1. Главная
  2. Фикх
  3. Разное
  4. Достоинство Ислама
Достоинство Ислама

Достоинство Ислама

842
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Глава о достоинствах Ислама

Всевышний Аллах сказал: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам[1]» , и сказал Всевышний: «Скажи: «О люди! Если вы сомневаетесь в моей религии, то ведь я не поклоняюсь тем, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Я поклоняюсь Аллаху, Который умертвит вас[2]» , и сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и веруйте в Его посланника, и тогда Он одарит вас вдвойне из Своей милости, и дарует вам свет, при котором вы будете идти, и простит вас. Аллах – Прощающий, Милосердный[3]».

И (сказано) в достоверном (хадисе) от ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «(Можно показать ваше положение и положение людей двух Писаний (иудеев и христиан) на примере  человека, нанявшем работников за плату. И сказал он: Кто будет работать   от раннего утра до средины дня за один кират? И работали иудеи. Затем он сказал: Кто будет работать от средины дня до послеполуденной молитвы за один кират? И работали христиане. И затем он сказал: Кто будет работать от послеполуденной молитвы и до захода солнца за два кирата? И вы (мусульмане)  – (это) они (выполнившие эту работу). Разгневались иудеи и христиане, и сказали:  От чего у нас больше работы и меньшая плата? (Человек, нанимавший работников) сказал: Разве уменьшил ли я вам из того, что полагается вам по праву? (Иудеи и христиане) сказали: Нет. (Человек, нанимавший работников) сказал: Это моё достояние, и  отдаю я его кому пожелаю[4]».

И об этом (передано) также от Абу Хурейры, да будет Аллах доволен им, сказавшем: Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Ввёл в заблуждение Аллах общины, бывшие до вас. И был у иудеев день субботы, и у христиан день воскресения, и пришло к нам руководство Аллаха о дне пятницы, и также  следуем мы ему до Судного Дня. Мы последние (получившие руководство от Аллаха) из людей в этом мире, и первые[5] в Судный День». И разъяснил это пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказав: «Любимейшая религия перед Аллахом – возвышенная ханафия (единобожие[6].

Сказал Абу бин Кааб, да будет Аллах доволен им: «На вас путь (истины) и сунна. И поистине не коснётся Огонь раба на пути (истины) и сунны, поминающего Аллаха и   чьи глаза слезятся от смирения перед  Аллахом, и не коснётся это раба на пути (истины) и сунны, поминающего Милостивого, чьи волосы на коже от страха перед Аллахом подобны  дереву с опавшими листьями, словно разъедают  их  жуки, подобно как жуки разъедают листья этого дерева. И поистине следование сунне лучше, чем иджтихад в противоречие пути (истины) и сунны».

Сказал Абу  Дарда, да будет Аллах доволен им: «О  предпочитающие сон (днём во время поста месяца Рамадана), и разговляющиеся (совершающие афтар) как бы обманывая[7] никчемное бодрствование и  ваш пост! Мельчайшая частица благочестия и богобоязненности, и искренней убеждённости величественнее, превосходнее и весомее чем слепое поклонение».

Глава о необходимости Ислама

Всевышний Аллах сказал: «От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон»[8] ,[9], и сказал Всевышний: «Воистину, религией у Аллаха является Ислам»[10], «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути»[11] . Сказал Муджахид: «[другие] пути» – нововведение и ложные домыслы.

Передано от Айши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если привнесёт кто-либо в наше дело то, чего в нём нет, то это будет отвергнуто»[12], и  приводится это в словах: «Кто свершает нечто, на что не было нашего приказа, то это будет отвергнуто»[13].

И приведено у Бухари, от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что сказал он: Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Вся моя умма войдёт в Рай кроме того, кто отказался». И было сказано ему: «А кто тот, который отказался?». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто повинуется мне – войдёт в Рай, а кто  противится мне, тот отказался»[14].

И передано в достоверном хадисе от ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наиболее ненавистны из людей  пред Аллахом трое: Склоняющийся к запретному, привносящий в Ислам обычаи джахилии, и требующий крови мусульманина не имея права для пролития её»[15]. Передал хадис Бухари. (И сказал ибн Теймия о словах «обычаи джахилии»)[16]: Включены в это все проявления джахилии, как абсолютные, так и частные, не взирая на то, представлено ли это письменно, или же в виде идолопоклонства, или же иным способом, всё это то, что противоречит тому, с чем пришли посланники.

Приводится  достоверной передаче  слова Хузейфы, да будет доволен им Аллах: «О собрание чтецов и усердно поклоняющихся! Вас далеко опередили, если отклонитесь вы вправо или влево, то окажитесь в глубоком заблуждении».

Передано от Мухаммада бин Вадаха[17], что вошёл он (Хузейфа) в мечеть, остановился у одного из собраний людей, и  напомнил ему, сказав: Сообщено нам от Айяба,   от Муджалада[18], от Шуубы, от Масрука, сказавшего: Сказал Абдуллах (имеется ввиду Абдуллах ибн Масуд): «Нет ничего, отдаляющего зло  кроме него.   И ничьё слово не посылает дождь кроме его, и ничто не делает плодородным кроме него, и нет правления лучшего чем его правления, но однако уходят ваши учёные и ваше благо, и затем народы вершат дела по аналогии, и по их воззрениям, уничтожая Ислам и пороча его»[19].

Глава о разъяснении Ислама

Всевышний Аллах сказал: «Я подчинил свой лик Аллаху вместе с теми, кто последовал за мной[20]».

