Как поститься человеку, если в начале Рамадана он был в одной стране, а в конце Рамадана – в другой ?
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
О том, что если человек в течение месяца поста перемещается из одной страны в другую, между которыми есть разница в наступлении и окончании месяца, то ему нужно поститься вместе с мусульманами той страны, в которой он оказался.(Фетва номер 2665.)
Вопрос: Человек застал начало месяца Рамадан в Кувейте, начав поститься с жителями этой страны в ночь на вторник на основании зрительной фиксации нового полумесяца, что соответствовало тридцатому числу месяца Ша’бан. При этом он услышал, как по радио объявили о том, что новый полумесяц не был увиден в Саудовской Аравии. Вернувшись в Саудовскую Аравию, он постился уже третий день, в то время как жители этой страны постились только второй день. Теперь у него возник вопрос: что делать, если он будет поститься тридцать дней, а в Саудовской Аравии будут поститься ещё один день, должен ли он поститься с жителями Саудовской Аравии или должен закончить пост? Также, что ему делать, если в Кувейте объявят об окончании месяца Рамадан в ночь на тридцатое число (тем самым, продолжительность поста будет 29), должен ли он закончить поститься с жителями Кувейта (т.к. он начал свой пост именно там) или должен продолжать поститься с жителями той страны, где он сейчас находится? При этом необходимо учитывать, что этот человек был уверен в правоте Саудовской Аравии в вопросе наступления Рамадана, а пост, который он соблюдал с жителями Кувейта, был по причине того, что все в этот день постились.
Ответ: Если человек находится в местности, жители которой начали поститься, то он также обязан соблюдать с ними пост, ведь положение человека в этом вопросе имеет статус жителей той местности, в которой он находится. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост (наступает), когда вы все поститесь, разговение (наступает), когда вы все разговляетесь, а жертвоприношение (наступает), когда вы все приносите в жертву»[1].
Поэтому, если предположить, что человек уехал из страны, в которой начал соблюдать пост вместе с её жителями, в другое государство, то его положение относительно окончания или продолжения поста подстраивается под статус жителей той местности, в которой он оказался. Если жители этой местности прекращают пост раньше, чем в той стране, где он начинал соблюдение поста, то он вместе с ними также прекращает поститься. Однако, если окажется так, что общая продолжительность его поста составила меньше двадцати девяти дней (28 дней, например), то он обязан восполнить один пропущенный день, потому что лунный месяц не бывает меньше 29 дней.
Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![2]
Окончание месяца Рамадан по ошибке (Фетва номер 1138.)
Вопрос: Некоторые люди, услышав по радио сообщение об окончании поста в ночь на воскресенье, прекратили поститься за день до праздника Разговения, т.е. в воскресенье, думая, что это радио Саудовской Аравии, а оказалось, что это было радио другой страны. Что касается Саудовской Аравии, то её жители постились в воскресенье, а праздник был объявлен в понедельник. Нужно ли этим людям возместить этот день или как можно искупиться?
Ответ: Если всё произошло так, как вы об этом упомянули в своём вопросе, то необходимо тем, кто перестал поститься в воскресенье, возместить этот день, потому что Рамадан ещё продолжался, ведь появление нового полумесяца, знаменующего наступление следующего месяца Шаууаля, в Саудовской Аравии было зафиксировано в ночь на понедельник. Что касается искупления, то никому из них не нужно этого делать, потому что у них, в общем, есть оправдание. Однако на будущее они должны тщательно обращать своё внимание в вопросе наступления месяца в Саудовской Аравии в целях предосторожности.
Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![3]
О праздновании дня Разговения с жителями той страны, где он находится. Об уколе в вену во время поста.(Фетва номер 1330.)
Вопрос: Человек в конце месяца Рамадан был в Египте, в котором официально объявили о праздновании дня Разговения на день раньше, чем в Саудовской Аравии и в Катаре, следуя за зрительной фиксацией в Кувейте. На основании этого человек провёл праздник с жителями Египта и теперь спрашивает, надо ли ему возмещать тот день, когда он прекратил поститься?
