1. Главная
  2. Статьи
  3. Манхадж
  4. Смута обвинения в неверии (Фитна ат-Такфир)
Смута обвинения в неверии (Фитна ат-Такфир)

Смута обвинения в неверии (Фитна ат-Такфир)

1.00K
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Речь выдающегося  ученого аль-Албани в вопросе обвинения в неверии [1]

Что касается вопроса обвинения в неверии вообще, и не только правителей, но также и подчиненных, то он является древней и большой смутой, которую основала одна из древних исламских сект, известная под названием «хавариджи» (хариджиты)[2].

К большому сожалению некоторые проповедники и энтузиасты вышли из Книги и Сунны, однако называя этот (выход) Книгой и Сунной. Причина этого кроется в двух вещах:

  • Первая поверхностность знаний.
  • Вторая – что очень важно – они не понимают правил шариата, которые являются основой верного исламского призыва; (правил шариата,) вышедшие из которых считаются одной из сект, уклонившихся от группы, которую похвалил посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, не в одном хадисе; (правил шариата,) которые упомянул наш Господь, Всемогущ Он и Велик, и Он разъяснил, что вышедший из них является воспротивившимся Аллаху и Его посланнику. Это сказано в словах Всемогущего и Великого:«А того, кто воспротивится посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (Женщины-115)

И поистине Аллах – что ясно среди обладателей знания – не ограничился словами: «А того, кто воспротивится посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь … Мы направим туда, куда он обратился …», а добавил к сопротивлению посланнику еще и следование не путем верующих и сказал: «А того, кто воспротивится посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (Женщины-115.) А следование путем верующих и отсутствие этого следования является очень важным вопросом. Тот, кто следует путем верующих, тот является спасенным пред Господом миров. Кто противоречит пути верующих, достаточно ему Геенны и как же скверно это место прибытия!

Поэтому то и заблудились очень многие группы – в прошлом и в настоящем – они не довольствовались лишь соблюдением пути верующих, а сели верхом на свои умы и последовали за своими страстями в комментарии Корана и Сунны. А затем они основали на этом очень опасные результаты. Они вышли из пути, которого придерживались наши праведные предшественники, да будет доволен всеми ими Аллах.

Вот эту часть благородного аята: «и последует не путем верующих» посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, особо подчеркнул не в одном достоверном пророческом хадисе. И эти хадисы, которые скоро я приведу, не являются неизвестными для простых мусульман, не говоря уже об их специалистах. Однако им неизвестно, что (эти хадисы) свидетельствуют о необходимости держаться пути верующих в понимании Корана и Сунны, а также об обязательности и подчеркнутости этого. Вот к этому-то пункту и невнимательны – а также небрежны к его обязательности и необходимости – многие узкие круги, не говоря уже о тех, кто известен, как «джама‘ат ат-такфир», или некоторые виды групп, которые относят себя к джихаду, и которые в действительности относятся к остаткам «такфира».

И те и эти бывают в душе праведными и искренними, однако одного этого недостаточно, чтобы быть из числа нашедших спасение пред Аллахом, Всемогущ Он и Велик. Ибо мусульманин не может обойтись без двух вещей:

  • правдивость и искренность намерения ради Аллаха, Всемогущ Он и Велик;
  • прекрасное следование путем пророка, да благословит и приветствует его Аллах.

И недостаточно быть искренним мусульманином относительно деяний согласно Книге и Сунне и призыва к ним, однако необходимо добавить к этому следование прямым, здоровым, верным и правильным путем. И это не может быть завершено, кроме как следованием путем праведных предшественников этой общины, да будет доволен ими всеми Аллах.

К хадисам, связанным с тем, что я упомянул и на которые я указал только что, относится хадис семидесяти трех групп. Это слова пророка, да благословит и приветствует его Аллах: «Иудеи разделились на семьдесят одну группу. Христиане разделились на семьдесят две группы. Моя община скоро разделится на семьдесят три группы. Все они – в аду, кроме одной». (Сподвижники) спросили: «Что эта (за группа), о посланник Аллаха?» Он ответил: «Аль-джамаа‘а». В другой версии сказано: «Та, что придерживается моего пути и пути моих сподвижников». И мы обнаружим, что ответ пророка, да благословит и приветствует его Аллах, полностью соответствуют предыдущему аяту: «и последует не путем верующих». Первыми, кто входит в общность данного аята (то есть общность слов «верующие»), являются сподвижники посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах. Если бы посланник, да благословит и приветствует его Аллах, довольствовался бы словами: «Та, что придерживается моего пути», то этого было бы достаточно для мусульманина, истинно понимающего Книгу и Сунну. Однако он, да благословит и приветствует его Аллах, на деле показал, что соответствует словам Пречистого и Всевышнего Аллаха:«Он добр и милосерден к верующим» (Покаяние-128).

И к совершенному добру и милосердию пророка, да благословит и приветствует его Аллах, к своим сподвижникам и тем, кто следует им, относится его разъяснение признака спасенной группы: ее приверженцы придерживаются его пути и пути его сподвижников после него.

Поэтому нельзя простым мусульманам и, в частности, проповедникам, ограничиваться известными средствами для понимания Книги и Сунны, как знание арабского языка, знание отменяющего и отменяемого, и других средств. Однако обязательно прежде всего вернуться к пути сподвижников пророка, да благословит и приветствует его Аллах. Ибо, как это ясно из их сообщений и жизнеописания, они были самыми искренними в поклонении пред Аллахом, Всемогущ Он и Велик, лучше нас понимали Книгу и Сунну, и обладали другими похвальными качествами.

