1. Главная
  2. Фикх
  3. Разное
  4. Разрешено ли поднимать цену товара при продаже в рассрочку (в кредит)
Разрешено ли поднимать цену товара при продаже в рассрочку (в кредит)

Разрешено ли поднимать цену товара при продаже в рассрочку (в кредит)

306
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Вопрос #13973: Разрешено ли поднимать цену продукта при покупке в кредит.
Ответ : Вся хвала Аллаху.
Продажа в кредит означает, что человек получает товар и оплачивает часть его стоимости позже, в определенный период времени.
Важно знать по этой теме:
Покупка в кредит – это вопрос которому следует уделить внимание, для того чтобы принять решение, потому что подобные сделки получили широкое распространение после второй мировой войны.
Компании и корпорации приобретают у поставщиков в кредит и затем продают в кредит покупателям машины, недвижимость и т.д.
Банки также занимаются подобными сделками, покупая товар за наличные и продавая их в кредит, что и привело к широкому распространению подобных сделок.
Правило относительно покупки в кредит:
В сообщениях указано, что разрешено покупать в кредит, т.е. приобретать продукт с задержкой оплаты.
Бухари (2068) и Муслим (1603) передали от Аишы, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) купил еды у еврея, с задержкой оплаты, и оставил кольчугу в залог.
Этот хадис указывает, что разрешено совершать покупки с отсрочкой в оплате; все это означает, что цена делится на некоторые малые порции, которые следует оплатить в определенное время.
Нет различия в шариате, в том будет ли произведена оплата позже за один раз или в несколько раз.
Бухари (2168) передал, что Аиша сказала: «Барира пришла ко мне и сказала: «Я подписала соглашение с моим хозяином о предоставлении мне вольной, при условии что я выплачу 9 вагийа, по 1 вагиа каждый год» (Вагиа мера веса серебра)
Этот хадис указывает на дозволенность покупки в кредит.
Несмотря на то, что существуют тексты, указывающие на дозволенность продажи в кредит, нет сообщений относительно дозволенности увеличения цены.
Поэтому ученые разошлись по данному вопросу.
Некоторые ученые сказали, что это харам, так как считали это риба. Они сказали: «цена увеличивается за рассрочку, а это риба»
Но большинство ученых, включая четырех имамов, считали это дозволенным.
Вот комментарии мазхабов по этой теме:
Мазхаб Ханафии: «Цена может быть поднята за задержку оплаты» (Badaa’i’ al-Sanaa’i’, 5/187)
Мазхаб Малики: «За большой период времени цена может быть изменена» (Bidaayat al-Mujtahid, 2/108)
Мазхаб Шафи: «Пять наличными эквивалентно шести в рассрочку» (al-Wajeez by al-Ghazaali, 1/85)
Мазхаб Ханбали: «Задержка прибавляет к цене» (Fataawa Ibn Taymiyah, 29/499).

Они приводили доказательство из Корана и сунны в пользу этого:
1 – Аллах сказал (перевод смысла) «Аллах разрешил торговлю» (2:275)
Общий смысл этого аята включает все формы торговли, в которые входит и увеличение цены за задержку
2 – Аллах сказал (перевод смысла) « О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному ва¬шему согласию» (4:29)
Общий смысл этого аята указывает на то, что торговля разрешена, если имеется обоюдное согласие. Если покупатель согласен заплатить более высокую цену в замен задержки оплаты, то сделка действительна.
3 – Бухари (2086) передал, что Ибн Аббас сказал: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину и они (жители) платили за фрукты, которые должны были быть доставлены через два – три года.
Он сказал: «Кто оплачивает заранее то, что будет доставлено позже, должен платить за определенный вес в определенный период»
Bay’ al-salam (предоплата) разрешена согласно текстам и консенсусу ученых, и это подобно покупке в рассрочку. Ученые указали на пользу в этом: подобное приносит пользу покупателю, снижая для него цену и поставщику, принося ему деньги. Это указывает на то, что к цене может быть прибавка за отсрочку в расплате, и что нет ничего неправильного в покупке и продаже. См. al-Mughni, 6/385.
4 – Действия мусульман указывают на то, что разрешено увеличивать цену в замен на задержку в оплате, и никто из них не порицал этого. И это стало подобным консенсусу (иджма), что подобные сделки дозволены.
Шейха ибн База спросили о дозволенности увеличения цены за задержку оплаты.

