Главная Фикх Намаз - Молитва Молитва «ад-Духа»
Молитва «ад-Духа»

Молитва «ад-Духа»

759
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Достоинство молитвы «ад-духа».

На достоинство этой молитвы указывают хадисы нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и я упомяну некоторые из них:
От абу Зарра, который передал от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «С наступлением утра на каждый сустав[1] любого из вас возложена садакъа! Каждое прославление Аллаха (субхана Аллах) есть садакъа. Каждое восхваление Аллаха (альхамду лиЛлях) есть саадакъа. Каждое произнесение слов шахады (ля иляха илля Ллах) – садакъа. Каждое возвеличивание Аллаха (Аллаху акбар) саадакъа. Побуждение к одобряемому – садакъа и удержание от порицаемого – садакъа. Но все это могут заменить собой два рака’ата дополнительной молитвы «ад-Духа» (т.е. во время ад-духа)!»[2]
И так же, от абу Дарды и абу Зарра передаётся о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил от Аллаха Всевышнего, Который сказал: «О сын Адама! Совершай молитву, состоящую из четырёх рака’атов, ради Меня в первую часть дня и это будет достаточным тебе до конца его», (т.е. «Я избавлю тебя от всех тягостей до конца этого дня»). Хадис приводит ат-Тирмизи[3].
От абу Хурайры сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Не беспокоятся о сохранении молитвы «ад-духа» никто, кроме часто кающихся»! Также сказал: «Это молитва – молитва часто кающихся». Хадис приводят ибн Хъузейма и аль-Хаким[4].

Правовое положение (хукм) молитвы «ад-Духа»:

Хадисы, которые были упомянуты и подобные им, указывают на то, что молитва во время «ад-духа» является желательной, является благим, любимым (для Аллаха) делом («حسنة المحبوبة»)[5]. И в этих хадисах также содержится доказательство на законность постоянного совершения этой молитвы[6].
И не того, что указывало бы на обязательность этой молитвы.

Время совершения молитвы «ад-духа».

Время молитвы «ад-духа» начинается с восходом солнца и продолжается до времени, когда оно начнёт заходить в зенит[7].
Лучшим временем для его совершения считается время, когда жар от солнца усиливается.
И доказательством вышесказанному является следующее:
Что касается начала времени, то на это указывает хадис Абу Дарды и абу Зарра, который был уже упомянут:«…Совершай молитву, состоящую из четырёх рака’атов, ради Меня в первую часть дня…»
И также то, что пришло в хадисе от Анаса, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто совершит утреннею молитву вместе с джама’атом, затем останется и будет поминать Аллаха до появления солнца, затем встанет и совершит два рака’ата[8], то ему будет записана награда в размере награды за хадж и умру, целиком, целиком, целиком». Хадис приводит ат-Тирмизи[9].
От Абу Умамы, который сказал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто совершит с джама’атом утреннюю молитву, затем останется для того, чтобы совершить молитву «ад-духа», будет ему за это награда подобная награде совершившего хадж или умру, будто он совершил полный хадж и ‘умру». Хадис приводит ат-Табарани.
И в другой версии этого хадиса говорится:«Тот, кто совершит утреннею молитву с джама’атом, затем останется для поминания Аллаха до появления солнца…». Хадис также приводит ат-Табарани[10].
Что касается выхода времени этой молитвы, то это зенит, так как время, которое предназначено для совершения его – это время «ад-духа, а время «ад-духа» заканчивается тогда, когда солнце начинает подниматься в зенит.
Что же касается лучшего времени для совершения молитвы «ад-духа», то на это есть указание в хадисе Зейда ибн Аркама, который, когда увидел народ, молящийся во время «ад-духа», сказал: «Если бы им было известно, что молитва в другое время «ад-духа» лучше! Ибо поистине Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Молитва часто кающихся наступает тогда, когда солнце начинает обжигать[11] ноги маленьких верблюжат». Хадис приводит имам Муслим[12].

Число рака’атов молитвы «ад-духа» и их описание:

