Как научиться плакать из страха перед Аллахом ?
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Вопрос #46911: Я – мужчина, и никогда не плачу. Как я могу заставить себя плакать из страха перед Аллахом в соответствии с хадисом: “Глаза, которых никогда не коснётся огонь”, в котором упоминается “глаза, которые плачут из-за страха перед Аллахом”? Да вознаградит Аллах вас добром.
Ответ: Хвала Аллаху.
Несомненно, ваши чувства сожаления от того, что вы боитесь упустить это благословение – очень хороший признак. Вы должны обратить внимание на то, что мусульманин может приучить себя плакать из-за страха перед Аллахом, совершая нижеследующее:
1 – Заставить себя чувствовать страх перед Аллахом.
Этот плач – плод полезного знания, как сказал об этом аль-Куртуби в своем тафсире к следующему аяту:
«Они падают ниц, касаясь земли подбородками и рыдая. И это приумножает их смирение» (“Ночной Перенос”, аят 109).
Это – яркое их описание и похвала. Обязанность каждого, кто приобретает знание, стараться достичь такой степени, чтобы, когда он слышал Коран, его переполняли страх и смирение. В “Муснаде” аль-Дарими передано Абу Мухаммадом, что аль-Тайми сказал: “Тот, кому было даровано знание, а он не плачет, тогда он не заслуживает этого знания, потому что Аллах описал тех, кто обладает знанием”, затем он прочитал этот аят. См. аль-Джами ли Ахкам аль-Коран, 10/341-342.
2 – Чтение Корана и размышление над его аятами.
Аллах говорит:
“Скажи: «Веруйте в него (Коран) или не веруйте! Воистину, когда его читают тем, кому прежде было даровано знание, они падают ниц, касаясь земли своими подбородками. Они говорят: “Хвала нашему Господу! Воистину, обещание нашего Господа непременно исполнится”. Они падают ниц, касаясь земли подбородками и рыдая. И это приумножает их смирение»”. (“Ночной Перенос”, аяты 107-109).
“Это – те, кого облагодетельствовал Аллах, из числа пророков, которые были потомками Адама и тех, кого Мы спасли вместе с Нухом, и потомками Ибрахима и Исраила, и из числа тех, кого Мы наставили на прямой путь и избрали. Когда им читали аяты Милостивого, они падали ниц и рыдали.”(“Марьям”, аят 58).
Передается, что Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Пророк сказал мне: «Почитай мне Коран». Я сказал: «О Посланник Аллаха, как мне читать его тебе в то время как он ниспослан тебе?» Он сказал: «Я люблю слушать его от кого-то другого». «Так я начал читать Суру “ан-Ниса” и когда дошел до слов: «Что же произойдет, когда Мы приведем по свидетелю от каждой общины, а тебя приведем свидетелем против этих?»(4:41) – он сказал: «Достаточно». Я обернулся к нему и увидел, что из его глаз текут слезы”.
Передали аль-Бухари, 5050 и Муслим, 800.
3 – Осознание величины награды за плач, особенно находясь наедине с самим собой.
Рассказывается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Человек, который плачет из-за страха перед Аллахом не войдет в Огонь до тех пор, пока молоко не возвратиться обратно в вымя, а пыль, поднятая от борьбы на пути Аллаха никогда не будет сосуществовать с Адским дымом». Передано Ат-Тирмизи. 1633; Аль Насаи, 3108; Шейх аль-Албани подтвердил достоверность этого хадиса.
«Пока молоко не возвратится в вымя» – это только сравнение, так как это невозможно, также как и в аяте, где Аллах говорит: «Воистину, не откроются врата небесные для тех, кто считал ложью Наши знамения и превозносился над ними. Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко. Так Мы воздаем грешникам». (“Ограды”, аят 40). См. “Тухват аль-Ахвадхи”.
И также передано, что он сказал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал:
“Имеется семь категорий людей, которые получат убежище под Господней тенью в День Суда, когда не будет никакой другой тени, помимо Его тени. Это будут: справедливый правитель; юноша, который провел свою юность в почитании и служении Аллаху, Господу великой чести и славы; и тот чье сердце было постоянно приковано к мечети; два любящих сердца, которые возлюбили друг друга во имя Аллаха и которые соединились ради Него, а потом ради Него расстались; тот, который был приглашен на греховную утеху богатой, красивой женщиной, но отказался, говоря: я гнева Господа страшусь. И тот, кто дает милостыню втайне, не выставляя это напоказ, так чтобы левая рука не знала, что творит правая. И тот, чьи глаза проливаются слезой при поминании Аллаха в уединении (ночи или дня).”. Передали аль-Бухари, 660 и Муслим, 1031.
Плач в уединение отмечается из-за того, что оставаясь наедине с самим собой, сердце становиться тверже и бывает более подвержено грехам, а также в уединении человек далек от показухи. Если человек стремится к этому и заставляет себя чувствовать величие и мощь Аллаха, и при этом его глаза полны слез, тогда он заслуживает быть в тени Трона Милостивого в тот день, когда не будет другой тени, кроме Его тени.
