Главная Статьи Вероубеждение Разное Ахлю-ль-бейт и Единобожие
Ахлю-ль-бейт и Единобожие

Ахлю-ль-бейт и Единобожие

651
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

«Поистине, ширк — великая несправедливость»

Всевышний Аллах разъяснил в Своей Книге, сколь серьёзное преступление совершает человек, придающий Аллаху сотоварищей и поклоняющийся кому-то наряду с Ним:«Воистину, кто придаёт Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у несправедливых не будет помощников»[1].

Всевышний также сказал:«Воистину, Аллах не прощает, когда Ему придают сотоварищей, но прощает все остальные [или менее тяжкие] грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех».

Всевышний сообщил, что Он не прощает ширк, если человек не покается, тогда как остальные грехи Он, если пожелает, может простить, даже если совершивший их не покаялся.

Имам ‘Али относился к этому аяту с большим вниманием и даже сказал: «Нет в Коране аята, который был бы дороже моему сердцу, чем Слова Всевышнего: “Воистину, Аллах не прощает, когда Ему придают сотоварищей, но прощает все остальные [или менее тяжкие] грехи, кому пожелает»[2].

Ширк представляет огромную опасность для рабов Аллаха. Поэтому Всевышний назвал его великой несправедливостью: «Поистине, ширк — великая несправедливость»[3]. Кто придаёт Аллаху сотоварищей, тот поступает несправедливо с собственной душой, подталкивая её к краю пропасти — в отличие от искренних верующих, о которых Всевышний Аллах сказал:«Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности, и они следуют прямым путем»[4].

Дела того, кто придаёт Аллаху сотоварищей, тщетны и отвергаемы. Они не принимаются Аллахом. Всевышний Аллах не примет от него ни обязательного, ни дополнительного поклонения. Всевышний Аллах сказал: «Но если бы они придавали сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали»[5].

Более того, Всевышний сказал Своему Посланнику, мир и благословение Аллаха ему и его семье:«Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь придавать Аллаху сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток»[6].

Дабы утвердить чистое единобожие, освободить людей от унизительного рабства и помочь им стать рабами Одного лишь Всевышнего Аллаха, Он направил к людям Своих посланников благими вестниками и предостерегающими увещевателями. Всевышний Аллах сказал:«Мы отправили к каждой общине посланника: “Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!”»[7].

Каждый посланник Всевышнего начинал исполнение своей миссии с призыва поклоняться Одному лишь Аллаху, у Которого нет сотоварищей.Нух (мир ему) сказал своим соплеменникам:«О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него. Я боюсь, что вас постигнут мучения в Великий день»[8]. Худ (мир ему) сказал своим соплеменникам:«О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него. Неужели вы не устрашитесь?»[9].  Своему последнему посланнику Мухаммаду, мир и благословение Аллаха ему и его семье, Всевышний Господь также повелел:«Скажи: “Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь”. Никого не приобщайте к Нему»[10].

Посланник Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, ходил среди людей, взывая к ним: «Скажите: нет божества, кроме Аллаха, и вы преуспеете!» А его неверующий дядя Абу Ляхаб шёл за ним следом бросал в него камни и оскорблял его.Обладатель живого сердца отвергает и осуждает притеснение и испытывает отвращение к нему. И он враждебно относится к притеснителям и ненавидит их за их ужасные преступления. А величайшее притеснение и несправедливость — это придавание Аллаху сотоварищей, и придающий Аллаху сотоварищей ещё больше заслуживает ненависти ради Аллаха, потому что он думает об Аллахе дурное и обращает поклонение к кому-то или чему-то помимо Аллаха.

В хадисе ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда (р.а.) говорится, что однажды он спросил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) : «Какой из грехов является самым тяжким?» Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда ты приравниваешь к Аллаху кого-нибудь притом, что Он сотворил тебя[11].