Данный хадис по результату и пользе совершенно походит на хадис о праведных халифах, переданный в «Сунанах» от аль-‘Ирбада ибн Сарийи, да будет доволен им Всевышний Аллах. Он сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, совершил для нас проповедь, от которой сердца пришли в страх, а глаза прослезились. Мы сказали: «Это похоже на прощальное наставление. Сделай же нам завещание, о посланник Аллаха». Он ответил: «Я завещаю вам слушаться и повиноваться, даже если вами будет управлять черный раб. Ибо, поистине, кому из вас суждено жить (после меня), тот скоро увидит много разногласий. Так придерживайтесь же моего пути и пути праведных халифов после меня, и крепко вцепитесь в него коренными зубами…». Этот хадис подтверждает (предыдущий) своим ответом на вышеупомянутый вопрос, поскольку посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, побудил свою общину в лице своих сподвижников придерживаться его пути, а затем он не ограничился этим, но сказал: «И пути праведных халифов после меня». Поэтому для нас обязательно – при таком положении вещей – повторять всегда и постоянно эту подлинную основу, если мы хотим понять наши убеждения, наши поклонения, наши нравы и наш путь. И мусульманин не может обойтись без возвращения к пути наших праведных предшественников для понимания всех этих решений и необходимостей, чтобы он истинно удостоверился, что он относится к спасенной общине. Вот здесь-то и заблудились группы в прошлом и настоящем, не обратив внимания на то, о чем свидетельствует вышеупомянутый аят, а также на смысл хадиса о пути праведных халифов и хадиса о разделении общины на группы. И это было очень естественно, что они, как и те, кто был до них, уклонились от Книги Аллаха, пути посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и пути праведных предшественников. К этим уклонившимся относятся древние и новые хариджиты.

Основой смуты обвинения в неверии в эту эпоху – но даже и в течение нескольких эпох – является аят, который они постоянно повторяют:«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (Трапеза-44).

И они делают вывод из этого аята без глубокого понимания и цитируют его без точного знания. Мы знаем, что этот благородный аят повторяется и его конец имеет три выражения: «являются неверующими» (Трапеза-44), «являются беззаконниками» (Трапеза-45), «являются нечестивцами» (Трапеза-47). Совершенным невежеством со стороны тех, кто приводит в доказательство лишь первое выражение данного аята: «являются неверующими», является то, что они несведущи, хотя бы в некоторых священных текстах шариата – Корана и Сунны – в которых приведено слово «куфр» (неверие). И они из этого (выражения) без размышления делают вывод, что оно имеет в виду выход из религии, и что нет различия между этим (лицом), впавшим в «неверие», и многобожниками из числа иудеев, христиан и других религий, находящихся вне Ислама. В то время, как слово «куфр» на языке Корана и Сунны не всегда обозначает то, о чем они постоянно повторяют и чем дают волю этому ошибочному пониманию. И с точки зрения того, что слово «неверующие» не имеет одного единственного значения, оно находится в том же положении, что и два других выражения: «беззаконники» и «нечестивцы». И подобно тому, что тот, кто описан в качестве беззаконника или нечестивца, необязательно выходит из религии, то же относится и к тому, кто назван неверующим. Этому различению одного и того же слова свидетельствует арабский язык, а также шариат, который был ниспослан на арабском языке – языке Благородного Корана. И поэтому для каждого, принимающегося за вынесение решения относительно мусульман – будут эти (мусульмане) правителями, равно как и подчиненными – обязательно иметь широкие познания Книги и Сунны и быть в свете пути праведных предшественников. И невозможно понять Книгу и Сунну, а также то, что из них вытекает, без тонкого познания арабского языка и литературы. И если у ищущего знание имеется этот недостаток знания арабского языка, то в числе того, что поможет ему в восполнении этого недостатка, имеется обращение к имамам и ученым, которые были прежде него, в частности к имамам и ученым трех поколений, о благе которых было засвидетельствовано.

Вернемся к обсуждаемому аяту: «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими». Что же подразумевается под «неверием» в этом аяте? Выход ли это из религии? Или что-то другое?

Я скажу: нет здесь другого выхода, кроме тонкого понимания этого аята, ибо он подразумевает под собой неверие действия («куфр ‘амали»), что является выходом действиями из некоторых предписаний Ислама. Нас в подобном понимании подтверждает ученый этой общины и переводчик Корана – ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, о котором все мусульмане единодушны – кроме тех заблудших сект – что он является бесподобным имамом в комментарии Корана. Вероятно, в то время он услышал, как мы слышим сегодня, что люди поверхностно, без подробностей понимают этот аят. И он, да будет доволен им Аллах, сказал: «Это не неверие, мнения о котором вы придерживаетесь», а также он сказал: «Это не неверие, выводящее из религии», и: «Это неверие – ниже (истинного) неверия». Скорее всего, он имел в виду этим хариджитов, которые выступили против повелителя правоверных ‘Али, да будет доволен им Аллах. В результате этого они пролили кровь верующих и совершили с ними то, чего не совершали с многобожниками. Поэтому Ибн ‘Аббас сказал: «Дело обстоит не так, как они говорят или как они думают, это всего лишь неверие ниже (истинного) неверия»[3].

Это – краткий и ясный ответ переводчика Корана о толковании данного аята, и это то решение, кроме которого нельзя понимать эти священные тексты, на которые я указал выше[4].

Далее. Слово «неверие» упомянуто во многих священных текстах Корана и Сунны, и нельзя понимать, что все эти тексты приравниваются к выходу из религии[5], например, известный хадис в двух «Сахихах» от ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Оскорбление мусульманина является нечестием, а сражение с ним – неверием». Здесь неверие – это грех, который является выходом из послушания. Однако посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, являющийся самым красноречивым из людей в изложении, преувеличил в строгости, сказав: «… а сражение с ним – неверие».

