Главная Статьи Пост в месяц Рамадан Итикаф (оставаться в мечети)
Итикаф (оставаться в мечети)

Итикаф (оставаться в мечети)

688
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

ЕГО ПРЕДПИСАНИЕ

1. Итикаф (оставаться в мечети) является рекомендуемым действием в месяце рамадан, а также в другие дни года. Основанием для этого является высказывание Аллаха: «…когда вы совершаете итикаф в мечетях». Существует также много достоверных хадисов о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал итикаф, и сообщений салафов об этом, которые приведены в Мусаннафах Ибн Аби Шейбы и Абдур-Раззага. [1]

Достоверно сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал итикаф в последние десять дней месяца шаввал[2] и, что Умар (да будет доволен им Аллах) сказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «В дни невежества я поклялся (Аллахом), что совершу итикаф в течение одной ночи в заповедной мечети (следует ли мне это сделать)?» Пророк ответил: «Выполни свою клятву». И он совершил итикаф в течение одной ночи.[3]

2. Совершение итикафа в месяце рамадан установлено в хадисе Абу Хурейры: «Посланник Аллаха совершал итикаф в течение десяти дней в каждом месяце рамадан. Но в год, когда он умер, он совершил итикаф в течение двадцати дней».[4]

3. Последняя часть месяца рамадан является лучшим временем для совершения итикафа, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал итикаф в течение последних десяти дней рамадана пока Аллах не взял его душу (до смерти).[5]

ЕГО УСЛОВИЯ

1. Итикаф можно совершать только в мечетях, основываясь на высказывании Аллаха: «и не вступайте с ними (т.е. вашими жёнами) в интимную связь, когда вы совершаете итикаф в мечетях». (Сура Аль-Багара: 187)[6]

Аиша сказала: «Тому, кто совершает итикаф является сунной не выходить (из мечети) если это не по нужде. Он не должен присутствовать на похоронах, прикасаться к своей жене, или вступать с ней в интимную связь. Итикаф можно совершать лишь в той мечети, где совершается джамаат (намаз). И тому, кто совершает итикаф, является сунной поститься (в день, когда он совершает итикаф)».[7]

2. В мечети также должны совершаться пятничные намазы, чтобы тому, кто совершает итикаф, не пришлось покидать мечеть для совершения пятничного намаза. Потому что это является обязательством, основываясь на словах Аиши в одном из сообщений предыдущего хадиса: «…и итикаф можно совершать только в той мечети, где совершается пятничный намаз».[8]

Более того, я обнаружил достоверный хадис, ясно определяющий «мечети», упомянутые в предыдущем аяте, которыми являются: Заповедная мечеть, мечеть Пророка и мечеть аль-Агса. Этот хадис следующий: «Итикаф совершается только в трёх мечетях».[9]

Согласно тому, что я обнаружил среди салафов, которые придерживались этого мнения, были Хузейфа Ибн Аль-Яман, Са’ид Ибн Аль-Мусайиб и ‘Ата. Однако он (‘Ата) не упомянул мечеть Аль-Агса. другие придерживались того мнения, что речь идёт о любой без ограничения мечети (в которой совершается пятничный намаз). Но всё же некоторые были несогласны, говоря, что это можно было совершать даже в мечети чьего-либо дома. И нет сомнения в том, что лучшим является придерживаться хадиса по этому поводу. И Аллах, Субханаху ва Та’аля, знает лучше.

3. Тому, кто совершает итикаф является сунной поститься, как было сказано Аишей (да будет доволен ею Аллах).[10]

ЧТО РАЗРЕШАЕТСЯ ТОМУ, КТО СОВЕРШАЕТ ИТИКАФ

1. Ему разрешается покидать мечеть по нужде. Также разрешается высовывать голову для того, чтобы помыть её или расчесать волосы. Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Посланник Аллаха высунул свою голову в моём присутствии, когда он совершал итикаф, а я была в своих покоях. Я расчёсывала его волосы [и в одном сообщении: я мыла его голову, даже несмотря на то, что между мной и им была преграда и у меня был период менструаций], и он (да благословит его Аллах и приветствует) не входил в дом, если только это не было по нужде, когда он совершал итикаф».[11]

2. Для того, кто совершает итикаф, а также для других разрешается делать вуду (омовение) в мечети. Это основано на словах человека, прислуживавшего Пророку: «Пророк делал лёгкое вуду (омовение) в мечети».[12]

3. Позади мечети можно установить небольшую палатку, где можно совершать итикаф. Это основано на том, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) устанавливала хиба[13] (палатку) для Пророка, когда он совершал итикаф. И это было по его (да благословит его Аллах и приветствует) приказу.[14] А однажды он совершил итикаф в маленькой палатке,[15] у входа которой был матовый навес.[16]