Таким образом, остерегаться ширка и отрекаться от придающих Аллаху сотоварищей — одна из важнейших обязанностей. Поэтому Ибрахим (мир ему) объявил, что отрекается от многобожников и того, чему они поклоняются помимо Аллаха:«Он сказал: “Видели ли вы, чему поклоняетесь вы со своими отцами? Все они являются моими врагами, кроме Господа миров”»[12]. А в суре «Скот» говорится: «сказал: О мой народ! Я непричастен к тому, что вы приобщаете к Аллаху»[13]. Это религия Ибрахима (мир ему), о которой Всевышний Аллах сказал: «Кто же отвернется от религии Ибрахима [Авраама], кроме недалёкого?»[14]. И Господь побуждает людей следовать этой религии: «Прекрасным примером для вас были Ибрахим [Авраам] и те, кто был с ним. Они сказали своему народу: “Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха”»[15].

«Мольба есть поклонение»

Ду‘а есть поклонение. Любой верующий остро ощущает это, когда воздевает руки к небу, моля Аллаха о благе этого мира и благе мира вечного. И это подтверждает Коран, Сунна и слова Ахлю-ль-бейт (мир им). Мольба — поклонение, и обращение с мольбой к кому-то или чему-то помимо Аллаха означает обожествление этого объекта.

Ан-Ну‘ман ибн Башир передаёт: «Я слышал, как Посланник Аллаха мир ему и благословение Аллах и его семье, сказал, стоя на минбаре: “Мольба есть поклонение”, а потом он прочитал: “Ваш Господь сказал: ‹Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Поистине, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными›”»[16]. В «Ас-сахифа ас-саджадиййа аль-камиля» (с. 224–225) приводится обращение имама ‘Али ибн аль-Хусейна (Зейну-ль-абидина, мир ему) к Господу: «Ты сказал: “Вот ваш Господь возвестил: ‹Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки›”. И Ты сказал: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Поистине, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными”. Ты назвал обращение к Тебе с мольбами поклонением, а отказ от него — высокомерием, и пригрозил тем, кто оставляет его, что они войдут в Геенну униженными. И они стали поминать Тебя благодаря Твоим благодеяниям, и стали благодарить Тебя за Твою милость и стали взывать к Тебе по Твоему велению, и стали подавать милостыню в надежде, что Ты одаришь их ещё большим».

Аль-Мирза ан-Навари ат-Табарси приводит в «Мустадрак аль-васаиль»[17] слова аль-Кутба ар-Рава-нди из «Ад-да‘ват». Он утверждал, что Посланник Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, сказал: «Лучшее поклонение для моей общины после чтения Корана — обращение к Аллаху с мольбами», а затем он прочитал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Поистине, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными». Он сказал также: «Разве ты не видишь, что ду‘а — это поклонение?»

Аль-Кулейни сказал в «Аль-кафи»[18], что Абу Джа‘фар аль-Бакыр говорил: «Поистине, Всевышний Аллах говорит: “Поистине, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными”. Подразумевается обращение к Аллаху с мольбами. Мольба — наилучшее поклонение».

Аль-Кулейни в «Аль-кафи» и аль-Хурр аль-‘Амили в «Васаиль аш-ши‘а» приводят слова имама Джа‘фара ас-Садика: «Поистине, мольба есть поклонение».

Они также приводят слова Абу Джа‘фара аль-Бакыра: «Наилучшим поклонением является обращение к Аллаху с мольбами»[19].

Ат-Туси приводит в «Тахзиб аль-ахкам» слова Ибн ‘Аммара: «Я задал Абу ‘Абдуллаху (Джа‘фару ас-Садику) такой вопрос: “Если два человека начали совершать молитву одновременно, но один больше читал Коран, а другой больше обращался к Аллаху с мольбами, и они закончили совершать молитву тоже одновременно, кто из них лучше?” Он сказал: “Каждый из них хорош, и в каждом из них благо”. Я сказал: “Да, я знаю, что каждый из них хорош, и в каждом из них благо”. Тогда он сказал: “Обращение к Аллаху с мольбами лучше. Разве ты не слышал Слова Всевышнего:‹Ваш Господь сказал: ‘Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Поистине, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными’›”? Клянусь Аллахом, оно и есть поклонение, клянусь Аллахом, оно — лучше. Клянусь Аллахом, оно — лучше. Разве оно не есть поклонение? Оно, клянусь Аллахом, и есть поклонение, оно, клянусь Аллахом и есть поклонение! Разве оно не весомее? Разве оно не весомее? Клянусь Аллахом, оно весомее!»[20].

