С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Сколько выплатить закят?
Для того, чтобы закят стал для мусульманина обязательным, необходимо выполнение нескольких условий. Среди них – наличие имущества в личной собственности, а также – имущество должно быть больше нисаба (минимального уровня, попадающего под закят) в течение всего лунного года.
Этот нисаб определяется по цене на золото, а за минимум берется стоимость его 85 граммов. В каждой стране уровень нисаба бывает разным, т.к. цена везде отличается.
Денежные средства, которыми находятся во владении, разрешается тратить на личное потребление и нужные расходы. И с этих сумм не нужно платить закят.
Закят не возлагается, если в течение года сумма падала ниже нисаба, так как отсчет года начинается только тогда, когда деньги достигнут нисаба. Когда их станет меньше чем нисаб отсчет нарушается. Потом когда опять достигнет нисаба – опять пошел отсчет. В общем у заякята с денег 2 условия:
1. Достижение денег нисаба.
2. Этот нисаб должен пролежать год.
Деньги могут увеличиваться и уменьшаться, в этом проблем нет, главное, чтобы они не падали ниже уровня нисаба. Если упадут ниже уровня нисаба – год нарушается.
Время выплаты закята
Время выплаты закята от урожаев – это момент сбора плодов. А со всего остального (т.е. всего что не является урожаями) – один раз в год.
Далиль на то, что закят с урожаев выплачивается в дни сбора – это слова Аллаха в Коране:
“Он – Тот, Кто создал сады на трельяжах и без трельяжей, финиковые пальмы и злаки с различным вкусом, оливки и гранаты, имеющие сходства и различия. Вкушайте эти плоды, когда они созревают, и отдавайте должное в день уборки“ (6:141).
Еще известно, что во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и праведных халифов, были специальные работники, которые направлялись к обладателям садов и оценивали, каким в этом году получится урожай, сколько плодов примерно будет собрано. Этот метод называется “харс”. О нем упоминается в следующих хадисах:
Сообщается, что Абу Хумайд ас-Са‘иди, да будет доволен им Аллах, сказал: “Мы принимали участие в походе на Табук вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, а когда достигли Вади аль-Кура, (увидели) какую-то женщину, находившуюся в своём саду. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам: “(Попробуйте) определить”. Сам же посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предположил, что (урожай с финиковых пальм составит) десять васков, а той женщине сказал:“Подсчитай, сколько (фиников) даст (твой сад)”. Когда мы достигли Табука, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:“Поистине, сегодня ночью поднимется сильный ветер, и поэтому пусть никто не поднимается со своего места, а тот, у кого есть верблюд, пусть стреножит его”. И мы спутали верблюдам ноги, а ночью поднялся такой сильный ветер, что одного человека, поднявшегося со своего места унесло на гору Тай. (После этого) правитель Айлы прислал в подарок пророку, да благословит его Аллах и приветствует, белую мулицу и плащ, записав для него (в договоре сведения о жителях) их области. А когда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) прибыл в Вади аль-Кура (на обратном пути), он спросил у той женщины: “Каков же был урожай с твоего сада?”.Она ответила: “Десять васков”, (что соответствовало) предположению посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”.аль-Бухари (1481), Глава: “Об оценке количества фиников”.
Передают, что Сахль ибн Абу Хасма, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приказал: «Взимайте закят после того, как оцените урожай, и оставьте владельцу треть этого количества. Если же вы не хотите оставлять треть, то оставьте им четверть». аль-Бухари (604). Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи, и Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
(821)