Пророк Салих (мир ему)
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Племя самуд
Самуд — известное племя, получившее своё название по имени предка самудян Самуда, брата Джадиса. Они относились к чистокровным арабам, которые обитали в Хиджре, вади, расположенном между Хиджазом и Табуком. Во время похода на Табук через Хиджр прошёл Посланник Аллаха мир ему и благословение Аллаха, вместе с другими мусульманами, принимавшими участие в этом походе. Самудяне жили позже ‘адитов и, подобно им, поклонялись идолам. Аллах направил к самудянам их соплеменника — Своего раба и посланника Салиха, и тот призвал их к низвержению идолов и поклонению одному лишь Аллаху, у Которого нет сотоварища. Некоторые самудяне уверовали в него, но в большинстве своём они остались неверующими и наносили Салиху обиды словом и делом. Более того, они хотели убить его и убили верблюдицу, которая по воле Аллаха стала для них доводом, за что Аллах погубил этих людей.
Рассказ о Салихе в Священном Коране
Аллах Всевышний сказал:
И [послали Мы] к [людям народа] самуд их брата Салиха, который сказал:«О народ мой! Поклоняйтесь Аллаху — нет у вас иного бога, кроме Него! Уже пришло к вам явное доказательство от вашего Господа —эта верблюдица Аллаха,которая является для вас знамением. [Позвольте] ей [свободно пастись] на земле Аллаха и не причиняйте ей зла, иначе вас постигнет мучительное наказание!
Вспомните, как Он сделал вас преемниками ‘адитов и поселил вас на земле, на равнинах которой вы возводите дворцы, а в горах вырубаете жилища. Вспомните [также] о милостях Аллаха и не чините на земле зла,распространяя [на ней] нечестие».
Знатные [люди] из его народа, которые возгордились,спросили тех обездоленных из них,которые уверовали: «Знаете ли вы, что Салих послан его Господом?» Они сказали: «Поистине, мы веруем в то, с чем он был послан».
Те, которые возгордились, сказали: «Поистине, мы не уверуем в то, во что уверовали вы!»
И,ослушавшись веления своего Господа, они подрезали поджилки верблюдицы, а [потом] сказали: «О Салих! Яви же нам то, чем ты нам грозишь, если ты [действительно один] из посланников».
Тогда поразило их сильное землетрясение, и они пали [бездыханными] в своих домах.[Салих же] отвернулся от них и сказал: «О народ мой! Я довёл до вашего сведения послание моего Господа и давал вам добрые наставления, но вы не любите тех, кто [вас] наставляет» (7:73—79).
Аллах Всевышний также сказал:
[И Мы направили] к самудянам их брата Салиха, который сказал: «О народ мой! Поклоняйтесь Аллаху —
нет у вас иного бога, кроме Него! Он создал вас из земли и поселил вас на ней, так попросите же у Него прощения, а затем обратитесь к Нему с покаянием! Поистине,Господь мой — Близкий, Отвечающий».
Они сказали: «О Салих! До этого[1] ты был тем из нас на кого возлагались надежды[2] . Неужели ты запрещаешь нам поклоняться тем, кому поклонялись наши отцы?
Поистине, то, к чему ты нас призываешь, внушает нам [серьёзные] сомнения!»
[Салих] сказал: «О народ мой! Скажите, а если есть у меня доказательство от моего Гocпода, и Он даровал мне от Себя милость, кто защитит меня от Аллаха, коль я ослушаюсь Его? Вы же [способны] только увеличить ущерб, который [я могу понести].
О народ мой! Это — верблюдица Аллаха, которая является знамением для вас.[Позвольте] ей [свободно пастись] на земле Аллаха и не причиняйте ей зла, иначе уже скоро вас постигнет наказание!»
Однако они подрезали ей поджилки, и [тогда Салих] 1сказал: «Пользуйтесь [мирскими благами] в своей [стране] ещё три дня, [а потом вы убедитесь, что] это обещание не является ложью».