И передано в достоверном хадисе от Умара ибн аль-Хоттаба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ислам – это свидетельство, что нет бога кроме Аллаха и Мухаммад пророк Аллаха, выполнение молитвы, выплата закята, соблюдение поста Рамадана, и хадж к Дому, если ты в состоянии выдержать путь»[21]. И также передано   от Абу Хурейры в форме марфуа: «Мусульманин – тот, от чьего языка и руки мусульмане находятся в безопасности»[22].

И передано от Бахза бин Хакима, от его отца, от его деда, что спросил он посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о Исламе, и сказал он: «Это покорить твоё сердце Аллаху, и обратить лик твой к Аллаху, и совершать предписанные молитвы, и отдавать вменённый в обязанность закят». Передал его Ахмад.

И передано от Абу Киляба, от мужчины из жителей Шама, от его отца что спросил он посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Что есть Ислам?». Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Это чтобы  покорить твоё сердце Аллаху, и обезопасить мусульман от твоего языка и руки». И спросил его отец: «Что в  Исламе наиболее достойно?». Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Вера». И спросил его отец: «Что есть вера?». Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Чтобы верил в Аллаха, в его ангелов, его книги, его посланников и воскрешение после смерти»[23].

Глава о словах Аллаха: «От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято»[24].

Передано от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сказавшего: Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Придут Деяния в Судный День, и придёт Молитва, и скажет: «О господь! Я – Молитва!», и Всевышний Аллах скажет ей: «Поистине ты во благе»; затем придёт Садака и скажет: «О господь! Я –  Садака!», и Всевышний Аллах скажет ей: «Поистине ты во благе»; затем придёт  Пост и скажет: «О господь! Я –   Пост!», и Всевышний Аллах скажет ему: «Поистине ты во благе»; затем придут Деяния этого, и Всевышний Аллах скажет: «Поистине вы во благе»; затем придёт Ислам и скажет: «О Господь! Ты – мир, а я – Ислам», и Всевышний Аллах скажет: «Поистине ты во благе, посредством тебя сегодня принимается, и посредством тебя даруется». Сказал всевышний Аллах в его Книге: «От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон[25]». Передал Ахмад (ибн Ханбал).

Передано в достоверном хадисе от Айши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто свершает нечто, на что не было нашего приказа, то это будет отвергнуто[26]». Передал Ахмад (ибн Ханбал).

Глава о необходимости довольствоваться следованием Корану[27]

Всевышний Аллах сказал: «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи»[28].

Передал Насаи: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел в руках Умара ибн аль-Хоттаба лист из Торы и сказал: «Из какой ты уммы, о ибн Хоттаб? Ведь уже пришёл я к вам с незапятнанной белизной (религии Ислам). Если бы Муса был жив, и вы последовали бы за ним и покинули меня, то оказались бы в заблуждении»[29]. И в другой передаче: «Если бы Муса был жив, и имел бы на то возможность, то последовал бы за мной». И сказал Умар: «Доволен я Аллахом как Господом, Исламом как религией, и Мухаммадом как пророком».

Глава, в которой говорится  об  отходе от призыва Исламом

Всевышний Аллах сказал: «Аллах нарек вас мусульманами до этого и здесь (в Коране[30].

Передано от Хариса аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, что пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Приказываю вам пять (вещей), как приказал мне их Аллах: Послушание, повиновение, джихад, хиджру и джамаат. И кто отойдёт от джамаата хоть на пядь – будет снято ярмо Ислама с его шеи покуда он не вернётся. И кто призовёт призывом джахилии – будет ввергнут во чрево Ада». И сказал некий мужчина:    «О посланник Аллаха! И даже если он молится и держит пост?». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И даже если он молится и держит пост. И призывайте призывом Аллаха, который сделал вас мусульманами и верующими, поклоняющимися Аллаху»[31]. Передали его Ахмад и Тирмизи, сказавший о нём: Хадис  хороший,  достоверный.

Передано в достоверном хадисе: «Кто  отдалится от джамаата хоть на пядь – умрёт смертью джахилии»[32]. И о том же сказано: «Вы призываете призывом джахилии, а я нахожусь посреди вас?».Сказал Абу Аббас (ибн Теймия): Всё что выходит из призыва Исламом и Кораном, как-то: призыв  происхождением, страной, подданством, масхабом или тарикатом – относится к призывам джахилии. Напротив, когда произошла ссора мухаджиров и ансаров, и сказали мухаджиры: «О мухаджиры!», и сказали ансары: «О ансары!», сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Вы призываете призывом джахилии, а я нахожусь посреди вас?». И сильно разневался на это и запретил такие слова.

Глава о необходимости вхождения в Ислам полностью и оставлении всего помимо него

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Принимайте Ислам целиком»[33] , и сказал Всевышний: «Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя»[34], и сказал Всевышний: «Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты»[35]. Сказал ибн Аббас о словах Всевышнего: «В тот день, когда одни лица побелеют, а другие – почернеют»[36] : Побелеют лица людей Сунны и согласия, и почернеют лица сторонников нововведения и разногласия.

