Доводы о запрете изображений
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
К сожалению, многие братья и сёстры либо не знают о том, что создание изображений является запретным, либо знают, однако ослушиваются Аллаха, потакая своим страстям. И мне, с дозволения Всевышнего Аллаха, хотелось бы привести некоторые хадисы о том, какая страшная угроза и наказание ждёт тех, кто создаёт изображении.
Обязанность покориться полностью Корану и Сунне.
Когда искренний мусульманин слышит достоверные хадисы от посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), он сразу же подчиняется ему и следует за ним, и сторонится всего того, что он запретил, и избирает его судьёй во всем том, в чём они препираются.
Как сказал Всевышний Аллах: “Но нет – Клянусь твоим Господом! Они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, в чем они препираются, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчиняться полностью” Ан-Ниса,65.
Также Всевышний Аллах сказал: “Если же вы станете препираться о чем нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению”. Ан-Ниса,59.
Также Всевышний Аллах сказал: “Пусть же остерегаются те, которые поступают вопреки велению пророка, чтобы их не постигла фитна или не постигла их мучительное наказание” Ан-Нур,63.
Ахмад ибн Ханбал (да смилуется над ним Аллах) сказал: “А знаешь ли ты, что такое фитна? Фитна – это ширк (многобожие). Это означает, что если кто-либо станет отвергать даже часть высказываний пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям), то войдёт в его сердце заблуждение, и он погибнет“.
Создание изображения приводит к многобожию (к ширку).
Братья! Воистину, создание изображений является причиной, приводящей к ширку. Всё то, что приводит к ширку, является запретным, и это противоречит таухиду (единобожие). И как нам всем известно, причиной возникновения первого ширка (в народе пророка Нуха (мир ему), было создание изображений. Как рассказывал ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) о словах Всевышнего Аллаха: ” “И сказали: “Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Йагуса, Йаука и Насра”. Нух,23.
И он (ибн Аббас) сказал: ” Это имена праведных людей в народе Нуха (мир ему). Когда они умерли, шайтан внушил их народу, чтобы они воздвигли им памятники в местах их собраний (или местах их поклонения), и назвали эти скульптуры их именами. Они им не поклонялись, однако когда умерли те люди, которые установили эти памятники, и знание было забыто, им начили поклоняться”.
Ибн Койим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Некоторые предшественники поведали: ” Когда они (праведные люди в народе Нуха) умерли, на их могилах соорудили их статуи, и когда прошло достаточно много времени, им стали поклоняться”.
Это указывает на то, что создание изображений является причиной возникновения ширка. После того, как человек создал изображение, или установил памятник, шайтан начинает внушать народу: ” Этот памятник приносит пользу и устраняет вред”. И люди начинают его возвеличивать и поклоняться ему: просить у него бараката, приносить ему в жертву животных и давать ему обеты, – превращают его в объект поклонения, которому поклоняются наряду с Аллахом.
Доводы о запрете создания изображений.
Некоторые хадисы пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) о том, какая страшная угроза и наказания ждёт тех, кто создаёт изображения живых существ.
Первый хадис: Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказал о том, что пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: “Сказал Всевышний Аллах: “Кто же может быть несправедливее того, кто пытается создать нечто, подобное тому, что сотворил Я. Так пусть же попробует создать хотя бы самую маленькую букашку или пшеничное или ячменное зерно”. Хадис передали Бухари и Муслим.
В этом хадисе содержится вызов и угроза тем, кто создаёт изображения. Потому что создатель изображения пытается создать рисунок, подобный творениям Аллаха. Один только Всевышний Аллах является Создателем и Дарующим облик.
Как сказал Всевышний Аллах: “Он Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик” Аль-Хашр,24.
Также Всевышний Аллах сказал: “Он создал небеса и землю ради истины, придал вам облик и сделал ваш облик прекрасным. К Нему предстоит прибытие”. Ат-Тагабун,3.
“Всевышний Аллах является Дарующим облик. Поэтому тот, кто хочет создать какую-то форму на подобие творениям Аллаха, как например, человека, животное, глаза или нос и.т.д., то это попытка стать соучастником Аллаха в Его творении, даже если он не намеревался уподобиться Аллаху в этом. Потому что в уподоблении не обуславливается намерение: если есть уподобление, то оно есть (и его постановление (хукм) утверждается). Поэтому, если кто-то уподобился женщинам своей одеждой, но говорит, что не хотел уподобляться им, то, как говорят учёные, он действительно уподобился женщине, хотел он этого или нет”. См. Коулулмуфид Шарх Китабу Таухид. Шейх Мухаммад ибн Солих аль- Усаймин.
А что касается дозволенности создания фотографии посредством определенных лучей, при этом ничего не меняя в изображении фотографируемого, то в этом вопросе среди учёных есть разногласие.
Некоторые из них говорят, что это является созданием изображения. Потому что человек, когда фотографирует, нажимает на кнопку фотоаппарата. В противном случае, если бы он не нажал на кнопку, рисунок не проявился бы. Поскольку было движение рук, фотограф рассматривается как создатель изображения.
