Главная Фикх Закят С чего выплачивается закят ?
С чего выплачивается закят ?

С чего выплачивается закят ?

1.07K
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Следует ли выплачивать закят с имущества?

Основа в закяте – это то, что он выплачивается только с тех предметов, на которые есть довод в Сунне. У нас есть доводы на золото, серебро, с/х урожаи, скот (верблюды, коровы и овцы), с некоторыми разногласиями – на предметы торговли. Но о том, что с личного имущества платится закят – у нас на это довода нет. Более того, известен следующий хадис: передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мусульманин не облагается пожертвованием со своего раба и своего коня».Этот хадис передал аль-Бухари, 1463.

Поэтому с квартиры, которая в настоящий момент является предметом пользования, закят не выплачивается, так же как и с остального имущества, находящемся в личном пользовании.

Нужно ли выплачивать закят с оборотных средств ?

Из современников шейх Ибн Усеймин говорил об обязательности закята с оборотных средств. В “Фатауа аль-Харам аль-Макки 8А 35мин” он приводит доводы на это.

Поэтому с оборотных средств закят платится, и это то, на чем большинство ученых. Оборотными средствами является то, что человек купил и принадлежит ему, однако он это купил для торговли, для прибыли, то есть с целью получить с этого прибыль а не потому что это нужно ему самому для пользования. Оно должно принадлежать ему полностью. В данном случае считается его его стоимость и если стоимость товара превысила нисаб (стоимость 85г. золота) и не уменьшалась стоимость его товара в течении года ниже нисаба, то в через год он считает и делает расчет с того что есть
Считается следующим образом, Если человек продает оптом, то считает по оптовой цене, если в розницу, то закят с розничной цены, то есть закятом облагается по цене реализации, а не по цене закупки на момент исполнения года, то есть в день рождения “нисаба”, только необходимо учесть, что считать надо по лунному календарю.
Если продает и по оптовой и по розничной, то считает по той цене по которой больше продает, то есть, что преобладает.

То как делают некоторые люди, вычисляя прибыль каждый месяц, а в конце года все прибыли прибавляют и делят на 12 получая тем самым среднее арифметическое и с него платят то это неправильно, как сказал шейх Раслян. Однако надо считать в конце года, если за год это имущество (оборотные средства + деньги на руках + долг, который тебе должны (но только тот, который ты надеешься что вернут – долги твои – налоги – штрафы и т.д.) не спустилось ниже “нисаба”.

Кстати тот момент, где допустим у человека 10-ого Рамадана было 3 нисаба, потом через несколько месяцев стало 4 нисаба, потом еще через несколько месяцев стало 2 нисаба, и к 10 Рамадана этого года стало 5 нисабов.
Фактически получается, что год пролежало только 2 нисаба, с которых и надо выдавать закят. И это одно из мнений ученых. Но в таком случае придется считать каждый нисаб отдельно и с каждого выплачивать закят как только на (именно этом) нисабе исполнится год. Еще надо учитывать что расчет нисаба идет в денежном эквиваленте 85 грамм золота, а цена на него постоянно меняется.
Другое мнение – это то, что все это не считается за невозможностью или из-за очень большой сложности этого, однако если в начале года был нисаб и имущество не уменьшилось ниже нисаба в течение года, то в начале следующего года ты считаешь один раз все имущество и с него выплачиваешь закят и все, до следующего года больше к этому вопросу не возвращаешься. Шейх аль-Альбани (в “Мутафаррикат” 213, 01-01-50) сказал, что это второе мнение и есть правильное в этом вопросе, и что тебе не надо заниматься подсчетом всех твоих нисабов и платить с каждого, как только на нем завершится год, а достаточно производить подсчет один раз в год.

Следует ли выплачивать закят с овощей?