Узаконенным является для мусульманина совершение молитвы «ад-духа» как в два, так и в четыре, в шесть, в восемь рака’атов и двенадцать рака’атов.
И если пожелает он (молящийся), то может совершать её по два по два рака’ата.
На то, что она совершается в два рака’ата служит доказательством следующий хадис от абу Зарра, который передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «С наступлением утра на каждый сустав любого из вас возложена садакъа!» … до конца хадиса. И в нём говорится: «Но все это могут заменить собой два рака’ата дополнительной молитвы «ад-духа» (т.е. во время ад-духа)!» Хадис приводит имам Муслим.
На то, что она совершается в четыре рака’ата служит доказательством следующий хадис от абу Дарды и абу Зарра, в котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил, что Аллах сказал: «О сын Адама! Совершай молитву, состоящую из четырёх рака’атов, ради Меня в первую часть дня и это будет достаточным тебе до конца его», (т.е. «Я избавлю тебя от всех тягостей до конца этого дня»). Хадис приводит ат-Тирмизи.
На то, что она совершается в шесть рака’атов служит доказательством следующий хадис от Анаса ибн Малика, который говорил: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву «ад-духа» в шесть рака’атов». Хадис приводит ат-Тирмизи в «аш-Шамаиль»[13].
На то, что она совершается в восемь рака’атов служит доказательством следующий хадис от Умму Хани, в котором она сказала: «В год открытия Мекки я пришла к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), он находился в верхней части города. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) встал для того, чтобы совершить большое омовение, а Фатыма закрывала его (покрывалом). Затем он взял свою одежду и укрылся ею. Затем он совершил молитву «ад-духа» в восемь рака’атов»[14]. Хадис передали имам аль-Бухари и Муслим[15].
На то, что она совершается в двенадцать рака’атов служит доказательством следующий хадис от абу Дарды, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто совершит молитву «ад-духа» в два рака’ата, тот не будет записан в числе беспечных и небрежных. Тот, кто совершит эту молитву в четыре рака’ата, будет записан в числе поклоняющихся. Тот, кто совершит её в шесть рака’атов, тому этого будет достаточно до конца дня. Того, кто совершит её в восемь рака’атов, Аллах запишет в числе покорных, подчинившихся рабов. А тот, кто совершит её в двенадцать рака’атов, тому Аллах построит дом в Раю». Хадис приводит ат-Табарани[16].

Я скажу: Что касается всех этих хадисов, то, опираясь на них, становится понятным обобщённые слова ‘Аишы, да будет доволен ею Аллах, которая, когда её спросила Му’аза, сказав: «Сколько рака’атов совершал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в молитве «ад-духа»?», ответила: «Четыре рака’ата, и он добавлял к ним столько, сколько желал Аллах». Хадис приводит имам Муслим[17].
Доказательством на то, что эту молитву можно совершать по два по два рака’ата, указывают обобщающие слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Молитвы[18], совершаемые ночью и днём, совершаются два по два»[19].
Также мусульманину дозволено совершать эту молитву в четыре рака’ата, соединяя их, подобно четырёхкратным молитвам (как зухр, ‘аср или ‘иша). И доказательством этому служат обобщённые слова, сказанные в хадисах, как например, где Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершай молитву, состоящую из четырёх рака’атов, ради Меня в первую часть дня». Или как в хадисе: «Тот, кто совершит эту молитву в четыре рака’ата, будет записан в числе поклоняющихся».

И Аллаху обо всём ведомо лучше.

Дополнение к статье 1.

1. Определение слова «ад-духа»

Слово «ад-духа» имеет несколько значений:

  1. Первая половина дня до полудня, утро.
    «В тот День, когда они увидят его, им покажется, что они провели в этом мире лишь вечер или утро»(сура «ан-Назиат», аят 46). Ибн Аббас сказал: «Что касается «вечера» (ашия), то это период времени от полудня до захода солнца. Что же касается «утра» (духа), то это период времени от восхода солнца до полудня» («Тафсир» Ибн Касира).
  2. Сияние солнца
    «Клянусь солнцем и его утренним сиянием»(сура «аш-Шамс», аят 1). Муджахид сказал: «То есть, клянусь [солнцем] и его сиянием». («Тафсир» Ибн Касира).
  3.  Дневной свет, день.
    «Он сделал темной ночь его (неба) и вывел его дневной свет» (сура «ан-Назиат», аят 29). Ад-Даххак сказал: » т.е. вывел день». Ибн Зейд сказал: «Т.е. сияние дня».(«Тафсир» ат-Табари).
    Согласно определению толкового словаря арабского языка «Лисан аль-Араб» дополнительная утренняя молитва «ад-духа» получила такое название из-за периода времени, в который она совершается, т.е. когда солнце находится на небосклоне в первой половине дня.

2. Молитва «ад-духа» и ее другие названия

В Сунне эта молитва имеет ряд названий: утренняя молитва (салят ад-духа), молитва часто кающихся (салят аль-аввабин), молитва начала дня (салят ад-дахва), молитва восхода солнца (салят аль-ишрак), утреннее славословие (субха ад-духа). Хадисы, в которых упоминаются эти названия, будут приведены далее.

3. Время наступления и окончания молитвы «ад-духа»

Время молитвы «ад-духа» начинается с того момента, когда солнце поднимется на высоту копья, и продолжается почти до полудня.
В качестве шариатского доказательства можно привести длинный хадис от Амра ибн Абасы, да будет доволен им Аллах, которому посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Соверши рассветную молитву, а затем воздержись (от намазов), пока солнце не покажется (над горизонтом ) и не поднимется на высоту копья (румх) либо двух копий, ибо оно восходит меж двух рогов шайтана, и ему (т.е. солнцу — прим. Д.Х.) поклоняются (в это время) неверующие. Затем молись столько, сколько пожелаешь, ибо эта молитва будет иметь свидетелей, (а награда за нее) записана, пока тень от копья не сравнится с ним по длине, после чего воздержись (от намазов), ибо Ад (в это время) разжигается, а его врата распахиваются» (аль-Байхаки, аль-Хаким, Ибн Хузейма и др.).

