Главная Статьи Пост в месяц Рамадан Как определить начало рамадана ?
Как определить начало рамадана ?

Как определить начало рамадана ?

967
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Начало рамадана определяется либо по свидетельству хотя бы одного надёжного человека, увидевшего народившийся месяц рамадана, либо по истечению тридцатого дня месяца ша‘бан. Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передаёт: «Люди собрались, чтобы постараться увидеть народившийся месяц, и я сообщил Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  , что видел его, и он велел людям начать поститься»[1] Абу Хурайра  передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  сказал: «Начинайте поститься, когда увидите народившийся месяц, и прекращайте пост, когда увидите народившийся месяц. Если же будет облачно, то доведите счёт дней месяца ша‘бан до тридцати»[2]. В некоторых хадисах говорится, что поститься в рамадан нужно начинать после того, как не один, а два надёжных человека засвидетельствуют, что видели народивший месяц рамадана. Передаётся, что ‘Абдур-Рахман ибн Зейд ибн аль-Хаттаб, да будет доволен Аллах ими обоими, обратился к людям с речью в день сомнения[3], сказав: «Я сидел вместе со сподвижниками Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и задавал им вопросы, и они рассказали мне, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  сказал: “Начинайте поститься, когда увидите народившийся месяц, и заканчивайте поститься, когда увидите народившийся месяц, и совершайте ваши обряды (в хадже), ориентируясь на месяц. Если же будет облачно, то доведите счёт (дней шабана) до тридцати. И если два человека засвидетельствуют, (что видели народившийся месяц рамадана или шавваля), то соответственно начинайте или прекращайте поститься”»[4].

Абу Малик аль-Ашджа‘и сказал: «Аль-Хусайн ибн аль-Харис аль-Джадали передаёт, что правитель Мекки, обращаясь к людям, сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) взял с нас обещание, что мы будем приступать к обрядам с появлением народившегося месяца, и если мы не видели его, но два надёжных человека засвидетельствовали, что видели его, мы должны приступать к обрядам”. Я (Абу Малик) спросил: “А кто правитель Мекки?” Он ответил: “Аль-Харис ибн Хатыб, брат Мухаммада ибн Хатыба. Затем правитель сказал: ‹Поистине, среди вас есть люди, знающие об Аллахе и Его Посланнике больше меня и присутствовавшие при произнесении им этих слов›. И он указал в сторону одного человека”». Аль-Хусайн сказал: «И я спросил стоявшего возле меня старика, кто этот человек, на которого указал правитель Мекки, и он сказал мне: “Это ‘Абдуллах ибн ‘Умар”. И он был прав — Ибн ‘Умар действительно знал об Аллахе больше него. И он сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  действительно велел нам поступать так”»[5]. Абу ‘Иса (ат-Тирмизи) сказал: «Большинство учёных принимают этот хадис. Они сказали: «Когда дело касается поста, принимается и свидетельство одного человека». Такого же мнения придерживались Ибн аль-Мубарак, имам аш-Шафи‘и, имам Ахмад и учёные Куфы. Исхак ибн Рахавейхи сказал: «Нельзя начинать поститься, еcли по меньшей мере два человека не засвидетельствуют, что видели народившийся месяц рамадана. И среди учёных нет разногласий в том, что нельзя прекращать пост в рамадан на основании свидетельства менее двух человек. Сторонники мнения, гласящего, что достаточно свидетельства одного человека, говорят об упомянутых хадисах следующее: даже если упомянуты два свидетеля, это не означает, что одного недостаточно, а хадисы Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара ясно свидетельствуют о том, что достаточно и одного свидетеля, и эти хадисы — более надёжные доказательства, (нежели вывод, который сделали сторонники противоположного мнения из других хадисов)»[6]. Полезное замечание. Шейх ислама Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, сказал: «Мы знаем точно, что в исламской религии в тех действиях, которые связаны с месяцам и зависят от того, видели уже месяц или нет, например, в посте, хадже, идде, клятве о не приближении к жене в течение определённого периода (иля) и других подобных действиях, нельзя исходить из заключения того, кто ведёт счёт[7]. От Пророка (мир ему и благословение Аллаха)   передаётся множество хадисов, подтверждающих это, и мусульмане единодушны в этом. Как среди ранних, так и среди поздних учёных нет и не было разногласий в этом вопросе. И только некоторые последователи факыхов с ограниченными знаниями после начала третьего века от хиджры начали утверждать, что если небо затянуто облаками, так что месяц невозможно увидеть, то производящий расчёты может поступать согласно своим расчетам. То есть если расчёты указывают на то, что месяц уже народился, то он должен поститься, а в противном случае он поститься не должен. Это мнение противоречит уже известному согласному мнению учёных, даже если говорить только о том случае, когда облачно и согласно расчётам поступает только сам производящий расчёты. Если же говорить о ясной погоде или же о том, чтобы пользоваться этим в качестве общего правила, то за это не высказывался ни один мусульманин»[8].

