Восприятие греха различными людьми
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Существует несколько видов восприятия грехов.
Среди них :
— животное восприятие,
— восприятие джабаритов,
— восприятие кадаритов,
— восприятие в свете мудрости,
— восприятие в свете единобожия
— восприятие в свете содействия и оставления,
— восприятие в свете имён и атрибутов,
— восприятие в свете веры и её многочисленных свидетельств,
— восприятие в свете милости,
— восприятие сквозь призму слабости и беспомощности,
— восприятие в свете нужды и покорности,
— восприятие в свете любви и поклонения.
Первые три вида восприятия греха свойственны заблудшим, остальные — тем, кто придерживается истины.
Настоящий раздел в этой книге один из самых важных и полезных для каждого. Возможно читатель не найдёт подобного описания ни в одной другой книге, за исключением той, который мы назвали «Сафар аль-хиджратайн фи тарик ас-са`адатайн»
1.Животное восприятие грехов
Это восприятие свойственно невеждам, которые отличаются от животных только тем, что ходят на двух ногах и разговаривают. Они беспокоятся только об удовлетворении своих плотских желаний любым доступным способом. Души таких людей похожи на души животных и не поднимаются до уровня человеческих, не говоря уже об уровне ангелов. Их положение недостойно того, чтобы упоминать о нём. Они отличаются друг от друга подобно тому, как отличаются друг от друга животные, на которых они похожи своим поведением и нравственностью.
Среди них есть такие, чьи души похожи на собачьи. Найдя тушу падали, которая способна насытить желудки тысячи других собак, пёс бросается на неё и защищается от всякого, кто пытается к ней приблизиться. Он лает на каждую собаку, которая намеревается подойти к туше, и не позволяет ей прикоснуться к падали, если только не оказывается побеждённым и принуждённым уступить. Его беспокоит только одно — набить брюхо любой пищей без разбора: будь то мертвечина или мясо заколотого животного, скверное или благое. Он не стесняется мерзостей. Когда его прогоняют, он высовывает язык, а когда оставляют в покое, он делает то же самое. Если дашь ему еды, он виляет хвостом и вертится вокруг тебя, а если откажешь — лает на тебя и визжит.
Души некоторых имеют сходство с душами хищных зверей. Они всё время помышляют об агрессии и подчинении себе людей в меру своих возможностей. Их натура, подобно натуре диких зверей, требует от них именно такого поведения.
Существуют люди с душой как у мыши. Их натурам свойственно пакостить и портить всё, что есть вокруг. Их славословием являются слова: «Пресвят Тот, Который создал то, что можно испортить».
В рамках этого труда не ставится цель подробно осветить данный вопрос. Мы лишь хотим указать на то, что человеческие души бывают подобны душам различных хищных и нехищных животных. Именно такой вывод извлек Суфьян ибн ‘Уяйна из слов Всевышнего: «Все живые существа на земле и птицы, летающие на двух крыльях, являются подобными вам сообществами. Мы ничего не упустили в Писании» (сура 6 «Аль-Ан‘ам = Скот», аят 38).
На основе указанного сходства строят свои выводы специалисты по толкованию снов, когда кто-нибудь видит во сне, как-то или иное животное оказывается в его доме или нападает на него.
И это правильно: мне и другим не раз приходилось убеждаться в том, что увиденные во сне животные указывали, как потом выяснялось, на людей, сходных с ними по характеру. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) накануне битвы при Ухуде увидел во сне, как резали коров, и истолковал это как гибель его сподвижников от рук неверных. Поистине, коровы дают земле больше пользы, чем другие животные, являясь причиной добра и благоденствия. Кроме того, они отличаются спокойствием, покорностью, смирением и отсутствием спеси.
Умар ибн аль-Хаттаб незадолго до покушения на него Абу Лю’люа видел во сне петуха, который клюнул его три раза. Петух — указание на злодея-чужоземца.
Наибольшей похвалы заслуживает нрав лошадей. Эти животные имеют самые благородные души и самый великодушный нрав. В этом с ними могут сравниться овцы. Занимаясь разведением того или иного вида скота, человек перенимает его нрав и поведение. Если он к тому же принимает в пищу мясо этих животных, то его сходство с ними становится ещё более очевидным, ибо человек подобен тому, что он ест. Аллах запретил принимать в пищу мясо хищных зверей и птиц, потому что, делая это, люди приобретают их качества. Аллаху же всё ведомо лучше!
Обладатели этого восприятия сосредоточены только на удовлетворении желаний души и на собственных страстях и не ведают ни о чём, что лежит за этой чертой.
2.Восприятие грехов джабаритами
Те, кому присущ этот вид восприятия, считают, что они принуждаются к своим действиям и не совершают их непосредственно сами. Более того, они вообще не считают их своими действиями.
Никто из людей, по их мнению, на самом деле не совершает каких-либо действий и не может совершать их; человеком манипулируют; он всего лишь инструмент, и все его движения подобны порывам ветра или качанию деревьев.
Когда их упрекают за проступки, они отговариваются предопределением и сваливают на него все свои грехи. Порой они доходят до такой крайности, что объявляют все свои действия — хорошие и плохие— богоугодными, основываясь на том, что они случаются по воле Всевышнего и Его предустановлению.
3.Восприятие грехов кадаритами
Эта группа людей утверждает, что все их грехи и преступления создаются ими самими и возникают по их собственной воле, полностью независимой от воли Аллаха. Согласно их воззрениям, Аллах не предопределил и не предначертал их действий, не желает, чтобы они происходили, и не создаёт их. Он не может наставить кого-либо на путь истины иначе как посредством указания на неё, то есть вопрос наставления людей со стороны Всевышнего или оставления их в заблуждении сводится только к предоставлению им разъяснения. Всевышний, по их мнению, не может внушить людям греховность или богобоязненность, следование истине или заблуждение и не помещает ничего из этого в их сердца.
