Главная Статьи Вероубеждение Разное Отношение мусульманина к праздникам
Отношение мусульманина к праздникам

Отношение мусульманина к праздникам

797
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Вступление 

Всевышний Аллах сотворил нас согласно Своей великой мудрости, и вменил нам в обязанность поклонение Ему Одному, сказав:  Я не сотворил джиннов и людей кроме как для того, чтобы они поклонялись Мне .(Сура аз-Зарийат, 56)

Он послал ко всем народам Своих посланников, чтобы они призвали людей к истине, чтобы запретили им мерзости и злодеяния. Первым из этих посланников был Нух, мир ему, последним – Мухаммад, мир ему и благие приветствия. Кто бы из посланников Аллаха не приходил в этот мир, он обязательно призывал, говоря:

 يَا قوْم اعْبُدُوا اللهَ مَا لكُمْ  مِ نْ إلَٰ  ه غَيْر هُ

О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас иного истинного божества, кроме Него

Это есть основа религии – единобожие (таухид), поклонение Одному лишь Аллаху, и отдаление, оставление того что этому противоречит, того что нарушает его – это многобожие (ширк).

Так же отдаление от того, что делает единобожие неполноценным, как малое многобожие (показуха) и нововведения в религии (бид’а).

Так же призыв Ислама, как призыв добра, чистоты и милости, направлен на очищение души человека, его слов и дел от мерзких деяний, грехов и ослушаний.

И из того, что противоречит единобожию, из того, что является грехом в религии – это уподобление неверным, тем, которые забыли Господа и измышляют ложь на Него, тем, кто поклоняются не Ему, или придает Ему сотоварищей, делая Ему равных в этом поклонение.

Поэтому религия Ислам побуждает нас проявлять непричастность ко всему, что противоречит истине, всему, что подрывает устои Ислама, всему, что не имеет отношения к божьей религии.

И одним из видов уподобления неверным является согласие, помощь, участие в их праздниках.

Сказал посланник Аллаха, мир ему и и благие приветствия: «Кто уподобляется какому-то народу, тот сам из них»[1].

Сказал шейх Салих аль-Фаузан, да сохранит его Аллах, приведя этот хадис: «Является запретным уподобление неверным в том, что является их отличительной особенностью, их обычаями, их поклонением, их отличительными признаками, их нравами, как например, бритье бороды, отращивание усов, общение на их языке, если только язык не используется в необходимых случаях, так же, уподобление им в их одежде, в их еде и питье, и т.д.»[2].

Что же касается их праздников, то они вбирают в себя все вышеперечисленные виды уподоблений, которые мусульманин должен стремиться избегать.

Но прежде чем разъяснить более подробно этот момент необходимо понять что такое праздник (аль-‘ийд), и что такое праздник в Исламе.

Праздник и суть его в Исламе

Сам праздник условно можно разделить на два вида:

1 –  праздник установленный временем или местом

2 – праздник непроизвольный, не определенный временем или местом, подругому – событие

Пример первого вида в Исламе: Праздник Жертвоприношения, который установлен и временем и местом. Что касается неверных, то для примера их праздника можно привести «Новый Год», «8 Марта» и т.д.

Пример второго вида – день сдачи экзамена, покупка квартиры, рождение ребёнка[3].

Определение термина праздник – «аль-‘Ийд»:

Арабское слово «аль-‘Ийд» взято из корня «‘ада», «я‘уду», «‘аудан», что означает «возвращаться».

Шейхуль-Ислам ибн Теймия, да будет милостив к нему Аллах, сказал: ««Аль‘Ийд» – это время сбора людей, которое может повторяться либо каждый год, либо каждую неделю, либо каждый месяц и т.д.»[4]

Имам ибн аль-Асир в «ан-Нихая» передал, что Ибн аль-А’раби сказал: ««Аль-‘Ид» получил свое название по той причине, что он каждый год возвращается, принося с собой веселье».

Сказал ибн аль-Кайим, да будет милостив к нему Аллах: ««Аль-‘Ийд» – то, что становится привычным (для человека) в его желании и стремлении, в его возвращении будь это местом или временем, взято это слово из понятия «привычка», «рецидив», «повторение»…»[5]

 Что касается праздников в Исламе, то согласно нашему разделению, установленных праздников у нас три:

1  – Праздник Разговения («’Ийд аль-Фитр»)

2  – Праздник Жертвоприношения («’Ийд аль-Адха»)

3  – День Пятницы («аль-Джум’а»)

Однако, что касается пятницы, то это ‘ийд у нас как место и время возвращения мусульман, их сбора.