Другие учёные говорят: “Человек, нажавший на кнопку фотоаппарата, не рассматривается как создатель рисунка. Потому что создание рисунка – это действие того, кто создаёт рисунок. А этот человек, на самом деле, не создал рисунок, а лишь нажал на кнопку, и всё. А само изображение это то, что создал Аллах.. Например, если какой-то человек написал книгу и попросил её ксерокопировать, после чего выходит через ксерокс почерк писателя, а не копировщика. Разве этот копировщик рассматривается как создатель этой книги? Конечно, создатель – это тот, кто написал книгу и дал её для создания ксерокопии. Быть может, копировщик даже не умеет читать и писать, или вообще слепой, но умеет ксерокопировать. И как копировщик не является создателем книги, так и фотограф не является создателем рисунка. Однако возникает вопрос: является ли это действие дозволенным (халяль) или запретным (харам)?
Далее Шейх Мухаммад ибн Солих аль-Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сам же дает на него следующий ответ:: “Если фотографирование было совершено для харама (запретного), то оно является харамом, а если для мубаха (разрешённого), то оно является мубахом. Потому что средства имеют такое же постановление (хукм), как и цели. И поэтому, если человек фотографирует кого-то “на память”, независимо от того, фотографировал он его для того, чтобы в дальнейшем смотреть на эту фотографию и наслаждаться, или для того, чтобы тосковать по нему, то это является харамом, поскольку он оставляет изображение у себя. И нет сомнения в том, что фотография является изображением, и никто не отрицает это.
А если же человек фотографировался для паспорта, водительских прав или тому подобное, то это является мубахом (разрешённым). Если человек, который нуждается в удостоверении, отправился к фотографу, который выводит фотографию, без проявления пленки и тому подобное, и сказал ему: «фотографируй меня» после чего он сфотографировал его, то мы не говорим, что этот фотограф входит в хадис, в котором упоминается о угрозе создания изображения. Что касается того, кто сказал: «фотографируй меня» для другой цели, которая не является мубахам (дозволенным), то это входит в раздел содействия в грехе и вражде. См.аль Коулулмуфид.Шарх Китабу Таухид. Шейх Мухаммад ибн Солих аль-Усаймин
Подводя итог, Шейх Мухаммад ибн Солих аль-Усаймин (да смилуется над ним Аллах) дозволяет фотографирование, во-первых, при наличии крайней необходимости, а во-вторых, фотографирование должно произойти моментально, без проявления пленки.
Второй хадис: Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказала о том, что посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: “В День Воскресения самая жёсткая кара ждёт тех, кто пытается подражать Аллаху в Его творении” Передали хадис Бухари и Муслим.
Этот хадис также указывает на то, что создание изображений является одним из смертельных грехов.
Третий хадис: Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал: “Я слышал как посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: “Каждый, кто создаёт изображения, будет в огне. И каждому созданному им изображению будет дана душа, которая будет причинять ему мучение в Аду” Передали хадис Бухари и Муслим.
Этот хадис также указывает на сильную угрозу тем, кто создаёт изображения. Учёные дают следующее объяснение слов пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) “каждый, кто создаёт изображения, будет в огне”. Этот хадис охватывает всех тех, кто создаёт изображения, – будь это создающий на бумаге или на доске, или с помощью электронного фотоаппарата или с помощью сотового телефона и.т.д. Все они, без исключения, входят в этот хадис, потому что все они хотели создать изображение и создали его. И ни кто не имеет права отклонять от прямого смысла слов посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), кроме как с доказательством из Корана или сунны. Поэтому слова посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), “Каждый кто создаёт изображения будет в Огне” охватывают всех тех, кто создаёт изображения. Слова Мухаммада (салляллаху ‘алейхи уа саллям) понятны. Но кто-то приходит и говорит: “Нет, о посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)! Создающий изображения с помощью электронного фотоаппарата не будет в Огне”. Да упасёт нас Аллах от этого (См. Иианатулмустафид. Шарх Китабу Таухид. Шейх Солих ибн Фаузан)
Что касается слов посланника (салляллаху ‘алейхи уа саллям): “И каждому созданному ими изображению будет дана душа, которая будет причинять ему мучение в Аду”, то ученые говорят о них следующее: из слов посланника (салляллаху ‘алейхи уа саллям) понимается то, что если человек, например, создал за свою жизнь десять изображений (даже если они являются копиями одного изображения), то воистину, представят ему эти десять изображений в Огне и скажут ему: “Вдохни в них дух”. Внешне хадис указывает на то, что он будет мучиться в Огне, пока не закончатся эти изображения, которые он создал в своё время.
А что касается создания изображения, в котором нет души (т.е. картины природы, городов, машин и.т.д), то создавать эти изображения дозволено.
См.аль Коулулмуфид.Шарх Китабу Таухид. Шейх Мухаммад ибн Солих аль-Усаймин.
Четвертый хадис: Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: “Тот, кто при жизни создал какое-то изображение, то заставят его вдохнуть в него дух в Судный день, и он будет не в состоянии сделать это” Передали хадис Бухари и Муслим
Пятый хадис: Муслим передал хадис от Аби аль Хайаж, который сказал: “Али (да будет доволен им Аллах) сказал мне: “Не послать ли мне тебя с тем, с чем в своё время послал меня посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям): “Увидев любое изображение, немедленно уничтожь его, а увидев любую возвышенную могилу, сравняй её с землёй”.
