1. Главная
  2. Фикх
  3. Намаз
  4. -
  5. Молитва
  6. Положение азана и икъамата в Исламе
Положение азана и икъамата в Исламе

Положение азана и икъамата в Исламе

1.23K
2

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

От ‘Укбы ибну ‘Амира, который слышал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:«Удивляется Твой Господь, Велик Он и Возвышен, пастуху овец на верхушке горы , который совершает азан, и затем совершает молитву, и Всевышний Аллах говорит: «Смотрите на Моего раба этого ! Он дает азан, затем говорит икамат, ничего не боясь , и будет прощено ему, и зайдет он в Рай !»» (Приводят этот хадис имам Ахмад, 17478, где шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал его сахих, так же абу Дауд, 421 и другие. Шейх Альбаний подтвердил его достоверность).

Сказал ибну аль-Мунзир в «аль-аусат» (3/60):«Любимее мне когда дается азан и икамат тем, кто молиться в одиночку, и дозволено ему сказать икамат без азана, и даже если он совершит молитву без азана и икамата, то не нужно ему повторять ее. А я предпочел азан и икамат для того, кто молится один, следуя хадису от абу Са’ий аль-Худрий, так как я полагаю, что азан не был вменен только для джамаата, чтобы они собрались, а так же кроме этого другого. Ибо посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал Малику абну аль-Хуайрису и сыну его дяди, совершить азан, и не было с ними джамаата для их азана и икамата».
От ‘абдуЛлах ибну Рабий’а, передается:«Что он был вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в пути, и слышал голос человека, который совершал азан и повторял то, что говорил мауззин, затем сказал: «Поистине это пастух овец, или тот, кто отдалился от своего племени (своей семьи)». И мы посмотрели, и это оказался пастух». (Приводят хадис имамы ан-Насаи, 664, 665, абу Дауд, 641. Достоверность его подтвердил шейх Альбаний)

От Малика ибну аль Хуайриса, да будет доволен им Аллах, который рассказал о том, что к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришли двое и сказали, что хотят отправиться в путь. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им:«Если вы выйдите в путь, то совершите азан, затем скажите икамат, затем пусть встанет имамом старший из вас» .(Приводит хадис имам Бухарий, 630)

Сказал абу ‘Иса ат-Тирмизий:«Поступали в соответствии с этим большинство учёных. Они выбрали азан в пути, сказали некоторые, что достаточно икамата, т.к. азан для тех, кто хочет собрать людей. Однако первое мнение более правильно, и так сказали Ахмад и Исхак».

Сказал шейх Альбаний в «тамамуль-минна», (1/144):«Это проявление религии, как азан, не конкретизируется только джамаатом, однако на каждом молящемся азан и икамат. Но если же молящийся будет в джамаате, то достаточно для него азана и икамата муаззина».

Шейх ибн Баз, рахматуЛлахи ‘алейхи, на вопрос:Иногда я совершаю фард-молитву в одиночку, т.к. мечети нет по близости от меня, является ли для меня обязательным совершить азан и икамат, или же дозволено совершить молитву без азана и без икамата ?
Ответил: «Сунна является совершение азана и икамата. А что касается уаджиба, то в этом есть разногласия среди учёных. Однако лучше и более ближе (к правильному пониманию) – это совершение и азана и икамата учитывая всеобщность доводов.
Так же обязанностью является для тебя совершать молитву в джамаате, если есть возможность. Если ты нашел джамаат или слышал призыв к молитве в мечеть, то уаджиб ответить муаззину, и посетить мечеть вместе с джамаатом. Если же ты не слышал, и нет мечети в вблизи от тебя, то Сунной является тебе дать азан и икамат». (см. «маджму’уль-фатауа ли шейх ибн Баз, 10/238).

Так же приводится высказывание о порицаемости оставления азана и икамата.

Сказал имам аш-Шафи’ий, рахматуЛлахи ‘алейхи:«Если же оставил мусульманин и азан и икамат будучи один, или в джамаате, то это порицаемо (макрух), однако не нужно ему повторять молитву, если он совершил ее без азана и икамата». (см. книгу «аль-умм» аш-Шафи’ий, глава: «азан и икамат для объединения молитв»)

Так же шейх Фаузан, хафизахуЛлах, в “мулаххас аль-фикхия”, говорил:“Азан и икамат являются обязанностью, которую если выполняет один, другие выполнять не обязаны, и нет греха на этих остальных”.