Сказал ибн аль-Кайим: «Если же говорить о понятии «аль-‘ийд» которое касается места, то это место, в котором происходит сбор, посещение с целью поклонения и т.д…»[6]. То есть сюда можно отнести как обряды Хаджа, посещение Мекки, Медины, долины Мина, так же и сбор на пятничную молитву (джум’а).

Шариат заменил мусульманам любые праздники в Исламе на два, так как религия предписывает нам отказ от уподобления неверным и многобожникам, и предписывает полностью противоречить им в их ложной религии, как сказал посланник Аллаха, мир ему и благие приветствия: «Противоречьте многобожникам»[7], то есть не делайте то в вашей религии , что делают они в своей.

Анас ибн Малик рассказывал: «Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, переселился в Медину, у ее жителей было два праздничных дня, которые они отмечали играми и весельем. Он спросил их: «Что эти дни означают?» Они ответили: “Это дни, в которые мы веселимся, празднуя их со времен язычества”. Тогда пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал им: «Поистине, Аллах заменил их двумя лучшими днями: днем Жертвоприношения и днем Разговения!»[8].

От ‘Укъбы ибн ‘Амира сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «День ‘Арафа, день Жертвоприношения и три дня ат-Ташрикъа – это наши дни ‘Ида, о мусульмане!»[9].

Сказал ибн аль-Кайим: «У многобожников были праздники, связанные со временем и местом, когда же пришёл Ислам, то объявил он все их праздники ложью, и вернул единобожников к празднику Разговения и Жертвоприношения. Как и вернул их (мусульман) к праздникам связанным с местом, как например в Мекке, во время Хаджа[10] и т.д., в отличии от многобожников»11.

Что касается праздников непроизвольных, иными словами событий, то в жизни мусульманина они могут иметь место. Из этих радостных дней, например: сдача экзаменов, получение водительских прав, покупка квартиры, долгожданная встреча с другом и т.п.

Однако нужно понимать, что эти события не являются теми, которые повторяться из года в год, и не имеют установленных Исламом особых поздравлений в связи с этим, это просто события, которые не являются чем-то особенным в религии, и не являются сами по себе поклонением.

И кто желает их отметить, позвав например друзей, приготовив вкусный торт, то в этом нет никаких проблем.

Если же это перерастает в некий обряд, и устанавливаются для этих дней (событий) специальные действия и слова, то такие праздники становятся запретными, становятся тем, что вводится в религию без оснований, без шариатских доказательств.

Так же, важно отметить, что события, на которых совершается ослушание Аллаха, делается что-то из греховного, как прослушивание музыки, курение, употребление недозволенного, становятся запретными  и мусульманин должен сторониться их.

Доводы о запрете участия в праздниках немусульман

Далее мы приведем доказательства о запрете праздников, участия в них, помощь в процессе приготовления к ним, из Книги Аллаха, Господа Миров, так же из Сунны Его пророка, мир ему и благие приветствия, так же слова ученых всех известных мазхабов как прежних, так и нынешних. Доводы из Книги Аллаха. Всевышний Аллах говорит в Коране:

: وَالذِينَ لََ يَشْهدُونَ الزُّورَ  وَاذَا مَرُّوا باللغْوِ مَرُّوا كِ ارمًا

Они не свидетельствуют лживо (или не присутствуют при лживых разговорах, собраниях), а когда проходят мимо праздного, то проходят с достоинством (Сура аль-Фуркан, 72).

В толкование слов: «Они не свидетельствуют лживо (или не присутствуют при лживых разговорах, собраниях)» такие имамы как Муджахид (ученик ибн ‘Аббаса), ар-Рабий’ ибн Анас, аль-Кадый абу Йа’ля, Тауус, ибн Сийрин, ад-Даххак и другие, сказали – «это праздники многобожников»[11].

«Они не свидетельствуют лживо» – то есть не свидетельствую о лжи, не принимают участие в обмане, тем более что касается религии. А что сказать о тех, кто идет на праздники немусульман, и радуется с ними лжи, которая возводится на Аллаха – Господа Миров, радуется их языческим обрядам и ритуалам, говоря: «Это всего лишь веселье, мы так привыкли»?!

Сказал шейх Салих аль-Фаузан, приведя этот аят: «То есть из качеств рабов Милостивого то, что они не принимают участие (не присутствуют) на праздниках неверных».