Этот хадис указывает на то, что мы должны спешить уничтожать изображения живых существ, когда у нас есть на то возможность, уничтожив его полностью, либо отрезав или зарисовав его голову. А также этот хадис указывает на то, что нужно сравнивать с землей возвышенные могилы (тому, кто имеет силу), либо сообщать о них имеющим власть среди людей, поскольку возвышенные могилы являются причиной, приводящей к многобожию.
Заключение.
В заключение: Создание изображений является придаванием Аллаху сотоварищей, с той стороны, что тот, кто создаёт изображения, уподобляет своё действие действию Аллаха. И поэтому тот, кто довольствуется созданием изображений, входит в слова Всевышнего Аллаха: “Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно” Аль-Бакара,22.
Поэтому тот, кто довольствуется созданием изображений, этим самым придаёт Аллаху в сотоварищи создателя изображения. Даже не смотря на неполноценность этого созданного человеком изображения. Тогда как во всех творениях, созданных Всевышним Аллахом, полнота и совершенство. Аллах даёт всем Своим созданиям подходящий им облик, в соответствие со Своей мудростью. И убежденность в том, что только один Всевышний Аллах – создатель совершенного, прекрасного внешнего вида творений, из полноты таухида (единобожие). Также таухид требует наличие в сердце ненависти к созданию людьми изображений живых существ, так как право на создание облика принадлежит целиком и полностью лишь одному Аллаху. И довольствующийся созданием изображений животных или людей противоречит полноте таухида (единобожие).
Также создание изображений является одной из причин, приводящих к ширку, поэтому необходимо устранять их, чтобы люди удержались от поклонения кому-то, кроме Аллаха. Да упасёт нас Аллах от этого!
Значит, создатель изображений своими действиями уподобляется Аллаху в Его творении, претендует на звание творца изображения. А довольствующийся этим, довольствуется тем, что кто-то уподобляет себя Аллаху в Его творении.
Также, создатель изображений своими действиями создаёт причины приводящий к ширку. А довольствующийся этим, довольствуется теми причинами, которые приводят к ширку.
Все вышеприведенные хадисы из сборников Бухари и Муслим, все они достоверные. И все учёные единогласны в запрещенности создания изображения живых существ чем бы то ни было, будь это рукой, или с помощью электронных фотоаппаратов, или с помощью сотового телефона, кроме как при крайней необходимости. И мне хотелось бы обратиться ко всем мусульманам и мусульманкам, (которые фотографируют себя и выставляют это на всеобщее обозрение в интернете), чтобы они побоялись наказания Аллаха и исправили содеянное. И я надеюсь на Всевышнего Аллаха, что мои братья и сёстры уничтожат все хранящиеся у них фотографии и будут помогать друг другу в благочестии и богобоязненности.
Да поможет нам Аллах полностью следовать за Его посланником (салляллаху ‘алейхи уа саллям).
Вторая Статья
ПРИЧИНЫ ЗАПРЕТА ИЗОБРАЖЕНИЙ
1. ШИРК В АТ-ТАУХИДЕ АР-РУБУБИЙА – УПОДОБЛЕНИЕ В ТВОРЕНИИ АЛЛАХА.
Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха сказал: «Аллах Всевышний сказал: “Кто же может быть более несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное тому, что сотворил Я? Пусть создадут они муравья, или пусть создадут они пшеничное или ячменное зерно!”» аль-Бухари и Муслим.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Я слышал, как пророк сказал: «Каждый создающий изображения будет в Огне, и каждому созданному им изображению будет дана душа, которая станет мучать его в Аду»”. аль-Бухари и Муслим.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, что Посланник Аллаха (салляЛлаху алейхи уа саллям) говорил: “Любому, кто создаёт изображение в этом мире, будет сказано вдохнуть душу в него в День Воскрешения, и он никогда не будет способен сделать это”». аль-Бухари и Муслим.
Абдулла ибн Мас’уд (пусть Аллах будет доволен им) сообщил, что Пророк (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам) сказал: “Те, кто будет наиболее строго наказан Аллахом в День Воскрешения, будут создателями изображений”. (Сообщено аль-Бухари, см. “аль-Фатх”, 10/382).
Посланник Аллаха сказал: «В день Воскресения появится шея из Огня и скажет: “Поистине, я уполномоченный мучитель для троих: для каждого, кто взывал наряду с Аллахом к кому-либо, для всякого тирана, и для создающих изображения”». ат-Тирмизи.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды посланник Аллаха вернулся в Медину после одного из походов, а я повесила на свою кладовку тонкую занавеску, на которой были изображены живые существа, и когда посланник Аллаха увидел эту занавеску, цвет его лица изменился, и он сказал: «О ‘Аиша, в день Воскресенья наиболее суровому наказанию пред Аллахом подвергнутся те, кто попытается уподобиться Аллаху в творении!» ‘Аиша сказала: “И после этого мы разорвали её, сделав из неё подушку”. аль-Бухари и Муслим.