Он сказал: Нет ничего неправильного в подобной сделке, потому что оплата наличными отличается от оплаты в рассрочку. Мусульмане до сих пор совершают подобные сделки, и разрешенного этого подобно консенсусу. Некоторые ученые считали и говорили о том, что недозволенно увеличивать цену за задержку в оплате и они считали, что это является разновидностью риба, но это безосновательное мнение. Это не является разновидностью риба, потому что когда продавец продает продукт с задержкой в оплате, он соглашается с задержкой и поэтому может получить прибыль от увеличения цены, взамен на отсрочку во времени… Существует достоверное сообщение от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которое указывает на дозволенность этого; он приказал Абдуллаху ибн Амр ибн Аль Ас снарядить армию и он купил одного верблюда за два верблюда, которые должны были быть оплачены позже. Более того, подобные сделки попадают под общий смысл аята, в котором Аллах сказал (перевод смысла): «Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его» (2:282)

Подобные сделки являются разрешенной разновидностью долгов, которые упомянуты в этом аяте, тоже самое относится к предоплате (bay’ al-salam).
Fataawa Islamiyyah, 2/331
См. Bay’ al-Tasqeet Dr. Rafeeq Yoonus al-Masri
Аллаху известно лучше.

http://fatwaonline.net/?view=question&id=13973

Дополнение 

Опровержение тем, кто заявляет о том, что в «Бай’ бит-такъсит» – торговле в рассрочку с разницей в цене – нет проблем, и тем, кто заявляет о том, что нет доводов на запрет данного вида торговли.
Шейх Альбани, да смилуется над ним Аллах, привел в своей книге «Сильсиля ас-сахиха» под номером 2326 следующий хадис: «Кто торговал двумя сделками в одной, должен взять меньшую (сумму), а иначе это будет ростом (риба)».
Хадис передали Ибн аби Шайба в «аль-Мусаннаф» (6\120\502), и от него же (3461) Ибн Хиббан в своем «Сахих» (1110), также Хаким (2\45), аль-Байхаки (5\343) :
«Нам сообщил Ибн аби Заида от Мухаммада бин ‘Амра от Аби Салямы от Аби Хурайры от пророка, салла Аллаху алайхи уа саллям: (вышеприведенный хадис)
Шейх Альбани сказал:  «Это хороший иснад, его достоверность подтвердил Аль-Хаким, с ним согласились Аз-Захаби и Ибн Хазм в своей книге «аль-Мухалля» (9\16), также его передали Ан-Насаи (7\296), Ат-Тирмизи (1\232), подтвердив его достоверность, Ибн Джаруд (286), также Ибн Хиббан (1109), Аль-Багауи в «Шарх ас-сунна» (8\142\211), подтвердив его достоверность, Ахмад (2\432, 475,503).Также у имама аль-Байхакъи разными путями от Мухаммада бин ‘Амра…. : «Посланник Аллаха, салла Аллаху алайхи уа саллям, запретил совмещать две сделки в одной». Имам аль-Байхакъи сказал по поводу этого хадиса: «Абдульуаххаб (т.е. ибн ‘Ата) сказал: «Т.е. если кто-то скажет: «За наличные это будет стоить десять, а в рассрочку двадцать». Точно такое же толкование сделал имам Ибн Кутайба в «Гарибуль-хадис» (1\18) сказав: «И из запретных видов торговли…. Та, в которой есть два условия, т.е. если кто-то покупает с условием рассчитаться за два месяца, это будет стоить два динара, а за три месяца три динара, это и есть две сделки в одной». Этот сообщение в таком кратком виде – достоверно. Также пришло в хадисе Ибн Умара и Бин ‘Амра, они приведены в «Аль-Ирва» (5\150-151). Также подобный смысл имеет хадис со слов Ибн Мас‘уда: «Две сделки в одной – рост (риба)» Хадис привел ‘Абдурразак в «Аль-Мусаннаф» (8\138-139), также Ибн Аби Шайба (6/199), Ибн Хиббан (163,1111), Ат-Табари (1\141) с достоверным иснадом. Что касается того, слышал ли этот хадис ‘Абдуррахман от своего отца Ибн Мас‘уда, то в этом есть разногласие, некоторые подтвердили это, а подтверждающему отдается предпочтение перед отрицающим.