И в тот день, когда [осуществилось] Наше веление, Мы по милости Своей спасли Салиха и тех, кто уверовал вместе с ним, [избавив их] от позора. Поистине, Господь твой — Сильный, Всемогущий!
Тех же, кто поступал несправедливо, погубил [ужасный] вопль, и пали они [бездыханными] в своих жилищах,будто и не жили в них. Поистине, самудяне не уверовали в своего Господа, и да сгинут самудяне! (11:61—68)….
У людей Писания нет сведений об ‘адитах и самудянах
В Коране о самудянах часто упоминается наряду с ‘адитами, примеры чего мы можем найти в таких сурах, как «Покаяние», «Ибрахим», «Различение», «Сад», «Каф», «Звезда» и «Заря»[3].
Некоторые утверждают, что люди Писания ничего не знают об этих двух народах и что в Торе никаких упоминаний о них нет. Однако в Коране указывается, что Муса (мир ему) сообщал людям об ‘адитах и самудянах. Так, в суре «Ибрахим» сказано:
И сказал Муса: «Если вы и все [живущие] на земле не будете благодарить [Аллаха за его благодеяния], то [знайте, что] Аллах —[Тот, Кто ни в чём] не нуждается,[и Он] — Достохвальный!»
Разве не дошли до вас сообщения о [людях], живших до вас:о народе Нуха, ‘адитах, самудянах и тех,которые жили после них и о которых не знает никто,кроме Аллаха? К ним приходили их посланники с ясными доказательствами,однака [эти люди в ярости кусали] себе [пальцы] и говорили:«Поистине, мы не веруем в то, с чем вы были посланы, и мы сомневаемся относительно того, к чему вы нас призываете!» (14:8—9).
Ясно, что здесь приводятся слова, с которыми Муса (мир ему) обращался к своему народу, однако, поскольку адиты и самудяне были арабами, израильтяне не уделили должного внимания сохранению этих сообщений, хотя во времена Мусы (мир ему) история их была известна.
Всё это, хвала Аллаху, было подробно рассмотрено нами в «Тафсире». Здесь же мы хотим привести упоминания о том, что случилось с самудянами, а также о том, как Аллах спас своего пророка Салиха (мир ему) и тех, кто уверовал в него, поголовно истребив тех, кто проявлял несправедливость, не веровал в своего посланника и не подчинялся ему.
Салих (мир ему) призывает свой народ к единобожию и поклонению Аллаху
Ранее мы уже упоминали о том, что самудяне были арабами и жили после адитов, однако они не извлекли никакого урока из того, что случилось с этим народом. Вот почему их пророк сказал им:
Поклоняйтесь Аллаху — нет у вас иного бога, кроме Него!
Уже пришло к вам явное доказательство от вашего Господа — эта верблюдица Аллаха, которая является для вас знамением. [Позвольте] ей [свободно пастись] на земле Аллаха и не причиняйте ей зла, иначе вас постигнет мучительное наказание!
Вспомните, как сделал Он вас преемниками ‘адитов и поселил вас на земле, на равнинах которой вы возводите дворцы,а в горах вырубаете жилища.Вспомните [также] о милостях Аллаха и не чините на земле зла, распространяя [на ней] нечестие (7:73—74),
Это значит: Он сделал вас преемниками ‘адитов, чтобы вы извлекли для себя полезный урок из того, что их постигло, и поняли, что вам следует поступать не так, как поступали эти люди. Он предоставил в ваше распоряжение эту землю, на равнинах которой вы возводите дворцы «[и будете продолжать] искусно вырубать [свои] жилища в горах» (26:149). Отвечайте же на Его милости благодарностью, праведными делами и поклонением одному лишь Аллаху, у Которого нет сотоварища, и ни в коем случае не выходите из повиновения Ему, ибо последствия этого будут пагубными.
По этой же причине Салих (мир ему) увещевал их, говоря:
Разве будете вы оставлены [в мире этом] в езопасности[4] среди садов, источников,нив и финиковых пальм с нежными плодами,[продолжая] искусно вырубать [свои] жилища в горах? Побойтесь же Аллаха, и повинуйтесь мне, и не подчиняйтесь велению преступающих [пределы дозволенного],которые распространяют нечестие на земле и [ничего] не улучшают (26:146—152).
