1. Главная
  2. Статьи
  3. Вероубеждение
  4. Разное
  5. Вероубеждение четырех имамов: Имам Малик
Вероубеждение четырех имамов: Имам Малик

Вероубеждение четырех имамов: Имам Малик

964
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Вероубеждение имама Малика бин Анаса

I. Высказывания имама Малика о единобожии

  1. Аль-Харави передал, что аш-Шафии сказал: «Когда Малика спросили о каламе и единобожии, он ответил: «Невозможно, чтобы посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, обучил свою общину тому, как очищаться после справления нужды, но не научил её единобожию. Единобожие же заключено в следующих словах пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха: «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не скажут: “ Ля иляха илля-Ллах[1] (Нет никого, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха)»[2]. (Далее имам Малик сказал): «Поэтому имущество и жизнь защищены только благодаря сути единобожия»[3].
  1. Ад-Даракутни передал, что Валид бин Муслим сказал: «Я спросил у Малика, ас-Саури, аль-Аузаи и аль-Ляйса бин Са’да о сообщениях (ахбар), в которых передается о качествах Аллаха. Они ответили: “Эти качества таковы, как они пришли (в сообщениях)”»[4].
  1. Ибн Абд аль-Барр сказал: «У Малика спросили: «Можно ли будет увидеть Аллаха в День Воскресения?» Он ответил: «Да, Великий и Всемогущий Аллах говорит об обитателях Рая: “Одни лица в тот День будут сиять. И на своего Господа взирать”[5], а о других людях Он сказал: “В тот День они будут отделены от своего Господа завесой”[6]»[7].

Кади Ийад в книге «Тартиб аль-Мадарик» (2/42) передал, что Ибн Нафи[8] и Ашхаб[9], дополняя друг друга, сказали: «О, Абу Абдуллах! “Одни лица в тот День будут сиять. И на своего Господа взирать (назира),(этот аят означает, что) они будут взирать на Аллаха?» Малик ответил: «Да, своими глазами, как вот эти два». Тогда я сказал ему: «Поистине, есть люди, которые говорят, что на Аллаха не будут взирать. Они говорят, что слово «назира» (взирающие) означает «мунтазира иля сауаб» (ожидающие награду от Аллаха). Малик сказал: «Эти люди лгут! Нет же, на Аллаха будут взирать! Разве ты не слышал слов Мусы, мир ему: “Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя?”[10] Ты считаешь, что Муса попросил у своего Господа о чем-то невозможном? Великий и Всемогущий Аллах сказал: “Ты не увидишь Меня…[11], т.е. в этом мире (дунья), поскольку он является обителью тленности, а на Того, Кто вечен, не взирают посредством того, что тленно. Когда же они перейдут в обитель вечности, то будут взирать посредством того, что нетленно, на Того, Кто вечен, (кроме тех, о ком) Всевышний Аллах сказал: “В тот День они будут отделены от своего Господа завесой”[12]».

  1. Абу Нуайм передал, что Джафар бин Абдуллах сказал: «Мы находились у Малика бин Анаса, когда к нему пришёл какой-то человек и спросил: «О, Абу Абдуллах! Милостивый возвысился на Троне (‘арш). А как Он возвысился?» Этот вопрос вызвал у Малика столь сильный гнев, как ничто другое. Он посмотрел на землю и стал разгребать ее палкой, которая была у него в руке, продолжая это делать до тех пор, пока на нём не появилась испарина, после чего, подняв голову и бросив палку, он сказал: «Спрашивать «как» неразумно! То, что Он возвысился (на Троне) известно! Вера в это обязательна! А задавать вопросы об этом ересь (бид’а)! И я думаю, что ты приверженец ереси», после чего он велел выгнать этого человека»[13].
  1. Абу Нуайм передал, что Йахья бин Раби сказал: «Я находился у Малика бин Анаса, когда к нему зашёл какой-то человек и спросил: «О, Абу Абдуллах! Что ты скажешь о том, кто говорит, что Коран сотворён?» Малик ответил: «Зиндик[14], убейте его!» Этот человек сказал: «О, Абу Абдуллах! Я рассказываю лишь то, что слышал». Тогда имам Малик ответил: «Я не слышал об этом ни от кого, кроме тебя! Сколь же опасны эти слова!»[15].
  1. Ибн Абд аль-Барр передал, что Абдуллах бин Нафи сказал: «Малик бин Анас говорил: “Того, кто утверждает, что Коран сотворен, следует подвергнуть побоям и держать в тюрьме до тех пор, пока он не раскается»[16].
  1. Абу Давуд передал следующие слова Абдуллаха бин Нафи: «Малик сказал: “Аллах на небе, а Его знание везде”»[17].

