1. Главная
  2. Статьи
  3. Этикет
  4. и
  5. нравственность
  6. Отношение к родителям
Отношение к родителям

Отношение к родителям

745
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Ответы на вопросы

Вопрос 1: Отец совершает дела противоречащие Шариату и Исламской культуре поведения, как следует относиться к нему и вести себя с ним?

Ответ: Мы просим Аллаха о верном руководстве для твоего отца, и чтобы привел его Аллах к благу покаяния. И советуем тебе быть мягким к нему, увещевать его добрым образом и не отчаиваться в том, что он исправится, согласно словам Аллаха, пречистого от всякого несовершенства: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие. А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй путем тех, кто обратился ко Мне». Сура «Лукман», аяты 14 – 15.

Наставляет Всевышний благодарить родителей и благодарить Его, и приказывает ребенку сопровождать в этой жизни родителей по-доброму даже если они ведут борьбу против него, желая для него неверия. По этому ты знаешь, что установлено Шариатом для тебя сопровождать отца по-доброму и хорошо себя вести с ним, даже если он плохо поступает по отношению к тебе. Так же усердствуй в призыве его к истине, и может быть Аллах наставит его по причине тебя. И не разрешается тебе подчиняться ему в том, что является ослушанием Аллаха. Мы так же советуем тебе в деле наставления его обращаться за помощью к Аллаху Великому и Могучему и затем к обладателям добра из твоих родственников, например к дядям по отцу и иным – к тем, кого уважает и ценит твой отец, чтобы принял он их наставления. Мы просим Аллаха для нас, для тебя и для него о верном руководстве и успеха в искреннем покаянии, поистине Он – Слышащий, Близкий. Мир вам, милость Аллаха и Его благословение.

«Маджму’а фатава ва макалят», т. 5, т. 9

***

Вопрос 2: Выше ли положение матери чем положение отца?

Ответ: Нет сомнений в том что положение матери со многих сторон выше положения отца. Достоверно передано от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, что спрашивающий его сказал: «О посланник Аллаха, кто из людей имеет больше всех прав на мое хорошее к нему отношение?» Ответил:«Твоя мама». Спросил: «А кто затем?» Ответил: «Твоя мама». Спросил: «А кто затем?» Ответил: «Твоя мама» Спросил: «А кто затем?» Ответил: «Твой папа». В другой версии спрашивающий сказал: «О посланник Аллаха, кто более достоин благочестия?» Ответил: «Твоя мама». Спросил: «А кто затем?»Ответил: «Твоя мама». Спросил: «А кто затем?» Ответил: «Твоя мама».Спросил: «А кто затем?» Ответил: «Твой папа и затем близкие родственники».

«Маджму’а фатава ва макалят», т. 8

***

Вопрос 3: Человек не был благочестивым по отношению к своей матери, когда же упокоил ее Аллах, он стал чувствовать боль за это, и он надеется, что Аллах снимет с него этот грех. Он спрашивает: какие дела он может совершать, чтобы стать благочестивым по отношению к его умершей маме?

Ответ: Ему следует каяться Всевышнему Аллаху и сожалеть о допущенном пренебрежении.  Должно быть покаяние за то, что было допущено ранее. И если будет он правдив в покаянии и сожалении, то примет Аллах его покаяние. Как сказал Всевышний: «О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, – быть может, вы преуспеете». И сказал Он, пречистый от всяких недостатков: «Воистину, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал, стал поступать праведно, а потом последовал прямым путем». Сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Покаявшийся в грехе – словно тот, на ком нет греха». Так же сказал он, мир ему и благословение Аллаха: «Покаяние стирает то, что было до него». И вместе с этим узаконена для него садака (подаяние) от ее имени, и дуа за нее о прощении и милости, и почтительное отношение к ее подругам и родственницам и совершение для них добра – все это из того, что приносит пользу, стирает тот грех и в чем можно рассчитывать на совершения добра для его матери. Так же хадж и умра от ее имени – во всем этом благо.

