Несколько слов о сутре в молитве
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Сутра – это преграда, которую молящийся ставит перед собой, чтобы она ограждала его во время молитвы. Совершение молитвы, приблизившись к сутре является обязательным, поскольку посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал это и не выстаивал молитву без сутры. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не совершайте молитву, кроме как позади преграды (сутра), и никому не позволяйте проходить перед вами, а если кто-то пытается пройти, то сражайтесь с ним, ибо рядом с ним находится спутник (шайтан)». Ибн Хузайма 1/93. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Сутрой может являться любая вещь, будь то стена, дерево, камень, стул и т.п. Любой предмет, который возвышается от уровня земли на размер седла, поскольку в достоверных хадисах наименьшим, что упоминается из сутры, является седло. Что же касается хадиса: «Пусть каждый из вас, совершая молитву, положит что-нибудь перед собой. Если он не найдет ничего подходящего, то пусть воткнет в землю трость. А если он не найдет трости, то пусть начертит линию, и тогда ему не причинит вреда тот, кто пройдет перед ним», – то ученые разошлись в достоверности этого хадиса. Къады ‘Ийяд говорил: “Несмотря на то, что в отношении линии вместо сутры пришел хадис и на него опирался Ахмад ибн Ханбаль, этого недостаточно, поскольку хадис является слабым”. Имам ан-Науауи в «Шарх Муслим» писал: “Хадис о линии, который приводит Абу Дауд, является слабым и запутанным”. Также говорил и шейх аль-Альбани. См. “ат-Та‘ликъатуль-джияд” 1/83.
Шейх аль-Альбани в Сильсиля худа уа нур №650 говорит примерно следующие слова:
Необходимо же совершать молитву, подойдя к преграде, чтобы никто не проходил пред ним и не прерывал его молитву. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел: «Если кто-либо из вас совершает молитву, пусть совершает ее, приблизившись к преграде, чтобы шайтан не прервал его молитву». См. «Сахих аль-джами‘» 650. В другом хадисе сказано: «Пусть приблизится к сутре тот, кто совершает молитву».
Вы также можете увидеть и того, кого посчитаете воплощающим сунну и совершающим молитву, приблизившись к сутре. Однако он не знает о хадисе, который приводится у аль-Бухари: “Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву, расстояние между ним и стеной равнялось трем локтям”. А в другом хадисе говорится: “Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал земной поклон (суджуд), между ним и между сутрой оставалось место достаточное для того, чтобы могла пройти овца”. Отсюда следует, что не нужно слишком сильно приближаться к сутре, так, чтобы при совершении земного поклона голова упиралась в нее. И является обязательным оставлять промежуток между собой и сутрой.
И вот вы видите, что совершающие молитву сегодня впали в две крайности: либо молятся посреди мечети, абсолютно не заботясь о сутре, либо же упираются в нее головой при земном поклоне. И то и другое происходит по причине невежества по отношению к Сунне.
Шейха Фаузана спросили:
Какой должна быть высота сутры Имама в молитве? И хватает ли просто провести черту рукой?
Он ответил:
Взятие сутры это сунна из прав Имама в коллективной молитве и молящегося отдельно, в неколлективной молитве. Что касается молящихся позади Имама, то сутра Имама является их сутрой. Это может быть стена, столб, палка, воткнутая в землю перед молящимся, или любая другая неподвижная вещь, как ветка дерева или камень. Лучше, чтобы сутра была высотой как задняя часть седла, если же не нашел подходящую неподвижную вещь, то следует прочертить линию. Избранное из фетв Шейха Фаузана: – Т. 3. – Стр. 45.
Спросили шейха Усеймина:
Человек зашел в Мечеть перед началом молитвы, и хочет помолиться молитву приветствия за сутрой, зная, что если он помолится за ней, то не успеет на первый ряд. Следует ли ему помолиться за сутрой, или ему нужно помолиться в первом ряду?
Он ответил:
Если он помолившись за сутрой не успеет на первый ряд, то важней успеть на первый ряд, потому что Посланник Аллаха казал: «Ели бы люди знали какая (награда ждет) призывающего (на молитву) и того, кто (находится) в первом ряду, и кроме жребия по стрелам не нашли бы другого пути (для того, что бы решить кто станет призывать и кто встанет в первом ряду), то они обязательно прибегли бы к этому!» (Аль-Бухари, Муслим)Пускай встанет на первый ряд и возьмет небольшую сутру, «Если кто-то из вас будет молиться, пускай отгородит (себя хотя бы) стрелой» (Ахмад).Человек может положить перед собой свой сивак, и это будет его сутрой. Сборник «Лика аль-баб аль-мафтух»: – Гл. 54. – Стр. 100.
Шейха Усеймина спросили:
Какова дистанция, которую необходимо соблюдать и которую нельзя преступать, проходя перед молящимся? Да воздаст вам Аллах благом!
Он ответил:
Расстояние перед молящимся, которое нельзя преступать, в случае если он отгородил себя сутрой – это расстояние между ним и сутрой, не дозволено никому проходить в этом месте. Если нет сутры, но есть молитвенный коврик, то этот коврик и принимается за это расстояние, и никому нельзя проходить перед молящимся на этом коврике. Если же нет ни сутры, ни коврика, то дистанцией, которую нельзя преступать является расстояние между его ногами и местом прикосновения лба в поклоне, нельзя проходить между ним и этим местом
Сборник «Нур аля-д-дарб»: – Т. 1. – Стр. 124.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
(1293)