Главная Фикх Брак и Развод Причины развода со стороны родственников супругов или других лиц
Причины развода со стороны родственников супругов или других лиц

Причины развода со стороны родственников супругов или других лиц

451
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

1. Отсутствие подготовки попечителями своих детей, особенно дочерей, и их невнимательность к приготовлению их к супружеской жизни, их большой ответственности по отношению к мужу, его дому, его имуществу, его детям и его родственникам. И мы обнаруживаем, что многие отцы и матери воспитывают своих дочерей в роскоши и удобстве, что делает их неготовыми к новой супружеской жизни.

Поэтому каждый отец и каждая мать должны готовить своих детей – мальчиков и девочек. Это осуществляется их воспитанием в религии, нраве, мудрости, серьезности (старании) в делах, чтобы они соответствовали ответственности супружеской жизни. Также они обязаны не пренебрегать завещанием, которое они дали бы перед браком, которое станет с соизволения Всевышнего Аллаха причиной постоянства их супружеской жизни. Мы упомянем здесь завещание Умамы бинт аль-Харис, которая была красноречивой и умной, своей дочери перед ее замужеством. Она сказала: “О, дочка, если бы завещание было бы оставлено по причине достоинства в этикете и почета в происхождении, то оно было бы оставлено от тебя, однако оно является напоминанием для невнимательного и содействием для разумного.

О, моя дочь, если бы женщина могла богатством своего отца обойтись без мужа, из-за своей сильной нужды в нем, ты была бы самой не нуждающейся из людей. Однако женщины созданы для мужчин, также как и мужчины созданы для них.

О, моя дочь, поистине, ты оставила почву, из которой вышла, и дом, к которому ты привыкла, ради дома, которого ты не знаешь. И ради товарища, которого ты (прежде) не любила, и он, женившись на тебе, стал хозяином (мужем), так будь же для него рабыней, и он станет для тебя рабом.

Прими от меня десять качеств, и они станут для тебя сбережением и напоминанием.

Первое и второе: сопутствуй ему с умеренностью (неприхотливостью) и живи с ним, слушаясь его и повинуясь ему. Ибо в нетребовательности имеется покой сердца. А в слушании и повиновении имеется довольствие Господа.

Третье и четвертое: заботься о запахах, которые он может почуять, и местах, куда может попасть его взор. Чтобы его взгляд не попал на что-либо неприятное в тебе. И чтобы он чуял от тебя лишь приятный запах. Поистине, сурьма является лучшим из имеющихся украшений. А вода является самой приятной из утраченных благовоний.

Пятое и шестое: заботься о времени его еды и покое во время его сна. Ибо жар голода является пламенем, а нарушение сна – причиной гнева.

Седьмое и восьмое: забота о его близких[1] и детях, оберегание его имущества, ибо оберегание имущества является отдачей должного (хорошей оценкой), а забота о близких и детях является лучшим управлением (домом).

Девятое и десятое: не распространяй его тайн и не ослушивайся его велений. Ибо если ты распространишь его тайну, то не обезопасишься от его коварства, и если ты ослушаешься его веления, то вызовешь в нем гнев.

Кроме того, моя дочь, остерегайся радости при нем, когда он печален, и печали, когда он рад. Ибо первое качество относится к упущению, а второе – к досаждению. Почитай его так сильно, как только можешь, и он будет уважать тебя так сильно, как только может. Чем больше ты будешь соответствовать ему, тем мягче будет он к тебе.

Знай же, моя дочь, что ты не добьешься от него того, что любишь, пока не предпочтешь его довольствие своему довольствию, и его желание своему желанию в том, что тебе нравится и не нравится. Пусть Аллах посодействует тебе и сохранит тебя[2].

2. Пренебрежение опекунами завещания пророка, да благословит и приветствует его Аллах: “Если к вам придет тот, чьей религией и нравом вы довольны, то жените его. Если вы не сделаете этого, на Земле возникнут смута и нечестие“[3]. А также их заинтересованность богатством, служебным положением, званием. Либо же их обращение внимания на религию, и не обращение внимания на нрав. Хотя пророк, да благословит и приветствует его Аллах, завещал, чтобы у сватающегося были две вещи вместе. Иногда бывают среди опекунов те, кто не обращает внимания ни на какое-либо из этих дел: религиозных или мирских. Для них важно освободиться от ответственности опекунства по отношению к опекаемой, и поэтому они бросают ее в руки любого сватающегося, кем бы он ни был.