«Фатава нурун аля ддарб»

***

Вопрос 4: Каково положение Шариата относительно подчинения родителям в сбривании бороды?

Ответ: Ответ на первый вопрос: не разрешается подчиняться родителям в сбривании бороды, но обязательно отпускать и растить ее в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Укорачивайте усы и отпускайте бороды – отличайтесь от многобожников». И его, мир ему и благословение Аллаха, словами: «Поистине подчинение – в одобряемом».
Отпускание бороды – обязанность (уаджиб) и не является просто желательным действием (сунна), если говорить со стороны правовой терминологии. Потому что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приказал это. Основа в приказе – обязанность, и в данном случае нет ничего, что послабляло бы этот приказ.
Да приведет тебя Аллах ко всему в чем есть благо и да поможет тебе в добре.

«Маджмуа фатауа уа макалят», т. 8

***

Вопрос 5: Мой отец совершал намаз и держал пост, вся хвала Аллаху, но когда состарился, потерял память, и теперь не знает ни молитвы ни поста. Обязательно ли для меня навещать его?

Ответ: Все время, которое он в этом состоянии – нет на нем (отце) никаких обязанностей.  Для того, кто утратил разум, нет на нем никакой обязанности – ни поста, ни молитвы. А что касается проведывания его, то благочестие в том, чтобы ты навещал его, уделял ему внимание, уважительно к нему относился, проявлял усердие в том, что принесет ему пользу и что поможет его выздоровлению. Или чтобы ты нанял того, кто будет ему прислуживать и уделять ему внимание и вместе с тем чтобы ты присматривал за ним сам и навещал его, ведь положение родителей – велико.

«Фатауа нурун аля ддарб»

***

Вопрос 6: Каково шариатское положение относительно того, кто подает бедным, или делает пожертвования из имущества своего отца, или из того, что есть в доме, не сообщая отцу или матери, подает тем, кто просит из-за нужды? И при этом он не знает одобрят родители это или нет.

Ответ: Не положено ему расходовать что-либо без разрешения хозяина этого имущества. Если это имущество матери – он спрашивает ее разрешение, и если это имущество отца – он спрашивает его разрешение. Кроме ситуации когда такое расходование без спроса принято у них в семье – тогда в этом нет проблем. Как например излишки еды или подобное этому, в чем есть обычай отдавать это бедным – в этом нет проблем. Если эта вещь, в отношении которой нет обычая в семье расходовать ее без разрешения, то нужно спрашивать разрешение; если эта вещь в отношении которой есть обычай в семье расходовать ее без разрешения, то нет нужды в получении разрешения. Обычаи людей в городах, селениях, степях различаются, и если знает сын, что в обычае отца и матери не запрещать расходование того, что он израсходовал, то нет в этом проблем. А если же он сомневается в этом, то пусть спросит разрешение. Если это относится к имуществу матери, то пусть спросит ее разрешение, если из имущества отца, то пусть спросит его разрешение. И не должен он расходовать кроме того, о чем знает что родители разрешают расходование этого. И Аллаха мы просим о помощи.

«Фатауа нурун аля ддарб»

***

Вопрос 7: Я учащийся, желаю получать знания, закончил среднюю школу, и в моем населенном пункте нет отделения университета. Я вынужден уехать в другой город, который удален от нас не менее чем на 600 километров. Мой отец не приемлет такую поездку. Если я уеду чтобы учиться, зная, что мой отец этим не доволен, буду ли я грешен?