Если в одной области увидели народившийся месяц, обязаны ли жители других областей следо- вать за жителями этой области

Ученые разошлись во мнениях относительно этого. Ан-Навави, да помилует его Аллах, поминал этот вопрос в «Аль-маджму шарх аль-мухаззаб» (т. 6, стр. 273), а также Ибн Хаджар в «Фатх аль- Бари» (т. 4, стр. 123). В «Нейль аль-автар» (т. 4, стр. 267) говорится: «По этому вопросу мнения учёных разделились. Их упоминал автор “Фатх аль- Бари”. Одно из мнений: жители каждой области должны ориентироваться только на свою область, и если жители одной области увидели народившийся месяц, то жители других областей должны ждать, пока не увидят его в своих областях. Такое мнение передавал Ибн аль-Мунзир от Икримы, а также аль-Касим ибн Мухаммад, Салим и Исхак. И ат-Тирмизи передавал это мнение от учёных, и не передавал иного, а аль-Маварди передавал это мнение как одно из мнений аш-Шафи‘и. Второе мнение: если в какой-то области увидели народившийся месяц, жители всех остальных областей не должны следовать за жителями той области, в которой увидели месяц, если только предводитель мусульман, убедившись в том, что месяц действительно видели, не обяжет остальных поступить так же, как жители той области, в которой увидели месяц, поскольку все области подвластны ему, как если бы все они были одной областью. Это мнение высказал Ибн аль-Маджшун. Третье мнение: если речь идёт о соседних областях, то их жители должны следовать за жителями той области, в которой увидели месяц. А если речь идёт об отдалённых областях, то об этом случае учёные высказали два мнения. Большинство сказали, что жители отдалённых областей не обязаны следовать за жителями той области, в которой увидели месяц. Это мнение некоторых шафиитов. А Абу ат-Таййиб и некоторые другие учёные сказали, что жители отдалённых областей обязаны следовать за жителями той области, в которой увидели месяц. Аль-Багави передавал такое же мнение от аш-Шафи‘и.

Какая область считается отдалённой от той, в которой увидели месяц? 

Метод первый: области, в которых месяц появляется в разное время, считаются отдалёнными. Это мнение учёных Ирака и ас- Сайдаляни. Ан-Навави назвал его правильным в «Ар-рауда» и «Шарх аль-мухаззаб».

Метод второй: область считается отдалённой, если находится на таком расстоянии от области, в которой увидели месяц, которое даёт путнику право сокращать молитву. Это мнение выбрал аль- Багави. Ар-Рафи и ан-Навави назвали его правильным.

Метод третий: если данная область лежит за пределами географической области, к которой относится область, в которой увидели месяц. Об этом говорится в «Аль-фатхе».

Четвёртое мнение: если в какой-то области увидели народившийся месяц, жители всех остальных областей должны следовать за жителями той области, в которой увидели месяц, поскольку они тоже могут увидеть его, если нет никаких помех. Это мнение ас- Сарахси.

Пятое мнение: оно подобно упомянутому выше мнению Ибн аль-Маджшуна.