РАЗРЕШЕНИЕ ЖЕНЩИНАМ СОВЕРШАТЬ ИТИКАФ И НАВЕЩАТЬ СВОИХ МУЖЕЙ (КОТОРЫЕ СОВЕРШАЮТ ИТИКАФ) В МЕЧЕТЯХ

4. Женщине разрешается навещать своего мужа, когда он совершает итикаф. И он может проводить её до двери мечети. Это основано на словах Сафийи (да будет доволен ею Аллах): «Пророк совершал итикаф в течение последних десяти дней месяца рамадан и в одну ночь я пошла навестить его, когда его жёны были с ним. Я поговорила с ним в течение одного часа, затем встала, чтобы уйти и он сказал: “Не торопись, я пойду с тобой.” Он встал, чтобы проводить меня». Она жила в доме Усамы бин Зейда. Затем они дошли до двери мечети, которая была рядом с дверью Умм Саламы. В это время два человека из ансаров проходили мимо и, увидев Пророка, они поспешили уйти. Пророк сказал: «Подождите! Это (моя жена) Сафия бинт Уяй». Они сказали: «СубханАллах, о Посланник Аллаха». Он сказал: «Воистину, дьявол движется внутри человека, как движется кровь. И я испугался, чтобы он не внёс какое-либо зло в ваши сердца». [Или он сказал: «что-то в ваши сердца»][17]

На деле женщине разрешается даже совершать итикаф в мечети вместе со своим мужем или самостоятельно. Это основано на словах Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Одна из жён Посланника Аллаха совершала итикаф вместе с ним, когда у неё был период истихада (период между кровотечениями) [в другом сообщении говорится, что это была Умм Салама] и она видела красные (от крови) или желтоватые следы (оставленные ею). И иногда мы ставили поднос под неё когда она совершала намаз».[18] Она также сказала: «Пророк совершал итикаф в течение последних десяти дней месяца рамадан пока не умер. Затем его жёны совершали итикаф после него».[19] В этом содержится доказательство того, что женщинам также разрешается совершать итикаф. Нет сомнения в том, что это можно лишь при условии согласия на это её махрамов. А также при том условии, что на месте нет фитны и смещения с мужчинами, основываясь на многих доказательствах по этому поводу и принципе фигха: «Предотвращение плохого берёт верх над совершением хорошего».

5. Вступление в интимную связь нарушает итикаф, основываясь на высказывании Аллаха: «и не вступайте с ними (т.е. вашими жёнами) в интимную связь, когда вы совершаете итикаф в мечетях». Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если тот, кто совершает итикаф вступает в интимную связь, то он нарушает свой итикаф и должен опять начать его».[20] Человек не обязан возмещать (кяффара) (в связи с нарушением итикафа) так, как Пророк и его сподвижники ничего об этом не упомянули.

 Преславен Ты, о Аллах и вся хвала тебе. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения кроме Тебя. Я прошу у Тебя прощения, и я каюсь Тебе.

 Это завершает исправление, улучшение и дополнение новых полезных пунктов в эту книгу её автором в фаджре субботу 26 раджаба 1406 г.х. Да ниспошлёт Аллах Свой мир и благословение Мухаммаду, неграмотному Пророку, его семье и сподвижникам.

Автор:Имам Мухаммад Насир-уд-Дин Аль-Албани  
Книга:НОЧНОЙ  НАМАЗ   В  МЕСЯЦ  РАМАДАН

[1]     В предыдущем издании этой книги здесь был приведён хадис о пользе того, что «Если кто-то совершит итикаф один день…», но затем я убрал этот хадис после того, как мне стало ясно, что это слабый хадис. Это случилось после того, как я привёл и проанализировал цепочки этого хадиса в «Силсилят-уль-Ахадис ад-Даифа» (5247). В результате этого я обнаружил незамеченный ранее дефект этого хадиса, который не был известен мне и Аль-Хайсами до меня.

[2]     Это часть хадиса Аиши, который привели Аль-Бухари, Муслим и Ибн Хузейма в своих Сахихах. Я привёл этот хадис в «Сахих Сунан Абу Давуд» (2127).

[3]     Этот хадис привели Аль-Бухари, Муслим и Ибн Хузейма. Дополнение принадлежит Аль-Бухари, которое приведено в одном из сообщений, как указано в моём сокращении к этому (995). Этот хадис также приведён в «Сахих Сунан Абу Давуд» (2136-2137).

[4]     Это часть хадиса Аиши, который привели Аль-Бухари и Ибн Хузейма в своих Сахихах, и это приведено в ранее упомянутом источнике (2126-2130).

[5]     Этот хадис привели Аль-Бухари, Муслим и Ибн Хузейма и он приведён в «Аль-Ирва» (966) и «Сахих Абу Давуд» (2125).