Кадариты полагают, что в царстве Аллаха может случаться то, чего Он не желает, и, наоборот, не происходить то, чего Он хочет. Они утверждают, что люди являются создателями собственных деяний, которые происходят помимо воли Аллаха, то есть грехи являются творением самих людей и плодом исключительно их собственной воли; они не создаются Аллахом и не связаны с Его волей.
Сатана вполне доволен положением последователей подобных взглядов.
4.Восприятие грехов в свете мудрости
Это один из видов восприятия, присущих приверженцам истины. При нём человек видит в предопределении грехов, в совершении рабами деяний, ненавидимых, порицаемых и наказуемых Аллахом, мудрый замысел Всевышнего. Он понимает, что если бы Аллах пожелал, то защитил бы Своего раба от прегрешения и воспрепятствовал его совершению и что никто не принуждает Всевышнего к допущению людских грехов; иначе говоря, грехи не совершаются в обход воли Создателя и вопреки Его желанию. Всё, что происходит в мире, происходит не иначе как по Его соизволению, «Ему принадлежит сотворение и повеление. Благословен Аллах, Господь миров» (сура 7 «Алъ-А‘раф = Ограды», аят 54).
Такие люди свидетельствуют, что Всевышний ничего не создал понапрасну и бесцельно и что во всём предопределённом, будь то хорошее или плохое, покорность или ослушание, заключена беспредельная и поразительная мудрость, которую невозможно объять разумом и изложить устами.
Предначертание Всевышним того, что Ему ненавистно и что вызывает Его гнев, связано с Его именем Аль-Хаким (Мудрый). Это имя указывает на то, что Господь обладает мудростью, которая повергает в изумление разум. Когда ангелы сказали Ему: «Неужели Ты поселишь там [на Земле] того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?», Он ответил им: «Поистине, Я знаю то, чего не знаете вы» (сура 2 «= Корова», аят 30). В появлении грехов и преступлений и вытекающих из них последствиях сокрыты знамения и премудрости Всевышнего, различные виды разъяснения для творений качеств их Творца, указания на Его господство, единственность, божественность, мудрость, величие, всевластие, всемогущество, всеохватное знание. Всё это обладатели разума ясно видят своими сердцами. Они говорят: «“О Господь наш, Ты не создал это понапрасну! Ты Пресвят!” (3:191). Всё это не иначе как проявление Твоей величайшей мудрости и Твои очевидные знамения».
В каждом движении и остановке есть непременное свидетельство об Аллахе,
И в каждой вещи есть знамения, указывающие на то, что Он — Един.
Как много на земле ясных знамений, свидетельствующих об Аллахе, правдивости Его посланников и неизбежности встречи с Ним, причиной, которых стали человеческие грехи! Примером может служить потоп, уничтоживший народ Нуха. Вода поднялась на высоту горных вершин и поглотила всех обитателей земли. Спаслись лишь угодники Аллаха, знавшие Его и исповедовавшие единобожие. Это событие явилось величайшим знамением и назиданием, пребывающим в веках. Другой пример — уничтожение народов Ад и Самуд. А сколько знамений было явлено в Фараоне и его народе с момента начала пророчества Мусы (или даже с более раннего времени) и до их потопления? Не случись их прегрешений и неверия, не проявились бы все эти знамения и чудеса. В Таурате (Торе) приведены слова Всевышнего, обращённые к Мусе: «Иди к Фараону. Я ожесточу его сердце и не дам ему уверовать, дабы явить Мои знамения и чудеса в земле Египетской». Именно так и произошло: грехи Фараона и его народа стали причиной знамений и чудес, явленных Аллахом.
Всевышний сделал прохладным и мирным огонь, в который был брошен Ибрахим. Это чудо произошло по причине греха его соплеменников, бросивших его в огонь. Следствием их неверия стало это знамение и достижение Ибрахимом степени халилюЛлах (‘возлюбленный Аллаха’).
Почести, высокие степени и приближённость к Аллаху, которых удостоились посланники, явились следствием терпеливого перенесения ими обид, вражды и неприятия со стороны собственных народов.
Достижение верующими степени мучеников, угодников и приближённых рабов также связано с их терпением в отношении обид, наносимых грешниками и беззаконниками, их усердием и борьбой на пути Аллаха. Ради Аллаха и на Его глазах они страдали от рук Его врагов и заслужили благодаря этому высокие степени. Аллах даёт Своим угодникам власть над Его врагами, а иногда, наоборот, даёт врагам власть над угодниками, собирает тех и других в одной земле, испытывая их друг другом, – в этом сокрыта беспредельная мудрость и величайшая милость. Богобоязненные угодники, видя состояние врагов Аллаха, Его гнев и ненависть к ним, лицезрея то, как Он лишает их Своего содействия, становятся ещё более покорными и смиренными, сильнее осознают свою ничтожность и нужду в Творце. Они чаще и истовее обращаются к Нему и Его помощи, больше уповают на Него, усерднее стремятся к Нему и сильнее страшатся Его кары. Они приходят к пониманию того, что нет убежища от Аллаха, кроме как у Самого Аллаха, что никто, кроме Него, не защитит их от Его наказания, что спасти от Его гнева может только Его благосклонность и что вся милость изначально и постоянно сосредоточена в Его длани.
Перечисленное нами — лишь малая капля из того моря Божественной мудрости, которое объемлет сотворённый мир. Люди, обладающие видением и мудростью, видят то, что лежит за пределами сказанного, и постигают чудеса божественных премудростей, описать которые не под силу человеческим устам.
То, в какой степени раб способен увидеть эти премудрости, зависит от его подготовленности, силы видения, уровня знаний об Аллахе, Его именах и атрибутах, а также от степени понимания им своих обязанностей в отношении господства и божественности Всевышнего. Каждому верующему отведена определенная доля этого видения, за пределы которой ему не дано перешагнуть. Помощь же и содействие исходят лишь от Аллаха!
