1. Главная
  2. Биографии
  3. Об
  4. ученых
  5. Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди
Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди

Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди

255
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Абу ‘Абдуллах ‘Абдур-Рахман бин Насыр бин ‘Абдуллах бин Насыр ас-Са’ди был выходцем из рода Тамим. Он родился в г. Унайза (область Эль-Касим) 12 мухаррама 1307 г.х. Когда ему было всего четыре года, скончалась его мать, а спустя еще три года скончался его отец. Ребенок вырос сиротой, но получил хорошее воспитание. Его прозорливый ум и сильное желание постичь знания привлекали внимание окружающих. После смерти отца он начал изучать Коран и заучивать его наизусть. Когда ему было одиннадцать лет, он прекрасно знал наизусть Коран целиком. Он начал изучать шариатские науки у богословов родного города и посещал лекции тех, кто приезжали в Унайзу. Благодаря своему усердию он сумел хорошо усвоить каждую из шариатских наук, а когда ему исполнилось двадцать три года, он стал преподавать шариат другим. Несмотря на это, он не перестал углублять свои познания и не терял времени даром. К 1350 г.х. ему удалось стать одним из крупнейших богословов своего города, а молодые студенты стремились попасть в число его учеников.

Некоторые из его учителей

Первым, кто обучил его Священному Корану, был шейх Ибрахим бин Хамд бин Джасир. Абу ‘Абдуллах всегда восхищался тем, насколько прекрасно его учитель знал хадисы Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и часто рассказывал о его богобоязненности, а также любви и сострадательности к беднякам. Он вспоминал о том, как холодным зимним днем к шейху пришел бедняк. На нем в тот день было две рубашки, и он снял одну из них и подарил тому бедняку, хотя был небогатым человеком и сам нуждался в ней. Да смилостивится над ним Аллах!
Его другим учителем был шейх Мухаммад бин ‘Абдуль-Карим аш-Шибиль, обучивший его мусульманскому праву, арабскому языку и другим наукам. Шейх Салих бин ‘Усман, бывший судья г. Унайза, преподавал ему единобожие, толкование Корана, основы и законоположения мусульманского права, а также арабский язык. Большую часть своих знаний он приобрел именно у него и повсюду сопровождал его вплоть до его смерти.
Вместе с тем он обучался у шейхов: ‘Абдуллах бин ‘Айид, Са’б аль-Къууайджири, ‘Али ас-Синани и ‘Али ан-Насыр Абу Уади. Последний обучил его науке о хадисах, шести основным сборникам хадисов и многим другим преданиям, вознаградив его соответствующим свидетельством.
Среди его учителей был известный ученый Мухаммад бин ‘Абдуль-‘Азиз аль-Мухаммад аль-Мани’, который также преподавал ему в Унайзе. Когда же его родной город посетил шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкъити, он присутствовал на его лекциях, посвященных толкованию Корана, науке о хадисах и терминологии, а также грамматике и морфологии арабского языка.

О его благонравии

Абу ‘Абдуллах обладал множеством замечательных качеств и был удивительно скромным человеком. Он был прост в общении с детьми и стариками, богачами и бедняками. Часть своего времени он всегда уделял тем, кто хотел побеседовать с ним, и такие беседы всегда носили религиозный характер. Он любил обсуждать религиозные и общественные проблемы, и гости извлекали много полезного из его рассказов и проповедей. Даже простые беседы с ним зачастую превращались в религиозные собрания. Он умел находить общий язык с разными людьми и всегда подбирал такие темы для разговоров, которые могли принести пользу собеседникам как при жизни на земле, так и после смерти. Когда люди просили его разрешить какой-либо спор, он умел принять справедливое решение, удовлетворявшее обе стороны.
Шейх сочувствовал бедным, нуждающимся и неимущим странникам и, по мере своих возможностей, протягивал им руку помощи. При каждом удобном случае он призывал людей, любящих делать добро, помогать нуждающимся. Он был поистине добропорядочным, целомудренным и честным человеком, добросовестно выполнявшим любое начатое дело. Его по праву считали одним из самых образованных и благоразумных людей. Он часто устраивал дискуссии между своими преуспевающими учениками, чтобы сделать их мышление острым, и даже назначал премии для тех, кто заучивал религиозные тексты наизусть.
Он часто советовался со своими учениками при выборе наиболее полезной книги для последующего обучения. При этом он склонялся на сторону большинства, а когда голоса разделялись поровну, он принимал решение самостоятельно. Его занятия никогда не приедались ученикам, даже если они занимали много времени, потому что каждый присутствующий получал от них удовольствие. Да поможет Аллах нам и всем остальным верующим наилучшим образом использовать свое время и запастись нетленными благодеяниями!

О его глубоких знаниях

Шейх всесторонне разбирался в основах и законоположениях мусульманского права. Следуя по стопам своих учителей, в молодости он придерживался ханбалитской религиозно-правовой школы и выучил наизусть несколько произведений богословов этого толка. Тогда же он написал труд, посвященный мусульманскому праву, и сочинил стихотворение в размере раджаз, состоящее из около 400 бейтов. К нему он написал краткий комментарий, но впоследствии отказался его опубликовывать, потому что он отражал его ранние воззрения.
В течение долгого времени он изучал труды Ибн Таймии и его ученика Ибн аль-Къайима, а также многих других авторов. Приобретя глубокие знания в области единобожия, толкования Корана, мусульманского права и других полезных наук, он перестал придерживаться исключительно взглядов ханбалитской школы и стал отдавать предпочтение тем мнениям, которые опираются на священные тексты. Несмотря на это, в отличие от некоторых одержимых, он никогда не оскорблял тех, кто придерживался традиционных правовых школ. Да поможет Аллах и нам всегда принимать только правильные решения!
Он достиг больших высот в области толкования Корана, изучил целый ряд различных толкований, овладел этой удивительной наукой и написал прекрасное толкование Корана в нескольких томах. Этот труд был написан экспромтом, потому что у автора не было достаточно времени не только для составления более пространного толкования, но и для сочинения других книг. Зачастую он истолковывал аяты на уроках без подготовки и разъяснял ученикам смысл и пользу коранических откровений. Ему удавалось добраться до истинного смысла аятов и сделать из них много полезных выводов, а его слушателям хотелось, чтобы он никогда не смолкал, потому что его речь была прекрасна, а доводы и повествования – убедительны. Каждый, кто присутствовал на его лекциях или разбирал вместе с ним шариатские вопросы, становился свидетелем его всесторонних глубоких познаний. То же самое можно сказать о каждом, кто знаком с его произведениями и фетвами.

