Фетвы для Мусульманской женщины, касающиеся месяца Рамадан
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
«В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение». (аль-Бакара 185)
Дорогие сестры! Как нам всем известно, не так уж много времени осталось до наступления священного для всех мусульман месяца Рамадан. Это тот месяц, в котором Аллах (Свят Он и Велик) закрывает двери Ада и открывает двери Рая. Тот месяц, в котором Его рабы должны увеличить своё поклонение Ему (Свят Он и Велик), стремясь попасть под Его милость. Но поклонение должно соответствовать Его Книге и сунне пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В жизни часто приходилось встречать некоторых сестёр, которые, по незнанию, противоречили некоторым установкам шариата. И поэтому, пользуясь случаем, хотелось бы передать маленький, но актуальный сборник фетв своим дорогим сёстрам, желая, прежде всего, довольства Аллаха и пользу своим сёстрам.
Источники данных фетв:
- «Фетвы мусульманской женщины» Собрал и подготовил: Хашим Дарвиш. Издательство: Дар ибн аль-Хайсам/ Каир/ ТФ:4210986
- «Свыше 1500 ответов женщине» Собрал и подготовил: Ахмад ибн Шаабан ибн Ахмад. Издательство: Мактабат ас-Сафа/ Каир/ ТФ: 5147320
1-Вопрос: Когда возлагается на девушку пост?
Ответ: Пост на девушку возлагается тогда, когда она достигает зрелости, а зрелость достигается при исполнении пятнадцати лет, или при появлении шершавых волос на лобке, или при выходе спермы известной, или с наступлением менструации (хайд), или беременности. Когда случается одно из перечисленных обстоятельств, то пост ей становится обязательным, даже если она является девочкой в возрасте десяти лет. И у большинства девочек менструация начинается в возрасте десяти или одиннадцати лет, но ее родители проявляют послабление и думают, что она еще мала, и не обязывают ее поститься, а это является ошибкой. Поистине, если у девушки началась менструация, то она достигла степени женщины, и пост для нее становится предписанным по достижению зрелости.
Шейх Абдулла ибн Жибрийн
2-Вопрос: Если женщина очистилась от менструации (хайда) сразу после наступления утреннего намаза (фаджра), должна ли она держать пост этого дня, и зачисляется ли ей этот день? Или же она должна возмещать пост этого дня?
Ответ: Если женщина очистилась сразу после наступления утреннего намаза, по этому поводу учёные имеют два мнения:
1) женщина должна держать пост в оставшийся день, однако, он не зачисляется ей, а наоборот, она должна возмещать его, и это является более распространённым по мазхабу (религиозное учение) имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах).
2) женщина не должна поститься остаток того дня, потому что это тот день, в котором ей нельзя поститься из-за того, что в начале дня она была в менструальном состоянии и посему не является из числа тех, кто обязан поститься. А если он является недействительным, то от его держания не будет пользы, и этот промежуток времени не является грешным (харамом) по отношению к ней, потому что она была подчинена врождённому качеству в начале дня. Более того, грешно (харам) ей поститься в начале (такого) дня. А законный пост (соответствующий шариату) это: воздержание от всех вещей, нарушающих пост, от наступления рассвета (т.е. времени утреннего намаза) до заката солнца (т.е. наступления времени вечернего намаза). И это мнение, как мы видим, предпочтительнее того, которое обязывает пост. Но оба высказывания обязывают женщину возмещать пост того дня.
Шейх Мухаммад ибн Солих аль-Усаймин (да смилуется над ним Аллах)
3-Вопрос: Женщина постилась, а при закате солнца до призыва на вечерний намаз за короткое время у неё началась менструация (хайд), нарушает ли это ее пост?
Ответ: Если менструация у нее началась до заката солнца, то ее пост нарушается, и она обязана возмещать его. А если менструация началась после заката, то ее пост считается действительным, и ей не надо его возмещать.
Постоянный комитет по фетвам
4-Вопрос: Если женщина почувствует начало менструального цикла (хайд), но кровь не выйдет до заката солнца, или почувствует боль менструального цикла, действителен ли ее пост в тот день или она обязана возмещать его?
Ответ: Если женщина почувствует переход в менструальный цикл (приближение менструации) будучи постящейся, но кровь не вышла, кроме как после заката солнца, или почувствует боль менструации, однако, кровь не вышла, кроме как после заката солнца, то поистине, ее пост того дня действителен. И она не должна возмещать его, если он (пост) являлся обязательным, и вознаграждение за него этим не аннулируется, если он (пост) являлся дополнительным.