Также имам Ахмад (1\393), и это версия Ибн Хиббана (1112), передал этот хадис с достоверным иснадом в следующем виде: «Не дозволено совершать две сделки в одной, и поистине, посланник Аллаха, салла Аллаху алайхи уа саллям, проклял того, кто ест рост (риба), и того, кто кормит им, и того, кто свидетельствует, и того, кто пишет это».
Также это сообщение передал Ибн Наср в книге «Сунна» (54) с добавкой в сообщении: «Т.е. когда человек говорит: «Если расплатишься наличными, то это будет стоить столько и столько, а если в рассрочку, то столько и столько». Этот версию привел имам Ахмад (1\398) сказав, что это (толкование) слова Симака (один из передатчиков хадиса), который передает от ‘Абдуррахдана бин Абдалла. Также этот хадис предал Ибн Наср (55) и ‘Абдурразак в «Аль-Мусаннаф» (8\137\14629) с достоверным иснадом от Шурайха: «Кто торговал двумя сделками в одной, должен взять меньшую (сумму), а иначе это будет ростом (риба)».
Далее шейх Альбани сказал:
«Симак ибн Харб – известный таби’ин, который сказал: « Я застал восемьдесят сподвижников». Его словам должно отдаваться предпочтение, если где-то возникнет противоречие, тем более, он один из передатчиков этого хадиса, а передатчик лучше знает то, что он передает, так как он, слыша от того, кто передал ему это сообщение, взял не только слова, но и понимание этого хадиса. И тем более, что с ним согласились многие ученые и факъихи из саляфов (предыдущих поколений):
1 – Ибн Сирин, да смилуется над ним Аллах, как передал о нем Аюб: «Он порицал, когда кто-то говорил: «Продам тебе за наличку за десять динаров, а в рассрочку за пятнадцать» Это передал ‘Абдурразак в аль-Мусаннаф (8\137\14630) с достоверным иснадом. И он порицал из-за того, что это было запретным.
2 – Таус, да смилуется над ним Аллах. Он сказал: «Если кто-то скажет, если ты заплатишь тогда-то, то это будет стоить столько, а если тогда-то, то столько, и сделка уже произошла, то он за самый дальний срок должен отдать наименьшую сумму». Передал ‘Абдурразак в «аль-Мусаннаф» (14626, 14631) с достоверным иснадом.
акже Ибн Абу Шайба (6\120) от Лайса от Тауса, без слов «и сделка уже произошла…..» однако в его версии есть добавка: «И если они договорились на одно из условий, прежде чем разойтись, то в этом нет проблем». Это добавка является недостоверной от Тауса, так как Ляйс – т.е. Ибн Аби Суляйм – ихъталята (начал путать).
3 – Суфьян ас-Саури, да смилуется над ним Аллах. Он сказал: «Если ты скажешь, продам за наличные за столько, а в рассрочку за столько, и покупатель уйдет с товаром, за ним остается право отказаться от обеих сделок, если они не определились с видом сделки. Если же они договорятся на месте, то это порицаемо, т.к. это будет двумя сделками в одной, и это не действительно и является запретным. И если ты найдешь свой товар целым, забери его, а если он уже использован, то возьми наименьшую из цен (, о которых договаривались при сделке) и на дальний срок». Это передал ‘Абдурразак в аль-Мусаннаф (14632).
4 – Аль-Ауза‘и, да смилуется над ним Аллах. От него передается подобное, и также то, что ему сказали: «А если он (покупатель) уйдет с товаром, не определившись с тем, на каких условиях он покупает его? Он ответил: «Он отдает наименьшую цену и в дальнейший срок». Передал Аль-Хаттаби в «Маалим ас-сунан» (5\99).
Также подобное передается со слов имамов хадисов и языка, из них:
5 – Имам Ан-Насаи. Он сказал под разделом «Две сделки в одной»: «Т.е. когда он говорит: «Я продам тебе этот товар за сто дирхамов наличными, и за двести в рассрочку». Также он растолковал хадис Ибн ‘Амра: «Не дозволено два условия в одной торговой сделке». Хадис приведен в «аль-Ирва» (1305) см. «Сахих аль-джами‘» (7502).
6 – Ибн Хиббан. Он сказал в своем «Сахихе» (7\25 аль-Ихсан): «Он сказал о запрете продажи чего-либо в рассрочку по сто динаров, а за наличные по девяносто». И он сказал об этом под хадисом Абу Хурайры.
7 – Ибн аль-Асир в «Гариб аль-хадис». Он сказал подобное, толкуя два вышеприведенных хадиса.

