Положение молитвы в Исламе и ее достоинства
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Поистине, вся хвала принадлежит Аллаху. Его мы восхваляем, к Нему взываем, у Него просим помощи и прощения, прибегаем к Нему от зла наших душ и от наших дурных дел. Того, кого Аллах наставит на прямой путь, никто не введёт в заблуждение, а того, кого Аллах введёт в заблуждение, никто не наставит на прямой путь.
Я свидетельствую что нет истинного божества кроме Аллаха, Единственного, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник.
А затем:
Всевышний Аллах сотворил нас исходя из Своей великой мудрости, и вменил нам в обязанность поклонение Ему Одному, сказав:
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я не сотворил ни джиннов, ни людей (ни для чего), кроме как для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура «аз-Зарийат», 56).
И узаконил это поклонение Всевышний нам только так, как выполнял его Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы мы достигли довольства Его, и выполнили приказ в точности так, как Он от нас этого желает.
Молитва (намаз) не является исключением, более того, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Молитесь так, как вы видели меня совершающим молитву»[1].
Молитва – это великое предписание Аллаха, великий вид поклонения, второй столп из столпов Ислама.
Молитва – это то, что соединяет раба с Господом на протяжении его дня, его ночи, всей его жизни.
Молитва – это достоинство мусульманина, его проявление любви и покорности Творцу, Господу Миров. И тот, кто выстаивает ее с искренностью, так как делал это Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), тот подтверждает свою веру и признает цель своего сотворения.
В этой работе будет приведена статья великого ученого современности, хадисоведа (мухаддиса), директора «отдела Сунны» при Исламском Университете г. Медины в прошлом, шейха Раби’ ибну Хади аль-Мадхали о положении молитвы (намаза) в Исламе и о тех прекрасных плодах, которые пожинает совершающий ее.
Основной перевод этой статьи шейха выполнила сестра Умму Фатыма, я же, по воле Аллаха, откорректировал его, дополнил, сделал, на мой взгляд, важные примечания к нему.
И я прошу Аллаха сделать мой труд искренним ради Лика Его, полезным для меня, моих братьев и сестер, ведь поистине Он над всякой вещью мощен.
И да восхвалит Аллах нашего посланника Мухаммада, его семью, его сподвижников, и всех кто последовал за ними вплоть до Судного Дня, и избавит их от всякого зла!
Марат абу Зарр
28 месяца Ша’бан, 1433 г.х.
Место молитвы в Исламе и те прекрасные плоды, которая она оставляет[2]
Поистине положение молитвы велико в Исламе, а ее место является высоким перед Аллахом, Его посланником, и верующим.
Она является вторым столпом из столпов Ислама, после двух свидетельств.
От ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ислам построен на пяти (вещах): свидетельство о том, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха и то, что Мухаммад – Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), выполнение молитвы, выдача закята, пост в месяц Рамадан и хадж (паломничестве) к Дому, для того, кто на это способен»[3].
Всевышний Аллах побуждает верующих к совершению молитвы во многих аятах. Всевышний сказал:
مُنِيبِينَ إِلَيْهِ وَاتَّقُوهُ وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَلَا تَكُونُوا مِنَ الْمُشْرِكِينَ
مِنَ الَّذِينَ فَرَّقُوا دِينَهُمْ وَكَانُوا شِيَعًا ۖ كُلُّ حِزْبٍ بِمَا لَدَيْهِمْ فَرِحُونَ
«Обращайтесь к Нему с раскаянием, бойтесь Его, совершайте молитву (намаз) и не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет» (сура «ар-Рум», 31-32).
Всевышний сказал:
وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ حُنَفَاءَ وَيُقِيمُوا الصَّلَاةَ وَيُؤْتُوا الزَّكَاةَ ۚ وَذَٰلِكَ دِينُ الْقَيِّمَةِ
«А ведь им было велено лишь поклоняться Одному Аллаху, (искренне) очищая перед Ним свою религию[4], подобно ханифам[5], совершать намаз и выплачивать закят. Это и есть правая (истинная) вера» (сура «аль-Бэййина», 5).
