1. Главная
  2. Фикх
  3. Закят
  4. Условия выплаты закята
Условия выплаты закята

Условия выплаты закята

2.22K
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ

Закят предписан мусульманам, и не принимается ни от неверных, ни от вероотступников. Всевышний сказал:“Возьми пожертвования из их имущества, чтобы смыть ими [их грехи] и очистить их”. (Сура “Покаяние”, аят 103.)

А что касается неверных, то они не очистятся, даже если пожертвуют все золото земли. Все это не означает, что неверные не будут наказаны за неуплату обязательного пожертвования. Напротив, они будут наказаны, но ислам не обязывает их придерживаться своих предписаний до тех пор, пока они не уверуют. Всевышний сказал:Тому, чтобы были приняты их пожертвования, препятствует то, что они не веруют в Аллаха и Его Посланника, совершают молитву нехотя и жертвуют имущество не по доброй воле”. (Сура “Покаяние”, аят 54.)

ВТОРОЕ УСЛОВИЕ

Закят обязаны выплачивать свободные мусульмане, а рабы освобождаются от этой обязанности, потому что все, чем они владеют, принадлежит их хозяевам.

ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ

Имущество должно достичь облагаемого минимума, причем каждый вид имущества, с которого полагается выплачивать закят, должен достичь облагаемого минимума независимо от других. Это означает, что если у мусульманина есть золото, которого чуть меньше облагаемого минимума, а также есть серебро, которого чуть меньше облагаемого минимума, то он не выплачивает с них закята.

ИМУЩЕСТВО,С КОТОРОГО ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ ЗАКЯТ 

 Каждый правоверный обязан выплачивать закят с четырех видов имущества:

1. С ценностей: золота, серебра и бумажных денег. Всевышний Аллах сказал: А тех, которые собирают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, обрадуй мучительным наказанием“. (Сура “Покаяние”, аят 34.)

Абу Хурейра рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Если человек, владеющий золотом или серебром, не выплачивает из них должного, то в День воскресения для него будут уготовлены пластины из огня. Они будут раскалены в адском пламени, и ими будут прижигать его бока, лоб и спину. Всякий раз, когда они остынут, их вновь раскалят. Это продлится День, равный пятидесяти тысячам лет, пока будет вершиться суд над рабами“.

Под выплатой должного в этом хадисе подразумевается закят, так как в другой ривайе говорится: “Если человек, владеющий богатством, не выплачивает закят…”

Облагаемый закятом минимум равен 85 граммам золота, или 595 граммам серебра, или эквивалентной этим количествам золота или серебра сумме денег.

‘Али ибн Абу Талиб рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Ты не должен выплачивать закят, если у тебя денег меньше двадцати [золотых] динаров. А если у тебя есть двадцать динаров, которыми ты владел в течение одного года, то ты должен выплатить с них полдинара. Если денег будет больше, то закят следует подсчитывать из такого же расчета. Закят не выплачивается с имущества, которым человек не владеет целый год“.

Двадцать золотых динаров эквивалентны 85 граммам золота. ‘Али ибн Абу Талиб также рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я разрешил вам не выплачивать закят с ваших лошадей и рабов, но выплачивайте его с вашего серебра. С сорока дирхемов выплачивайте один дирхем. Сто девяноста дирхемов не облагаются закятом. А если их будет двести, то выплачивайте с них пять дирхемов“.

Двести серебряных дирхемов эквивалентны 595 граммам серебра. Закят выплачивается с золота и серебра независимо от того, хранится оно в виде денег, слитков или драгоценностей, так как священные тексты, свидетельствующие о необходимости выплаты закята с золота и серебра, носят общий характер. Этого мнения придерживались имам Ахмад (одно из двух его мнений) и Абу Ханифа. Кроме того, в хорошем хадисе сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) увидел женщину, которая надела два золотых браслета, и спросил ее: “Ты выплатила за них закят?” Она ответила: “Нет”. Он сказал: “Тебе хотелось бы, чтобы в День воскресения Аллах надел на тебя два браслета из огня?” Тогда женщина сняла их и сказала: “Я жертвую их Аллаху и Его Посланнику“.