 Адабы относящиеся к азану

Держать руки у ушей когда произносишь азан

Абу Джухайфы, который рассказывал: «Я видел, как Биляль во время азана вставил свои пальцы в уши». Ахмад 4/308, ат-Тирмизи 197. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, хафиз аз-Захаби и шейх аль-Альбани.
Однако как именно и какие пальцы не конкретизируется и нет на это указания, как сказал хафиз Ибн Хаджар. См. “Фатхуль-Бари” 2/116.
Имам Абу Иса ат-Тирмизи говорил: “На это опирались обладающие знанием, которые считали желательным для муаззина вставлять пальцы в уши во время азана”. См. “аль-Джами” 1/115.
А что касается сообщения: “Ибн Умар не вставил пальцы в уши во время азана “ аль-Бухари 1/146, то это не указывает на нежелательность или на неправомочность этого поступка. Как сказал шейх аль-Альбани в подобном положении вступает правило: “Утверждающему отдается предпочтение перед отрицающим”. Поступок Биляля явно имеет положение марфу’, т.е. то, что от пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку Биляль был муаззином, назначенным пророком (мир ему и благословение Аллаха), и вряд ли что-либо совершал или вносил бы в азан без его ведома. Тогда как поступок Ибн Умара не имеет такого же положения. См. “аль-Маусу’атуль-фикъхия” 1/380.

Не назначать муаззину плату за азан

Усман ибн Абиль-‘Асс говорил: «Последнее, что мне завещал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), это не назначать муаззина, который будет устанавливать плату за азан». Абу Дауд 531, ан-Насаи 1/109, Ибн Маджах 714. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, хафиз аз-Захаби и шейх аль-Альбани.
Однако если муаззин не просил и не желал никакой платы за свой азан, но ему дали что-то, он может это принять, в соответствии со словами пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Если тебе дают имущество, за которое ты не несешь ответственности и которое ты не выпрашиваешь, то бери его. В противном же случае не стремись обрести это имущество». Муслим 2/175.

Совершать азан при наличии омовения

Нет разногласия среди ученых в том, что совершать азан с омовением является желательным, поскольку азан относится к поминанию Аллаха. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, я не люблю поминать Аллаха без очищения». Абу Дауд 1/44, Ибн Маджах 350. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Однако желательность этого, не указывает на обязательность наличия омовения для произнесения азана. А что касается хадиса от Абу Хурайры: «Пусть не дает азан никто, кроме того, кто с омовением», который приводит имам ат-Тирмизи 1/389, то он является слабым. В цепи передатчиков этого хадиса есть Му’ауия ибн Яхъя, который является слабым, о чем сообщил хафиз Ибн Хаджар. Также имам ат-Тирмизи сказал, что Зухри, с чьих слов передается этот хадис, не застал Абу Хурайру передавшего слова пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Относительно этого также передаются слова от самого Абу Хурайры: “Пусть к молитве призывает только тот, кто с омовением”. Однако это сообщение тоже недостоверно. Шейх аль-Альбани сказал: “Оба сообщения и от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и от Абу Хурайры недостоверны, ибо их иснады прерываются”. См. “ас-Самруль-мустатаб” 1/97.

Повернуться в сторону Каабы

Маджма’ ибн Яхъя рассказывал: «Когда я был с Абу Уамамой ибн Сахлем, он совершал азан, повернувшись по направлению к Кибле» ас-Сирадж в «аль-Муснад» 1/23. Иснад достоверный.
Имам Ибн Къудама сказал: «Желательно совершать азан по направлению к Кибле, и мы не знаем относительно этого разногласия. Поистине, муаззины пророка (мир ему и благословение Аллаха) совершали азан, повернувшись в сторону Каабы» См. «аль-Мугъни» 1/438.

Совершать азан стоя, только если нет для этого причины

В хадисе от Абдуллаха ибн Зайда сообщается, что когда была вменена в обязанность пятикратная молитва, и люди были в раздумье, как созывать людей на нее, он увидел во сне что следует призывать людей на намаз голосом. После того, как он рассказал об этом пророку (мир ему и благословение Аллаха), он велел поступать так, сказав, что это вещий сон. Так вот в этом самом сне сказано: «И я увидел человека, совершающего азан стоя». Ахмад 5/232, Ибн Абу Шайба 1/203. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Бухари, ат-Тирмизи, ан-Науауи и многие другие.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: «Единогласны все, от кого передавали знание, что Сунной является совершение азана стоя!» См. «аль-Иджма’» 42.
Многие ученые порицали совершение азана сидя, среди которых имам Малик и аль-Ауза’и. См. «аль-Аусат» 3/46.
Однако если для этого есть причина, то нет беды в том, чтобы муаззин совершил азан сидя. Хасан аль-Басри рассказывал: «Я видел, как Абу Зайд, который был сподвижником посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), совершал азан сидя, поскольку его нога была ранена на пути Аллаха». аль-Байхакъи 1/392. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.

Совершать азан с высокого места

Женщина из племени Бану Наджар рассказывала: «Мой дом был самым высоким из тех, что окружали мечеть, и Биляль давал азан с крыши моего дома» Абу Дауд 1/117. Имам Ибн Дакъикъуль-Идд, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Желательно произносить азан с высокого места, чтобы лучше было слышно”. См. “Фатхуль-Бари” 2/84.