Современные ученые, да будет милостив к ним Аллах, определили длину копья (румх) и время наступления и окончания намаза «ад-духа» согласно привычному нам исчислению. В частности, шейха аль-Албани спросили о длине копья, упоминаемого в хадисе, и он ответил: «Высота копья составляет два метра согласно нынешней системе измерения длины»(«аль-Мавсуа аль-Фикхийа» Хусейн аль-Увейша). Шейх Ибн Усеймин, в свою очередь, сказал: «Время этой молитвы наступает после того, как солнце поднялось над горизонтом на высоту копья, когда это видно воочию, и заканчивается незадолго до полудня. Иными словами, время молитвы «ад-духа» наступает спустя двадцать минут после восхода солнца и заканчивается за пять-десять минут до полудня. Лучше же совершать эту молитву ближе к полудню»(комментарий к «Сорока хадисам ан-Навави»).
На желательность совершения молитвы «ад-духа» ближе к полудню указывает следующий хадис: «Аль-Касим аш-Шейбани передал, что, увидев каких-то людей, которые совершали молитву «ад-духа», Зайд ибн Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, они знали, что совершать эту молитву в другой час лучше, ведь посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «[Время] молитвы часто кающихся [наступает тогда,] когда [земля начинает] обжигать [лапы] верблюжат» (Муслим).

4. Шариатское законоположение о молитве “ад-духа”

Молитва “ад-духа” является желательной (мустахабб) и по степени совершения относится к богоугодным деяниям, которые пророк Мухаммад, мир ему и благословения Аллаха, делал постоянно и редко оставлял (сунна муаккада). Имам Муслим назвал одну из глав в своем сборнике хадисов “ас-Сахих” так: “Глава о желательности совершения молитвы “ад-духа”.

5. Количество ракаатов молитвы “ад-духа”

Как следует из хадисов, наименьшее количество ракаатов молитвы “ад-духа” — два. Что же касается наибольшего количества ракаатов этой молитвы, то мусульманские ученые разошлись во мнениях.

Одна группа ученых опиралась на хадис о действиях пророка, мир ему и благословения Аллаха, в которых максимальное количество ракаатов молитвы “ад-духа” составляет восемь. В частности, об этом сообщается в хадисе, который передал Абдуррахман ибн Абу Лейла: “Никто мне не рассказывал о том, чтобы он видел, как пророк, мир ему и благословения Аллаха, совершал молитву “ад-духа”, кроме Умм Хани, которая говорила, что в день завоевания Мекки пророк, мир ему и благословения Аллаха, вошел в ее дом и совершил восемь ракаатов”(аль-Бухари, Муслим).

Более подробно этот хадис приводится в “Сахихе” Муслима от Абдуллаха ибн аль-Хариса ибн Науфаля, который сказал: «[В своё время] я задавал вопросы [многим] людям, желая найти кого-нибудь, кто рассказал бы мне, как совершал молитву “ад-духа” посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, но никак не мог найти [такого человека]. Однако [я всё же сумел сделать это, и] Умм Хани бинт Абу Талиб сообщила мне, что, когда в день завоевания Мекки солнце поднялось уже достаточно высоко, посланнику Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, принесли [кусок] ткани, которую он использовал, чтобы укрыться [от чужих взоров], после чего совершил полное омовение. [Умм Хани сказала]: «Затем он приступил к молитве, состоявшей из восьми ракатов, и я не знаю, какой [из столпов его молитвы] занимал больше времени, ибо [продолжительность] его стояния была примерно равна [продолжительности] поясных и земных поклонов». [Она также] сказала: «И я не видела, чтобы он совершал [такую молитву] ни до, ни после этого»».

Вторая группа ученых опиралась на хадис, в котором передаются слова, а не действия пророка, мир ему и благословения Аллаха, о молитве “ад-духа”. Максимальное число ракаатов в этом хадисе составляет двенадцать. Абу Дарда, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Кто совершает два ракаата молитвы “ад-духа”, тот не будет записан среди пренебрегающих. Кто совершает четыре ракаата молитвы “ад-духа”, тот будет записан из числа поклоняющихся. Кто совершает шесть ракаатов молитвы “ад-духа”, они будут достаточны для него в течение этого дня. Кто совершает восемь ракаатов молитвы “ад-духа”, Аллах записывает его из числа покорных. Кто совершает двенадцать ракаатов молитвы “ад-духа”, Аллах построит ему дом в Раю” (ат-Табарани). Однако из-за наличия в иснаде этого хадиса одного передатчика, о котором мнения мухаддисов разошлись, этот хадис относится к числу слабых.