Усама ибн Зайд рассказывал: “Однажды я вошел в Ка‘бу (в день завоевания Мекки), к находившемуся там посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который, увидев изображения (живых существ) на стенах, повелел принести ведро воды. Я принес ему воды, и он, смывая эти изображения, говорил: «Да погубит Аллах народы, которые изображают то, что они не создавали»“. ат-Таялиси 623, ат-Табарани 1/130, Ибн Абу Шайба 8/484. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 996.
2. ШИРК В АТ-ТАУХИДЕ АЛЬ-УЛЮХИЙА – ТО, ЧТО ПРИВОДИТ К ЧРЕЗМЕРНОМУ ПОЧИТАНИЮ И ВПОСЛЕДСТВИИ К ПОКЛОНЕНИЮ НАРЯДУ С АЛЛАХОМ.
Они сказали: “Не отрекайтесь от ваших богов: Уадда, Сууа’а, Ягъуса, Я’укъа и Насра”. Они уже ввели в заблуждение многих. Не приумножай же несправедливым ничего, кроме заблуждения!» (Коран, 71: 23-24).
‘Ата со слов бин ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им, и его отцом: « …имена праведников из народа Нуха. Когда они умерли, шайтан начал наущать их народу установить им статуи на тех собраниях, на которых они присутствовали, и назвать эти статуи их именами, что и сделали люди. Им не поклонялись до тех пор, пока не умерли те, кто установил эти памятники, и было забыто людьми, зачем их установили, и им начали поклоняться». См. Аль Бухари (4920).
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Умм Хабиба и Умм Салама как-то рассказывали о церкви, которую они видели в Эфиопии, расписанную различными изображениями. Они рассказали об этом пророку (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал им: «Поистине, когда какой-нибудь праведный человек из них умирает, они строят у его могилы храм для поклонения, расписывая его подобными изображениями. В День воскрешения такие люди окажутся наихудшими созданиями пред Аллахом!»” аль-Бухари 427, Муслим 528.
От Ибн Мас’уда и Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, первым, кто изменил религию пророка Ибрахима и установил идолов, был Абу Хуза’а ‘Aмр ибн Люхай. Я видел его волочащим свои кишки в Огне!» Ахмад 446, Ибн Хишам 1/76, Ибн Абу ‘Асым 192. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим, а основа этого хадиса есть также и у аль-Бухари и Муслима.
О ЗАПРЕТЕ НА ХРАНЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ И ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ ИХ УНИЧТОЖЕНИЯ
‘Али (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я организовал угощение и пригласил пророка. Он принял моё приглашение, однако придя и увидев (в доме) изображения живых существ, он удалился”. Ибн Маджа, Абу Йа’ля.
Сообщается, что когда ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) один из жителей Шама пригласил в гости, ‘Умар спросил: “Имеются ли у вас в доме изображения живых существ?”Хозяин дома ответил: “Да!” После этого ‘Умар не вошёл в его дом до тех пор, пока не были поломаны и выброшены эти изображения. аль-Байхакъи.
Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха сказал: «Явился ко мне ангел Джибриль, мир ему, и сказал: “Я приходил к тебе вчера и не зашёл лишь потому, что у дверей твоих были скульптуры, и в доме были красная занавеска с изображениями и собака. Так повели же отделить голову скульптуре и скульптура станет подобной дереву, и повели разрезать занавес и сделать из неё два коврика (подстилки) для ног, а также повели выгнать собаку”». Ахмад, Абу Дауд.
Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: “Пророк запретил держать в домах изображения, а также их создавать”. ат-Тирмизи.
Сообщается со слов ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллаха), что пророк Аллаха сказал: «Ангелы не входят в дома, в которых есть собака, изображения или осквернённый». Абу Дауд, ан-Насаи.
Хайиан ибн Хусейн сказал: “Однажды ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал мне: «Не послать ли мне тебя с тем, с чем в своё время послал меня посланник Аллаха? Увидев любое изображение, немедленно уничтожь его, а увидев любую возвышенную могилу, сровняй её с землёй»”. Муслим.
О ДОЗВОЛЕННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЯХ
Дозволено рисовать неодушевленные предметы
Сообщается, что как-то раз к Абдуллаху Ибн ‘Аббасу (да будет доволен им Аллах) пришёл один человек и сказал, что он зарабатывает на жизнь своими руками, делая изображения. Ибн ‘Аббас ему сказал: “Я скажу тебе лишь то, что слышал от посланника Аллаха. Я слышал, как он сказал: «Того, кто создаст какое-либо изображение, Аллах станет подвергать мучениям до тех пор, пока он не вдохнёт в него дух, а он не сможет сделать этого никогда!»” Услышав его слова, этот человек глубоко вздохнул, и его лицо пожелтело от страха. Тогда Ибн ‘Аббас сказал: “Горе тебе, если уж ты непременно и впредь хочешь заниматься этим, то тебе следует изображать деревья и всё то, в чём нет души”. аль-Бухари.
Дозволено создавать игрушки для детей
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Я обычно играла с куклами в присутствии Пророка (салляЛлаху алейхи уа саллям), и у меня были друзья, которые играли со мной. Когда заходил Посланник Аллаха (салляЛлаху алейхи уа саллям), они прятались, а он звал их, чтобы прийти и играть со мной”. аль-Бухари, № 5779; Муслим, № 2440.