Шейх ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах)
5-Вопрос: Может ли женщина, имеющая менструацию (хайд) и роженица, имеющая послеродовое кровотечение (нифас), есть и пить в день Рамадана?
Ответ: Да, они могут, есть и пить в день Рамадана, однако, достойнее делать это скрытно, если у нее дома есть мальчик, потому что это может вызвать у него неясность.
Шейх ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах)
6-Вопрос: Если женщина, имеющая менструацию (хайд) или роженица, имеющая послеродовое кровотечение (нифас), очистилась до наступления утреннего намаза (фаджра), а искупалась только после (фаджра) наступления утреннего намаза, действителен ли ее пост?
Ответ: Да, действителен пост женщины, имеющей менструацию, если она очистилась (от менструации) и не искупалась, кроме как с наступлением зари (утреннего намаза). И таким же образом, женщина, имевшая послеродовое кровотечение, потому что она тогда является из числа постящихся, и она похожа на того, на ком осквернение (джанаба), когда тот вступает во время утреннего намаза, будучи в осквернении (джанабе), и поэтому, его пост считается действительным согласно слову Всевышнего: «Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной…» (аль-Бакара 187).
Так, если Аллах (Велик Он) разрешил половую близость до различия рассвета, то из этого становится ясным, что купание бывает только после наступления утреннего намаза, согласно хадису от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) вступал в утро оскверненным (джунубан) от половой близости со своей женой, будучи постящимся, т.е., что пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) купался от осквернения только после наступления утреннего намаза.
Шейх ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах)
7-Вопрос: Считается ли действительным мой пост, если я проснулась ото сна после утреннего намаза (фаджра) будучи осквернённой (от половой близости с мужем) (джунуб)?
Ответ: Да, действителен твой пост и доказательство тому, во-первых, из книги Аллаха: «Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от чёрной, а затем поститесь до ночи.» (аль-Бакара 187).
В смысле, имей половую близость с женой, ешь и пей, пока не отличишь белую нитку рассвета от черной, и это дозволено в ночное время до момента появления рассвета, и из этого следует, что можно вступать в утро будучи осквернённым. В двух сборниках (Бухари и Муслима) от Аиши (да будет доволен ею Аллах) приводится, что она сказала: «Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) вступал в утро оскверненным (джунубан) от половой близости, а не поллюции, (прим. переводчика: у пророков никогда не было поллюции, истинно, поллюция только от шайтана) будучи постящимся в Рамадане».
А также в сборнике Муслима, в хадисе от Аиши (да будет доволен ею Аллах) подтверждается, что один мужчина сказал: «О посланник Аллаха! Меня постигает намаз в состоянии, когда я осквернен (джунуб) и я соблюдаю пост». И пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «И меня тоже настигает намаз в состоянии, когда я осквернен, и я соблюдаю пост». Потом тот мужчина сказал: «О посланник Аллаха! Ты не подобен нам, Аллах простил тебе будущие и прошлые грехи». И пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Клянусь Аллахом! Я являюсь самым богобоязненным из вас перед Аллахом и лучше вас знаю Его».
Шейх Мухаммад ибн Абдуль-Максуд
8-Вопрос: Какой промежуток времени должна проводить роженица, не совершая молитву?
Ответ: У роженицы несколько положений:
1) прекращение крови до истечения сорока дней, и не возобновление после этого. И когда у нее кровотечение прекращается, то она должна искупаться, поститься и молиться.
2) прекращение крови до истечения сорока дней, затем возобновление до достижения сорока дней, и в таком случае, если кровотечение у нее прекратилось, то она должна искупаться, поститься и молиться. И если кровотечение возобновится, то оно является послеродовым кровотечением, во время которого она должна ждать, не поститься и не молиться. А когда очистится, должна возмещать пост, а не намаз.
3) кровотечение продолжается до достижения сорока дней. И за весь этот период она должна ждать, не поститься и не молиться. А когда кровотечение остановится, то она должна очиститься (искупаться), поститься и молиться.
4) кровотечение переходит предел сорока дней, а это бывает двух видов:
а) кровотечение совпадает с менструальным циклом. Если оно совпадёт с менструальным циклом, то она должна подождать как та, которая ждет окончания менструального цикла.