Доводы из Сунны пророка:

Это хадис, который мы приводили выше от Анаса ибн Малика, который рассказывал: «Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, переселился в Медину, у ее жителей было два праздничных дня, которые они отмечали играми и весельем. Он спросил их: «Что эти дни означают?» Они ответили: “Это дни, в которые мы веселимся, празднуя их со времен язычества”. Тогда пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал им: «Поистине, Аллах заменил их двумя лучшими днями: днем Жертвоприношения и днем Разговения!»

Из хадиса мы видим, что пророк Аллаха, мир ему и благие приветствия не сделал исключений кроме как для двух праздников, и кто последует его пути – пути Аллаха, тот спасется, «а кто ослушается Аллах и посланника, тот собьётся (заблудится)»[12].

Довод Иджма’ (единогласного мнения ученых):

Передается от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, который говорил: «Не заходите к многобожникам в их храмы во время их празднеств, поистине гнев (Аллаха) снисходит на них (в это время)».

Так же он говорил: “Отдаляйтесь от врагов Аллаха (неверных) во время их праздников”[13]

Сказал имам ибн аль-Кайим, да будет милостив к нему Аллах: «На этом были факыхи из тех, кто последовал за сподвижниками, а именно, что нельзя мусульманам присутствовать на праздниках многобожниках, и это согласно единогласному мнение (иттифак) обладающих знанием, и согласно ученым четырех мазхабов, о чём известно из их книг»[14].

Мнения ученых 4-х мазхабов:

1)  Ханафитский

Сказал имам ибн Наджим аль-Ханафи, что абу Хафс аль-Кябир, да будет милостив к нему Аллах, говорил: «Если человек поклонялся Аллаху Всевышнему пятьдесят лет, затем пришёл день праздника Науруз, и он сделал кому-нибудь из многобожников подарок, пусть даже яйцо, желая возвеличить этот день, то впал он по причине этого в неверия и тщетными стали все его дела».

Сказал автор «аль-Джами’ ас-Сагъыр»[15]: «Если кто-то (из мусульман) седлает подарок кому-то в день Науруза, не желая возвеличить этот день, однако по привычке, которая сложилась у людей, то не становится такой неверным. Однако необходимо мусульманину не делать этого именно в этот день (то есть дарить что-то другим), а сделать это в дни до этого или после, чтобы не было это уподоблением народу неверному (невежественному), так как посланник Аллах, мир ему и благие приветствия, сказал: «Кто уподобляется какому-то народу, тот сам из них»[16].

2)  Маликитский

Сказал ибн аль-Хадж аль-Маликий, перечисляя то, что постигло некоторых их мусульман, более того тех, кто себя приписывал к знанию, которые в праздники неверных (Людей Писания в частности), помогали им, навещали их, дарили им подарки, давали им то, что поможет им в их грехах, и сказал: «О если бы этого не было!!» То есть, не желая видеть это и знать.

Далее он передал ответ ибн аль-Касима, которого спросили о лодках, которые используют христиане в своих праздниках, и передал, что ибн аль-Касим порицал это, запрещал мусульманам давать христианам лодки, говоря, что боится гнева Аллаха, которое спускается на неверных (в их праздники), что это гнев постигнет и помогающих им.

И он считал это пособничество в праздниках неверных – пособничеством в неверие. И считал, что не дозволено продавать им что-то (в эти дни), то, что может помочь им в приготовление к их праздникам, будь это мясо или одежда, и считал недозволенным давать им что-то в аренду, будь это верховые животные и т.п.

И говорил: «Я не знаю, чтобы кто-то противоречил в этом (из обладающих знанием)».

Сказал ибн аль-Хадж аль-Маликий после того что привел от ибн аль-Касима: «Смысл этого отдалить мусульман и запретить им уподобление неверным, следуя тому, что пришло в хадисе: «Кто уподобляется какому-то народу, тот сам из них», уподобляться в том, что является их особенностью. Ведь посланник Аллаха, мир ему и благие приветствия, порицал уподобление им в любых вопросах до такой степени, что иудеи говорили: «Поистине, Мухаммад желает противоречить нам во всем, и не оставить ничего из наших дел в этом». 

И некоторые из мусульман объединили в себе уподобление им и помощь им в неверие, и это не добавило им ничего кроме как беззакония и несправедливости…»[17].

3)  Шафиитский

Сказал ад-Дамийрий аш-Шафи’ий: «Осуждается (порицается) тот, кто соглашается с праздниками неверных»[18].