Рубеййи бинт Муаввиз рассказывала: «Утром в день Ашура Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправил гонцов в селения, [расположенные вокруг Медины], чтобы они сообщили о том, что те, кто с утра не постились, должны поститься оставшуюся часть дня, а те, которые постились, должны продолжить пост. После этого повеления мы стали поститься сами и заставляли поститься своих детей, [тех из них, кто был еще совсем мал, если на то была воля Аллаха. Когда мы шли в мечеть, то] делали для них игрушку из шерсти [и брали ее с собой]. Если какой-нибудь малыш начинал плакать от голода, мы давали ему эту игрушку, и так продолжалось до самого разговения». (Согласно другой версии хадиса: «А если они просили у нас поесть, мы давали им игрушку, которая их забавляла до тех пор, пока не закончился пост»). Этот хадис передали аль-Бухари (4/163), согласно версии которого приведен данный хадис, и Муслим (3/152), которому принадлежат дополнения в квадратных скобках, а также другая версия хадиса.
Развешивание изображений живых существ
Во-первых, не разрешается развешивать на стенах изображения, как объемные, так и плоские, отбрасывающие и не отбрасывающие тень, как выполненные от руки, так и изготовленные фотографическим способом.
Мусульманин, способный снять эти изображения со стены должен сделать это, если он не в состоянии их уничтожить. Об этом говорится в ряде хадисов:
Хадис №1. ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Как-то раз ко мне зашел посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а я закрыла свою комнату занавеской, украшенной изображениями живых существ (согласно другой версии хадиса: «…украшенной изображениями крылатых лошадей»). Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, увидел это, он сорвал занавеску, переменился в лице и сказал: “О ‘Аиша! В День воскресения Аллах подвергнет самым жестоким мукам тех, кто пытался сотворить подобно тому, как творит Аллах”. (В другой версии хадиса сказано:“Поистине, обладатели этих изображений будут испытывать муки. Им будет сказано: «Оживите то, что вы сотворили!»”). Затем посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, добавил: “Воистину, ангелы не входят в дом, в котором есть изображения живых существ”). Тогда мы разрезали эту занавеску и изготовили из нее одну или две подушки, [и я видела, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сидел, опершись на одну из этих подушек, на которой было изображение]». Этот хадис передали аль-Бухари, (10/317 318); Муслим, (6/158 160), согласно версии которого приведен данный хадис, аль-Бейхаки, (7/269); аль-Багауи в «Шарх ас-Сунна», (3/217/1); ас-Сакафи в «ас-Сакафиййат», (№ 11); Абд ар-Раззак в «аль-Джами», (том 2, № 64 в имеющемся у меня экземпляре) и Ахмад, (6/229, 281). Последнее дополнение приводится согласно версии Ахмада, и цепочка его рассказчиков соответствует требованиям Муслима.
Из этого хадиса можно сделать два вывода.
Первый вывод: запрещается развешивать изображения живых существ, а также любые предметы, несущие на себе подобные изображения.
Второй вывод: этот запрет распространяется на любые изображения – как на объемные, так и на плоские. Иными словами, не важно, отбрасывает изображение тень или нет. Именно так полагает большинство ученых.
Ан-Науауи сказал: «Некоторые из праведных предшественников придерживались того мнения, что запрещенным считается лишь то изображение, которое способно отбросить тень, а все то, что не отбрасывает тень, может использоваться без каких-либо ограничений. Такая точка зрения неверна. Ведь на занавеске, против которой возразил Пророк, мир ему и благословение Аллаха, имелось изображение, не отбрасывавшее тень. Тем не менее, он приказал ее снять».
Анализируя этот хадис, переданный со слов ‘Аиши, один современный автор в своем исследовании утверждает следующее: «Данное изображение вступало в противоречие с реальностью и передавало то, чего не может быть на самом деле, то есть лошадей с крыльями. Это и послужило основанием для того, чтобы посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, признал этот рисунок недозволенным».
Однако такое мнение является ошибочным по следующим причинам:
Во-первых: в хадисе нет ни малейшего намека на то, что изображение было признано недозволенным из-за того, что оно вступало в противоречие с реальностью! Напротив, из него следует, что причина крылась в другом.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, указал на эту причину, сказав: «Воистину, ангелы не входят в дом, в котором есть изображения живых существ»». Таким образом, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обобщил все изображения живых существ и не ограничил их каким-либо определенным видом. Он приказал снять занавесь, дабы устранить препятствие, которое мешало ангелам войти в дом, и это абсолютно ясно из данного хадиса.
Во-вторых: если бы занавесь была признана недозволенной по причине, на которую указывает уважаемый автор, то Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не позволил бы ‘Аише иметь среди множества игрушек крылатого коня, о чем говорится в другом хадисе, приведенном нами в 40-ом разделе под номером 5.
Таким образом, слова уважаемого автора не выдерживают никакой критики, а данный хадис остается в силе, поскольку не существует противоречащего ему хадиса.
Что же касается хадиса, переданного со слов Абу Тальхи: «Ангелы не входят в дом, если в нем есть изображения живых существ, за исключением узоров на одежде», то здесь имеются в виду изображения, которые не вешаются на стены и к которым относятся пренебрежительно, без почтения, на что указывает приведенный нами хадис ‘Аиши.