Третья группа ученых считала, что нет ограничения на максимальное количество ракаатов “ад-духа”, опираясь на хадис, который передала Айша, да будет доволен ею Аллах: “Обычно посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, совершал молитву “ад-духа” в четыре [раката, но иногда] добавлял к ней столько ракатов, сколько было угодно Аллаху” (Муслим).

6. Достоверные хадисы о достоинстве совершения молитвы «ад-духа»

1. Укба ибн Амир аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, сообщил, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама! Достаточно тебе совершить ради Меня четыре ракаата в начале дня, и Я посредством их избавлю тебя [от бед] до конца твоего дня!» (Ахмад, Абу Яъля).

2. Абу Дарда и Абу Зарр, да будет доволен ими обоими Аллах, сообщили, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний и Благословенный Аллах сказал: «О сын Адама! Не откладывай [из-за слабости и лени] совершение ради Меня четырех ракаатов в начале дня, и Я избавлю тебя [от бед] до его конца!» (ат-Тирмизи, Ахмад).

3. Абу Мурра ат-Таифи, да будет доволен им Аллах, сообщил, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама! Соверши ради Меня четыре ракаата в начале дня, и Я избавлю тебя [от бед] до его конца!» (Ахмад).

4.Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас, да будет доволен ими обоими Аллах, передал: «(Однажды) посланник Аллах, мир ему и благословения Аллаха, отправил в боевой поход отряд, который захватил военную добычу и быстро вернулся обратно. Тогда люди принялись обсуждать близость места, куда совершил поход этот отряд, богатую добычу, доставшуюся его воинам, и их быстрое возвращение домой. Услышав это, посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «А не указать ли мне вам на место похода, которое еще ближе, на добычу, которая еще богаче, и на возвращение, которое занимает еще меньше времени? Тот, кто совершит ритуальное омовение (вуду), а затем отправится в мечеть для выполнения утренней молитвы славословия (субха ад-духа), его место похода будет еще ближе, ему достанется еще большая добыча, и он быстрее вернется обратно» (Ахмад, ат-Табарани).

5. Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передал: «(Однажды) посланник Аллах, мир ему и благословения Аллаха, отправил в боевой поход отряд, который захватил богатую военную добычу и быстро вернулся обратно. Тогда какой-то мужчина сказал: «О посланник Аллаха! Мы никогда раньше не видели, чтобы отряд столь быстро возвращался да еще и с такой богатой добычей! Кто же в этом отряде?!» Выслушав его, пророк, мир ему и благословения Аллаха, ответил: «А не сообщить ли мне вам о том, кто возвращается еще быстрее, чем они, и которому досталась еще большая добыча? Человек, который совершает ритуальное омовение наилучшим образом, а затем отправляется в мечеть, где он выполняет обязательную рассветную молитву, а вслед за ней — дополнительную утреннюю молитву, еще быстрее возвращается обратно и получает еще большую добычу»(Абу Яъля, аль-Баззар, Ибн Хиббан).

6. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал: «Пророк, мир ему и благословения Аллаха, завещал мне три вещи, и я не оставлю их до самой смерти: поститься по три дня каждый месяц, совершать два ракаата молитвы “ад-духа” и совершать молитву витр перед сном».(Аль-Бухари, Муслим).

7. Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Каждый из вас должен отдать садаку за свои кости. Каждый тасбих (т.е. произнесение слов: “Субхана-Ллах”) – это садака, каждый тахмид (т.е. произнесение слов: “Аль-хамду ли-Ллях”) — это садака, каждый тахлиль (т.е. произнесение слов: “Ля иляха илля-Ллах”)- это садака, каждый такбир (т.е. произнесение слов: “ Аллаху Акбар”) — это садака, побуждение к одобряемому — это садака и удерживание от порицаемого — это садака. Заменить же все это может совершение двух ракаатов молитвы “ад-духа”». (Муслим).

8. Бурайда, да будет доволен им Аллах, передал, что он слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “В человеке есть триста шестьдесят суставов, и за каждый из них он должен отдать садаку”. Люди спросили: “А кому же это по силам, о пророк Аллаха?!” Тогда он ответил: “Засыпать плевок в мечети (- это садака), убрать препятствие с дороги (- это садака). Но если ничего не нашлось, то два ракаата молитвы «ад-духа» заменят для тебя все это” (Абу Дауд, Ахмад и др.).

9. Абу Умама, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Кто вышел из своего дома в состоянии ритуальной чистоты для совершения обязательной молитвы, того ждёт награда, подобная награде совершающего хадж и находящегося в ихраме. А кто вышел для совершения молитвы восхваления “ад-духа”, при чём только она заставила его выйти (из дома), того ждёт награда, подобная награде совершающего ‘умру. А кто совершает молитву за молитвой, не пустословя в промежутках между ними, его запись (благих дел будет) в верховьях седьмого неба” (Абу Дауд).

