1. Главная
  2. Статьи
  3. Духовное
  4. воспитание
  5. Из числа пророческих наставлений для всей уммы
Из числа пророческих наставлений для всей уммы

Из числа пророческих наставлений для всей уммы

714
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

В разных сводах хадисов встречаются сообщения о наставлениях, которые пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, давал отдельным своим сподвижникам, да будет доволен ими Аллах Всевышний. Когда я ознакомился с этими сообщениями, у меня возникло желание собрать некоторые из этих наставлений в небольшой брошюре. С этой целью я отобрал пятьдесят пять наставлений, которые приводятся в таких сводах хадисов, как “Сахих” имама аль-Бухари, “Сахих” имама Муслима, “Сунан” имама Абу Дауда, “Ат-таргиб ва-т-тархиб” имама аль-Мунзири, “Рийад ас-салихин” имама ан-Навави, “Китаб ат-тадж аль-джами‘ ли-ль-усуль” шейха Мансура ‘Али Насифа и “Тайсир аль-вусуль” Ибн ад-Дайба‘а аш-Шайбани…

Хамза Мухаммад Салих ‘Аджжадж

Наставление первое Достоинство произнесения слов ‘‘Нет бога, кроме Аллаха”

1. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) я спросил: «О посланник Аллаха, кто станет счастливейшим из людей благодаря твоему заступничеству в День воскресения?» (В ответ) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал (мне): «О Абу Хурайра, я так и думал, что никто не спросит об этом раньше тебя, поскольку я видел, как ты стремишься слушать (мои) слова! В День воскресения счастливейшим из людей благодаря моему заступничеству станет тот, кто скажет: “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/”, будучи искренним в сердце своём (или: в душе своей)».

2. Передают со слов ‘Убады бин ас-Самита, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: [i]«Того, кто засвидетельствует, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, что Мухаммад – Его раб и Его посланник, что ‘Иса – раб Аллаха, Его посланник, Его слово, с которым Он обратился к Марйам, и дух Его, что рай – истина и ад – истина, Аллах введёт в рай независимо от того, какими были его дела».

В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, также сказал: «…через любые из восьми врат рая, которые выберет (сам человек)».

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): «Аллах сделает запретным для огня того, кто засвидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха».

Наставление второе Общее наставление относительно единобожия

3. Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– (Однажды, когда) я сидел верхом позади пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, он сказал: «О мальчик, я научу тебя нескольким словам: храни память об Аллахе, и Он будет хранить тебя, помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой. Если (захочешь) попросить (о чём-либо), проси Аллаха, если (захочешь) обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху, и знай, что, если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты, а страницы высохли».

В той версии этого хадиса, которую ат-Тирмизи не приводит, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой, стремись узнать Аллаха в благоденствии, и Он узнает тебя в беде, знай, что обошедшее тебя стороной не могло постичь тебя, а постигшее тебя не могло обойти тебя стороной, и знай также, что помощь (приходит) после (проявления) терпения, радость – после скорби, а облегчение – после тягот».

Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в случае нужды, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а (грехи) того, кто покроет (грех) мусульманина, Аллах покроет в День воскресения». Этот хадис передали аль-Бухари 2442 и Муслим 2580.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения; и в мире этом, и в мире ином Аллах облегчит положение того, кто облегчит положение несостоятельного (должника), а (грехи) того, кто покроет (грех) мусульманина, Аллах покроет и в мире этом, и в мире ином. Аллах будет оказывать помощь рабу, пока сам раб оказывает её брату своему. Аллах облегчит путь в рай тому, кто вступит на какой-либо путь в поисках знания, а когда люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, на них обязательно нисходит спокойствие /сакина/, и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним, а тому, кого станут задерживать дела его, происхождение не поможет двигаться быстрее». Этот хадис передали Муслим 2699, Ахмад 2/202, Абу Дауд 4946, ат-Тирмизи 1920, ан-Насаи, Ибн Маджах 225, Ибн Хиббан в своем «Сахихе» 534, аль-Хаким 4/383 который сказал: «Достоверный хадис, по условиям аль-Бухари и Муслима».