И сказал Всевышний:
قُلْ لِعِبَادِيَ الَّذِينَ آمَنُوا يُقِيمُوا الصَّلَاةَ وَيُنْفِقُوا مِمَّا رَزَقْنَاهُمْ سِرًّا وَعَلَانِيَةً مِنْ قَبْلِ أَنْ يَأْتِيَ يَوْمٌ لَا بَيْعٌ فِيهِ وَلَا خِلَالٌ
«Скажи тем из Моих рабов, которые уверовали, чтобы они совершали молитву (намаз) и расходовали явно и тайно из того, чем Мы их наделили, пока не наступит день, когда не будет ни торга, ни дружбы» (сура «Ибрахим», 31).
Так же из ду’а (мольбы) друга Милостивого, Ибрахима, мир ему, были следующие слова:
رَبِّ اجْعَلْنِي مُقِيمَ الصَّلَاةِ وَمِنْ ذُرِّيَّتِي ۚ رَبَّنَا وَتَقَبَّلْ دُعَاءِ
«Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает намаз. Господь наш! Прими мою мольбу» (сура «Ибрахим», 40)
Аллах сделал молитву обязательной для каждого разумного мусульманина, достигшего совершеннолетия. И узаконил обучение детей молитве с малых лет, (согласно хадису): «Обучайте своих детей молитве с семи лет. И заставляйте (бейте) их для совершения ее, когда они достигнут десяти»[6].
Так же приказано нам выполнение молитвы коллективно (с джама’атом) в домах Аллаха, т.е. в мечетях. И восхвалены в упоминания те молящиеся, которые выполняют ее (салят-молитву-намаз) в них (мечетях), а также упомянуты их похвальные качества и многие великие награды, которые будут дарованы им (за это). Всевышний сказал:
فِي بُيُوتٍ أَذِنَ اللَّهُ أَنْ تُرْفَعَ وَيُذْكَرَ فِيهَا اسْمُهُ يُسَبِّحُ لَهُ فِيهَا بِالْغُدُوِّ وَالْآصَالِ ﴿٣٦﴾ رِجَالٌ لَا تُلْهِيهِمْ تِجَارَةٌ وَلَا بَيْعٌ عَنْ ذِكْرِ اللَّهِ وَإِقَامِ الصَّلَاةِ وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ ۙ يَخَافُونَ يَوْمًا تَتَقَلَّبُ فِيهِ الْقُلُوبُ وَالْأَبْصَارُ ﴿٣٧﴾ لِيَجْزِيَهُمُ اللَّهُ أَحْسَنَ مَا عَمِلُوا وَيَزِيدَهُمْ مِنْ فَضْلِهِ ۗ وَاللَّهُ يَرْزُقُ مَنْ يَشَاءُ بِغَيْرِ حِسَابٍ
«В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры, чтобы Аллах воздал им за наилучшее из того, что они совершили (или лучшим, чем то, что они совершили; или наилучшим образом за то, что они совершили), и приумножил это по Своей милости. Аллах наделяет, кого пожелает, безо всякого счета» (сура «ан-Нур», 36-38).
Сказал Всевышний:
إِنَّمَا يَعْمُرُ مَسَاجِدَ اللَّهِ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَأَقَامَ الصَّلَاةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَلَمْ يَخْشَ إِلَّا اللَّهَ ۖ فَعَسَىٰ أُولَٰئِكَ أَنْ يَكُونُوا مِنَ الْمُهْتَدِينَ
«Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути» (сура «ат-Тауба», 18).