Передано от Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен Аллах ими всеми, сказавшего: Сказал  посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Надлежит моей умме последовать по следам бану Исраиль шаг за шагом, покуда если будет среди них тот, кто открыто войдёт к  своей матери, то и в моей умме будет тот, кто поступит также. Поистине, бану Исраиль разделились на семьдесят два течения, а эта умма разделится на семьдесят три течения, и все кроме одного будут в Огне». Мы сказали: «И каково же это течение, о посланник Аллаха?». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «То, на чём я и мои асхабы»[37]. И пусть возлагает надежды верующий, надеющийся на встречу с Аллахом, на  правдивые слова правдивого (посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) в данном положении, а именно на его слова: «То, на чём я и мои асхабы»[38]. И что до проповедей, если утвердились они в живых сердцах. Передано ат-Тирмизи, и передано также в хадисе от Абу Хурайры, признанном достоверным, однако нет в нём упоминания об Огне, а также в хадисе Муавии (у[39]) Ахмада и у Абу Дауда: «И поистине, будут выходить люди из моей уммы, увлекаемые их страстями, подобно как собака убегает от хозяина, и не укоренятся они в ней, и не различить их покуда  не выйдут они из уммы», и продолжают это слова: «и желают они в Исламе обычаев джахилии»[40].

Глава, в которой говорится о нововведении тягчайшим из больших грехов

И  сказал Всевышний: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает»[41] , и  сказал Всевышний: «Кто же несправедливее того, кто возводит на Аллаха навет, чтобы ввести людей в заблуждение без всякого знания?»[42].

И  сказал Всевышний Аллах: «Пусть они понесут свою ношу целиком в Последний день, а также ношу тех невежд, которых они ввели в заблуждение. Как же отвратительна их ноша!»[43].

В достоверном хадисе передано, что сказал  посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о хариджитах: «Где бы вы их не встретили – убивайте их»[44]. Но при этом запрещал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,  убийство  несправедливых правителей, если совершают они молитву.

Передано от Джарира бин Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, а был он человеком правдивым и следовали ему люди, и сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто установил в Исламе хороший обычай, то будет награда ему, и награда тому, кто действовал в соответствии с этим обычаем после него, и не уменьшится не насколько от этого награда первого, и кто установил в  в Исламе  дурной  обычай, то будет возложено на него бремя греха, и возложено оно на тех, кто действовал в соответствии с этим обычаем после него, и не уменьшится не насколько от этого  бремя греха первого»[45]. Передано Муслимом. О подобном[46] же вопросе и хадис от Абу Хурейры, переданный в словах: «Кто призовёт к пути истины, и кто призовёт к заблуждению»[47].

Глава о том, что Аллах  препятствует покаянию сторонника нововведения

Это передаётся в хадисе от Анаса (бин Малика), и относимо к Хасану (ибн Али). И упоминает ибн Вадах[48] от Айуба, сказавшего: «Был среди нас мужчина, имевший свои воззрения, и  был он оставлен (нами). И пришёл Мухаммад бин Сирин, и я сказал ему: «Ты полагаешь, такой-то оставит его взгляды?». Мухаммад бин Сирин сказал: «Ты думаешь, к чему приводит это в итоге? Окончание хадиса жёстче для них, чем его начало: «Выйдут они из Ислама как стрела выходит из лука, и затем не вернутся в него»[49]. Был Ахмад ибн Ханбал спрошен о смысле этого хадиса, и сказал: «Не придут они к покаянию».

Глава о словах Всевышнего: «О люди Писания! Почему вы препираетесь относительно Ибрахима»

Всевышний Аллах сказал: «О люди Писания! Почему вы препираетесь относительно Ибрахима (Авраама), ведь Таурат (Тора) и Инджил (Евангелие) были ниспосланы только после него»[50] , и далее слова Всевышнего: «и не был одним из многобожников»[51] , и слова Всевышнего: «Кто же отвернется от религии Ибрахима (Авраама), кроме глупца? Мы избрали его в мирской жизни, а в Последней жизни он будет в числе праведников» [52]. К этому же относится хадис о хариджитах, который   приводили ранее, и также к тому же относится[53] слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, семейство такое-то не имеет отношение ко мне в числе первых (имеется ввиду – не относится к ханифам – прим.переводчика), ибо первые были богобоязненны»[54]. И об этом передано также от Анаса, что упомянул посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о некоторых асхабах, что сказал один из них: «Что до меня, то я не буду есть мяса», и сказал другой: «Что до меня, то я буду выстаивать молитву, не ложась спать», и сказал другой: «Что до меня, то я не буду женится на женщинах», и сказал следующий: «Что до меня, то я буду постится, не разговляясь». И сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Однако же я молюсь, но и сплю; пощусь, но и разговляюсь; и женюсь на женщинах, и ем мясо. И кто желает чего-то помимо моей сунны, тот не от меня». И ты  (о читатель, прочтя этот хадис – прим.переводчика) всё ещё надеешься, что некоторые из асхабов всё же желали отшельничества в поклонении,  после того как сказали эти слова заблуждения, и были названы желающим иного помимо сунны? И ты понимаешь  что относится это отклонение к нововведению, то что же думаешь ты о тех,  которые не относится к асхабам (были ли они на пути истины- прим . переводчика)?

Глава о словах Всевышнего Аллаха: «Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие»

Всевышний Аллах сказал: «Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие. Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого»[55].

И сказал Всевышний Аллах: «Ибрахим (Авраам) и Йакуб (Иаков) заповедали это своим сыновьям. Йакуб (Иаков) сказал: «О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. И умирайте не иначе, как будучи мусульманами»[56], и сказал также: «Затем Мы внушили тебе: «Исповедуй религию Ибрахима (Авраама), будучи единобожником, ведь он не был из числа многобожников»[57].

Передано от ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, что сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «По истине у каждого из пророков есть покровитель из числа прочих пророков, и мой покровитель из числа пророков – мой отец Ибрахим, возлюбленный моего Господа, и затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочёл: «Воистину, самыми близкими к Ибрахиму (Аврааму) людьми являются те, которые последовали за ним, а также этот Пророк (Мухаммад) и верующие. Аллах же является Покровителем верующих»[58]. Передал его Тирмизи.