б) кровотечение не совпадает с менструальным циклом. Тогда по истечении сорока дней она должна искупаться, соблюдать пост и молитву. А если оно повторится три раза, то оно становится кровотечением менструального цикла, и она переходит к этому. И она должна возмещать пост, который она не держала в те дни, а не возмещать намаз. А если не повторится, то для него нет решения (хукма), т.е. оно является кровотечением не менструального характера (истихада).
Шейх Мухаммад ибн Ибрахим Ал аш-Шейх
Истихада – это выделение крови, наблюдаемое:
а) не в дни менструального периода;
б) до истечения пятнадцати дней после очищении;
в) по истечению большего срока, чем послеродовое очищение.
Такая кровь не является преградой для совершения молитвы, поста, и других видов поклонения. Однако, ее появление нарушает омовение.
И это то, что ученые-факихи (аль-фукаха′) называют ложными месячными (истихада), а врачи называют кровотечением неменструального характера. Ибн Асир сказал, что это – кровотечение, продолжающееся у женщины после завершения обычного для нее периода месячных. Иногда это кровотечение может продолжаться месяцами, и количество крови при этом может быть как скудным, так и обильным.
Различие между менструальным кровотечением (хайд) и кровотечением неменструального характера (истихада):
а) Менструальная кровь темно-красного цвета, близкого к черному, а кровь при истихаде ярко-красная, как при носовом кровотечении.
б) Менструальная кровь густая, и может содержать сгустки, а при истихаде кровь жидкая и течет, как кровь из раны.
в) Менструальная кровь обычно имеет неприятный запах, а при истихаде кровь имеет запах обычной крови.
9-Вопрос: Если роженица очистилась от послеродового кровотечения (нифас) и постилась до истечения сорока дней, действителен ли ее пост?
Ответ: Пост ее полноценный, потому что, если произошло очищение, даже если до истечения сорока дней, то она становится в решении (хукме) очистившихся женщин во всех отношениях.
Шейх Абдуль-рахман Са’ди
10-Вопрос: Обязана ли роженица (у которой послеродовое кровотечение) (нифас) поститься и молиться до истечения сорока дней?
Ответ: Да, когда роженица очищается от послеродового кровотечения до истечения сорока дней, то она обязана поститься, если это было в месяц Рамадан. А также, она обязана молиться, и ее мужу разрешается иметь с ней половую близость, потому что она считается чистой, не имеющей в себе то, что запрещает ей поститься, и то, что запрещает ей обязательность молитвы
11-Вопрос: Если роженица очистилась от послеродового кровотечения (нифас) в течение одной недели, затем постилась вместе с мусульманами в месяц Рамадан несколько дней, затем кровотечение у нее возобновилось, должна ли она прервать пост в этом случае. И необходимо ли ей возмещать те дни, в которые она постилась, и которые прервала?
Ответ: Если роженица очистилась от послеродового кровотечения в течение сорока дней и постилась в несколько дней, потом кровотечение опять возобновилось в течение сорока дней, то, ее пост действителен. Но в те дни, в которые у нее возобновилось кровотечение, она обязана оставить намаз и пост, потому что оно послеродовое кровотечение, которое сопровождается, пока она не очистится или не исполнятся сорок дней. А когда исполнится сорок дней, то она обязана купаться, даже если у нее кровотечение не прекратилось, потому что сорок дней — это предел послеродового кровотечения (нифас), согласно двум наиболее достоверным высказываниям ученых. И после этого она обязана совершать омовение во время каждого намаза, до тех пор, пока у нее кровотечение не остановится, как это приказал пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) той, у которой кровотечения неменструального характера (истихада). А ее муж имеет право наслаждаться ею после истечения сорока дней, даже если она не видит очищение (т.е. кровотечение не прекратилось). Потому что кровь, в данном случае, недействительная (дам фасáд), которая не препятствует ни совершению молитвы, ни соблюдению поста и не является преградой мужу наслаждаться своей женой. Однако, если кровь по истечении сорока дней совпадет с менструальным циклом, то она должна оставить намаз и пост, и должна считать ее менструальной кровью.
12-Вопрос: Нарушает ли пост закапывание лекарственной жидкости в глаза?
Ответ: У того, кто ради лечения закапал капли (лекарство) в глаза или в уши, у того пост не нарушается. Потому что это не является ни пищей, ни питьем, ни в общепринятом понимании, ни с точки зрения шариата. Капли попадают в носоглотку, не попадая в пищевод. Но если есть возможность отложить закапывание глаз или ушей до ночи, то это более безопасно.