Сунной является, чтобы муаззин имел громкий голос и чтобы произносил азан громким голосом

В вышеупомянутом хадисе Абдуллаха ибн Зайда о сне связанном с азаном сообщается, что когда Ибн Зайд рассказал свой сон пророку (мир ему и благословение Аллаха), он скзал ему: “Ступай вместе с Билялем и расскажи ему о своем сновидении, потому что его голос выше твоего”. Ахмад 5/232, Ибн Абу Шайба 1/203. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Бухари, ат-Тирмизи, ан-Науауи и др.

Поворачивать голову направо при произнесении слов: “Хайя ‘аля-ссаля” и налево при словах: “Хайя ‘аляль-фалях”

Так поступал Биляль, о чем сообщил Абу Джухайфа. аль-Бухари 634.
Имам ан-Науауи писал, что смысл в том, что он поворачивал шею и голову, не отворачивая грудь от направления Киблы. И также не сдвигая ног. См. “аль-Маджму'” 107.
Шейх аль-Альбани сказал: “Что касается поворачивания туловища (при произнесении слов “Хайя ‘аля-ссаля” и “Хайя ‘аляль-фалях”), то нет этому никакого основания в Сунне!” См. “Тамамуль-минна” 151.
Т.е следует при произнесении этих слов поворачивать только голову и шею, а не все тело.

О некоторых распространенных ошибках, связанных с азаном

Распевание слов азана

Однажды один человек пришел к Ибн Умару и сказал: “Поистине, я люблю тебя ради Аллаха!” На это Ибн Умар сказал: “Засвидетельствуй, что я ненавижу тебя ради Аллаха!” Тот спросил: “За что?!” Ибн Умар ответил: “За то, что ты распеваешь свой азан и берешь за него плату!” ат-Табарани в “аль-Кабир” № 13059. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/104.

Распевать (тальхин) т.е. придавать песенный манер.

Имам Ибн аль-Джаузи говорил: “Имам Малик и другие ученые строго порицали распевание азана, поскольку это не возвеличивает азан, а уподобляет его песням!” См. “Тальбис Иблис” 137.
Шейх Али Махфуз говорил: “Из числа порицаемых нововведений – это распевание азана, подобно песням, что влечет искажение слов азана, упуская или добавляя некоторые звуки к словам. Распевание в азане не дозволено по единогласному мнению, так же как подобное не дозволено и при чтении Корана!” См. «аль-Ибда’» 176.
Что касается азана, распространенного под названием “Мединский”, то как раз он и есть самый распеваемый: Аллааа аа аахуу акбар…
О таком виде азана говорили шейх Фаузан и шейх ар-Раджихи, что это не дозволено, однако такой действительный, т.е. его не надо переделывать.

Ошибочное мнение, что икъама обязан произносить только тот, кто произнес азан

Нет на это никаких указаний в Сунне! Единственное, что служит этому основанием, это недостоверный хадис: “Тот, кто совершил азан, совершает и икъама”.
Его приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи. Этот хадис передается от аль-Африкъи, который является слабым передатчиком. Имам Ахмад говорил: «Я не записываю хадисы аль-Африкъи». Также его считали ненадежным Яхъя ибн Са’ид аль-Къаттан, Суфьян ас-Саури, аль-Байхакъи, аль-Багъауи и др. См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а» 35.
Шейх аль-Альбани в примечании к этому хадису говорил: “Из числа плохих следов этого слабого хадиса то, что он является причиной споров между молящимися, как это бывало не один раз! Когда например, муаззин по какой-либо причине задерживается и кто-то из присутствующих желает совершить икъама, то кто-то обязательно препятствует этому, опираясь на этот хадис. А этот мискин не знает, что данный хадис слаб и что нельзя его приписывать пророку (мир ему и благословение Аллаха), не говоря уже о том, чтобы посредством этого хадиса мешать людям приблизится к велению Аллаха, а это произнести икъама!”
Имам Ибн Хазм сказал: “Дозволено произнести икъама не тому, кто произнес азан, поскольку нет никакого достоверного указания на запрет этого!” См. “аль-Мухалля” 329.

Не следует добавлять к словам азана что-либо

Сообщается, что когда Ибн Умар зашел в мечеть, чтобы совершить намаз, он услышал как один человек говорил: «Да помилует вас Аллах» после азана на обеденную молитву. Тогда Ибн Умар вышел и сказал: «Меня вывело нововведение!» Абу дауд 538, аль-Байхаъки 1/434. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
К этому также относится и громкое произнесение благословения за пророка (мир ему и благословение Аллаха) после слов азана. Шейх аль-Альбани считал это нововведением. См. “Тамамуль-минна” 158.