Салих также сказал им:
О народ мой! Поклоняйтесь Аллаху — нет у вас иного бога, кроме Него! Он создал вас из земли и поселил вас на ней… (11:61).
Это значит: Он создал вас из земли и даровал вам её нивы и плоды; Он — Творец, дарующий средства к существованию, и только Он достоин поклонения.
Салих также сказал:
…так попросите же у Него прощения, а затем Обратитесь к Нему с покаянием! Поистине, Господь мой — Близкий, Отвечающий (11:61).
Это значит: отвергните то, чего вы придерживаетесь, и поклоняйтесь Ему, и Он примет ваше покаяние и простит вас.
Аллах Всевышний сказал:
Они сказали: «О Салих! До этого ты был тем из нас, на кого возлагались надежды[5]» (11:62).
Это значит: мы надеялись, что твой разум достигнет совершенства, пока ты не начал вести подобные речи, призывая нас к поклонению лишь Аллаху, отказу от поклонения идолам и отречению от религии наших отцов и дедов. Вот почему они говорили:
Неужели ты запрещаешь нам поклоняться тем, кому поклонялись наши отцы? Поистине, то, к чему ты нас призываешь, внушает нам [серьёзные] сомнения! (11:62)
В ответ на это Салих (мир ему) сказал:
О народ мой! Скажите, а если есть у меня доказательство от моего Господа, и Он даровал мне от Себя милость, кто защитит меня от Аллаха, коль я ослушаюсь Его? Вы же [способны] только увеличить ущерб, который [я могу понести] (11:63).
Он мягко говорил с ними и должным образом призывал их к благу. Смысл слов Салиха (мир ему) заключался в следующем: а что, если дело обстоит так, как я говорю, и истинным является то, к чему я вас призываю? Чем вы оправдаетесь перед Аллахом? Что избавит вас от кары Аллаха, если вы требуете, чтобы я перестал призывать вас к повиновению Ему? Для меня это невозможно, поскольку обращение с призывом является моей обязанностью, и если я откажусь от её выполнения, никто из вас не сможет ни защитить меня, ни помочь мне. Вот почему я буду продолжать призывать вас к Аллаху, у Которого нет сотоварища, пока Аллах не рассудит нас.
Поистине, ты — не иначе, как [один] из околдованных! (26:153).
Это значит: ты околдован и не понимаешь, что говоришь, призывая нас к поклонению одному лишь Аллаху и низвержению идолов. Так следует понимать эти слова, по мнению большинства толкователей. Некоторые же считают, что слова мин алъ-мусаххарин означают ‘один из тех, у кого есть лёгкие’. Иначе говоря, они считают, что этим самудяне хотели сказать: ты — только обычный человек, у которого есть лёгкие. Однако первое толкование предпочтительнее, поскольку после этого они сказали: «Ты — только человек, подобный нам, а если ты — из [числа] правдивых, яви нам какое-нибудь знамение» (26:154), то есть просили Салиха явить им чудо, которое указало бы им на истинность того, с чем он пришёл к ним.
Чудо Салиха (мир ему)
Аллах Всевышний сказал:
[Салих] сказал: «Это — верблюдица, [которая станет для вас знамением]. Ей [отведён] определённый день, [когда она будет] пить, и вам [отведён определённый день].Не причиняйте ей зла, а не то в Великий день вас постигнет наказание!» (26:155—156).
Аллах Всевышний также сказал:
Уже пришло к вам явное доказательство от вашего Господа — эта верблюдица Аллаха, которая является для вас знамением. [Позвольте] ей [свободно пастись] на земле Аллаха и не причиняите ей зла, иначе вас постигнет мучительное наказание! (7:73).
Аллах Всевышний также сказал:
И Мы [послали] к самудянам верблюдицу [как ясное знамение, подтверждающее правдивость Салиха], однако они поступили с ней несправедливо (17:59).