Из хадиса ‘Аиши ясно, что ангелы не входят в дом до тех пор, пока в нем находятся развешанные изображения живых существ.
Совсем иная ситуация возникает тогда, когда к изображению относятся пренебрежительно. Об этом свидетельствуют слова ‘Аиши: «Я видела, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сидел, опершись на одну из этих подушек, на которой было изображение». В данном случае речь идет об изображении, которое не мешает ангелам войти в помещение.
Таким образом, хадис ‘Аиши конкретизирует хадис Абу Тальхи. Поэтому нельзя абсолютизировать хадис Абу Тальхи, как это сделал уважаемый автор.
К тому же уважаемый автор совершил еще одну ошибку, полагая, что хадис Абу Тальхи указывает на разрешенность рисования изображений живых существ на одежде и, следовательно, может быть основанием для того, чтобы признать дозволенным рисование подобных изображений на бумаге! Однако, это является глубоким заблуждением.
Хадис Абу Тальхи разрешает всего лишь использовать подобную одежду при соблюдении вышеупомянутых нами условий. Что же касается дозволенности или недозволенности рисования самого изображения, то об этом ничего не говорится в хадисе Абу Тальхи.
Однако этот вопрос сполна раскрывает хадис ‘Аиши, который ясно указывает на запрет рисования любых изображений на одежде: «Поистине, обладатели этих изображений будут испытывать муки». Таким образом, нельзя пренебрегать установлением хадиса ‘Аиши в пользу хадиса Абу Тальхи, который не вмещает в себя ответ на этот вопрос. Этот факт очевиден для каждого беспристрастно мыслящего человека, если на то будет воля Аллаха.
Из сказанного выше следует, что мусульманину, знающему суть установлений шариата по данному вопросу, не следует приобретать одежду, несущую на себе изображения живых существ, даже в целях пренебрежительного использования, поскольку он тем самым стимулирует производителей одежды на создание подобных изображений. Однако человеку, который приобрел такую ткань, не зная об этом запрете, дозволено пренебрежительно использовать ее, на что указывает вышеприведенный хадис ‘Аиши. И да посодействует нам Аллах в наших делах!
Возможно, разрез прошел посередине изображения, о котором идет речь в конце данного хадиса: «Я видела, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сидел, опершись на одну из этих подушек, на которой было изображение».
Таким образом, первоначальный вид изображения был изменен до неузнаваемости. Именно на этом построил свои доводы Ибн Хаджар, проводя согласование между собой этих двух хадисов с хадисом о подушке, приведенном выше в разделе № 33.
Позднее я обнаружил хадис, переданный со слов Абу Хурейры, который будет приведен далее. В нем рассказывается о том, Джибриль сказал Пророку, мир ему и благословение Аллаха: «В этом доме на стенах есть занавеси с изображениями живых существ. Так обезглавьте же их и сделайте из этих занавесей подстилки или подушки и ступайте по ним! Ведь, поистине, мы не входим в дом, в котором есть изображения живых существ». Все рассказчики данного хадиса являются рассказчиками аль-Бухари в его сборнике «ас-Сахих», что я и пояснил в книге «Силь-силят аль-Ахадис ас-Сахиха»
Хадис №2. ‘Аиша рассказывала: «Однажды я набила для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, небольшую подушку, украшенную изображениями живых существ. Увидев ее, он остановился при входе, изменившись в лице.
Я спросила его: “Что произошло, о посланник Аллаха? [Каюсь пред Аллахом в совершенном грехе]”. Он спросил: “К чему эта подушка?”. Я ответила: “Я изготовила эту подушку для тебя, чтобы ты лежал на ней”.
В ответ он сказал: “Разве тебе не известно, что ангелы не входят в дом, в котором есть изображения живых существ, и что те, кто изготовили эти изображения, будут терпеть муки в День воскресения, и им будет сказано: “Оживите то, что вы сотворили?!”» [Согласно другой версии хадиса: «”Поистине, обладатели этих изображений будут испытывать муки в День воскресения”). [И он не вошел до тех пор, пока я не вынесла подушку из дома]».Этот хадис передали аль-Бухари, (2/11 и 4/105) и Абу Бакр аш-Шафии в «аль-Фауаид», (6/68), которому принадлежат дополнения в квадратных скобках. Цепочка рассказчиков данного хадиса достоверна. Схожий по смыслу хадис приводят аль-Бухари и Муслим, а также другие авторы. Мы подробно рассмотрели пути передачи данного хадиса, анализируя хадисы, вошедшие в книгу профессора Йусуфа аль-Карадауи «аль-Халяль уа-ль-Харам» (№ 121). Этот хадис уже был приведен нами выше в 33-ем разделе.
В данном хадисе совершенно определенно указано на то, что изображение живых существ, выставленное напоказ, мешает ангелам войти в дом даже в том случае, если с предметом, несущим на себе подобное изображение, обращаются пренебрежительно. Ведь посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не вошел в дом до тех пор, пока подушку не вынесли прочь, и сказал применительно к ней: «…ангелы не входят в дом, в котором есть изображения живых существ».