Так же пост не нарушается у того, кого преодолела рвота, потому что Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. И шариат установлен на принципе устранения затруднительности, согласно слову Всевышнего: «…и не сделал для вас никакого затруднения в религии». (Хадж 78). Кроме этого, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если рвота наступила непроизвольно, то не следует возмещать пост, если же рвота была вызвана сознательно, то пост необходимо возместить».
Постоянный комитет
Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем Ахмад считал, что хадис имеет скрытые недостатки, однако ад-Даракутни назвал его сильным.
13-Вопрос: Нарушает ли пост использование зубной пасты?
Ответ: В использовании постящимся зубной пасты нет беды, если она не попадёт в желудок. Однако достойнее не пользоваться ею, потому что она обладает сильно проникающим действием, которое порой ведет ее в желудок, не чувствуя того. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «… тщательно промывай нос, если только ты не постишься». И поэтому, постящемуся предпочтительнее не пользоваться зубной пастой. Этот вопрос обширный и поэтому, если он отложит ее использование до разговения, то он предохранит себя от того, посредством чего боится нарушить пост.
Мухаммад ибн Солих ибн Усаймин
14-Вопрос: Нарушает ли пост сдача крови на анализ или добровольное пожертвование кровью для донорства?
Ответ: Если человек сдал малое количество крови, которое не вызывает у него слабость в теле, то это не нарушает его пост, все равно, сдал ли он ее на анализ для установления болезни или для добровольного пожертвования другому человеку, нуждающемуся в ней. А если он сдал большое количество крови, которое вызывает у него слабость в теле, то это прерывает его пост, к примеру, кровопускание (хиджама), в отношении которого в сунне установлено, что оно прерывает пост постящегося. И основываясь на этом, человеку не разрешается сдавать такое большое количество крови, будучи соблюдающим, обязательный пост в месяц Рамадан, иначе как по крайней необходимости. И только в случае крайней необходимости он может пожертвовать ею. И тогда он прерывает пост, ест и пьёт в течение этого дня, и возмещает пост (в другой день).
Мухаммад ибн Солих ибн Усаймин
15-Вопрос: Разрешается ли пользоваться сиваком в месяц Рамадан?
Ответ: Остерегаться использования сивака в дневное время Рамадана, или же в другие дни, в которые человек соблюдает пост, нет оснований, потому что пользование сиваком является сунной. И он (сивак), как приводится в достоверном хадисе, «очищает рот и угождает Господу», и разрешен шариатом во время омовения и перед намазом. А также, проснувшись ото сна, сразу при входе в дом, во время поста или в отсутствие него. Он не нарушает пост, однако, если сивак имеет какой-либо привкус и воздействие на слюну, то в таком случае нельзя проглатывать слюну. Таким же образом, если во время использования сивака из десен пошла кровь, то ее также нельзя проглатывать. Если ты будешь остерегаться этого (проглатывания такой слюны, крови), то сивак никак не влияет на пост.
Мухаммад ибн Солих ибн Усаймин
16- Вопрос: Если мужчина в день Рамадана поцеловал свою жену или же ласкал ее, портится ли его пост или нет?
Ответ: Целовать свою жену, ласкать, обнимать и наслаждаться ею без половой близости, будучи постящимся, — все это разрешается мужу. И нет беды в этом, потому что пророк (мир ему и благословение Аллаха) целовал и обнимал (своих жен) будучи постящимся. Однако, если он боится впасть в то, что Аллах запретил ему, из-за того, что он является быстро подчиняющимся своей страсти, то это ему нежелательно (макрух). А если произошло самопроизвольное семяизвержение, то он обязан продолжить пост, но возместить его (потом). И, по мнению большинства учёных, на него не возлагается искупление (каффара). А выделение мази (жидкость, выделяющаяся из половых органов при половом возбуждении) не портит пост, согласно двум наиболее достоверным высказываниям учёных, потому что основа (такого поста) – правильность, а не вред, потому что от нее (мази) остерегаться трудно.
Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Во время поста пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), нередко обнимал и целовал (своих жён, однако) он владел собой лучше любого из вас». (Сахих Бухари. Глава: Объятия постящегося 890./1927)
17- Вопрос: Мужчина имел половую близость со своей женой в день Рамадана в течение трех дней подряд, что он обязан сделать?