Об азане внутри мечети

Некоторые ученые считали, что правильнее не произносить азан внутри мечети. Имам Ибн аль-Хадж аль-Малики говорил: “Произносить азан внутри мечети порицаемо по нескольким причинам:
Во-первых, так не поступали те, кто был до нас и за кем велено следовать!
Во-вторых, 
азан – это призыв для людей, чтобы они явились в мечеть, поэтому незачем призывать уже тех, кто итак находится в мечети, и те, кто находится у себя дома не услышать из-за этого азан!
В-третьих, это может стать причиной отвлекания тех, кто совершает добровольные намазы или же поминает Аллаха (внутри мечети)!”
 См. “аль-Мадхаль” 199.
Подобное говорил и шейх аль-Альбани. См. “аль-Аджуиба ан-нафи’а” 18-19.
Однако, братья мои, не следует превращать это в предмет смуты и ссор, особенно в кафирских странах, где зачастую внедрение Сунны сопровождается непониманием со стороны пожилого населения, из числа прихожан мечетей.
Не забывайте о мудрости, это я выложил для увеличения наших знаний, а не чтобы мы сеяли фитну.

Каково положение в Сунне относительно слов в утреннем азане “Ас-салятуль хайрун минан-наум”?

 Ибн Хаджар приводит в “Булуг-Марам” достоверный хадис от имама Ахмада:

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Этот сон окажется вещим, если на то будет воля Аллаха». Затем он повелел призывать людей к намазу этими словами, и вольноотпущенник Абу Бакра по имени Биляль стал возвещать призыв на намаз и приглашать Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, к намазу. Однажды на рассвете он позвал его на рассветный намаз, но ему ответили, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, все еще спит. Тогда Биляль изо всех сил крикнул: «Намаз лучше сна!» (Ас-саляяту хейрун мин ан-наум). Са‘ид ибн аль-Мусейиб сказал: «Это выражение стало частью призыва на рассветный намаз».
А в хадисе, который Ибн Хузейма передал со слов Анаса, да будет доволен им Всевышний Аллах, говорится: «В соответствии с Сунной муэдзин, призывающий на рассветный намаз, после слов “Спешите к успеху!” (Хаййа ‘аляль фаляях) должен сказать: “Намаз лучше сна!” (Ас-саляяту хейрун мин ан-наум)»

В Муватте имам Малик приводит хадис от Абу Сухейла и его отца Малика что это ввел Умар ибн Хаттаб когда муеззин призывая на молитву,сказал эти слова.Но предпочтение отдается именно хадису который приводит Ибн Хаджар от имама Ахмада и это версия имама Ахмада.

Вот полный хадис: 175-177. Передают, что ‘Абдуллах ибн Зейд ибн ‘Абд Раббих, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал: «Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, принял решение бить в колокол, хотя это ему было неприятно, потому что именно так поступали христиане, во сне ко мне явился мужчина, на котором было два зеленых покрывала. В руках он нес колокол, и я спросил его: “О раб Аллаха! Не хочешь ли ты продать колокол?” Он спросил: “А что ты будешь делать с ним?” Я сказал: “С его помощью мы будем призывать людей на намаз”. Он сказал: “Не подсказать ли тебе нечто лучшее?” Я ответил: “Конечно”. Он сказал: “Тебе следует сказать: “Аллах превелик! Аллах превелик! Аллах превелик! Аллах превелик! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха! Спешите к намазу! Спешите к намазу! Спешите к успеху! Спешите к успеху! Аллах превелик! Аллах превелик! Нет божества, кроме Аллаха!”

Аллааху акбар! Аллааху акбар!

Аллааху акбар! Аллааху акбар!

Ашхаду ан ляя иляяха илляллаах!

Ашхаду ан ляя иляяха илляллаах!

Ашхаду анна Мухаммадан расуулюллаах!

Ашхаду анна Мухаммадан расуулюллаах!

Хаййаа ‘аляс саляях! Хаййаа ‘аляс саляях!

Хаййаа ‘аляль фаляях! Хаййаа ‘аляль фаляях!

Аллааху акбар! Аллааху акбар!

Ляя иляяха илляллаах!

Затем он помедлил некоторое время, после чего сказал: “Затем тебе следует сказать: “Аллах превелик! Аллах превелик! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха! Спешите к намазу! Спешите к успеху! Намаз начинается! Намаз начинается! Аллах превелик! Аллах превелик! Нет божества, кроме Аллаха!”

Аллааху акбар! Аллааху акбар!

Ашхаду ан ляя иляяха илляллаах!

Ашхаду анна Мухаммадан расуулюллаах!

Хаййаа ‘аляс саляях!

Хаййаа ‘аляль фаляях!

Кад кааматис саляях! Кад кааматис саляях!

Аллааху акбар! Аллааху акбар!

Ляя иляяха илляллаах!