С другой стороны, можно ли нам комментировать первую часть этого хадиса: «Оскорбление мусульманина является нечестием» в значении нечестия, которое упомянуто в третьем выражении, который содержит вышеприведенный аят: «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами»?

Ответ: Иногда это бывает нечестием, синонимичным со словом «неверие», выводящим из религии, и иногда это бывает нечестием, синонимичным со словом «неверие», которое не выводит из лона религии, и является всего лишь тем, что сказал переводчик Корана: «Неверие ниже (истинного) неверия». И этот хадис подтверждает, что неверие может в этом значении, ибо Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал:«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернется к повелению Аллаха». (Покои-9).

Поскольку наш Господь, Всемогущ Он и Велик, упомянул о группе, которая покусилась на правую группу верующих, но вместе с тем Он не вынес решение о неверии покушающейся группы, хотя хадис гласит: «.. а сражение с ним – это неверие». Таким образом, это сражение с ним является неверием ниже (большого) неверия. Точно так же, как сказал Ибн ‘Аббас в комментарии к предыдущему аяту. И сражение мусульманина с мусульманином является покушением и агрессией, нечестием и неверием, однако это означает, что неверие может быть неверием действия, а может быть и неверием убеждения. Отсюда появилось это тонкое разделение, изложение и комментирование которого по праву взял на себя имам и шейхуль-ислам Ибн Таймийа, да смилуется над ним Аллах. После него это на себя взял его честный ученик Ибн аль-Каййим аль-Джаузиййа, ибо им обоим принадлежит достоинство в привлечении внимания и повторении данного разделения неверия, знамя которого поднял переводчик Корана (вышеуказанными) всеобъемлющими и краткими словами. А Ибн Таймийа, да смилуется над ним Аллах, и его ученик и сподвижник Ибн аль-Каййим аль-Джаузиййа постоянно повторяли о необходимости этого разделения между неверием убеждения и неверием действия. В противном случае мусульманин, сам того не зная, попадет в смуту выхода из общины мусульман, в которую впали хариджиты в древности и некоторые их новые клевреты.

Вывод: поистине, слова пророка, да благословит и приветствует его Аллах: « … и сражение с ним является неверием» не означают – абсолютно – выход из религии. И хадисов на этот счет очень много, и в совокупности они являются убедительным доказательством против тех, которые остановились на своем ограниченном понимании вышеупомянутого аята и сделали необходимым толковать его в качестве неверия убеждения. И нам в настоящее время достаточно этого хадиса, ибо он является решающим доводом тому, что сражение мусульманина со своим братом мусульманином является неверием в значении неверия действия, но не неверия убеждения.

И если мы вернемся к «группе такфира» или тем, кто произошел от них, и к их абсолютному использованию слова «неверие» и «отступничество» по отношению к правителям и тем, кто живет под руководством (этих правителей), входит в их правление и их должности, то это основано на их испорченной точке зрения, основанной на том, что «те совершили грехи и стали из-за этого неверными»[6].

Из того, что имеет пользу упоминания и рассказа, является моя встреча с некоторыми из тех, кто был в «группе такфира», после чего Аллах, Всемогущ Он и Велик, наставил их на верный путь.

Я сказал им: Вы обвиняете в неверии правителей, но почему же вы обвиняете в неверии имамов мечетей, проповедников мечетей, муэдзинов мечетей, служителей мечетей? Почему вы обвиняете в неверии учителей шариатских знаний в учебных заведениях и других местах?

Они ответили: Потому что эти согласны с решением тех правителей, которые выносят решения не тем, что ниспослал Аллах.

Я говорю: Если это согласие является согласием сердца в решении не тем, что ниспослал Аллах, то тогда неверие действия превращается в неверие убеждения. И какой бы правитель, который выносит решение не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, считая и будучи убежденным, что это решение является подходящим для принятия в данное время, и что не является подходящим принятие шариатского решения, имеющегося в священных текстах Книги и Сунны, то вне сомнения этот правитель становится неверным неверием убеждения, а не только неверием действия. А кто согласен с этим и убежден в этом, то он впадает в это (неверие убеждения)[7].

Затем я сказал им: Во-первых, вы не в состоянии утверждать обо всех или о большом количестве правителей, принимающих решение законами неверия Запада, что в случае если они будут спрошены о решении не тем, что ниспослал Аллах, то непременно ответят: «Потому что решение данными законами является истиной и правильным (путем) в данное время, и нельзя выносить решение в соответствии с Исламом». Ибо если они сказали бы это, то стали бы несомненно истинными неверными.

Если мы перейдем к подчиненным, то среди них есть ученые, праведные люди и другие, то как вы можете выносить о них решение о неверии лишь из-за того, что они живут под правлением, которое охватывает их совершенно так же, как и охватывает вас? Однако вы объявляете, что те являются неверными-отступниками, и что вынесение решения в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, является обязательным. А затем вы говорите, оправдывая себя, что простое лишь противоречие шариатскому решению не обязывает выносить решение выходе из религии совершившего это (противоречие)! А это именно то, что говорят другие люди. Кроме лишь того, что вы не по праву добавляете (в эти слова) решение об их неверии и отступничестве (других людей).

В числе совокупности вопросов, которые разъясняют их ошибку и заблуждение, имеется следующий вопрос в их адрес: когда о мусульманине, который свидетельствует, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, и который совершает молитву, выносится решение о его отступлении от религии? Достаточно ли одного раза? Или же необходимо объявить, что он вероотступник?!