Как указывают толкователи Корана, однажды, когда самудя- не находились в доме собраний, к ним явился посланник Аллаха Салих (мир ему), который начал призывать их к Аллаху, предостерегать и увещевать. Указав на скалу, которая была рядом, они сказали ему: «[Мы уверуем], если ты выведешь из этой скалы огромную верблюдицу на десятом месяце беременности, которая должна быть такой-то и такой-то», и они описали ему эту верблюдицу в мельчайших деталях. Пророк Салих (мир ему) сказал: «А уверуете ли вы в то, с чем я был послан к вам, если я выполню всё, что вы потребовали?» Они ответили утвердительно, и Салих(мир ему) взял с них обещание, что они не отступятся от своих слов.
Затем Салих (мир ему) подошёл к тому месту, где он совершал свои молитвы, и помолился, а потом воззвал к своему Всемогущему и Великому Господу и попросил Его выполнить всё, чего требовали самудяне. Ответив на его мольбу, Аллах велел скале расколоться, и из неё вышла огромная верблюдица на десятом месяце беременности. Она была именно такой, какую они хотели увидеть, и полностью соответствовала их описанию. Увидев столь величественное зрелище и явное проявление могущества, многие самудяне сочли это убедительным доводом и уверовали, но многие другие продолжали упорствовать в своём неверии и заблуждениях. Вот почему Аллах Всевышний сказал: «…однако они поступили с ней несправедливо» (17:59). Здесь имеется в виду, что, увидев это знамение, они в большинстве своём отвергли его и не стали следовать истине.
Салих (мир ему) сказал им: «Это — верблюдица Аллаха…» (11:64). Он назвал её так, желая выразить своё почтение знамению Аллаха, подобно тому, как говорят «Дом Аллаха» или «раб Аллаха». Далее он сказал: «…которая является знамением для вас» (11:64), то есть «указанием на истинность того, с чем я пришёл к вам». И он сказал: «[Позвольте] ей [свободно пастись] на земле Аллаха и не причиняйте ей зла, иначе вас уже скоро постигнет наказание!» (11:64). Это означало, что она должна была остаться среди самудян, пастись на их земле, где пожелает, и через день приходить на водопой к колодцу. И это означало, что, приходя к этому колодцу в свой день, она будет выпивать всю воду, самудяне же смогут утолять жажду только на следующий день. Говорят также, что они пили её молоко, которого им хватало, и поэтому Салих (мир ему) сказал: «Ей [отведён] определённый день, [когда она будет] пить, и вам [отведён определённый день]» (26:155).
По этой же причине Аллах Всевышний сказал: «Поистине, мы пошлём верблюдицу в качестве испытания для них» (54:27), то есть для того, чтобы проверить, уверуют они в это знамение или нет, хотя Аллаху лучше всех было известно, как они поступят. Аллах Всевышний также сказал: «…а ты жди, [пока] они [не предпримут что-либо]» (54:27). Аллах Всевышний также сказал: «…и проявляй терпение» (54:27), то есть терпеливо сноси наносимые ими обиды, и впоследствии ты получишь ясное указание.
Аллах Всевышний также сказал:
Извести их, что вода [будет поделена] меж ними [и верблюдицей], и что каждый [должен] приходить [за ней в определённый день] (54:28).
Самудяне подрезали поджилки верблюдице Аллаха
Так они жили долгое время, а потом знатные самудяне встретились и сговорились подрезать поджилки этой верблюдице, чтобы избавиться от неё и заполучить её воду, и шайтан украсил для них это дело.
И,ослушавшись веления своего Господа, они подрезали поджилки верблюдицы, а [потом] сказали: «О Салих! Яви же нам то, чем ты нам грозишь, если ты [действительно один] из посланников» (7:77).
Убить эту верблюдицу взялся рыжеватый и голубоглазый человек по имени Кидар, который был их предводителем. Очевидно, он сделал это по их общему решению, в силу чего о знатных самудянах в Коране говорится как о соучастниках того, что совершил Кидар.