II. Высказывания имама Малика о предопределении

  1. Абу Нуайм передал, что Ибн Вахб[18] сказал: «Я слышал, как Малик спросил одного человека: «Это ты мне вчера задал вопрос о предопределении?» Тот ответил: «Да». Тогда Малик сказал: «Поистине, Всевышний Аллах говорит: “Если бы Мы пожелали, то наставили бы на прямой путь каждого человека, однако исполнится Слово Мое: «Я непременно заполню Геенну джиннами и людьми – всеми вместе!»”[19]. И, несомненно, что все произойдет так, как сказал Всевышний Аллах»[20].
  1. Кади Ийад сказал: «Когда у Малика спросили, кто такие кадариты, он ответил: «Это те, кто говорит, что грехи не были сотворены». В другой раз, когда у него спросили о кадаритах, он ответил: «Это те, кто говорят, что способность (совершать действия) принадлежит только им: если они пожелают, то повинуются (Аллаху), а если пожелают, то совершают грехи»[21].
  1. Ибн Аби Асим передал, что Саид бин Абд аль-Джаббар сказал: «Я слышал, как Малик бин Анас говорил: «Моё мнение о кадаритах таково: их следует привести к покаянию. Если же они не раскаются, то их следует убить»[22].
  1. Ибн Абд аль-Барр передал: «Малик сказал: «Я не видел более глупых, безрассудных и легкомысленных людей, чем кадариты»[23].
  1. Ибн Аби Асим передал, что Марван бин Мухаммад ат-Татари сказал: «Я слышал, как Малика бин Анаса спросили о том, можно ли выдавать замуж за кадарита? (В ответ) он прочитал: “Верующий невольник лучше язычника”[24]…»[25].
  1. Кади Ийад сказал: «Малик сказал: “Нельзя принимать свидетельство кадарита, который призывает[26], а также хариджита и рафидита[27]”»[28].
  1. Кади Ийад сказал: «Однажды имама Малика спросили: «Следует ли отвергать слова кадаритов?» Он ответил: «Да, если такой человек известен своими кадаритскими воззрениями». В другой версии этого предания сообщается, что имам Малик сказал: «Не следует совершать намаз за ними и не следует принимать от них хадисы. А если вы застанете их на пограничных землях, то изгоните их оттуда»[29].

III. Высказывания имама Малика о вере

  1. Ибн Абд аль-Барр передал, что от Абд ар-Раззак бин Хумам сказал: «Я слышал, как Ибн Джурайдж[30], Суфьян ас-Саури, Ма’мар бин Рашид, Суфйан бин Уйайна и Малик бин Анас говорили: «Вера – это слово (кауль) и действие (‘амаль)[31]. Она увеличивается и уменьшается»[32].
  1. Абу Нуайм передал, что Абдуллах бин Нафи сказал: «Малик бин Анас говорил: “Вера – это слово и действие”»[33].
  1. Ибн Абд аль-Барр передал от Ашхаба бин Абд аль-Азиза: «Малик сказал: “В течение шестнадцати месяцев люди молились в сторону Иерусалима (Байт аль-Макдис)[34]. Затем им было приказано повернуться в сторону Заповедного Дома (в Мекке). Всевышний Аллах сказал: “Аллах никогда не даст пропасть вашей вере”[35], т.е. вашим намазам, которые совершались в сторону Иерусалима”». Малик также сказал: «Поистине, читая этот (аят), я вспоминаю высказывание мурджиитов[36]: “Совершение намаза – не от веры”»[37].

