Земной поклон в знак благодарности Аллаху (Суджуд аш-шукр)
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто оживит мою Сунну, которую умертвили люди после меня, получит награду подобную тем, кто совершал эту Сунну, что не уменьшит их собственной награды!» Ибн Маджах 209, ат-Тирмизи 2677. Этот хадис имеет несколько путей передач, усиливающих друг друга. И его достоверность подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам аль-Багъауи, шейх Ибн Хаджар аль-Хайтами и шейх аль-Альбани. См. “Сунан ат-Тирмизи” 3/128, “Шарху-Сунна” 1/198, “аз-Зауаджир” 1/98, “Сахих Сунан Ибн Маджах”.
Земной поклон в знак благодарности Аллаху (Суджуд аш-шукр)
Суджуд аш-шукр – это земной поклон в благодарность Аллаху за какое-либо радостное событие. См. «Шахр аль-минхадж» 1/208.
На законность этого действия указывает хадис, переданный Абу Баратом: “Когда до пророка (мир ему и благословение Аллаха) доходила радостное известие, он совершал земной поклон, благодаря Аллаха”. Абу Дауд 2774, ат-Тирмизи 1578. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Также и ‘Абдур-Рахман ибн ‘Ауф рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды совершил земной поклон, а затем сказал: «Ангел Джибриль принес мне радостную весть, и я совершил земной поклон в благодарность Аллаху». Ахмад 1/191, аль-Хаким 1/550. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири, имам аз-Захаби и шейх аль-Альбани.
Также совершение саджда при радости подтверждается тем, что о его совершении передается более чем от десяти сподвижников. Так например, в известной истории, когда Ка’б ибн Малик и еще двое сподвижников не отправились в военный поход без причины, пророк (мир ему и благословение Аллаха) объявил им бойкот, и после того, как Ка’б узнал, что Аллах простил их, он совершил земной поклон в знак благодарности. аль-Бухари 4418, Муслим 2769.
Также сообщается, что когда ‘Али ибн Аби Талиб одержал верх в сражении с хариджитами, он совершил саджда шукр. Ахмад 2/356. Достоверность подтвердили шейх Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут.
И этого мнения придерживались такие ученые, как аш-Шафи’и, Ахмад, Исхакъ ибн Рахауейх, Абу Саур, Ибн аль-Мунзир и некоторые ханафиты. См. “аль-Мугъни” 1/627, “Раудату-тталибин” 1/324.
Что же касается имамов Малика и Абу Ханифы, то они считали это не желательным. Вероятно хадисы этой темы не дошли до них. См. “Найлюль-аутар” 3/100.
Не является условием совершения суджуд шукр ни наличие омовения, ни направление к Каабе, ни произнесение какой-либо мольбы или слов. Однако если человек будет с омовением и повернется к Каабе, то это лучше. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/459.
Также времена, в которые запрещается совершать добровольные молитвы, не препятствует совершению саджда шукр, ибо саджда – это не молитва.
Что касается совершения саджда шукр непосредственно в намазе, то это не дозволенно, и ученые говорили, что намеренное совершение саджда шукр в молитве, делает ее недействительной. См. «аль-Маджму’» 4/68.
Примечание:
Что касается такого поступка некоторых людей, как просто совершения земного поклона, или же совершение земного поклона не в молитве с целью обратиться к Аллаху с мольбой, то нет этому основания и это является нововведением!
Имам Абу Шама передал слова многих ученых, которые порицали и запрещали совершение человеком земного поклона без узаконенной шариатом причины, а затем сказал: “То, что совершение земного поклона в намазе является поклонением, не указывает на то, что земной поклон в не намаза будет поклонением!” См. “Инкар аль-бида’ уаль-хауадис” 63.
Т.е. земной поклон вне намаза, не имеющий основания в шариате, как саджда шукр или саджда тиляуа, совершаемое при чтении определенных мест в Коране.
Имам Ибн аль-Хадж говорил: “Ученые дозволили совершать земной поклон вне намаза только в двух случаях, среди которых нет третьего: один случай – это суджуд ат-тиляуа и второй – это суджуд аш-шукр”. См. “аль-Мадхаль” 4/266.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “То, что делают некоторые люди, совершая отдельный земной поклон после намаза, является нововведением! И о желательности такого не передается от кого-либо из имамов. Поклонения основаны на шариате и следовании, а не на страстях и нововведении! Поистине, Ислам основан на двух основах: Мы не поклоняемся никому, кроме Аллаха! И мы поклоняемся Аллаху только так, как это узаконил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “аль-Фатауа аль-кубра” 2/242.
