Главная Фикх Брак и Развод Причины развода со стороны жены
Причины развода со стороны жены

Причины развода со стороны жены

589
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

1. Несоблюдение женой прав мужа либо причине неведения, либо по пренебрежительности, либо из-за отказа от Закона Аллаха.

Поэтому жена должна узнать права своего супруга, оберегать их выполнение, бояться Аллаха относительно своего мужа, для того чтобы быть счастливой в своей жизни и добиваться довольствия своего Господа, Всемогущ Он и Велик, довольствием своего мужа. К этим правам относится слушаться и повиноваться, приукрашиваться для него, не вызывать его гнев, не препятствовать супружеской близости, охранять его имущество, его дом, жить с ним достойно и не раскрывать его тайны.

2. Брак не набожной женщины с набожным мужчиной, и ее невнимательность по отношению к тому, что необходимо ей делать в браке с таким мужем. И когда она остается в своем обычном состоянии, то это предполагает, что их совместная жизнь не будет продолжительной.

Поэтому, если допускающая упущения в религии женщина согласна жить с набожным и нравственным человеком, то она должна воспользоваться этим мужчиной в качестве определенной причины для поклонения Аллаху, благодарить Аллаха за это, стремиться походить на него в религии и исправлять себя, чтобы прожить счастливую жизнь с соизволения Аллаха. Поскольку нет счастья, кроме как в поклонении Аллаху, Всемогущ Он и Велик. Всевышний сказал: “Всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным”[1].

3. Жалоба мужу на детей, или порицание его, или спор с ним во время его гнева или усталости. В результате бывает, что его укор в ее адрес усиливается, и он дает ей развод.

Поэтому женщина обязана жаловаться ему лишь в подходящее время с вежливостью и любезностью, чтобы он ответил на ее жалобу, и не спорить с ним во время его гнева, чтобы не подлить масла в огонь.

4. Непокорность жены мужу и ее плохой нрав. Ибо это губит любовь между ними, и муж начинает избегать ее.

Когда подобное случается между супругами, то Всевышний Аллах сделал для этого выход, чтобы между ними осталась супружеская жизнь. Всевышний сказал: “А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивай­те. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них“[2]. Поэтому муж должен придерживаться этой меры и не торопиться с разводом. Эта мера исполняется по порядку, и начинается с увещевания. Если же увещевание не улучшило положение, то он переходит к избеганию на супружеском ложе. Если и это не помогло, то тогда он имеет право ударить ее, без жестокости, то есть, не сильно. Ибо целью этого является воспитание, а не причинение мучений. И может быть, что Аллах наставит ее посредством этой меры.

5. Женщина ненавидит своего мужа. И когда эта нелюбовь становится до такой степени, что женщина не может жить достойно со своим мужем, она имеет право выкупить развод имуществом, которое она выплатит ему. Это для того, чтобы он развелся с ней, ибо она боится, что в случае продолжения брака с ним, она будет ослушавшейся Аллаха плохой совместной жизнью с ним по причине этой ненависти и отсутствия симпатии.

В этом случае нет выхода, кроме прекращения брака между ними. Всевышний сказал: “И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод”[3]. От Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, передается, что он сказал: “Жена Сабита ибн Кайса пришла к посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и сказала: “О, посланник Аллаха, я не могу пожаловаться ни на веру, ни на нрав Сабита. Однако я не могу терпеть его”. Тогда посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Вернешь ли ты ему его сад?” Она ответила: “Да”[4]. Тот сад был ее свадебным подарком от него”.

6. Требование женою от своего мужа развода без причины. Это иногда происходит во время ее гнева из-за небольшого, не порочного дела. Либо по причине его женитьбы на другой женщине, хотя он соблюдает ее права. Либо из-за подстрекательства распространяющих нечестие и сплетни между ними без удостоверения того, что приписывается ее мужу. Либо это приписываемое достоверно, однако не является законной причиной требования развода.

Поэтому жена не должна требовать развода от своего мужа в вышеуказанном случае. Ибо пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Какая бы женщина ни попросила у своего мужа развода без трудностей, заставивших ее сделать это, то запах рая для нее станет запретным”[5]. Поэтому она должна бояться Всевышнего Аллаха относительно себя и своего мужа, и не слушать речь сплетников. Ибо они являются ее врагами, а также, потому что это является вредом для нее, ее мужа и ее детей, и лишением пользы брака без надобности. А это запрещено согласно словам пророка, да благословит и приветствует его Аллах: “Нет нанесения вреда ни другому, ни себе”[6].

7. Требование одной из жен мужчины развестись с другой.

И мужу нельзя положительно отвечать на это требование, ибо это является помощью в грехе и вражде. Всевышний сказал: “Но не помогайте друг другу в грехе и вражде”[7]. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Пусть женщина не просит развода своей сестры, чтобы лишить ее того, что она имеет“[8]. В одной версии среди упоминания некоторых запретных вещей сказано: “Чтобы она ставила условие развода своей сестры“[9]. В одной версии сказано: “Недозволенно женщине просить развода своей сестры, чтобы лишить ее того, что она имеет, ибо ей достанется то, что ей предопределено”[10].