Сказал ибн Хаджар аль-Хайтами аш-Шафи’ий: «Самое мерзкое и отвратительное новшество – это согласие мусульман с праздниками христиан, которое проявляется уподоблением им в еде, подношение подарков им и принятия подарков от них. И больше всех заботятся об этом (новшестве, в этом уподобление) жители Мисра[19], а ведь посланник Аллаха, мир ему и благие приветствия, сказал: «Кто уподобляется какому-то народу, тот сам из них» … И тому подобные новшества, которые они внедрили (в религию), поэтому является обязательным запрещать им (неверным) устраивать свои праздники открыто»[20].

4)  Ханбалитский

Сказал аль-Бахутий аль-Ханбалий: «Является запретным присутствие на праздниках христиан и иудеев»[21] – и других неверных, «а так же продажа им в эти дни…Так же подносить им подарки (и принимать)» – так как в этом есть возвеличивание их, подобно тому, как запрещено начинать приветствовать их первыми».

И «запрещено все что является из их особенностей, как праздники, и так же то, чем они отличаются, так как в этом уподобление, а уподобление им запретно» – согласно хадису, «и тот кто уподобляется заслуживает наказания»…»23.

Шейхуль-Ислям ибн Теймия сказал: «Уподобление неверным в любом из их праздников означает, что человек довольствуется их ложными убеждениями и обычаями».

Что касается торговли и продажи неверным в дни их праздников, то речь идет о тех продуктах или вещах, которые они используют в этих самых праздниках. Шейхуль-Ислям ибн Теймия говорил: «Мусульманам не дозволено продавать неверным в дни их праздников что-либо, что они будут использовать именно для этого, будь это еда, одежда, благовония и т.д.”[22]

И согласно этому продавать им вещи отличные от вышеупомянутых является дозволенным, как и является дозволенным ведение с ними торговли в общем, кроме как если товар продаваемый им будет использован против мусульман или точно известно, что будет использован в ослушание Аллаха.

Шейхуль-Ислама ибн Теймию спросили о дозволенности торговых отношений с татаро-монголами, которые в то время сражались с мусульманами, он ответил: «Что касается торговых отношений с ними, то дозволено с ними то, что дозволено и с подобными им, и запрещено с ними то, что запрещено с им подобными. Дозволено же продавать им еду, одежду и тому подобное, из того, что продается другим, а что касается продажи им или кому-либо другому лошадей или оружия, которые они могут использовать в запретном сражении, то это запрещено, ибо Всевышний Аллах говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, и не помогайте друг другу в грехе и вражде»[23]»[24].

Так же шейха ибн База спросили: «Если продавец шиит-рафидит, следует ли призывать людей, чтобы они ничего не покупали у него?»

Шейх ответил: «Покупать дозволено и у неверных, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) покупал у иудеев, и заложил свою кольчугу иудею за еду для своей семьи. Однако вам следует разъяснять людям заблудшие убеждения рафидитов, чтобы они не брали их себе в друзья. А что касается покупки у них чего-либо, то это дело простое».

Его спросили: «Но ведь будет лучше не покупать у них

Шейх ибн Баз ответил: «Важным является предостережение от любви к ним и разъяснение их порочных убеждений и деяний, ибо они ругают и порочат сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) и обращаются с мольбами к ‘Али, что является одним из проявлений величайшего многобожия»[25].

Слова ученых нашего времени относительно запрета участия в праздниках неверных

Спросили шейха абдуль-‘Азиза ибн База, да будет милостив к нему Аллах: «Некоторые мусульмане участвуют вместе с христианами в их праздниках, что вы об этом скажете?»

Шейх ответил: «Нельзя мусульманину и мусульманке участвовать с христианами и иудеями, и другими неверными в их праздниках, необходимо оставить это, так как это из уподобления им, а кто уподобится народу, тот из них. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал нас от уподобления им, принятию их нравов. Верующие мужчины и женщины должны остерегаться такого, и не дозволено им помогать чем бы то ни было неверным в их праздниках, так как они противоречат шариату.

И не дозволено участвовать в них и помогать им чем-либо, будь это даже чашка чая или кофе, или будь это посуда. Всевышний Аллах говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, и не помогайте друг другу в грехе и вражде», а помощь неверным в их праздниках – это из сотрудничества в грехе и вражде»[26].

Спросили шейха Мухаммада ибн Салиха аль-‘Усеймина, да будет милостив к нему Аллах: «Каково положение поздравления неверных с рождеством? И как нам отвечать на их поздравления с ним? И дозволено ли отправляться на места проведения этих празднеств? И получает ли грех человек, если он сделал что-то из перечисленного без намерения и желания? А сделал так либо вежливости, либо из стеснения и т.п. из причин. Так же, можно ли уподобляться им в этих праздниках?»