5.Восприятие грехов в свете единобожия
Человек, обладающий этим восприятием, видит и безоговорочно подтверждает своим сердцем, что сотворение и повеление принадлежат исключительно Аллаху, что желаемое Господом непременно сбывается, а чего Он не желает, того не бывает. Он приходит к убеждению, что ни одна частица не движется без воли Создателя, что все творения подчинены Ему и находятся всецело в Его власти, что нет ни одного сердца, которое не находилось бы между двумя пальцами Аллаха. Если Всевышний пожелает, то исправляет сердце, а если пожелает, то отклоняет его. Людские сердца — в Его руке, и Он переворачивает и направляет их, как пожелает. Он — Тот, Кто дал душам верующих богобоязненность, направил и очистил их, и Тот, Кто внушил душам грешников их греховность и обрёк их на несчастье. Он сказал: «Кого Аллах наставляет на прямой путь, тот идёт прямым путём. А кого Аллах вводит в заблуждение, те становятся потерпевшими убыток» (сура 7 «Аль-А‘раф = Ограды», аят 178). Аллах наставляет, кого пожелает, на прямую стезю по Своей милости и снисхождению, и вводит в заблуждение, кого пожелает, по Своей справедливости и мудрости. Наставление на прямой путь — не что иное, как милость и дар от Щедрого Господа, а щедрых не попрекают за их дары. Оставление же кого-либо в заблуждении — не что иное, как справедливое предопределение Всевышнего. «Его не спрашивают за то, что Он совершает, а они [люди] будут спрошены» (сура 21 «Аль- Анбийа’ = Пророки», аят 23). Ибн ‘Аббас (р.а.) сказал: «Вера в предопределение поддерживает в порядке единобожие. Если человек не верит в предопределение, то его единобожие разрушается этим неверием. Если же он верит в него, то эта вера подтверждает его единобожие».
Благодаря этому восприятию в человеке реализуется состояние «Иййака на ‘буду ва Иййака наста’ин»(«Лишь Тебе мы поклоняемся и лишь Твоей помощи просим»), что выражается в его убеждениях и действиях. Прочно закрепляется его приверженность единобожию в господстве (таухид ар-рубубиййа), после чего он поднимается на уровень единобожия в божественности ( алъ-улюхиййа). В нём укрепляется убеждённость в том, что вред и польза, получение и лишение, верный путь и заблуждение, счастье и несчастье всецело находятся в длани Аллаха, Который переворачивает и направляет сердца, как пожелает. Он осознаёт, что обрести успех может только тот, кому помог Всевышний, а неудачу терпит лишь тот, кого Он лишил содействия, унизил и оставил; что самыми чистыми, прямыми, верными, мягкими, сильными и добрыми сердцами обладают те, кто сделал Аллаха своим единственным Богом. Когда в сердце человека утверждается понимание всего этого, тогда Всевышний становится для него любимей всего остального. Он начинает бояться Его больше, чем кого-либо, и надеяться на Него сильнее, чем на что бы то ни было. Любовь к Всевышнему в сердце такого раба становится крепче любых других видов любви и привязанностей.
Таким образом, это восприятие грехов обеспечивает человеку понимание того, что все прегрешения, совершаемые им и другими людьми, происходят по предопределению Великого и Мудрого Аллаха, что от гнева Всевышнего может защитить только Он Сам и что покорность Ему можно обрести только с Его помощью, а Его благосклонность — лишь благодаря Его содействию. Это видение позволяет прийти к осознанию того, что все дела целиком зависят от Аллаха и что содействие в успехе — лишь в Его руках. Рабы могут надеяться только на Его помощь и уповать лишь на Него. Образец пророческого красноречия, Шу‘айб, сказал: «Помогает мне только Аллах. На Него одного я уповаю, к Нему одному обращаюсь» (сура 11 «Худ = Худ», аят 88).
6.Восприятие грехов в свете содействия и оставления
Это восприятие является дополнением к предыдущему и ответвлением от него. Оно выделено нами в отдельный вид по причине особой нужды человека в нём и его полезности для него. Люди, имеющие знания об Аллахе, единодушно считают, что содействие Аллаха ( тауфик) заключается в оберегании человека от его собственной души, а оставление (хузлян) — в предоставлении его самому себе, оставлении его наедине с его душой и устранении преграды между ним и ею. Раб то получает содействие Всевышнего, то остаётся без Его помощи, колеблясь таким образом между двумя состояниями. Иногда в одно и то же время он получает свою долю и того, и другого. Он подчиняется Аллаху, совершает угодные Ему поступки, благодарит и поминает Его, и это происходит вследствие получения им содействия Аллаха. Затем он ослушивается Его, идёт Ему наперекор, навлекает на себя Его гнев и проявляет беспечность, и это оттого, что он остаётся без содействия Всевышнего. Если Аллах оказывает рабам содействие, то делает это по Своей милости и снисхождению, а если оставляет их без него, то по Своей справедливости и мудрости. Всевышний заслуживает самой совершенной похвалы и за то, и за другое. Оставляя рабов без содействия, Он не лишает их чего-то, что принадлежит им по праву. Он лишает их только того, что является Его даром и милостью; Господь лучше знает, кого наградить ею и куда её направить. Когда человек приобретает это видение и оценивает его по достоинству, он убеждается в том, что не может обойтись без содействия Всевышнего ни одно мгновение, что его вера и приверженность единобожию всецело находятся в Руках Создателя. Если Он оставит раба хотя бы на мгновение ока, обрушатся своды его веры, ибо их поддерживает именно Тот, Кто удерживает от падения своды небес. Уста человека, познавшего эту истину, начинают беспрестанно произносить: «О Переворачивающий сердца, укрепи моё сердце в Твоей религии! О Направляющий сердца, направь моё сердце к покорности Тебе!» Его постоянной молитвой становятся слова: «О Живой, о Вседержитель, о Первообразователь небес и земли, о Обладатель величия и почета! Нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя. Ищу спасения в Твоей милости! Приведи в порядок все мои дела и не поручай меня моей душе или кому-то из Твоих творений даже на мгновение ока» [Сахих аль-джами’, № 3382].