Передано от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «По истине, не взглянет Аллах на ваши тела и ваше имущество, однако взглянет он на ваши сердца и ваши деяния»[59].

И передано также от ибн Масуда , что сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «По истине, опережу я вас у водоёма аль-Хауд, и поднимутся ко мне мужчины из моей уммы, и уже пожелаю я утолить их жажду, но будут они отделены от меня. Я скажу: «О Господь! Это же мои сподвижники!».  И будет сказано мне: «По истине, не знаешь ты того, что свершали они после тебя»[60].

И передано от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Я хотел бы, чтобы увидели мы наших братьев». Мы сказали: «А разве мы – не твои братья?». Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Вы – мои сподвижники (сахабы). А мои братья – это те, кто не повиновались мне после (моей смерти)». Мы сказали: «А как же ты узнаешь тех, кто не повиновались тебе после (твоей смерти) среди твоей уммы?». Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Как вы считаете, если у человека есть конь с белыми отметинами на лбу и белыми кольцами на ногах, узнает ли он его посреди табуна вороных коней?». Мы сказали: «Да!». Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, те кто повиновались мне будут иметь белые отметины на лбу и на конечностях от исполненного малого омовения (вуду)» И я напою их у водоёма «Хауд». Но и я буду отгонять людей от водоёма «Хауд» подобно как отгоняют приблудившихся верблюдов.  Я призову их: «Почему вы не поспешаете?». Но будет сказано: «Они изменили (религию) после тебя». И я скажу: «Сокрушены, сокрушены!»[61].

И у Бухари: (сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует): «Когда я буду воскрешён, то предстану перед толпой людей, и я узнаю их, и они узнают меня[62]. И выйдет мужчина между ними и мной, и скажет: «Поспешайте!». я скажу: «Куда?». Человек скажет: «В Огонь, клянусь Аллахом!». Я скажу: «В чём же их дело?». Мужчина сказал: «Поистине, они возжелали обратится  вспять после тебя!». И затем будет ещё одна толпа, и он упомянул, что она подобна первой, и сказал: «Не видел я в ней благочестивых, кроме некоторых, (подобных) грациозным верблюдам».

И в хадисе ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими: «Я говорю вам, как сказал  праведный раб (Иса ибн Марьям): «Я был свидетелем о них, пока находился среди них. Когда же Ты упокоил меня, Ты стал наблюдать за ними. Воистину, Ты – Свидетель всякой вещи»[63].

 И также передано в форме «марфуа» (то есть в данном случае – с непосредственным цитированием слов пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует – прим.переводчика) : «Кто бы не рождался, он рождается с фитрой (врождённым качеством –устремлением к Единобожию- прим.переводчика), но его отцы делают его иудеем, христианином или огнепоклонником, подобно как детеныш становится похожим на остальных животных. Так улучшайте же то врождённое качество, которое было  пресечено,  ибо и у вы были некогда отсечены от него»[64]. И затем прочёл Абу Хурейра: «Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей»[65]. Согласованный (приведён в одинаковой форме в Сахихах Бухари и Муслима – прим.переводчика) хадис.

Передано от Хузейфы, да будет доволен им Аллах, сказавшего: «Люди спрашивали посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о благе. А я спросил его о зле, опасаясь о том, чтобы знать его. Я сказал: «О посланник Аллаха! Мы были в джахилии и зле, но пришёл к нам Аллах с благим. А будет ли после этого блага нечто от зла?». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да, и это – дым». Хузейфа сказал: «Что же это за дым?». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Люди, которые будут следовать иному от моей сунны, вести без верного руководства, познав его и отвергнув». Хузейфа сказал: «А будет ли после этого блага нечто от зла (ещё)?». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да. Смута, которую учинят слепцы (несведущие в делах религии), и призыв к вратам Ада. Кто ответит на этот призыв – будет ввергнут в них».  Хузейфа сказал: «О посланник Аллаха! Опиши их нам (творящих смуту)». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Народ, который будет  притеснять нас и говорить с нами на наших языках». Хузейфа сказал: «О посланник Аллаха! Что  ты прикажешь, чтобы иметь понимание (и способность противостоять   – прим.переводчика) этого?». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Обязательно для вас придерживаться единства мусльман (джамаата) и ваших имамов». Хузейфа сказал: «А если не будет у нас ни джамаата, ни имама?». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тогда устранись от всего этого, пусть даже придётся тебе уцепится коренными зубами за корни деревьев, покуда не придёт к тебе смерть, а ты будешь пребывать в этом состоянии».

У Муслима есть добавка[66] (к этому хадису): Хузейфа сказал: «А что потом?». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Затем выйдет ад-Даджал, и с ним река и огонь. И кто будет ввергнут в его огонь, награда для того будет обязательной, и снимутся его грехи. И кто попадёт в его реку, то будет удалена его награда, и возложены на него его грехи»[67].  Хузейфа сказал: «А что потом?». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Час воскресения».