На утро я пришел к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и рассказал ему о своем сновидении. Он сказал: “Этот сон окажется вещим, если на то будет воля Аллаха. Ступай вместе с Билялем и расскажи ему о своем сновидении, потому что его голос выше твоего”. Я встал вместе с Билялем.2 Я начал говорить ему эти слова, а он стал призывать людей к намазу. ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Всевышний Аллах, услышал это, находясь в своем доме. Он вышел, волоча за собой накидку, и сказал: “Клянусь Тем, кто отправил тебя с истиной! Я увидел во сне такой же сон”. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Хвала Аллаху!”»
Этот хадис передали Ахмад и Абу Давуд.Ат-Тирмизи и Ибн Хузейма назвали его достоверным, причем текст хадиса принадлежит ат-Тирмизи.
В версии Ахмада сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Этот сон окажется вещим, если на то будет воля Аллаха». Затем он повелел призывать людей к намазу этими словами, и вольноотпущенник Абу Бакра по имени Биляль стал возвещать призыв на намаз и приглашать Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, к намазу. Однажды на рассвете он позвал его на рассветный намаз, но ему ответили, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, все еще спит. Тогда Биляль изо всех сил крикнул: «Намаз лучше сна!» (Ас-саляяту хейрун мин ан-наум). Са‘ид ибн аль-Мусейиб сказал: «Это выражение стало частью призыва на рассветный намаз».
А в хадисе, который Ибн Хузейма передал со слов Анаса, да будет доволен им Всевышний Аллах, говорится: «В соответствии с Сунной муэдзин, призывающий на рассветный намаз, после слов “Спешите к успеху!” (Хаййа ‘аляль фаляях) должен сказать: “Намаз лучше сна!” (Ас-саляяту хейрун мин ан-наум)».

В каких случаях азан является обязательным?

Между правоведами существуют некоторые разногласия по поводу обязательности азана. Абу Ханифа и аш-Шафи‘и относили азан к желательным предписаниям. Ахмад и Малик считали возвещение азана обязательным, и в пользу этого свидетельствует несколько хадисов. В частности, имам Ахмад передал со слов Абу ад-Дарды, что Посланник Аллаха ,мир ему и благословение Аллаха,сказал: «Если трое живут в одном селении, но не призывают на намаз и не совершают намаз вместе, то ими овладел сатана. Держись вместе с мусульманами, потому что волк сжирает отбившуюся от стаи овцу». Аль-Албани назвал его иснад хорошим .
По мнению большинства ученых, азан — коллективная обязанность, т.е. если одни мусульмане призвали на намаз, то другие освобождаются от этой обязанности. Это мнение представляется нам самым сильным.
В каких же случаях мусульмане обязаны объявлять азан?
Во-первых, азан возвещается перед коллективным намазом, чтобы мусульмане успели собраться на него. Если человек молится отдельно, то для него возвещение азана желательно, но не обязательно. Сообщается, что Пророк,мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если время намаза застало мужчину в пустыне, пусть он совершит омовение. Если же он не найдет воды, пусть очистится песком. Если после этого он объявит о начале намаза, то с ним помолятся два ангела, находящиеся рядом с ним. Если же он призовет на намаз, а затем объявит о его начале, то за ним помолятся столько воинов Аллаха, что их нельзя будет объять взором». Этот хадис передали ‘Абд ар-Раззак и аль-Бейхаки со слов Салмана. Шейх аль-Албани назвал его достоверным согласно требованиям шести авторитетных знатоков хадисов .
Во-вторых, азан является обязательным только для мужчин, и если на коллективный намаз собрались одни женщины, то они не обязаны возвещать азан. Шейх Мухаммад аль-‘Усеймин считал, что перед коллективным намазом женщинам желательно объявлять только икамат.
В-третьих, азан обязательно возвещать перед обязательными намазами, и желательно делать это в начале отведенного для намаза времени. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Малика б. аль-Хувейриса длинный хадис, в котором приводятся слова Пророка,мир ему и благословение Аллаха : «Когда время намаза застанет вас в пути, пусть один из вас призовет на намаз, а старший — руководит им». В «Сунане» Ибн Маджи приводится хадис о том, что Билал торопился с азаном, когда наступало время намаза, и иногда откладывал икамат.
Из хадисов следует, что азан возвещается и при возмещении обязательного намаза, пропущенного по уважительной причине. Муслим передал со слов Абу Катады рассказ о том, как во время одного из походов Пророк и сподвижники проспали рассветный намаз и проснулись только после восхода солнца. Тогда Пророк велел Билалу объявить азан и возместил намаз так же, как он молился в обычное время. Но если группа мусульман проспала рассветный намаз и проснулась только после восхода солнца в городе или селении, где уже объявили азан, то они не должны возвещать азан, потому что это коллективная обязанность. А лучше всего об этом известно Аллаху.
Э.Кулиев

Вопросы и ответы про азана и икъамата 

Вопрос: «Какое положение тех, которые совершили намаз без азана?!».