Судайр передаёт: «Я спросил Абу Джа‘фара аль-Бакыра, какое поклонение наилучшее, и он сказал: “Нет пред Аллахом ничего лучше, чем когда к Нему обращаются с мольбами и просят о чём-то из того, что у Него, и нет для Аллаха человека ненавистнее, чем тот, кто превозносится над поклонением Ему и не просит того, что у Него”».

Абу Хамза передаёт: «Я спросил Абу Джа‘фара аль-Бакыра, что подразумевается под словами:“И Ибрахима [Авраама], который выполнил повеления Аллаха полностью?”, и он сказал: “Подразумеваются слова его истовой мольбы”. Я спросил: “Что же это за слова?” Он ответил: “Каждое утро он говорил: ‹Настало утро, и Господь мой хвалим. Настало утро, и я ничего не приобщаю к Аллаху, и не взываю наряду с Ним к другому богу, и не беру себе помимо Него покровителя›”»[21].

А когда его спросили о том, какое поклонение является наилучшим, он ответил: «Нет ничего лучше пред Всевышним Аллахом, чем когда Его просят о чём-то».

Приведённые тексты однозначно указывают на то, что обращение к Аллаху с мольбами — поклонение, и обращение с мольбами к кому-то, помимо Аллаха означает обращение поклонения к кому-то помимо Аллаха.

Это сказали Пророки, а что говоришь ты?

Осуждая своих соплеменников за обращение к идолам с мольбами и жертвоприношение им, Ибрахим (мир ему) сказал:«Неужели вы поклоняетесь вместо Аллаха тому, что ничем не способно помочь или навредить вам?»[22]. Да, действительно! Как вы взываете к тому, кто не способен принести пользу или отвести вред от самого себя, не говоря уже о других, и как просите его о помощи?..

Всевышний Аллах повелел Своему Пророку Мухаммаду, мир и благословение Аллаха ему и его семье: «Скажи: “Я не властен принести себе пользу или отвести от себя вред, если того не пожелает Аллах. Если бы я знал сокровенное, то приумножил бы для себя добро, и зло не коснулось бы меня. Однако я — всего лишь предостерегающий увещеватель и добрый вестник для верующих людей”»[23].

Аль-Фадль ибн аль-Хасан ат-Табарси сказал, комментируя аят: «Скажи: “Я не властен принести себе…”»: «Это демонстрация покорности раба своему Господу. Это означает: я — слабый раб и не в состоянии принести себе пользу или отвести от себя вред, “если не пожелает Аллах”, мой Господь и Владыка, принести мне эту пользу или отвести от меня этот вред. “Если бы я знал сокровенное”, то положение моё было бы противоположным тому, в каком вы видите меня сейчас: я бы собрал много благ и избегал бы любого вреда, и в войнах я не был бы то победителем, то побеждённым, и в торговле я не был бы то получившим прибыль, то потерпевшим убыток. “Однако я — всего лишь” раб, посланный благим вестником и предостерегающим увещевателем, и я не знаю сокровенного»[24].

Шейх Мухаммад Джавад Магнийа пишет в своём тафсире «Аль-кашиф», комментируя аят: «Скажи: “Я не властен принести себе пользу или причинить себе вред, если того не пожелает Аллах”»: «Таковы убеждения мусульман в отношении их Пророка Мухаммада, благороднейшего из всех творений Всевышнего: он не способен принести пользу даже самому себе, не говоря уже о других. Эти убеждения в отношении Мухаммада — неизбежное следствие ‘акыды единобожия. “Если бы я знал сокровенное, то приумножил бы для себя добро, и зло не коснулось бы меня”. Эти слова указывают не только на то, что Мухаммад (да благословит Аллах и приветствует его и членов его семьи) не знал сокровенного, но и на то, что сокровенное знает только Всевышний Аллах. Самый близкий к Аллаху человек объявляет поколениям верующих, что перед сокровенным он — всего лишь человек, и в этом он не отличается от других людей. Но он не ограничился этим объявлением, но и привёл иное доступное пониманию и ощущениям доказательство: если бы он знал сокровенное, он знал бы о последствия любого действия и совершал бы то, что должно кончиться хорошо, и избегал бы того, что должно обернуться злом, и тогда его никогда бы не коснулось зло и с ним никогда не случалось бы ничего неприятного. А чтобы люди не задавались вопросом: мол, как это Мухаммад (да благословит Аллах и приветствует его и членов его семьи) не знает сокровенного, когда он является посланником и приближённым Аллаха? — Посланник Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, сказал по велению своего Господа: “Однако я — всего лишь предостерегающий увещеватель и добрый вестник для верующих людей”. Он — действительно Посланник Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, и в этом нет никаких сомнений, однако задача посланника ограничивается донесением до людей посланий Господа, а также предостережением ослушников от наказания и сообщением покорным Господу благой вести об ожидающей их награде. А знание сокровенного, польза и вред — всё это в Руках Аллаха. Всевышний Аллах повелел Своему Пророку, мир и благословение Аллаха ему и его семье, сообщить людям, что он не способен принести кому-то пользу или причинить вред вопреки воле Аллаха. Всевышний Аллах сказал в суре «Джины»:«Скажи: “Я взываю только к своему Господу и никого не приобщаю к Нему”. Скажи: “Не в моей власти (отвести от вас) вред или наставить вас на прямой путь”»[25].

