Главная Статьи Вероубеждение Об именах и качествах Аллаха Имена и Качества Аллаха: Установление совместного пребывания Аллаха со Своими творениями
Имена и Качества Аллаха: Установление совместного пребывания Аллаха со Своими творениями

Имена и Качества Аллаха: Установление совместного пребывания Аллаха со Своими творениями

137
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Его слова: “Он – Тот, Кто сотворил небеса и землю в шесть дней, потом утвердился на Троне. Он знает, что входит в землю, и что выходит из нее. Что  нисходит с неба и что поднимается к нему. И Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит то, что вы делаете”. (“Железо”, 4).

И Его слова: “Не бывает тайной беседы трех, чтобы Он не был четвертым. Или пяти, чтобы Он не был шестым. И меньше, чем это, и больше, без того, чтобы Он не был с ними, где бы они ни были. Потом сообщит Он им то, что они делали в день Воскресения. Ведь Аллах о всякой вещи знающий!” (“Препирательство”, 7).

И Его слова: “Не печалься, ведь Аллах с нами”. (“Покаяние”, 40).

И Его слова: “Не бойтесь, Я с вами, слушаю и вижу”. (“Та Ха”, 46).

И Его слова: “Поистине, Аллах с теми, которые богобоязненны и совершают благие деяния”. (“Пчелы”, 128).

И Его слова: “Терпите, ведь Аллах вместе с терпеливыми”. (“Добыча”, 46).

И Его слова: “Сколько небольших отрядов победило отряд многочисленный с позволения Аллаха! Поистине, Аллах с терпеливыми!”. (“Корова”, 249).

Объяснение:

Слова Всевышнего: “Он – Тот, Кто сотворил небеса и землю – до Его слов – и что поднимается к нему”, уже предшествовало объяснение этому в той главе, где мы говорили об установлении Аллаху знаний, и установление Его высочества и возвышенности. “И Он с вами, где бы вы ни были”. То есть: Он с вами, Своим знанием. Наблюдает за вами. Свидетельствует о ваших деяниях, где бы вы ни были, и когда бы вы ни были. На суше, или на море; ночью, или днем; в домах, или в пустыне. Все одинаковы в Его знании, и находятся под Его слухом и зрением. Он слышит ваши слова и видит места ваших пребываний. И это – место свидетельства благородного аята. В нем устанавливается совместное пребывание со всеми Его созданиями. “Аллах видит то, что вы делаете”. Не скроется от Него ничего из ваших дел.

Слова Всевышнего: “Не бывает тайной беседы трех”. Тайная беседа – есть потаенный разговор. И значение аята: не бывает потаенного разговора между тремя, “Чтобы Он не был четвертым. Или пяти, чтобы Он не был шестым”. То есть: Он бывает четвертым, и бывает шестым, поскольку, Он, Всевышний, участвует вместе с ними, и осведомлен об этой тайной беседе. И особенность этих двух упомянутых чисел в том, что в большинстве случаев число ведущих тайную беседу ограничивается тремя, или пятью людьми. Или же причина в том, что причиной ниспослания этого аята была произошедшая тайная беседа трех в одном месте,  и тайная беседа пятерых в другом месте. Но, несмотря на упоминание в аяте двух чисел, Всевышний находится вместе с любым количеством, большим, или меньшим чем это. И поэтому Всевышний говорит: ” И меньше, чем это, и больше, без того, чтобы Он не был с ними”. То есть: и с меньшим, чем это количеством, как один и два. И с большим, чем это: как шесть, или семь. “Без того, чтобы Он не был с ними”, Своими знаниями. И знает о том, относительно чего они переговаривались. Ничего не скроется от Него.

Комментаторы священного Корана говорят: поистине, лицемеры и евреи вели между собой тайные беседы, и пугали верующих тем, что они договариваются против них, дабы навредить им, и они были опечалены этим. И когда увеличилось число тайных бесед, происходивших продолжительное количество времени, они пожаловались на это посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Тогда он приказал им, дабы они не вели тайных бесед без участия мусульман. А когда они нарушили этот запрет и вернулись к тайным беседам, Всевышний Аллах ниспослал  эти аяты.

Слова Всевышнего: “Где бы они ни были”. Означают общий охват  знаниями Всевышнего каждого, ведущего тайную беседу. В каком бы месте не велась эта беседа. “Потом сообщит Он им”. То есть: оповестит их Всевышний: “То, что они делали в день Воскресения”. И воздаст им за это. И в этих словах звучит предупреждение им и угроза. “Ведь Аллах о всякой вещи знающий!” Ничто не ускользнет от Его знаний.

Свидетельством аята является: установление совместного пребывания Аллаха со Своими созданиями. И это пребывание всеобщее, И включающее в себя охватывание и знание над всеми их деяниями. И поэтому имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Аят начинается с утверждения знания и заканчивается с утверждением знания”.