Ответ: «Не дозволенно, чтобы они совершали намаз без азана. Так как азан является фардом кифая для мусульман во всех городах. Таким же обзором и мусафиром следует произнести азан, как пророк (саллаЛлаху алехй уа саллам) поступал так, когда был мусафиром. Как пришло от него (саллаЛлаху алехй уа саллам), что он сказал для Малика ибн Хуайриса (да будет доволен им Аллах), когда он и его спутники спрашивали разрешение вернутся в свой город: «Если наступило время молитвы, пусть один из вас прочтет вам азан, и старший из вас пусть будет вашим иамамом»….. Если же оставят азан жители города, то все впали в грех. Пророк (саллаЛлаху алехй уа саллам) если хотел напасть на народ, то ожидал до тех пор, пока не настанет утро. Если же слышал азан, то не нападал на них, а иначе нападал на них если не слышал. Однако не является условием действительности намаза. Если же они совершили намаз без азана, то их намаз действительный.
Помощь от Аллаха.
Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам» см. фатауа ладжнату даима лил бухус ал-алмия уа ифта (6\55, 56)

Вопрос: «Какое положение слова муззина (призывающий на молитву), который после узаконенного азана говорит так: «Мир и благословение тебе о, последний из посланников!»».

Ответ: « Мы не знаем довода не из Корана и не из сунны, которые указывают на у законность такого дуа (мольбы) после азана. Вся благо в следовании за руководством посланника (саллалЛаху алехй уа саллам) и вся зло в противоречии его руководству. Утверждено от посланника Аллаха (саллалЛаху алехй уа саллам), что он сказал: «Тот кто делает дело на котором не было нашего приказа, то оно будет отвергнуто». Однако было узаконено для муаззина и для другого, чтобы он после азана просил за пророка(саллалЛаху алехй уа саллам) благословение, затем сказал: «Аллахумма рабба хазихид-даъуатит тамма, уассалятиль ка има, аати Мухаммаданил уасилята уал-фадыйла, уабъасху макаамам- Махмудан аль-лязи уаъадтаху» (О Аллах!Господь, этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухамада к ал-Василе и к высокому положению и направь его к месте достохвального, которое Ты обещал ему). Поскольку утверждено от пророка (саллалЛаху алехй уа саллам) , что он сказал: «Если вы услышите муаззина, то говорите подобно так, как он говорит. После чего попросите за меня благословение. Ведь поистине, тот, кто попросит за меня одно благословение, то Аллах благословит его десять раз. Потом просите Аллаха для меня аль Василя, а это степень в Раю, которое будет дано только для одного раба из рабов Аллаха. И я надеюсь что я буду этим рабом. Кто попросит для меня ал-Василя, то будет ему дозволено мое заступничество». Передал этот хадис Муслим.
Также пророк (саллалЛаху алехй уа саллам) сказал : «Тот, кто скажет, когда услышит призывающего на молитву: «Аллахумма рабба хазихид-даъуатит тамма, уассалятиль ка има, аати Мухаммаданил уасилята уал-фадыйла, уабъасху макаамам- Махмудан аль-лязи уаъадтаху» то дозволят ему мое заступничество в Судный день ». Передал аль-Бухари в «сахихе». А также ал-Байхаки с достоверной цепочкой добавил в конце: «иннка ля тухлифул миаад» (Поистине, Ты не нарушаешь обещания). Однако муаззин и другие произносят эту мольбу тихим голосом, не повышая голос, так как не пришло доказательство на то, что надо произносит ее вслух — это подобно тому, о чем было сказано выше.
Помощь от Аллаха. Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам» . см. фатауа ладжнату даима лилбухус ал-илмия уа ифта (6\101,102).

Также хотел для пользы добавить то, что когда муаззин скажет : «Ашхаду алла илааха иллаЛЛах, Ашхаду анна Мухаммар-РасуулулЛах» (я свидетельствую, что нет достойного поклонения, кроме Аллаха и свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха), то следует сказать после этих слов: « родиту биЛЛяхи раббан уа би Мухаммадин расуулан уа бил ислами динан» (доволен я Аллахом как Господом, Мухаммадом-как посланником и исламом-как религией ). Так как пришел хадис, который передал имам Муслим под номерам: 386, что пророк (саллалЛаху алехй уа саллам) сказал: «Тот, кто скажет после того, когда услышит муаззина: «Ашхаду алла илааха иллаЛЛах уахдаху ля шарика лях, уа анна Мухамман абдуху уа Расуулуху, родиту биЛЛяхи раббан уа бил ислами динан уа би Мухаммадин расуулан » (я свидетельствую, что нет достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник. Доволен я Аллахом как Господом, Мухаммадом-как посланником и исламом-как религией ) то простятся его грехи». Как упомянул об это шейх Усаймин в «шарх мумти.

 Вопрос: «Можно ли повторять слова азана исходящие из радио?».

Ответ (шейха Ибн База):«Если это происходит во время азана, то узаконенно повторять слова азана. Доводом этому служит слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Если вы услышите слова муаззина, то говорите то, что говорит он, а потом призовите на меня благословение Аллаха, ибо, поистине, сделавшего это один раз, Аллах благословит за это десять раз. Потом просите для меня “аль-уасиля”, являющееся положением в Раю, которое подобает занимать только одному из рабов Аллаха, и я надеюсь, что этим рабом буду я. А для того, кто станет просить для меня “аль-уасиля”, мое заступничество станет обязательным!» (Муслим 384).

http://www.binbaz.org.sa/mat/2435

ВОПРОС: «В некоторых мечетях азан дается таким образом, что включают аудиозапись [азана]. Является ли это действие узаконенным?»

