Главная Статьи Пост в месяц Рамадан Что же лучше для больного и путника — поститься или оставить пост ?
Что же лучше для больного и путника — поститься или оставить пост ?

Что же лучше для больного и путника — поститься или оставить пост ?

513
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Если путнику или больному не трудно поститься, то ему разрешается поститься. Если же им трудно поститься, то им следует оставить пост.

Анас сказал: «Однажды мы находились в пути вместе с пророком да благословит его Аллах и приветствует, и среди нас были как постившиеся, так и люди, не соблюдавшие пост. В один жаркий день мы остановились на отдых в каком-то месте, и самая большая тень была в распоряжении тех, кто прикрывался своей одеждой, а некоторые защищались от солнца руками. Постившиеся упали без сил, те же, кто не соблюдал пост, стали разбивать палатки и поить верблюдов, и тогда Посланник Аллаха r сказал: “Сегодня награду получат те, кто не постился”»[1].

Каза‘а сказал Однажды я пришёл к Абу Са‘иду аль-Худри, у которого собралось много людей. Когда эти люди покинули его, я сказал: “Поистине, я не стану спрашивать тебя о том, о чём тебя спрашивали они”. И я задал ему вопрос о соблюдении поста в пути. Он сказал: “Однажды мы вместе с Посланником Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, отправились в Мекку, соблюдая пост. Когда мы остановились на отдых в каком-то месте, и Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует,сказал: Теперь вы близки к врагу, и отказ от поста сделает вас сильнее›. Получив его разрешение, некоторые из нас продолжали поститься, а другие прервали пост.

Потом мы остановились в другом месте, и Посланник Аллаха ,а благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, утром вы встретите врага, и отказ от поста сделает вас сильнее, так прекращайте же поститься!” Он говорил решительно[2], и все мы прервали пост, а после этого[3] снова постились, находясь в пути вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует[4]».

Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, передаёт, что в год победы[5] Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,отправился в Мекку в рамадане и постился, пока не достиг Кура‘ аль-Гамим[6], и люди постились вместе с ним. Потом он велел принести сосуд с водой, поднял его, чтобы люди посмотрели на него, и выпил воду.

После этого ему сказали: «Некоторые люди продолжают поститься». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,сказал: «Они — ослушники, они — ослушники! [7]»[8].

Ибн Хузайма, да помилует его Аллах, сказал, что в сообщении Абу Са‘ида . говорится, что Пророк, , да благословит его Аллах и приветствует, приблизился к реке из дождевой воды. В этом хадисе Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,сказал: «Поистине я не подобен вам, ибо я еду верхом, а вы идёте пешком, и мне легче»[9].

Ибн Хузайма, да помилует его Аллах, сказал: «Из хадиса можно понять, что Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, изначально постился и велел своим сподвижникам оставить пост, потому что ему было нетрудно поститься, поскольку он ехал верхом. У него было верховое животное и ему не приходилось идти. А они шли пешком, и им было трудно поститься.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назвал их ослушникам, потому что они продолжили поститься даже после того, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,велел им прервать пост, и после того, как они поняли, что поститься им будет очень трудно, поскольку у них не было верховых животных и им приходилось идти пешком.

Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, передаёт, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,прошёл мимо человека, который извивался от голода. Он спросил, что с ним, и ему ответили: “Он постится, о Пророк Аллаха!” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует , позвал его и велел ему прервать пост и сказал: “Разве не достаточно тебе того, что ты на пути Алла-ха и вместе с Посланником Аллаха, чтобы ещё и поститься?!”»[10].

Аль-Альбани сказал: Этот хадис ясно указывает на то, что соблюдать пост в пути не разрешается, если он причиняет вред постящемуся, и именно в этом контексте следует понимать слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Не является благочестием пост в пути!”, а также его слова: “Они — ослушники!” А в остальных случаях человек может выбирать, то есть, если хочет, он может поститься, а если не желает, то может оставить пост. На это указывают хадисы данной главы. Между ними нет противоречий, и хвала Аллаху».

Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды в пути Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,увидел какого-то человека, вокруг которого собрались люди, закрывавшие его от солнца, и спросил: “Что с ним?” Ему сказали: “Этот человек постится”, и тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,сказал: “Не является благочестием пост в пути”»[11].