IV. Высказывания имама Малика о сподвижниках

  1. Абу Нуайм от Абдуллаха аль-Анбари[38] передал: «Малик бин Анас сказал: «Тот, кто уничижительно отзывается о каком-либо из сподвижников посланника Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, либо испытывает в своем сердце ненависть к ним, не имеет права на трофеи мусульман». Затем он прочитал следующий аят: “А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный»”[39]. Тот же, кто уничижительно отзывается о них либо испытывает в своем сердце ненависть к ним, не имеет права на трофеи»[40].
  1. Абу Нуайм передал, что один из потомков аз-Зубайра[41] сказал: «Мы находились у Малика, когда разговор зашёл о каком-то человеке, который уничижительно отзывался о сподвижниках посланника Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха. Тогда Малик стал читать следующий аят: “Мухаммад – посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой…”[42]. Прочитав слова: «…восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими (т.е. сподвижниками – прим. переводчика) в ярость неверующих»[43], – Малик сказал: «Если кто-нибудь испытывает в своём сердце гнев к какому-либо из сподвижников посланника Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, то этот аят распространяется на него»[44].
  1. Кади Ийад привел следующие слова Ашхаба бин Абд аль-Азиза: «Мы находились у Малика, когда к нему подошёл один из алавитов[45], которые приходили на его собрания, и позвал его: «Эй, Абу Абдуллах!». Тогда Малик повернулся к нему, так как, если кто-нибудь звал его, самое большее, что он делал, это поворачивал свою голову. Талибит сказал ему: «Поистине, я хочу сделать тебя доводом между собой и Аллахом. Когда я предстану пред Ним, и Он спросит меня, то я скажу Ему: “Мне об этом сказал Малик”». Имам Малик сказал: «Говори!». Тот спросил: «Кто самый лучший из людей после посланника Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха?» Малик ответил: «Абу Бакр». Алавит спросил: «А потом кто?» Малик сказал: «Потом Умар». Алавит спросил: «А потом кто?» Малик ответил: «Несправедливо убитый халиф Усман». Тогда алавит сказал: «Клянусь Аллахом, я больше никогда не буду сидеть на твоих собраниях!». На что Малик ответил: «Как хочешь»[46].

V. Запрет имама Малика заниматься каламом и предаваться спорам о религии

  1. Ибн Абд аль-Барр передал, что Мус’аб бин Абдуллах аз-Зубайри[47] сказал: «Малик бин Анас говорил: «Мне ненавистны спекулятивные рассуждения (калам) о религии. Жители нашего города (т.е. Медины – прим. переводчика) также всегда ненавидели и запрещали это. К примеру, спекулятивные рассуждения (калам) о мнениях джахмитов, кадаритов и им подобных (сектантов). Нежелательно разговаривать о чем-либо, за исключением того, в основе чего лежит дело. Что же касается спекулятивных рассуждений о религии Аллаха и о Великом и Всемогущем Аллахе, то молчание (об этом) для меня милее, поскольку я видел, что жители нашего города запрещают рассуждения о религии, если только они не касаются какого-либо дела»[48].
  1. Абу Нуайм передал, что Абдуллах бин Нафи сказал: «Я слышал, как Малик говорил: “Если бы человек совершил все тяжкие грехи, кроме приобщения к Аллаху сотоварищей, а затем отказался бы от своих страстей и религиозных нововведений – среди них имам Малик упомянул и калам – то он обязательно вошёл бы в Рай”»[49].
  1. Аль-Харави передал, что Исхак бин Иса[50] сказал: «Малик сказал: «Кто будет обучаться религии с помощью калама, станет безбожником. Кто захочет разбогатеть с помощью алхимии, разорится. А кто начнет опираться на неизвестные хадисы (гариб), окажется лжецом»[51].
  1. Аль-Хатиб передал, что Исхак бин Иса сказал: «Я слышал, как Малик бин Анас порицал споры о религии и говорил: “Всякий раз, когда к нам являлся человек, больше всех любивший поспорить, он хотел, чтобы мы отвергли то, с чем пришел Джибриль к пророку, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха”»[52].
  1. Аль-Харави передал, что Абдуррахман бин Махди сказал: «Я зашёл к Малику, когда у него находился какой-то мужчина, задававший ему вопросы. Малик спросил его: «Должно быть, ты из числа последователей Амра бин Убайда[53]? Да проклянет Аллах Амра бин Убайда, ибо он ввёл в религию эту ересь (бид’а), относящуюся к каламу. Если бы калам являлся наукой, то сподвижники и их последователи обязательно говорили бы о нём, как они говорили об установлениях Шариата»[54].
  1. Аль-Харави передал, что Ашхаб бин Абд аль-Азиз сказал: «Я слышал, как Малик говорил: «Остерегайтесь ереси (бид’а)!». Кто-то спросил: «О, Абу Абдуллах! А что такое ересь?» Он ответил: «Это – еретики, которые говорят об Именах Аллаха, Его качествах, Его Речи, Его Знании и Его Могуществе, не воздерживаясь при этом от таких разговоров, от которых воздерживались сподвижники и те, кто искренне и в точности последовал за ними»[55].
  1. Абу Нуайм передал, что аш-Шафии сказал: «Если к Малику бин Анасу приходил кто-нибудь из числа тех, кто следовал за своими страстями, он (т.е. имам Малик) ему говорил: “Что касается меня, то я имею ясное представление о своем Господе и своей религии. Что же касается тебя, то ты – сомневающийся. Так ступай к такому же сомневающемуся и спорь с ним!”»[56].
  1. Ибн Абд аль-Барр рассказал, что Мухаммад бин Ахмад бин Хувайз Миндад аль-Мисри аль-Малики в разделе «Книга найма и аренды» своего труда «аль-Хиляф» написал: «Малик сказал: “Нельзя сдавать и брать книги, в которых содержатся пристрастия, религиозные нововведения и сведения по астрологии”, – упомянув при этом ряд книг. Затем Малик сказал: “Мы считаем, что к книгам людей, следующих за своими страстями и религиозными нововведениями, относятся труды, написанные приверженцами калама из числа мутазилитов и других (сект). Договор оплаты за эти книги следует расторгнуть”»[57].