Шестое мнение: если в какой-то области увидели народившийся месяц, то жители областей, расположенных ниже или выше этой области, не обязаны следовать за жителями той области, в которой увидели месяц. Например, одна область представляет собой равнину, а вторая — горы. Или же две области относятся к разным географическим областям. Это мнение передаёт аль-Махди в «Аль- бахр» от имама Йахйи и последователей имама аль-Хади. В качестве доказательства сторонники этого мнения приводят хадис Курайба, в котором сказано что Ибн ‘Аббас не последовал за жителями Шама, которые увидели народившийся месяц. В конце хадиса Ибн ‘Аббас сказал: «Так велел нам поступать Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)». А это свидетельствует о том, что он запомнил от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) , что если в какой-то области увидели народившийся месяц, то жители остальных областей, не обязаны следовать за жителями той области, в которой увидели месяц». Мы уже приводили слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) : «Начинайте поститься, когда увидите народившийся месяц, и заканчивайте поститься, когда увидите народившийся месяц». Это обращение ко всей мусульманской общине. И если один человек увидел народившийся месяц, то это то же самое, что и вся область, увидевшая месяц. А месяц, увиденный в одной области — то же самое, что и месяц, увиденный во всех областях. Шейхуль-ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, сказал: «Ключевую роль в этом вопросе играет оповещение, поскольку Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Начинайте поститься, когда увидите народившийся месяц”. И кого оповестили о том, что где-то месяц уже видели, он должен исходить из того, что месяц уже появился, и неважно, на каком расстоянии от данной области человек находится…»[9]. Он также сказал (стр. 11): «Кто ставит условие о том, что область должна быть расположена на расстоянии не более расстояния, дающего человеку право сокращать молитву, или находиться в той же географической области, что и область, в которой видели месяц, тот противоречит разуму и Шариату». А в «Ар-рауда ан-надиййа» говорится: «Если в какой-то области увидели народившийся месяц, то жители остальных областей обязаны следовать за жителями той области, в которой увидели месяц, поскольку в хадисах ясно сказано, что нужно начинать или наоборот, завершать пост, когда покажется народившийся месяц, и это обращение адресовано всей мусульманской общине, и если его увидел хоть кто-то в какой-то области, считается, что его видели все»[10]. А те, кто считает, что если в какой-то области увидели народившийся месяц, то жители остальных областей не обязаны следо- вать за жителями той области, в которой увидели месяц, приводят в качестве доказательства хадис Курайба. Курайб передаёт, что Умм аль-Фадль бинт аль-Харис[11] послала его к Му‘авие, да будет доволен всеми ими Аллах, в Шам. Курайб сказал: «Прибыв в Шам, я выполнил то, что ей было нужно, и рамадан начался в то время, когда я находился в Шаме. Я увидел народившийся месяц в ночь пятницы, а в Медину вернулся в конце месяца. ‘Абдуллах ибн ‘Аббас стал расспрашивать меня, а потом упомянул о народившемся месяце и спросил: “Когда вы увидели месяц?”. Я сказал: “Мы увидели его в ночь пятницы”. Он спросил: “Ты сам видел его?” Я сказал: “Да, и люди видели его и начали поститься, как и Му‘авийа”. ‘Абдуллах ибн ‘Аббас сказал: “А мы увидели его в ночь субботы и будем продолжать поститься, пока не закончится тридцатый день месяца или пока мы не увидим народившийся месяц (шавваля)”. Я спросил: “Разве ты не удовольствуешься (или: мы не удовольствуемся) тем, что увидел Му‘авийа, и его постом?” Он сказал: “Нет. Так велел нам поступать Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ”»[12]. В «Аш-шарх аль-кабир» Шамсуддина Ибн Кудамы говорится: «Если же говорить о хадисе Курайба, что они основывают прекращение поста не только на словах Курайба, которые принимаем и мы. Предметом разногласий является обязательность восполнения поста в первый день, а не сам хадис»[13]. В «Ар-рауда ан-надийа» говорится: «Что же касается тех, кто приводит в качестве доказательства хадис Курайба, упомянутый Муслимом и другими, о том, что он увидел народившийся месяц, находясь в Шаме в ночь пятницы, а потом прибыл в Медину и сообщил об этом Ибн Аббасу, который сказал: “Однако мы видели его в ночь субботы, а потому будем поститься, пока не закончится тридцатый день или пока не увидим народившийся месяц (шавваля)”. А потом добавил: “Так велел нам поступать Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ”, то использовать этот хадис в качестве доказательства неправильно, потому что Ибн Аббас не говорил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  велел им не следовать за жителями другой области, которые увидели народившийся месяц. Ибн ‘Аббас хотел сказать, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  велел людям доводить счёт до тридцати, если месяц не появится раньше. Он считал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  подразумевал, что месяц должен увидеть кто- то в данной области… Таким образом, использование этого хадиса в качестве доказательства неправильно, и эта ошибка привела к тому, что учёные разделились в этом вопросе и появилось целых восемь мнений. Аш-Шаукани, да помилует его Аллах, писал об этом в своём послании «Иттыля арбаб аль-камаль аля ма фи рисалят аль-джаляль фи-ль-хиляль мин аль-ихтиляль». Он сказал в «Аль-масава»: «Нет разногласий в том, что если кто-то из жителей области увидел месяц, то считается, что его уви- дели и остальные. Однако учёные разошлись во мнениях относи- тельно того, обязаны ли жители областей следовать за жителями другой области, увидевшими в своей области народившийся месяц». Имам аш-Шафи‘и больше склонялся к мнению, гласящему, что если в какой-то области увидели народившийся месяц, то жители близлежащих областей обязаны следовать за жителями той облас- ти, в которой увидели месяц, а жители отдалённых — не обязаны.