Аллах Всевышний сказал:
[Однако] они позвали своего товарища, который взял [меч]и подрезал ей поджилки.Сколь же [ужасным] было Моё наказание и [сколь многочисленными были] предостережения! (54:29—30).
Аллах Всевышний также сказал:
…и вот самый злосчастный из них [решил убить верблюдицу].Тогда посланник Аллаха [Салих] сказал им: «[Не трогайте] верблюдицу и её питьё!» (91:12—13).
Аллах Всевышний также сказал:
[Однако] они сочли его лжецом и подрезали ей поджилки, и за их грех Господь их истребил их [всех до единого],не опасаясь последствий этого (91:14-15).
‘Абдуллах ибн Зам‘а передал, что [однажды], обратившись к людям с проповедью, Посланник Аллаха упомянул о верблюдице и о том, кто подрезал её поджилки, а потом сказал: [В Коране сказано]: “…и вот самый злосчастный из них [решил убить верблюдицу]”. [Это значит, что] устремился к ней, [чтобы погубить её], сильный и могущественный человек, которому подчинялись его соплеменники, и он был подобен Абу Зам[6]» [Ахмад , т. 4, с. 17; Бухари, № 4942; Муслим, № 2855].
Сообщается, что ‘Аммар ибн Ясир сказал: [Однажды] Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха,спросил ‘Али:«Не сказать ли тебе, кто является самым злосчастным из людей?» Тот сказал: «Конечно!» [Тогда Пророк,мир ему и благословение Аллаха] сказал: «[Таковыми являются] два человека: рыжеватый [человек из числа] самудян, который подрезал поджилки верблюдице, и тот, кто нанесёт тебе сюда[7] [такой] удар, что это[8] пропитается [кровью]» [Ахмад, т. 4, с. 263 ; аль-Хаким, т. 3, с. 140].
Аллах Всевышний сказал:
И, ослушавшись веления своего Господа, они подрезали поджилки верблюдицы, а [потом] сказали: «О Салих! Яви же нам то, чем ты нам грозишь, если ты [действительно один] из посланников» (7:77).
Слова этих людей были проявлением их крайнего неверия сразу в нескольких отношениях. Во-первых, они произнесли их после того, как ослушались Аллаха и Его посланника и подрезали поджилки верблюдице, которую Аллах сделал для них знамением, совершив то, что им было строго запрещено. Во- вторых, они поторопили наказание, которому подверглись за свои грехи. В-третьих, они сочли лжецом посланника, который представил самудянам неопровержимое доказательство своего пророчества, о чём им было хорошо известно, однако неверие и упорство заставили их счесть истину невозможной и навлекли на них наказание, которого они заслужили по двум причинам. Во-первых, им было поставлено условие, которого они не выполнили, ибо Аллах Всевышний сказал: «…и не причиняйте ей зла, иначе вас уже скоро постигнет наказание!» (11:64). Кроме того, Он сказал, что это случится «в Великий день» (26:156), и характеризовал наказание как «мучительное» (7:73), и всё это являлось истиной. Во-вторых, они сами торопили это наказание.
Гибель самудян, землю которых постигло наказание Аллаха
Аллах Всевышний сказал:
Однако они подрезали ей поджилки, и [тогда Салих] сказал:«Пользуйтесь [мирскими благами] в своей [стране] ещё три дня, [а потом вы убедитесь, что] это обещание не является ложью» (11:65).
Толкователи Корана указывали, что, когда они подрезали верблюдице поджилки, первым, кто набросился на неё и сделал это, был Кидар ибн Салиф, да проклянёт его Аллах. После этого верблюдица упала на землю, и тогда все они принялись рубить её своими мечами. Увидев это, её верблюжонок убежал от них, забрался на самую высокую близлежащую гору и трижды проревел. Вот почему Салих (мир ему) сказал им: «Пользуйтесь [мирскими благами] в своей [стране] ещё три дня», то есть три дня, не считая этого, однако они не поверили и этому обещанию. Более того, встретившись вечером того же дня, они замыслили убить Салиха (мир ему)
Аллах Всевышний сказал:
Они сказали «Поклянитесь друг другу Аллахом, что ночью мы непременно нападём на него и его семью, а потом скажем его близким родственникам, что мы не видели, [как убивали] его семью, и что мы говорим правду» (27:49).