Ответ: В этом вопросе есть разъяснение. Если твой отец нуждается в тебе, то обязательным является для тебя быть с ним, исполнять его нужды, быть благочестивым по отношению к нему выполняя свои обязанности, и больше заниматься приобретением желаемых знаний. Пребывая на месте ты можешь получать дополнительные знания слушая передачи «Нурун аля ддарб», уроки, передаваемые радиостанцией «Священный Коран», посещая лекции в вашем городе, посещая пятничные проповеди в твоем городе. А если же у твоего отца есть тот, кто будет смотреть за его нуждами, например кто-то из числа твоих братьев, и, таким образом, он не испытывает нужды в твоем присутствии, то нет затруднений в том, чтобы ты поехал получать знания. И обязательным для твоего отца является помогать тебе в этом и не создавать препятствий. Ведь поиск знаний – из важнейших дел, и это лучшее, чем приближаются к Аллаху. Сказал пророк, мир ему:«Поистине, подчинение – в одобряемом, общепринятом». И не относится к этому то, чтобы без нужды и права запрещали тебе уезжать для учебы. Если же он нуждается в тебе, то благочестие к отцу стоит на первом месте. И мы просим Аллаха об успехе для всех.

«Фатауа нурун аля ддарб»

***

Вопрос 8: Имею намерение совершить хаддж за одного из родителей, совершить ли мне его за отца, который уже умер, или за маму? Да воздаст вам Аллах добром.

Ответ: Если они оба уже умерли и не совершали хаддж, то лучше совершить его за маму. Начинать с нее лучше, потому что права ее больше. Если же она жива, или совершала уже хаддж, то совершай хаддж за своего отца, и это будет проявлением благочестия к нему. Если мама не совершала хаддж, то пусть надеется на Аллаха и если сможет, то ты поможешь ей в совершении хадджа, если будет она в силах для хадджа. Если же она уже ослабла от возраста, то соверши хаддж за нее, и вся хвала Аллаху,  ты получишь награду.

И кратко: если положение мамы и папы одинаково, то мама имеет приоритет, и благочестие проявляется к ней в первую очередь. Согласно словам посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда спрашивающий его сказал: «О посланник Аллаха, кто из людей имеет больше всех прав на мое хорошее к нему отношение?» Ответил: «Твоя мама». Спросил: «А кто затем?» Ответил: «Твоя мама». Спросил: «А кто затем?» Ответил: «Твоя мама» Спросил: «А кто затем?» Ответил: «Твой папа». В другой версии спрашивающий сказал: «О посланник Аллаха, кто более достоин благочестия?» Ответил: «Твоя мама». Спросил: «А кто затем?» Ответил: «Твоя мама». Спросил: «А кто затем?»Ответил: «Твоя мама». Спросил: «А кто затем?» Ответил: «Твой папа  и затем близкие родственники».

Маме отдается предпочтение в благочестии как живой так и умершей, и если оба родителя умерли и не совершали хаддж, то соверши хаддж сначала за маму, затем за отца – так лучше. Если начнешь с отца, то нет в этом затруднения, но таким образом ты оставляешь то, что лучше, а лучшее – начать с мамы, а потом уже отец.
И если они оба живы и не способны совершить хадж то помоги им обоим в совершении хаджа (помогая совершать, или совершая хадж за них по очереди), а если не сможешь, то начни с мамы, так как ее права больше. Да приведет Аллах всех к успеху.

«Фатауа нурун аля ддарб»

***

Вопрос 9: Я совершал хадж, и когда завершил его, разгневался на меня отец, потому что я совершил хадж без его разрешения. Это был мой первый хадж, каково его положение?

Ответ: Обязательный хадж (первый) не нуждается в разрешении. Ты обязан его совершить, даже если твой отец не разрешает это, и даже если недовольны этим твои отец и мать. Сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, подчинение – в одобряемом, общепринятом. Нет подчинения созданному в ослушании Создателя». Но, если бы ты сообщил ему, что желаешь совершить хадж, и преподнес бы это хорошими словами, это соответствовало бы культуре поведения по Шариату. Сказать: «Папа, я совершу обязательный хадж, это необходимо», – подойдя со стороны вынужденности этой мысли, украшения и используя хорошие выражения – вот так будет хорошо. Если после этого он воспротивится, то ты не обязан подчиняться, наоборот – обязан совершить хадж. Но то, чтобы ты поговорил с отцом хорошими словами, попросил разрешение и сообщил ему о предстоящем деле – это прекрасно. В этом добро, и это из числа того, что делает добрыми сердца. И если все же он запретит тебе, то подчиниться ты не обязан, ты обязан совершить хадж, даже если ослушаешься.