Имам Абу Ханифа считал, что если в какой-то области увидели народившийся месяц, то жители остальных областей, и близлежащих, и отдалённых, обязаны следовать за жителями той области, в кото- рой увидели месяц»[14]. Имам аш-Шаукани сказал: «И знай, что довод — в версии хадиса Ибн ‘Аббаса, возводимой к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) , а не в его иджтихаде, который восприняли от него люди и который он озвучил следующим образом: “Так велел нам поступать Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ”. А перед этим он сказал: “Мы будем поститься, пока не закончится тридцатый день”. Под велением Пророка (мир ему и благословение Аллаха)  в данном случае подразуме- вается веление, которое приводят в своих сборниках аль-Бухари и Муслим: “Не начинайте поститься, пока не увидите народившийся месяц (рамадана), и не прекращайте поститься, пока не увидите народившийся месяц (шавваля), а если будет облачно, то доводите счёт (дней месяца) до тридцати”. А это обращение не к жителям одной конкретной области, а ко всем мусульманам, на которых возложены религиозные обязанности. Таким образом, это веление правомернее использовать в каче- стве доказательства того, что если в какой-то области увидели на- родившийся месяц, то жители остальных областей обязаны следовать за жителями той области, в которой увидели месяц, а не в качестве доказательства того, что они не обязаны это делать, потому что если жители одной области увидели народившийся месяц, это означает, что мусульмане видели, и остальные должны поступать так же, как и те, кто видел месяц. Если бы слова Ибн ‘Аббаса действительно указывали на то, что если в какой-то области увидели народившийся месяц, то жители остальных областей не обязаны следовать за жителями той облас- ти, в которой увидели месяц, тогда отсутствие обязательности ставилось бы в зависимость от умозрительного доказательства. Иными словами, требовалось бы доказать, что данная область находит- ся на таком расстоянии от той, в которой увидели месяц, которое делает возможным появление месяца в данных областях в разное время. Если же говорить о том, что Ибн ‘Аббас не последовал за жителями Шама, увидевшими месяц в своей области, несмотря на то, что расстояние между областями было невелико и не давало основания утверждать, что месяц в этих областях появляется в разное время, то Ибн ‘Аббас поступил так в соответствии со своим ид- жтихадом, и это нельзя считать доказательством…»[15]. Аль-Альбани сказал: «Хадис Ибн ‘Аббас — о том, кто постился, ориентируясь на время, в которое увидели месяц жители его области, а потом во время рамадана ему сообщили, что жители другой области увидели месяц на день раньше. В этом случае он продолжает поститься вместе с жителями своей области, пока не закончится тридцатый день месяца, если только месяц не появится в его области раньше. Таким образом устраняется противоречие. Что же касается хадиса Абу Хурайры, то это хадис общего ха- рактера, и распространяется на каждого, кто узнал, что в какой-то области, вне зависимости от её отдалённости от его области, увидели народившийся месяц, как сказал Ибн Таймийя в «Аль-фатава» (т. 25, стр. 107). Сегодня это очень легко, как известно, просто требуется некоторое внимание к вопросу взаимного оповещения со стороны мусульманских государств, дабы осуществить его на прак- тике с позволения Всевышнего Аллаха. Мусульманским государством нужно только говорится о том, что если в одном государстве увидят месяц, остальные будут сле- довать за ним, а пока этого не произошло я считаю, что жители каждой области (государства) должны поститься, ориентируясь на то время, когда увидели месяц в его области, и им не следует разделяться, чтобы не получилось, так что внутри одного государства од- ним постятся, ориентируясь на своё государство, а другие — ориен тируясь на другое государство, потому что в этом случае одни будут начинать и заканчивать пост раньше, а другие — позже, а то в свою очередь приведёт к появлению или обострению разногласий внутри одного народа, как уже случилось в некоторых арабских странах в последние годы».