Ответ: «Поздравлять неверных с рождеством или каким-то еще их праздником является запретным без разногласий, как об этом передал ибн аль-Кайим, да будет милостив к нему Аллах в книге «Ахкам ахлиз-Зимма», где сказал: «Что касается поздравления неверных в их особенные дни, то это запрещено единогласно. Как, например, поздравлять с их праздниками или их днями поста, и говорить: «Удачного тебе праздника!» Или: «Поздравляю с праздником», и т.п. И если спасется говорящий такое от неверия, то все равно это из запретных деяний. (От неверия) – когда скажет человек, например: «Поздравляю тебя с земным поклоном кресту!», это есть великий грех перед Аллахом, он страшнее чем, если поздравить с распитием опьяняющего, или с убийством человека, или совершением греха и т.д.

И многие, кто не ценит свою религию и не знает, попали в это. И они не знают какие скверные дела делают, а ведь кто поздравляет с грехом, новшеством или неверием, тот попадает под гнев Аллаха и Его ненависть»[27].

Так же шейх ‘Усеймин отвечал:

«Не дозволено поздравлять их (неверных) с их праздниками когда бы это ни было, так как поздравление их с их религиозными праздниками указывает на довольство и согласие с их обрядами неверия, а это очень опасно.

И если спросит кто-то: Разве нельзя поздравить их просто из-за уважения, так же как они поздравляют нас из-за уважения? Ведь, когда наступает Рамадан, они поздравляют нас, так же и с праздником Жертвоприношения.

Мы ответим: Нет, мы не будем их поздравлять, так как наши праздники – праздники узаконенные (Аллахом Всевышним), а их праздники – праздники придуманные в религии, так как ‘Иса (Иисус) не отмечал свой день рождения. И если это так, и ‘Иса, мир ему, не отмечал свой день рождения, то их праздник есть ничто иное, как новшество в религии, в истории, и нет у него основы.

Тогда с чем мы будем их поздравлять, ведь их праздник не имеет религиозного обоснования, и даже в реальности мы не можем точно сказать, совпадает он с настоящим днём рождения ‘Исы или нет.

Если кто-то скажет: Это известно повсеместно!

Мы ответим: Даже если так, даже если это практикуется везде и постоянно, однако этот праздник – новшество в религии, вещь выдуманная, поэтому мы не будем с ним поздравлять.

А то, что они поздравляют нас с праздниками нашими, то наши праздники установленные шариатом, хвала Аллаху, и у нас есть право на то, чтобы нас с этим поздравляли.

Хорошо, теперь вопрос: Если они поздравят нас с их праздником, нужно ли нам отвечать на их поздравление?

Ответ: Нет, мы не будем им отвечать, так как ответ им что будет означать? Будет означать согласие и довольство.

Поэтому если придет неверный и скажет: С праздником тебя! Сегодня 31-ое декабря, с праздником тебя, поздравляю! Пусть это будет для тебя благом!

Что я отвечу ему? Я не буду поздравлять в ответ, а скажу: Это не праздник для нас, и твоя мольба мне, я не буду отвергать её, но поздравления я не принимаю, так как это не наш праздник.

И это обязательно для нас, если мы верим в наше величие (величие Ислама), иначе это будет согласно тому, что поведал Всевышний в Книге Своей, сказав:  

 وَدُّوا لوْ تدْهِنُ فيُدْهِنُونَ

Они хотели бы, чтобы ты был уступчив, тогда они тоже стали бы уступчивы[28] И нет у них проблем поздравлять тебя, пока ты поздравляешь их»[29].

Сказал шейх Ахмад ибн Яхья ан-Наджми, да будет милостив к нему Аллах: «Это действие (праздники) из деяний ложных, неправильных, которые считаются новшеством, а каждое новшество – это заблуждение, и обязательно нужно оставить его.

И если кто-то скажет, что это из дел обыденных (бытовых), а основа в них – дозволенность, то мы скажем: неверные (невежды) взяли себе этот день праздником, и сделали узаконенным в нем то, что не сделал узаконенным ни Аллах Всевышний, ни посланник Аллаха. И нет праздников в Исламе, кроме установленных шариатом, а это Праздник Разговения, Праздник Жертвоприношения и недельный ‘ийд – Пятница (Джум’а). Всё, что придумали люди, кроме этих праздников, является противоречием шариату, и является ересью…»[30].