      Таковы взгляды имама Малика и его высказывания о единобожии, сподвижниках, вере, каламе и т.д.

[1] Прим. переводчика: далее пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «…а кто произнесет (эти слова, тем самым) защитит от меня свое имущество и свою жизнь, если только (не совершит ничего такого, за что его можно будет лишить имущества или жизни) по праву, и тогда (лишь) Аллах произведет с ним расчет».

[2] «ас-Сахих» аль-Бухари («Китаб аз-Закят», 3/262, № 1399); «ас-Сахих» Муслим («Китаб аль-Иман», 1/51, № 324); ан-Насаи («Китаб аз-Закят», 5/14, № 2443). Все они привели этот хадис через путь передачи Убайдуллаха бин Убайда аль-Ладжна Утбы ибн Масуда со слов Абу Хурайры. Этот хадис также привел Абу Дауд в «ас-Сунан» («Китаб аль-Джихад», 3/101, № 2640) через путь передачи Абу Салиха со слов Абу Хурайры.

[3] «Замм аль-Калам» (каф-210).

[4] Это предание привели ад-Даракутни в «ас-Сыфат» (стр.75), аль-Аджури в «аш-Шариа» (стр.314), аль-Байхаки в «аль-Итикад» (стр.118) и Ибн Абд аль-Барр в «ат-Тамхид» (7/149).

[5] сура “Воскресение”, аяты 22-23.

[6] сура “Обвешивающие”, аят 15.

[7] «аль-Интика», стр.36.

[8] От имама Малика хадисы и предания передавали два человека, которых звали Ибн Нафи. Первый из них – это Абдуллах бин Нафи бин Сабит аз-Зубайри Абу Бакр аль-Мадани. Ибн Хаджар о нем сказал: «Правдивый рассказчик (садук). Скончался в 216 году хиджры». Что касается второго передатчика, то это Абдуллах бин Нафи бин Аби Нафи Абу Мухаммад аль-Мадани, вольноотпущенник племени аль-махзум. Ибн Хаджар о нем сказал: «Достойный доверия рассказчик. Хадисы, которые он записывал и передавал, являются достоверными. Что же касается передачи хадисов по памяти, то здесь он немного слабоват. Скончался в 206 году хиджры. Также говорят, что он умер позже». («Такриб ат-Тахзиб», 1/455-456 и «Тахзиб ат-Тахзиб», 6/50-51).

[9] Ашхаб бин Абд аль-Азиз бин Дауд аль-Кайси Абу Умар аль-Мисри. Ибн Хаджар о нем сказал: «Достойный доверия рассказчик, правовед (факих). Скончался в 204 году хиджры». («Такриб ат-Тахзиб», 1/80).  См. также его биографию в «Тахзиб ат-Тахзиб» (1/359).

[10] сура “Ограды”, аят 143.

[11] сура “Ограды”, аят 143.

[12] сура “Обвешивающие”, аят 15.

[13]  «аль-Хилья» (6/325-326). Это предание также привели ас-Сабуни в «Акыда ас-Салаф Асхаб аль-Хадис» (стр.17-18) через путь передачи Джафара бин Абдуллаха от имама Малика, Ибн Абд аль-Барр в «ат-Тамхид» (7/151) через путь передачи Абдуллаха бин Нафи от имама Малика и аль-Байхаки в «аль-Асма ва ас-Сыфат» (стр. 408) через путь передачи Абдуллаха бин Вахба от имама Малика. Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» (13/406-407) сказал, что иснад этого предания хороший. Аз-Захаби в своей книге «аль-‘Улувв» (стр.103) назвал иснад этого предания достоверным.