Ответ: Если со стороны постящегося произошла половая близость во время поста, то, поистине, он совершил великое ослушание, обязывающее его покаяться Аллаху и возместить те дни, в которые он имел половую близость. И вместе с этим, он обязан совершить великое искупление (каффара) — поститься два месяца подряд, а если не может, то накормить шестьдесят бедняков, для каждого бедняка половины сáа (т.е. 600 гр. из основной употребляемой еды, как пшеница, мука, фасоль, финики… в той стране, где проживаешь). Таким же образом, данное искупление (каффара) повторяется согласно числу дней, в которые он имел половую близость, то есть, отдельное искупление (каффара) за каждый день, в который он имел половую близость. Аллах знает лучше!
Шейх Солих аль-Фавзан
18-Вопрос: Если мужчина имел половую близость со своей женой в день Рамадана и принудил к этому жену, зная, что они не смогут ни освободить раба, ни поститься (в течение двух месяцев подряд) из-за занятости (жены) в поисках средств на жизнь, и поэтому, достаточно ли накормить (бедных)? И какова его (кормления) мера, и какого оно вида?
Ответ: Если мужчина принудил свою жену совершить половую близость, будучи постящимися, то пост женщины (в таком случае) действителен, и она не обязана выполнить искупление (каффара). А что касается мужчины, то он должен выполнить искупление (каффара) за совершение половой близости, которая случилась с его стороны. Если это было в день Рамадана, то это (искупление) — освобождение раба. А если не найдет, то он должен поститься два месяца подряд, а если не может, то должен накормить шестьдесят бедняков, согласно достоверному хадису Абу Хурейры, который приведен в двух сборниках (Бухари и Муслима). А так же он обязан возместить тот пост.
Шейх Мухаммад ибн Солих аль-Усаймин
Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришел мужчина и сказал: «О Посланник Аллаха! Я погиб!» Он спросил: «И что же погубило тебя?» Мужчина ответил: «Я вступил в половую близость со своей женой во время поста в Рамадане». Он спросил: «Можешь ли ты освободить человека из рабства?» Мужчина ответил: «Нет». Он спросил: «А можешь ли ты поститься в течение двух месяцев подряд?» Мужчина ответил: «Нет». Тогда он спросил: «А можешь ли ты накормить шестьдесят бедняков?» Он вновь ответил: «Нет». Затем он сел, а спустя некоторое время Пророку, мир ему и благословение Аллаха, принесли ‘арак (большую корзину) с финиками, и он сказал: «Возьми это и раздай в качестве милостыни». Мужчина сказал: «Должен ли я раздать это тем, кто беднее меня? Между двумя горами Медины нет семьи, которая была бы беднее моей». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, рассмеялся так, что показались его клыки. Затем он сказал: «Ступай и накорми свою семью».
Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, и текст хадиса принадлежит Муслиму.
19-Вопрос: Я пользуюсь некоторыми современными косметическими средствами, будучи постящейся. Есть ли в этом что-либо, нарушающее пост?
Ответ: Нет ничего (плохого) женщине, если она смазывала свое лицо тем, что украшает ее, или не украшает, главное то, что все эти мази и кремы, во всех своих разновидностях, будь то на лице или спине, или на любом другом участке (тела), не влияют на пост и не нарушают его.
Шейх Мухаммад ибн Солих аль-Усаймин (да смилуется над ним Аллах)
20-Вопрос: Какое постановление (хукм) шариата относительно того, чтобы пробовать еду на вкус в день Рамадана в то время, когда женщина постится?
Ответ: Постановление (хукм) шариата такого: нет нечего плохого в этом, если возникает необходимость попробовать еду на вкус, однако, женщина должна выплюнуть то, что пробовала.
Шейх ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах)
21-Вопрос: Мне пятьдесят лет. Я пропустила пятнадцать дней поста, после рождения одного из моих детей 27 лет назад. Я не смогла в тот год возместить эти дни поста. Должна ли я в настоящее время возмещать их, и есть ли на мне грех? Посоветуйте мне, да воздаст Вам Аллах добром!
Ответ: Ты должна покаяться Аллаху – Свят Он и Велик – из-за такого откладывания. И ты должна возмещать вышеупомянутые дни поста, и вместе с этим накормить бедняков за каждый пропущенный день поста половиной сáа (т.е. 600 гр. из основной употребляемой еды, как пшеница, мука, фасоль, финики…) в той стране, где проживаешь.
Шейх ибн Баз (да смилуется над ним Аллах)
22-Вопрос: Некоторых женщин настигает второй Рамадан, тогда как они не соблюдали некоторые дни из прошлого Рамадана, что они обязаны сделать?