Шейх ат-Туси сказал в своём тафсире «Ат-тибйан», комментируя этот аят: «Всевышний Аллах повелел Своему Пророку Мухаммаду, мир и благословение Аллаха ему и его семье, сказать всем разумным и достигшим совершеннолетия мусульманам: “Не в моей власти (отвести от вас) вред или наставить вас на прямой путь”. Это означает: я не способен отвести от вас зло или принести вам благо — на это способен только Всевышний Аллах. Я же могу только призывать вас к благому и указывать вам правильный путь, и если вы примите это от меня, то обретёте награду и получите пользу. А если отвергнете, то вас ожидает кара и мучительное наказание. Всевышний также велел: “Скажи” им, о Мухаммад, “никто не защитит меня от Аллаха”, то есть никто не в силах отвести от меня наказание, если Аллах пожелает наказать меня, “и мне не найти убежища, кроме как у Него”. То есть мне не найти безопасного убежища от наказания и страданий, если Всевышний Аллах пожелает подвергнуть меня им. Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха) говорил как будто о себе, но в действительности подразумевалась его община, потому что он не делал ничего порицаемого и скверного, дабы бояться наказания. “Мультахад” означает убежище»[26].

Шейх ат-Табарси сказал в своём тафсире «Маджма‘ аль-байан»[27]: «Потом Всевышний Аллах обратился к Своему Пророку, мир и благословение Аллаха ему и его семье: “Скажи”, о Мухаммад, всем разумным и достигшим совершеннолетия мусульманам: “Не в моей власти (отвести от вас) вред или наставить вас на прямой путь”. Это означает: я не способен отвести от вас зло или принести вам благо — на это способен только Всевышний Аллах; я же — всего лишь посланник, и моя обязанность — доносить до людей послание Аллаха, призывать их к религии и указывать им правильный путь. С его стороны это признание себя рабом Аллаха и подтверждение того, что только Всевышний Аллах обладает силой и могуществом».

