чами из земли, и слились воды [неба и земли] согласно тому, что было предопреде­лено.

Его же[18] Мы понесли на [ков­чеге, сколоченном из] досок гвоздями.

 Он поплыл у Нас на глазах, [и это послужило] воздаянием тому, в кого не уверовали (54:10-14).

 Аллах Всевышний также сказал:

Поистине, когда вода вышла из берегов, Мы понесли вас в [ковчеге], плывущем [по волнам],чтобы [этот ковчег] стал для вас назиданием, которому вняло бы внемлющее ухо (69:11-12).

 Некоторые толкователи указывали, что вода, поднявшаяся вы­ше самых высоких гор, покрыла всю землю, и не осталось на ней ничего живого.

 Аллах Всевышний сказал:

[Потом ковчег] поплыл с ними среди волн, подобных горам, Нух же обратился к своему сыну, который держался в стороне: «О сынок мой! Садись с нами и не оставайся с неверующими!»

Тот сказал: «Я укроюсь на горе, которая спасёт меня от воды». [Нух] сказал: «Сегодня ничто не спасёт от веления Аллаха [никого], кроме тех, над кем Он сми­лостивится». [После этого] волна отделила их [друг от друга], и он оказался [одним] из потопленных (11:42—43).

Этот сын Нуха относился к числу неверных и совершал неправедные дела. Он выступил против своего отца и погиб вместе с другими, хотя вместе с Нухом Аллах спас людей, которые не состояли с ним в родстве, но были приверженцами его религии, ибо Нух воззвал к Аллаху: «…и спаси меня и тех верующих, которые со мной!» (26:118).

 Аллах Всевышний сказал:

И было сказано: «О земля,поглоти свою воду! О небо,прекрати [проливать дождь]!» [после чего] вода спала, и веление [Аллаха] осуществилось. [Когда же ковчег] пристал [к горе] Аль- Джуди было сказано: «Да будут прокляты люди несправедливые!» (11:44).

 Это значит: когда на земле больше не осталось тех, кто покло­нялся не Всемогущему и Великому Аллаху, Аллах велел земле впитать воду, а дождю — остановиться, после чего «вода спала», и «веление [Аллаха] осуществилось». Это значит, что с теми, кто не уверовал, случилось то, о чём Аллаху было из­вестно заранее и что было предопределено Им. Слова «бы­ло сказано: “Да будут прокляты люди несправедливые!”» означают, что они были прокляты Аллахом и удалены от Его милости и прощения….

Таким образом, Аллах Всевышний — хвала Ему! — внял мольбе Нуха и не оставил в живых никого из тех, кто не уверо­вал. Непонятно, почему некоторые толкователи утверждают, что ‘Аудж, сын ‘Унка (или ‘Анака), являвшийся современни­ком Нуха, был ещё жив, когда появился Муса. Говорят также, что он был непокорным и упорным неверным. Говорят также, что он был незаконнорожденным, и его родила ‘Унк, дочь Ада­ма, которая совершила прелюбодеяние. Говорят также, что он был столь высок, что доставал рыбу со дна моря и жарил её на солнце! И утверждают, что он спрашивал Нуха, который нахо­дился в ковчеге: «Что это у тебя за посудина?» — и насмехал­ся над ним. Говорят также, что его рост составлял 3333,3 локтя. Кроме того, приводятся и другие столь же нелепые россказни, которые мы не стали бы приводить в силу того, что они про­тиворечат здравому смыслу и всем достоверным сообщениям, если бы они не встречались столь часто в различных толкова­ниях Корана и трудах историков. И действительно, можно ли допустить, что Аллах погубил за неверие сына Нуха, являв­шегося пророком своего народа и главой верующих, но оставил в живых ‘Ауджа, сына ‘Унка, который, по их же словам, был ещё более несправедливым?

Теперь обратимся к достоверным сообщениям. Аллах Всевышний сказал: «Потом Мы потопили остальных». Ал­лах Всевышний также сказал: «И Нух сказал: “Господь мой! Не оставляй на земле в живых никого из неверных!”» Сле­дует отметить, что вышеупомянутые сообщения о росте этого человека противоречат содержанию хадиса, в котором сообща­ется, что Пророк,да благословит его Аллах и приветствует,сказал: Аллах создал Адама, рост которого равнялся шести­десяти локтям, …что же касается людей, то [со вре­мени сотворения Адама] и до сих пор они продолжа­ют уменьшаться [в размерах] [Бухари, № 2559; Муслим, № 2612].

Это — слова правдивого, достойного доверия и безгрешного пророка, о котором в Коране сказано так:

Говорит он не по [собственной]прихоти —

поистине, это — не что иное, как ниспосылаемые откровения! (53:3—4).