На этом этапе истинность содействия и оставления становится для раба столь же очевидной, как господство Аллаха и сотворение Им Вселенной. Он начинает молить Творца о содействии так, как молится человек, оказавшийся в бедствии, и просит у Него не лишать его этого содействия подобно тому, как просит о спасении человек, оказавшийся под угрозой смерти. Он бросается к Всевышнему, распростирается перед Его дверью, предаётся Ему, опускает перед Ним свою голову со смирением, покорностью, полным осознанием того, что сам не властен для себя ни над вредом, ни над пользой, ни над жизнью, ни над смертью, ни над воскрешением.
Содействие ( тауфик) — это желание Аллаха поступить с рабом так, чтобы тот обрёл праведность и благость: Всевышний предоставляет ему возможность совершать богоугодные деяния, внушает ему любовь и стремление к ним, предпочтение их всему другому; и, напротив, Он делает ненавистным для него все богопротивные поступки, поселяет в его сердце отвращение к ним. Всё это — не что иное, как действие Всевышнего, осуществляемое в отношении раба. Господь сказал: «Но Аллах привил вам любовь к вере, и представил её прекрасной вашим сердцам, и сделал ненавистными вам неверие, нечестие и неповиновение. Таковы идущие правым путём по милосердию и милости Аллаха. Аллах — Знающий, Мудрый» (сура 49 «Аль- Худжурат – Покои», аяты 7—8).
Всевышний знает, кто годится для получения этой милости, а кто нет. Он, Мудрый, ставит каждую вещь на полагающееся ей место, и потому направляет Свою милость по назначению, давая её только тем, кто её заслуживает, и обделяя ею тех, кто для неё не подходит.
7.Восприятие грехов в свете имён и атрибутов
Этот вид восприятия является одним из самых великих. Он выше и шире предыдущего. Входом в него является познание связи бытия, с точки зрения его создания и управления, о прекрасными именами Аллаха и Его высокими атрибутами, хотя мир вместе со всем, что в нём есть, является всего лишь частью их смыслов и проявлений. Знание об этом относится к самым почётным и значимым видам знания. Каждому из имён Всевышнего соответствует определённый атрибут. Имена Аллаха являются по своей сути не только именами, но и хвалебными эпитетами и совершенными атрибутами. В свою очередь, каждый атрибут имеет своё проявление и действие, переходное или непереходное. Это действие связано с тем, на чём оно отражается, иначе говоря, оно имеет свои следствия, касающиеся сотворения и повеления, награды и наказания Всевышнего. Всё это — проявления и непременные следствия прекраснейших имён Господа.
Утверждать, что имена Аллаха не имеют смыслов и соответствующих им атрибутов, — величайший вздор. Таким же вздором являются утверждения, лишающие атрибуты вытекающих из них действий и отрицающие связи этих действий с тем, в чём они выражаются. Это же касается и обратного: невозможно и немыслимо отрицать связь проявлений божественных действий с самими действиями, действий — с соответствующими им атрибутами, атрибутов — с соответствующими именами, а имён и атрибутов — сущностью Всевышнего.
Поскольку атрибуты Аллаха являются совершенными, действия — мудрыми и полезными, а имена — прекраснейшими, то допущение отсутствия у них проявлений и следствий — это допущение в отношении Всевышнего абсурда. Именно по этой причине Аллах осуждает тех, кто отрицает наличие у Него таких действий, как установление повелений и запретов, награждение и наказание. Он указывает, что говорить подобное — значит приписывать Ему нечто, не имеющее к Нему отношения не подобающее Ему, и иметь плохое суждение о Нем. Люди, приписывающие Всевышнему подобный вздор, не ценят Его должным образом и не возвеличивают Его как подобает. В их число входят те, кто отрицает ниспослание Им Писаний и отправление посланников. О таких Всевышний сказал: «Они не оценили Аллаха должным образом, когда сказали: “Аллах ничего не ниспосылал человеку”» (сура 6 «Аль-Ан’ам = Скот», аят 91).
О тех, кто отрицает Судный день, награду и наказание, Он сказал: «Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь пригоршней Его, а небеса будут свёрнуты Его десницей» (сура 39 «Аз- Зумар = Толпы», аят 67). О тех, кто считает возможным, что Аллах уравняет неравных (благочестивых и грешников, верующих и неверных), сказано: «Неужели те, которые приобретали зло, полагали, что Мы полностью приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, как при жизни, так и после смерти? Как же скверны их суждения!» (сура 45 «Дмасийа = Коленопреклонённые», аят 21). В этом аяте Господь указывает, что подобное предположение является скверным суждением о Нём, недостойным Его и Его имён и атрибутов. В другом аяте говорится: «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам? Превыше всего Аллах, Истинный Властелин! Нет истинного божества, кроме Него, Господа благородного Престола» (сура 23 « Алъ-Му’минун* Верующие», аяты 115-116). Аллах выше подобных предположений, которые отвергаются Его именами и атрибутами.
Таких примеров в Коране много. Во многих местах Своей Книги Аллах опровергает различные утверждения, противоречащие значению Его имён и атрибутов, поскольку они являются отрицанием совершенства этих имён и атрибутов.