«Фатауа нурун аля ддарб»

***

Вопрос 10: Я живу в своем доме отдельно от отца. У него есть магазин с некоторыми видами товаров. И мама взяла кое-что из этого магазина без ведома отца и отдала мне. То, что я взял, считается ли разрешеным для меня, или же мне не разрешается брать это?

Ответ: С именем Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала Аллаху. Мир и благословение посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и тем, кто следует его руководству. А затем:
Если ты беден и твои возможности ограничены, и если то, что дала тебе мама из магазина не повредит твоему отцу, то нет в этом проблем. Потому что он обязан в таком случае расходовать на тебя, так же как и жена может брать из имущества мужа, если нуждается – даже если он этим не доволен и если не знает, потому что он обязан расходовать средства на ее содержание. А если же ты живешь в достатке и твои возможности широки, то не следует тебе брать что-либо из имущества отца без его разрешения.

«Фатауа нурун аля ддарб»

***

Вопрос 11: Если отец требует от сына дать развод жене, будет ли подчинение ему считаться требуемым в религии благочестием по отношению к родителям?

Ответ: Этот вопрос нуждается в детальном рассмотрении и ответ на него не однозначен. Если требование отца обосновано тем, что у жены плохие нравы, или тем, что она плоха в религии, или другими подобными причинами, которые обязывают его испытывать к ней ненависть и неприязнь… Ее нравы, или серьезные проступки в домашних делах, или другие причины, то сын подчиняется и дает ей развод. А если его отец зол на нее без причины, или за то, что она исполняет приказы Аллаха, хорошо исповедует религию, целомудренна для своего мужа, то он не подчиняется отцу и не дает ей развод. Согласно словам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, подчинение – в одобряемом, общепринятом». И не является одобряемым то, чтобы подчинялся он отцу, давая развод праведной жене. Таким образом ответ зависит от ситуации, гневается ли он на нее из-за вреда приносимого ей…

«Фатауа нурун аля ддарб»

***

Вопрос 12: У меня есть родственник, и в то же время он мой большой и близкий друг, которому я желаю добра и опасаюсь зла для него. Этот парень собрал в себе очень хорошие нравы, постоянно совершает обязательные намазы в мечети, часто посещает религиозные лекции. Примерно два года назад его отец дал развод его маме и женился на другой. У его мамы несколько сыновей, но она осталась жить у него, из-за его мягкого и отзывчивого к ней отношения. И однажды его отец, зная, что я его близкий друг, сказал: «Если ты желаешь добра ему, то сделай ему наставление, потому что он нехорошо ведет себя по отношению ко мне». И затем он рассказал о том, как его сын ведет себя с ним, и что он не относится к нему уважительно. Я пообещал сделать доброе дело и пошел к своему другу. Я напомнил ему о важности благочестия по отношению к родителям, и о том, что его благочестие к маме не должно приводить к забытию об обязанности благочестивого отношения к отцу, и что у его отца на него есть права и это важно. У его отца были плохие отношения с его мамой, но я скажу: даже если он был иногда груб с женой, которой дал развод, все же, насколько я знаю – он неуклонно совершал обязательные молитвы, выполнял обязанности в отношении своих детей и поддерживал родственные связи. И меня очень поразило то, что ответил мне мой друг. Он сказал, что относится к своему отцу так, как тот заслуживает. Что отец плохо к нему относится и не уважает его, поэтому он отвечает отцу тем же. Я напомнил ему, что так не должно быть. Что даже если отец ударит сына, и если обращается к нему нехорошими словами без причины, и даже перед людьми – сын должен терпеть. И что из религии, благородства и достоинства – слушаться отца и оставить ослушание его. И что вы думаете о нашем диалоге? Он ответил мне: «Мой отец отлично знает на что он способен. И если он будет говорить со мной или поступит со мной так, как ты сказал, то я ударю его, и пусть это будет уроком для других». Когда я услышал такие слова, я понял, что мое наставление не было им воспринято. И получается, что он или не знает насколько велик грех нанесения обиды родителям, или он ослушивается Аллаха, зная и понимая это. И я прибегаю к Аллаху, затем обращаюсь к вам за помощью. Может быть он послушает вас и вернется к тому, что правильно. Да воздаст вам Аллах добром.

