Кому разрешается оставлять пост с условием последующего восполнения пропущенных дней ?
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Разрешается оставлять пост больному, болезнь которого излечима, а также путнику. Они обязаны восполнить позже пропущенные дни[1]. Всевышний Аллах сказал: «А кто из вас болен или находится в пути, тот пусть постится столько же дней в другое время»[2].
А в длинном хадисе говорится: «Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, постился по три дня каждый месяц, и он постился в день Ашура, и Всевышний Аллах ниспослал: “О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь. Поститься следует считанное количество дней. А кто из вас болен или находится в пути, тот пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка”»[3].
После этого кто хотел, тот постился, а кто не хотел, тот не постился и кормил за каждый пропущенный день бедняка. Так продолжалось около года, после чего Всевышний Аллах ниспослал: “В месяц рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время”[4]. Таким образом, с этого времени все заставшие месяц обязаны были поститься, а путник должен был восполнять свой пост позже, а старики и старухи, которые не могли поститься, должны были кормить одного бедняка за каждый пропущенный день поста»[5].
Анас ибн Малик передаёт, что в один год он не смог поститься, и взял сосуд с саридом, позвал тридцать бедняков и накормил их досыта[6].
«Здоровый человек, который боится заболеть в случае, если будет соблюдать пост, также может оставить пост, как и больной. Так же должен поступить человек, которого голод и жажда мучают так сильно, что у него есть основания опасаться за свою жизнь, даже если он здоров и не находится в пути, и он обязан восполнить пропущенные дни позже.
Всевышний Аллах сказал: «Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам»[7].
Всевышний Аллах сказал: «Он не сделал для вас никакого затруднения в религии»[8].
Если больной постится, преодолевая трудности, которые создаёт ему пост, его пост действителен, однако он является нежелательным (макрух), потому что он отворачивается от послабления, которое любит Аллах, а также потому, что он может нанести ущерб своему здоровью»[9].
Абу Са‘ид аль-Худри сказал: «Однажды, через шестнадцать дней после начала рамадана, мы вместе с Посланником Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует выступили в военный поход. Некоторые из нас соблюдали пост, а другие не постились, и постившийся не порицал того, кто не соблюдал пост, а тот, кто не соблюдал пост, не порицал постившегося»[10].
Хамза ибн ‘Амр аль-Аслями передаёт, что он спросил Пророка,да благословит его Аллах и приветствует: «Поститься ли мне в пути?» А он много постился. Пророк , да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Если хочешь, постись, а если хочешь, оставь пост»[11].
Хамза ибн ‘Амр аль-Аслями сказал: «О Посланник Аллаха, я чувствую, что достаточно силён для соблюдения поста в пути. Будет ли (мой пост) грехом?» Посланник Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Разрешение (не соблюдать пост в пути) от Аллаха, и тот, кто воспользуется им, поступит хорошо, тот же, кто захочет поститься, не совершит греха»[12].
Аль-Альбани, да помилует его Аллах, рассуждая об этом хадисе, сказал: «В действительности из хадиса следует, что можно и выбрать и то, и другое, и из него не следует, что какой-то из этих двух вариантов лучше»[13].
[1] «Фикх ас-сунна», т. 1, стр. 441.
[2] Сура 2 «Корова», аят 185.
[3] Сура 2 «Корова» аяты 183-184.
[4] Сура 2 «Корова» аят 185.
[5] Абу Дауд, № 507. См. «Сахих сунан Аби Дауд», № 479.
[6] Аль-Альбани сказал в «Аль-ирва» (т. 4, стр. 22), что у этого хадиса безупречный иснад и что аль-Бухари привёл похожий хадис в виде хадиса-та‘лик, без упоминания иснада.
[7] Сура 4 «Женщины», аят 29.
[8] Сура 22, «Паломничество», аят 78.
[9] «Фихк ас-Сунна», т. 1, стр. 554.
[10] Муслим, № 1116.
[11] Аль-Бухари, № 1934.
[12] Муслим, № 1121.
[13] «Ас-сахиха», т. 1. стр. 377.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws
(569)