То есть мы будем отрицать, что убили их, когда родственники Салиха (мир ему) захотят отомстить за его убийство.
Аллах Всевышний также сказал:
Они замыслили хитрость, и Мы замыслили хитрость,[о чём эти люди] не ведали.Посмотри же, [к чему привела] их хитрость — поистине, Мы уничтожили и их, и весь их народ! Вот дома их, [которые были] разрушены за то, что они поступали несправедливо. Поистине, в этом — знамение для людей, обладающих знанием. И спасли Мы тех, которые уверовали и были богобоязненными (27:50—53).
Здесь имеется в виду, что Аллах Всевышний обрушил камни на людей, которые хотели убить Салиха и погубил их ещё до того, как погибли их соплеменники.
В четверг, который был первым из трёх обещанных самудя нам дней отсрочки, они, как и предостерегал их Салих (мир ему) встали утром с пожелтевшими лицами, вечером же все они возопили: «Поистине, прошёл один день из отпущенного срока!» На следующий день, в пятницу, они встали утром с покрасневшими лицами, а вечером возопили: «Поистине, прошло два дня из отпущенного срока!» На третий день, в субботу, они встали утром с почерневшими лицами, а вечером возопили: «Поистине, истёк отпущенный срок!» Проснувшись же утром в воскресенье, са- мудяне умастились благовониями, приготовились, сели и стали ждать грядущего возмездия, не ведая, что с ними сделают и откуда их постигнет наказание. А когда взошло солнце, они услышали раздавшийся сверху ужасный вопль, и в то же время под ними сильно затряслась земля, после чего их души расстались с телами, голоса смолкли, «и пали они [бездыханными] в своих жилищах» (11:67). Как указывали толкователи Корана, никто из них не остался в живых. Аллах Всевышний сказал: «…будто и не жили в них» (11:68), то есть будто и не жили в них в полном достатке и богатстве. Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, самудяне не уверовали в своего Господа, и да сгинут самудяне!» (11:68), и это значит, что Он проклял их.
Сообщение об Абу Ригале
Сообщается, что Джабир сказал:
Проходя через Хиджр, Посланник Аллаха,мир ему и благословение Аллаха,сказал:«Не просите явить вам знамения, [ибо] соплеменники Салиха уже просили [об этом], и [верблюдица] приходила этим ущельем, а уходила этим, но они ослушались своего Господа и подрезали ей поджилки. [Эта верблюдица через] день пила их воду, а [самудяне в каждый такой] день пили её молоко. Однако они подрезали ей поджилки, [за что] их поразил [ужасный] вопль, которым Аллах погубил [всех самудян, живших] под этим небосводом, за исключением одного человека, находившегося в хараме[9] Аллаха». [Люди] спросили: «[Какого человека], о Посланник Аллаха?» в ответ им Пророк ,мир ему и благословение Аллаха,сказал: «[Им был] Абу Ригаль, но, когда он покинул эту землю, его постигло то же, что и [весь] его народ» [Ахмад, т. 3, с. 295, № 555 и др. Достоверный хадис].
Передают со слов Исма‘ила ибн Умайи, что, пройдя мимо могилы Абу Ригаля, Пророк,мир ему и благословение Аллаха,спросил:
«Знаете ли вы, кто [здесь лежит]?» Люди сказали: «Аллах и Посланник Его знают об этом лучше». Тогда [Пророк,мир ему и благословение Аллаха] сказал: «Это — могила Абу Ригаля, человека из числа самудян, находившегося в хараме Аллаха, что и спасло его от наказания Аллаха. Когда же он покинул [харам], его постигло то же, что постигло его народ. Он был погребён здесь, и [в его могилу] положили золотую ветвь». [Услышав эти слова], люди спешились, выхватили свои мечи и стали искать её, [раскапывая могилу, и через некоторое время] извлекли эту ветвь [оттуда]».