10. Анаc ибн Малик, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Кто совершит рассветный намаз вместе с группой мусульман (джамаа), а затем будет сидеть и поминать Аллаха, пока не взойдет солнце, после чего совершит два ракаата, того ждет награда как за хадж и за умру”. Далее Анас сказал: “Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “…полностью, полностью, полностью”.(ат-Тирмизи).

11. Зайд ибн Аркам, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «[Время] молитвы часто кающихся [наступает тогда], когда [земля начинает] обжигать [лапы] верблюжат».

12. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Никто не будет неуклонно совершать молитву “ад-духа”, кроме часто кающегося”. И он также сказал: “Поистине, она — молитва часто кающихся!»(Ибн Хузайма, ат-Табарани, аль-Хаким).

7. Достоверные предания о совершении молитвы “ад-духа” сподвижниками

1. Масрук передал: “Мы читали Коран в мечети, и люди принимались читать Коран после стояния (в молитве) Ибн Масуда. Затем мы поднимались и совершали молитву “ад-духа”. Вести об этом дошли до Ибн Масуда, и он сказал: “Рабы Аллаха! Не возлагайте на рабов Аллаха то, что не возложил на них Аллах! Если уж вам необходимо совершить (эту молитву), то (выполняйте ее) в ваших домах!” (Ибн Абу Шейба).

2. Аль-Касим ибн Мухаммад передал, что Айша закрывала за собой двери, после чего совершала молитву “ад-духа”. (Ибн Абу Шейба).

3. Аль-Касим передал, что Айша совершала молитву “ад-духа” и выполняла ее долго (Мусаддад).

4. Зейд ибн Аслам передал, что Айша совершала восемь ракаатов, а затем говорила: “Даже если бы мои родители были воскрешены для меня, я бы не оставила эти (ракааты)”(Малик).

5. Ибн Абу Мулейка передал, что Ибн Аббаса спросили о молитве “ад-духа”, и он ответил: “Поистине, она (упомянута) в Писании Аллаха, и нет ничего, что могло бы ее заменить, после чего прочитал: “В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его Имя. Его славят в них по утрам и перед закатом” (сура “ан-Нур”, аят 36). (Ибн Абу Шейба).

6. Шуъба, вольноотпущенник Ибн Аббаса, передал, что Ибн Аббас спрашивал: “Тень уже падает (на землю)?”Если ему отвечали утвердительно, то он вставал и молился (Ибн Абу Шейба).

7. Аль-Харис ибн Науфаль передал, что Ибн Аббас не совершал молитву «ад-духа». Далее он сообщил: «Тогда я вошел к Умм Хани и сказал ей: «Расскажи ему то же, что ты рассказала мне!» Умм Хани ответила: «В день завоевания Мекки посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, зашел ко мне в дом. Он велел налить воду в таз и принести кускок ткани, которую он использовал, чтобы укрыться от меня, после чего совершил полное омовение. Затем он обрызгал угол дома и совершил восемь ракаатов «ад-духа». Его стояние в этих ракаатах, поясные поклоны, земные поклоны и сидение были примерно одинаковы по продолжительности и равны друг другу». Услышав этот хадис, Ибн Аббас вышел со словами: «Я ведь читал то, что меж двух обложек (т.е. Коран — прим. Д.Х.), а узнал о молитве «ад-духа» лишь сейчас: » …и они (горы) славословили вместе с ним (Даудом) после полудня и утром (ишрак)»(сура «Сад», аят 18).А я-то все спрашивал себя [,читая этот аят]: «Что такое ишрак?!» После этого Ибн Аббас стал говорить: «Это — молитва «аль-ишрак».(ат-Табари, Ибн Касир). Схожие предания от Ибн Аббаса приводятся в сборниках ат-Табарани, аль-Хакима и Исхака ибн Рахавейха.

8. Передается, что Ибн Умар сидел в мечети посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, пока не наступал день, и при этом он не молился. Затем он отправлялся на рынок по своим делам, а затем возвращался к своей семье. При чем он сначала заходил в мечеть, где совершал два ракаата, а уже затем шел домой (Ибн Саъд).

8. Коллективное совершение молитвы «ад-духа» в мечети — религиозное нововведение

Муджахид передал: «Я вошел вместе с Урвой ибн аз-Зубейром в мечеть, где уже сидел Абдуллах ибн Умар, прислонившись к комнате Айши. В это время люди в мечети совершали молитву «ад-духа». Тогда мы спросили его об их молитве, и он ответил: «Религиозное нововвевение (бидъа)» (Муслим, Ахмад и др.). Имам ан-Навави в комментариях к «Сахиху Муслима» пишет: «Аль-Кади (Ийад -прим. Д.Х.) и другие ученые считали, что Ибн Умар имел в виду, что когда люди открыто совершают эту молитву в мечети и специально собираются ради нее, то именно это является религиозным нововведением, а не сама основа совершения молитвы «ад-духа».