«Аль-Хасана спросили о человеке, который был в одной из об- ластей, и постился в понедельник, а два человека засвидетельство- вали, что они видели народившийся месяц ещё в ночь воскресенья. Он ответил: “Этот человек не обязан восстанавливать пропущенный день, ни он, ни жители его области, если только они не узнают, что в какой-то области мусульмане постились в воскресенье. В этом случае они должны восполнить пропущенный день”»[16]»[17].

Что, если люди стали поститься с утра в день, когда невозможно было увидеть народившийся месяц шавваля из-за облаков? 

Абу Умайр, сын Анаса ибн Малика, передаёт: «Мне рассказали мои родственники по отцу из числа сподвижников-ансаров: “Однажды в облачный день мы не могли увидеть народившийся месяц шавваля, и мы постились с утра, а в конце дня приехали всадники, которые засвидетельствовали в присутствии Пророка (мир ему и благословение Аллаха) , что видели народившийся месяц накануне”. И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел им прервать пост и на следующий день выйти на праздничную молитву»[18].

Как должен поступать тот, кто видел народившийся месяц в одиночестве? 

Ученые разошлись во мнениях относительно того, как должен поступать человек в этом случае. Некоторые сказали, что он обязан начинать или прекращать поститься, ориентируясь на увиденный им месяц. В качестве доказательства сторонники этого мнения приводят хадис «Начинайте поститься, когда увидите народившийся месяц (рамадана), и прекращайте поститься, когда увидите наро- дившийся месяц (шавваля)». А другие учёные считали, что человек должен начинать и прекращать пост вместе с остальными людьми. В качестве доказательства сторонники этого мнения приводят хадис: «Пост — в день, когда вы поститесь. Праздник разговения — в день, когда вы прекращаете пост, и Праздник жертвоприношения — в день, когда вы совершаете жертвоприношение»[19]. Масрук передаёт: «Я зашёл к ‘Аише в день ‘Арафа, и она сказала: “Напоите Масрука савиком, и сделайте его послаще”. Я сказал: “Мне мешает поститься сегодня лишь опасение того, что этот день может оказаться днём жертвоприношения”. ‘Аиша сказала: “Праздник жертвоприношения — в день, в который люди совершают жертвоприношение, а Праздник разговения — в день, в кото- рый люди совершают разговение”»[20]. Шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах, прокомментировал хадис: Пост — в день, когда вы поститесь…» в «Ас-сахиха» (т. 1, стр. 443): «Ат-Тирмизи сказал после того как привёл этот хадис: “Некоторые учёные истолковали этот хадис, сказав, что подразумевается, что начинать и прекращать пост следует, ориентируюсь на общину или на большинство людей”». Ас-Сан‘ани сказал в «Субуль ас-салям» (т. 2, стр. 72): «Этот хадис является доказательством того, что в утверждении даты Празд- ника нужно исходить из поста людей (общины), и что человек, увидевший народившийся месяц в одиночку, должен начинать и прекращать пост вместе с остальными людьми. Он должен совершать молитву, прекращать пост и совершать жертвоприношение вместе с ними». Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал нечто похожее в «Тахзиб ас-сунан» (т. 3, стр. 214): «Учёные также сказал, что этот хадис опровергает мнение тех, кто утверждает, что разрешается начинать и прекращать пост на основе расчетов, но только для тех, кто знает это. Другие учёные сказали, что если один человек увидел народившийся месяц, но кадый не принял его свидетельство, то ни этот человек, ни остальные люди не обязаны ориентироваться на то время, в которое он увидел месяц». Абу аль-Хасан ас-Синди сказал в своих комментариях к «Сунан» Ибн Маджи после хадиса Абу Хурайры, что ат-Тирмизи сказал: «Его буквальный смысл — что в этих вопросах от одного человека ничего не зависит — решение их отдано в руки предводителя мусульман и общины, и отдельный человек обязан следовать в этом за предводителем мусульман и общиной. Исходя и этого, если один человек увидел народившийся месяц, но предводитель мусульман отверг его свидетельство, он должен действовать, не исходя из то- го, что видел, а следовать за общиной и поступать так же, как остальные». Аль-Альбани сказал после того как привёл эти слова ат- Тирмизи: «Это первое что приходит в голову, когда читаешь хадис. И это понимание подтверждается тем, что ‘Аиша использовала этот хадис в качестве довода против Масрука, который отказался по- ститься в день ‘Арафа из опасения, что этот день может оказаться Праздником жертвоприношения, а она разъяснила ему, что в данном случае его мнение не имеет значения и он обязан следовать за общиной. Она сказала ему: “Праздник жертвоприношения — в день, в который люди совершают жертвоприношение, а Праздник разговения — в день, в который люди совершают разговение”. И это согласуется со снисходительностью Шариата, к целям которого относится объединение людей, и отдаление их от личных мнений, приводящих к разобщённости и расколу. Шариат не принимает за основу мнение отдельного человека, даже если его точка зрения правильна, когда речь идёт о коллективных видах поклоне- ния, таких как пост и общая молитва. Все сподвижники совершали молитву под руководством друг друга, притом, что некоторые из них считали, что прикосновение к женщине или половому органу, а также выход крови из тела нарушает ритуальную чистоту и требует совершения малого омовения, а другие не считали так, и среди них были и те, кто совершал молитву в пути полностью, и те, кто сокращал её.