‘Абд-ар-Раззак передал со слов Ма‘мара, что аз-Зухри сказал: «Абу Ригаль — это Абу Сакиф». Хадис, переданный этим путём, относится к категории мурсалъ*. Другая версия этого ха-диса относится к категории муттасылъ**. В своём «Жизнеописании Пророка» Мухаммад ибн Исхак приводит слова Исма‘ила ибн Умайи, который передал, что Буджайр ибн Абу Буджайр сказал, что он слышал, как ‘Абдуллах ибн ‘ Амр сказал:
Когда мы проехали мимо какой-то могилы на пути в Таиф, куда мы отправились вместе с Посланником Аллаха,мир ему и благословение Аллаха,я услышал, как он сказал: «Поистине, это — могила Абу Ригаля, [которого называли также] Абу Сакиф. Он был самудянином и находился в этом хараме. Когда же [Абу Ригаль] покинул [харам], на этом месте его постигло такое же возмездие, как [и других людей] его народа, после чего он был погребён здесь. Указанием на это является золотая ветвь, и если вы разроете его [могилу], то найдёте [эту ветвь] рядом с ним». После этого люди поспешили [разрыть могилу] и извлекли оттуда эту ветвь.
Наш шейх Абу аль-Хаджжадж аль-Миззи[10] сказал, что этот хадис является хорошим. Я же замечу, что достоверность этого хадиса подтверждают хадисы, которые были приведены нами выше, а Аллах знает об этом лучше.
Салих (мир ему) покидает страну, на которую обрушилась кара
Аллах Всевышний сказал:
[Салих же] отвернулся от них и сказал: «О народ мой! Я довёл до вашего сведения послание моего Господа и давал вам добрые наставления,но вы не любите тех, кто [вас] наставляет» (7:79).
В этом аяте приводятся слова Салиха (мир ему), с которыми он обратился к своим соплеменникам после их уничтожения. Он покинул то место, где они жили, говоря: «О народ мой! Я довёл до вашего сведения послание моего Господа и давал вам добрые наставления», то есть я делал все, что мог, стараясь вывести вас на путь истинный, и стремился добиться этого словом и делом. Салих также сказал: «…но вы не любите тех, кто [вас] наставляет». Это значит: вы по самой своей природе были невосприимчивы к истине и не желали знать её, за что и подверглись мучительному наказанию, которое будет продолжаться вечно; теперь я ничего не могу ни сделать для вас, ни отвратить это наказание; я выполнил все возложенные на меня обязанности, ибо довёл до вашего сведения послание свыше и давал вам наставления, но Аллах делает, что пожелает.
Известно, что через три дня после битвы при Бадре Пророк,мир ему и благословение Аллаха,также обратился к своим поверженным противникам, тела которых были сброшены в высохший колодец. Он подъехал к этому колодцу верхом на своей верблюдице и велел людям двигаться в путь в конце ночи, а потом сказал: О лежащие в колодце, [убедились] ли вы, что обещание, которое дал вам Господь ваш, — истина? Я же, поистине, [убедился], что обещание[11], которое дал мне Господь МОЙ, — истина! [Бухари, № 3976; Муслим, № 2874].
Упоминание о том, как во время похода на Табу к Пророк,мир ему и благословение Аллаха,пересёк вади Хиджр, где жили самудяне
Сообщается, что Ибн ‘Умар сказал:
Во время похода на Табук Пророк,мир ему и благословение Аллаха,вместе с людьми остановился в Хиджре близ [развалин] домов, [в которых жили] самудяне. Там люди набрали воды из колодцев, которыми пользовались самудяне, замесили тесто и поставили [на огонь] котлы, но потом, [повинуясь] велению Посланника Аллаха,мир ему и благословение Аллаха,вылили [содержимое] котлов [на землю] и скормили тесто верблюдам. После этого [Пророк,мир ему и благословение Аллаха] покинул [это место] вместе с ними и остановился у того колодца, из которого пила верблюдица. [Пророк,мир ему и благословение Аллаха] запретил [мусульманам] входить [в жилища] людей, которые подверглись мучениям, сказав: «Поистине, я боюсь, что вас постигнет нечто подобное тому, что постигло их, а поэтому не входите в их [жилища[12]]!» [Ахмад, т. 2, с. 9; Муслим, № 2980].