Сообщается, что Му‘аз (бин Джабаль), да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды), находясь в пути вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, я оказался поблизости от него и попросил: «О посланник Аллаха, скажи, какое дело позволит мне войти в рай и удалит меня от огня?» (В ответ пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Ты задал вопрос о великом (деле, однако), поистине, оно (станет) лёгким для того, кому Аллах Всевышний облегчит его. Поклоняйся Аллаху и ничему более наряду с Ним, совершай молитвы, выплачивай закят, постись во время рамадана и соверши хаджж к Дому». А потом (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Не указать ли тебе на врата блага? Пост является щитом, а садака гасит грех подобно тому, как вода гасит огонь, и ещё – молитва человека среди ночи», после чего прочитал (такие айаты): «…отдаляются от постелей бока их; они же взывают к Господу своему со страхом и надеждой и расходуют из того, чем Мы их наделили. И не знает (ни один) человек, какая радость скрыта для них в воздаяние за то, что они делали». Потом (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) спросил: «Не сообщить ли тебе о том, что лежит в основе всего этого?» Я сказал: «Конечно, о посланник Аллаха!» Тогда он сказал: «Придерживай это», и указал на свой языка. Я спросил: «О посланник Аллаха, неужели же с нас взыщется за то, что мы говорим?» – и (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) воскликнул: «Да лишится тебя твоя мать! А разве будут ввергать людей лицами в огонь за что-нибудь ещё, кроме их клеветнических речей?!»

Этот хадис передали Ахмад 5/237, ан-Насаи в аль-Кубра 11394, Ибн Маджах 3973, ат-Тирмизи 2616, который сказал: “Хороший достоверный хадис”. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Ибн Маджах» 3973, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 2866.

Угощайте людей, распространяйте мир и молитесь по ночам

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) я сказал: «О посланник Аллаха, когда я вижу тебя, то испытываю счастье и радость! Поведай мне обо всём». (В ответ на это пророк , да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Всё было создано из воды». Тогда я попросил: «Поведай мне о том, благодаря чему я войду в рай, если буду делать это», (и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Угощай (людей), распространяй мир, поддерживай родственные связи, молись по ночам, когда (другие) люди будут спать, и ты войдёшь в рай с миром». Этот хадис передали Ахмад 2/295, Ибн Абу-д-Дунйа, Ибн Хиббан 508, аль-Хаким 4/144, который сказал: «Достоверный хадис» и с ним согласился аз-Захаби. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’» 1085.

Передают со слов Абу Малика аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, в раю есть покои, внешние стороны которых видны изнутри, а внутренние – снаружи. (Эти покои) Аллах приготовил для тех, кто угощал (людей) распространял мир и молился по ночам, когда люди спали». Этот хадис передал Ибн Хиббан 509. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих аль-джами’» 2123, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 947.

Совершение множества земных поклонов введёт тебя в рай

Сообщается, что слуга посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, Абу Фирас Раби‘а бин Ка‘б аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, относившийся к числу живших под навесом, сказал:
– Обычно я проводил ночи у дверей дома посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принося ему воду для омовения и прочие необходимые вещи, и (однажды) он сказал мне: «Попроси меня (о чём-нибудь)». Я воскликнул: «Прошу тебя о том, чтобы не расставаться с тобой в раю!» Он спросил: «Может быть, ты хочешь чего-нибудь иного?» Я сказал: «Нет, именно этого!» Тогда (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «В таком случае помогай мне (в борьбе) против твоей души, совершая множество земных поклонов». Этот хадис передал Муслим 489.

Сообщается, что Абу ‘Абдуллах (или же Абу ‘Абд ар-Рахман) Саубан, да будет доволен им Аллах, вольноотпущенник посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
– Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Ты должен совершать множество земных поклонов, ибо, поистине, за каждый земной поклон, совершённый тобой ради Аллаха, Аллах возвысит тебя на (одну) ступень и снимет с тебя (бремя одного) прегрешения». Этот хадис передал Муслим 488.

Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, есть ночью такой период, когда Аллах Всевышний обязательно дарует человеку, исповедующему ислам и обращающемуся к Нему с мольбой о каком-нибудь из благ мира этого или мира иного, то, (о чём он просит Его в это время,) и это (бывает) каждую ночь». Этот хадис передали Муслим 757, Ахмад 3/313.

