Что делать если проспал или забыл совершить молитву аль-Уитр?
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
В отношении того, кто проспал молитву аль-уитр, однако имел намерение совершить её, приводятся слова Абу Дарды, да будет доволен им Аллах: «Тому, кто лёг на постель (спать), вместе с намерением встать для совершения ночной молитвы, однако сон одолел его (глаза были тяжелы), и он проспал до утра, запишется то, что он намеревался сделать. А сон его был милостыней ему от его Господа, Велик Он и Всемогущ». Хадис приводят ан-Насаи и Ибн Маджа[1].
Это сообщение, даже если передаётся в форме «маукуф»[2], однако положение его «марфу’»[3].
Узаконенным является для мусульманина, если он проспал молитву аль-уитр или же пропустил её из-за головной боли и т.п., совершить (восполнить) её днём. Что касается количества рака’атов восполняемой молитвы, то (мусульманин) тут может выбрать из двух вариантов:
Первый: Совершить молитву аль-уитр точно так, как он её совершает (обычно)[4].
Это взято со слов пророка (мир ему и благословение Аллаха) из хадиса Абу Са’ида аль-Хъудрий, который сообщил, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто проспал молитву аль-уитр или забыл совершить её, то пусть совершит её когда вспомнит»[5].
Второй: Совершить днём[6] двенадцать рака’атов.
Это то, что передала ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, из действий Посланника (мир ему и благословение Аллаха) сказав: «Он (Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)), если одолевал его сон или же головная боль препятствовала совершению ночной молитвы, совершал её днём в двенадцать рака’атов». Хадис приводит имам Муслим[7].
____________________________________________
[1] Иснад хадиса достоверный. Приводят его ан-Насаи (891, 892), Ибн ас-Сунний в книге «’Амаль аль-йаум уа аль-лейля» (стр. 357, хадис 766), с прерванным иснадом, как на это указал аль-Миззий в «Тахзийб аль-Камаль» (1/57). Однако ан-Насаи привёл его с другим иснадом под номером (892), а этот иснад является достоверным. И Аллах лучше знает. Также достоверность этого хадиса подтвердил исследователь книги «’амаль аль-йаум уа аль-лейля» ан-Насаи, и исследователь книги «’Амаль аль-йаум уа аль-лейля» Ибн ас-Сунний. Аллах лучше знает.
[2] Когда сообщение останавливается на сподвижнике.
[3] То есть, возносится до посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) т.к. сообщить об этом сподвижник мог только имея знания от пророка (мир ему и благословение Аллаха).
[4] То есть, если он совершает её обычно в три рака’ата, то восполнить её может также в три рака’ата. Если пять, то пять и т.д.
[5] Хадис достоверный. Приводят его Абу Дауд (466), Ибн Маджа (1188). Достоверность хадиса подтвердил большой учёный Ахмад Шакир в своём исследовании сборника («Сунан») ат-Тирмизий. Также достоверность его подтвердил исследователь книги «Джами’ аль-Усуль» (6/60), и шейх аль-Альбани в «Сахих сунан аби Дауд».
[6] Имеется в виду во время ад-Духа, которое начинается после восхода солнца на высоты копья и заканчивается примерно за 20-30 минут до зенита.
[7] Хадис достоверный. Приводит его имам Муслим (746).
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
(509)