Поистине, они не знают ответа, и не следуют по прямому пути. И мы вынуждены привести им следующий пример. Мы говорим: имеется казий, который выносит решение согласно шариату. И это в его обычае и правилах. Однако в одном решении он споткнулся и вынес решение, противоречащее шариату. То есть он передал право притеснителю и запретил это право угнетенному. И он однозначно вынес решение не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах. Скажете ли вы, что он совершил неверие-отступничество?

Вы ответите: нет, ибо это произошло в единичный раз.

Тогда мы скажем: если это же решение произошло во второй раз, или он вынес другое решение, и опять же совершил противоречие шариату, становится ли он неверным?

Затем мы будем повторять им: «Три раза, четыре раза, когда же вы скажете: «Он стал неверным?» Они никогда не смогут установить предел решений, противоречащих шариату, в результате которых он не становится неверным.

В то же самое время они совершенно смогут это сделать в обратной ситуации. Если будет ясно, что он в первом же своем решении посчитал решение не тем, что ниспослал Аллах, хорошим, то есть считая это дозволенным, и опорочил шариатское решение, в тот же момент решение о его отступничестве становится верным с первого же раза.

В обратной же ситуации: если мы увидим, что он вынес десятки решений в многочисленных резолюциях, в которых он противоречил шариату, и спросим его: «Почему ты вынес решение не тем, что ниспослал Аллах, Всемогущ Он и Велик?» и он ответит: «Я побоялся, устрашился за себя», или  например, «получил взятку», то это по числу (решений) хуже, чем первая (вышеуказанная) ситуация. Однако вместе с этим мы не в состоянии говорить о его неверии, пока он не выразит то, что имеется в его сердце – что он не считает (верным) решение, соответствующее ниспосланному Аллахом. Только тогда мы сможем сказать, что он неверный-отступник.

Обобщение: крайне необходимо знание того, что неверие так же, как и беззаконие («зульм») и нечестие («фиск») подразделяется на два вида:

  1. Неверие, беззаконие, нечестие, которое выводит из религии, и все это имеет отношение к убеждению в сердце («истихляль кальби») о дозволенности этих действий.
  2. Второй вид, который не выводит из религии и имеет отношение к дозволению действием («истихляль ‘амали», но не убеждением).

И все грехи, особенно те, которые распространились в наше время, из числа дозволения действием лихвы, прелюбодеяния, употребления опьяняющих веществ и других грехов, являются неверием действия. И нельзя нам обвинять в неверии ослушников лишь за простое совершение ими грехов и их дозволения (этих грехов) действием, кроме случая, когда нам убедительно проявится – убедительно – что в глубине своей души они не считают запретным то, что запретил Аллах и Его посланник. И если мы узнаем, что он впали в данное противоречие души, тогда мы выносим решение об их неверии-отступничестве. Однако если мы не узнаем это, то нет нам дороги для обвинения их в неверии. Ибо мы боимся, что попадем под угрозу слов пророка, да благословит и приветствует его Аллах: «Если человек скажет своему брату: О неверный», то один из них вернется с этим (неверием)». И хадисов с этим значением передано очень много. Я упомяну об одном хадисе, который имеет большую доказательную ценность. Это рассказ о сподвижнике, который сражался с одним из многобожников. Когда тот многобожник увидел, что находится под ударом меча сподвижника-мусульманина, то сказал: «Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха». Но этот сподвижник не обратил внимания на это и убил его. Когда сообщение об этом достигло пророка, да благословит и приветствует его Аллах, он сделал очень строгое опровержение этого действия тому (сподвижнику). Тогда тот сподвижник оправдался, сказав, что тот многобожник сказал это лишь из-за страха смерти. И ответом посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, было: «Разве ты вскрыл его сердце?!» Передали Бухари и Муслим из хадиса Усамы ибн Зайда, да будет доволен им Аллах.

Таким образом, у неверия убеждения нет основного отношения к простому действию[8], однако у него есть большое отношение к сердцу. И мы не сможем узнать, что имеется в душе у нечестивца, распутника, вора, прелюбодея, ростовщика и тому подобных лиц, если только его речь не выразит нам то, что находится у него в душе. Однако его деяние основано на противоречии шариату действием. И мы говорим: Ты совершил противоречие (шариату), ты совершил нечестие, ты совершил распутство, однако мы не говорим: ты стал неверным и отступился от своей религии, до тех пор, пока нам не прояснится что-либо, что будет нам оправданием перед Аллахом, Всемогущ Он и Велик, в вынесении решения о его отступничестве. Затем к нему приходит предписание, известное в Исламе, и это – слова пророка, да благословит и приветствует его Аллах: «Кто изменил свою религию, того казните».

Затем я сказал – и я не перестаю говорить – тем, кто повторяет слова об обвинении правителей мусульман в неверии:

Допустим, что эти правители являются неверными-отступниками, и допустим, что над ними имеется верховный правитель. Тогда обязательно – а ситуация такова – чтобы этот главный правитель исполнил их наказание. Однако, сейчас, какую пользу вы получаете с практической точки зрения, если мы допустим – для уяснения существа спора – что эти правители являются неверными-отступниками. Что вы можете сделать?

Если они скажут: дружба и непричастность, то мы скажем: дружба и непричастность связаны с любовью и враждой – в душе и на деле – по мере возможности, и для их существования не ставится условие объявления неверия и распространения (решения) об отступничестве. Но даже бывает, что дружба и непричастность имеют отношение и к еретику, ослушнику или притеснителю.

Затем я говорю этим людям: неверные оккупировали многие земли Ислама, и мы, к сожалению, подвергнуты испытанию оккупацией иудеями Палестины. Так что же мы и вы можете сделать с теми (правителями, которых вы обвиняете в неверии)?! В конце концов, вы останетесь в одиночестве против тех правителей, о которых в думаете, что они неверные[9]?!