Всевышний сказал:
قُلْ أَمَرَ رَبِّي بِالْقِسْطِ ۖ وَأَقِيمُوا وُجُوهَكُمْ عِنْدَ كُلِّ مَسْجِدٍ وَادْعُوهُ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ ۚ كَمَا بَدَأَكُمْ تَعُودُونَ
«Скажи: «Мой Господь велел поступать справедливо». Обращайте к Нему лица в любом месте поклонения и взывайте к Нему, очищая перед Ним веру. Он сотворил вас изначально, и так же вы будете возвращены» (сура «аль-А’раф», 29).
И Он приказал Своим рабам быть справедливыми и правдивыми, а так же обращение в сторону Киблы[7], в какой бы мечети они ни были, и сказал Всевышний:
يَا بَنِي آدَمَ خُذُوا زِينَتَكُمْ عِنْدَ كُلِّ مَسْجِدٍ وَكُلُوا وَاشْرَبُوا وَلَا تُسْرِفُوا ۚ إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ
«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (сура «аль-А’раф», 31).
Под украшениями подразумевается – скрытие ‘аурата (интимных мест, красот)[8] в молитве и не имеет значения, для какой молитвы – коллективной в мечети или нет. Ведь скрывание ‘аурата является обязательным в любом состоянии, ведь «Аллах больше всех достоин, чтобы Его стеснялись»[9].
И эти аяты, которые были приведены, указывают на значимость мечетей, которые Аллах приказал строить для выполнения в них коллективных молитв. Мечети являются одними из величайших ценностей в Исламе (и величайшим проявлением Ислама). Коллективная молитва, совершенная в ней, а так же призыв на нее являются одними из великих обрядов Ислама. А оставление выполнения коллективной молитвы является признаком лицемерия, да упасет нас Аллах от этого!
Всевышний сказал о молитве:
وَاسْتَعِينُوا بِالصَّبْرِ وَالصَّلَاةِ ۚ وَإِنَّهَا لَكَبِيرَةٌ إِلَّا عَلَى الْخَاشِعِينَ
الَّذِينَ يَظُنُّونَ أَنَّهُمْ مُلَاقُو رَبِّهِمْ وَأَنَّهُمْ إِلَيْهِ رَاجِعُونَ
«Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных, которые убеждены в том, что они встретятся со своим Господом и что они возвратятся к Нему» (сура «аль-Бакъара», 45-46).
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для лицемеров нет молитв более тяжких, чем утренняя (фаджр) и ночная (‘иша), однако, если бы знали они, (какая награда ждет людей) за две эти молитвы, то обязательно являлись бы на них (в мечеть), даже (если бы пришлось им добираться туда) ползком! И хотел бы я приказать человеку, чтобы он помолился с людьми (вместо меня), а самому пойти с теми мужами, у которых были бы дрова к тем, кто не присутствовали на молитве для того, чтобы сжечь их дома»». Хадис приводится у аль-Бухари в главе «Достоинство коллективной ночной молитвы» (657) и Муслима в главе «Мечети» (651).
Сообщается что ‘Абдулла ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы не видели, чтобы кто-нибудь пропускал молитву, кроме лицемеров, известных своих лицемерием, или больных. И даже если человек был больным, то шел, опираясь между двумя мужчинами, пока не доходил до места совершения молитвы. Поистине, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обучил нас правильному пути, и из этого правильного пути – совершение молитвы в мечети, в которой был азан, призывающий к ней». Хадис привел имам Муслим в главе «Мечети», хадис (654).
А Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) объяснил достоинство коллективной молитвы. Передают со слов абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Общая молитва превосходит молитву, совершаемую любым из вас в одиночестве, на двадцать пять степеней, и ангелы ночи встречаются с ангелами дня во время утренней молитвы». Затем абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «И читайте, если пожелаете этот аят: «И чтение Корана утром (в фаджр), и поистине, (чтение) Корана утром будет при свидетелях»». Хадис привел имам Муслим в главе «Мечети» (649), и имам аль-Бухари (648).