Сообщается, что аль-Мугира бин Шу‘ба, да будет доволен им Аллах, сказал:
Обычно во время ночных молитв пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, стоял (во время) молитвы так долго, что его ступни (или: ноги) опухали, а когда его спрашивали (об этом), он говорил: «Разве не (следует) мне быть благодарным рабом?» Этот хадис передали аль-Бухари 1130, Муслим 2819, ан-Насаи 3/219.

 Об отречение от мира дольнего

Сообщается, что Абу-ль-‘Аббас Сахль бин Са‘д ас-Са‘иди, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл какой-то человек и попросил (его): «О посланник Аллаха, укажи мне на такое дело, за совершение которого меня полюбит Аллах и будут любить люди». (В ответ ему пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Отрекись от мира этого, и тебя полюбит Аллах, отрекись от (принадлежащего) людям, и тебя будут любить люди». Этот хадис передали Ибн Маджах 4102, Абу аш-Шейх в «Тарих» 183, аль-Мухамили в «Маджлисин мин аль-амали» 2/140, аль-‘Укайли в «ад-Ду’афаъ» 117, ар-Руваяни в своем «Муснаде» 2/814, Ибн ‘Ади в «аль-Камиль» 2/117, Ибн ас-Самун в «аль-Амали» 1/157/2, Абу Ну’айм в «Хильйа аль-Аулийаъ» 3/252 и 253, 7/136, и в «Ахбар Асбахан» 2/244-245, аль-Хаким 4/313, Аль-Байхаки в «Шу’аб аль-иман» 10522. См. «Сильсиля ас-сахиха» 944, «Сахих аль-джами’» 922, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 3213.

Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:– (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, заснул на циновке, а когда он встал, (оказалось, что) на боку его остались следы (от неё). Мы сказали: «О посланник Аллаха, нам надо было подстелить тебе что-нибудь!» – (на что) он сказал: «Что мне до мира этого? В мире этом я всего лишь подобен всаднику, который укрывается в тени дерева, а потом отправляется (дальше) и покидает его!» Этот хадис передали Ахмад 1/301, Ибн Маджах 4109, ад-Дыйаъ, аль-Хаким 4/344, который сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям аль-Бухари» и аз-Захаби согласился с ним, ат-Тирмизи 2377, который сказал: “Хороший достоверный хадис”. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 3282, «Сахих аль-Джами’» 5668.

‘Убайдуллах бин Михсан аль-Ансари аль-Ансари аль-Хатми, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Можно сказать, что весь мир достался тому из вас, кто встретил утро со спокойным сердцем, находясь в добром здравии и имея достаточно пищи, чтобы хватило её ему на день». Этот хадис приводят Ибн Маджах 4141 и ат-Тирмизи 2346, который сказал: “Хороший достоверный хадис”.

Сообщается, что Са‘д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Как-то раз) к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл один человек и попросил его: «О посланник Аллаха, дай мне краткое наставление». (В ответ ему) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Тебе следует полностью отказаться от (стремления завладеть тем), что принадлежит (другим) людям, и ни в коем случае (не поддаваться воздействию) жадности и всего, что служит её оправданием, ибо, поистине, (жадный всегда остаётся бедным)». Этот хадис приводят аль-Хаким; аль-Байхаки.

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, взял меня за плечи и сказал: «Будь в этом мире (таким), будто ты чужеземец или путник».

(Передатчик этого хадиса сказал, что) Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, часто говорил: «Если ты дожил до вечера, не жди, (что доживёшь и) до утра, а если ты дожил до утра, не жди, (что доживёшь и) до вечера, и бери у твоего здоровья (то, что пригодится) для твоей болезни, а у твоей жизни – (то, что пригодится) для твоей смерти». Этот хадис приводит аль-Бухари 6416.

Человек из числа обитателей рая

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл какой-то бедуин и попросил (его): «О посланник Аллаха, укажи мне на такое дело, совершив которое я войду в рай». (В ответ посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Поклоняйся Аллаху, ничего не придавая Ему в сотоварищи, совершай молитву, выплачивай обязательный закят и постись в рамадане». (Бедуин) воскликнул: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, я ничего не добавлю к этому и ничего не убавлю!» – а когда он повернулся, (чтобы уйти), пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Пусть тот, кому доставит радость взгляд на человека из числа обитателей рая, посмотрит на этого (бедуина)». Этот хадис передали аль-Бухари 1333, Муслим 14, Ахмад 2/343.

