С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Вероубеждение имама Ахмада бин Ханбаля
I. Высказывания имама Ахмада о единобожии
- В «Табакат аль-Ханабиля» передается: «Имама Ахмада спросили об уповании на Аллаха (таваккуль), на что он ответил: «Не возлагать надежды на творения, даже находясь в отчаянном положении»[1].
- В «Китаб аль-Михна» Ханбала[2] сообщается, что имам Ахмад сказал: «Великий и Всемогущий Аллах всегда был говорящим (мутакаллим). Коран – это Слово Великого и Всемогущего Аллаха, и он никоим образом не является сотворенным. Нельзя описывать Аллаха теми качествами, которые выходят за пределы того, чем Великий и Всемогущий описал Себя Сам»[3].
- Ибн Аби Йала привел следующие слова Абу Бакра аль-Марвази: «Я спросил у Ахмада бин Ханбаля об отвергаемых джахмитами хадисах, относящихся к качествам (Аллаха), лицезрению (Аллаха в будущей жизни), ночному переносу (пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, из Мекки в Иерусалим) и рассказу о Троне (‘арш). Назвав эти хадисы достоверными, он сказал: “Мусульманская община (умма) получила и приняла их. Сообщения же передаются так, как они дошли (от пророка)”»[4].
- Абдуллах бин Ахмад (сын имама Ахмада – прим. переводчика) в книге «ас-Сунна» пишет: «Ахмад сказал: “Тот, кто считает, что Аллах не разговаривает, является неверующим. Разве мы не передаем хадисы об этом так, как они дошли?!”»[5].
- Аль-Лалакаи передал от Ханбала, что он спросил имама Ахмада о лицезрении Аллаха (в будущей жизни). Имам Ахмад ответил: «Хадисы об этом достоверны. Мы веруем в них и признаем. Мы веруем и признаём всё, что передается от пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, через хорошие цепочки передатчиков (асанид джаййида)»[6].
- Ибн аль-Джаузи привел в «аль-Манакиб» письмо Ахмада бин Ханбала, адресованное Мусаддаду[7], в котором, в частности, было написано: «Описывайте Аллаха теми же качествами, которыми Он описал Себя Сам! И отвергайте в отношении Аллаха то же, что Он отверг в отношении Себя Сам!» [8].
- В книге «ар-Радд ‘аля аль-Джахмиййа» («Опровержение джахмитов»), которую написал имам Ахмад, передаются следующие его слова: «Джахм бин Сафван[9] утверждал, что тот, кто описывает Аллаха теми качествами, которыми Он описал Себя Сам в Своем Писании либо передал через Своего посланника, является неверующим и антропоморфистом»[10].
- Ибн Таймиййа в книге «Дар’» привел следующие слова имама Ахмада: «Мы веруем, что Аллах находится на Троне так, как Он пожелал, и так, как Ему угодно, без ограничения (биля хадд[11]) и без вида, которым смогли бы охарактеризовать Его описывающие либо ограничить Его (качества). Качества Аллаха от Него и принадлежат Ему. Он таков, как Он описал Себя Сам. Взоры не могут постичь Его»[12].
- Ибн Абу Йала привел следующие слова имама Ахмада: «Тот, кто утверждает, что Аллаха нельзя будет увидеть в будущей жизни, является неверующим, считающим ложью Коран»[13].
- Ибн Абу Йала привел следующие слова Абдуллаха бин Ахмада: «Я спросил своего отца о тех людях, которые говорят: “Когда Аллах разговаривал с Мусой, то Он не говорил посредством звука (би-саут)”. На это мой отец ответил: “Аллах разговаривал посредством звука (би-саут). Мы передаем эти хадисы так же, как они дошли до нас”»[14].
- Аль-Лалакаи передал, что Абдус бин Малик аль-Аттар сказал: «Я слышал, как Абу Абдуллах Ахмад бин Ханбал говорил: «…а Коран – это Слово Аллаха, и он не является сотворенным. И не переставай говорить, что он (т.е. Коран) несотворен, ибо Слово Аллаха (исходит) от Него, а всё, что (исходит) от Него, не является сотворенным»[15].
II. Высказывания имама Ахмада о предопределении
- Ибн аль-Джаузи привел в «аль-Манакиб» письмо Ахмада бин Ханбала, адресованное Мусаддаду, в котором, в частности, было написано: «И верить, что предопределение: как хорошее, так и нехорошее, как сладкое, так и горькое, – (исходит) от Аллаха»[16].