Поэтому опекуны должны бояться Всевышнего Аллаха относительно своих женщин и выдавать их замуж согласно завещанию избранного пророка, да благословит и приветствует его Аллах, чтобы их женщины жили счастливо и не возвращались с соизволения Всевышнего Аллаха в дома своих опекунов разведенными.

3. Принуждение сына или дочери к браку с тем, кого они не любят. Это иногда приводит к отсутствию продолжения супружеской жизни между ними из-за отсутствия взаимного согласия.

Поэтому гордыня родителей не должна подталкивать их на грех, когда они принуждают своих сыновей и дочерей к замужеству с тем, кого они не любят. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «С побывавшей замужем женщиной можно заключать брак, только посоветовавшись с ней. А с девственницей можно заключать брак лишь с ее согласия». (Сподвижники) сказали: «О, посланник Аллаха, каким будет ее согласие?» Он ответил: «(Ее согласие) – молчание»[4]. Они должны стремиться к тому, что будет причиной продолжения супружеской жизни их детей. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Души подобные различным группам. В чем они согласны, в том они объединяются. В чем они различаются, в том они разъединяются”[5].

4. Веление обоих родителей или одного из них сыну дать развод своей жене, и иногда это бывает по личным причинам между родителями и этой супругой.

Поэтому сыну не обязательно повиноваться им в этом. И это мнение имама Ахмада ибн Ханбаля, да смилуется над ним Аллах. Аль-‘Алими привел случай, который произошел с имамом Ахмадом ибн Ханбалем, да смилуется над ним Аллах: “Один мужчина спросил Абу ‘Абдуллаха (Ахмада ибн Ханбаля): “Мой отец велит мне, чтобы я дал развод своей жене”. (Ахмад) сказал: “Не разводись с ней”. Тот сказал: “Разве ‘Умар не велел своему сыну ‘Абдуллаху развестись со своей женой?”. (Ахмад) ответил: “Пока твоей отец не будет подобен ‘Умару, да будет доволен им Аллах”[6].

Сын может поговорить о причине этого требования родителей или одного из них и попытаться примирить (или исправить), совершив благочестие к родителям и хорошее отношение к жене.

Также можно выделить ей отдельное жилье, если она живет вместе с родителями, и он считает, что это будет мерой исправления положения. И было бы хорошо, если он будет близок к родителям, чтобы соблюдать права всех их вместе.

5. Преувеличение в свадебных подарках и свадебных торжествах, что ведет к недостатку благословения в них, и это преувеличение иногда бывает условием, поставленным опекунами женщины, либо из-за любви мужа к хвастовству и кичливости. И когда мужчина стремится к большому благу в женщине и ожидает этого, то бывает, что он не обнаруживает желаемого из-за недостатка благословения по причине того преувеличения в осуществлении брака. Тогда он начинает сторониться ее и разлучается с ней.

Поэтому и муж, и опекуны женщины должны соблюдать умеренность и не преувеличивать, чтобы с соизволения Всевышнего Аллаха благословения было больше, а супружеская жизнь – дольше. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Поистине, больше всего благословения в таком браке, в котором легче всего снабжение”[7]. Всевышний сказал: “Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных”[8]. Пречистый Аллах также сказал: “Но не расточай чрезмерно. Воистину, расточители – братья дьяволов, а ведь сатана неблагодарен своему Господу”[9].

6. Родственники супругов вмешиваются в небольшие разногласия и затруднения между ними, которых дом почти не бывает лишен, и которые можно уладить между супругами. Это относится к причинам, из-за которых трудности увеличиваются, и иногда это приводит к разлучению.

Поэтому родственники супругов не должны вмешиваться в подобное и оставлять дела им самим, чтобы примирить их между собою. Если дело требует того, чтобы супруг исправил положение, то он может применить те меры, которые узаконил для него Аллах.

В посланнике Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, для нас имеется хороший пример в его позиции относительно разногласий между его дочерью Фатимой и ее мужем ‘Али, да будет доволен ими обоими Аллах. Он не стал вмешиваться, кроме лишь успокоения положения и мягкого обращения с ‘Али, да будет доволен им Аллах, когда он стряхнул с него песок и сказал: “Вставай, Абу Тураб“[10]. Подобное ведение дел является прекрасным и любезным.