Ответ: Они обязаны покаяться Аллаху за такой поступок, потому что нельзя тому, кто должен возмещать пост Рамадана, откладывать его до следующего Рамадана без уважительной причины, согласно словам Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Бывало так, что я должна была соблюдать пост из Рамадана, но я не могла возместить его, кроме как в месяц Ша′бан». Это указывает на то, что нельзя откладывать его до окончания следующего Рамадана.
Также она обязана покаяться Аллаху, Велик Он и Могуч, в том, что сделала, и возмещать те дни, которые оставила, после второго Рамадана.
Шейх Мухаммад ибн Солих аль-Усаймин, (да смилуется над ним Аллах)
23-Вопрос: Моя жена была на втором месяце беременности, но у нее случился выкидыш из-за сильного кровотечения, и кровотечение до сих пор не остановилось. Обязана ли она соблюдать молитву и пост, или что она обязана?
Ответ: Если у женщины случился выкидыш на втором месяце беременности, то эта кровь недействительная кровь, то есть не менструальная и не послеродовая. И, основываясь на этом, она обязана поститься, и пост ее считается действительным, и молиться, и намаз ее также считается действительным. Ее мужу разрешается иметь с ней половую близость, и она не будет грешна. Потому что исламские ученые говорят, что условием послеродового кровотечения является то, чтобы плод уже был создан, т.е., сформированы части его тела, такие, как нога, рука, голова. А если она родит его до сформирования, то в этом случае ее кровь не является послеродовой.
Также вопрос: Когда формируется плод?
Ответ: Плод формируется по прошествии восьмидесяти дней (от зачатия), т.е двух месяцев и двадцати дней, а не четыре месяца. Как приводится в известном хадисе от ибн Масуда, который сказал, что посланник Аллаха, )да благословит его Аллах и приветствует(, являющийся правдивым и достойным доверия, сообщил нам: «Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и ещё столько же — в виде кусочка плоти (а это бывает 4 месяца), а затем к нему направляется ангел…».ˡ
А Аллах в своей Книге разъясняет, что сгусток крови бывает кусочком плоти и бывает несформировавшимся. В таком случае, формирование зародыша раньше восьмидесяти дней невозможно, а после восьмидесяти дней может быть, что плод сформируется, а может быть, что не сформируется. А на счет девяноста дней большинство ученых сказали, что в основном, когда плод достигает девяноста дней, то он уже бывает сформировавшимся. А эта женщина не достигла того периода, чтоб плод сформировался, потому что у нее прошли только шестьдесят дней, и ее кровотечение является недействительным, и оно не запрещает ей поститься, молиться и (совершать) остальное (поклонение).
Сообщается, что Абу Абд ар-Рахман Абдуллах бин Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха, (благословит его Аллах и приветствует), сказал нам: «Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и ещё столько же — в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. И он получает веление записать четыре вещи: удел (человека), срок его (жизни), его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным. И клянусь Аллахом, помимо Которого нет иного бога, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей рая до тех пор, пока не окажется от рая на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей огня и войдёт в (огонь). И, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей огня до тех пор, пока не окажется от огня на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей рая и попадёт в (рай)». (аль-Бухари, Муслим.)
Шейх Мухаммад ибн Солих аль-Усаймин (да смилуется над ним Аллах)
24-Вопрос: У женщины началось кровотечение в период беременности за пять дней до послеродового кровотечения (нифас) в месяц Рамадан. Считается ли она менструальной или послеродовой кровью? И что она обязана сделать?
Ответ: Если случай приводится так, как есть, что она видела кровь во время беременности за пять дней до родов, и при этом она не увидела признаков приближения родов, как родовые схватки, то это не менструальная и не послеродовая кровь, а, вероятнее всего, недействительная кровь (даму фасад). И поэтому она не должна оставлять поклонения, а наоборот, должна поститься и молиться. А если этой крови сопутствует один из признаков приближения родов, такие, как родовые схватки и т.п., то эта кровь послеродовая кровь, из-за которой женщина должна оставлять намаз и пост. А потом, когда очистится от нее, после родов, то должна возмещать пост, но не намаз.
Постоянный комитет по фетвам
25-Вопрос: Какое постановление (хукм) шариата относительно того, кто постится, но не молится?
Ответ: Молитва – основа (столп) ислама, и не воздвигается ислам кроме как на ней (молитве). А оставляющий ее — неверующий, выходит из религии ислам. А у неверующего Аллах не принимает ни пост, ни милостыню, ни паломничество и ничего другое из праведных деяний, согласно слову Всевышнего Аллаха: «Тому, чтобы их пожертвования были приняты, мешает только то, что они не веруют в Аллаха и Его Посланника, лениво совершают намаз и нехотя делают пожертвования». (Тавба 54). И, основываясь на этом, если человек постится, но не молится, поистине, его пост недействителен и не правилен, и не принесет ему пользы перед Аллахом, и не приблизит его к Нему.
