Разрешается ли оставлять пост тому, кто до отправления в путь намеревался поститься, а потом отправился в путь днём ?
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
В подобном случае, то есть если человек намерился поститься или начал поститься, а днём отправился в путь, разрешается оставить пост. Мухаммад ибн Ка‘б сказал: «Я пришёл к Анасу ибн Малику в рамадан, а он как раз собирался отправиться в путь. Его верблюдица стояла осёдланная, а сам он надел дорожную одежду. Он велел принести себе еду и поел. Я спросил его: “Сунна?” Он ответил: “Сунна”, после чего сел верхом и отправился в путь»[1].
‘Убайд ибн Джабр сказал: «Я плыл в рамадан вместе с Абу Басрой аль-Гифари, сподвижником Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на корабле из Фустата. Корабль отчалил от берега. Дома ещё не скрылись из виду, а он уже велел принести обед и сказал мне: “Пододвинься”. Я сказал: “Но разве ты не видишь дома?” Он сказал: “Неужели ты не желаешь следовать сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?”»[2].
Абу ‘Иса ат-Тирмизи, да помилует его Аллах, прокомментировал хадис Мухаммада ибн Ка‘ба следующим образом: «Некоторые учёные приняли за основу этот хадис и сказали, что путник может прервать пост, ещё находясь в своём доме, до того, как отправиться в путь, однако он не имеет права сокращать молитву до тех пор, пока не окажется за городской стеной или за пределами селения. Это мнение Исхака ибн Ибрахима (аль-Ханзали)».
Аш-Шаукани, да помилует его Аллах, сказал: «Оба хадиса укаывают на то, что путник имеет право прервать пост до того, как выйдет за пределы того места, из которого он отправляется в путь»[3].
Шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах, сказал в своей ценной книге «Тасхих хадис ифтар ас-саим кабля сафарихи бада аль- фаджр»[4] (стр. 28) после первого хадиса: «Есть аяты и хадисы, подтверждающие его. В Коране это Слова Всевышнего: ”А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время”. Слова распространяются и на того кто вот-вот отправится в путь или только трогается с места. Имам аль-Куртуби в своём тафсире “Аль-джами ли-ахкам аль- Куран” сказал, что аят предполагает именно это».
Далее он, да помилует его Аллах, привёл хадисы, подтверждающие и подкрепляющие этот хадис. Среди них:
1. Аль-Ляджлядж сказали[5]: «Мы путешествовали вместе с Ибн Умаром на расстояние трёх миль, и он разрешал сокращать молитву и оставлять пост».[6]
2. Анас ибн Малик передаёт: «Абу Муса сказал мне: “Мне сообщили, что ты отправляешься в путь, постясь, и возвращаешься, постясь? Отправляйся же в путь, оставив пост, и возвращайся, оста вив пост!”»[7].
3. Нафи передаёт, что однажды Ибн ‘Умар отправился в путь в Рамадан и прервал пост[8].
4. Ибн ‘Аббас сказал: «Если он хочет, может поститься, а если не хочет, может оставить пост»[9].
5. Мугира передаёт, что Абу Майсара6[10] отправился в путь в рамадан. Проходя мимо Евфрата, будучи постящимся, он зачерпнул пригоршню воды и выпил, прервав свой пост.[11]
6 и 7. Са‘ид ибн аль-Мусаййаб и аль-Хасан аль-Басри сказали: «Он может оставить пост, если желает»[12].
А в версии аль-Хасана аль-Басри говорится: «Он может оставить пост, если желает, находясь в своём доме, в тот день, в который он собирается отправиться в путь»[13].
Он также сказал (т. е. аль-Альбани, стр. 34): «Поскольку выясняется, что хадис в форме утверждения достоверен, то он является веским доводом в пользу мнения, которое избрал имам Исхак ибн Рахавейхи, как передаёт от него ат-Тирмизи. Шейх передал его от него в книге «Аль-масаиль» Исхака ибн Мансура аль-Маррузи (рукопись 29/1–2). Ниже приводится текст: “Я спросил имама Ахмада: ‹Если человек отправился в путь. Когда ему прерывать пост?› Он ответил: ‹Когда отойдёт от домов›. Исхак ибн Рахавейхи сказал: ‹Нет, как только он вставит ногу в стремя — с этого времени он мо- жет прервать пост, как поступал Анас ибн Малик, это Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,а сокращать молитву он начинает, когда отойдёт от домов›”».
[1] Ат-Тирмизи. См. «Сахих сунан ат-Тирмизи», № 641.
[2] Ахмад и Абу Дауд. См. «Сахих сунан Аби Дауд», № 2109 и «Аль-ирва», № 928.
[3] «Найль аль-Аутар», т. 4, стр. 311. И «Фикх ас-Сунна», т. 1, стр. 444.
[4] Букв. Перевод «достоверность хадиса что, путник может прервать пост, еще не отправляясь в путь»
[5] так в оригинале, возможно, имелось в виду «Аль-Ляджлядж и другие»
[6] Этот хадис приводит Ибн Абу Шейба в «Аль-мусаннафе» (2/151/2) с хорошим (хасан) иснадом или близким к нему.
[7] Этот хадис приводит ад-Даракутни (стр. 241) и аль-Байхакы (т. 3, стр. 247), с безупречным иснадом. Отвечающим условиям авторов шести главных сборников хадисов.
[8] Этот хадис приводит Ибн Абу Шейба с иснадом, состоящим из надёжных передатчиков.
[9] Этот хадис приводит Ибн Абу Шейбы в «Главе о том, что сказано о человеке, которого рамадан застал постящимся, а потом он отправился в путь» (2/151/1). У этого хадиса безупречный иснад.
[10] Его звали ‘Амр ибн Шурахбиль аль-Хамдани. Ибн Хаджар сказал: «Надёжный передатчик много поклонялся Аллаху. Из числа жителей Хадрамаута. Умер в 63 году от хиджры.
[11] Этот хадис приводит Ибн Абу Шейба (2/151/1) после сообщения, которое перед ним, с безупречным (сахих) иснадом. Он приводит его ещё раз (2/151/2). Аль- Байхакы также приводит его (т. 4, стр. 247), с другим иснадом в сокращённом виде. Эта версия также достоверна.
[12] Этот хадис приводит Ибн Абу Шейба после сообщения, которое перед ним, с безупречным (сахих) иснадом.
[13] Аль-Куртуби приводит эту версию в своём «тафсире» (т. 2, стр. 279).
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws
(601)