В заключение призываю себя, а затем уже моих братьев и сестер по вере неуклонно совершать молитву «ад-духа», обучить этому наши семьи, родственников, соседей и друзей и надеяться на награду Великого и Всемогущего Аллаха!

Составил Дамир Хайруддин

Дополнение к статье 3

Вопрос: какие достоверные хадисы приводятся относительно достоинства духа-намаза?

Ответ: хвала Аллаху.

Во-первых: духа-намаз – это сунна муаккада, и достоверно известно, что ее делал пророк صلى الله عليه وسلم, как привел Муслим (1176) в хадисе Аиши رضي الله عنها, которая сказала: «Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم молился салят ад-духа 4 ракъата и прибавлял столько, сколько желал Аллах».
К духа-намазу пророк عليه الصلاة والسلام направлял своих сподвижников, как это придет в хадисах.
Шейх Ибн Баз رحمه الله сказал в «Маджмуъ аль-фатава», 11\389: «Салят ад-духа – сунна муаккада, которую делал пророк صلى الله عليه وسلم и направлял к ней своих сподвижников».

Во-вторых: относительно достоинства духа-намаза от пророка صلى الله عليه وسلم приводится несколько хадисов. Некоторые из них:
1. Передается от Абу Зарра رضي الله عنه, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
«С наступлением утра каждому из вас следует давать садаку. Каждое произнесение слов «субханаллах» سبحان الله есть садака, и каждое произнесение слов «альхамдулиллях» الحمد لله – садака, и каждое произнесение слов «ля иляха илляллах» لا إله إلا الله – садака, и каждое произнесение слов «Аллаху акбар» الله أكبر есть садака, и побуждение к одобряемому – садака, и удержание от порицаемого – садака, но всё это заменяют собой два ракъата духа-намаза» (Муслим, 1181).

Ан-Навави رحمه الله сказал: «Слова пророка صلى الله عليه وسلم: «юджзи мин залик» – «все это заменяют собой (два ракъата духа-намаза)», мы произносим как «яджзи» и «юджзи», и «юджзи» – от слова «заменение» («иджза» إجزاء), а «яджзи» – «возмещение, награждение», т.е. «обеспечение, принесение пользы». Подобно этому – слова Всевышнего Аллаха:
لَا تَجْزِي نَفْس
«…ни один человек не принесет пользы другому…». В хадисе говорится:
لَا يَجْزِي عَنْ أَحَد بَعْدك
«Не принесет никому пользы после тебя…».

В этом содержится далиль на величие достоинства духа-намаза, и что можно совершать его двумя ракъатами» («Шарх Муслим» ан-Навави).

2. Аль-Бухари (1178) и Муслим (721) передали хадис от Абу Хурейры رضي الله عنه, который сказал: «Мой самый любимый друг посоветовал мне делать три вещи, от которых я не откажусь до самой своей смерти. (Он посоветовал мне) поститься по три дня ежемесячно, совершать дополнительный духа-намаз и ложиться спать (только) после совершения витра».
Абуд-Дарда رضي الله عنه сказал: «Мой любимый пророк صلى الله عليه وسلم завещал мне три вещи, от которых я не откажусь, пока жив: поститься три дня ежемесячно, совершать духа-намаз и не спать, пока не совершу витр» (Муслим, 1183).

Аль-Къуртуби رحمه الله сказал: «Завещание пророка صلى الله عليه وسلم Абуд-Дарде и Абу Хурейре رضي الله عنهما указывает на достоинство духа-намаза и большую награду за его совершение, если делать его постоянно и не оставлять» («аль-Муфхим лима ашкаль мин тальхис Муслим»).

3. От Абуд-Дарды и Абу Зарра رضي الله عنهما передается, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم передал слова Аллаха:
ابْنَ آدَمَ ارْكَعْ لِي مِنْ أَوَّلِ النَّهَارِ أَرْبَعَ رَكَعَاتٍ ، أَكْفِكَ آخِرَهُ
«О сын Адама, сделай Мне в начале дня 4 ракъата, и Я избавлю тебя в его конце», хадис передал ат-Тирмизи (437), и шейх аль-Альбани назвал его сахихом.
Аль-Мубаракфури رحمه الله сказал: «В начале дня», – говорили, что имеется в виду духа-намаз, ишракъ-намаз или сунна и фард фаджра-намаза, потому что он совершается в начале дня. Я сказал, что ат-Тирмизи и Абу Дауд отнесли эти ракъаты к духа-намазу, и они поместили этот хадис в главу «Салят ад-духа».

«Я избавлю тебя», – т.е. от твоих забот, «в его конце», – т.е. в конце дня.