ОТВЕТ: «Нет, это не считается азаном! Проигрывание аудио-записи не заменяет азан. Азан является поклонением и необходимо чтобы его совершил ответственный за это мусульманин. Аудиозапись – это всего лишь запись и не более!».

(Сл. «Шарх ‘Умдат аль-Фикъх», кассета №8, вопрос №41, аль-Фаузан)

Каков хукм азана и икамат для женщин?

Шейх Ибн Баз,рахимахуЛлах:” Не является узаконенным в шариате для женщин ни азан ,ни икамат.Т.к. азан и икама ,связаны с мужчинами.
Женщина молится без азана и нет икамата –это узаконено Шариатом.”

http://www.binbaz.org.sa/mat/14477

Вопрос ( звонок сестры в студию): «Рарешено ли жекшине давать азан и икамат?»

Шейх Аль-Фаузан,хафизахуЛлах: «Не разрешено это, женщине, давать азан и икамат. Это не узаконено пророком салляЛЛаху алейхи уа ссалям. Это узаконенное Шариатом право мужчин.» Примерно так же написано в книге ” Манара-ссабиль” с таъликатом шейха Аль-Альбани,рахимахуЛлах.(раздел “Азан и икамат”) 1 том,стр.65.

От Аиши сообщается что “она совершила азан, икъама и встала имамом среди женщин, встав посередине”. аль-Байхакъи 1/408 и аль-Хаким 1/203.
Достоверность этого асара подтвердили имам ан-Науауи в “аль-Маджму’” 4/199 и шейх аль-Альбани в “Тамамуль-минна” 153-154.
Теперь те, кто считают, что это сообщение слабое, должны обосновать это.
Ясно, что женщины не могут произносить общий азан, являющийся призывом на молитву, и для них это не узаконено. Однако сообщение от Аиши ясный довод на то, что если женщины не услышали азана или же находятся в местности или в стране, где не слышно азана, или где не дают его открыто, и решили произнести его в своем кругу, то нет в этом проблем. И довод у них – поступок Аиши, которая была алимом!
Во-вторых, неизвестно, чтобы ее порицал кто-либо из других сподвижников за это, а известно, что слова или дела сподвижника, которым никто из них не возразил, являются доводом по сильному мнению, что именуется иджма’ сукути.
В-третьих, мало того, что никто из сподвижников не возразил Аише, мы находим асары от них, как они подтверждают правомочность азана и икъама для женщин:
Уахб ибн Кайсан рассказывал: “Спросили однажды Ибн Умара про азан для женщин, и он разозлившись сказал: «Я разве запрещаю поминать Аллаха?!»” Ибн Аби Шайба 1/223. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
А что касается того сообщения, которое распространено от Ибн Умара, что якобы он запрещал совершать азан женщинам, то оно является не достоверным, как сказал шейх аль-Альбани, и противоречит данному сообщению от него же самого!
Му’мар ибн Сулейман рассказывал, что его отец сказал: “Мы спросили Анаса: «Должны ли женщины произносить азан и икъама?» Он ответил: «Нет. Но если они это сделают, то это поминание Аллаха (зикр)»”. Ибн Аби Шайба 2317, Ибн аль-Мунзир 3/53. Иснад достоверный. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/275.
А что касается имамов, то из них произнесение азана и икъама для женщин считали дозволенным имам аш-Шафи’и, который говорил об этом в своей книге “аль-Умм” 1/84, имам Ахмад, от которого это мнение передал Ибн Къудама в “аль-Мугъни” 1/422, и это мнение имама Ибн Хазма в “аль-Мухалля” 3/129, а также и других имамов. См. еще “аль-Аусат” 3/53, имама Ибн аль-Мунзира.