А тем, которые предполагают, что грехи от одного Рамадана до следующего прощаются, то им мы скажем: Ты же знаешь хадис, приведенный насчет того, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пятикратная молитва, и пятница до пятницы, и Рамадан до Рамадана прощают то, что между ними, если ты остерегался больших грехов». (Муслим 233). Так вот, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поставил условием для прощения грехов от Рамадана до Рамадана — остерегаться больших грехов. А ты, о тот, который не молишься, но соблюдаешь пост, не остерегаешься больших грехов. Есть ли грех огромнее, чем оставление намаза? Более того, оставление намаза — это неверие. И как может соблюдение поста искупить тебе грехи в то время, когда оставление намаза является неверием?
Мухаммад бин Солих бин Усаймин
26-Вопрос: Какое постановление (хукм) шариата о соблюдении добровольного поста замужней женщиной?
Ответ: Не разрешается женщине держать (добровольный) пост в присутствии мужа без его разрешения, согласно тому, что передают Бухари и Муслим и другие, от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Женщине не дозволено поститься в присутствии мужа без его разрешения». А в некоторых версиях говорится: «за исключением месяца Рамадан».
Однако, если муж разрешил ей держать добровольный пост, или же он не присутствует с ней, или у нее нет мужа, то ей желательно держать добровольный пост, особенно в желательные для поста дни, такие, как понедельник и четверг, (серединные) три дня каждого (лунного) месяца, шесть дней месяца Шавваль, десять дней месяца Зуль-Хиджа, день Арафа, день Ашура, держа пост за день до него или после него.
Шейх Солих аль-Фовзан.
27-Вопрос: Разрешается ли мусульманину пропускать праздничный намаз (салатул-’ийд) без уважительной причины? И разрешается ли запрещать женщине совершать его (праздничный намаз) вместе с другими людьми?
Ответ: По мнению многих ученых праздничный намаз (салатул-’ийд) является фард кифая (Фард кифая —для этого вида фарда считается достаточным, чтоб его исполняла некоторая часть мусульман, тогда как другие освобождаются от ответственности за невыполнение этой строго предписанной обязанности), поэтому некоторым отдельным лицам позволяется пропускать его, однако присутствовать и соучаствовать со своими мусульманскими братьями является настоятельной сунной (сунна муаккада), которую не подобает оставлять, кроме как по уважительной (с шариатской точки зрения) причине.
А некоторые религиозные ученые высказались, что праздничный намаз (салатуль-’ийд) является обязательным (Фард айн — этот вид фарда, который предписывается исполнять каждому мусульманину индивидуально), как пятничный намаз. И поэтому любому совершеннолетнему, свободному, постоянно проживающему в данном месте мужчине не разрешается пропускать его (праздничный намаз). И это высказывание имеет более ясные доказательства и наиболее ближе к правильному (высказыванию).
А женщинам считается сунной присутствие на нем (праздничном намазе), особо заботясь о хиджабе и прикрытии (всего тела), и неиспользовании благовоний, как приводится в двух сборниках (сахих аль-Бухари и Муслим) от умм ‘Атыййа (да будет доволен ею Аллах), что она сказала: «Нам было велено в праздничные дни выходить из дома вместе с молодыми девушками и женщинами, у которых начались месячные кровотечения, чтобы они могли принять участие в благих начинаниях и присутствовать при обращении с мольбой к Аллаху. Однако женщины, у которых начались месячные кровотечения, должны были стоять в стороне от места моления».
А в некоторых высказываниях (хадисах) одна из них сказала: «О, посланник Аллаха! У одной из нас нет джильбаба, в которой вышла бы”. И посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), ответил: «Пусть ее сестра даст ей из своего джильбаба»…
Нет сомнений, что этим подтверждает то, что женщина выходит на две праздничные молитвы (´Ийд аль-Фитр и ´Ийд аль-Адха), чтобы они могли принимать участие в благих начинаниях и присутствовать при обращении с мольбой к Аллаху.
Шейх Абдуль-Азиз ибн Баз (да смилуется над ним Аллах)
28-Вопрос: Если девушка держала шестидневный пост месяца Шавваля (месяц мусульманского календаря, следующий после месяца Рамадан) для возмещения (пропущенных) дней из Рамадана, то возмещают ли они шесть дней Шавваля, и записывается ли ей вознаграждение той, что соблюдала шесть постов Шавваля?