Ат-Тыби сказал: «Т.е. Я избавлю тебя от твоих забот и защищу тебя от того, что ненавистно тебе, после твоего намаза и до конца дня. Очисти свою душу в начале дня, и Я очищу твою душу в конце дня, исполнив твои нужды» («Тухфат аль-Ахвази», 2\478).

4. Передается от Абу Хурейры رضي الله عنه, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
لا يحافظ على صلاة الضحى إلا أواب، وهي صلاة الأوابين
«Никто не будет совершать неуклонно молитву Духа, кроме кающегося, и поистине она молитва кающихся! ». Хадис передал Ибн Хузейма, и аль-Альбани назвал его хасаном в «Сахих ат-таргъиб ват-тархиб», 1\164).
5. Анас бин Малик رضي الله عنه передал, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
منْ صَلَّى الْغَدَاةَ فِي جَمَاعَةٍ ، ثُمَّ قَعَدَ يَذْكُرُ اللَّهَ حَتَّى تَطْلُعَ الشَّمْسُ ، ثُمَّ صَلَّى رَكْعَتَيْنِ ، كَانَتْ لَهُ كَأَجْرِ حَجَّةٍ ، وَعُمْرَةٍ ، تَامَّةٍ ، تَامَّةٍ ، تَامَّةٍ
«Для того, кто совершил утреннюю молитву в джамаате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два ракъата молитвы, это станет для него наградой, как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры».
Хадис передал ат-Тирмизи, 586, и шейх аль-Альбани رحمه الله назвал его хасаном в «Сахих Сунан ат-Тирмизи».
Аль-Мубаракфури رحمه الله сказал в «Тухфат аль-Ахвази бишарх Джамиъ ат-Тирмизи», 3\158: «Его слова «затем совершил два ракъата», т.е. после восхода солнца. Ат-Тыби сказал: «Т.е. потом сделал намаз, после того, как солнце поднялось на высоту копья, когда кончается нежелательное время, и этот намаз называется «ишракъ-намаз», и это начало времени салят ад-духа».

Вопрос: какое время подходит для совершения салят аль-ишракъ и салят ад-духа?

Ответ: намаз аль-ишракъ – это намаз ад-духа, совершенный в начале его времени, и это не два разных намаза. Он был назван «аль-ишракъ», т.к. делается почти сразу после восхода («шурукъа») солнца.
Шейх Ибн Баз сказал: «Салят аль-ишракъ – это салят ад-духа в начале его времени» («Маджмуъ фатава аш-шейх Ибн Баз», 11\401).
Время духа-намаза начинается после восхода и поднятия солнца и заканчивается незадолго до зухр-намаза

Шейх Ибн Усеймин определил это время как время, начинающееся от восхода солнца (через четверть часа) и до того, как наступает зухр-намаз, за 10 минут («аш-Шарх аль-Мумтиъ», 4\122).
Все это время – время духа-намаза.
Лучше всего молиться духа-намаз после усиления жара солнца, согласно словам пророка صلى الله عليه وسلم:
صلاة الأوابين حين ترمض الفصال
«Намаз кающихся – когда фисаль (детеныши верблюдов) нагреваются (от солнца)» (Муслим, 748).
И «фисаль» – это детеныши верблюдов, а «нагреваются» – значит, что усиливается палящий зной (Ибн Баз, «Маджмуъ фатава», 11\395).
Ученые определили, что это время наступает по прошествии четверти светового дня, т.е. на половине времени между восходом солнца и намазом «зухр» (см. «аль-Маджмуъ» ан-Навави, 4\36, «аль-Мавсуъа аль-фикъхия, 27\224).

Шейх Ибн Усеймин رحمه الله выбрал мнение, что духа-намаз не восполняется, если его время вышло. Его спросили, можно ли восполнить духа-намаз или нет?

Он ответил: «Если время «духа» вышло, то и намаз вышел, потому что сунна духа-намаза связана со временем. Но если были пропущены раватибы, следующие за фард-намазами, то их можно возместить, и так же витр, как достоверно известно в сунне, что когда пророка صلى الله عليه وسلم одолевал сон или болезнь ночью, он совершал днем 12 ракъатов. И витр также восполняется» («Маджмуъ фатава аш-шейх Ибн Усеймин», 14\305).

 

Источник: http://www.islam-qa.com/ar/


________________________________________________________

[1] Сустав: سلامي – ед.число, السلاميات – мн.число, что в переводе означает составные части пальцев (их суставы), затем это слово стало употребляться также при упоминание других частей тела, его частей (см.: «Шарх сахих Муслим» имама ан-Науауи).

[2] Хадис достоверный. Приводит его имам Муслим (720). См. так же «Джами’а аль-усуль» (9/436).

[3] Хадис хороший (хасан). Приводит его так же имам Ахмад в «аль-Муснад» (6/440, 451), также ат-Тирмизи (475), хорошую степень которого подтвердили шейх Ахмад Шакир, аль-Альбани и др.