Ахлю-ль-бейт говорили об этом ясно и однозначно

Имам Джа‘фар ас-Садик (Мир ему) говорил об этом открыто, перед людьми, и эти его слова известны не только людям, которые общались с ним и хорошо знали его, но и тем, кто только слышал о нём, но не знал его лично. Он говорил: «Клянусь Аллахом, мы — всего лишь рабы, и мы не способны ни отвести вред, ни принести пользу. Если он помилует нас, то по милости Своей, а если подвергнет нас наказанию, то за наши грехи. Клянусь Аллахом, нет у нас никакого довода против Аллаха и нет у нас свидетельства от Него о нашей безгрешности. И, поистине, мы умрём и будем похоронены, а потом воссозданы, воскрешены и предстанем пред господом и будем спрошены за всё, что делали. Я призываю вас засвидетельствовать, что я — всего лишь человек, ведущий своё происхождение от Посланника Аллаха, и нет у меня никакого свидетельства от Аллаха о моей безгрешности, и если я буду покорен Ему, то Он помилует меня, а если я ослушаюсь Его, то он подвергнет меня суровому наказанию»[28].Обращаясь к Господу с мольбой, он говорил: «О Аллах, не увеличивай испытания мои, и не давай нашим врагам поводов для злорадства, поистине, Ты — Причиняющий вред и Приносящий пользу!»[29].  Его внук имам ар-Рида, (мир ему) обращаясь к господу с мольбой, говорил: «О Аллах, я свидетельствую пред Тобой, что не обладаю ни силой, ни могуществом. Нет силы и могущества ни у кого, кроме Тебя. О Аллах, я отрекаюсь пред Тобой от тех, кто приписывает нам то, на что у нас нет права. О Аллах, я отрекаюсь пред Тобой от тех, кто говорит о нас то, чего мы сами о себе не говорим. О Аллах, Ты — Творец всего и Ты распоряжаешься всем, Тебе мы поклоняемся и Тебя просим о помощи. О Аллах, Ты — наш Творец и Творец наших дальних и ближних предков. О Аллах, Господство не подобает никому, кроме Тебя, и Божественность не подобает никому, кроме Тебя. Прокляни же тех, которые приуменьшили Твоё величие, и тех, кто уподобляет Тебя творениям, за их слова. О Аллах, поистине, мы — Твои рабы и сыновья Твоих рабов, и мы не способны отвести от себя вред или принести себе пользу, и не в наших руках наша жизнь, смерть и воскрешение. О Аллах, кто утверждает, что мы — господа, от тех мы отрекаемся пред Тобою, и кто утверждает, что мы способны творить или давать удел, к тем мы не имеем отношения, о чём свидетельствуем пред Тобою, как не имел отношения ‘Иса (мир ему) к христианам. О Аллах, поистине, мы не призываем их к тому, что они говорят, не взыскивай же с нас за то, что они говорят, и прости нас за то, что они утверждают!».[30]

Посмотрите: два ясных свидетельства от имамов ас-Садика и ар-Рида. Оба они подчёркивают, что только Всевышний Аллах является Приносящим пользу и Причиняющим вред, и что имам из числа Ахлю-ль-бейт — раб Аллаха, не способный отвести от себя или кого-то другого вред или принести себе или другим пользу вопреки воле Всевышнего, и кто утверждает обратное, тот возводит ложь на имамов (мир им всем) и приписывает им то, на что сами они никогда не претендовали.

 


[1] Сура 5 «Трапеза», аят 72.

[2] Аль-Кумми, «Ат-таухид», С. 409.

[3] Сура 31 «Люкмaн», аят 13.

[4] Сура 6 «Скот», аят 82.

[5] Сура 6 «Скот», аят 88.

[6] Сура 39 «Толпы», аят 65.

[7] Сура 16 «Пчелы», аят 36.

[8] Сура 7 «Преграды», аят 59.

[9] Сура 7 «Преграды», аят 65.

[10] Сура 6 «Скот», аят 151.

[11] Аль-Бухари; Муслим.

[12] Сура 26 «Поэты», аяты 75-77.

[13] Сура 6 «Скот», аят 78.

[14] Сура 2 «Корова», аят 132.

[15] Сура 60 «Испытуемая», аят 4.

[16] Ат-Тирмизи, хадис №№ 2969, 3147 и 3372.

[17] ат-Табарси, «Мустадрак аль-васаиль», т. 5, с. 159.

[18] Абу Джафар Аль-Кулейни, «Аль-кафи», т. 2, с. 466.

[19] аль-Хурр аль-‘Амили, «Васаиль аш-шиа», т. 7, с. 30.

[20] Ат-Туси, «Тахзиб аль-ахкам», т. 2, с. 104.

[21] «Аль-кафи», т. 2, с. 388.

[22] Сура 21 «Пророки», аят 66.

[23] Сура 7 «Преграды», аят 188.

[24] ат-Табарси, «Джавами аль-джами», т. 1, с. 488.

[25] Магнийа, «Аль-кашиф», т. 3, с. 431.

[26] ат-Туси, «Ат-тибйан», т. 10, с. 157.

[27] ат-Табарси, «Маджма‘ аль-байан», т. 10, с. 153.

[28] Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 25, с. 289.

[29] «Курб аль-иснад», Хадис № 10.

[30] Ибн Бабавейх Аль-Кумми, «Аль-итикадат», с. 99.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws

(651)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Закрыть