О пустой трате свободного времени и оставлении фитны
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Есть такая пустая трата времени, которая является грехом, и в частности речь идет о том, кто тратит свое время попросту в совершении греховного. И проблема в данном случае будет не пустая трата времени, а совершаемый в это время грех! Но есть такая пустая трата времени, которая тратится на что-то в основе дозволенное, как например человек занимается спортом, играет во что-то и т.п., однако тут будет уже порицаемым то, что он чрезмерно тратит на подобное свое время, которого мусульманину всегда мало. Ведь посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Две милости лишены многие люди: здоровье и свободное время». аль-Бухари 6412.
От Ибн Мас’уда, Абу Барзы аль-Аслями и Му’аза ибн Джабаля (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ноги раба Аллаха в Судный день не сдвинутся с места, пока он не будет спрошен о пяти вещах: о его жизни, как он ее провел; о его молодости, как он ее использовал; о его имуществе, как он его приобрел и на что тратил; и что он делал из того, что он знал!» ат-Тирмизи 2416, 2417, Абу Я’ля 2/254, аль-Байхакъи 2/286. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 946.
Эти хадисы указывают на то, что “время” занимает важное место в Исламе, и растрачивать его в пустую, а тем более в проведении в грехах – нельзя!
Скажем музыка – она сама по себе является грехом, тратишь ты на это свое свободное время или не свободное, так как на запрет музыки есть прямые и достоверные хадисы! Также и общение в чатах с посторонними женщинами, в частности на запретного рода темы. Это тоже запрещено! Что касается просмотров фильмов, то и это не назовешь в основе дозволенным времяпровождением, так как даже если отсутствует прямой текст на запрет этого, недозволенность и порицаемость этого ясна из многих косвенных указаний, как наличие в них музыки, полуобнаженных девушек, зачастую слов куфра, ширка и т.п.
Что касается компьютерных игр, то тут следует смотреть на сами игры и играющего, так как тут не все однозначно. Положение игр различается от состояния играющего и самой игры. Есть игры запретные в основе, как игры с голыми девицами, как игры, в которых тебе приходится убивать мусульман, разрушать мечети и т.п., как игры в которых ширк и куфр, колдовство, игры, содержащие в себе сценарии вроде войны между богами и т.п. Нет сомнения в том, что это харамные игры!
Но даже если игры лишены всего запретного и в них легко убрать сопровождение музыки, однако играющий человек настолько затягивается, как некоторые братья, играющие в контр-страйк в салонах пропускали времена молитв или поиграв всю ночь напролет просыпали даже пятничную молитву, то и это будет запретно для таких людей! Также шейх Ибрахим Рухайли советовал не приучать детей к этим играм. Ведь действительно эти игры зомбируют даже взрослых людей, не говоря уже о малых детях!
Но все же вопрос полного запрещения игр для детей сложный, поскольку были примеры, когда родители запрещали играть своим детям в игры, а они воровали у них деньги и ходили в компьютерные салоны, чтобы поиграть там. Это не есть хорошо. Уж лучше дома под контролем родителей, чем там, не ясно с кем, и не ясно во что.
Трудно к сожалению избавиться в наше время от подобных отвлекающих, развлекающих и портящих вещей, тем более когда все это сплошь и рядом. Но есть и другие выходы, когда эти игры способствуют хорошей учебе детей, заучиванию сур Корана и т.п., когда это контролируется родителями и знать в этом меру.
А что касается основы в играх, в которых нет ничего запретного, то это дозволенность, если в этом нет вреда для играющего, не отвлекает от шариатских обязанностей и не тратить на это много времени, о чем говорил шейх Са’д аш-Шасри в своей известной книге “аль-Мусабакъат уа ахкамуха фи-шшар’ия аль-ислямия” 232.
Все упомянутое в вопросе траты времени на то, что в основе не запрещено, возвращается к положению забавы и развлечения в Исламе. Ученые разошлись в этом вопросе, одни сказали, что это дозволенное за которое нет ни наказания, ни греха. Другие же считали это порицаемым, а некоторые даже склонялись к запретности, опираясь при этом на хадис: “Любая вещь, которой развлекается мусульманин является “батыль”, кроме трех вещей: стрельбы из лука, обучение коня и игра с женой”. Ахмад 4/144, ат-Тирмизи 1637.