8. Болезнь жены, которая иногда длится долгое время, либо задержка рождения детей от него.

Поэтому предпочтительно для мужчины оставить ее под своим покровительством в качестве почтения и благодеяния из-за ее верности, хотя бы, даже если он женится на другой. Что касается задержки рождения детей, то иногда это бывает по его причине. А если удостоверится, что это происходит по ее причине, то ему также лучше оставить ее под своим покровительством, простить ее и относиться к ней по-доброму. Аллах говорит: “Воистину, Аллах не теряет вознаграждения творящих добро”[11].

9. Отсутствие неприхотливости (умеренности) у жены и ее обременение мужа требованиями, в которых нет необходимости, особенно, если он находится в затрудненном материальном положении. Это относится к причинам, которые приводят к его гневу на нее и утомлению от нее. Иногда он разлучается с ней, чтобы освободиться от ее настойчивости.

Поэтому женщина, для того чтобы их совместная жизнь продолжалась, должна быть нетребовательной (умеренной), довольствующейся тем, что дает ей ее муж, требовать лишь то, в чем она нуждается, и принимать во внимание его затрудненное материальное положение.

Поэт[12] сказал:”Возьми дополнительное вознаграждение от меня,

И продли любовь ко мне,

Но не говори мне,

Во время волнения, когда гневаюсь я”.

Она также не должна превышать границ в украшениях этого преходящего мира. Всевышний сказал: “А земная жизнь – всего лишь наслаждение обольщением”[13]. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Поистине, спасен тот, кто вступил в ислам, кому был дан достаточный удел, и кого Аллах сделал довольным тем, что Он дал»[14]. От него, да благословит и приветствует его Аллах, также передано, что он сказал: “Поменьше входите к богатым, ибо это ближе к тому, чтобы не умалять блага Аллаха, Всемогущ Он и Велик”[15]. Также пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости Аллаха, которыми Он вас облагодетельствовал»[16].

———————————————————————————
[1] Та ха-123.
[2] Женщины-34.
[3] Корова-229.
[4] “Сахих аль-Бухари”, Книга развода, глава “Развод за выкуп и как при этом осуществляется развод”, №5275.
[5] “Сунан ат-Тирмизи”, Книга развода, глава о том, что приведено о требующих развода, №1187. Ат-Тирмизи сказал: “Хороший хадис”. “Сунан Абу Давуда”, Книга развода, глава о разводе за выкуп, №2226. “Сунан Ибн Маджи”, Книга развода, глава “Нежелательность для женщины развода за выкуп”, №2055.
[6] “Муватта имама Малика”, 2/745, “аль-Мустадрак” 2/58, аль-Хаким сказал: “Достоверный согласно условиям Муслима”. Это сообщение ан-Навави назвал хорошим в “аль-Арба’ин ан-набавия”, с.61.
[7] Трапеза-2.
[8] “Сахих аль-Бухари”, Книга торговли, глава “Нельзя перебивать сделку своего брата”, №2140. “Сахих Муслима”, Книга брака, глава запрета объединять в браке между женщиной и ее тетей по отцовской или материнской линиям, №1408.
[9] “Сахих аль-Бухари”, Книга условий, глава “Условия в браке”, №2727. “Сахих Муслима”, Книга торговых сделок, глава “Запрет мужчине перебивать сделку своего брата”, №1515.
[10] “Сахих аль-Бухари”, Книга брака, глава условий, которые недозволенны в браке, №5152. “Сахих Муслима”, Книга брака, глава запрета объединять в браке между женщиной и ее тетей по отцовской или материнской линиям, №1408.
[11] Ограды-170. (От переводчика: Вернее, это 120-аят суры “Покаяние”.)
[12] Его зовут Хориджа ан-Назари. См.: “Мушахад аль-инсаф ‘аля шавахид аль-Кашшаф” аль-Марзуки, с.9.
[13] Семейство Имрана-185.
[14] “Сахих Муслима”, Книга закята, глава о среднем достатке и довольствии малым, №1054. (От переводчика: Навави сказал в комментарии этого хадиса, что «достаточный удел», означает достаточность без излишка и недостатка. Он также сказал, что этот хадис является доказательством тем, кто утверждает, что подобный достаток лучше, чем бедность и богатство.)
[15] “Аль-Мустадрак” 4/312, аль-Хаким сказал: “Цепочка передачи его достоверна”. И аз-Захаби согласился с ним. (От переводчика: См.: “аз-За’ифа”, №2868.)
[16] “Сахих аль-Бухари”, Книга смягчения сердец, глава “Необходимо смотреть на тех, кто ниже него, и не смотреть на того, кто выше его”, №6490. “Сахих Муслима”, Книга аскетизма и смягчения сердец, №2963.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws

(589)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Закрыть