И сказал Абу Али (имеется ввиду Абу Али ар-Райях аль-Басри, один из первых учёных в Исламе, хафиз и толкователь Корана, умер в 93 году Хиджры – прим.переводчика) , в Исламе: «Заучите, что Ислам – есть обучение ему, и отсутствие устремления к чему-либо вне его. В Исламе есть путь истины, и не уклоняйтесь с этого пути ни вправо, ни влево. Путь этот – сунна пророка, и к ней должными быть направлены устремления». На этом оканчиваются слова Абу Али. И что относительно него, то знал он своё время, и предостерегал от устремлений, направленных вне Ислама, и понимания Ислама в соответствии с сунной, и опасался следованию знаниям или же деяний, выходящих за рамки сунны и Корана. И станет ясен тебе смысл слов Всевышнего Аллаха: «Я покорился Господу миров»[68], и слов  Всевышнего: «Ибрахим (Авраам) и Йакуб (Иаков) заповедали это своим сыновьям. Йакуб (Иаков) сказал: «О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. И умирайте не иначе, как будучи мусульманами»[69], и слов  Всевышнего: «Кто же отвернется от религии Ибрахима (Авраама), кроме глупца[70]. И в том есть великая основа, основа основ, однако люди в неведении о ней. Но  посредством разъяснения  хадиса, приведённого в этой главе, и приведённых примеров, человек, прочитавший и усвоивший их, уверует искренним устремлением, и не будет отклонения ему, он осмыслит его и утвердит в своём народе[71]. И сказал всевышний Аллах: «Неужели они не опасались хитрости Аллаха? Хитрости Аллаха не опасаются только люди, терпящие убыток!»[72].

Передано от Масуда, да будет доволен им Аллах, сказавшего: «Сделал к нам один шаг посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, затем  сказал: «Это путь Аллаха». Затем сделал несколько шагов  вправо, и влево, сказал: «Это пути, и на каждом из них по шайтану, призывающему к нему», и прочёл: «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути»[73]. Передали его Ахмад и Насаи[74].

Глава о чуждости Ислама, и достоинстве отчуждения

Сказал Всевышний Аллах: «Если бы только среди поколений, живших до вас, были мудрые люди, которые выступали бы против нечестия на земле. Такими были лишь немногие из числа тех, кого Мы спасли»[75]. Передано от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, в форме марфуа: «Ислам начался чуждым, и вернётся чуждым, также как и пришёл, и Туба (дерево в раю – прим.переводчика) для чуждых».  Передал его Муслим[76]. Передал Ахмад в хадисе от ибн Масуда: «Кто такие «чуждые»? Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Отторгаемые своими близкими»[77]. И другой передаче[78] – «Чуждые»- это те, которые избавлены от людского нечестия»[79]. И передал Тиримизи в хадисе Кясира бин Абдуллаха, передавшего от его отца, а тот – от своего деда: «Туба – для «чуждых», которые избавлены от людского нечестия моей сунной»[80].

И передано от Абу Умейи: «Я спросил Абу Саальбу, да будет доволен им Аллах, сказав: О Абу Саальба! что скажешь ты об этом айате: «О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путем, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение»[81]?».  Абу Саальба сказал: «Я спрашивал о нём Джабира, а Джабир спрашивал о нём посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Повелевайте благое и удерживайте от порицаемого, покуда считаете повиновение (сунне)  недостаточным, и пусть ваши страсти следуют ей, и оказывайте влияние (на других) в этом мире, и отвечайте каждому, имеющему своё мнение на его взгляды. Клянусь моей душой, будет возложена на вас ноша, и  увидите вы дни, когда терпение (в следовании сунне) будет подобно тому, как держать горячий уголь в руке, и награда за это у них будет подобна награде пятидесяти человек, совершающих подобное  вашим деяниям». Мы сказали: «Из нас или из них (будут эти пятьдесят человек, чьи деяния буду равны деяниям одного человека в дни отчуждения Ислама – прим.переводчка)?». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Из вас». Передали его Абу Дауд и Тирмизи. И передал ибн Вадах смысл его в хадисе от ибн Умара, да будет доволен им Аллах, в следующих словах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, настанут после вас дни, когда терпение в приверженности (сунне) будет таково, что награда каждого (верующего) будет подобна награде пятидесяти человек из вас». И был спрошен посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «О посланник Аллаха! (Пятидесяти человек) из них?». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Напротив, из вас»[82]. И затем сказал (ибн Вадах): Сообщил нам Мухаммад бин Саид, сообщил нам Асад, сказавший: передал Суфьян бин Аййяна, от Асляма Басри, от Саида, брата Хасана (Басри), сказавшего (Саиду): передано Суфьяну от пророка Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует? И тот сказал: «Да», и далее  продолжил: «Поистине, настанут для вас дни, о коих знаю я от вашего Господа. И вы будете  повелевать благое и удерживать от порицаемого, сражаться на пути Аллаха, и не проявите в них два безрассудных увлечения: безрассудство невежества и безрассудства любви к земной жизни. Но и будете вы отвращаться от этого, не повелевать благое, и не удерживать от порицаемого, и не будете сражаться на пути Аллаха, и проявите два безрассудных увлечения. и тот, кто привержен будет в эти дни к Книге Аллаха и сунне, тому награда равная награде пятидесяти человек». И был спрошен посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «(Пятидесяти человек) из них?». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Напротив, из вас»[83]. И также приводится с иснадом от аль-Муафири, сказавшего: посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Туба для «чуждых», которые привержены к Книге Аллаха, когда она оставлена, и поступают сообразно сунне в то время когда она заброшена».

Глава о предостережении от нововведений

Передано от аль-Абада бин Сарийя, сказавшего: «Обратился к нам с проповедью посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и проповедь его достигла нас, размягчая сердца и слезя наши глаза[84]. Мы спросили: «О посланник Аллаха! Проповедь твоя подобна прощанию, или же завещанию нам». Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Я завещаю вам богобоязненность, послушание и повиновение, пусть даже править над вами будет раб. И тот из вас, кто проживет достаточно долго, увидит многие разногласия. И с вами моя сунна и сунна праведных халифов, ведущих верным путём, и устраняющихся от нововведения. И увещеваю вас от новшеств в ваших делах, ибо каждое нововведение – заблуждение». И сказал Тирмизи: хадис хороший, достоверный.