Передают со слов ‘абдуЛлах ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Общая молитва превосходит индивидуальную в двадцать семь раз». Хадис этот передал имам аль-Бухари (645), имам Муслим (650).
Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Молитва, прочитанная человеком в джама’ате, превозноситься над той молитвой, которую он прочитал дома или на рынке в двадцать пять раз. И если он взял ууду (омовение) и вышел из дома, направляясь в мечеть, и не выходил кроме как ради молитвы, то с каждым его шагом поднимается его степень и прощается грех. И если он молится, то не перестают ангелы просить за него, до тех пор, пока он находится в мечети: «О Аллах, восхвали его, о Аллах, смилуйся над ним», и так до тех пор, пока он будет ждать следующую молитву». Хадис приводит имам аль-Бухари (647), имам Муслим (649).
Также молитва является тем, по причине чего прощаются грехи[10].
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Скажите, если бы у дверей (дома) любого из вас протекала бы река и он купался в ней по пять раз ежедневно, остался ли бы он грязным после этого?» Они ответили: «От грязи не осталось бы и следа». Тогда Пророк сказал: «Это подобно пяти молитвам, посредством которых Аллах стирает прегрешения[11]». Приводят хадис имам Бухари (528) и имам Муслим (667).
Джабир ибн ‘абдиЛлях, да будет доволен им Аллах, сообщил, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пять молитв подобны реке (щедро текущей) у ваших дверей, в которой вы умываетесь пять раз в день». Хадис приводят имам Муслим (668), имам Ахмад (462/2) из хадиса Джабира и Абу Хурайры.
Неверие того, кто оставил молитву
Джабир ибн ‘абдиЛлях аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что он слышал как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, между человеком и ширком (многобожием) или куфром (неверием) – оставление молитвы». Хадис приводит имам Муслим (82), а так же Абу Дауд в книге «Сунан» (4678) со словами: «Между рабом и между неверием – оставление молитвы»[12]
Приводит так же его имам ат-Тирмизи в главе «Имана» (2618) со словами: «Между неверием и верой – оставлении молитвы»[13]. И хадис (2619) со словами: «Между рабом и между многобожием или неверием оставление молитвы»[14].
Также Ибн Маджа (1078), со словами: «Между рабом и между неверием оставление молитвы»[15].
От ‘Абдуллы ибн Бурайды, который передал от своего отца, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Договор, который между нами и между ними – молитва. И кто ее оставил – совершил неверие». Этот хадис передал ат-Тирмизи (2621). Сказал ‘Укба: «Хороший достоверный хадис». В иснаде (цепочке передатчиков) это хадиса есть Хусайн ибн Уакыд, которого назвал заслуживающим доверия Ибн Ма’ин, (но) имам Ахмад говорил про него[16], а аль-Хафиз ибну Хаджар сказал: «Достойный доверия, иногда ошибается. Его хадисы хасан (хорошие)».
И так же привел хадис с этой цепочкой ибн Маджа в разделе «Молитва» (1079)[17]. И привел имам Ахмад в «Муснад» (346)[18], и ан-Насаи в разделе «Молитва» (463)[19].
Разногласие ученых относительно неверия оставившего молитву
Ученые разногласят в том, какое именно неверие подразумевается тут. Из них есть те, которые говорят что это большое неверие, выводящее из Ислама. И в качестве доказательства этого неверия приводят хадис и слова ‘Абдуллы ибн Шакъыйка: «Сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не считали неверием ни одно из оставленных дел, кроме молитвы»[20]. И другие доказательства.
Так же есть те, кто считают, что это малое неверие, которое не выводит из Ислама, совершившего его. Кроме, как только если этот человек посчитает дозволенным оставление молитвы, то в этом случае он совершит большое неверие, по единогласному мнению ученых. И доказательством тех, кто не приписывают такому человеку большое неверие слова Аллаха Всевышнего:
إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَنْ يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَٰلِكَ لِمَنْ يَشَاءُ ۚ وَمَنْ يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدِ افْتَرَىٰ إِثْمًا عَظِيمًا
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (сура «ан-Ниса», 48).