Так оставьте же эту область в стороне и начните с учреждения принципа, на основе которого стоит стержень мусульманского правления. А это осуществляется следованием пути посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах. На этом пути он воспитал своих сподвижников, и на системе и основе (этого пути) он взрастил их.

Мы упоминаем это несколько раз, и подчеркиваем это повторно: нет другого выхода для каждой мусульманской группы, кроме как истинного действия для возвращения мусульманского правления не только на земле Ислама, но и на всей земле. И это – в подтверждение слов Всевышнего Аллаха:«Он – Тот, Кто отправил Своего посланника с верным руководством и религией истины, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам» (Ряды-9).

Поистине, в некоторых благовещающих пророческих хадисах передано, что этот аят скоро осуществится. И чтобы мусульмане могли осуществить этот коранический текст и божественное обещание в жизнь, нет другой возможности, кроме прохождения ясной дороги и понятного пути. Будет ли это путем объявления гнева по отношению к тем правителям, о которых эти думают, что они совершили неверие отступничества? Кроме того, вместе с этим предположением – а это ошибочное предположение – они не в состоянии что-либо сделать. В таком случае, каков тот путь?  Какова дорога?

Нет сомнения, что верной дорогой является та, о которой постоянно повторял посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и напоминал своим сподвижникам в каждой проповеди: «Лучшим руководством является руководство Мухаммада, да благословит и приветствует его Аллах». И все мусульмане, в частности те, кто озабочен возвращением к исламскому правлению, обязаны начать с того, с чего начал посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах. А это то, что мы вкратце выражаем двумя словами: «Очищение и воспитание» (тасфийа, тарбийа).

Это потому что мы знаем крепкую и устойчивую истину, о которой остаются в неведении или пренебрегают те фанатики, у которых есть только лишь объявление неверия правителей, а затем – ничего. И они будут продолжать упорствовать в объявлении о неверии правителей, а потом от них ничего не произойдет, кроме лишь смут и бед!!

И из-за рук этих людей за последние годы произошли события, начиная от смуты в Запретной Мекке до смуты в Египте, убийство (правителя Египта Анвара) Саадаата, в конце – в Сирии, а теперь – в Египте и Алжире. И каждому видно: унижение крови невинных мусульман по причине этих смут и бед, что привело к множеству бедствий и несчастий.

Все это происходит по причине противоречия этих людей множеству священных текстов Книги и Сунны, а самый важный из них:«В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (Союзники-21).

Если мы хотим установить правление Аллаха на земле – в действительности, а не на словах – то начнем ли мы с обвинения в неверии правителей, в то время как мы не можем стоять с ними лицом к лицу, не говоря уже о том, чтобы сражаться с ними? Или же мы начнем – в обязательном порядке – с того, с чего начал посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах? Нет сомнения, что ответом является: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас…». Однако с чего же начал посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах?

Каждый, кто ощутил запах знания, убежден, что посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, начал с призыва отдельных лиц, о которых он думал, что они имеют склонность к принятию истины. Затем на его призыв ответили те из сподвижников, которые ответили на призыв – это известно из пророческого жизнеописания. После этого произошли мучения и трудности, которые постигли мусульман в Мекке. Затем пришло первое, а потом второе веление переселиться, до тех пор, пока Аллах, Всемогущ Он и Велик, не укрепил Ислам в Светлой Медине. Там произошли стычки и столкновения, а потом произошли сражения между мусульманами и неверными (арабами) с одной стороны, а затем с иудеями – с другой стороны. И так далее.

Таким образом, нет для нас другой возможности начинать обучение людей истинному Исламу, кроме начинания посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах. Однако нельзя нам ограничиваться лишь обучением, ибо в Ислам проникло то, что не является его частью, и что не имеет никакого отношения к нему из числа ереси и нововведений, которые стали причиной разрушения возвышенного здания Ислама. Поэтому проповедники обязаны начинать с очищения Ислама от того, что проникло в него.

Это – первая основа: «тасфийа» (очищение).

Что касается второй основы, то она связана с этим очищением – воспитание мусульманской молодежи, растущей в этом чистом Исламе[10].

Если мы изучим реалии исламских групп, существующих в течение вот уже почти целого поколения, их идеи и практику, то мы обнаружим, что многие из них не получают пользу или не приносят пользу из чего-либо упомянутого нами вопреки их крикам и шуму о том, что они желают исламское правление, что является одной из причин пролития крови многих невинных людей на основании этого слабого аргумента без какого-либо его удостоверения.

И мы не перестаем слышать от них убеждения, противоречащие Книге и Сунне, и деяния, несовместимые с Книгой и Сунной, не говоря уже об их повторных неудачных попытках, противоречащих Книге и Сунне.

И в заключение я скажу: есть слова одного из проповедников – я желал, чтобы его последователи держались за них и претворили их в жизнь: «Постройте исламское государство в своих сердцах, оно установится на вашей земле»[11]. Ибо если убеждения мусульманина станут верными согласно Книге и Сунне, вне сомнения его поклонение скоро будет исправлено, будет исправлена его нравственность, и будет исправлен его путь и т.д.

Однако, к сожалению, эти люди не действуют согласно этим благим словам, они продолжают кричать, требуя установить мусульманское государство, однако – без пользы. Но, клянусь Аллахом, слова поэта верны относительно них:

Ты желаешь спасения, однако ты не на его пути,

А корабль не плывет по суше.

Скорее всего, в упомянутом мною есть то, что удовлетворит каждого справедливого, и то, что остановит всякого несправедливого. И к Аллаху прибегают за помощью.