Передают со слов Мусы б. Тальхи, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Овощи не облагаются пожертвованиями“.(ад-Даракутни).
Этот хадис приводится в сборнике имама ад-Даракъутни “ас-Сунан” с исследованием на достоверность Шу’айба аль-Арнаута и еще трех других исследователей. Этот хадис в сборнике у ад-Даракъутни под номером 1911.
Вот что исследователи пишут об одном из передатчиков этого хадиса по имени Мухаммад ибн Джабир:
Сказал аз-Зайля’и (2/387): “Мухаммад ибн Джабир, о нем Ибн Ма’ин говорил: “Он никакой”, а Ахмад говорил: “Никто не передает от него хадисов, кроме того, кто хуже него!”
С таким же смыслом передается и другой хадис, что приводит имам аль-Хаким 1/401, однако он также слабый, как это сказал хафиз Ибн ‘Абдуль-Хади в “ат-Танкъих” 2/199.
А имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи говорил: “Нет ничего достоверного от пророка (мир ему и благословение Аллаха) относительно закята с овощей. Это передается от Мусы ибн Тальхи в форме мурсаль”. См. “Сунан ат-Тирмизи” 3/30.
Что же касается самого положения: “Следует ли выплачивать закят с овощей и фруктов?”, то ученые разошлись в этом вопросе. Маликиты и шафииты считали, что это не облагается закятом, поскольку не они не хранятся и портятся быстро. См. “Уюн аль-маджалис” 2/516, “аль-Маджму'” 5/470.
Ханафиты и некоторые ханбалиты считали обязательным выплату закята с овощей. См. “аль-Биная” 3/499-500, “аль-Мугъни” 4/155.
Однако среднее мнение, объединяющее тексты данной главы состоит в том, что те плоды, которые можно хранить долго, подлежат закяту, как финики, арахис, фисташки, изюм и т.п. Что же касается таких плодов, как гранат, персик, арбуз, и т.п. фрукты, или помидоры, огурцы и т.п. овощи, которые портятся быстро, то нет с них закята, как говорил аль-Мунаджид, отвечая на подобный вопрос.

Следует ли выплачивать закят с мёда?

Большинство ученых считает, что с мёда закят не выплачивается. Но имам Абу Ханифа и имам Ахмад считали, что с мёда закят выплачивать обязательно. См. “аль-Мугъни” 4/183.
Также передают, что и ‘Умар ибн Абдуль-Азиз считал обязательным выплату закята с мёда, однако это сообщение от него слабое, о чем сказал хафиз Ибн Хаджар в “аль-Фатх”, которое противоречит тому, что привел от него имам аль-Бухари, что он считал как и большинство ученых, что закят с мёда не выплачивается.
Некоторые ученые, которые склонились к мнению, что закят с меда следует выплачивать, опирались на некоторые хадисы относительно данной темы. Абу Дауд 1600, ат-Тирмизи 629, Ибн Маджах 1823, 1824.
Однако большинство ученых не приняли эти хадисы в качестве довода по причине их слабости. Шейх аль-Альбани считал их хорошими (хасан) хадисами, усиливая их достоверность по причине некоторых слабых хадисов.
Но все же ранние имамы не считали эти хадисы достоверными, и не опирались на них в качестве довода.
Имам аш-Шафи’и говорил: “Хадис, о необходимости выплаты закята с мёда, является слабым”. См. “Задуль-ма’ад” 2/13.
Имам аль-Бухари говорил: “Нет ничего достоверного о выплате закята с меда”. См. “аль-Иляль аль-кабир” 102.
Приведя хадис о закяте с мёда, имам ат-Тирмизи сказал: “В этой большой теме нет ничего достоверного от пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Сунан ат-Тирмизи” 629.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Нет на обязательность выплаты закята с мёда достоверного хадиса от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и нет на это иджма’а, и закят с этого не выплачивается!” См. “Ма’рифату-Ссунан уаль-асар” 3/280.
Имам аль-‘Укъайли сказал: “Что касается выплаты закята с мёда, то нет ничего достоверного от пророка (мир ему и благословение Аллаха) об этом. Достоверно то, что ‘Умар так поступал“. См. “ад-Ду’афа” 2/309.
Однако относительно сообщения от Умара тоже есть разногласия в его достоверности. Имам Ибн Хазм сказал: “Ложь то, что относительно закята с мёда есть что-либо достоверное от пророка (мир ему и благословение Аллаха), или от ‘Умара, или от кого-либо из сподвижников”.См. “аль-Мухалля” 5/232.
Также о том, что нет ни одного достоверного хадиса от пророка (мир ему и благословение Аллаха) о выплаты закята с мёда, говорили многие имамы, среди которых: хафиз аль-‘Аджлюни, имам Абуль-Хафс аль-Маусыли, имам аль-Мунауи и др. См. “Кашф аль-хуфа” 2/566, “Файдуль-Къадир” 4/452.
Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили о выплате закята с мёда, он сказал, что правильное мнение в том, что это не обязательно, но так делал ‘Умар, что указывает на желательность, но не на обязательность, при оставлении которой человек становится ослушником! См. “Фатауа аз-закят” 1/87.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

« Источник »

(1066)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Закрыть