Хадис №3. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ко мне явился Джибриль, мир ему, и сказал: “Я приходил к тебе вчера, но мне помешала войти статуя над дверью [с изображением людей], занавеска, на которой имелись изображения, а также собака, находившаяся в доме. Прикажи обезглавить статую, чтобы она стала подобна дереву, разрезать занавеску и сделать из нее пару подушек, которые можно мять, и вывести собаку. [Ведь, поистине, мы не входим в дом, в котором есть изображения живых существ или собака]”».
Пес [щенок], принадлежащий Хасану или Хусейну, сидел под их кроватью (согласно другой версии хадиса: «…у него под кроватью»), [и он сказал: «О ‘Аиша! Когда здесь появился этот пес?». ‘Аиша ответила: «Кляусь Аллахом, не знаю»].
Тогда он приказал вывести пса из дома, [а затем зачерпнул воды рукой и пролил на то место, где сидела собака].Этот хадис достоверен. В данном случае он представляет собой сводный текст сообщений в передаче сразу от пятерых асхабов. Хадис в первой передаче известен со слов Абу Хурайры – мы приняли текст хадиса в его изложении за основу. Хадис в передаче от Абу Хурайры приводят Абу Дауд, (2/189); ан-Наса’и, (2/302) и ат-Тирмизи, (4/21). Достоверным его считали Ибн Хиббан, (1487); Ахмад, (2/305, 308, 478); Абд ар-Раззак в аль-Джами‘, (номер 68); Ибн Кутайба в Гариб аль-хадис, (1/100/1); аль-Багауи в Шарх ас-Сунна, (3/218/1) и ад-Дийа’ в аль-Мухтара, (10/107/1). По их мнению иснад этого хадиса надежен. Вторая и третья передачи хадиса известны со слов Аиши и Маймуны. В их передаче этот хадис приводят Муслим, (6/156); Абу Ауана в Сахих, (8/249, 250, 253/2); Ахмад, (6/142, 143, 330); аль-Багауи (3/217/1), а также ат-Тахтауи в аль-Мушкиль, (1/376, 377) и Абу Йа‘ла, (333/2 и 335/2).
Четвертая передача хадиса известна со слов Абу Рафи‘ – она приводится у ар-Руйани (25/139/2). В этой передаче хадиса присутствуют второе и последнее из указанных дополнений со слов Маймуны, а также предпоследнее дополнение и вариант, заключенный в круглые скобки, со слов Аиши.
Все дополнения к данному хадису в передаче от Абу Хурайры приводятся у Ахмада и некоторых других авторов.
Хадис в пятой передаче бытует со слов Усамы ибн Зайда – ат-Тахауи приводит ее с хорошим иснадом.
Данный хадис совершенно ясно указывает на то, что изменения в предмете, благодаря которым его разрешается использовать, должны касаться внешнего вида предмета и происходить до такой степени, чтобы он приобрел совсем иную форму.
Некоторые ученые сформулировали подобные изменения следующим образом: «Если в результате проделанных изменений изображенный объект представляется нежизнеспособным, предмет может использоваться в дальнейшем».
Такая формулировка не может считаться удовлетворительной, так как она открывает возможности для манипуляций с текстами хадисов, оставляет место попыткам обойти их предписания путем иносказательных толкований или апелляции к авторитетным суждениям частных лиц по поводу их содержания.
Пожалуй, наиболее ярким примером такого рода может послужить пространная статья одного автора, которую я прочитал несколько лет назад в журнале «Нур аль-Ислям», позднее издававшемся под названием «Маджаллят аль-Азхар». Содержание статьи сводится к тому, что изобретательному (!) мусульманину дозволено изваять полноценную скульптуру, однако в голове изваяния ему следует сделать отверстие с углублением, доходящим до того места, где обычно располагается головной мозг человека.
Таким образом, если бы такую скульптуру можно было одушевить, изображенный в ней объект не смог бы жить ни секунды!
Далее уважаемый шейх продолжил упражняться в изобретательности и сообщил, что для того, чтобы художественный изъян скульптуры не был заметен зрителям, художник может прикрепить к голове изваяния парик и таким образом прикрыть отверстие.
В результате появляется полноценное и безукоризненное скульптурное изображение, которое, по мнению шейха, одновременно удовлетворяет как деятелей искусства (!), так и всевышнего Законодателя!
О мусульманин, видел ли ты, чтобы кто-нибудь еще манипулировал законами шариата и священными текстами так искусно, как это сделал автор опуса, опубликованного на страницах уважаемого издания?!
Клянусь Аллахом! Это так похоже на деяние тех иудеев, которых постигло унижение и бедность, и о которых всевышний Аллах сказал: «Спроси их о селении на берегу моря. Они нарушили субботу, поскольку рыбы приплывали к ним открыто по субботам и не приплывали в не субботние дни. Так Мы подвергли их испытанию за то, что они отказались повиноваться»Сура «аль-А’раф», 163
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал о них: «Да сразит Аллах иудеев! Когда Аллах запретил им есть сало мертвых животных, они стали топить его, а затем продавать и пожирать заработанные деньги». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
В этой связи Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, всячески предостерегал нас от того, чтобы мы, мусульмане, следовали путем иудеев. Он сказал: «Не поступайте так, как поступают иудеи. В противном случае, вы будете считать дозволенным то, что запретил Аллах, пускаясь ради этого на малейшие уловки». Этот хадис передал Ибн Батта в книге «Джуз Ибталь аль-Хийаль» (стр. 24) с хорошей цепочкой рассказчиков, что подтвердили Ибн Теймиййа и Ибн Касир. Однако ни одно из вышеперечисленных доказательств не убедит тех, кто из-за собственных вожделений уподобляется иудеям. Да оградит нас от этого Аллах! См. «аль-Гайа» (11).