Имя Аллаха Аль-Хамид Аль-Маджид (‘Досто-хвальный, Достославный’) не допускает, чтобы человек был оставлен без присмотра и предоставлен самому себе, не получая от Всевышнего приказов и запретов, наград и наказаний. Недопустимость такого положения подразумевают и такие имена Аллаха, как Алъ-Хаким (‘Мудрый’) и Аль- Малик (‘Царь’). Имя Аллаха Аль-Хайй (‘Живой’) отрицает в отношении Него бездействие, потому что сутью жизни является действие. Каждый живой непременно совершает действия. То, что Всевышний владеет сотворением и вседержительством, связано с Его атрибутом «жизнь» и подразумевается его значением. Имя Аллаха Ас-‘ Сами‘ Аль-Басыр (Слышащий, Видящий) свидетельствует о существовании слышимого и видимого. Его имя Аль-Халик (‘Творец’) подразумевает непременное наличие сотворённого, а имена Ар-Разик (‘Дающий пропитание’) и Аль-Малик (‘Царь’) указывают на наличие царства, управления и распоряжения, на дарение и лишение, совершение добра и справедливости, награждение и наказание. Точно так же имеют свои следствия и обязательные проявления такие имена, как Алъ-Барр (‘Благостный’), Аль-Мухсин (‘Благоде- ющий’), Аль-Му‘ты (‘Дающий’), Аль-Маннан (‘Одаривающий’) и другие. Тому, кто усвоил вышесказанное, станет понятным и то, что такие имена, как Алъ-Гаффар (‘Всепрощающий’), Ат-Тавваб (‘Приемлющий покаяние’), Аль-Афувв (‘Снисходительный’) также имеют свои проявления и то, на чём отражается их влияние. Обязательно должны существовать: грехи — для того, чтобы они прощались, покаяние — для того, чтобы оно принималось, проступки — для освобождения от полагающегося за них наказания. Имя Алъ-Хаким (‘Мудрый’) требует наличия того, в чём будет проявляться мудрость Всевышнего. Таким образом, эти имена подразумевают наличие их следствий и проявлений в такой же степени, в какой имя Аль-Халик, Ар-Раззак, Му‘ты , Аль-Мани (“Творец Наделяющий, Дающий, Лишающий’) подразумевает наличие сотворённого, наделённого, одарённого и лишённого. Все эти имена являются прекраснейшими.
Всевышний Аллах является достохвальным и достославным. Его достохвальность и слава обязательно имеют свои проявления и следствия. Среди этих проявлений и следствий — прощение Аллахом человеческих проступков, освобождение людей от наказания за злодеяния, снисходительное помилование тех, кто совершил преступление. Всевышний прощает, обладая при этом всемогуществом, неограниченной возможностью взыскать с виновного по праву и знанием о проступке и размере наказания, которого он заслуживает. Господь проявляет сдержанность, имея знание; милует, имея могущество; прощает, обладая совершенным величием и беспредельной мудростью, На это указывают слова аль-Масиха — Мессии (мир ему): «Если Ты подвергнешь их мучениям, то ведь они — Твои рабы. Если же Ты простишь им, то ведь Ты — Могущественный, Мудрый» (сура 5 Аль-Ма’ида = Трапеза», аят 118). В этих словах содержится указание на то, что Всевышний прощает, обладая совершенным могуществом и абсолютной мудростью, то есть Его прощение не подобно прощению тех, кто прощает из-за своего бессилия или проявляет снисходительность, не зная об истинной цене своего попранного права. Аллах знает о Своём праве, способен взыскать за его нарушение и мудр в наказании.
Тот, кто внимательно посмотрит на проявления имён и атрибутов Всевышнего в мироздании и божественных повелениях, отчётливо увидит, что предопределение рабам грехов исходит из совершенства имён, атрибутов и действий Создателя. Кроме того, он убедится, что конечная цель замысла прегрешений полностью сообразуется с достохвальностыо и славой Аллаха, так же как с Его господством и божественностью.
Во всём, что предопределяет Аллах, кроются беспредельная мудрость, поразительные знамения, указания на Его имена и атрибуты, призыв любить, поминать, благодарить Его и поклоняться Ему в соответствии с Его прекраснейшими именами. Каждому из имён Аллаха соответствует своё особое поклонение, которое выражается в убеждениях, познании и состоянии. Самым совершенным является поклонение тех людей, которые поклоняются Всевышнему посредством всех божественных имён и атрибутов, известных человечеству, и которых поклонение в соответствии с одним из имён не отвлекает от поклонения в соответствии с другим. Они не похожи на тех, которые, поклоняясь Аллаху в соответствии с Его именем Алъ-Кадир (‘Всемогущий’), оставляют поклонение в соответствии с именем Алъ-Халим, Ар-Рахим (‘Сдержанный, Являющий милость’); и они не похожи та тех, которые, поклоняясь Ему посредством имени Алъ-Му`ты (‘Дающий’), забывают о поклонении посредством имени Алъ-Мани‘ (‘Лишающий’); или на тех, кто поклоняется посредством имён Ар-Рахим (‘Являющий милость’), Аль-‘Афувв (‘Снисходительный’), – Гафур (‘Прощающий’) и забывает поклонение посредством имени Алъ-Мунтаким (‘Обладатель отмщения’); или на тех, кого поклонение посредством имён Алъ-Вадуд (‘Любящий’), Аль-Барр (‘Благостный’), Алъ-Лятыф (‘Добрый’),Алъ-Мухсин (‘Благодетель’) отвлекло от поклонения посредством имён, указывающих на справедливость, величие, могущество и силу Творца.
Совершенные рабы следуют к Аллаху именно этим путём, который взят из самой сути Корана. Всевышний сказал: «Аллаху принадлежат прекраснейшие имена, так взывайте же к Нему посредством них» (сура 7 Ограды»,аят 180). Зов к Аллаху посредством имён включает в себя обращение с мольбами и просьбами (ду’а алъ-мас’аля), восславление {ду‘а ас-сана) и поклонение (ду‘а алъ-‘ибада). Всевышний призывает Своих рабов познавать Его через Его имена и атрибуты, восславлять Его посредством них и приобрести долю от служения Ему в соответствии с ними.
Аллах любит то, что связано с Его именами и вытекает из них. Он Знающий и любит каждого знающего[1], Щедрый и любит всякого щедрого, Один (Аль-Витр) и любит нечётное, Прекрасный и любит прекрасное, Прощающий и любит прощение и прощающих, Застенчивый и любит стыдливость и стыдливых, Благостный и любит благочестивых, Благодарный и любит благодарящих, Терпеливый и любит терпеливых, Сдержанный и любит сдержанных и благоразумных. Из-за Своей любви к принятию покаяния, к прощению, отпусканию грехов и снисходительности Он создал тех, кого прощает и милует и чьё покаяние принимает. Он предопределил людям нечто, что нелюбимо Им и неугодно Ему, для того, чтобы следствием этого стало то, что Ему угодно и Им любимо.