Разные мнения по этим вопросам не мешали им совершать молитву вместе под руководством одного имама и считать эту мо- литву действительной. Это потому что они знали, что раскол внутри общины хуже, чем разные мнения по некоторым вопросам. Дошло до того, что они даже оставляли мнение, противоречащее мнению, которое избрал предводитель мусульман в данной части мусульманской общины. Находясь в этой общине, они не поступали согласно своему мнению, чтобы избежать возможных негативных по- следствий. Абу Дауд передаёт, что ‘Усман  совершил в долине Мина четыре рак‘ата, и ‘Абдуллах ибн Мас‘уд сказал, осуждая его: “Я совершал вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха)  два рак‘ата, и с Абу Бакром два рак‘ата и с Умаром два рак‘ата, и с ‘Усманом в начале его правления столько же, а потом он стал совершать молитву полностью, и потом ваши пути разошлись, и я бы предпочёл иметь два принятых рак‘ата вместо четырёх”. А потом сам Ибн Мас‘уд совершил четыре рак‘ата! Ему сказали: “Ты осуждал ‘Усмана, а теперь сам совершаешь четыре рак‘ата?!” Он ответил: “Разногласия — зло”[21].  А Ахмад (т. 5, стр. 155) приводит подобный хадис от Абу Зарра. Да будет доволен Аллах ими всеми… Пусть же задумаются над этим хадисом и словами сподвижни- ка те, которые разногласят в своих молитвах и отказываются совершать молитву под руководством некоторых имамов мечетей, особенно когда речь идёт о совершении молитвы-витр в рамадан, под предлогом того, что это, мол, противоречит их мазхабу, а также некоторые из тех, кто заявляет, что силён в астрономии, и начинает поститься или прекращает пост раньше или позже остальных чле- нов общины, основываясь на личном знании и мнении, и не видят ничего дурного в противоречии общине…». Аль-Альбани сказал, отвечая шейху Сеййиду Сабику, да помилует Аллах их обоих, в «Тамам аль-минна» (стр. 399): «Под заголовком: “Кто увидел народившийся месяц в одиночку” он пишет: “Имамы фикха единодушно считают, что человек, который увидел народившийся месяц рамадана в одиночку, должен поститься”. Это слишком категоричное утверждение. Не всё так просто. На самом деле вопрос глубже и сложнее. Подробно об этом говорил шей- хуль-ислам в своих фетвах (т. 25, стр. 114): “Если он увидел в одиночку народившийся месяц поста (рамадана) или разговения (шавваля), то должен ли он поститься или прекращать пост. Исходя из этого? Или же он обязан поститься и прекращать пост только вме- сте с остальными? Существует три мнения в этом вопросе, и все три передаются от имама Ахмада”. Далее он привёл эти три мнения. Нас же сейчас интересует то, которое согласуется с хадисом: “Мнение третье: он должен начинать поститься вместе с людьми и прекращать пост вместе с людьми. Это наиболее сильное из мнений, поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  сказал: ‹Пост — в день, когда вы поститесь. Праздник разговения — в день, когда вы прекращаете пост, и Праздник жертвоприношения — в день, когда вы совершаете жертвоприношение›”. Этот хадис приводит ат-Тирмизи, относится к категории хасан-гариб. Ат- Тирмизи сказал после того как привёл этот хадис: “Некоторые учёные истолковали этот хадис, сказав, что подразумевается, что начи- нать и прекращать пост следует, ориентируюсь на общину или на большинство людей”. Пути передачи этого хадиса приводятся в “Ас-сахиха” (224) и “Аль-ирва” (905). Он передаётся разными путями от Абу Хурайры. Потом Ибн Таймийя (т. 25, стр. 117) сказал: “Однако если человек находится в таком месте, где нет других людей, то, увидев наро- дившийся месяц, он должен начинает пост, в такой ситуации других вариантов нет”». И выбор этого мнения обоснован, потому что слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) : «Пост — в день, когда вы поститесь. И Праздник разговения — в день, когда вы прекращаете пост…» следует понимать, как отмену начала или прекращения поста на основе только личного видения народившегося месяца, и неважно, действительно ли он видел его так, что это засчитывается, или нет. А иначе получается, что у хадиса нет никакой ценности, да убережёт нас Аллах от подобных предпо- ложений. А Аллах знает обо всём лучше.