4 – Размышления о своём положении и смелости во время совершении греха и страх встретиться с Аллахом в таком состоянии.
Один из праведников людей часто плакал днём и ночью, и было спрошено у него об этом. Он сказал: “Я боюсь, что Аллах увидит меня совершающего грех и скажет: «Уходи отсюда, поскольку Я рассержен на тебя»”. С тех пор Суфьян часто плакал и говорил: “Я боюсь, что моя вера будет отнята у меня в момент смерти”.
Исмаил ибн Закарийа описал Хабиба ибн Мухаммада, который был его соседом. Он сказал: “Каждый вечер я слышал его плач, и каждое утро я слышал его плач, так что я пошел к его жене и сказал: Что с ним? Он плачет вечером, и он плачет утром!” Она сказала мне: «Клянусь Аллахом, когда наступает вечер, он боится, что он не доживет до утра, и когда наступает утро, он боится, что не доживет до вечера».
Салафы много плакали и были опечаленными.
Когда Йазида аль-Ракаши порицали за то, что он слишком много плакал и ему сказали: «Если бы Огонь был создан только для тебя, ты бы не плакал больше этого», на что он ответил: «А разве Огонь был создан для кого-то другого, кроме меня, моих друзей и братьев из числа джиннов и людей?».
Когда Ата ас-Сулайми спросили: «Что является несчастьем?» Он ответил: “Горе Вам! Смерть близка как рука, могила – мой дом, я буду стоять в День Воскресения и мой путь будет проходить над Адом и я не знаю того, что случится со мной”.
Фадаллах ибн Сайфи обычно много плакал. Один мужчина вошел к нему, когда он плакал и сказал его жене: «Что с ним?». Она ответила: “Он говорит, что путь его далек, а провизии слишком мало”.
Однажды ночью аль-Хасан проснулся плачущим и потревожил своим плачем других в доме. Они спросили его, что случилось, и он ответил: “Я вспомнил грех, который я совершил, и заплакал”.
Передаётся, что Тамим ад-Дари (да будет доволен им Аллах) прочитав следующий аят: «Неужели те, которые приобретали зло, полагали, что Мы полностью приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, как при жизни, так и после смерти? Как же скверны их суждения!»(“Коленопреклоненные”, аят 21). И он стал повторять этот аят и плакал до самого утра.
Хузайфа (да будет доволен им Аллах) плакал очень много. Его спросили: «Какова причина твоих частых слез?» Он сказал: “Не знаю то, что меня ожидает – Довольство Аллаха или Его гнев”.
Саад ибн аль-Акрам сказал: “Как-то я прогуливался с Ибн Масудом, и он прошел мимо кузнецов, которые вынули кусок раскаленного железа из огня. Он стоял и смотрел на литое железо и плакал”.
5 – Испытывать чувство сожаления и осознавать, что вы должным образом не исполняете своих обязательств перед Аллахом.
Слезы кающегося ночью утоляют жажду и излечивают болезнь, как сказал Шейх Муфасирин в своем тафсире к следующему аяту:
«Неужели вы удивляетесь этому повествованию, смеетесь, а не плачете» (“Звезда”, аят 59-60).
Не рыдаете при предупреждениях тем, кто не повинуется Аллаху, тогда как вы – люди, которые совершают грех, «и забавляетесь (или поете; или надменно задираете головы)?» Вы не обращаете внимание на примеры и напоминания, содержавшиеся там и отворачиваясь от его аятов”.
См. “Джами аль-Байан ан Тавиль Аайи аль-Коран”, 27/82.
6 – Плач из-за опасения плохого конца.
Рассказывается, Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: Проезжая через аль-Хиджр, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не входите в жилища обидевших самих себя, иначе как плача, чтобы не постигло вас то же, что постигло их!», — после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, прикрыл себе голову (одеждой) и ускорял шаги, пока не пересёк эту долину.Передал аль-Бухари, 3380.
Имам ан-Науауи привёл этот хадис в главе которую назвал: «О плаче и ощущении страха при прохождении рядом с могилами несправедливых и местами их гибели, о необходимости обнаруживать потребность в Аллахе Всевышнем и о предостережении относительно пренебрежения этим». См. “Рийад аль- Салихин”, стр. 373.
7 – Слушание проповедей и наставлений, которые смягчают сердце.
Рассказывается, что аль-Ирбад ибн Сарийа (да будет доволен им Аллах ), который был одним из тех, кто имел привычку плакать, сказал: «Посланник Аллаха произнес трогательную речь, от которой из глаз наших стали течь слезы, а сердца наши смягчились.» Передали ат-Тирмизи, 2676; Абу Давуд, 4607; Ибн Маджа, 42; Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса.
Да поможет нам Аллах быть теми, кого Он любит и кем Он доволен.
Шейх Мухаммад Саалих Аль Мунаджид
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
(694)