Жена Пророка ‘Аиша рассказывала, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришел в дом и увидел на ее руке серебряные украшения. Он спросил:”Что это такое, ‘Аиша?” Она ответила: “Я изготовила их, чтобы принарядиться для тебя, о Посланник Аллаха”. Он спросил: “Ты выплачиваешь с них закят?” Она ответила: “Нет”. Тогда он сказал: “Этого достаточно, чтобы попасть в ад“.

Другая жена Пророка Умм Салама рассказывала, что она носила золотые украшения и спросила Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):”О Посланник Аллаха, считается ли это, что я собираю сокровища?” Он ответил: “Не считается, если ты надлежащим образом выплачиваешь закят”.

Несмотря на это, пять сподвижников Пророка – Анас, Джабир, Ибн ‘Умар, ‘Аиша и Асма – считали, что закят не выплачивается с тех украшений, которые человек носит или одалживает близким. Этого же мнения были имамы Ахмад (второе его мнение), аш-Шафи’и и Малик. Они ссылались на слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Закят не выплачивается с украшений”. Этот хадис – слабый, потому что в его иснаде есть неизвестный ученым рассказчик ‘Афийа ибн Айуб и слабый рассказчик Ибрахим ибн Ауйб. Поэтому первое мнение в силу более убедительных аргументов является более предпочтительным и надёжным. Шейх Ибн Джибрин сказал, что закят с украшений выплачивается деньгами в размере 2,5% от общей стоимости золотых и серебряных украшений. При этом стоимость бриллиантов и драгоценных камней не учитывается, потому что они облагаются закятом только в том случае, если предназначены для продажи.

Закят выплачивается и в том случае, если мужчина носит золотой перстень или женщина носит украшение с изображением человека или животного, несмотря на то, что такой поступок сам по себе является грехом.

Что касается денег или украшений, взятых в долг, то они также облагаются закятом. Кроме того, если у мусульманина есть долг, с вычетом которого его имущество уже не достигает облагаемого минимума, то он все равно должен выплачивать закят. В пользу этого свидетельствует то, что священные тексты, предписывающие выплачивать закят, имеют общий смысл, и в них не делается оговорок для имущества, взятого в долг. Тем не менее ученые ханбалитского толка считают, что в этом случае человек освобождается от закята, но первое мнение более сильное.

Возможен и такой случай, когда у мусульманина всего 1000 долларов наличными, а ему предстоит вернуть долг, составляющий 1000 долларов, и выплатить 1000 долларов закята с других видов имущества. В этом случае он должен, в первую очередь, выплатить закят.

2. С зерновых и плодов. Всевышний Аллах сказал: О те, которые уверовали! Расходуйте лучшее из того, что приобрели, и того, что Мы взрастили для вас из земли, и не стремитесь жертвовать из этого то, что хуже, чего бы вы и сами не взяли, если бы только не зажмурили на это глаза“. (Сура “Корова”, аят 267.)

Всевышний также сказал:…и отдавайте должное во время жатвы…” (Сура “Скот”, аят 141.) 

ВЕЛИЧАЙШИМ ДОЛГОМ ЧЕЛОВЕКА СВЯЗАНЫМ С ЕГО БОГАТСТВОМ, ЯВЛЯЕТСЯ ЗАКЯТ

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “С того, что поливается водой с неба и с пальм, впитывающих корнями дождевую воду из вырытых ям, выплачивается одна десятая [часть урожая], а с того, что орошается, – одна двадцатая”.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Зерна и плоды не облагаются закятом, если их меньше пяти поклаж“.

Ученые единодушны в том, что одна поклажа вмещает 60 са’, поэтому облагаемый минимум продуктов земледелия равен 612 кг пшеницы либо др. продуктов хорошего качества. Взимается одна десятая часть урожая при поливе без участия человека (дождь, источник) или одна двадцатая при самостоятельном орошении. А при смешанном способе орошения взимается одна пятнадцатая часть урожая (7,5%).