И переданы слова Хузейфы, сказавшего: «Всякое поклонение, которого не практиковали сподвижники Мухаммада не является таковым, и первые (в этой умме) не дозволяли последним вносить своё слово. И проявляете богобоязненность, о собрание чтецов (Корана)! И избирайте тот путь, коему следовали те, кто были до вас».  Передал его Абу Дауд. И сказал ад-Дарами: Сообщил нам Хаким бин Мубарак, сообщил нам Умар бин Яхъя, сказавший: Слышал я от моего отца, который передавал от его отца, сказав: «Мы сидели у дверей Абдуллаха бин Масуда перед утренней молитвой,  и когда он вышел, пошли вместе с ним в мечеть, и шёл с нами Абу Муса аль-Ашари, и сказал он: «Вышел к вам Абу Абдуррахман уже позже?». Мы сказали: «Нет. Он сидел с нами, когда вышел Абдуллах бин Масуд. И когда он вышел, мы все вместе встали к нему». Сказал ему Абу Муса: «О Абу Абдуррахман! Я видел   в мечети занимающихся порицаемым делом, и я не вижу в нём ничего благого, Хвала Аллаху». Абу Абдуррахман сказал: «И что это за дело?». Сказал   Абу Муса: «Поистине я прожил долго, и  должен был бы увидеть это». Сказал   Абу Муса: «Я увидел в мечети кружки людей, смотрящих на молитву. И в каждом кружке были мужчины, и в руках их камешки. Он говорил слова «Аллаху Акбар!» сто раз, и прочие говорили «Аллаху Акбар!» сто раз. Он говорил «АльхамдулиЛлах (Хвала Аллаху)» сто раз, и прочие говорили «АльхамдулиЛлах (Хвала Аллаху)» сто раз. Он говорил «СубханаЛлах! (Аллах превыше всего) сто раз, и прочие говорили «СубханаЛлах! (Аллах превыше всего) сто раз. Сказал Абу Абдуррахман: «И что же сказал ты им?». Сказал   Абу Муса: «Я ничего не сказал им, ожидая твоего мнения или твоего приказа». Сказал Абу Абдуррахман: «Разве не приказано было вам  оставить ваши грехам, и проявить постоянство, дабы не пропало ничего из ваших хороших дел». И он задержался, и задержались мы вместе с ним, покуда не пришёл один из тех кружков, имевшихся там. Сказал Абу Абдуррахман: «Кто же тот, в соответствии с чьим мнением вы поступаете так?». Люди из этого кружка сказали: «О Абу Абдуллах, У него камешки, посредством которых он совершает Такбир, Тахлиль и Тасбих (произносит слова «Аллаху Акбар!», «АльхамдулиЛлах» и «СубханаЛлах!» – прим.переводчика)». Сказал Абу Абдуррахман: «Оставьте ваши грехи, ибо постоянство в них губит ваши хорошие дела. И усвойте, о умма Мухаммада то что может скоро погубить вас. Те сподвижники вашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ушли из жизни. И ещё не изношена их одежда, и разбиты их сосуды, а вы, клянусь тем, в чьих руках моя душа, обратились в религии к тому, что ведёт от религии Мухаммада, и открыли для себя двери заблуждения?!».  Они сказали: «Клянёмся Аллахом, о Абу Абдуррахман! Мы не хотели ничего кроме благого». Сказал Абу Абдуррахман: «Вы желаете благого, но не достигнете его. Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о людях, читающих Коран, но не идущих его путями, и прибегаю к Аллаху, от того, что быть может большинство из них – это вы, ибо следуете их путём». И сказал Умар бин Салман: «Видел я людей, принадлежавших к тем кружка, среди противостоящих нам в день Нахравана[85] вместе с хариджитами»[86].

Это последнее из изложенного.

 Эта книга соответствует следующим рукописям:

1. Рукопись Его превосходительства муфтия (шейх-уль-Ислам Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Абдул Ваххаба) –  (стр 82-292), саудовская библиотека в Эр-Рияде.

2. Рукопись шейха Мухаммада бин Абдуллатыфа ал-Шейха, № 86-633, саудовская библиотека в Эр-Рияде.

3. Рукопись шейха Абдуррахмана бин Абдулазиза аль-Хусейна, находящаяся в библиотеке его сына Ибрахима бин Абдуррахмана аль-Хусейна.

Нумерация айатов Солиха Мухаммада аль-Хасана.

Сочинение имама-муджадида Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Абдул Ваххаба

 


[1] сура «Маида», 5:3.

[2] сура «Юнус», 10:104.

[3] сура «Хадид», 57:28.

[4] «Сахих» Бухари, глава «О найме», хадис № 2268; «Сунан» ат-Тирмизи, глава «Притчи», хадис №2871; «Муснад» Ахмада ибн Ханбала, 2\129, 2\121, 2\111, 2\6.

[5] Текст написан Абдуррахманом Хусейном, и соответствует тексту имама Бухари в главе «Облегчение в религии».