Рецензия его превосходительства шейха ‘Абдуль-‘азиза ибн База, да смилуется над ним Аллах[12]

Я прочел полезный ответ, которым удостоил достопочтенный шейх Мухаммад Насыруддин аль-Албани, да содействует ему Аллах, и который был опубликован на страницах (изданий) мусульман и который является ответом его достоинства на вопрос того, кто спросил об «обвинении в неверии того, кто вынес решение не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах».

Я обнаружил там верные слова, в которых он нашел истину и придерживался пути верующих. Он разъяснил, да поможет ему Аллах, что нельзя никому из людей обвинять в неверии того, кто вынес решение не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, лишь из-за его деяния, не зная, считает ли тот это дозволенным в сердце. Он привел в доказательство сообщение от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, и от других из числа предшественников этой общины. Несомненно, что упомянутое им в комментарии к словам Всевышнего Аллаха: «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими», «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками», «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами», является правильным.

Он объяснил, что неверие бывает двух видов: большим и малым, так же, как и беззаконие и нечестие бывают двух видов: большим и малым.

Тот, кто счел дозволенным вынесение решения не тем, что ниспослал Аллах, или прелюбодеяние, или лихву или другое запрещенное действие, в запрете которого имеется единогласие, тот совершил большое неверие, большое беззаконие, большое нечестие. Кто же совершил это, не считая это дозволенным, тот совершил малое неверие, малое беззаконие и такое же нечестие согласно словам пророка, да благословит и приветствует его Аллах, в хадисе Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах: «Оскорбление мусульманина является нечестием, а сражение с ним – неверием». Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, желал этим лишь малое нечестие и малое неверие и использовал абсолютное (неограниченное) выражение (нечестия и неверия) для того, чтобы отпугнуть от этого неприемлемого деяния.

Также слова пророка, да благословит и приветствует его Аллах: «Два деяния у людей являются неверием: порицание родословной и оплакивание покойных (с криками и недовольством)». Передал Муслим в своем «Сахихе». И его слова: «Не возвращайтесь после меня к неверию, когда одни из вас рубят головы другим». Передали Бухари и Муслим от Джарира, да будет доволен им Аллах. И хадисов с подобным значением много.

И для каждого мусульманина, особенно людям знания, обязательно соблюдать устойчивость в делах и выносить решения согласно свету Книги и Сунны и пути предшественников этой общины, а также остерегаться опасного пути, которого придерживаются многие люди, вынося решения в абсолютном виде без подразделения и подробностей.

Люди же знания обязаны заботиться о призыве к Пречистому Аллаху с подробностями, о разъяснении Ислама для людей доводами из Книги и Сунны, о побуждении их придерживаться этого пути, об искреннем наставлении в этом вместе с отвращением от всего, что противоречит предписаниям Ислама.

Этим они пройдут по пути пророка, да благословит и приветствует его Аллах, пути праведных халифов и его сподвижников, которым (Аллах) остался доволен, в разъяснении пути истины, побуждении к нему и предостережении от деяний, которые противоречат ему, словами Пречистого Аллаха:«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я – один из мусульман»?»

И словами Всемогущего и Великого:«Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников».

И словам Пречистого: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом».

И словам пророка, да благословит и приветствует его Аллах: «Кто указал на благо, тому полагается награда, подобная награде совершившего его».

И словам пророка, да благословит и приветствует его Аллах: «Кто призвал к наставлению (на истину), тому полагается награда, равная наградам тех, кто последовал ему. При этом награда их уменьшаться от этого не будет. Кто призвал к заблуждению, на нем будет грех, подобный грехам тех, кто последовал ему. При этом из греха их не будет уменьшено ничего».

И словам пророка, да благословит и приветствует его Аллах, ‘Али, когда он отправил его к иудеям в Хайбар: «Призови их к Исламу и сообщи им, что им в (Исламе) вменено в обязанность из прав Аллаха. Клянусь Аллахом, наставление Аллахом благодаря тебе одного человека (на путь истинный) лучше для тебя, чем иметь рыжих верблюдов». (Бухари и Муслим) единогласны в достоверности этого хадиса.

Поистине, пророк, да благословит и приветствует его Аллах, пробыл в Мекке тринадцать лет, призывая людей к единобожию Аллаха и вступлению в Ислам искренним наставлением, мудростью, терпением и прекрасными методами так, что под его руководством и руководством его сподвижников приняли Ислам те, кому было предопределено счастье. Затем пророк, да благословит и приветствует его Аллах, переселился в Медину и продолжил вместе со своими сподвижниками призывать к Пречистому Аллаху мудростью и добрым увещеванием, терпением и спором наилучшим образом, так что (в конце концов,) Аллах предписал совершать джихад против неверных оружием. И посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, а также его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, исполнили это в совершенном виде. И Аллах поддержал их, помог им и сделал для них похвальный исход.

Таким же будет помощь и прекрасный исход тех, кто последовал за ними в благом и пошел по их пути до Дня воскресения. И у Аллаха мы просим сделать нас и всех наших братьев в Аллахе их последователями в благом, а также даровать нам и нашим братьям, призывающим к Аллаху, проницательный разум (и убеждение), прекрасные деяния и терпение на пути истины до тех пор, пока мы не встретимся с Пречистым Аллахом, ибо Он – помощник и покровитель в этом и способен на это.

И благословение Аллаhа и мир нашему пророку Мухаммаду и его семье, и его сподвижникам и тем кто последовал за ними вплоть до Судного Дня.