Произведения шейха

1. Толкование Священного Корана «Облегчение от Великодушного и Милостивого». Работа над этой книгой была завершена в 1344 г.х.
2. «Комментарии к мусульманскому праву, дополняющие все книги, используемые ханбалитской школой». Этот труд не был опубликован.
3. «Наставление разумных и здравомыслящих людей для изучения мусульманского права самым коротким и легким путем». Эта книга, составленная в форме вопросов и ответов, была опубликована издательством «Матба’а ат-Тараккъи» в Дамаске в 1365 г.х. на пожертвование автора и раздавалась бесплатно.
4. «Жемчужина с кратким изложением преимуществ ислама». Эта книга была опубликована в издательстве «Матба’а Ансар ас-Сунна» в 1366 г.х.
5. «Полезные проповеди, соответствующие эпохе». После того как к шейху перешло право читать проповеди в его городе, он старался каждую пятницу и каждый праздник выступать с проповедями, соответствующими его эпохе и затрагивающими важные темы, в осмыслении которых нуждались люди. Впоследствии он собрал свои выступления и опубликовал их на собственные средства вместе с предыдущей книгой в издательстве «Матба’а Ансар ас-Сунна». Эта книга тоже раздавалась бесплатно.
6. «Замечательные принципы толкования Корана». Эта книга была опубликована в издательстве «Матба’а Ансар ас-Сунна» в 1366 г.х. и роздана бесплатно.
7. «Оберегание религии, ее носителей и последователей от измышлений аль-Къусайми». Эта книга была опубликована в издательстве «Дар аль-Кутуб аль-‘Арабийя» на пожертвования известного в Хиджазе шейха Мухаммада Афaнди Нусaйфа в 1366 г.х.
8. «Ясная и очевидная истина, или комментарии к единобожию пророков и посланников».
9. «Убедительное и удовлетворительное разъяснение». Эта книга является комментарием к къасыде “ан-Нунийя” шейха Ибн аль-Къайима.
10. «Необходимость взаимопомощи между мусульманами и вопрос о религиозной борьбе». Три последние книги были изданы в Каире в издательстве «аль-Матба’а ас-Саляфийя» на средства автора и распространены бесплатно.
11. «Здравое слово о целях единобожия». Эта книга была издана в Египте в издательстве «Матба’а аль-Имам» на пожертвование шейха ‘Абдуль-Мухсина Абу Батына в 1367 г.х.
12. «Краткое изложение принципов мусульманского права». Этот труд не был опубликован.
13. «Облегчение от Проницательного о сущности толкования Корана». Эта книга была издана в издательстве «Матба’а аль-Имам» на пожертвования автора и группы благотворителей и роздана бесплатно.
14. «Цветущие сады». Эта книга впервые была издана в издательстве «Матба’а аль-Имам».
Сохранились многочисленные письменные заметки шейха и его ответы на вопросы, которые ему задавали жители Унайзы и других областей. Помимо этого, сохранились примечания на полях разных книг, попадавших ему в руки. Писать для него не составляло никакого труда, и поэтому его фетвы и сочинения представляют собой большое собрание. Он переписал известное поэтическое произведение Ибн ‘Абдуль-Къауия и собрался написать к нему комментарий, но решил, что этот труд окажется для него тяжелым. Тогда он объединил это произведение с книгой «аль-Инсаф» и переписал их своей рукой, чтобы люди могли легче понять его. Эту работу можно было назвать комментарием к вышеупомянутым стихам, но мы не причислили ее к его произведениям.
Наивысшей целью шейха при составлении сочинений было распространение знаний и призыв к истине, и поэтому он делал все возможное для того, чтобы опубликовать свои произведения. Он не пытался посредством этого обрести преходящие мирские блага и не охотился за богатством. Он раздавал свои книги бесплатно, чтобы они приносили пользу всем желающим. Пусть же Аллах воздаст ему добром от имени Ислама и всех мусульман, а нас вдохновит совершать только богоугодные деяния!

Некоторые известные ученики шейха

Известный ученый, факъих, шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин (да помилует его Аллах),
известный ученый, шейх ‘Абдур-Рахман аль-Бассам (да помилует его Аллах),
имам ханбалитов, шейх ‘Абдуллах ибн ‘Абдуль-Азиз аль-‘Акъиль (да сохранит его Аллах).

Кончина шейха

Посвятив свою жизнь целиком науке, Абу ‘Абдуллах ‘Абдур-Рахман бин Насыр ас-Са’ди скончался в возрасте 69 лет. Это произошло в его родном городе в 1376 г.х. Да смилостивится над ним Аллах!

[Из перевода Эльмира Кулиева
Биография на арабском: http://www.ibnothaimeen.com/all/books/a … 7755.shtml]

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws

(255)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Close