Положение (хукм) торговли в отсрочку 

Шейх Альбани говорит: «На счет толкования «двух сделок» есть и другие мнения, некоторые из которых мы приведем, однако то, что было приведено выше, является более правильным и известным, и это полностью соответствует тому, что в наше время называют «Бай’ бит-такъсит» – торговлей в рассрочку с разницей в цене. Так каково его положение (хукм)? Среди ученых в наши и старые времена были разногласия по этому поводу. Они разделились на три мнения:
Первое – что эта торговля не действительна. Это мнение Ибн Хазма.
Второе – что это не дозволено, если только они не договорятся на одну из цен, и также если была оговорена только сумма в рассрочку.
Третье – что она не дозволена. Однако если уже произошла торговля, и покупатель заплатил наименьшую сумму, то это дозволено.
(Изучение доводов каждой группы)
1 – Довод этого мазхаба – явный запрет в вышеприведенных хадисах. И основой в них является то, что это приводит к недействительности сделки. И это мнение близко к истине, если не считать того, о чем мы будем говорить, разбирая доводы третьей стороны.
2 – Представители этого мазхаба растолковали запрет неизвестностью цены (джахалят ас-саман). Аль-Хаттаби сказал: «Если цена не известна, то сделка является не действительной, а если же они приняли решение остановиться на одной из цен в этом же маджлисе, то сделка действительна».
Шейх Альбани говорит:
«Мотивация запрета неизвестностью цены неприемлема, т.к. этим самым они ставят свое мнение в противовес хадисам Абу Хурайры и Ибн Мас‘уда, в которых говорится, что это является ростом (риба). Это с одной стороны. С другой стороны, эта мотивация построена на том мнении, что предложение товара (аль-иджаб) и согласие на его приобретение (аль-къабул) в торговле является обязательными. А это в свою очередь является тем, что не имеет под собой довода ни из Корана, ни из Сунны пророка, салла Аллаху алайхи уа салам. На самом же деле является достаточным фактор, указывающий на обоюдное довольство и отсутствие претензий. Если присутствуют эти два фактора, то этот вид торговой сделки является действительным, и это то, что принято называть у некоторых ученых «бай’ аль-муата», т.е. сделка без слов. (прим от перев. Сделка без слов – распространенная в наши дни сделка, когда покупатель молча дает деньги, а продавец молча отдает товар).
Аш-Шаукани говорит в «ас-Сайлю аль-Джаррар» (3\126): «И это торговля без слов (аль-муа‘та), в которой присутствует фактор, указывающий на обоюдное довольство и отсутствие претензий, является шариатской сделкой, дозволенной Аллахом, а тот, кто обязывает чем-то больше этого, обязывает тем, чем не обязал шариат».
Шейхуль-Ислам разъяснил этот вопрос в «аль-Фатауа» (29\5-21) так подробно, что нет нужды в добавке, и тот, кто хочет подробнее ознакомиться с вопросом, пусть вернется к вышеназванному источнику».
Далее шейх Альбани сказал:
«И если дело обстоит таким образом, то когда покупатель уходит с покупкой, он либо заплатил за нее, либо отсрочил оплату. В первом случае сделка действительна, а во втором случае, он уходит, отложив оплату на потом – это и есть пункт разногласия. Так где же измышленная неизвестность (аль-джахаля)? Тем более если оплата происходит частями, первый взнос оплачивается на месте, затем остальное в соответствии с договоренностью. Таким образом, мотивировать запрет неизвестностью (аль-джахаля) является не уместным, как на это указывают контексты и логика.