- Аль-Халлал передал, что Абу Бакр аль-Марвази сказал: «Абу Абдуллаху задали вопрос (о предопределении), и тогда он спросил: «Хорошее и нехорошее было предопределено для рабов?». Ему сказали: «Хорошее и нехорошее сотворил Аллах». Он ответил: «Вот именно, Аллах это предопределил»»[17].
- В книге «ас-Сунна» имама Ахмада приведены следующие его слова: «Предопределение: как хорошее, так и нехорошее, как малое, так и многое, как явное, так и скрытое, как сладкое, так и горькое, как любимое, так и нелюбимое, как доброе, так и злое, как первое, так и последнее, – (исходит) от Аллаха. Он предустановил Свое предустановление для Своих рабов и предопределил Свое предопределение. И никто из них не может ни выйти за пределы желания Великого и Всемогущего Аллаха, ни избежать Его предустановления»[18].
- Аль-Халлал передал от Мухаммада бин Аби Харуна, который сообщил, что Абу аль-Харис сказал: «Я слышал, как Абу Абдуллах говорил: “Великий и Всемогущий Аллах предопределил повиновение и ослушание, а также хорошее и нехорошее. Тот, кому предначертано быть счастливым, является счастливым, а тот, кому предначертано быть несчастным, является несчастным”»[19].
- Абдуллах бин Ахмад сказал: «Я слышал, что ответил мой отец, когда Али бин Джахм спросил у него, является ли неверующим тот, кто высказывается о предопределении. Он (т.е. имам Ахмад) сказал: “Если такой человек отрицает Знание (Аллаха), говоря: «Аллах не являлся Знающим до тех пор, пока Он не сотворил знание, после чего Он стал знать», – отрицая Знание Аллаха, то он является неверующим”»[20].
- Абдуллах бин Ахмад сказал: «Однажды я спросил у своего отца о совершении намаза за (имамом, который является) кадаритом. Он ответил: “Если он ведет об этом споры и призывает к этому (т.е. к кадаризму), то не совершай намаз за ним!”»[21].
III. Высказывания имама Ахмада о вере
- Ибн Абу Йала привел следующие слова имама Ахмада: «К числу наилучших проявлений веры относятся любовь ради Аллаха и ненависть ради Аллаха»[22].
- Ибн аль-Джаузи передал, что имам Ахмад сказал: «Вера увеличивается и уменьшается, о чем говорится в следующем хадисе: “Самой совершенной верой обладают те верующие, которые отличаются наилучшими нравственными качествами”[23]…»[24].
- Аль-Халлал передал, что Сулейман бин Аш’аса[25] сказал: «Абу Абдуллах сказал: “Намаз, закят, хадж и благочестие (исходят) от веры (иман). Грехи же уменьшают веру”»[26].
- Абдуллах бин Ахмад сказал: «Я спросил своего отца о человеке, который говорит: «Вера – это слово и дело, она увеличивается и уменьшается, однако при этом он не делает оговорку (т.е. не говорит: «Если будет угодно Аллаху» – прим. переводчика). Является ли такой человек мурджиитом?» Отец ответил: «Я надеюсь, что он не является мурджиитом». (Далее) я слышал, как мой отец сказал: «Доводом же против того, кто не делает оговорку, являются следующие слова посланника Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, обращенные к обитателям могил: “И, поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам”[27]…»[28].
- Абдуллах бин Ахмад сказал: «Я слышал, как моего отца, да будет милостив к нему Аллах, спросили об аль-ирджа[29], на что он ответил: «Мы говорим: “Вера – это слово и дело, она увеличивается и уменьшается. Если человек совершил прелюбодеяние и употребил спиртное, то его вера уменьшилась”»[30].
IV. Высказывания имама Ахмада о сподвижниках
- В книге «ас-Сунна» имама Ахмада приведены следующие его слова: «К Сунне относится упоминание о достоинствах всех сподвижников посланника Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, и воздержание от упоминания их недостатков и возникавших между ними разногласиях. Тот, кто плохо отзывается о сподвижниках посланника Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, либо хотя бы об одном из них, является приверженцем религиозных нововведений, порочным и грубым рафидитом. Аллах не примет от него ни дополнительных, ни обязательных видов поклонения. Наоборот, любовь к сподвижникам – Сунна, мольба за них – приближение к Аллаху, следование за ними – средство достижения (довольства Аллаха), а принятие от них преданий – достоинство». Затем он сказал: «Сподвижники посланника Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, – после четырех (праведных халифов) – являются наилучшими людьми. Никому недозволено упоминать какой-либо из их недостатков и поносить хотя бы одного из них, выискивая в них пороки и изъяны. Того же, кто будет этим заниматься, правитель должен наказать и покарать, и ему не следует его миловать»[31].