 ПРОИЗНОШЕНИЕ ДВУХ АЗАНОВ ВО ВРЕМЯ ПЯТНИЧНОЙ МОЛИТВЫ

Ас-Са’иб бин Йазид рассказывал: «При жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также при Абу Бакре и ‘Умаре, да будет доволен ими Аллах, азан произносился тогда, когда имам усаживался на минбаре, когда же халифом стал ‘Усман, да будет доволен им Аллах, и количество людей увеличилось, он добавил третий призыв, который произносили в аз-Зауре». аль-Бухари 912.
Вот далиль на это. В хадисе под 3 азанами имеется ввиду 2 азана + 1 икъама, поскольку в хадисах иногда под словом «азан» подразумевается и «икъама», как например, в хадисе: «Между каждыми двумя азанами молитва». аль-Бухари и Муслим, т.е. между азаном и икъама следует совершать молитву в два рак’ата.
Во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакра и Умара на джуму’а делали только один азан – перед выходом имама. А во времена правления Усмана стали делать еще один – за некоторое время до выступления имама. Причиной этого было большое количество новых людей, которых нужно было заблаговременно оповестить о наступлении джуму’а.
Однако, если нам известна причина данного поступка Усмана, следует ли придерживаться этого и в наши дни?! Конечно же лучше ограничиться одним азаном.
Во-первых, только один азан делали те, кто был лучше, чем Усман, а это пророк (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакр и Умар.
Во-вторых, азан, который повелел произносить Усман, делался не в мечети, как в наши дни, а на рынке. Так что тех, кто заявляет о своем следовании «Сунне Усмана», можно попросить выходить из мечетей на рынки и делать там азан, дабы они во всем следовали его Сунне. Таким образом, если не делать азан на рынке, как это было во время Усмана, а в мечети, то тогда рождается вопрос: для чего вообще нужен дополнительный азан и в соответствии с чьей Сунной он совершается?
В-третьих, цель, которую преследовал Усман – оповещение людей, находившихся вдалеке от мечети и не слышавших призыва на хутбу. Но в наше время эта цель достигается, если произносить азан через микрофоны и громкоговорители. А также почти у всех людей есть часы, и они могут без никаких проблем заблаговременно остановить работу и приготовиться к пятничной молитве.
В-четвертых, среди сподвижников были те, кто не был согласен с таким поступком Усмана, а это Ибн Умар, который говорил: “Первый азан – это бид’а”. Ибн Аби Шайба 2/48. иснад достоверный.
А слова действие сподвижника является доводом только в том случае, когда не известно, чтобы кто-либо ему противоречил в его мнении!
А если кто-либо скажет: “А как же хадис о велении следовать Сунне праведных халифов?!” Ответ таков: «сунна праведных халифов» не означает, что любые деяния четырех халифов также являются Сунной, которой необходимо следовать. На самом же деле пророк (мир ему и благословение Аллаха) имеет в виду, что необходимо понимать религию так, как понимали ее его сподвижники во главе праведных халифов, ибо они лучше всех знали его Сунну и понимали ее, как сказал это имам аль-Къари. См. “Миркъатуль-мафатих” 1/199.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Что касается Сунны праведных халифов, то под этим подразумевается лишь то, что они совершали из Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха)! Ничто не может быть в религии обязательным, кроме того, что сделал обязательным пророк (мир ему и благословение Аллаха); запретным, кроме того, что он запретил; желательным, кроме того, что он сделал желательным; порицаемым, кроме того, что он сделал порицаемым и дозволенным, кроме того, что он сделал дозволенным!” См. “Маджму’уль-фатауа” 1/282.
Шейх аль-Мубаракфури сказал: “Под Сунной праведных халифов имеется в виду только то, что соответствует Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Тухфатуль-ахъуази” 3/50.
Таким образом, азан Усмана был уместен в его времена, но затем необходимость в нем исчезла, и поэтому, следует возвращаться к тому, что было во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) – одному азану, чего придерживается шафиитский мазхаб, а также некоторые ханбалитские имамы, и этому мнению отдал предпочтение шейх аль-Альбани и другие ученые.
Но если все же кто-то будет придерживаться этого мнения, то не следует делать этот вопрос причиной смуты и ссор, ведь несмотря на несогласие Ибн Умара и решением Усмана неизвестно, чтобы Ибн Умар превратил этот вопрос в предмет вражды.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

 

« Источник »

(1233)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

Comment(2)

  1. Ассаляму алейкум! Слышал что , давать азан внутри мечети, если его не слышно на улице, из нововведений. Так как тем кто уже пришёл на молитву даётся икама, а азан даётся для тех кто за пределами мечети. Так ли это? Это было в одном из шархов шейха Усеймина, а вот на какую книгу я не помню.

    1. Ваалйкум ассалам ва рахматуллахи ва баракатуху…
      Об азане внутри мечети
      Некоторые ученые считали, что правильнее не произносить азан внутри мечети. Имам Ибн аль-Хадж аль-Малики говорил: “Произносить азан внутри мечети порицаемо по нескольким причинам:
      Во-первых, так не поступали те, кто был до нас и за кем велено следовать!
      Во-вторых, азан – это призыв для людей, чтобы они явились в мечеть, поэтому незачем призывать уже тех, кто итак находится в мечети, и те, кто находится у себя дома не услышать из-за этого азан!
      В-третьих, это может стать причиной отвлекания тех, кто совершает добровольные намазы или же поминает Аллаха (внутри мечети)!” См. “аль-Мадхаль” 199.
      Подобное говорил и шейх аль-Альбани. См. “аль-Аджуиба ан-нафи’а” 18-19.
      Однако, братья мои, не следует превращать это в предмет смуты и ссор, особенно в кафирских странах, где зачастую внедрение Сунны сопровождается непониманием со стороны пожилого населения, из числа прихожан мечетей.
      Не забывайте о мудрости, это я выложил для увеличения наших знаний, а не чтобы мы сеяли фитну.

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Close