7. Пренебрежение родственниками супругов больших трудностей между супругами, которые иногда приводят к разводу, и их неторопливость к приведению двух судей (по одному с каждой стороны) для предупреждения возникновения развода.

Всевышний Аллах указал, что в подобном случае между супругами следует направить двух судей для рассуждения между ними и попытки примирения. Всевышний сказал: “Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий“[11].

8. Сплетни между супругами, либо между женой и родственниками мужа, либо между мужем и родственниками жены, относятся к тому, что вызывает ненависть между супругами, и в результате возникает развод.

К видам сплетней между супругами относится:

Высмеивание жены в присутствии ее мужа, унижение ее достоинства в красоте или другом, даже со стороны мужчин. Это случается в обществе, которое не оберегает хиджаб, и это относится к тому, что приводит к нелюбви мужем своей жены и его избеганию ее.

Нечестие по отношению к женщине со стороны ее близких родственников или подруг, которое осуществляется науськиванием ее требовать от мужа некоторые второстепенные вещи, наподобие мебели и тому подобного. Либо упоминанием его пороков и подсмеивание над ним. Либо напоминанием его некоторых упущений по отношению к ней, хотя в действительности она проявляет к этому терпение.

Клевета порочным делом по отношению к одному из супругов, что приводит к разрушению их совместной жизни. Это иногда бывает со стороны малоизвестного, (или) неизвестного лица, например, по телефону, что вызывает трудности и враждебность между супругами.
Йахйа ибн Аксам сказал: “Сплетник хуже колдуна. Сплетник за час совершает то, чего колдун не совершает и за месяц”[12].

Поэтому супруги не должны слушать тех сплетников, и должны знать, что сплетник желает лишь нечестия, – даже если он и показывает, что желает наставления и блага, – а также что он находится под гневом пред Всевышним Аллахом. Всевышний сказал: “Не повинуйся всякому расточителю клятв, презренному”[13]. То есть, презренному, который совершает много ложных клятв[14]. “Хулителю, разносящему сплетни”[15]. Хулитель, то есть, порочащий. Разносящий сплетни, то есть, распространяющий среди людей нечестивые речи[16]. Они также должны удостоверяться в сообщениях и не спешить принимать решения. Всевышний сказал: “О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном”[17].

А те сплетники и насмехающиеся должны побояться Всевышнего Аллаха, остерегаться этого порицаемого качества и прислушаться к этим священным текстам шариата, под которыми они имеются в виду.

Всевышний Аллах сказал: “О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками“[18].

Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Сплетник не войдет в рай”[19].

Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, также сказал: “Не относится к нам тот, кто обманул женщину относительно ее мужа”[20].

9. Колдовство, ибо оно является причиной разлучения между супругами, как сказал Всевышний: “Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой, но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха”[21].

Поэтому супруги должны постоянно соблюдать поминания, указанные в шариате, и пророческие средства, чтобы оберегаться от зла колдовства.

Мы упомянем здесь священные тексты шариата по этому вопросу:

Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Читайте суру «Корова», ибо поистине, взятие ее – благодать, а ее оставление – разочарование. И дурное[22] не в состоянии (ничего сделать) против нее”[23].

Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, также сказал: «Кто поест с утра семь сухих фиников ‘аджва, тому не повредят в тот день ни яд, ни колдовство»[24].

Также он сказал: «Кто прочтет эти два аята в конце суры «Корова» ночью, они будут достаточны для него»[25]. Было сказано, что “будут достаточны”, то есть, будут достаточны от всякого зла. Было также сказано: “Достаточны от зла сатаны”. Было также сказано: “Они будут защищать его от зла людей и джиннов”. Было также сказано другое, и все это возможно. А лучше всего об этом известно Аллаху[26]. Еще он, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Троекратное Чтение: “Скажи: “Он – Аллах, Единственный, Самодостаточный”, а также двух сур «му‘аввизат» вечером и утром достаточно тебе от всего”[27].

Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, также сказал: “Тот, кто сто раз в день скажет: “ Нет никого достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала и Он властен над всем сущим” (Ля иляха илляллаху уахда-ху ля шарийкя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, уа ля-ху-ль-хамду уа хува `аля кулли шайъин кодийрун), тот получит вознаграждение, равное награде за освобождение из рабства десяти рабов. Ему записывается сто благих дел и стирается сто прегрешений. Эти слова будут для него защитой от сатаны в тот день до самого вечера”[28].