Слово “батыль” означает: ложь, бессмысленность.
Относительно достоверности этого хадиса есть разногласия, так как многие имамы считали его слабым. Однако есть другой достоверный хадис, но немного в иной формулировке: «Любая вещь, в которой нет поминания Аллаха, является вздором, оплошностью или забавой. Исключением являются четыре вещи: тренировка мужчины в стрельбе; обучение своей лошади; его забава с женой; и обучаться плаванию». ан-Насаи в “Ишрат ан-ниса” 2/74, ат-Табарани в “аль-Кабир” 1/89. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 315.
Во-вторых, даже если предыдущий хадис был бы достоверным, то слово “батыль” не указывает запрет, как не указывает на запрет и хадис: “является (вздором), оплошностью или забавой”.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал остальные вещи «батыль» в противовес упомянутым, а не по той причине, что все иное – запрещено!” См. “Фатхуль-Бари” 11/102.
Имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Слова: «Любая вещь, которой развлекается мусульманин является “батыль”» не указывают на запретность всего иного. Смысл этого в том, что прочие вещи (помимо упомянутого) лишены награды, так как это все лишь мирское, не имеющее отношение к ахыра”. См. “Аридатуль-ахуази” 7/136.
Имам аль-Гъазали в отношении этого хадиса сказал: “Слово «батыль» не указывает на запрет, а указывает на отсутствие пользы!” См. “аль-Ихъя” 5/166.
Процитировав эти слова аль-Гъазали, имам аш-Шаукани сказал: “Это правильный ответ, поскольку то, в чем нет пользы из раздела дозволенного (мубах)”. См. “Найлюль-аутар” 14/527.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “В достоверном хадисе сказано: «Любая вещь, которой развлекается мусульманин, является “батыль”, кроме трех вещей: стрельбы из лука, обучение коня и игра с женой». Батыль – это из деяний, в которых нет пользы. И в этом есть послабление для душ людей, которые не могут проявлять терпения в отношении того, в чем нет пользы. И подобное происходит в периоды, как дни праздников, свадьбы, при возращении отсутствовавшего, и т.п.”. См. “аль-Истикъама” 1/131.
Также шейхуль-Ислам сказал: “То, что помогает получить удовольствие от джихада или никаха, является истинной. Что же касается того, что не помогает этому, то это батыль, в котором нет пользы! Однако, если в этом нет явного вреда, то это не становится запретным и не запрещается подобное! Но совершаемое может быть порицаемым, так как может отвлекать от требуемого наслаждения”. См. “аль-Истикъама” 1/277.
Имам Бадруддин аль-Айни говорил: “То, что не отвлекает от повиновения Аллаху, является дозволенным, и это мнение ученых Хиджаза. Разве ты не видел, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) дозволил двум рабыням петь в доме ‘Аиши во время праздника, или как позволил ‘Аише смотреть на игры эфиопов копьями в мечети?!” См. «‘Умдатуль-къари» 15/405.
Таким образом, полностью контролировать напрасную трату времени не так-то просто. Однако следует начать сначала с оставления запретного в первую очередь, так как тот, кто разом пытается оставить все: и запретное и порицаемое и даже дозволенное, обычно ничего не оставляет и даже из запретного, и вновь возвращается к этому.
От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воспользуйся пятью вещами прежде, чем случится пять других: воспользуйся своей молодостью прежде старости, здоровьем прежде болезни, богатством прежде бедности, свободным временем прежде занятости, и своей жизнью прежде смерти!» аль-Хаким 4/341, Ибн Абу Шайба 34319, аль-Къада’и 1/145. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, имам аз-Захаби, хафиз аль-‘Иракъи, имам ас-Суюты и шейх аль-Альбани. См. “Сахих ат-таргъиб” 3355, «Сахих аль-джами’» 1077.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
(694)