Имена и Качества Аллаха: Возвышение Аллаха над Его творениями
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Установление возвышенности Аллаха над Его творениями:
Его слова: “О Иса! Я упокою тебя, и вознесу тебя ко Мне”. (“Семейство Имрана”, 55).
И Его слова: “Нет, Аллах вознес его к Себе”. (“Женщины”, 158).
И слова: “К Нему восходит слово доброе и дело благое, которое Он возвышает”. (“Создатель”, 10).
И слова: “О Хаман, выстрой мне башню, может быть, я дойду до путей. Путей небес и поднимусь к Богу Мусы. Я ведь думаю, что он лжец”. (“Прощающий”, 36-37).
И Его слова: “В безопасности ли вы от Того, Кто в небе, что Он не заставит землю поглотить вас? И вот, она движется. “В безопасности ли вы от Того, Кто в небе, что Он нашлет на вас вихрь и узнает вы, каково Мое увещание”. (“Власть”, 16-17).
Объяснение:
“О Иса!” Обращение от Всевышнего Аллаха Исе сыну Маръям, мир ему. “Я упокою тебя”. Большинство комментаторов священного Корана сошлись на мнение, что под словом “упокою”, подразумевается сон. Как сказал Всевышний: “И Он – Тот, Который упокаивает вас ночью”. (“Скот”, 60). И сказал Всевышний: “Аллах приемлет души в момент их смерти, а ту, которая не умерла, во сне”. (“Толпы”, 42).
“И вознесу тебя ко Мне”. То есть: Аллах вознес его к Себе на небеса, и он живой. И это место свидетельства в этом аяте. И это есть установление возвышенности Аллаху. Поскольку вознесение возможно к чему-то более высокому и возвышенному.
И Его слова: “Нет, Аллах вознес его к Себе”. Это отвержение иудеям, которые провозгласили, что они убили Мессию Ису сына Маръям. Всевышний сказал: “А они не убили его и не распяли, но это только представилось им”. До слов: “И не убивали его явно”. (“Женщины”, 157). “Нет, Аллах вознес его к Себе”. То есть: Всевышний Аллах вознес Мессию, мир ему, к Себе. И он живой, не убитый. И это место свидетельства в данном аяте. Потому что в нем установление возвышенности Всевышнего Аллаха. Так как вознесение возможно лишь к чему-либо более высокому.
Его слова: “К Нему восходит”. То есть: к Всевышнему Аллаху, ведь нет никого более высокого, нежели Он. “Слово доброе”. То есть: славословие, чтение Корана и мольба. “И дело благое, которое Он возвышает”. То есть: праведные дела возвышают благие слова. И поистине, благие слова не принимаются только лишь, как вместе с праведными делами. И кто помянет Всевышнего Аллаха, но не выполнит обязательные предписания, слова того будут отвергнуты. Ияс ибн Мугавия сказал: “Если бы не праведное дело, никогда бы не возвысилось слово”. Хасан и Катада сказали: “Не принимается слово, кроме как после выполнения дела”. И свидетельством аята является: установление возвышенности Аллаха над Своими созданиями. Потому, что восхождение и подъем возможен лишь к тому, кто находится выше.
И слова Всевышнего: “О Хаман, выстрой мне башню”. Это слова Фиргауна, обращенные к своему министру, (визирю), Хаману. Он приказывает ему построить для него высокую башню. “Может быть, я дойду до путей. Путей небес”. То есть: путей небес, или небесных дверей. “И поднимусь к Богу Мусы”. И значение этого выражения: обвинение во лжи Мусы, мир ему. В том, что Аллах послал его в качестве посланника. И что у него есть какое-либо божество на небесах. И поэтому он говорит: “Я ведь думаю, что он лжец”. То есть в том плане, что провозглашает о своей миссии, или же в своих словах о наличие божества на небесах. И свидетельством аята является: установление возвышенности Аллаха над Своими созданиями. Поскольку Муса, мир ему, известил об этом, и Фиргаун пытался обвинить его во лжи.
И слова Всевышнего: “В безопасности ли вы”. Безопасность есть противоположность страха. “От Того, Кто в небе”. То есть от наказания Того, Кто на небе. И это Всевышний Аллах. То есть наказания Того, Кто находится высоко. “Что Он не заставит землю поглотить вас?” То есть вобрать, проглотить вас, как она уже сделала с Каруном. “И вот, она движется”. То есть содрогается и трясется. “В безопасности ли вы от Того, Кто в небе, что Он нашлет на вас вихрь”. То есть: камни из небес. Как Он уже посылал их племени Лута и обладателям слона. И говорят, что речь идет об облаках, несущих камни. Или же о ветре, в котором камни. “И узнаете вы, каково Мое увещание”. То есть: Мое увещевание, когда Мы покажем вам Наше наказание. Тогда вам уже не поможет знание об этом. (Если вы не были уверены в этом раньше).
И свидетельством двух аятов является: в них установление возвышенности Аллаха над Своими творениями, поскольку Он извещает нас о том, что находится на небесах. Эти аяты, упомянутые автором, да смилуется над ним Аллах, указывают на установление высочества и возвышенности Аллаха. Так же, как и аяты, упомянутые раннее, устанавливающие вознесение Аллаха на Трон. И разница между вознесением и возвышенностью в следующем:
1 – что возвышенность одно из качеств сущности Аллаха, а вознесение из качеств Его действий. И возвышенность Аллаха над Его творениями есть описание, обязательное для Его сущности. А вознесение, есть одно из Его действий, которое Всевышний совершает по Своей воле и мощи, если того пожелает. И поэтому Он говорит: “Затем вознесся”. И это происходит после сотворения небес и земли.
2 – что возвышенность из качеств, устанавливаемых разумом и источниками Ислама. А вознесение установлено благодаря источникам, и его невозможно установить разумом.
Серии из статьи : Доказательства установления имен и качеств Аллаха из священного Корана
Из книги Комментарии к “Акыде аль-Васатийе” Шейха аль-Ислама, Ахмада Ибн Теймийи
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws
(319)