Слова Пророка,да благословит его Аллах и приветствует,сказавшего, что люди «до сих пор продолжают уменьшаться [в размерах]», означают, что они уменьшались лишь до тех пор, пока Аллах не поведал об этом про­року, и такими они останутся до самого Дня воскресения. Следовательно, ни один из потомков Адама,мир ему, не был выше не­го, так как же эти толкователи могли упускать из виду выше­упомянутые достоверные сообщения и полагаться на утверж­дения лжецов из числа людей Писания, которые подменили и исказили ниспосланные свыше Писания Аллаха? Я думаю, что сообщения, касающиеся ‘Ауджа, сына ‘Унка, являются не чем иным, как измышлениями еретиков и нечестивцев из числа врагов пророков, а Аллах знает об этом лучше.

Далее Аллах Всевышний упомянул о мольбе за сына, с ко­торой Нух,мир ему,обратился к своему Господу. Он сказал, что Господь обещал ему спасти членов его семьи, к числу которых относил­ся и его сын, и спросил, почему же тот утонул. На это Аллах ответил Нуху, что его сын не принадлежал к членам его семьи, то есть к числу тех, кого Аллах обещал спасти, и указал, что ему было сказано: «…и [всех членов] твоей семьи, за исклю­чением тех из них, о [гибели] которых уже [было ниспосла­но Наше веление]» (23:27). Что же касается сына Нуха, то от­носительно него было ниспослано веление, в силу которого он должен был погибнуть за своё неверие. Вот почему он утонул вместе с прочими неверными и несправедливыми людьми.

Аллах Всевышний сказал:

И было сказано: «О Нух! Сходи [на землю] с миром от Нас и благословениями тебе и общинам, [которые составят потомки тех], кто находится с тобой. [Другим же] общинам Мы [сначала] дадим пользоваться [всеми мирскими благами, но] потом постигнет их мучи­тельное наказание» (11:48).

После того как вода ушла в землю и всё успокоилось, Аллах велел Нуху сойти на землю из ковчега, который в конеч­ном итоге пристал к горе Аль-Джуди. Слова «с миром от Нас и благословениями» означают: сходи с миром и благослове­ниями тебе и твоим потомкам, которые родятся впоследствии. Из всех, кто находился в ковчеге, Аллах даровал потомство только Нуху,мир ему, ибо в Коране сказано «и [сохранили на земле только] его потомство» (37:77). Таким образом, все люди, жи­вущие ныне на земле, являются потомками трёх сыновей Ну­ха — Сама, Хама и Яфиса.

 Ответ людям, отрицающим факт потопа

 Некоторые невежественные люди из числа жителей Пер­сии и Индии отрицали то, что на земле был потоп, другие же признавали это. Одни говорили: «Потоп был в Вавилоне и не достиг нас». Другие утверждали: «Мы наследуем власть, которая передаётся от одного владыки к другому со времён Каюмарса*». Так говорили зороастрийцы, которые поклоняют­ся огню и следуют по стопам шайтана, однако их слова явля­ются пустой болтовнёй, проявлением отвратительного неверия и крайнего невежества и обвинением во лжи Самого Господа небес и земли! Между тем приверженцы всех религий, пере­дававшие слова посланников Милостивого, сходились на том, что потоп действительно имел место, в результате чего под во­дой оказалась вся поверхность земли, и Аллах, внявший моль­бе Своего пророка, которому была оказана помощь, и осущест­вивший то, что было Им предопределено, не оставил в живых никого из Своих неверующих рабов.

Некоторые сообщения о Нухе (мир ему) как таковом

 Аллах Всевышний сказал: «Поистине, был он благодарным рабом» (17:3). Говорят, что Нух,мир ему, воздавал хвалу Аллаху за еду, питьё, одежду, равно как и за всё прочее, чем он пользовался. Передают со слов Анаса ибн Малика что Пророк,да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Поистине, Аллах обязательно останется доволен [та­ким Своим] рабом, который станет воздавать Ему хвалу за [каждый] съеденный им кусок и за [каждый] сделан­ный им глоток [Ахмад, т. 3, с. 117; Муслим, № 2734; Тирми- зи, № 1816; Насаи, т. 4, с. 202, № 6899].

Ясно, что благодарным можно считать такого человека, кото­рый проявляет повиновение Аллаху во всём, будь то действия сердца, слова или дела, ибо любое действие такого рода есть выражение благодарности.

Наставление, которое Нух,(мир ему) да дал своему сыну

 Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр сказал:

[Однажды], когда мы находились у Посланника Алла­ха,да благословит его Аллах и приветствует,пришёл какой-то бедуин, одетый в зелёный (или: чёрный) плащ, к которому пуговицами была пристёгну­та [накидка из] дибаджа[19]. Он сказал: «Разве этот ваш товарищ[20] не унизил (или: не хочет унизить) каждого всадника, являющегося сыном всадника, и не возвысил каждого пастуха, являющегося сыном пастуха?» Пос­ле этого Посланник Аллаха, ,да благословит его Аллах и приветствует,взялся за его плащ и спро­сил: «А разве я не вижу на тебе одежду тех, кто ничего не смыслит?»