Закят не выплачивается с зелени и овощей, так как Посланник Аллаха сказал:“Пожертвование не удерживается с овощей”.

Имам аш-Шафи’и, имам Малик, шейх-уль-ислам Ибн Теймийа, Ибн Муфлих считали, что закят не выплачивается с меда. Они ссылались на высказывание Всевышнего:“О те, которые уверовали! Расходуйте лучшее из того, что приобрели, и того, что Мы взрастили для вас из земли:” (Сура “Корова”, аят 267.)

А мед, как известно, не относится ни к первому, ни ко второму. Однако имам Ахмад считал, что с меда надо выплачивать одну десятую часть, если его количество достигает десяти фараков, т.е. 62 кг. Абу Ханифа считал, что закят с меда выплачивается независимо от его количества. Но позднее его ученик Абу Йусуф согласился с тем, что у меда также есть облагаемый минимум. Это мнение в этом вопросе более достоверное, потому что в хорошем  хадисе сообщается, что “Посланник Аллаха в свое время с каждых десяти сосудов меда взимал один“.

Кроме того, поступать так считал нужным ‘Умар ибн аль-Хаттаб. Что касается даров моря (рыбы, жемчуга, кораллов, хризолита, амбры и т.п.), то, согласно одному из двух известных нам мнений имама Ахмада, с них также выплачивается закят, если их стоимость достигает облагаемого минимума. Но большинство ученых считает, что они не облагаются закятом. Ибн ‘Аббас сказал: “Амбра не облагается закятом, ибо ее выбрасывает море”. Такого же мнения был и Джабир.

3. С товаров, являющихся предметами торговли и получения доходов: недвижимости, скота, продуктов, напитков, автомобилей и другого имущества. Мусульманские ученые единодушны в этом, и ссылаются на то, что Всевышний похвалил верующих, “которые выделяют долю имущества для просящих и обездоленных“. Вне всякого сомнения, товары, предназначаемые для торговли, входят в имущество человека, с которого он собирается получить доход, и отличаются от того имущества, которым он пользуется сам и с которого не платит закят. Есть еще хадис Сумры, который сказал: “Посланник Аллаха приказывал нам выплачивать закят со всего, что мы собираемся продавать“. Но этот хадис – слабый.
Облагаемый минимум товаров составляют товары, стоимость которых эквивалентна стоимости облагаемого минимума золота или серебра. По истечении лунного года хозяин должен оценить все имеющиеся у него товары, и если их общая стоимость (с учетом даже тех товаров, которые взяты в долг,) достигла облагаемого минимума, то он обязан выплатить деньгами 2,5% стоимости товаров, независимо от того, осталась их стоимость равна покупной цене, упала или возросла. Закят выплачивается и в том случае, если хозяин товаров собирался подарить или раздать их или же копил их, чтобы жениться или выплатить долг и т.п. Хозяева бакалейных и автомобильных магазинов и прочие торговцы обязаны вести тщательный учёт абсолютно всех товаров, как крупных, так и мелких, и выплачивать с них закят. Если же подсчитать стоимость всего сложно, то в целях предосторожности следует выплатить закят так, чтобы не испытывать угрызений совести.