Ответ: С именем Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и тем, кто последовал его руководству. А затем:
Ты сделал наставление этому человеку, и сделал это прекрасно. И ошибся он в том, что сказал тебе. И был он злотворящим по отношению к своему отцу. Обязательно для него быть благочестивым к своему отцу, разговаривать с ним лучшими словами, вспомнить о правах отца на него. Даже если отец дал развод его маме, все равно у него большие права (на него). И у мамы большие права. У обоих на него большие права. Права мамы больше, но это не преграждает путь для того, чтобы отдавать отцу должное. Обязательно для твоего друга поступать по богобоязненности, чувствовать, что Аллах наблюдает за ним, быть благочестивым к своему отцу и хорошо к нему относиться. И если его отец сделает ему зло, то не должен он отвечать злом на зло, но пусть ответит на зло добром, благими словами и хорошим образом. Пусть делает дуа за своего отца, прося для него добра, прямого пути и верного руководства – такова его обязанность. И на это указывает множество текстов из Корана и Сунны. Говорит Величественный и Возвышенный Аллах в Своей великой Книге: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям». Сура «Пески», аят 15. В другом аяте: «… быть добрым к родителям». (Сура «Паук», аят 8). Так же говорит Величественный и Возвышенный: «Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие». Сура «Лукман», аят 14. Так же говорит Величественный и Возвышенный: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям…» Сура «Женщины», аят 36. И аятов с подобным смыслом – множество. Говорит Всевышний: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком». Сура «Перенос ночью», аяты 23-24. И говорит пророк, мир ему и благословение Аллаха, в достоверном хадисе: «Довольство Аллаха в довольстве родителей, и недовольство Аллаха в недовольстве родителей». И так же он, мир ему и благословение Аллаха, говорит: «Не сообщить ли мне вам о самых больших грехах?» Мы (сподвижники) сказали: «Конечно же, о посланник Аллаха». Он сказал: «Придание Аллаху сотоварищей, плохое отношение к родителям и лживое свидетельство». Хадис передан в двух сборниках достоверных хадисов. Нанесение обиды родителям – из числа самых больших грехов, и упомянул его пророк, мир ему и благословение Аллаха, вместе с приданием Аллаху сотоварищей. Обязательно этому человеку и другим быть благочестивыми к своему отцу и бояться Аллаха в этом. И даже если отец нехорошо поступает по отношению к нему, следует ему делать дуа за своего отца, прося для него верного руководства и успеха в правильном. Следует обратиться к братьям отца, которые из числа добрых людей, или к другим, чтобы они сделали наставление его отцу, обращаясь хорошими словами, и перестал бы он быть жестким в отношении к нему и стал бы мягок. А что касается него, то он обязан угождать отцу, и не должно его хорошее поведение перед мамой ввести его в забытие относительно обязанности хорошего поведения перед отцом. Пусть же побоится Аллаха и хорошим образом выстраивает отношения с отцом. Сказал Великий и Величественный Аллах о сыне, оба родителя которого неверные: «…сопровождай их в этом мире по-доброму…» Сура «Лукман», аят 15. По-доброму. И это при том, что родители неверующие. А как же тогда если родители мусульмане? Пусть этот твой друг побоится Аллаха, раскается перед Ним в своих дурных поступках, пусть будет благочестив к своему отцу, хорошо себя ведет с ним, будет с ним мягок. Пусть просит у Аллаха для него успеха и верного руководства, пусть обратится за помощью к своим дядям со стороны отца, или к дядям со стороны мамы, или к друзьям отца, чтобы они сделали ему доброе наставление, чтобы стал он более дружелюбен к нему, и обращался с ним так как следует, по-доброму. Это со стороны помощи в благочестии и богобоязненности. И мы просим Аллаха о верном руководстве для всех.