[6] «Сахих» Бухари, глава «О  вере», хадис № 20, 43, глава «О азане», хадис №729, глава «О пятнице», хадис № 1151, 1132, глава «О посте», хадис № 1987, 1970, «О приличии», хадис № 6101, глава «О рабах», хадисы № 6465, 6464, 6462, 6461; «Сахих» Муслима, глава  «О молитве путника и её сокращении», хадисы № 785, 783, 782, 761, 746, 741, глвав «О посте», хадис №782, Глава «О качествах Судного Дня, Рая и Ада», хадис № 2818; «Сунан» ат-Тирмизи, глава «О посте», хадис № 767, 736; ан-Насаи, глава «О кыбле», хадис № 762, глава «О стоянии в молитве ночью и на протяжении дня», хадис № 1642, 1616, 1604, глава «О вере и вредящем ей», хадис № 5035; «Сунан» Абу Дауда, глава «О молитве», хадис № 1373, 1370, 1368, 1317, глава «О посте», хадис № 2434; «Сунан» ибн Маджа, глава «О посте», хадис № 1649, глава «О аскетизме», хадис № 4238; «Муснад» Ахмада ибн Ханбала, хадис № 6\46; «Муватта» имама Малика, глава «О призыве к молитве», хадис № 422, 250, глава «О посте», хадис № 688, 641.

[7] Это слово  – глагол (الغبن) – (« взаимообразно обманывать») – присутствуют в трёх рукописях и соответствуют таковым в книге «Зухд» («Аскетизм») имама Ахмада ибн Ханбала.

[8] сура «Имран», 3:85.

[9] Упомянут этот айат в рукописи «Муфтий и Абдуррахман Хусайн».

[10] сура «Имран», 3:19.

[11] сура «Скот», 6:153.

[12] аль-Бухари, «О праведности», (2697); Муслим, «Суждения», (1718); Абу Дауд, «Сунан», (4606); ибн Маджа, «Предисловие», (14); Ахмад (ибн Ханбал) (6/73, 6/146, 6/180, 6/240, 6 /256, 6/270).

[13] аль-Бухари, «О праведности», (2697); Муслим, «Суждения», (1718); Абу Дауд, «Сунан», (4606); ибн Маджа, «Предисловие», (14); Ахмад (ибн Ханбал) (6/73, 6/146, 6/180, 6/240, 6 /256, 6/270).

[14] аль-Бухари,  «Приверженность Книге Аллаха и сунне», (7280); Ахмад (ибн Ханбал) (2\361).

[15] аль-Бухари. «Дийя», (6882).

[16] Добавка, заключённая в скобки, отвергается в рукописи муфтия и Хусейна.

[17] Добавление в рукописи Абдуррахмана Хусейна,  и относится это (следующее далее) к Хузейфе.

[18] Муджалад бин Саид, упомянутый в книге «аль-Бидаа ва ан-Нахияй ан-ха»   ибн Вадаха.

[19] Текст этого асара передан в книге «аль-Бидаа ва ан-Нахияй ан-ха»   ибн Вадаха (имеется ввиду имам Абу Абдуллах Мухаммад бин Вадаха аль-Куртуби, да помилует его Аллах, моуля Абдуррахмана бин Муавии бин Хишама, родился в 199, умер в 286 г. Хиджры, факих маликитского масхаба, автор труда «аль-Бидаа ва ан-Нахияй ан-ха»   – «Нововведение и их запретность» – примечание переводчика) .

[20] сура «Имран», 3:20.

[21] Муслим, глава «О вере», (8); ат-Тирмизи, глава «О вере», (2610); ан-Насаи, глава «О вере и её условиях», (4990); «Сунан» Абу Дауда, (4695), ибн Маджа, «Предисловие», (63); Ахмад (ибн Ханбал), (1/27 ,1/51 ,1/52).

[22] Бухари, глава «О вере», (10); Муслим, глава «О вере», (40); ан-Насаи, глава «О вере и её условиях», (4996); Абу Дауд, глава «О джихаде», (2481); Ахмад (ибн Ханбал), (2/159 ,2/162 ,2/187 ,2/191 ,2/192 ,2/193 ,2/194 ,2/205 ,2/209 ,2/212 ,2/215 ,2/224); Дарами, глава «О рабах», (2716).

[23] Ахмад (ибн Ханбал), (4\114).

[24] сура «Имран», 3:85.

[25] сура «Имран», 3:85.

[26] аль-Бухари, «О праведности», (2697); Муслим, «Суждения», (1718); Абу Дауд, «Сунан», (4606); ибн Маджа, «Предисловие», (14); Ахмад (ибн Ханбал) (6/73, 6/146, 6/180, 6/240, 6 /256, 6/270).

[27] Подобно тому как пришло в рукописи шейха Мухаммада бин Абдуллатифа, и в рукописи Абдуррахмана Хусейна (Необходимость довольствоваться следованием Книге вопреки всему помимо неё), и в рукописи муфтия: «Необходимость довольствоваться следованием ему (Благородному Корану) вопреки всему помимо его».

[28] сура «Нахль», 16:89.

[29] Ахмад (ибн Ханбал), (3/387).

 [30] сура «Хадж», 22:78

[31] Ахмад (ибн Ханбал), (5\344).

[32] «Сахих» Бухари, «Книга о фитне», (7054); «Сахих» Муслима, «Книга правления», (1849); «Сунан» Абу Дауда, «Книга сунны», (4758); «Муснад» Ахмада (5\180).

[33] сура «Бакара», 2:208.

[34] сура «Ниса», 4:60.

[35] сура «Скот», 6:159.

[36] сура «Иман», 3:106.

[37] ат-Тирмизи, глава «О вере», (2641).

[38] Слова начиная от «И пусть возлагает надежды…» и до «…асхабы» присутствуют в рукописи муфтия а также Хусейна.

[39] Заключённое в скобки опирается на передачу в почерке Хусейна.