Спросили шейха Салих аль-Фаузан, да сохранит его Аллах, о положении мусульманина, которого многобожники поздравляют с праздникам, отвечать ли ему им или нет?

На что он ответил: «Нет, не дозволено участвовать в праздниках многобожников и поздравлять их с ними, и не дозволено отвечать на их поздравления. Напротив, нужно порицать это и говорить: Это не дозволено нам, мы мусульмане, а это праздники неверия, мы не любим и порицаем их.

Да. Нельзя поздравлять неверных с их праздниками, и нельзя мусульманину отвечать на их поздравления, так как это не праздники мусульман, и мусульманин не радуется им.

Так же праздники новшеств (внесенные в религию сектантами), как «маулид» (день рождения пророка) и т.д., праздники сектантов, праздники нововведенцев. Точно так же, не дозволено принимать в них участие и поздравлять с ними, так как они не являются праздниками Ислама…»[31].

Шейх Салих аль-Фаузан, да сохранит его Аллах, сделал важное указание на то, что праздники, которые введены в Ислам, новшества, так же имеют схожее положение. Запрещено участие в них, поздравление по их случаю, так как такие действия расцениваются как согласие, одобрение, взаимопощь и сотрудничество. Однако такое сотрудничество будет лишь в грехе и вражде. И будет проявлением дружбы и любви к сектантам, что может повлечь гнев Аллаха, повлечь то, что свет Ислама уйдет из сердца того, кто будет дружить с сектантами, подобно суфистам, шиитам, хауариджам и т.д.

Сказал аль-Фудейль ибн аль-‘Ийяд: «Кто полюбит приверженца нововведений, сделает Аллах тщетными его дела, и удалит свет Ислама из сердца его»[32].

Так же он говорил, да будет милостив  к нему Аллах: «Не сиди со сторонникам новшеств (сектантами), поистине я боюсь, что ниспошлет Аллах на вас проклятие»[33].

Сторонники Сунны пророка, мир ему и благие приветствия, объединяются на истине, на Книге Аллаха и пути Его посланника. Они узнают друг друга по приверженности к тому, на чем были праведные предшественники этой общины, они подобны воинам, как казал посланник Аллаха, мир ему и благие приветствия: «Души подобны воинам, те из них, которые узнают друг друга, объединяются, а те, кто не признают – расходятся»36.

Все это указывает на обязательность отдаляться от праздников неверных и сторонников сект в Исламе, и указывает на запрет помогать им в их праздниках.

И далее хотелось бы несколько слов написать о подарках в дни немусульманских праздников, как с ним  поступать, дозволено ли их принимать?

Можно ли принимать подарки от неверных,  связанные с их праздниками?

Из вышеизложенного, мы узнали, что дарить подарки неверным по случаю их праздников, является не дозволенным. Вспомним, к примеру, слова ибн аль-Касима, одного из маликитских имамов, кот. как сказано: «Считал отвратительным преподнесение подарков христианам в день их праздника, а также преподнесения иудеям, в день их праздника, пальмовой ветви в качестве подарка».  

Так же один из ученых ханбалиов аль-Бахутий говорил: «Запрещено присутствовать на праздниках иудеев и христиан, а также продажа им чего-либо и преподнесение подарков в этот день!»

Но что делать, если сами неверные преподносят подарки?

Ученые разногласили в этом вопросе, поскольку среди них были те, кто не дозволял принимать подарки от неверных, связанные с их праздниками, а есть, кто дозволял это при определенных условиях.

Изучая этот вопрос можно встретить некоторые предания от сподвижников, в которых говорится, что они принимали подарки в день Науруза и других праздников, однако разобрав слова ученых в отношении их достоверности, мы понимаем, что каждое такое предание имеет слабость в передачи.

И как говорил шейх Мухаммад Са’ид Раслян, да сохранит его Аллах, об этих преданиях, что все они не достоверные.

Сказал шейх аль-‘Усеймин, да будет милостив к нему Аллах, в отношение этих сообщений от сподвижников и того, что шейхуль-Ислям ибн Теймия привел их в своей книге: «То, что приводится от шейха (ибн Теймии) является странным от него, да будет милостив к нему Аллах, ведь принятие подарков от чужих (немусульман) есть ничто иное как проявление довольства. Однако то, что приводят в сообщениях от сахабов, да будет доволен ими Аллах, что они принимали подарки, то это было во время того как Ислам имел силу, и не обманывались люди через это, и неверные сами знали что Ислам выше (то есть сильнее чем то на чем они). 