Закят не выплачивается с техники, автомобилей, домашней утвари, одежды и прочих предметов, которые человек приобрел для индивидуального использования, потому что Посланник Аллаха сказал: “Мусульманин не облагается пожертвованием со своего раба и своего коня”. Закят также не выплачивается с тех вещей, которые человек использует для заработка, например, с автомобиля, который он использует как такси. Закят не выплачивается с недвижимости, которую хозяин сдает в аренду. Но закят выплачивается с полученной от этого арендной платы, если хозяин владел этой суммой в течение одного года и если она достигла облагаемого минимума отдельно или в сочетании с другими наличными деньгами. Закят также не выплачивается с земель, приобретенных для строительства дома, предназначенного для своей семьи или для сдачи в аренду. Он выплачивается только с земель, предназначенных для продажи. Но если человек приобрел землю и построил на ней дом для своей семьи, а по прошествии года решил продать его, то участок земли и дом не облагаются закятом за прошедший год, потому в течении года хозяин не имел намерения продавать дом.
4. Со скота: верблюдов, коров, овец, коз. Скот должен быть молочным, племенным и пастбищным, а его численность должна достигать облагаемого минимума. Пастбищным скот считается лишь в том случае, если он питался пастбищной травой в течение всего года или большую его часть. Если же скот не пастбищный, то закятом он облагается только тогда, когда предназначен для продажи. Когда скот является источником получения доходов посредством купли и продажи, он переходит в категорию товаров и облагается закятом в соответствии с установленным законом. В этом случае закят выплачивается как с пастбищного скота, так и со скота, находящегося на фуражном откорме при стойловом содержании, если его стоимость достигает облагаемого товарного минимума отдельно или в сочетании с другими товарами.

Облагаемый минимум верблюдов – 5 голов, с которых взимается одна овца. Со стада, включающего от 5 до 9 голов, закят составляет одну овцу; от 10 до 14 голов – две овцы; от 15 до 19 голов – три овцы; от 20 до 24 голов – четыре овцы; от 25 до 35 голов – однолетка; от 36 до 45 голов – двухлетка; от 46 до 60 голов – трёхлетка; от 61 до 75 голов – четырехлетка; от 76 до 90 голов – две двухлетки; от 91 до 120 голов – две трехлетки; более 121 головы – три двухлетки; и далее с каждых сорока голов взимается двухлетка, а с пятидесяти – трёхлетка. Облагаемый минимум коров – 30 голов, с которых взимается одна однолетка. Со стада, включающего от 30 до 39 голов, закят составляет одну однолетку; от 40 до 59 голов – одну двухлетку; более 60 голов – две однолетки; и далее с каждых 30 голов взимается однолетка, а с каждых 40 голов – двухлетка.

Облагаемый минимум овец – 40 голов, с которых взимается одна овца. Со стада, включающего от 40 до 120 голов, закят составляет одну овцу; от 121 до 200 голов – две овцы; более 201 головы – три овцы; и далее с каждой сотни взимается одна овца.
В качестве закята нельзя отдавать козлов, а также больных, истощённых, старых, беременных и прожорливых животных, а также скот с физическими недостатками или изъянами.

ЧЕТВЕРТОЕ УСЛОВИЕ 

Человек должен окончательно владеть имуществом, с которого он выплачивает закят. Если же он владеет им временно или условно, то оно не облагается закятом. Например, если хозяин дома сдает его в аренду, то он не выплачивает закят с арендной платы до тех пор, пока не получит ее, потому что дом может разрушиться и тогда он не получит денег, на которые рассчитывал. Другой пример: человек дал 20000 долларов бизнесмену для того, чтобы он вложил их в дело и поделился с ним прибылью. Бизнесмен заработал 2000 долларов, из которых 1000 долларов принадлежит ему, а другая – человеку, внесшему вклад. Он должен выплачивать закят со своей 1000 долларов, но не должен этого делать с тех денег, которые находятся у него временно. Еще один пример: если человек дал деньги в долг тому, кто не в состоянии вернуть долг, то он не выплачивает закят с этой суммы до тех пор, пока ему не вернут одолженные им деньги. Если же должник вернет ему долг, как только он попросит, то он должен выплачивать закят ежегодно, даже если деньги находятся у должника несколько лет. То же самое относится и к тем женам, мужья которых еще не дали им назначенный для них калым (мехр). Но следует помнить, что если мусульманин одолжил деньги человеку, который в течение 5 лет, например, был не в состоянии вернуть ему долг, а затем вернул его, то он должен выплатить с него закят за один год в тот год, когда он получил деньги, а не ждать, пока они пролежат у него еще двенадцать месяцев. Этого мнения был имам Малик.