[14] Прим. автора: зиндик  – слово, заимствованное из персидского языка. Первоначально мусульмане использовали это слово в отношении тех, кто, следуя манихейству и другим сектам, говорил о двух началах бытия: царстве света и царстве тьмы. Затем это слово приобрело у мусульман более широкий смысл, и оно стало включать в себя материалистов, атеистов и остальных приверженцев заблудших учений. Более того, так стали называть скептиков и вообще каждого человека, который не считал себя связанным с какими-либо религиозными законоположениями как идейно, так и практически. См. «Аль-Мавсуа аль-Муйассара» (1/929), а также «Тарих аль-Ильхад» (стр. 14-32) Абдуррахмана Бадави.

[15] «аль-Хилья» (6/325). Это предание также привели аль-Лалакаи в «Шарх Усуль Итикад Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа» (1/249) через путь передачи Абу Мухаммада Яхьи бин Халяфа от имама Малика и Кади Ийад в «Тартиб аль-Мадарик» (2/44).

[16] «аль-Интика», стр.35.

[17]  Это предание привел Абу Дауд в «Масаиль аль-Имам Ахмад» (стр. 263). Его также передали Абдуллах бин Ахмад в «ас-Сунна» (стр  11) и Ибн Абд аль-Барр в «ат-Тамхид» (7/138).

[18]  Абдуллах бин Вахб аль-Мисри, вольноотпущенник племени аль-кураши. Ибн Хаджар о нем сказал: «Правовед (факих), достойный доверия рассказчик, хафиз, много поклонялся Аллаху (‘абид). Скончался в 197 году хиджры». («Такриб ат-Тахзиб», 1/460).

[19]  сура “Земной поклон”, аят 13.

[20]  «аль-Хилья» (6/326).

[21]  «Тартиб аль-Мадарик» (2/48). См. также «Шарх Усуль Итикад Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа» (2/701).

[22]  «ас-Сунна» (1/87-88) Ибн Аби Асима. Это предание также приведено в «аль-Хилья» (6/326).

[23]  «аль-Интика», стр. 34.

[24]  сура “Корова”, аят 221.

[25]  «ас-Сунна» (1/88) Ибн Аби Асима; «аль-Хилья» (6/326).

[26]  Прим. автора: призывает к своей ереси (бид’а).

[27] Прим. переводчика: рафидиты (от араб. глагола рафада – «отвергать», «отклонять») – первоначальное название шиитов, которые отвергли Зейда бин ‘Али – сына четвертого шиитского имама Али Зейна аль-Абидина и внука Хусейна бин ‘Али – после того, как он отказался оставить вероубеждение Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа и принять шиитскую акыду. Лишь небольшая группа шиитов, названных позднее зейдитами, после смерти Зейда бин ‘Али признала его правомочным преемником  своего отца, в отличие от остальных шиитов, которые признали в качестве имама его сводного брата Мухаммада аль-Бакира. Впоследствии слово «рафидит» приобрело более широкое значение и им стали называть всех шиитов, отказывающихся признать законность правления первых трех праведных халифов.

[28] «Тартиб аль-Мадарик» (2/47).

[29] «Тартиб аль-Мадарик» (2/47).

[30] Абд аль-Малик бин Абд аль-Азиз бин Джурайдж ар-Руми аль-Умавийй аль-Макки. Аз-Захаби о нем сказал: «Имам, хафиз, правовед Заповедной территории (Мекки и Медины), отец аль-Валида. Скончался в 150 году хиджры». («Тазкира аль-Хуффаз», 1/169). См. также его биографию в «Тарих Багдад» (10/400).

[31] Прим. переводчика: шейх Хафиз бин Ахмад аль-Хаками пишет: «Имеются в виду слова, произносимые сердцем и языком, и действия, совершаемые сердцем, языком и прочими частями тела». (См. «200 вопросов по вероучению Ислама», стр. 34).

[32]  «аль-Интика», стр. 34.

[33]  «аль-Хилья», 6/327.

[34]  Прим. переводчика: здесь имеется в виду Мечеть аль-Акса, которая находится в Иерусалиме.

[35]  сура “Корова”, аят 143.