«Фатауа нурун аля ддарб»

***

Вопрос 13: Я девушка, у меня пятеро братьев, двое из них женаты. Я работаю учительницей. Из моих братьев некоторые работают, а некоторые учатся. Мой отец забирает всю мою зарплату и отдает братьям, которые тратят ее различным образом. Некоторые из них покупают книги, некоторые покупают личные вещи, кто-то из них женится за эти деньги, кто-то из них купил за эти деньги машину, а кто-то потратил деньги для того, чтобы достроить свой дом. Я работаю долгие годы, и я, из уважения к своему отцу и хорошего к нему отношения, не возражаю против того, что они потратили мои деньги. Я желаю только довольства родителей. Мой вопрос: можно ли отцу забирать все эти деньги, учитывая то, что я сильно устаю зарабатывая их. Да воздаст вам Аллах добром.

Ответ: С именем Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и тем кто последовал его руководству. А затем:
Сказал благородный пророк в достоверном хадисе: «Бойтесь Аллаха и будьте одинаково справедливыми между вашими детьми». У твоего отца есть право брать что-то из твоей зарплаты, если он нуждается в этом для расходования на дом и неимущих детей. Согласно словам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине лучшее из того что вы едите то, что вы сами заработали, и так же ваши дети – то что вы сами заработали». Так же на слова мужчины: «О посланник Аллаха, мой отец растратил то, что принадлежит мне», – ответил он, мир ему и благословение Аллаха: «Ты и твое имущество принадлежите твоему отцу». Нет ничего плохого в том, что он возьмет из твоего имущества или имущества других своих детей то, в чем он нуждается. Это при условии, что при этом не будет вреда тебе или другим детям, у кого он возьмет что-либо из имущества. Пусть берет из твоего имущества столько, сколько не навредит тебе, и пусть берет из имущества других детей столько, сколько не навредит им, если у него нужда в расходах на себя, жену и малых неимущих детей. А что касается того, чтобы он брал твои деньги для растраты на других (не неимущих) детей, то это не разрешено, кроме как с твоего довольства, и кроме как если ты позволишь это по доброте душевной, разрешишь ему тратить на это – в таком случае нет в этом ничего плохого. Если же нет, то не разрешено для него это. И если он берет твои деньги для трат на себя и неимущих детей, на которых он обязан тратить, то нет в этом проблемы, и это не является несправедливостью. И если ты нуждаешься в чем-то, то твоя нужда на первом месте. Как например твоя нужда в покупке одежды, книг для учебы, или другие нужды. А то, что превышает твои нужды, то можно тратить твоему отцу на что ему нужно. Но не относится к этому то, чтобы он отдавал эти деньги другим детям на строительство дома и тому подобные цели, а относится к этому трата на то, на что вменено в обязанность тратить – на неимущих детей, нуждающихся в помощи от отца – в этом нет ничего плохого. И если ты ему разрешишь тратить всю свою зарплату так, как он пожелает, то нет в этом проблемы, вся хвала Аллаху.

Вопрос: Некоторые отцы убеждены, что хадис посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Ты и твое имущество принадлежите твоему отцу», – имеет абсолютное значение, и нет для него никаких ограничений. Что бы вы сказали им по этому поводу?