[40] «Сахих» Бухари, глава «Дийа», (6882).

[41] сура «Ниса», 4:48.

[42] сура «Скот», 6:144.

[43] сура «Нахл», 16:25.

[44] «Сахих» Бухари, «Книга о добродетели» (3611), «Книга о достоинствах Корана», (5057), «Книга о покаянии непокорных и отступников, и сражении с ними», (6930); «Сахих» Муслима, «Книга закята», (1066); «Сунан» Насаи, «О запрете кровопролития», (4103, 4102); «Сунан» Абу Дауда, «Книга сунны», (4767); «Сунан» ибн Маджа, «Книга о добродетели», (175); «Муснад» Ахмада (ибн Ханбала), (1/81, 1/113, 1 / 131,4 / 424, 5/36).

[45] «Сахих» Муслима, «О закяте», (1017); ат-Тирмизи, «О знании», (2675); ан-Насаи, «О закяте», (2554); ибн Маджа, «Книга о добродетели», (203); Ахмад (4/357, 4/358, 4 / 360,4 / 362); Дарами, «Книга о добродетели», (512 ,514).

[46] Эта добавка присутствует в рукописи Хусейна.

[47] «Сахих» Муслима, «О знании», (2674); ); ат-Тирмизи, «О знании», (2674); Абу Дауд, «Книга  о сунне», (4609); Ахмад (2\397), Дарами, «Книга о добродетели», (513).

[48] Имеется ввиду имам Абу Абдуллах Мухаммад бин Вадаха аль-Куртуби, да помилует его Аллах, моуля Абдуррахмана бин Муавии бин Хишама, родился в 199, умер в 286 г. Хиджры, факих маликитского масхаба, автор труда «аль-Бидаа ва ан-Нахияй ан-ха»   – «Нововведение и их запретность» – прим.переводчика.

[49] Опирается  в своей достоверности этот асар на рукопись муфтия.

[50] сура «Имран». 3:65.

[51] сура «Корова». 2:135. Полный перевод смысла этого айата: «Они сказали: «Обратитесь в иудаизм или христианство, и вы последуете прямым путем». Скажи: «Нет, в религию Ибрахима (Авраама), который был ханифом и не был одним из многобожников».

[52] сура «Корова», 2:130.

[53] Эта добавка (в арабском оригинале союз “الواو” ) используется для сохранения смысловой связи.

[54] «Муснад» Ахмада, (4\203).

[55] сура «ар-Рум», 30:30.

[56] сура «Корова», 2:132.

[57] сура «Нахл», 16:123.

[58] сура «Имран», 3:68.

[59] «Сахих» Муслима, «Глава о благочестии и приличии», (2564).

[60] «Сахих» Бухари, (6576); Муслим, «Достоинства», (2297); ибн Маджа «Обряды», (3057); Ахмад  (1/384, 1/439).

[61] «Сахих» Бухари, «О жажде», (2367); Муслим,  «Очищение», (249); Насаии, «Очищение», (150); ибн Маджа, «Зухд», (4306); Ахмад, (2/300 ,2/408); Малик («Муватта»), «Очищение», (60).

[62] Слова (وعرفوني) «и они узнают меня» – присутствуют в рукописи муфтия.

[63] сура «Маида», 5:117.

[64] «Сахих» Бухари, «О толковании Корана», (4775); Муслим, «Предопределение», (2658); Ахмад, (2/233 ,2/275 ,2/346 ,2/393 ,2/410 ,2/481); Малик («Муватта»), «Похороны», (569).

[65] сура «Рум», 30:30.

[66] Добавка эта встречается в «Сунан» Абу Дауда, потому и правильнее именовать её добавкой Абу Дауда.

[67] Добавки (وحط وزره) إلى (وحط أجره) – от «удалены его грехи» до «удалена его награда» встречаются в третьей рукописи.

[68] сура «Корова», 2:131.

[69] сура «Корова», 2:132.

[70] сура «Корова», 2:130.

[71] Правильное написание «فبانوا»

[72] сура «ар-Раф», 7:99.

[73] сура «Скот», 6:153.

[74] Ахмад (1\435); ад-Дарами «Предисловие», (202).

[75] Сура Худ (11:116)

[76] Муслим, глава «О вере», (145); ибн Маджа, «Фитна», (3986); Ахмад (2\389).

[77] Тирмизи, глава «О вере», (2629); ибн Маджа, «Фитна», (3988); Ахмад (1\398). Дарами, (2755).

[78] Добавка (في رواية الغرباء) в рукописи муфтия, соответствующая содержащемуся в труде «Пространное разъяснение в описании положения «чуждых» Хафиза ибн Раджаба.

[79] «Муснад» Ахмада, (4\73).

[80] «Сунан» тирмизи,  книга «О вере», (2630).

[81] сура «Маида», 5:105.

[82] Опирается этот текст на хадис в   «аль-Бидаа ва Нахайя анха» ибн Вадаха.

[83] И приведён этот хадис в тексте «аль-Бидаа ва Нахайя анха» ибн Вадаха.

[84] Оборот (وجلت) إلى (العيون) – от «размягчая» до «слезя» – добавка в рукописи муфтия.

[85] Битва между халифом Али ибн Абу толибом и хариджитами в 38 г. Хиджры. Хариджитов было около тысячи человек, и Али убил их, потеряв всего четырех, а по другим сообщениям — семь человек. «Аль-бидайа ва ан-нихайа», том 7, стр. 298.

[86] Этот текст изложен в книге «Сунан» Дарами, и он соответствует изложенному здесь.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

 

Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws

(842)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Close