- Ибн аль-Джаузи привел в «аль-Манакиб» письмо Ахмада бин Ханбала, адресованное Мусаддаду, в котором, в частности, было написано: « И чтобы ты засвидетельствовал, что десять (сподвижников) в Раю: Абу Бакр, Умар, Усман, Али, Тальха, аз-Зубайр, Са’д, Саид, Абдуррахман бин Ауф и Абу Убайда бин Джаррах. Тот, о ком пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, засвидетельствовал, что он окажется в Раю, засвидетельствовали и мы»[32].
- Абдуллах бин Ахмад сказал: «Я спросил отца об имамах (мусульман), на что он ответил: “Абу Бакр, затем Умар, затем Усман, затем Али”».[33]
- Абдуллах бин Ахмад сказал: «Я спросил отца о тех людях, которые говорят, что Али не является халифом. Он ответил: “Это дурные и отвергаемые речи”»[34].
- Ибн аль-Джаузи привел следующие слова имама Ахмада: «Тот, кто не подтверждает правление Али, является более заблудшим, чем домашний осёл»[35].
- Абу Йала привел следующие слова имама Ахмада: «Не разговаривайте с тем, кто не считает, что Али бин Абу Талиб был четвёртым халифом, и не выдавайте за такого человека замуж»[36].
V. Запрет имама Ахмада заниматься каламом и предаваться спорам о религии
- Ибн Батта передал, что Абу Бакр аль-Марвази сказал: «Я слышал, как Абу Абдуллах говорил: «Тот, кто занимается каламом, не преуспеет. Тот, кто занимается каламом, непременно станет джахмитом»[37].
- Ибн Абд аль-Барр в своей книге «Джами’ Байан аль-’Ильм» привел следующие слова имама Ахмада: «Никогда не преуспеет тот, кто занимается каламом. Едва увидишь человека, обращающего свой взор к каламу, как сразу же замечаешь порочность его сердца»[38].
- Аль-Харави передал, что Абдуллах бин Ахмад бин Ханбал сказал: «Мой отец написал Убайдуллаху бин Йахйе бин Хакану[39]: «Я не являюсь приверженцем калама, и я не считаю целесообразным говорить о чем-либо, кроме того, что содержится в Писании Аллаха либо хадисах посланника Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха. Что касается иных вещей, то разговор (аль-калам) о них не заслуживает похвалы»[40].
- Ибн аль-Джаузи передал, что Муса бин Абдуллах ат-Тарсуси сказал: «Я слышал, как Ахмад бин Ханбал говорил: “Не сидите со сторонниками калама, даже если они [защищают] Сунну”»[41].
- Ибн Батта передал, что Абу аль-Харис ас-Сийаг сказал: «Калам не выйдет из сердца того, кто полюбит его. Ты никогда не увидишь, чтобы последователь калама преуспел»[42].
- Ибн Батта передал, что Убайдуллах бин Ханбал сказал: «Мой отец мне рассказал, что он слышал, как Абу Абдуллах говорил: “Придерживайтесь Сунны и хадисов, и тогда Аллах дарует вам пользу! Остерегайтесь пускаться в рассуждения, споры и прения, ибо не преуспеет тот, кто полюбит калам! Всякий, кто изобретает калам, в конце концов непременно склонится к религиозному нововведению (бида), ибо калам не зовет к добру. Я не люблю калам, рассуждения и споры. Придерживайтесь Сунны, преданий (асар) и фикха, от которого вы извлечете пользу! Оставьте споры и речи тех, которые отклонились и пребывают в сомнении! Мы застали людей, которые не знали этого и сторонились последователей калама. В конечном итоге калам не приводит к добру. Да убережет Аллах всех нас от смут, и да спасет Он всех нас от всяческих опасностей!”»[43].
- Ибн Батта в «аль-Ибана» привел следующие слова имама Ахмада: «Если увидишь человека, любящего калам, то остерегайся его!»[44].
Заключение
Во всем, что изложено выше, мы видим сходство и единство взглядов четырех имамов. Это объясняется тем, что их вероубеждение (акыда) было единым, за исключением вопроса, касающегося веры (иман). Только Абу Ханифа дал вере такое определение, которое отличается от определения других имамов. Вместе с тем передаются сообщения, что позднее Абу Ханифа отказался от своего определения веры.
Таким образом, именно это вероубеждение заслуживает того, чтобы объединить мусульман вокруг единого слова и спасти их от раскола в религии, ибо эта акыда почерпнута из Писания Аллаха и Сунны Его посланника, да пребудет над мир и благословение Аллаха. Слишком мало людей имеют правильные представления о вероубеждении этих имамов, по-настоящему знают о нем и действительно понимают его. Распространилось мнение, что эти имамы отрицали смысловое значение имен и качеств Аллаха, не зная из шариатских текстов ничего, кроме простого прочтения, как будто Аллах ниспослал Откровение понапрасну.