Ответ: Приводится, что пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Тот, кто соблюдал месяц Рамадан, и вслед за ним соблюдал пост шести дней Шавваля, равен тому, кто постился на протяжении всего года».
И в этом доказательство необходимости завершения постов Рамадана, которые являются обязательными, а затем добавить к нему (Рамадану) шесть дней Шавваля в качестве добровольного поста, чтобы стать подобно постившемуся целый год.
А в другом хадисе говорится: «Пост Рамадана приравнивается к десяти месяцам, и шесть дней Шавваля к двум месяцам». Это означает, что доброе дело увеличивается в десять раз. И основываясь на этом, если человек соблюдал некоторые дни Рамадана, а некоторые не соблюдал по причине болезни или поездки, или менструации, или послеродового кровотечения, то этот человек должен восполнять (пропущенные посты) в месяце Шавваль или в другом (месяце), прежде чем соблюдать любой добровольный пост, будь то шестидневный пост Шавваля, или любой другой. И если он возместил не соблюдённые (обязательные дни Рамадана), то ему разрешается соблюдать шесть дней Шавваля, чтобы получить вышеупомянутое вознаграждение.
Таким образом, соблюдение добровольного поста не возмещает ей (обязательные дни Рамадана), как это видно.
Шейх АбдулЛах бин Жибрин
29-Вопрос: Что за важнейшие способы, которые помогают женщине поклоняться в месяц Рамадан?
Ответ: способы, которые помогают мусульманам поклоняться в месяц Рамадан, будь то мужчина или женщина, это:
1) боязнь перед Аллахом, Свят Он и Велик, и убеждённость в том, что Он смотрит на Своего раба во всех его поступках, словах, намерениях, и что Он спросит его за все это. И если у мусульманина появится такое чувство, то он будет заниматься поклонением, оставлять плохие поступки и будет спешить покаяться в своих грехах.
2) увеличение поминания Аллаха и чтения Корана, потому что это смягчает сердце. Всевышний сказал: «Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (Гром: 28)
Всевышний также сказал: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха…» (Добыча: 2)
3) остерегаться поступков, ожесточающих сердце и отдаляющих его от Аллаха. А это — все прегрешения, общение с плохими людьми, употребление в пищу недозволенного (харам), пренебрежение поминанием Аллаха, просмотр безнравственных, порочных фильмов.
4) оставаться женщине дома и не выходить из него, кроме как по необходимости, и быстро возвращаться по окончании дела.
5) ночью ложиться спать, потому что это способствует тому, чтобы вставать пораньше в последнюю часть ночи. А днём уменьшать сон, чтобы он смог выполнять молитвы своевременно, и использовать своё время в поклонениях.
6) оберегать языка от сплетен (гийба), поклёпа, клеветы, лжесвидетельства, запрещённого разговора и задействовать его поминанием Аллаха.
Шейх Салих Аль-Фавзан
Если переведённое мною помогло, то это благодаря Аллаху, оказывающему нам милости. Если же я допустила ошибку или забыла что-либо, то это от меня. И я прошу прощения у Аллаха, а Аллах и посланник Его не имеют никакого отношения к моим ошибкам.
«Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты – наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми». (Аль-Бакара 286)
О Аллах, мы просим Тебя о Рае и о том, чтобы Ты направлял нас к любым словам и делам, которые приближают к Раю, и прибегаем к Твоей защите от огня и любых слов и дел, которые приближают к огню, и мы просим у Тебя прощения за все вольные и невольные прегрешения и ошибки, о Всепрощающий и Милостивейший из милостивых!
О обладатель величия и щедрости, мы воздаем Тебе хвалу за то, что Ты довел до нас в совершенстве исламскую религию, и раскрыл наши сердца к исламу, и призываем Твои благословения и приветствия на пророка правильного пути и милосердия, который был направлен к людям с Кораном и мудростью, последнего пророка и имама наставников Мухаммада и всех членов его семейства, его сподвижников и последователей.
От души поздравляем всех мусульман с началом благословенного месяца Рамадан!
Пусть Аллах примет наш пост, молитвы и благие деяния, и просим у Аллаха истинное счастье и истинную веру, и прекрасную жизнь на этом и на том свете, здоровья вам и вашим родным и близким, мира и благополучия вашим семьям!
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
(3205)