[6]     Имам Аль-Бухари использовал это в качестве доказательства того, что мы указали выше. Аль-Хафиз Ибн Хаджр сказал: «Доказательством, содержащемся в этом хадисе является то, что если бы итикаф можно было совершать в каком-либо другом месте помимо мечети, то запрещение вступления в интимную связь не было бы указано в особенности, потому что согласно единому мнению учёных интимная связь запрещена во время итикафа. Таким образом, использование слова «мечети» означает, что итикаф можно совершать только в мечетях».

[7]     Этот хадис привёл Аль-Бейхаки с достоверным иснадом и Абу Давуд с хорошим иснадом. Следующее за этим сообщение Аиши также приведено Абу Давудом, и оно приведено в «Сахих Абу Давуд» (2135) и «Аль-Ирва» (966).

[8]     Аль-Бейхаки сообщил от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Воистину наиболее ненавистным для Аллаха являются нововведения. И воистину одним из нововведений является совершение итикафа в мечетях, которые расположены в домах».

[9]     Этот хадис с достоверным иснадом привели Ат-Тахави, Аль-Исмаили и Аль-Бейхаки от Хузейфы ибн Аль-Ямана. Этот хадис приведён в «Ас-Сахиха» (№ 2786) наряду с сообщениями сподвижников, которые согласуются с этим хадисом и все они достоверны.

[10]    Это привёл Аль-Бейхаки с достоверным иснадом и Абу Давуд с хорошим иснадом. Имам Ибн Аль-Гайим сказал: «Нет сообщений о том, что Пророк совершал итикаф, не соблюдая пост. Наоборот Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: “Нет итикафа без поста”. Более того, Аллах не упоминал итикаф без поста. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не совершал это помимо как, соблюдая пост. Таким образом, правильное мнение содержится в доказательстве, которому придерживается большинство учёных – пост является условием для итикафа. И это мнение предпочитал Шейх-уль-Ислам Абул-Аббас Ибн Теймия». Он к этому также добавляет, что в религии не установлено, чтобы тот, кто идёт в мечеть для намаза или чего-либо другого, имел намерение для периода времени, которое он проведёт в итикафе. Это тоже было указано Шейх-уль-Исламом в его книге «Ихтиярат».

[11]    Этот хадис привели Аль-Бухари, Муслим, Ибн Аби Шейба и Ахмад, и первое дополнение принадлежит последним двум из них (упомянутых). Этот хадис приведён в «Сахих Абу Давуд» (2131-2132).

[12]    Это привёл Аль-Бейхаки с хорошим иснадом и Ахмад (5/364) в сокращенной форме с достоверным иснадом.

[13]    Хиба – это один из видов домов у Арабов, которые делаются из меха и шерсти, но не из волос (животного), и устанавливаются на двух или трёх опорах. См. «Ан-Нихая».

[14]    Это привели Аль-Бухари и Муслим из хадиса Аиши. Это её действие привёл Аль-Бухари, а его приказ совершать это привёл Муслим.

[15]    Судда в палатке подобна навесу у двери для защиты от дождя. Здесь имеется в виду, что кусок мата клали на навес для того, чтобы снаружи не было видно то, что внутри. Это утвердил Ас-Синди. Но предпочитается говорить: чтобы тот, кто совершает итикаф, не отвлекался из-за прохожих с целью достижения целей, которые выходят за рамки итикафа. Имам Ибн Аль-Гайим сказал: «Это противоречит тому, что делают невежественные, т.е. в местах, где они совершают итикаф, они сидят с друзьями, принимают гостей, обсуждают с ними хадисы. Это один вид итикафа, а итикаф Пророка – другой вид».

[16]    Это часть хадиса, сообщённого Абу Са’идом Аль-Худри. Его привели Муслим и Ибн Хузейма в своих Сахихах. Этот приведён в «Сахих Абу Давуд» (1251).

[17]    Этот хадис привели Аль-Бухари, Муслим и Абу Давуд. Он же (Абу Давуд) привёл последнюю часть хадиса. Я привёл этот хадис в «Сахих Сунан Абу Давуд» (2133 и 2134).

[18]    Этот хадис привёл Аль-Бухари и он также приведён в «Сахих Сунан Абу Давуд» (2138). Другое сообщение принадлежит Са’ид ибн Мансуру, как указано в «Фатх-уль-Бари» (4/281). Однако Ад-Дарими (1/22) говорит, что это была Зейнаб, и Аллах знает лучше.

[19]    Этот хадис привели Аль-Бухари, Муслим и другие.

[20]    Это привёл Ибн Аби Шейба (3/92) и Абдур-Раззаг (4/363) с достоверным иснадом. Его слова: «должен опять начать итикаф» означают, что этот человек должен заново совершить итикаф.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws

(688)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Закрыть