3 – Доводом третьей стороны являются вышеприведенные хадисы Абу Хурайры и Ибн Мас’уда. В обоих хадисах говорится о том, что «две сделки в одной являются ростом (риба)». Таким образом, рост (риба) является причиной запрета. Отсюда следует, что запрет существует при наличии причины, если она существует, то он есть, а если ее нет, то запрета не будет. И поэтому если он возьмет наибольшую цену, то это будет рост (риба), а если возьмет меньшую, то это дозволено. Как мы уже говорили об этом со слов ученых, которые сказали о дозволенности брать за меньшую цену в отдаленнейший из сроков. Так как таким образом он не совершил две торговые сделки в одной. Разве ты не видишь, что если продавец продал что-то за цену дня, и дал выбор покупателю заплатить сразу или позже эту же цену, что это не является двумя сделками в одной? И на это указывают слова пророка, салла Аллаху алайхи уа саллям: «должен взять меньшую (сумму), а иначе это будет ростом (риба)». Таким образом, сделка будет действительной, так как в ней отсутствует причина, и нет излишка, который является ростом (риба).
И это мнение Тауса, Ас-саури, Аль-Ауза’и, да смилуется над ними Аллах.
И отсюда становится ясным несостоятельность заявления Аль-Хаттаби в «Ма’алим ас-Сунан» (5\97): «Я не знаю кого-либо из факъихов, кто бы опирался на внешний смысл хадиса и сделал действительным сделку за меньшую из цен, кроме того, что передается от Аль-Ауза’и, и это является недействительным мазхабом, т.к. в этом содержится неизвестность (джахл) и риск (гарар)».
Шейх Альбани говорит:
«То есть причина – неизвестность в цене, как мы уже приводили его слова выше. И ты узнал из вышесказанного, что на самом деле его слова являются неправильными, так как они опираются на причину, у которой нет основы в шариате. А что касается слов Аль-Ауза’и, то они основываются на контексты шариата, как мы видели это выше. Поэтому Аш-Шаукани сказал в книге «Найл – аль-аутар» (5\129): «Нет сомнений в том, что мнение Аль-Ауза’и опирается на внешний смысл хадиса, так как указание на меньшую цену делает действительной торговую сделку».
Шейх Альбани сказал:
«Сам Аль-Хаттаби заявил о том, что Аль-Ауза’и опирался на внешний смысл хадиса, и поэтому нет разницы между ним и Аль-Хаттаби с этой стороны (т.е. в том, что внешний смысл хадиса указывает на запрет), не считая того, что Аль-Хаттаби осмелился противоречить этому внешнему смыслу. И его противоречие внешнему смыслу – только из-за причины неизвестности (аль-джахаля), о которой заявили сторонники второго мнения, опираясь на свое мнение в противоречие хадису. И что действительно является удивительным, это то, что Аш-Шаукани последовал за ними в этом вопросе. Он сказал: «Причиной запрета двух сделок в одной является отсутствие непоколебимости цены в продаже одной вещи по двум ценам…» И это из-за того, что это его следование /за ними в данном вопросе/ соответствует мнению тех, кто считает обязательным /устное/ предложение товара (аль-иджаб) и /устное/ согласие на его приобретение (аль-къабул) в торговле. А Аш-Шаукани противоречит им в этом, и считает действительной сделку без слов (бай’ аль-муата). И в этом виде (т.е. сделке без слов) присутствует непоколебимость цены, как я объяснил это выше. Также, скорее всего, Аш-Шаукани, подобно Аль-Хаттаби не встретил никого, кто опирался бы на внешний смысл хадиса, кроме Аль-Ауза’и. Если бы это было не так, то он не промолчал бы, приведя слова Аль-Хаттаби о том, что это мнение только Аль-Ауза’и (прим. переводчика: т.