Но в наше время, если ты примешь подарки от неверных, они только обрадуются этому, и скажут: «Мусульмане согласны с нами, что этот наш день – день праздника», поэтому нужно разделять в этом вопросе. И если ты боишься (опасаешься) что это может возвысить неверных или дать им повод подумать что мы согласны с их праздником, то не принимаются тогда их подарки, не важно, будут они из числа тех, кто попадает под условия закята или нет»[34].

Нет сомнений, это мудрое наставление шейха.

Так же важно, чтобы подарки, которые они преподносят, не имели связь с их праздниками, не были из особенностей этих дней. То есть это должно быть что-то обыденное, обычное, то, что готовится в другие дни (если это еда, например).

Сказал шейх: «Это из дипломатии (из политики Ислама), чтобы человек сторонился быть похожим на неверных, чтобы не принимал их подарки, не принимал их приглашения, если эти подарки и эти приглашения не являются из числа обыденного»[35].

Сам шейхуль-Ислям ибн Теймия, да будет милостив к нему Аллах, в книге, в которой он привел сообщения от сподвижников, говорит: «И если они сделают мусульманам подарок в дни их праздников, подарок не из ряда обычных, который могут подарить и в другое время, то нельзя принимать его. Особенно, если это будет подарок, который станет причиной уподобления им, как например: свечка в рождество, или яйцо (на Пасху), или молоко, доенное в четверг, что ассоциируется с последними днями их Поста.

Так же не дозволено дарить подарки кому-то из мусульман по причине праздника неверных, и не важно, будет в нем что-то из уподобления или нет»[36].

Итак, подводя итог в отношении принятия подарков, можно указать на следующее, что подарки в дни праздников, которые не имеет основы в Исламе, бывают двух видов:

1 – подарки, которые связаны непосредственно с этими праздником, которые используются в них

2 – подарки, которые являются обыденными, не связанными с этими праздником

Что касается вида первого, то такие подарки являются запретными без разногласий, и мусульманин должен быть внимателен, не делать того, чем не доволен Аллах и чего Он не любит.

Что касается второго вида, то для принятия их должны быть учтены определенные условия:

1. – чтобы он не был во имя праздника

2. – чтобы принимая этот подарок, мусульманин помнил о запрете дружбы с неверными или приверженцами сект в Исламе, и любви к ним

3. – чтобы с принятием подарка не было опасения, что этим ты возвеличишь их и будешь согласен с ними

А если есть возможность отказаться от любых подарков в дни их праздников, то это лучше и безопаснее. И Аллаху ведомо это лучше.

В заключение

Мне хотелось бы напомнить о том, что в Исламе Аллах Всевышний узаконил нам великие праздники, которые являются днями возвеличивания Его, днями сотрудничества в благих делах, в покорности и богобоязненности.

Но, к сожалению, мусульмане не научились радоваться узаконенным праздникам, так как научились радоваться неверные своим ложным, выдуманным.

Имам аль-Багъауи говорил: «Проявление радости в дни двух праздников относятся к обряду религии! И эти дни не подобны другим дням!»[37].

Зачастую мусульмане даже не знают даты их праздников, не говоря уже о приготовление к ним, обучению им своих детей и близких. А как много хороших дел можно сделать, сколько награды можно заработать, зная то, чем доволен Всевышний и что Он желает от нас в эти дни.

Поэтому мы должны изучать то, что связано с нашей религией, то, по средствам чего мы сможем добиться довольства Аллаха, и избежать Его гнева. Мы должны готовиться к праздникам Ислама наилучшим образом, изучая все, что с ними связано, придумывая для себя программы на эти дни, думая о том, как оказать внимание своим близким, детям и родителям, братьям и сёстрам, женами и мужьям. Вместе с этим, мы должны знать об опасности дружбы с неверными и сторонниками различных заблудших сект, знать их обряды и праздники, чтобы сторониться их и предостерегать от них других.

И в завершение я хочу попросить Всевышнего Аллаха, чтобы Он сделал этот труд полезным для мусульман! Чтобы он сделал нас причиной возвышения Слова Своего! Чтобы отдалил нас от всякого рода новшеств, чтобы повёл нас по пути посланника Аллаха, мир ему и благие приветствия, по пути его сподвижников! Чтобы даровал нам крепкую веру и возможность совершать больше благого.

Поистине Он над каждой вещью мощен, и ничто не скрыто от знания Его. 

И да благословит Он пророка нашего, Мухаммада, его семью и сподвижников его, а так же всех тех, кто последовал за ними вплоть до Судного Дня.