Всевышний Аллах сказал:«Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание»[45].
«Воистину, это – Ниспослание от Господа миров. Верный Дух (Джибрил) сошел с ним на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает. Оно ниспослано на ясном арабском языке»[46].
«Воистину, Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке, чтобы вы могли понять его»[47].
Таким образом, Всевышний Аллах ниспослал Свое Писание для того, чтобы размышлять над его аятами и извлекать из него назидания. Он также сообщил, что Коран ниспослан на ясном арабском языке, дабы люди могли понять его и уразуметь его смысл. И поскольку Аллах ниспосылал Свое Писание для размышления над его аятами на ясном арабском языке, то из этого следует, что знание его смысла облегчено для тех, кому он ниспослан на этом языке, ибо если бы он не содержал в себе смысла, из которого можно почерпнуть знания, то его ниспослание было бы напрасным, так как нет пользы в словах, ниспосланных людям, если они относятся к ним как к пустым буквам, не несущим никакого смысла.
Высказывание о том, что имена и качества Аллаха лишены своего смыслового значения является преступлением против вероубеждения сподвижников, последователей (табиинов) и живших после них имамов, а также обвинением их в том, к чему они непричастны. Нет, они знали смысл шариатских текстов, ниспосланных в откровении, и прекрасно понимали их, так как они жили в то время, которое было наиболее близко к эпохе пророчества. Более того, из всех людей у них есть на это наибольшее право, поскольку они поклонялись Аллаху теми видами поклонения, которые они поняли из указаний Корана и Сунны, будучи убежденными в том, что это является истиной и Шариатом от Всевышнего Аллаха. Поэтому если они понимали путь, связывающий их с Тем, Кому они поклонялись, то как они могли не знать о совершенных качествах Того, Кому они поклонялись, и не разуметь смысл шариатских текстов, посредством которых Его рабы узнают о Нем?!
Итак, вероубеждение четырёх имамов является истинным вероубеждением, которое пришло из Корана и Сунны – пречистого источника, к которому не примешаны толкование скрытого смысла (тавиль), лишение (та’тыль), отождествление (ташбих) и уподобление (тамсиль) имен и качеств Аллаха. Те же, кто лишают имена и качества Аллаха их смысла или уподобляют их, неспособны увидеть в любом божественном качестве ничего, кроме тварного, а это противоречит природе единобожия (т.е. фитра), которое Аллах заложил в Своих рабах, и которое состоит в том, что нет никого подобного Ему в сущности, в качествах и в делах.
Я прошу Аллаха, чтобы Он сделал эту книгу полезной для мусульман, объединил их на едином вероубеждении и единой стезе, на вероубеждении Корана, Сунны, руководства пророка Мухаммада, да пребудет над мир и благословение Аллаха, и его пути! Аллах же знает о всяком намерении, достаточно нам Его, ведь Он – наилучший Покровитель!
[1] «Табакат аль-Ханабиля» (1/416).
[2] Ханбал бин Исхак бин Ханбал бин Хиляль бин Асад, Абу Али аш-Шейбани, сын дяди Ахмада бин Ханбала. Аль-Хатиб (аль-Багдади) о нем сказал: «Достойный доверия, надежный (рассказчик). Скончался в 273 году хиджры». («Тарих Багдад», 8/286, 287). См. также его биографию в «Табакат аль-Ханабиля» (1/143).
[3] «Китаб аль-Михна», стр.68.
[4] «Табакат аль-Ханабиля» (1/56).
[5] «ас-Сунна» стр. 71.
[6] «Шарх Усуль Итикад Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа» (2/507).
[7] Мусаддад бин Мусархад бин Мусарбал аль-Асади аль-Басри. Аз-Захаби о нем сказал: «Имам, хафиз, авторитетный ученый». Скончался в 228 году хиджры. («Сийар А’лям ан-Нубала», 10/591).
[8] «Манакиб аль-Имам Ахмад», стр. 221.
[9] Прим. переводчика: Джахм бин Сафван – глава секты хорасанских мурджиитов, известный джабарит, отрицал качества Аллаха, активно отстаивал представление о сотворенности Корана.
[10] «ар-Радд ‘аля аль-Джахмиййа», стр.104.