 Взята из книги приготовленным редакцией Свет Ислам:Узнай о посте все


[1] Абу Дауд, № 2342. Аль-Альбани назвал его достоверным в «Аль-ирва», № 908. «Сахих сунан Аби Дауд», № 2052

[2] Аль-Бухари, № 1909. Муслим, № 1081. И «достижение цели» на русском языке, хадис № 638.

[3] То есть в тридцатый день ша‘бана. Этот день назван так, потому что в месяце бывает и двадцать девять дней, и этот день может оказаться не тридцатым днём ша‘бана, а первым днём рамадана.

[4]  Ахмад ан-Насаи и другие. Аль-Альбани сказал в «Аль-ирва», № 909, что иснад этого хадиса состоит только из надёжных передатчиков.

[5] Абу Дауд, № 2338. Аль-Альбани назвал этот хадис достоверным. См. «Сахих Су- нан Аби Дауда», № 2050.

[6] «Тухфат аль-Ахвази», т. 3, стр. 373

[7] То есть высчитывает предположительное время появления месяца путём ас- трономических расчетов.

[8]  «Маджму аль-фатава», т. 25, стр. 132.

[9] «Маджму аль-фатава», т. 25, стр. 107.

[10] Том. 1, стр. 537.

[11] Умм аль-Фадль бинт аль-Харис — жена ‘Аббаса, дяди Посланника Аллаха 

[12] Муслим, № 1087.

[13] «Аш-шарх аль-кабир», т. 3, стр. 8.

[14] «Ар-рауда ан-надийа», т. 1, стр. 537.

[15] «Нейль аль-аутар», т. 4, стр. 267.

[16] Абу Дауд, № 2333. Аль-Альбани назвал его достоверным в «Сахих сунан Аби Дауд», № 2045.

[17] «Тамам аль-минна», стр. 398.

[18]  Абу Дауд, № 2339, а также ан-Насаи и Ибн Маджа. Аль-Альбани назвал его дос- товерным в «Ирва аль-галиль», № 634.

[19]  Ат-Тирмизи и другие. См. «Ас-сахиха», № 224.

[20] Аль-Альбани сказал, что этот хадис относится к категории хасан ли-гайрихи. См. «Ас-сахиха», № 224

[21] Сунан Абу Дауд, т. 1, стр. 307. У этого хадиса безупречный (сахих) иснад.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws

(967)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Закрыть