 Собрал и перевёл 

Марат абу Зейнаб (абу Зарр)


[1] Приводят хадис имам абу Дауд, в «Сунан», 4031, аль-Баззар в «Муснад», 2966, ат-Табарани и другие, хадис достоверный, достоверность его подтвердил шейх Альбани.

[2] См. «аль-Уаля уа аль-Бараа фи аль-Ислям»

[3] Имеется в виду не «День рождения», который справляется каждый год, ибо это будет уже относиться к первому примеру, т.к. связано с установленным временем, а само рождение, появление на свет дитя.

[4] См. “аль-Икътида” 1/441.

[5] См. «Игъасату аль-Лихфан», 1/190

[6] См. «Игъасату аль-Лихфан», 1/190.

[7] Хадис приводят имамы Бухари и Муслим.

[8] Приводят этот хадис имамы абу Дауд 1134, ан-Насаи 1556, Ахмад 3/178, ‘Абдур-Раззакъ 15566. Хафиз ибн Хаджар и шейх Альбани подтвердили достоверность хадиса.

[9] Приводят этот хадис имамы абу Дауд 2419, ат-Тирмизи 773, ан-Насаи 5/252. Имамы абу ‘Иса атТирмизи, ибн Хузайма, ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

[10] То есть имеется в виду, что обряды стали такими какими были при Ибрахиме, мир ему, убрал шариат все что было упущено или искажено в период невежества. 11  См. «Игъасату аль-Лихфан», 1/190.

[11] См. «Тафсир» имама ибн Касира, 11/168.

[12] Из хадиса, который приводят имам Ахмад, 18741, имам Муслим в «Сахих», 870, ан-Насаи в «Сунан», 3279 и другие.

[13] Приводит это сообщение имам аль-Байхакъи 18641, его иснад достоверный.

[14] См. «Ахкам ахлиз-Зимма», 1/723-724.

[15] Имам Мухаммад ‘абдуль-Хай аль-Люкнауий аль-Хиндий аль-Ханафи, (кот. умер в 1304 г.х.)

[16] См. «аль-Бахр ар-Раик шарх кунуз ад-Дакаик», ибн Наджима, 8/555.

[17] См. «аль-Мадхаль», 2/46-48.

[18] См. «ан-Наджм аль-Уаххадж фи шарх аль-Минхадж», 9/244. То же самое говорил аш-Ширбиний в «Мугний аль-Мухтадж», 4/191.

[19] Аль-Мисриюн – жители Мисра (Египта) или жители городов, потому как в городах обычно происходит смешение между мусульманами и христианами и т.п. и Аллах лучше знает.

[20] См. «аль-Фтауа аль-Фикхыя аль-Кубра», ибну Хаджара аль-Хайтами, 4/268-239

[21] Это слова шейха Шарафуддина Мусы ибн Ахмада аль-Хаджауи аль-Ханбали, (кот. умер в 968 г.х.) 23  См. «Кешф аль-Кына’ ‘ан матн аль-Икна’», 3/131.

[22] См. «аль-Икътида», 229

[23] Сура аль-Маида, 2

[24] См. «Маджму’уль-фатауа» 29/275

[25]  Сл. “Шарху усуль ас-Сунна”.

[26] См. «Маджму’у фатауа уа макалят мутанауи’а», 6/405.

[27] См. «Маджму’у фатауа уа расаиль ибн ‘Усеймин», 3/28.

[28] Сура аль-Калям, 9

[29] Сл. «Фатауа аль-Харам аль-Меккий», 1420, запись 1, сторона «Б», с 33-ей минуты.

[30] См. «Фатх ар-Рабби аль-Уадуд», 1/37.

[31] Запись можно прослушать, скачав по ссылке: https://www.box.com/s/i6hz9blto2gida4mj5vd

[32] Приводит имам ибн Батта в «аль-Ибана», 445, так же абу Ну’айм в «аль-Хилья», 8/103.

[33] Приводит имам ибн Батта в «аль-Ибана», 446, аль-Лялякаи, 262, и аль-Бейхакый в «аш-Шу’аб», 9472. 36  Хадис приводят имамы Бухари, 3158  и Муслим, 2637 и другие.

[34] См. “иктида сыратуль-мустакыйм”, стр. 213, издательство: “дар ибн аль-Джаузия”, Египет.

[35] См. “иктида сыратуль-мустакыйм”, стр. 195, издательство: “дар ибн аль-Джаузия”, Египет.

[36] См “иктида сыратуль-мустакыйм”, 1/227

[37] См. “Шарху-Ссунна” 4/323.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

« Источник »

(797)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Закрыть