Рецензия выдающегося ученого шейха Мухаммада аль-‘Усаймина, да смилуется над ним Аллах, к словам Албани и Ибн База

То, что понимается из слов двух шейхов[13]: неверие имеет отношение к тому, кто счел это дозволенным; однако тот, кто вынес решение, зная, что это ослушание и противоречие, тот не является неверным, ибо он не счел это дозволенным, но из-за страха или бессилия или тому подобной причине. Поэтому те три аята[14] соответствуют трем ситуациям:

  1. Тот, кто вынес решение не тем, что ниспослал Аллах, взамен религии Аллаха. Это неверие, выводящие из религии, ибо он сделал себя выносящим решения вместе с Аллахом, Всемогущ Он и Велик, и потому что ему ненавистен шариат Аллаха.
  2. Тот, кто вынес решение из-за собственных желаний или страха за себя и тому подобным причинам, тот не становится неверным, однако он переходит в нечестие.
  3. Тот, кто вынес решение (не тем, что ниспослал Аллах) из-за вражды или для притеснения – и это не происходит в издании законов, а происходит в вынесении частных решений – например, выносить решение против человека не тем, что ниспослал Аллах, для того, чтобы отомстить ему, то его называют беззаконником (угнетателем).

И поэтому описание (этих действий) было ниспослано соответственно ситуациям.

Среди ученых есть также те, кто говорит, что это описание одного и того же лица, и каждый неверный является беззаконником, и каждый неверный является нечестивцем. Они привели в доказательство слова Всевышнего Аллаха:«А неверные являются беззаконниками» и слова Всевышнего: «А пристанищем нечестивцев будет Огонь». 

А это – большое нечестие.

Но каким бы ни было дело, как сказал шейх Албани, да смилуется над ним Аллах, человек должен посмотреть: каковым же будет результат? (Ибо) этот вопрос не является теоретическим, но важно (его) практическое применение. Так каков же будет результат?

И благословение Аллаhа и мир нашему пророку Мухаммаду и его семье, и его сподвижникам и тем кто последовал за ними вплоть до Судного Дня.


[1] Это начало речи выдающегося ученого аль-Албани, да смилуется над ним Аллах, а далее идет полная кассета записи под №670 от 12/5/1413 г.х. соответствует 7/11/1193 г.х.э. Она опубликована в книге «Фетвы шейха Албани в сравнении с фетвами ученых», подготовленной ‘Уккашой ‘Абдульманнаном (с. 238-253). Ее опубликовала также газета: «аль-Джарида аль-Салафиййа» (№1 от 1415 г.х.), а также «аль-Джарида аль-Муслимун» (№556 от 5/5/1415 г.х. – 29/9/1995 г. х.э.)

[2] “Хавариджи” – это многочисленные секты, упомянутые в книгах о сектах. Среди них та, которая существует и поныне под другим названием – «ибадиты». Эти (ибадиты) до недавнего времени были замкнуты и не проявляли пропагандистской активности. Однако в течение (последних) нескольких лет они начали свою активность и стали распространять некоторые публикации, книги и воззрения, которые являются именно воззрениями древних хариджитов, кроме лишь того, что они прикрываются некоторыми качествами шиитов, что является предосторожностью. Они говорят: «Мы не хариджиты». Истина заключается в том, что имена не изменяют ничего из сути названных (объектов). У них из числа совпадений с (древними) хавариджами имеются совпадения в обвинении в неверии совершивших большие грехи.

[3] Смотрите выверку этого достоверного сообщения, сделанную этим выдающимся ученым (в книге «Сильсиля аль-ахадисис-сахихах») том 6, с. 109 и далее, №2552.

[4] Шейх Ибн аль-‘Усаймин сказал в примечании к этим словам выдающегося ученого Албани: Шейх Албани привел в доказательство это сообщение от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах. То же сделали ученые, которые приняли это сообщение. И хотя о его цепочке передатчиков имеются высказывания, они приняли это сообщение из-за его верности (и соответствия) многим священным текстам. Поистине, пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Оскорбление мусульманина является нечестием, а сражение с ним – неверием». Вместе с тем сражение с ним не выводит из религии согласно словам Всевышнего Аллаха: «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных. Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может вы будете помилованы» (Покои-9-10). Однако, поскольку это не удовлетворяет тех людей, подвергнутых смуте обвинения в неверии, они начинают говорить: «Это сообщение неприемлемо и недостоверно от Ибн ‘Аббаса». Им говорится: «Как же неприемлемо, когда его принял тот, кто больше вас, достойнее вас и лучше вас в знании хадисов? А вы говорите неприемлемо? Нам достаточно, что такие выдающиеся ученые, как шейхуль-ислам Ибн Таймия, Ибн аль-Каййим и другие приняли этот сообщение, говорили о нем и приводили его. И это сообщение достоверно. Потом. Допустим, что дело обстоит так, как вы говорите: это сообщение недостоверно от Ибн ‘Аббаса. Но у нас есть другие священные тексты, доказывающие, что слово «неверие» приводится в абсолютном значении, но под ним не подразумевается выход из религии. Как в вышеупомянутом аяте. Как в хадисе пророка, да благословит и приветствует его Аллах: «Два деяния у людей являются неверием: порицание родословной и оплакивание покойных (с криками и недовольством)». И это не выводит из религии безо всякого затруднения (в понимании). Как было сказано – как сказал шейх Албани, да содействует ему Аллах в начале его речи – что малость знаний и незначительность в понимания общих принципов шариата ведет к этому заблуждению, так и другое также ведет к этому (заблуждению). И это – плохое намерение, которое непременно ведет к плохому пониманию. Ибо если человек желает что-либо, то вытекает необходимость направить его понимание к этому. Затем он изменяет священные тексты согласно (этому пониманию). Среди известных принципов у ученых есть то, что они говорят: «Привести в доказательство, а затем верить в это», но не: «верить, потом привести в доказательство, а затем заблудиться». Поэтому имеются три причины этого (заблуждения): недостаток шариатских знаний, недостаток понимания принципов шариата, и плохое понимание, основанное на плохом намерении.