Большинство (ученых) – саляфов и те, кто были после них, считали, что такого человека нужно призвать к покаянию. И если не покается, то его следует убить[21]. Однако мазхаб Абу Ханифы и некоторые ученые на том мнении, что его не убивают. Однако такого человека порицают и сажают в тюрьму, до тех пор, пока он не начнет совершать молитву.
Достопочтенный ученый мухаддис, шейх Раби’ ибну Хади ‘Умайр аль-Мадхали
_______________________________________________
[1] Хадис приводит имам Бухари (605).
[2] Названия в скобках приведены редактором, их в основной статье нет.
[3] Хадис приводят имамы Бухари и Муслим в своих сборниках «Сахих».
[4] «А ведь им было велено лишь поклоняться Одному Аллаху, – желая этим поклонением только Лика Его, – (искренне) очищая перед Ним свою религию», – устремляясь от многобожия к чистой вере (см.: «ат-Тафсир аль-Муйссар»).
[5] Ханиф – это тот, кто полностью оставил многобожие и устремился к Аллаху, поклоняясь Ему Одному и служа.
[6] Хадис достоверный. Приводит его имам Ахмад в «Муснад» (6854, 6927), Абу Дауд (495), ад-Даракъутни, Ибну Аби Шейба и другие. Шейх Альбани назвал его достоверным в «Сахих сунан Аби Дауд».
[7] То есть: Ка’абы, Запретной (Заповедной) Мечети в Мекке, которую воздвиг Ибрахим, мир ему.
[8] У мужчин ‘аурат от пупка до колен включительно, а у женщин ‘ауратом является все тело, за исключением лица и кисти рук.
[9] Хадис хасан (хороший). Приводит его имам Ахмад в «Муснад» (20567, 20568), имам аль-Бухари под главой 20, Абу Дауд (4017), ат-Тирмизи (2769), аль-Бейхакъый и др.
[10] Это так же относится все и к плодам, которые пожинает совершающий молитву.
[11] Речь здесь идет о малых грехах, т.к. большие грехи требуют покаяния (ат-тауба).
[12] Хадис достоверный, как на это указал шейх аль-Альбани в «сахих сунан».
[13] Хадис достоверный, как на это указал шейх аль-Альбани в «сахих сунан».
[14] Хадис достоверный, как на это указал шейх аль-Альбани в «сахих сунан».
[15] Хадис достоверный, как на это указал шейх аль-Альбани в «сахих сунан».
[16] То есть говорил о его надежности, выражая сомнения.
[17] Хадис достоверный, как на это указал шейх Альбани в «сахих сунан».
[18] Сказал Шу’айб аль-Арнаут: «Иснад крепкий».
[19] Хадис достоверный, как на это указал шейх Альбани в «сахих сунан».
[20] Это сообщение достоверно, его приводят многие имамы, так же шейх аль-Альбани в «Мишкат аль-масабих» (579), называя его сахих.
В отношении этого сообщения можно добавить следующее:
Многие имамы цитировали это сообщение Шакъикъа но, тем не менее, не говорили, что в нем указание на единогласное мнение о большом неверии оставившего намаз. Например, имам ибн Къудама, один из самых знающих имамов в ханбалитском мазхабе, разбирая вопрос оставления намаза, привел это сообщение, но несмотря на это и на то, что одним из мнений Ахмада было то, что оставивший намаз кафир, Ибн Къудама отдал предпочтение мнению, что оставивший намаз не является кафиром! Более того, он сказал, что иджма’ в обратном, что оставивший намаз не становится кафиром. Он сказал: «Второе мнение состоит в том, что оставившего намаз убивают в качестве наказания, не выводя его из Ислама. И на это указывает иджма’ мусульман!» См.: «аль-Мугъни» (2/444).