[‘Абдуллах ибн ‘Амр передал, что] потом Пророк,да благословит его Аллах и приветствует,  сказал:

Поистине, когда к пророку Аллаха Нуху,мир ему,пришла смерть, он сказал своему сыну: «Я даю тебе [следующее] наставление: я велю тебе делать две вещи и запрещаю две [других]. Я велю тебе [помнить, что] нет бога, кроме Ал­лаха, ибо если на одну чашу весов положить семь небес и семь земель, а на другую — [свидетельство о том, что] нет бога, кроме Аллаха, то [это свидетельство] переве­сит. И если бы семь небес и семь земель являлись замкну­тым кольцом, то [свидетельство о том, что] нет бога, кроме Аллаха, и [слова] “слава Аллаху и хвала ему[21] разорвали бы его, ибо они — [часть] молитвы всего [сотворённого], и благодаря их [произнесению] людям ниспосылается про­питание. И я запрещаю тебе [всё, что может привести тебя к] многобожию и высокомерию». [‘Абдуллах ибн ‘Амр] сказал:Я сказал (или: кто-то сказал): «О Посланник Алла­ха, мы знаем, о каком многобожии идёт речь, но что та­кое высокомерие? [Если] кто-нибудь из нас имеет кра­сивые сандалии с красивыми ремнями [является ли это проявлением высокомерия]?» [Пророк,да благословит его Аллах и приветствует] сказал: «Нет». [Кто-то] спросил: «А дорогая одежда, которую носит кто-нибудь из нас?» [Пророк ,да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет». [Кто-то] спросил: «А верховое животное, на котором ездит кто-ни- будь из нас?» [Пророк Ц] сказал: «Нет». [Кто-то] спро­сил: «А товарищи, которые собираются у кого-нибудь из нас?» [Пророк,да благословит его Аллах и приветствует] сказал: «Нет». Тогда я спросил (или: кто-то спросил): «О Посланник Аллаха, так что же такое высокомерие?» — [и Пророк,да благословит его Аллах и приветствует] сказал: «Неприятие ис­тины и пренебрежение по отношению к людям» [Ахмад, т. 2, с. 169; Бухари 2, № 548. Достоверный хадис].

 Из Книги Ибн Касира :Рассказы о Пророках


[1] Ограды» — 7-я сура Корана; «Юнус» — 10-я сура Корана; «Худ» — 11-я су­ра Корана; «Пророки» — 21-я сура Корана; «Верующие» — 23-я сура Корана; «Поэты» — 26-я сура Корана; «Паук» — 29-я сура Корана; «Выстроившиеся в ряды» — 37-я сура Корана; «Луна» — 54-я сура Корана.

[2] Нух» — 71-я сура Корана.

[3] To есть с теми, кому вы поклоняетесь наряду с Аллахом.

[4] Слово «явный» указывает либо на то, что у Нуха имелись доказательства то­го, что он был послан к своему народу Аллахом, либо на то, что он мог донес­ти послание свыше до этих людей на их языке.

[5] То есть в День воскресения.

[6] Имеется в виду пророчество.

[7] Умм Хабиба и Умм Саляма, да будет доволен Аллах ими обеими, — жё­ны Пророка мир ему и благословения Аллаха, вышедшие за него замуж после смерти своих мужей, с кото­рыми они в 615 г. на время переселились в Эфиопию из-за конфликтов первых мусульман с курайшитами в Мекке.

[8] Здесь речь идёт о Дне воскресения.

[9] То есть уничтожить его народ за неповиновение

[10] Тагут — любой объект поклонения, кроме Аллаха. Кроме того, это слово слу­жит для обозначения тех, кто уводит людей от истины к заблуждению.

[11] Имеется в виду День воскресения.

[12] To есть призывал их делать то, что позволило бы им заслужить Твоё прощение.

[13] Ираклий I —византийский император (610—641).

[14] С фараоном.

[15] Имеются в виду многобожники.

[16] Скот» — 6-я сура Корана; «Пещера» — 18-я сура Корана.

[17] То есть на палубы кораблей и спины животных.

[18] Имеется в виду Нух и его семейство, а также те, кто уверовал.

[19] Дибадж — название дорогой материи.

[20] Имеется в виду Пророк .

[21] Субхана Ллахи ва би-хамди-хи

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Материал подготовлен редакцией сайта www.takwaa.com

(2419)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Закрыть