Если человек умер, не успев выплатить закят, то он обязательно должен быть выплачен после его смерти из всего оставшегося от него состояния до того, как оно будет поделено между наследниками. Этого мнения были имамы аш-Шафи’и, Ахмад, Исхак, Абу Саур и другие. Говоря о том, как следует распределять наследство, Всевышний сказал: “:после вычета по их завещанию и выплаты долга“. (Сура “Женщины”, аят 12.) А закят является долгом человека перед Аллахом. Ибн ‘Аббас рассказывал. что к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришел мужчина и сказал: “О Посланник Аллаха, моя мать умерла, не возместив один месяц поста. Могу ли я держать пост за нее?” Он спросил: “Если бы у твоей матери был долг, стал бы ты выплачивать его?” Мужчина ответил: “Да”. Пророк сказал: “Долг перед Аллахом еще более заслуживает того, чтобы его выплатили”.

Закятом облагается имущество сирот и потерявших рассудок, и это мнение разделяет большинство мусульманских богословов. Так считали ‘Умар ибн аль-Хаттаб, ‘Али ибн Абу Талиб, ‘Аиша, ‘Абдуллах ибн ‘Умар, а также имамы Малик, аш-Шафи’и, Ахмад, Исхак и другие. Ответственность за это ложится на их опекунов.

Но закятом не облагается имущество, которое мусульмане собирают для взаимопомощи и распространения религии, потому что оно не принадлежит определенному лицу. Также не выплачивается закят с денег, которые пайщики вложили в общее дело. Но это правило не распространяется на скот, принадлежащий нескольким лицам.

ПЯТОЕ УСЛОВИЕ 

Закят выплачивается с имущества, которым человек владеет в течение целого года. Если имущество мусульманина достигло облагаемого минимума, то спустя один лунный год после этого он обязан выплатить с него закят. Для этого следует выбрать какой-нибудь месяц, например, рамадан, и ежегодно в этот месяц подсчитывать свое облагаемое закятом имущество и выплачивать с него закят. Если в течение года имущество, с которого мусульманин собирался в конце года выплатить закят, уменьшилось, так что его стало меньше облагаемого минимума, то выжидаемый год прерывается, а когда оно вновь достигнет облагаемого минимума, то год должен отсчитываться заново.

Посланник Аллаха сказал: “Закят не выплачивается с имущества, которым человек не владеет в течение целого года”. Исключением из этого общего правила являются:
Продукты земледелия, потому что Всевышний сказал: “…и отдавайте должное во время жатвы…” (Сура “Скот”, аят 141.) Поэтому закят с урожая выплачивается сразу после жатвы или сбора плодов. Потомство домашнего скота. Если число голов скота увеличилось незадолго до ежегодного срока уплаты закята, то закят выплачивается и с новорожденного скота.

Прибыль от торговли и бизнеса. При выплате закята не требуется, чтобы она пролежала у хозяина в течение целого года. Зарытые со времен невежества клады золота и серебра. Нашедший их должен сразу выплатить одну пятую часть в качестве закята, независимо от ценности клада (то есть даже если стоимость найденного клада невелика). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “С кладов следует выплачивать одну пятую”. Если мусульманин нанял работника для того, чтобы он вырыл яму или колодец, а тот нашел на его земле клад, то этот клад принадлежит нашедшему его работнику. Если же хозяин земельного участка знал о существовании клада и нанимал работника для того, чтобы тот раскопал его, то клад принадлежит хозяину участка.

Полезные ископаемые. Закят с них выплачивается в размере 2,5 % по мере добычи, как только стоимость добытого материала достигнет облагаемого минимума, эквивалентного стоимости облагаемого минимума золота или серебра.

Имам Ахмад считал, что закятом облагаются абсолютно все полезные ископаемые: золото, серебро, медь, железо, алмазы, изумруды, сурьма, нефть, сера и прочее. Имамы Малик и аш-Шафи’и считали, что закятом облагаются только золото и серебро. Все они были единодушны в том, что каждый из добываемых материалов должен самостоятельно достичь облагаемого минимума.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws

(2217)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Close