Это восприятие настолько велико, что невозможно объять его рамками книги или охватить рассказом. Мы дали на него лишь самое общее и поверхностное указание, которое поможет бросить взгляд на то, что скрыто за сказанным, а Аллах —единственный помощник в этом.
8.Восприятие грехов в свете веры и её многочисленных свидетельств
Это один из самых тонких видов восприятия, присущий обладателям знания. Возможно, кто-то, услышав эти слова, поспешит опровергнуть их. «Как можно видеть в грехах увеличение веры?! — воскликнет он. — Разве грехи не ведут лишь к уменьшению веры? Поистине, предшественники были единодушны в том, что вера увеличивается от покорности Аллаху и уменьшается от ослушания Его».
Знай, о читатель, что при рассмотрении знающим человеком сущности своих и чужих грехов и последствий, к которым они приводят, происходит увеличение его веры. Печальные последствия прегрешений являются одним из признаков и доказательств правдивости посланников и истинности принесённого ими учения, потому что все посланники (да пребудет над ними мир и благословение Аллаха) приказывали рабам Всевышнего то, что приводит в порядок их внешнюю и внутреннюю жизнь и даёт счастье как в этом, так и в Вечном мире. И наоборот, посланники запретили людям всё, что может испортить их изнутри или снаружи и повредить им в земной или Последней жизни. Они принесли от Аллаха сообщения о том, что Он любит и как награждает за совершение любимых Им действий, и поведали о том, что Он, напротив, ненавидит и как наказывает за совершение ненавистного Ему. Ими было сообщено, что если человек подчиняется приказу Аллаха, то Он благодарит его за это, давая ему поддержку и умножая благо в его сердце, теле и имуществе. Покорный раб видит рост и усиление во всех своих состояниях. Напротив, следствием нарушения приказов и запретов Господа становятся урон, слабость, униженность, расстройство, падение, презренность, тягостная и злосчастная жизнь. Всевышний сказал: «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (сура 16 «Ан-Нахль = Пчёлы», аят 97). Он также сказал: «А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым» (сура 20 «Та ха = Та, ха», аят 124).
Комментаторы Корана говорят, что под «тяжкой жизнью» в этом аяте подразумеваются могильные мучения. На самом же деле здесь имеется в виду не только загробная (барзах ), но и земная жизнь. Кто отворачивается от Напоминания низведённого Всевышним, тот испытывает стеснение в сердце, получает тягостную жизнь, множество страхов, непомерную алчность, утомление в погоне за мирскими благами и мучительную неудовлетворённость как до их обретения так и после. Он испытывает страдания и бол которые могут не ощущаться сердцем из-за того, что он находится в опьянении. Как только он трезвеет, тут же чувствует эту боль и спешит избавиться от неё, вновь окунувшись в прежнее состояние опьянения. И так продолжается на протяжении всей жизни. Разве может быть для сердца, способного чувствовать, более тягостная и тесная жизнь, чем эта?
Сердца приверженцев нововведений и грешников, тех, кто отворачивается от Корана и беспечен в отношении Аллаха, пребывают в огне ещё до попадания в великий огонь Ада. Сердца же благочестивых находятся в блаженстве ещё до обретения ими великого блаженства в Раю. Аллах сказал: «Воистину, благочестивые — в блаженстве, и, воистину, грешники — в огне» (сура 82 «Алъ-Инфитар = Раскалывание», аяты 13-14).
Таково состояние двух указанных групп во всех трёх обителях человеческого существования. Описанное Всевышним состояние не относится только к последней обители, хотя именно в ней оно реализуется в полной мере. Именно в вечной жизни оно достигает своего наивысшего проявления. В промежуточной загробной обители (барзак) наслаждения и мучения меньше, чем в последней. Всевышний сказал: «Воистину, беззаконникам уготованы мучения и перед этим, но большинство их не знает этого» (сура 52 «Ат-Тур = Гора», аят 47).
Всевышний Аллах сделал итогом благих и богоугодных поступков человека получение им приятных, благих и желанных плодов. Наслаждение, доставляемое ими, во много раз сильнее, чем наслаждение, получаемое от прегрешений, и одно невозможно сравнить с другим. Что же касается прегрешений и злых поступков, то их итогом Всевышний сделал боль, страдания и потери, которые во много раз превышают удовольствия, получаемые при их совершении. Ибн ‘Аббас сказал: «Поистине, благой поступок даёт свет сердцу, сияние — лицу, силы — телу, ведёт к увеличению достатка и любви со стороны окружающих. Дурной же поступок приводит к почернению лица, мраку в сердце, слабости в теле, уменьшению достатка и навлекает на человека ненависть в сердцах окружающих». Обладатели внутреннего видения знают об этой закономерности. Они убеждаются в ней на примере себя и других. Всякое несчастье постигает человека не иначе как по причине совершённых им грехов. При этом Аллах прощает ему большую их часть. Господь сказал: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (сура 42 «Аш-Шура – Совет», аят 30).
В обращении к лучшим из людей — сподвижникам Его Пророка — Всевышний сказал: «Когда несчастье постигло вас после того, как вы причинили им вдвое большее несчастье, вы сказали: “Откуда всё это?” Скажи: “От вас самих”» (сура 3 «Али Имран = Семейство ‘Имрана», аят 165).
Он также сказал: «Всё хорошее, что постигает тебя, приходит от Аллаха. А всё плохое, что постигает тебя, приходит от тебя самого» (сура 4 «Ан-Ниса’ = Женщины», аят 79). Под хорошим и плохим в аяте подразумеваются блага и несчастья, которые рабу посылает Всевышний. Именно по этой причине здесь сказано: «что постигает тебя» — и не сказано: «чего достигаешь ты»..