Замечание: Супругам не следует считать или предполагать, что причиной всякой трудности между ними является колдовство или сглаз, живя в сомнениях и пренебрегая причинами, которые иногда происходят от них самих. Поэтому они должны проверить и исследовать основные причины возникших между ними трудностей перед тем, как приписывать это колдовству или сглазу, для того чтобы они могли исправить те трудности. Когда же после исследования и проверки предполагается, что причиной является колдовство, то они должны использовать заклинание, имеющееся в шариате, чтобы удалить вред, наносимый им. И они должны остерегаться искать прибежища у колдунов, прорицателей и предсказателей, ибо прошение у них помощи является большим грехом. И мы напоминаем, что оберегание лучше, чем лечение, ибо вышеупомянутые поминания предохранят супругов с соизволения Всевышнего Аллаха.

10. Принуждение развестись. Иногда муж дает развод своей жене под принуждением притеснителя, противостоять и отразить которого он не в силах, и он полагает, что развод в таком случае вступает в силу.

Истиной является то, что такой развод не вступает в силу и не принимается во внимание. И оба супруга должны быть спокойны, ибо связь между ними остается. В хадисе, переданном от пророка, да благословит и приветствует его Аллах, он сказал: “Нет ни развода, ни освобождения раба под принуждением”[29]. И большинство ученых считает, что возникшее при этом (разлучение или освобождение раба), не принимается во внимание. ‘Ата привел в доказательство аят суры “Пчелы”: “Не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера”[30]. Он, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Многобожие больше, чем развод”. Это сообщение передал Са’ид ибн Мансур с достоверной цепочкой передачи. И аш-Шафи’и подтвердил его: “Если Аллах снял неверие с того, кто произнес его в состоянии принуждения, то таким же образом снимается с принужденного то, что ниже неверия. Ибо если снимается то, что больше, то меньшее снимается тем более”[31].

11. У женщины иногда бывает физический недостаток, либо длительная болезнь, и опекуны женщины скрывают это от сватающегося. Иногда это сокрытие происходит со стороны той женщины. И она скрывает этот физический недостаток от того, кто может видеть ее из числа сватающихся, особенно от мужа при его взгляде во время сватовства. И данный обман (сокрытие) приводит к разрушению этого брака.

Поэтому опекуны должны бояться Аллаха, Всемогущ Он и Велик, и разъяснить этот недостаток сватающемуся и не обманывать его. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Не относится к нам тот, кто обманывает нас”[32].

Кроме того, в этом действии со стороны опекунов имеется нанесение вреда своим дочерям, ибо они подвергают их супружеской жизни, неудача которой наступает скоро. И тогда дочь остается в неудаче, желая того, чтобы она не выходила замуж. И если подобное положение произойдет со стороны опекунов, и муж узнает, что жена не имеет к этому отношения, и сможет проявлять терпение в жизни с ней, оказывая ей благодеяние, пусть сделает это. И тогда скоро он обнаружит с соизволения Всевышнего Аллаха великую награду. Всевышний сказал: “Воздают ли за добро иначе, чем добром?”[33]