Обращение к Аллаху с мольбой о благословении

Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: − Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, учил нас, как следует испрашивать благословения Аллаха во всех делах, подобно тому, как (он учил нас той или иной) суре Корана, и он говорил: «Когда кто-нибудь из вас захочет сделать что-либо, пусть совершит дополнительную молитву в два раката, а потом скажет:“О Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом и я прошу Тебя о Твоей великой милости, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно всё о сокрытом (от людей)! О Аллах, если Ты знаешь, что это дело станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: для этой жизни и жизни будущей), то предопредели его мне и облегчи его для меня, а потом дай мне Твоё благословение на это; если же Ты знаешь, что это дело станет злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: для этой жизни и жизни будущей), то отврати его от меня, и отврати меня от него, и предопредели мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворённости им /Аллахумма, инни астахыру-кя би-‘ильми-кя, ва астакдиру-кя би-кудрати-кя, ва ас’алю-кя мин фадли-кя-ль-‘азыми, фа-инна-кя такдиру ва ля акдиру, ва та‘ляму ва ля а‘ляму, ва Анта ‘Алляму-ль-гуййуб! Аллахумма, ин кунта та‘ляму анна хаза-ль-амра хайрун ли фи дини, ва ма‘аши, ва ‘акыбати амри (или: ‘аджили амри ва аджили-хи), фа-кдур-ху ли; ва ин кунта та‘ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма‘аши, ва ‘акыбати амри (или: ‘аджили амри ва аджили-хи), фа-сриф-ху ‘анни, ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур ли-ль-хайра хайсу кяна сумма радды-ни би-хи/”,после чего (человеку следует) сказать, чего он хочет». Этот хадис приводят Ахмад 3/344, аль-Бухари 6382, Абу Дауд 1538, ат-Тирмизи 480, ан-Насаи 6/80 и в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейла» 498, Ибн Маджах 1383.

О любви к неимущим

Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мой любимейший друг, да благословит его Аллах и да приветствует, дал мне наставление (придерживаться) семи (вещей): любить неимущих и (стараться) быть к ним ближе; смотреть на тех, кто ниже меня, и не смотреть на тех, кто выше; поддерживать родственные связи, даже если (родственники) будут чуждаться меня; как можно чаще произносить слова “Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха /Ля хауля ва ля куввата илля би-Лллях/”; говорить правду, (пусть даже) горькую; не придавать значения порицанию порицающего меня, (если дело касается выполнения велений) Аллаха, и ни о чём не просить людей». Этот хадис передали Ахмад 5/159 и ат-Табарани 1649. Шу’айб аль-Арнаут назвал хадис достоверным. См. «Муснад» с тахкыком Шу’айба аль-Арнаута, 21453.

О достоинстве прославления Аллаха

Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне: «Не сообщить ли тебе, какие слова Аллах любит больше всего? Поистине, больше всего Аллах любит слова “Слава Аллаху и хвала Ему /Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи/”». Этот хадис передали Муслим 2731, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 10660.

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что в ответ на вопрос: «Какие слова являются наилучшими?» – посланник Аллаха , да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Те, которые Аллах избрал для Своих ангелов (или: рабов): “Слава Аллаху и хвала Ему /Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи/».

Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Для того, кто произнесёт слова «Слава Аллаху и хвала Ему»/Субхана-Ллахи ва би-хамдихи/, в раю будет посажена пальма. Этот хадис передал аль-Баззар в «Кашф аль-астар» 3079. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 1539.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Есть два слова, которые любит Милостивый, и они легки для языка, а на Весах (они будут) тяжелы – (это слова) “Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Великому /Субхана-Ллахи ва бихамдихи, субхана-Ллахи-ль-‘Азым/”». Этот хадис передали аль-Бухари 7563, Муслим 2694, ат-Тирмизи 3467.

Из наставлений посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует
Хамза Мухаммад Салих ‘Аджжадж
Перевод: Владимир Абдулла Нирша

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

« Источник »

(714)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Close