Любые потери, убытки, злосчастья и беды в земной и вечной жизни происходят по причине грехов и противодействия приказам Господа. В мире вообще нет иного зла, кроме грехов и их последствий.
Влияние хороших и дурных поступков на сердца, тела и имущество людей в этом мире очевидно для каждого здравомыслящего человека. Об этом знает верующий и неверный, благочестивый и грешник. Грехи подобны ядам, губительным по своей природе. Если человек, принявший их, не успеет выпить противоядие, они разрушат его веру и приведут его к гибели. Предшественники говорили: «Прегрешения — предвестники неверия, подобно тому как лихорадка является предвестником смерти».
Ослушиваясь своего Господа и замечая вследствие этого ухудшение своего положения и перемены к нему окружающих, видя, как перед ним закрываются двери и становятся ухабистыми его пути, как он лишается уважения детей, жены и братьев, человек начинает искать объяснение происходящему. И когда он приходит к пониманию, что случившееся с ним является следствием его грехов, тогда усиливается его вера. Тогда он оставляет прегрешения и начинает делать то, что коренным образом меняет его состояние: он обретает величие после униженности, богатство после бедности, радость после печали, безопасность после страха, силу в сердце после слабости и бессилия. И это произошедшее с ним изменение приводит к ещё большему увеличению его веры. Сравнивая два своих состояния — во время совершения грехов и во время покорности Аллаху, — человек обретает в сердце усиление свидетельств и доводов веры. О таких людях Всевышний сказал: «И простит им Аллах худшее из того, что они содеяли, и воздаст им наградой за лучшее из того, что они совершали» (сура 39 «Аз-Зумар В Толпы», аят 37).
Когда человек обретает это восприятие и оценивает его по достоинству, он становится одним из врачевателей сердец, знающих недуг и путь к его лечению. По воле Аллаха он приносит пользу и себе, и окружающим. И поистине, Аллаху всё ведомо лучше!
9.Восприятие грехов в свете милости
Когда человек оступается и совершает прегрешение, из его сердца уходит та суровость, жесткость, раздражительность и злоба, которые были у него ранее в отношении к согрешившим. Его злость к ним была столь сильна, что он готов был уничтожить их, если бы имел для этого возможность. Зачастую он молил Аллаха погубить и покарать их. При этом он испытывал гнев ради Аллаха и был движим стремлением не допустить непослушание Ему. В его сердце не было места милосердию в отношении оступившихся и согрешивших. Он смотрел на них презрительно и свысока, а если говорил о них, то только плохое, пороча их и порицая. Когда же с ним самим произошло предопределённое и он вместе со своей душой остался без поддержки Аллаха и впал в грех, тогда он воззвал к Господу, прося о спасении и ища прибежища, трясясь перед Ним в смятении, словно ужаленный, и моля Его, как человек, оказавшийся в смертельной опасности. И тут его суровость по отношению к грешникам сменилась мягкостью, былая жестокость — милосердием (которое, однако, не перешло границ, установленных Аллахом), а проклятия в адрес оступившихся сменились молитвой за них. Он стал отводить им место в своей жизни и уделять им внимание, прося у Аллаха прощения для них.
О, каким полезным и спасительным оказывается для него это восприятие!
Таково известное нам, но, поистине, Всевышнему всё ведомо лучше!
10.Восприятие грехов сквозь призму слабости и беспомощности, нужды и покорности
Тот, кто обладает этим восприятием, видит, что каждая частица его души и тела полностью зависит от Господа, нуждается в Нём и не может обойтись без Его покровительства. Он понимает, что его благополучие и успех, приверженность прямому пути и счастье находятся в Руках Всевышнего. Состояние, которое возникает при этом у него в сердце, невозможно описать словами. Постичь его суть можно, только испытав его. В сердце появляется особое смирение и кротость, которые не сравнимы ни с чем. Собственная душа видится такому человеку в образе брошенного под ноги повреждённого сосуда: пустого, никому не нужного, от которого ничего не зависит и в котором нет никакого проку. Он может стать пригодным для пользования только в том случае, если мастер, создавший и сформировавший его, проявит о нём свою заботу и починит его. Обретший такое восприятие начинает понимать, как много благ посылает ему Господь, хотя на самом деле он не заслуживает даже малой их доли. Любое благо, которое приходит к нему от Аллаха, видится ему великим. Он знает, что не достоин этого и что Господь почтил его этим благом лишь по Своей милости. Деяния, совершённые им ради Всевышнего, видятся ему незначительными, и, даже если их столько, сколько могут совершить все люди и джинны, он всё равно считает, что выполнил лишь самую малую толику того, что должен был сделать для своего Господа. Напротив, самое незначительное его прегрешение видится ему очень большим — именно такие плоды приносит его сердцу это возникшее в нем смирение. Как близко утешение к этому опечаленному грехами сердцу! Как близки к нему помощь, милость и дары Аллаха! Сколь полезным является для него это восприятие! Одно мгновение пребывания человека в таком состоянии желаннее и любимей для Аллаха, чем горы богоугодных деяний, совершённых теми, кто кичится и обольщается своими знаниями и поступками. Из всех сердец Аллах больше всего любит такое, в котором одержало верх указанное смирение и воцарилась печальная кротость, заставляющая человека склонить голову перед Всевышним и не поднимать её от стыда перед Ним.
Одного из обладателей знания спросили: «Совершает ли сердце земной поклон перед Аллахом?» Он ответил: «Да. Оно склоняется перед Ним и не поднимает головы до самого дня встречи с Ним. Именно таков земной поклон, совершаемый сердцем».
