Кому разрешается не поститься и искупать пропущенный пост кормлением бедняков ?
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Дряхлому старику и старухе, хронически больному, а также человеку, выполняющему очень тяжёлую работу и не имеющему иного источника пропитания, кроме этой работы.
Всем этим людям разрешается оставлять пост, если он изнуряет их и создаёт им большие трудности, в любой сезон года[1].
А «Ар-рауда ан-надиййа» (т. 1, стр. 552) говорится: «В другой версии хадиса от Салямы ибн аль-Аква говорится: “При жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в рамадан кто хотел, тот постился, а кто хотел, не соблюдал пост и в качестве искупления кормил бедняков, пока не был ниспослан этот аят: ‹И кто из вас застал месяц, пусть постится›”[2]»[3].
Старый человек, который не может поститься и не способен восполнить пропущенные дни поста впоследствии, в качестве искупления должен кормить бедняков по одному за каждый пропущенный день. Это подтверждает хадис Салямы ибн аль-Аква‘, который упомянут в обоих “Сахихах”: “Когда был ниспослан аят:‹А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка›, кто хотел, оставлял пост и искупал его кормлением бедняка, и так продолжалось до ниспослания следующего аята, который отменил его”[4].
Ахмад и Абу Дауд приводят этот хадис от Му‘аза в следующей версии: “А потом Аллах ниспослал: ‹И кто из вас застал месяц, пусть постится›”.
Всевышний Аллах обязал здорового человека, который не находится в пути, и разрешил больному и путнику, и предписал старому человеку который не может поститься, кормить бедняков в качестве искупления».
‘Ата передаёт, что Ибн ‘Аббас сказал об аяте: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка»: «Он не отменён. Это предписание относится к дряхлому старику и старухе, которые не могут поститься. Они должны кормить бедняка за каждый пропущенный день»[5].
Шейх аль-Альбани сказал: «Этот хадис передал ан-Насаи (т. 4, стр. 318–319) путём: Варка от ‘Амра ибн Динара: “Которые способны поститься с трудом”, то есть те, которым поститься очень трудно, “следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело”, то есть накормит ещё одного бедняка. Этот аят не отменён “то тем лучше для него. Но вам лучше поститься”. Это разрешено только тому, кто не способен поститься или больному, который не надеется на исцеление. У этого хадиса безупречный (сахих) иснад»[6]
Шейхуль-ислам Ибн Таймийя сказал“: «Его спросили о человеке, который каждый раз, собираясь поститься, теряет сознание. И ему становится всё хуже и он не выходит из этого состояния по несколько дней, так что о нём говорят даже, что он умалишённый, однако тому нет доказательств. Он ответил: “Хвала Аллаху… Если пост становится причиной такой болезни, то этот человек должен оставлять пост и восполнять его позже. Если же он впадает в это со-стояние каждый раз, как начинает поститься, следует считать, что он не способен поститься. Он должен кормить одного бедняка за каждый пропущенный день поста. А Аллах знает обо всём лучше»[7].
Если беременная и кормящая женщины не могут поститься или боятся за себя или своих детей, они кормят бедняков в искупление, и они не обязаны восполнять пропущенные дни.
Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Если беременная боится за себя, и если кормящая боится за своего ребёнка в рамадан, то они оставляют пост, кормят за каждый пропущенный день бедняка и не восполняют пропущенные дни»[8].
Аль-Альбани сказал: «В версии ат-Табари с упомянутым иснадом от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, говорится, что, увидев свою беременную или кормящую рабыню, он сказал ей: “Ты подобна тем, кто не способен поститься, и ты должна кормить бедняка за каждый пропущенный день и не обязана восполнять пост”.
В другой версии (2761) от Са‘ида говорится: “Это в случае, если она боится за себя”. Ад-Даракутни приводит его (250) путём Рауха от Са‘ида в следующем виде: “Ты из тех, кто не способен поститься и ты должна искупать пост и не обязана восполнять его”. Ад-Даракутни сказал, что этого хадиса безупречный (сахих) иснад.
Он также приводит это сообщение путём Аййуба от Са‘ида ибн Джубайра от Ибн Аббаса и Ибн ‘Умара: “Беременная и кормящая оставляют пост и не восполняют его”. Он сказал, что этого хадиса безупречный (сахих) иснад.
И его передаёт Ибн Джарир (2760) путём ‘Али ибн Сабита от Нафи от Ибн ‘Умара — он сказал то же самое, что и Ибн ‘Аббас, о беременной и кормящей. У этого хадиса безупречный (сахих) иснад, однако сама фраза не приводится.
Ад-Даракутни передаёт его путём Аййуба от Нафи от Ибн ‘Умара: “Его беременная жена спросила его об этом, и он сказал: ‹Оставь пост, корми за каждый день бедняка и не восполняй пост›”. У этого хадиса хороший (хасан) иснад. Это сообщение передаётся и путём Убайдуллаха от Нафи в следующем виде: “Дочь Ибн ‘Умара была замужем за одним курайшитом. Она была беременна, и в рамадан её стала мучить сильная жажда. Ибн ‘Умар велел ей оставить пост и кормить бедняка за каждый день”. У этого хадиса безупречный (сахих) иснад.
Ад-Даракутни также приводит сообщение, которое он назвал достоверным, от Мансура от Муджахида от Ибн ‘Аббаса о том, что он прочитал аят: “А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка”[9] и сказал: “Это предписание относится к дряхлому старику, который не способен поститься. Он оставляет пост и кормит за каждый день бедняка, отдавая ему половину са‘ пшеницы”.
Он также приводит это сообщение (249) путём Икримы от Ибн Аббаса: “Если дряхлый старик не способен поститься, он отдаёт за каждый день по мудду съестного”. Он сказал, что этого сообщения безупречный (сахих) иснад.
Анас ибн Малик, ибн ‘Абдуллах ибн Ка‘б1, передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах снял половину молитвы с путника и пост с путешественника, беременной и кормящей»[10]
Из книги “Узнай все о посте”
[1] Взято из «Фикх ас-Сунна», т. 1, стр. 439.
[2] Сура 2 «Корова», аят 184.
[3] Муслим, № 1145.
[4] Аль-Бухари, № 4507; Муслим, № 1145.
[5] Аль-Бухари, № 4505.
[6] «Ирва аль-галиль», т. 4, стр. 17.
[7] «Маджму аль-фатава», т. 25, стр. 215.
[8] Ат-Табари. Аль-Альбани, да помилует его Аллах, сказал в «Аль-ирва», т. 4, стр. 19, что иснад этого хадиса безупречен и отвечает требованиям Муслима.
[9] Сура 2 «Корова» аят 184.
[10] Это другой сподвижник, не тот Анас ибн Малик аль-Хазраджи аль-Ансани, который жил и служил у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) 10 лет.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws
(1024)