[4] Хадис хороший (хасан). Приводит его Ибн Хъузейма (2/228), аль-Хаким в «аль-Мустадрак» (1/314), также ат-Табарани в «аль-Аусат» (2/279), без добавки: «Это молитва – молитва кающихся». Хорошую степень этого хадиса подтвердил аль-Хаким, а так же шейх аль-Альбани в сборнике «ас-Сахиха» (1994).

[5] См.: «Маджму’у аль-фатауа» (22/284).

[6] На это явно указывают вышеприведённые хадисы. См.: «Нэйлю аль-Аутар» (3/77).
Что касается Шейхуль-Ислама ибн Тэймии, рахимаху Ллах, то после того, как он подтвердил единогласное мнение учёных о том, что эта молитва имеет статус дополнительной, сказал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал её постоянно. Затем он также указал на желательность совершения её, сказав: «Остаётся добавить (спросить): Является ли желательным сохранять постоянство при совершении этой молитвы или же лучше оставить постоянство, следуя в этом Пророку (мир ему и благословение Аллаха) ? В этом вопросе есть разногласие. Более подходящим ответом будет: Если человек сохраняет постоянство в ночных молитвах, то этого ему будет достаточно, и не нужно беспокоится о сохранении постоянства в молитве «ад-духа». И это было обычаем Пророка (мир ему и благословение Аллаха) , который если просыпал ночную молитву (тахаджуд), то совершал вместо неё молитву «ад-духа» (заменял ею)». См.: «Маджму’у аль-фатауа» (22/284).
Я скажу: Однако явный контекст сообщений (хадисов) указывает на желательность постоянства в совершении этой молитвы, без конкретики (т.е. абсолютно). И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  иногда оставлял совершение какого-то дела, желая совершать его, однако боясь, что Всевышний сделает его обязательным для общины. Это есть причина оставления им постоянства в этой молитве. ﷺОднако шариатские тексты (призыв к постоянству в этой молитве) остаётся на своей основе. Как на это указала ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах. См.: «Джами’ аль-Усуль» (6/108 – 109).

[7] Начинается с восходом солнца на уровень копья и заканчивается за 15-20 мин. до наступления молитвы аз-зухр.

[8] Сказал ат-Тыйбий: «Это молитва называется молитвой сияния (или молитвой восхода солнца) «аль-Ишракъ», совершается она в самом начале времени «ад-духа»». См.: «Тухфату аль-Ахуази» (1/405).

[9]  Хадис хороший (хасан), за счёт подтверждающих его других версий. Его привёл ат-Тирмизи сказав: «Хасан гъариб». Хорошую степень его подтвердили аль-Мубаракфури, Ахмад Шакир и аль-Альбани. Я скажу (говорит шейх М.Базмуль) также, что из подтверждающий хорошую его степень, хадис, который следует далее.

[10] Хадис хороший (хасан). Его приводит ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Кябир» (8/174,181,209). Хорошую степень хпадиса подтвердили аль-Мунзири, аль-Хайсами и шейх аль-Альбани в «Сахих ат-таргъиб уа ат-тархиб» (1/189).

[11] Имам ан-Науауи в «Шарх сахих Муслим» (6/30) писал: الرمضاء – песок, температура которого сильно нагрелась под солнцем. Т.е., когда ты видишь как страдают от жары маленькие верблюжата. الفصيل – верблюжата раннего возраста». См.: «Нэйлю аль-аутар» (2/81).

[12] Хадис достоверный. Его приводит имам Муслим (748).

[13] Хадис достоверный, достоверность его подтверждается другими хадисами. Его приводит ат-Тирмизи (273). Достоверность этого хадиса также подтвердил шейх аль-Альбани в «Мухтасар шамаиль аль-Мухаммадия», стр. 157, и в «аль-Ируа» (1/497).

[14] В этом хадисе содержится опровержение тем, кто ошибочно полагает, что эта молитва была молитвой открытия Мекки, а не молитвой «ад-духа». См.: «Заад аль-ма’ад» (3/410), также «’Ауну аль-Ма’буд» (1/497).

[15] Хадис достоверный. Приводят его имам аль-Бухари (1176) и Муслим (336).

[16] Хадис приводит аль-Хайсами в «Маджма’ аз-зауаид» (2/237), также ат-Табарани в «аль-Кябир». В иснаде этого сообщения есть передатчик, в отношении надёжности которого среди учёных было разногласие. Однако хорошую степень этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахих ат-таргъиб уа ат-тархиб» (1/279).

[17] Хадис достоверный. Его приводит имам Муслим (719).

[18] Имеются в виду здесь молитвы дополнительные.

[19] Хадис приводит ан-Насаи (3/227), Ибн Маджа (1322). Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

« Источник »«

(759)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Закрыть