[36] Прим. переводчика: мурджиизм – это одно из первых еретических направлений, воззрения которого нашли отражение во многих еретических школах. Мурджиитами стали называть тех людей, кто считал, что для спасения человека от Ада достаточно лишь одной веры (иман), а совершение добрых дел откладывается (аль-ирджа). Исходя из этого, они говорили: «Если у человека есть вера, то грехи ему не повредят». Таким образом, они считали, что дела не являются составной частью вера, потому что, по их мнению, вера – это только убежденность в сердце. Они также считали, что вера не увеличивается и не уменьшается, и адское пламя вообще не коснется грешников, которые убежденно верили в Аллаха. Это положение у мурджиитов заимствовали джахмиты, мариситы, салихиты, ашариты и матуридиты. Позднее мурджиитская ересь дополнилась ошибочными взглядами других религиозных течений. Мурджииты стали утверждать, что человек сам творит собственные деяния, что праведники не смогут увидеть Аллаха в Последней жизни. Эти воззрения мурджиитов сформировались под влиянием мутазилизма. Они также считали, что мусульманское государство может существовать без правителя, что правитель не обязательно должен быть курейшитом. Эти воззрения они переняли от хариджитов, которые проповедовали эти взгляды, хотя сами и не придерживались их. Джахмиты внесли в мурджиизм воззрения о том, что неверием является только незнание об Аллахе, что Рай и Ад исчезнут вместе с их обитателями. Взгляды мурджиитов различных направлений не были едины. Они расходились во мнениях относительно веры, предопределения, божественных качеств, Корана, возможности лицезреть Аллаха, а также по многим другим вопросам.

[37] «аль-Интика», стр. 34.

[38] Абдуллах бин Сувар бин Абдуллах аль-Анбари аль-Басри аль-Кади. Ибн Хаджар о нем сказал: «Достойный доверия рассказчик. Скончался в 228 году хиджры». Также говорят и о другой дате смерти.  («Такриб ат-Тахзиб», 1/421 и «Тахзиб ат-Тахзиб», 5/248).

[39] сура “Собрание”, аят 10.

[40]  «аль-Хилья», 6/327.

[41]  Прим. автора: из числа потомков аз-Зубайра бин аль-Аввама у имама Малика обучались и слушали хадисы два человека: Абдуллах бин Нафи бин Сабит бин Абдуллах бин аз-Зубайр бин аль-Аввам, краткие сведения о котором были приведены ранее, и Мус’аб бин Абдуллах бин Мус’аб, который будет упомянут далее.

[42]  сура “Победа”, аят 29.

[43]  Там же.

[44]  «аль-Хилья», 6/327.

[45] Прим. переводчика: алавиты – одна из крайних сект в шиизме. Алавиты в вероучении близки секте исмаилитов, но включают также в него элементы древне-восточных астральных культов и христианства. Алавиты почитают халифа Али как воплощенного бога, Солнце и Луну. Они веруют в переселение души и отмечают ряд христианских праздников. Другое их название – нусайриты, талибиты.

[46]  «Тартиб аль-Мадарик», 2/44-45.

[47] Мус’аб бин Абдуллах бин Мус’аб бин Сабит бин Абдуллах бин аз-Зубайр бин аль-Аввам аль-Асади аль-Мадани, уроженец Багдада. Ибн Хаджар о нем сказал: «Правдивый рассказчик, знаток генеалогии. Скончался в 236 году хиджры». («Такриб ат-Тахзиб», 2/252). См. также его биографию в «Тахзиб ат-Тахзиб» (10/162).

[48]  «Джами Байан аль-Ильм ва Фадлих», стр. 415.

[49]  «аль-Хилья», 6/325.

[50]  Исхак бин Иса бин Наджих аль-Багдади. Ибн Хаджар о нем сказал: «Правдивый рассказчик. Скончался в 214  году хиджры». («Такриб ат-Тахзиб», 1/60). См. также его биографию в «Тахзиб ат-Тахзиб» (1/245).

[51]  «Замм аль-Калам» (каф 173 – алиф).

[52]  «Шараф Асхаб аль-Хадис», стр. 5.

[53]  Прим. переводчика: Амр бин Убайд – один из предводителей секты кадаритов.

[54]  «Замм аль-Калам» (каф 173 – ба).

[55]  «Замм аль-Калам» (каф 173 – алиф).

[56]  «аль-Хилья», 6/324.

[57]  «Джами Байан аль-Ильм ва Фадлих», стр. 416 – 417.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Книга : Вероубеждение четырех имамов Абу Ханифы, Малика, аш-Шафии и Ахмада

Автор : Мухаммад бин Абдуррахман аль-Хумеййис

Перевод : Дамир Хайруддин

 Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws

(964)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Close