К ухищрениям подобного же рода близко утверждение тех, кто утверждает, что между рисунком, выполненным от руки, и изображением, сделанным фотографическим способом, существует принципиальная разница, поскольку фотография якобы не является результатом действия человека, так как все его действия сводятся к запечатлению тени предмета на свето-чувствительной пленке.
Получается, что колоссальные усилия, предпринятые человеком в процессе изобретения фотоаппарата, который за одно мгновение может запечатлеть то, что без помощи этого устройства невозможно запечатлеть и за несколько часов, не являются, по их мнению, сознательным актом человека!
То же самое относится и ко всем остальным действиям фотографа, который наводит фотокамеру на объект съемки, выбирает нужный фокус, до начала съемки вставляет в фотоаппарат пленку, после съемки проявляет отснятые кадры и совершает ряд других действий, в которых я не разбираюсь. И все эти действия, по мнению этих людей, также не являются сознательным актом человека!
Процесс фотографической съемки во всех его подробностях описал профессор Абу аль-Уафа Даруиш в своем ответе достопочтенному шейху Мухаммаду ибн Ибрахиму, муфтию Саудовской Аравии (стр. 43-45).
Вкратце ответ доктора Даруиша сводится к тому, что для того, чтобы получить фотоснимок, фотограф должен совершить одиннадцать видов действий. Однако, при этом вышеупомянутый профессор, будучи хорошо знакомым с процессом фотосъемки, ничуть не сомневаясь, заявляет: «Фотография не является результатом человеческой деятельности!».
Результатом того, что они делают различия между этими двумя видами изображений, становится вывод о том, что, например, разрешается вешать на стену дома изображение человека, если оно изготовлено посредством фотографической съемки, однако, этого нельзя делать, если оно написано от руки!
Также, согласно их мнению, если художник воспроизвел изображение, написанное от руки, при помощи фотоаппарата, то такое изображение разрешается вешать на стену.
Уважаемый читатель, случалось ли Вам видеть пример да такой степени буквального понимания священных текстов? Я не видел подобного буквоедства ни у кого, кроме как у некоторых живших в прошлом захиритов.
Могу привести в пример высказывание одного из них в комментарии к хадису: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил мочиться в стоячую воду». Комментируя данный хадис, он сказал следующее: «Запрет налагается лишь в том случае, если моча испускается непосредственно в стоячую воду. Если же человек помочился в сосуд, а затем вылил из него мочу в воду, то действие запрета на него не распространяется!».
И он говорит это, несмотря на то, что вода загрязняется как в первом, так и во втором случае. Однако буквалистский подход к анализу текста не позволил ему понять конечную цель данного запрета.
Такое же буквалистское понимание текста демонстрируют авторы, по мнению которых фотографическое изображение следует признать дозволенным. Они уцепились за способ создания изображений, который был хорошо известен на момент появления запрета, и сочли невозможным распространить запрет на изображения, изготовленные современным фотографическим способом.
И это несмотря на то, что фотографирование является одним из способов создания изображений, как с лингвистической точки зрения, так и с точки зрения шариата. Оно идентично созданию изображений от руки, как по своим последствиям, так и по степени наносимого им вреда, как это стало нам ясно выше, когда мы проанализировали последствия противопоставления этих двух видов друг другу.
Несколько лет назад я сказал одному из них: «В таком случае, вам придется признать дозволенными и те изваяния, которые сегодня не изготавливаются вручную при помощи резца, как раньше, а запускаются в производство простым нажатием кнопки электрического выключателя, который управляет специальным агрегатом, способным за считанные минуты изготовить десятки изваяний. Известно, что именно таким способом изготавливаются сегодня игрушки для детей, фигурки различных животных и т.п. Что Вы на это скажете?».
Но мой собеседник растерялся и не нашел, что ответить.
Удивительно, что эти буквоеды до такой степени не замечают собственного же буквоедства, что некоторые из них, описывая своих единомышленников, заявляют: «Именно они поняли истинный смысл священного текста!». Настало время проницательному читателю понять, кто они есть на самом деле! Внимите же назиданию, о обладатели разума!
Прежде чем я закончу свое отступление, мне бы хотелось обратить внимание на то, что, несмотря на нашу абсолютную уверенность в том, что оба способа изготовления изображений являются запретными, мы отнюдь не считаем, что всякое изображение, которое несет в себе практическую пользу, непременно подлежит запрету, при условии, что это не ведет к каким-либо пагубным последствиям и не достижимо каким-либо другим дозвленным способом.
Я имею в виду те случаи, когда существует потребность в изображениях в медицине, географии, во время поиска преступников, когда о них необходимо предостеречь население и т.п. В подобных случаях использование изображений считается дозволенным, а иногда даже обязательным. Более подробнее можете прочитать на статье Фетвы о положении изображений (фотографии)
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
(5766)