Немного о “саджда шукр” и о “сажда ат-тиляуа”
1.Как и для саждату аш-шукр и саждату ат-тиляуа не является условием тахарат и направление к кибле.Не является условием совершения суджуд шукр ни наличие омовения, ни направление к Каабе, ни произнесение какой-либо мольбы или слов. Однако если человек будет с омовением и повернется к Каабе, то это лучше. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/459.
Шейх аль-Усеймин говорил: “саждату аш-шукр делается в любое время, и для него не требуется тахара и направление к кибле”.
Так же он говорил: “в вопросе необходимости тахара для саждату ат-тиляуа среди ученных есть разногласие. Однако пришло от ибну ‘Умара, что он совершил сажда ат-тиляуа без тахарата…”.
Шейх ибн Баз на вопрос о саждату ат-тиляуа и саждату аш-шукр сказал: “Не является обязательным для саждату ат-тиляуа и саждату аш-шукр омовение, как это известно из сунны..”
В шархе сунан ат-Тирмизий, ‘абдуль-Мухсин аль-‘Аббад сказал: “Саждату аш-шукр совершается из-за милости, которую проявил Аллах Своему рабу, и не обязательно для него омовение, хотя есть разногласие в этом среди учёных, и нет для саждату аш-шукр такбира и нет определенного дуа, и я не знаю того, что указывало бы на это. Однако дуа и такбир встречается в саждату ат-тиляуа….А что касается человека, который находится в месте, где он не может сделать саждату аш-шукр, как например ванная, то пусть сделает его когда выйдет от туда…”
2. Насчет такбира в саждату аш-шукр есть разногласие среди учёных. Однако те, которые говорят о его законности должны привести довод.
А насчёт такбира в саждату ат-тиляуа, то здесь нужно разделять между саждату ат-тиляуа в молитве и вне её.
В первом случае на такбир указывает общий хадис, который приводит имамы аль-Бухари (1166), ан-Насаи (1083), ат-Тирмизи (253), и др.:
“Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делал такбир при каждом поклоне и выпрямлении, и отдавал салям направо и налево, и так же поступали и абу Бакр и ‘Умар, да будет доволен ими Аллах”. (текст хадиса у ан-Насаи).
Шейх аль-Альбани говорил: “Не пришло от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он делал такбир в чтение суры ас-сажда в день джум’а, однако есть достоверный асар о том, что ‘абдуЛлах ибну Мус’уд делал такбир при чтение Курана в молитве..”.
Так же передается в сахих аль-Бухари, что ‘Умар ибну аль-Хаттаб, совершая хутбу и прочитав там аят с сажда ат-тиляуа, сделал его и люди сделали вмести с ним. Однако в другой раз он не совершил это сажда, указывая на дозволенность оставления сажда ат-тиляуа. И как говорил шейх аль-Альбани: “Тот, кто является примером для других должен оставлять то из сунны, что можно оставлять, чтобы люди знали о разрешенности этого”.
Шейх Усеймин говорил об обязательности такбира тому, кто совершает молитву имамом, как при совершение так и при вставание с него. Однако для того, кто не совершает молитву такбир только при совершение его.
Это мнение шейха.
Однако шейх аль-Альбани говорил о допустимости такбира только при совершение молитвы. А что, касается довода, где указывается на общее, как в хадисе: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делал такбир при каждом поклоне и выпрямлении…”, то как шейх сказал, что это довод для такбира только в молитвах.
Т.е. для такбира вне молитвы для сажда ат-тиляуа нужен довод. Это, что касается второго случая.
3. Таслиим в сажда ат-тиляуа.
О разногласии в этом вопросе среди обладателей знания говорил шейх Усеймин. Однако я не нашёл на эту тему конкретных объяснений.
Только слова шейха ибн База о том, что для сажда ат-тиляуа нет таслима ! И что для того кто слышат чтение аята с сажда, мустахабом является сделать его вместе с читающим.
Имам Ахмад, имам аш-Шафи’ий и имам Малик считали сажда ат-тиляуа сунной.
Абу Ханифа говорил об обязательности его совершения.
4. Совершаются эти сажда так же как совершаются сажда в молитве. И учёные говорят, что лучше совершать его из положения стоя. Аллаху а’лям.
5. Дуа:
ويقول سبحان ربي الأعلي ثلاثاً ،
ثم يقول اللهم إني لك سجدت وبك آمنت ولك أسلمت وعليك توكلت .
.سجد وجهي للذي خلقه وصوّره ، وشق سمعه وبصره بحوْله وقوته تبارك الله أحسن الخالقين .
اللهم اكتب لي بها أجراً وضع عني بها وزراً واجعلها لي عندك ذخراً وتقبلها مني كما تقبلتها من عبدك داود عليه وعلى نبينا أفضل الصلاة والسلام .
Из серии: “Оживление забытой Сунны”
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
(1429)