Ответ: В данном случае у ученых на первое место ставится ограничение, заключающееся в оставлении причинения вреда, согласно словам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Нет причинения вреда и нет причинения вреда в ответ». То есть шариатское правило в том, что не должен наносить вред один другому. Не должен вредить этот сын другому сыну и эта дочь другой дочери, но берут из их имущества исходя из того в чем нуждаются и при этом не наносят вреда. И если, допустим, у дочки есть свои маленькие дети, о которых некому заботиться, то не положено отцу брать что-то из ее имущества, что нанесет вред ей и ее детям, потребности ее и ее детей ставятся на первый план. И если она, например, нуждается в одежде, в книгах для занятий по ним и тому подобных вещах, то необходимо, чтобы оставлял он ей то, что даст ей покрыть свои нужды. Не должен забирать у нее все. Правило здесь: «Нет вреда и нет вреда в ответ». И необходимо, чтобы он оставлял ей столько, сколько ей достаточно для удоблетворения своих нужд. Забирать разрешается из того, что превышает сумму необходимую для покрытия ее нужд. И так же если это сын – оставляется ему, его жене и детям столько, сколько им будет достаточно. Необходимо избегать нанесения вреда.

Вопрос: Да воздаст вам Аллах добром, а как насчет того, если задающая вопрос пожелает потратить деньги на свою свадьбу, или на постройку мечети, или помочь кому-либо из нуждающихся – как в таком случае согласовывать эти затраты с затратами на отца?

Ответ: Права ее отца важнее мечети. И остальных подобных этому расходов.

Вопрос: А если, например, ее отец живет в достатке?

Ответ: Он берет у нее то, что выше ее нужд. И благочестие к родителям важнее строительства мечети. И так же ее потребности в одежде, еде, содержании детей – важнее затрат на отца.  Но то, что у нее есть из того, что превышает ее нужды – ее отец может это брать и тратить на нужды свое. Таким образом мы объединяем вышеупомянутые хадисы.

«Фатауа нурун аля ддарб»

***

Вопрос 14: Мой вопрос о событии, которое произошло со мной примерно полтора года назад. Я чуть не умираю от страха перед наказанием Аллаха. Надеюсь вы вынесете для меня решение, на самом ли деле я так грешна. Помогите мне и да поможет вам Аллах, и да блогословит то что вы делаете. Событие заключается в следующем: я любила свого отца, но между мной и ним стали возникать недопонимания в семейных делах. Несмотря на них я его любила и он меня. Но эти недопонимания привели к постоянным ежедневным разногласиям с отцом. И однажды отец заболел и попал в больницу. Когда он вышел оттуда, врач сказал маме, что отец не избавился от проблемы со здоровьем, потому что проблема в его волнении и нервах, и он может умереть, потому что не вынесет больше никакого нервного потрясения. Мама не рассказала нам об этом, и так прошло три месяца после его возвращения из больницы. Затем случилась проблема между нами, и это отвернуло его от меня. Так же в тот день у него были другие неприятности и от них у него случилось нервное потрясение. Он попал в больницу и умер. Скажите, виновата ли я, и что мне нужно сделать по Шариату?

Ответ: Ты ничем не обязана, потому что ты не желала причинить ему зло, и ты не знала о проблемах, о которых предупреждал врач. Если будет угодно Аллаху, нет на тебе ничего плохого. А проблемы случаются между людьми постоянно, невозможно избавиться от этого. И ты подобна в этом остальным людям, нет на тебе ничего, если будет угодно Аллаху. Нет никакого возмещения, потому что это обычные ситуации, случающиеся между людьми. Случаются между сыном и отцом, между братьями, между мужем и женой. Нет в этом ничего особого, если будет угодно Аллаху.

«Фатауа нурун аля ддарб»

Шейх Абдуль-Азиз ибн АбдуЛлах ибн Баз

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

« Источник »

(745)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Close