[11] Прим. переводчика: словосочетание биля хадд (без ограничения, без предела), которое использовал здесь имам Ахмад, относится к качествам Аллаха. Например, знание Аллаха безгранично, Его величие беспредельно, Его Слова неиссякаемы и т.д. Более подробно этот вопрос см. в книге шейха Абдуррахмана бин Салиха аль-Махмуда «Тайсир Люм’а аль-И‘тикад».
[12] «Дар’ Та’аруд аль-’Акль ва ан-Накль» (2/30).
[13] «Табакат аль-Ханабиля» (1/59, 145).
[14] «Табакат аль-Ханабиля» (1/185).
[15] «Шарх Усуль Итикад Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа» (1/157).
[16] «Манакиб аль-Имам Ахмад», стр. 169, 172.
[17] «ас-Сунна» аль-Халлала (каф 85).
[18] «ас-Сунна», стр. 68.
[19] «ас-Сунна» аль-Халлала (каф 85).
[20] «ас-Сунна» Абдуллаха бин Ахмада, стр. 119.
[21] «ас-Сунна» (1/384).
[22] «Табакат аль-Ханабиля» (2/275).
[23] Этот хадис привели Ахмад в «аль-Муснаде» (2/250), Абу Дауд в «ас-Сунан» в «Книге Сунны» в главе «Указание на увеличение и уменьшение веры» (5/60, № 4682) и ат-Тирмизи в «ас-Сунан» в разделе «О грудном кормлении» в главе «Что сообщается о праве жены над своим мужем» (3/457, № 1162). Все они привели этот хадис через путь передачи Абу Саламы со слов Абу Хурайры. Ат-Тирмизи сказал: «Это хороший достоверный хадис».
[24] «Манакиб аль-Имам Ахмад», стр. 173. См. также стр. 153 и 168.
[25] Это Абу Дауд Сулейман бин Аш’ас бин Исхак ас-Сиджистани, автор сборника «ас-Сунан». Аз-Захаби о нем сказал: «Имам, надежный (рассказчик), господин знатоков Корана и хадисов (хуффаз)». Скончался в 275 году хиджры. («Тазкира аль-Хуффаз», 2/591). См. также его биографию в «Тарих Багдад» (9/55).
[26] «ас-Сунна» аль-Халлала (каф 96).
[27] Эти слова привел Муслим в «ас-Сахих» в «Книге похорон» в главе «Что говорится при входе на кладбище и вознесение мольбы (дуа) за его обитателей» (2/669, № 974). Он привел этот хадис через путь передачи Аты со слов Айши, да будет доволен ею Алллах.
[28] «ас-Сунна» Абдуллаха бин Ахмада (1/307, 308).
[29] См. примечание № 114.
[30] «ас-Сунна» Абдуллаха бин Ахмада (1/307).
[31] «Китаб ас-Сунна» имама Ахмада, стр. 77-78.
[32] «Манакиб аль-Имам Ахмад» Ибн аль-Джаузи, стр. 170.
[33] «ас-Сунна», стр. 235.
[34] «ас-Сунна», стр. 235.
[35] «Манакиб аль-Имам Ахмад», стр. 163.
[36] «Табакат аль-Ханабиля», 1/45.
[37] «аль-Ибана», 2/538.
[38] «Джами’ Байан аль-’Ильм ва Фадлихи», 2/95.
[39] Это Абу аль-Хасан Убайдуллах бин Яхьа бин Хакан ат-Турки, затем аль-Багдади. Аз-Захаби о нем сказал: «Великий визирь…визирь при (халифах) Мутаваккиле и Му’тамиде…пользовался благосклонностью (халифа) Мутаваккиля. Был щедрым и великодушным человеком». Ибн Аби Йала сказал: «Он передавал от нашего имама (т.е. имама Ахмада – прим. переводчика) различные сообщения, среди которых и следующее: «Я слышал, как Ахмад говорил: “Я отказываюсь от денег султана, хотя они и не запретны”». Скончался в 263 году хиджры. «Сийар А’лям ан-Нубала» (13/9) и «Табакат аль-Ханабиля» (1/204).
[40] «Замм аль-Калам» (каф – 216 – ба).
[41] «Манакиб аль-Имам Ахмад», стр. 205.
[42] «аль-Ибана» Ибн Батты, 2/539.
[43] «аль-Ибана» Ибн Батты, 2/539.
[44] «аль-Ибана» Ибн Батты, 2/540.
[45] сура “Сад”, аят 29.
[46] сура “Поэты”, аяты 192-195.
[47] сура “Йусуф”, аят 2.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Книга : Вероубеждение четырех имамов Абу Ханифы, Малика, аш-Шафии и Ахмада
Автор : Мухаммад бин Абдуррахман аль-Хумеййис
Перевод : Дамир Хайруддин
Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws
(1529)