[5]  Достопочтенный Шейх Ибн аль-‘Усаймин, отвечая на один из вопросов, сказал: Плохим пониманием являются слова того, кто приписывает шейхуль-исламу Ибн Таймийе слова: «Если слово «неверие» приводится в абсолютном виде, имеется в виду лишь большое неверие», для подтверждения того, что в аяте под словами «являются неверующими» имеется в виду обвинение в (большом) неверии. Хотя даже в самом аяте не сказано, что это является «куфром» (неверием, но есть слова «неверующие»)!! Однако достоверно известны (другие) слова шейхуль-ислама, да смилуется над ним Аллах: различие между словом «аль-куфр» с определенным артиклем «аль», и словом «куфр» без определенного артикля «аль». Что касается данного качества («неверующие»), то будет правильным нам сказать: «Они – неверующие (аль-каафируун)» или «они – неверующие (каафируун)», основываясь на том, они охарактеризованы неверием, которое не выводит из религии. Ибо имеется различие между описанием действия и описанием действующего лица. Согласно нашему толкованию данного аята мы выносим решение: принятие решения не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, не является неверием, выводящим его из религии, ибо принимающий решение при этом выходит из правильного пути. И при этом нет разницы между человеком, который берет закон у другого и претворяет его в своем государстве, и человеком, который издает закон и претворяет его в жизнь. Ибо важное здесь: противоречит ли этот закон небесному закону или нет?

[6] Шейх Ибн аль-‘Усаймин сказал: «Мы просим у Аллаха избавления от этого!»

[7] Выдающийся ученый Албани (впоследствии) сделал такое примечание: «И после этого эти люди лживо дают нам прозвище «мурджиитов этой эпохи!» Примечание переводчика: мурджииты – группа, считающая, что грехи не вредят вере.

[8] Албани сказал в примечании к этим словам: «Среди деяний есть такие, совершивший которое становится неверным убеждения, ибо они неопровержимо и явно свидетельствуют о его неверии, становясь на место словесного выражения его неверия. Например, топтать Коран, зная об этом и имея намерение совершить это».

[9]  Достопочтенный шейх Ибн аль-‘Усаймин(, да смилуется над ним Аллах,) сказал: «Это хорошие слова, то есть какую пользу получили те, кто обвиняет правителей мусульман в неверии? Смогут ли они их устранить? Нет, не смогут. И если иудеи оккупировали Палестину почти пятьдесят лет назад, но вместе с тем вся исламская община, ее арабы и неарабы, не смогла устранить ее с ее положения. Так как же мы можем дать волю своим языкам против правителей, которые управляют нами? И мы знаем, что не в силах устранить их, и что сразу же после этого прольется кровь и будет присвоено имущество, и иногда даже попраны чести. И мы не получим результата, так какая же от этого польза? Даже если человек считает в своем убеждении между собой и своим Господом, что среди тех правителей действительно есть неверные, вышедшие из религии, так какая же польза от объявления и распространения этого, кроме лишь вспышки смуты? Эти слова шейха Албани очень прекрасны. Однако мы противоречим с ним в вопросе, что решение о неверии выносится, лишь если он считает это (вынесение решения не тем, что ниспослал Аллах) дозволенным. Этот вопрос требует размышления, и мы говорим, что если он выносит решение тем, что ниспослал Аллах, будучи убежденным, что решение кого-то, кроме Аллаха, лучше, то он становится неверным, даже если и выносит решение тем, что ниспослал Аллах, и его неверие – это неверие убеждения.

[10]  Достопочтенный шейх Ибн аль‘Усаймин(, да смилуется над ним Аллах,) сказал: «Шейх Албани здесь имеет в виду, что во-первых, нужно очистить Ислам, ибо на сегодняшнее время в Ислам (проникли) пороки: пороки в убеждениях, пороки в нравах, пороки во взаимоотношениях, пороки в поклонениях. Всего (пороков) имеется в четырех (областях). В убеждениях: этот аш‘арит, тот – му‘тазилит, этот – такой, тот – этакой. В поклонении: этот суфий, тот – кадырит, этот – тиджанит и т.д. Во взаимоотношениях: этот считает дозволенным процентное ростовщичество, а тот – запрещает его. Этот позволяет играть в азартные игры, а тот – запрещает. И ты обнаружишь, что Ислам в первую очередь нуждается в очищении от этих пороков. А это требует огромного усилия со стороны ученых и ищущих знание. И после этого (необходимо) воспитывать молодежь в этом Исламе, чистом от этих пороков. И тогда появится поколение молодежи со здоровыми убеждениями и благородными нравами, соответствующими Книге, Сунне и праведным предшественникам.

[11] Шейх Ибн аль-‘Усаймин сказал: “Это прекрасные слова, и к Аллаху прибегают за помощью».

[12] Это примечание его превосходительства шейха ‘Абдуль-‘азиза ибн ‘Абдуллаха ибн База к словам выдающегося ученого Мухаммада Насыруддина Албани, да смилуется над ними обоими Аллах. Оно было опубликовано в журнале «ад-Да‘ва» №1511 (11/5/1416 г.х. – 5/10/1995 г.х.э.) так же, как и опубликовала его газета «аль-Муслимун» №557 (12/5/1416 г.х. – 6/10/1995 г.х.э.).

[13] Это примечание шейх Ибн аль-‘Усаймин дал после того, как ему прочли слова шейха Албани и рецензию шейха Ибн База.

[14] «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими», «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками», «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами» (Трапеза-44, 45, 47).

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws

(1004)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Close