Слова Всевышнего: “Не печалься, ведь Аллах с нами”. Это обращение пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к своему сподвижнику Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, когда они находились в пещере, во время их переселения. В тот момент их настигли многобожники, и Абу Бакр опечалился этим обстоятельством, в страхе за пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он боялся, что многобожники причинят пророку какое-нибудь мучение. И тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Не печалься”. То есть: оставь свою печаль. “Ведь Аллах с нами”, Своей помощью, поддержкой и содействием. А того, с кем вместе Аллах, невозможно победить. А кого невозможно победить, тот не должен печалится.

Свидетельством данного аята является: установление совместного пребывания Аллаха, и обособленность этого пребывания с верующими. Из чего вытекает победа и помощь.

Слова Всевышнего Аллаха, сказанные им Мусе и Харуну, мир им: “Не бойтесь, Я с вами, слушаю и вижу”. То есть: не бойтесь Фараона, “Я с вами”, связь с запретом. То есть: Я с вами, даруя вам победу, и оказывая вам помощь против Фаргаона. “Слушаю” ваши и его слова. “И вижу”, ваши и его местопребывания. Ничто из ваших дел не скроется от Меня.

Свидетельством этого аята является: установление особого пребывания Аллаха со Своими приближенными, и оказание им помощи и поддержки. Этот вид пребывания является правом Всевышнего Аллаха. Так же в нем установление слуха и зрения Всевышнему. И слова Всевышнего: “Поистине, Аллах с теми, которые богобоязненны”. То  есть с теми, которые бросили различные запретные деяния и грехи. “И совершают благие деяния”. Выполняя поклонения и совершая то, что им приказано. И Он, Всевышний вместе с теми верующими, оказывает им помощь и поддержку. И это особенное пребывание есть место свидетельства этого аята.

Его слова: “Терпите”. Это приказание проявлять терпение. То есть: сдерживание души. И здесь имеется в виду: проявляйте терпение, несмотря на трудности войны, которая велась между мусульманами и неверными. Затем Он пояснил причину Своего приказания, сказав: “Ведь Аллах вместе с терпеливыми”. И Он, Слава Ему, вместе с терпеливыми в каждом деяние, где необходимо проявлять терпение.

Свидетельством благородного аята является: установление совместного пребывания Аллаха вместе с терпеливыми. Которые стойко и терпеливо переносят выполнение Его приказаний и старательны на Его пути. Имам Шаукани сказал: “Как прекрасно это пребывание, обладателя которого невозможно победить, даже если его враги будут наступать на него со всех сторон”.

Слова Всевышнего: “Сколько небольших отрядов победило отряд многочисленный”. Отряд: немногочисленное скопление людей, часть от множества. “С позволения Аллаха”, то есть: с Его воли, предопределения и желания. “Поистине, Аллах с терпеливыми”. Это место свидетельства благородного аята. И это установление совместного пребывания Аллаха с терпеливыми, проявляющими усердие и старание на Его пути. И это особенный вид пребывания, из которого вытекают победа и помощь.

Со всех этих предыдущих аятов мы выводим следующую пользу: устанавливаем пребывание Аллаха со Своими творениями, и делим это пребывание на две части:

1. Всеобщее пребывание, как об этом говорится в – первых двух аятах. И из этого пребывания вытекает охватывание Всевышним Своих созданий и знание об их делах – праведных и неправедных, и воздаяние за это.

2. Особенное пребывание Аллаха со Своими верующими рабами И из этого вытекает Его помощь, поддержка и оберегание. На эту часть указывают остальные пять аятов, которые приводит автор, да смилуется над ним Аллах. И пребывание Аллаха со Своими рабами не противоречит Его возвышенности над созданиями и вознесением на Троне. Поистине, Его близость и пребывание не подобны близости и пребыванию Его созданий относительно друг друга. Потому что Он, Всевышний: “Нет ничего подобного Ему. И Он –  Слышащий, Видящий”. И потому, что пребывание, его значение: близость. Это слово не указывает на соприкосновение, и на параллельность. Арабы говорят: “Мы не переставали идти, и луна была с нами”. Несмотря на тот, что она выше их. И расстояние между ней и ими огромно. И возвышенность Аллаха, Слава Ему, и Его пребывание вместе с Его созданиями не противоречат друг другу. И мы еще будем подробнее объяснять и говорить об этом, если того пожелает Аллах.

Серии из статьи : Доказательства  установления имен и качеств Аллаха из священного Корана

Из книги Комментарии к “Акыде аль-Васатийе” Шейха аль-Ислама, Ахмада Ибн Теймийи

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

 

Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws

(137)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Закрыть