Имам Ибн Хузайма, да помилует его Аллах, сказал: «То есть не является благочестием поститься в пути до обморока или до такой степени, чтобы приходилось прятаться в тени или другим приходилось поливать его водой. Всевышний Аллах разрешил путнику осавлять пост и велел ему восполнять пост в другие дни. Он сообщил в ясных аятах ниспосланной Им Книги, что Он желает людям облегчения и не желает им затруднения в этом и тому, кто не желает принимать облегчение Аллаха, мы можем сказать: “Если ты предпочёл трудное и совершать его для тебя очень тяжело, это не благочестие”.

Слова “Не является благочестием пост в пути” также могут означать: благочестие это не только пост в пути. Принять разрешение Аллаха и оставить пост в пути — тоже благочестие[12]».

Он, да помилует его Аллах, также сказал (стр. 260): «Глава о желательности поста в пути для тех, кто достаточно силён для этого и желательности оставления поста для тех, кто слишком слаб, чтобы соблюдать его». И он привёл упомянутый выше хадис Абу Са‘ида аль-Худри: «И тот, кто не постился, не упрекал постящегося, а тот, кто постился, не упрекал того кто не соблюдал пост».

Аль-Альбани, да помилует его Аллах, сказал: «Да, в качестве доказательств того что в подобных случаях лучше отказаться от поста чем поститься, можно использовать хадисы, которые гласят: Поистине, Аллах любит, когда пользуются его разрешениями, так же как не любит Он, когда Его ослушиваются” в другой версии говорится: “…так же, как любит Он, когда выбирают Его основное предписание (азима)[13]”. Этот вывод неизбежен, однако следует поставить условие о том, что это относится только к тому, кому последующее восполнение поста не создаёт трудностей, п-тому что если человеку легко соблюдать пост вовремя, а восполнять трудно тогда следуя разрешению, он добивается эффекта, прямо противоположного ожидаемому от разрешения. Это подвод задуматься…»[14].

В «Маджму аль-фатава» говорится: «Его спросили о путнике, который в рамадане не страдает от голода, жажды и усталости: что лучше для него, поститься или оставлять пост?

Он ответил: “Путнику следует оставлять пост, мусульмане единодушны в этом. Даже если никаких трудностей он не испытывает, ему лучше оставлять пост. Если же он будет поститься, то большинство учёных считают, что это разрешено, хотя некоторые учёные считают, что его пост не будет действительным”»[15]

Таким образом, первое мнение весомее, а Аллах знает обо всём лу

Из книги «Узнай все о посте»

 


[1] Аль-Бухари, № 890; Муслим, № 1119. Имеется в виду, что эти люди получат награду за то, что они работали за себя и за других, но это не значит, что награда постившихся уменьшилась.

[2] Имеется в виду, что Посланник Аллаха  отдал веление, выполнение которого было для сподвижников, да будет доволен ими Аллах, обязательным

[3] То есть когда опасность миновала.

[4] Муслим, № 120.

[5] То есть в 630 г., когда мусульмане покорили Мекку.

[6] Кура‘ аль-Гамим — долина, которая находится перед ‘Усфаном на пути из Ме- дины в Мекку.

[7] Это касалось тех людей, которые продолжали соблюдать добровольный для путника пост через силу.

[8] Муслим, № 1114.

[9] Ахмад и Ибн Хузайма в своём «Сахихе», № 2022. Аль-Альбани сказал, что этот хадис достоверен и отвечает условиям Муслима. Ибн Хиббан также назвал его достоверным.

[10] Ахмад. Иснад этого хадиса отвечает условиям Муслима. Аль-Альбани сказал: «Этот хадис передаётся другими путями от Джабира в обоих “Сахихах” и других сборниках. Эти пути упомянуты в “Аль-ирва” (925).

[11]  «Ас-сахиха», Т. 6, стр. 186.

[12] «Сахих Ибн Хузайма», т. 3, стр. 255.

[13] Ахмад и другие. Аль-Альбани назвал его достоверным в «Аль-ирва», № 564.

[14] «Ас-сахиха», т. 1, стр. 377.

[15] Том. 25, стр. 213.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws

(513)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Закрыть