Ибн ‘Умар передал также, что, находясь в Хиджре, Посланник Аллаха,мир ему и благословение Аллаха,сказал: «Входите в [жилища] этих [людей], подвергающихся мукам, не иначе как плача, а если вы не будете плакать, то не входите к ним, чтобы не постигло вас то же, что постигло их!»
В некоторых версиях этого хадиса сообщается, что, проезжая мимо жилищ самудян, [Пророк,мир ему и благословение Аллаха,] прикрыл голову, начал подгонять свою верблюдицу и запретил [людям] входить в жилища [самудян], иначе как плача. В одной из версий этого хадиса сообщается, что [Пророк,мир ему и благословение Аллаха,также] сказал: «…а если вы не можете плакать, то хотя бы делайте вид, что плачете из страха перед тем, что вас постигнет то же, что постигло их».
Мухаммад ибн Абу Кабша аль-Анмари передал, что его отец сказал:
Во время похода на Табук люди спешили к тем, кто жил в Хиджре, и заходили [в их дома]. Когда это дошло до Посланника Аллаха,мир ему и благословение Аллаха,он воззвал среди людей: «Общая молитва!» Подойдя к Пророку,мир ему и благословение Аллаха, я увидел, что он держит своего верблюда, говоря: «Не входите [в жилища] людей, на которых разгневался Аллах!» Один человек обратился к нему: «О Посланник Аллаха, мы дивимся им». [Тогда Пророк,мир ему и благословение Аллаха] сказал: «А не сообщить ли тебе о том, что является ещё более удивительным? [Более удивительно то], что человек из числа вас самих сообщает вам о том, что было до вас. Придерживайтесь же прямоты* и [поступайте] правильно, ибо, поистине, Аллаху ничего не стоит подвергнуть вас мучениям, и появятся такие люди, которые никак не защитят себя [от наказания]» [Ахмад, т. 4, с. 231; Табарани, т. 22, с. 340, № 851].
Из книги Ибн Касира:Рассказы о пророках
[1] To есть до того, как ты призвал нас к единобожию.
[2] Здесь подразумевается, что соплеменники Салиха надеялись на то, что он станет их вождём и принесёт им пользу своими советами.
[3] См. аяты 9:70, 14:9, 25:38, 38:13, 50:12, 53:51, 89:9.
[4] To есть разве не постигнут вас мучения и смерть?
[5] Здесь подразумевается, что соплеменники Салиха надеялись на то, что он станет их вождём и принесёт им пользу своими советами.
[6] В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха,сказал: «…подобный Лбу Заме, дяде аз-Зубайра ибн аль-‘Лввама». Абу Зам‘а аль-Асвад ибн ‘Абд-аль-Мутталиб ибн Асад был двоюродным братом отца одного из видных сподвижников Пророка it аз-Зубайра ибн аль-‘Аввама
[7] Имеется в виду макушка.
[8] Имеется в виду борода ‘Али.
[9] Харам — священная территория, на которой запрещается не только убивать всё живое, но и вырубать деревья.
[10] Абу аль-Хаджжадж Юсуф ибн аз-Заки аль-Миззи (ум. в 742 г. х.) — шейх и тесть Ибн Касира.
[11] Здесь имеется в виду победа над многобожниками, которую Аллах обещал Пророку мир ему и благословение Аллаха
[12] Возможно также, что имеется в виду посещение могил самудян.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Материал подготовлен редакцией сайта www.takwaa.com
(2065)