————————————————————————-
[1] “Хашам” – близкие родственники, соседи, слуги. См.: “Му’джам аль-васыт”, с.176.
[2] “Личность мусульманской женщины” доктора Мухаммада ‘Али аль-Хашими, с.165-166.
[3] “Сунан ат-Тирмизи”, Книга брака, глава о сообщениях о том, что если придет тот, чьей религией вы довольны, то жените его, №1085. Ат-Тирмизи сказал: “Хороший, малоизвестный хадис”. (От переводчика: Некоторые ученые нашего времени сказали, что в наше время мы должны довольствоваться таким нравом сватающегося, который хотя и не совершает дополнительных благодеяний, однако совершает обязательные, например, выплачивает закят, хотя и не совершает добровольных пожертвований. В противном случае мы лишимся пользы наших дочерей и сестер, поскольку людей с совершенными нравами очень мало.)
[4] “Сахих аль-Бухари”, Книга брака, глава “Отец или другой не выдают замуж девственницу или побывавшую замужем, кроме как с ее согласия”, №5136.
[5] “Сахих аль-Бухари”, Книга пророков, глава “Души подобны различным группам”, №3336. “Сахих Муслима”, Книга благочестия, поддержания родственных уз и этикета, глава “Души подобны различным группам”, №2638.
[6] “Аль-Минхадж аль-Ахмад фий тароджим асхаб аль-имам Ахмад”, 2/108-109 в биографии Абу Бакра аль-Ховатими аль-Багдади.
[7] “Муснад имама Ахмада”, 6/82, “аль-Мустадрак” 2/178, аль-Хаким назвал его достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. (От переводчика: этот хадис назвали слабым шейх Шу’айб Арнаут в примечаниях к “Муснаду Ахмада”, шейх Мукбиль назвал его очень слабым в примечаниях к “аль-Мустадрак”, шейх Албани назвал его слабым в “аль-Ирва” №1928 из-за ибн а-Туфайля ас-Сахбары. Однако шейх Албани сказал там же, что имеется хороший хадис у Ахмада 6/77 и 6/91, Ибн Хиббана №1256 с таким текстом: “К счастью женщины относится легкость ее сватовства, легкость ее свадебного подарка, легкость рождения ее детей”. Его достоверным согласно условиям Муслима назвал аль-Хаким, и аз-Захаби согласился с ним. Шейх Шу’айб Арнаут также назвал его хорошим.)
[8] Ограды-31.
[9] Ночной перенос-26-27.
[10] Выше был приведен этот хадис.
[11] Женщины-35.
[12] “Танбих аль-гафилийн” Абу аль-Ляйса Насра ибн Мухаммада ас-Самарканди с выверкой ‘Абдуль-‘азиза аль-Вакиля, 1/185.
[13] Письменная трость-10.
[14] “Тафсир аль-Джалалайн”, с.758.
[15] Письменная трость-11.
[16] “Тафсир аль-Джалалайн”, с.758.
[17] Комнаты-6.
[18] Комнаты-11.
[19] “Сахих аль-Бухари”, Книга этикета, глава “Что запретно из сплетни”, №6056, “Сахих Муслима”, Книга веры, глава “Разъяснение строгости запрета сплетни”, №105.
[20] “Сунан Абу Давуда”, Книга развода, глава о том, кто обманул женщину относительно ее мужа, №2175, его цепочка передачи достоверна. См.: “Джами’ аль-усуль” с выверкой аль-Арнаута 11/727.
[21] Корова-102.
[22] То есть, колдовство. “Ан-Нихая” Ибн аль-Асира, 1/136.
[23] “Сахих Муслима”, Книга молитвы путешественника, глава достоинства чтения Корана и суры “Корова”, №804.
[24] “Сахих аль-Бухари”, Книга медицины, глава “Лечение ‘аджвой от колдовства”, №5769, “Сахих Муслима”, Книга напитков, глава “Достоинство сухих фиников Медины”, №2047.
[25] “Сахих аль-Бухари”, Книга достоинств Корана, глава “Достоинство суры Корова”, №5009, “Сахих Муслима”, Книга молитвы путешественника, глава достоинство суры “Фатиха” и конца суры “Корова”, №808.
[26] “Фатх аль-Бари”, 8/672.
[27] “Сунан ан-Насаи”, Книга прошения защиты, №5428. Его цепочка передачи хорошая. См.: “Джами’ аль-усуль” с выверкой аль-Арнаута, 8/492-493.
[28] “Сахих аль-Бухари”, Книга мольб, глава “Достоинство тахлиля”, №6403, “Сахих Муслима”, Книга поминаний, мольбы, покаяния и прошения прощения, глава “Достоинство тахлиля, тасбиха и мольбы”, №2691.
[29] “Иглак” – принуждение, см.: “Фатх аль-Бари”, 9/301. “Сунан Ибн Маджи”, Книга развода, глава “Развод принужденного и забывшего”, №2046. “Аль-Мустадрак” 2/198. Его достоверным назвал аль-Хаким, и аль-Арнаут сказал, что он слабый, однако его усиливает хадис: «Воистину, Всевышний Аллах простил моим последователям ошибки, забывчивость и все, к чему они были принуждены вопреки собственной воле». И это хороший хадис. (Примечание переводчика: хадис, указанный в тексте книги автор “аль-Ирва” (№2047) назвал хорошим из-за нескольких путей передачи.)
[30] Пчелы-106.
[31] “Фатх аль-Бари”, 9/302.
[32] “Сахих Муслима”, Книга веры, глава “Слова пророка, да благословит и приветствует его Аллах: “Не относится к нам тот, кто обманывает нас”, №101.
[33] Милостивый-60.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

 Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws

(451)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Закрыть