Имам ибн Батта, говоря о том, что с оставившими намаз не обращаются так, как с вероотступником (муртад), сказал: «В этом иджма’ мусульман! Поистине, мы не знаем чтобы в какое-либо поколение оставившего намаз не купали и не совершали над ним джаназа молитву или чтобы не хоронили его на кладбище мусульман! Или чтобы запрещали наследовать от него! Или чтобы разводили такого человека с его женой, несмотря на то, что оставляющих намаз было много! И если бы такой человек был бы кафиром, то все эти положения обязательно применялись бы в отношении них!» Эти же слова ибн Батты передал имам ибн Къудама в «аль-Мугъни» (2/446).
Это указывает на то, что саляфы не понимали хадисы про оставление намаза как большой куфр (большое неверие!) Так какой же иджма’ сильнее, в том, что оставивший кафир ( неверный) или нет?!
Так же остается вопрос к сторонникам этого иджма’а: С достоверным иснадом от того же Шакъкикъа ибн Абдуллаха передается следующее:«Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) порицали продажу свитков Корана и плату за обучение детей, и очень строго относились к этому!» Са’ид ибн Мансур (2/350). Иснад достоверный.
Текст этого сообщение один в один подобен тексту про так называемое единогласное мнение сподвижников. Тогда возникает вопрос, почему же в этом случае никто из ученых никогда не заявлял о том, что в запрещении продажи Корана и взятии платы за его обучение есть единогласное мнение сподвижников?! А более того, большинство учёных Саудии, считающие оставившего молитву кафиром (неверным), дозволяют торговать Кораном!
На основании этого мы видим, что имамы-исследователи в вопросах иджма’а саляфов не упоминали об этом, а наоборот говорили обратное. Например, имам Ибн аль-Мунзир, специализировавшийся в теме иджма’а в том или ином вопросе, в главе: «Относительно обвинения в неверии оставившего намаз» сказал: «Я не нашел в этом вопросе единогласного мнения!» См.: «аль-Иджма’» (148).
Также говорил и имам Ибн Хазм.
Имам аль-Багъауи сказал: «Ученые разошлись во мнении относительно человека, преднамеренно оставившего обязательную молитву». См.: «Шарх ас-Сунна» (2/178).
Имам Мухаммад ибн абдуль-Уаххаб говорил: «Столпов Ислама пять, первый из них это два свидетельства, а затем остальные четыре. И если человек признает их, но не совершает их из-за небрежности, то мы не считаем его неверным, даже если и сражаемся с ним. Что касается вопроса оставления намаза из-за лени и без отрицания его обязательности, то ученые разошлись во мнении относительно этого. Мы же не обвиняем в неверии кроме как за то, в неверии чего были единогласны все ученые, а это только два свидетельства!» См.: «Дурару-ссанийя» (1/70).
Так о каком же иджма’е может идти речь?! Тем более сообщается, что когда Ибрахим ибн Са’ид аз-Зухри спросил ибн Шихаба о человеке, оставившем намаз, он ответил: «Если он оставляет намаз, желая другой религии помимо Ислама, то его следует казнить! Если же нет (т.е. оставаляет намаз не по причине вероотступничества), тогда он нечестивец из нечестивцев, которого следует сильно побить или посадить в тюрьму!» аль-Халляль в «аль-Джами’» (2/546).
А имам Ибн Шихаб аз-Зухри – это один из самых знающих таби’инов, родившийся во время правления Му’ауии, о котором Суфьян ас-Саури говорил: «Он был самым знающим человеком в Медине!» А ‘Умар ибн абдуль-‘Азиз сказал: «Придерживайтесь этого ибн Шихаба, поистине, вы не встретите никого, кто знал бы Сунну так, как он!» См.: «ас-Сияр» (4/320).
[21] Убийство – смертная казнь, которая совершается по приказу шариатского правителя, а не по желанию отдельных личностей или групп, как полагают некоторые.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
(512)