е. если бы ему были известно, что кто-то еще придерживается такого мнения, как Аль-Ауза’и, то он бы упомянул их) . Но мы привели тебе с достоверным иснадом мнение тех, кто предшествовал ему в этом, а это почетный таби’и Таус, также с ним согласился имам Ас-Саури, также с их мнением согласился Ибн Хиббан, сказав в своем «Сахихе» (7\226): «Толкование того, что если покупатель совершает две сделки в одной, как мы это описали, и захочет избежать роста (роста), ему следует заплатить наименьшую цену», затем он привел вышеприведенный хадис Абу Хурайры. Это соответствует тому, что мы привели из слов имамов. И поэтому Аль-Ауза’и не является единственным, кто говорил о внешнем смысле хадиса. Я говорю это, объясняя положение вещей, и чтобы не говорили некоторые из тех, кто следует своим страстям и тех, кто не обладает знанием, что это всего лишь мнение Аль-Ауза’и, и что оно является отклонением (шазз). Что касается нас, то мы, хвала Аллаху, не являемся теми, кто считает какое-то мнение истиной только из-за того, что его придерживается большинство, однако мы через истину познаем людей.
Одним словом, второе мнение является самым слабым из всех мнений, так как оно опирается всего лишь на мнение, а не на довод. И мало того, это мнение противоречит доводу.
За ним следует первое мнение, и это мнение Ибн Хазма, который заявил о том, что хадис Абу Хурайры отменен (мансух) хадисами, запрещающими две сделки в одной. И это заявление считается неприемлемым, так как оно противоречит основам, а это то, что нельзя заявлять об отмене (насх), кроме как в том случае, когда невозможно объединить хадисы. И это можно сделать в нашем случае с легкостью. Посмотри, допустим, на хадис Ибн Мас’уда, он соответствует этим хадисам, однако в нем есть добавка, указывающая на причину запрета, а это рост (риба). А хадис Абу Хурайры также указывает на это. Однако в хадисе Абу Хурайры есть явное указание на то, что торговля будет действительной в том случае, если будет оплачено наименьшей ценой. Также на это указывает хадис Ибн Мас’уда, однако не на прямую, а через внимательное изучение (аль-истинбат), о котором мы говорили выше.
Это то, что мне было облегчено из объединения хадисов и их толкования, и того, что я собрал из слов ученых. Если мои слова оказались истиной, то это от Аллаха, если же я ошибся, то это от меня, прошу Аллаха простить мне все мои грехи.
Знай, брат-мусульманин! То, что этот вид сделки, который распространен в наши дни, т.е. «бай бит-такъсит» – торговля в рассрочку с разницей в цене, не является законной также и с другой стороны. А это противоречие духу Ислама, который основывается на облегчении людям и милости к ним, как сказал пророк, салла Аллаху аляйхи уа саллям: «Да помилует Аллах (того) человека, который проявляет великодушие, продавая, покупая и требуя возврата (своих денег)» аль-Бухари. Также он, салла Аллаху аляйхи уа саллям, сказал: «Тот, кто будет облегчающим, мягким, близким, Всевышний запретит его Огню» аль-Хаким. И если бы кто-нибудь из них (т.е. продавцов) побоялся бы Аллаха и продавал бы в рассрочку без надбавки в цене, он был бы в выигрыше даже с материальной стороны, так как это привлекло бы к нему клиентов и ему был бы дан баракат в его средствах к существованию. Как сказал Всевышний: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» Ат-талякъ 65: 2-3 (Ас-сильсиля ас-сахиха 5\419-426)».
(на этом заканчиваются слова шейха Альбани)

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Источник

(306)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Close