Также он спрашивает: нарушает ли пост укол в вену?
Ответ: Мы считаем, что нет проблемы в том, что этот человек прекратил поститься, будучи вместе с жителями Египта, поскольку они опирались на зрительную фиксацию жителей Кувейта, и находясь в это время в Египте. Кроме того, не нужно возмещать этот день. На этого человека распространяется положение жителей местности, в которой он находится. В данном случае для них наступил Шаууаль, то есть месяц, следующий за Рамаданом.
Что касается вопроса укола в вену во время поста, то по этому поводу существует разногласие среди учёных. Некоторые считают, что постящийся нарушает свой пост, сделав укол в вену, потому что вены связаны с кровью. Другие же считают, что укол в вену не нарушает пост, потому что он не считается едой и питьём. Однако в целях предосторожности и сохранения поста лучше делать уколы после разговения, дабы избежать разногласия учёных в этом вопросе. Если же человек вынужден сделать укол во время поста, то мы не видим в этом ничего предосудительного, и его пост будет действительным.
Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![4]
Как быть, если начал поститься в одной местности, а закончил в другой, и между ними есть разница в количестве дней поста? (Третий вопрос из фетвы номер 2266.)
Вопрос: Я начал поститься в Судане в субботу, а затем уехал в соседнюю страну, где пост начался в воскресенье. Получилось так, что жители Судана постились 29 дней, а в той стране, где я находился, пост ещё не завершился. Что мне делать? Мой пост будет либо 29 дней по Судану, либо 30 дней по той стране, куда я приехал, учитывая при этом, что месяц Рамадан был 29 дней.
Ответ: На вас распространяется положение жителей той страны, куда вы приехали, поэтому вам нельзя прекращать пост, и вы должны поститься с жителями этой страны, в которой вы оказались. Однако если получится так, что человек, приехавший в другую страну, будет поститься с её жителями, и продолжительность его поста с ними составит 28 дней, то он должен будет восполнить один день после праздника, чтобы общее количество дней поста составило 29 дней. Известно, что месяц не может быть меньше, чем 29 дней и не может быть больше, чем 30 дней.
Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![5]
Второй вопрос из фетвы 3594.
Вопрос: Человек, увидев новый месяц, знаменующий наступление Рамадана, начал поститься в своей стране, затем он уехал в другое государство, где после 28 дня поста жители этой страны увидели новый полумесяц, знаменующий наступление Шаууаля и окончание Рамадана. Должен ли я с ними праздновать день Разговения, ведь общее количество дней поста для меня составило 28 дней?
Ответ: В вопросе начала и окончания поста принимается в расчёт зрительная фиксация той страны, в которой находится человек. Поэтому, этот человек в той стране, где увидели новый полумесяц, знаменующий наступление месяца Шаууаль, должен прервать пост и совершить со всеми вместе праздничную молитву, а затем должен будет возместить недостающий день, чтобы общее количество дней поста составило 29 дней, ведь месяц бывает либо 29 дней, либо 30 дней.
Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![6]
[1] Абу Дауд (2/743, номер хадиса: 2324); Ат-Тирмизи (3/80, 165, номер хадиса: 697, 802); Ибн Маджа (1/531, номер хадиса: 1660); Ад-Даракутни (2/164, 224, 225); Аль-Байхакый (4/252); Аль-Багауи в книге «Шарх ас-Сунна» (6/247, 248, номер хадиса: 1725, 1726).
[2] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/123-125. Члены комитета: Абдулла ибн Ка’уд, Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
[3] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/125. Члены комитета: Абдулла ибн Ка’уд, Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
[4] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/125-127. Члены комитета: Абдулла ибн Мани’, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
[5] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/127-128. Члены комитета: Абдулла ибн Ка’уд, Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
[6] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/128. Члены комитета: Абдулла ибн Ка’уд, Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
(463)