Обладатель этого вида восприятия применяет к самому себе притчу о человеке, находившемся под опекой своего отца, который кормил его лучшей едой, одевал в самые прекрасные одежды, давал ему наилучшее воспитание и старался поднять его на высокие ступени совершенства, проявляя о нём всестороннюю заботу. Однажды, когда отец отправил его с каким-то поручением, он, двигаясь по дороге, повстречал врага, который пленил его, заковал в оковы и угнал в свою землю. Там он подвергал его мучительным пыткам и обходился с ним совсем не так, как обходился с ним его отец. Это заставляло его часто вспоминать доброту и ласковую заботу отца. Всякий раз, задумываясь о своём положении, этот человек испытывал муки тоски и сожаления. В один из дней, продолжая оставаться в плену у злобного врага, который издевался над ним и намеревался в конце концов лишить его жизни, он ненароком взглянул в сторону родной земли, где был его отчий дом, и вдруг с радостным удивлением обнаружил, что отец находится близко. Тогда он помчался к нему и, достигнув его, распростёрся перед ним, моля о спасении. «Отец! Отец! Взгляни на своего сына! Посмотри, в каком положении оказалось твоё дитя!» — восклицал он, и по щекам его текли слёзы. Он горячо обнимал отца и прижимался к нему. Враг, обнаруживший побег, помчался по его следам и, найдя его, приблизился, желая вернуть обратно в свой плен. Тот же продолжал стоять рядом с отцом, крепко ухватившись за него. Неужели кто-то полагает, что в таком положении отец сможет оставить его без помощи и отдать врагу? Разумеется, нет! Что же тогда следует думать о Том, Чьё милосердие к Его рабам намного больше, чем милосердие отцов и матерей к их сыновьям? Если раб помчится к Нему, убежав от врага, и опустится перед порогом Его двери на землю, плача и взывая: «Господи, Господи! Помилуй того, кого не помилует, не поддержит, не укроет и не спасёт никто, кроме Тебя; того, кто нуждается в Тебе, просит Тебя, надеется и уповает на Тебя; того, у кого нет укрытия и спасения от Тебя, кроме как у Тебя! Ты — моя защита и опора!» — разве Аллах оставит такого раба без поддержки?
О Тот, к Чьей помощи я обращаюсь в том, чего желаю,
И к Чьей защите прибегаю от того, чего боюсь!
Не восстановят люди то, что Ты сломаешь,
И не сломают то,что восстановишь Ты. Клянусь!
Если в сердце человека укрепится это восприятие и он почувствует его вкус и сладость, ему удастся подняться к следующему виду восприятия.
11.Восприятие грехов в свете любви и поклонения
Это восприятие является конечной целью, ради достижения которой усердствуют идущие, и светозарным пунктом, к которому устремлены взоры труждающихся. Оно заключается в рабском служении Аллаху, любви к Нему, в томительном ожидании встречи с Ним, ощущении радости и удовольствия от поклонения Ему. Такой человек находит в служении Аллаху усладу очам, умиротворение для сердца, успокоение для плоти. Поминание Аллаха овладевает языком и сердцем того, кто любит Его. Мысли о любви к Всевышнему приходят на место греховных помышлений, желание приблизиться к Господу и Его довольству заменяет желание ослушиваться Его и навлекать Его гнев. Вместо греховных движений языка и органов возникают движения, угодные Всевышнему. Сердце такого человека переполнено любовью к Творцу, язык увлечён Его поминанием, органы выполняют Его приказы. Это особое состояние покорности и смирения оказывает удивительное и невыразимое влияние на любовь, содержащуюся в сердце человека. Шейх ислама Ибн Таймийя (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Тот, кто хочет вечного счастья, пусть не отходит от порога служения Всевышнему».
Суть сказанного сводится к тому, что эта покорность и особое смирение приближают человека к Аллаху и ставят его на путь любви к Нему, открывая перед ним такие её двери, которые не отворяются для тех, кто идёт прочими путями. И хотя другие деяния и богоугодные поступки также открывают человеку двери любви, однако это совсем иное открытие. Та любовь, которая открывается человеку, идущему путём покорности, смирения, осознания собственной бедности, презрительного отношения к своей душе, видения её бессилия, несовершенства, потерянности, нерадивости и греховности, не сравнится с той, которая открывается остальным. Человек, идущий этим путём, чужд людям и находится с ними в разных плоскостях. Он подобен птице, парящей в поднебесье. Даже почивая на своем ложе, он опережает идущих и, просыпаясь, оказывается впереди каравана. Разговаривая с тобой, он в то же время мчится вперёд со скоростью взгляда и успевает обойти стремительно идущих. И у Аллаха надлежит просить помощи, и Он лучший из прощающих!
То, что приобретает такой раб, есть следствие любви Аллаха к нему и радости Всевышнего его покаянию. Поистине, Всевышний любит кающихся и радуется их покаянию самой великой и совершенной радостью.
Всякий раз, когда человек вспоминает о милостях, оказанных ему Всевышним до греха, во время его совершениями после него, когда задумывается о благостности, сдержанности и доброте Аллаха в отношении него, в его сердце вздымаются волны любви к Господу и томительного ожидания встречи с Ним. Поистине сердца по своей природе склонны любит тех, кто делает им добро. А есть ли доброта более великая, чем та, которую проявляет Аллах? Раб восстаёт против Него, греша и ослушиваясь, а Он поддерживает его Своими дарами, осыпает милостями, покрывает его проступки и оберегает от врагов, ждущих любой его оплошности, чтобы захватить его и осуществить свою цель. Аллах отвращает этих врагов от человека и ставит преграду между ним и ими.
На этом закончим свой рассказ о покаянии, его законах и плодах. Столь длинное повествование было необходимым по причине наличия у человека насущной потребности в знании о покаянии, его положениях, нюансах и связанных с ним вопросах. Пусть Всевышний поможет нам придерживаться того блага, о котором было рассказано, и претворять это в наши действия и поведение так же, как помог нам в получении знания об этом. Воистину, не разочаруется тот, кто положился на Него и прибегнул к Его помощи и защите. И нет силы и мощи, кроме как от Аллаха!
Автор : Ибн Каййим аль-Джаузия
Книга : Степени идущих
____________________________________________________________
[1] Речь идёт о религиозном знании.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws
(478)