Home Статьи Вероубеждение Призыв к одобряемому и удержание от порицаемого
Призыв к одобряемому и удержание от порицаемого

Призыв к одобряемому и удержание от порицаемого

138
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Нет сомнения в том, что призыв к одобряемому и удержи­вание от порицаемого занимает великое положение в ре­лигии. Некоторые ученые даже упомянули призыв к одоб­ряемому и удерживание от порицаемого среди столпов Ислама.

Верующие люди иногда совершают поступки, про­тиворечащие истине. Ведь, человек является слабым. Он подвержен страстям и смутам, ведущим его ко злу. Он ну­ждается в том, чтобы кто-нибудь призывал его к одобряе­мому и удерживал от порицаемого. Ведь, влечение к стра­стям и сомнениям является очень сильным. Поэтому, люди обязательно должны призывать друг друга к одобряемому и удерживать от порицаемого.

Передают со слов ан-Ну‘мана ибн Башира, да будет доволен Аллах ими и его отцом, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Пекущихся о нерушимости границ Аллаха[1] и преступающих эти границы можно уподобить людям, тянувшим жребий по стрелам, чтобы (занять места) на корабле, в результате чего од­ни разместились в верхней части (корабля), а дру­гие — в нижней. Когда оказавшиеся внизу хотели зачерпнуть воды, им (приходилось) проходить че­рез разместившихся на палубе, и (в конце концов) они сказали: “А не проделать ли нам дыру (в дни­ще), чтобы набирать воду через неё, не беспокоя тех, кто находится наверху?” И если они [2] пре­доставят их[3] самим себе и тому, что они хо­тят сделать, то погибнут все, если же они схва­тят их за руки, то спасутся сами и спасут всех (остальных)». — [аль-Бухари, 2493].

Корабль — это законы Аллаха. Ведь, человек не спа­сется без следования этим законам. Те, которые пыта­лись сделать дыру в днище корабля — это люди, совер­шающие грехи, и противоречащие истине. Они будто бы расположились на нижней части религии. А те, которые удерживают их от проделывания дыры в днище корабля — это обладатели знания, разума и веры. Они находятся на верхних степенях религии. Если же они оставят призыв к одобряемому и удерживание от порицаемого, то в зако­нах Аллаха появятся упущения и все люди погибнут.

Такой великий пример привел посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)  для сравнения тех, кто призывает к одобряемому и удер­живает от порицаемого, с теми, кто ослушивается Аллаха.

В Благородном Коране есть много аятов, говорящих об этом великом деле: «И пусть будет среди вас (о, верующие) община, которая призывает к добру, повелевает (людям совершать) одобряемое и удерживает от (совер­шения) неодобряемого. И именно такие обрели счастье»[4].

В этом аяте содержится приказ от Аллаха Всевышнего.

«И пусть будет среди вас (о, верующие) община…» — то есть: группа людей. Если группа обладателей знания начнет призывать к одобряемому и удерживать от пори­цаемого, то они выполнят данный приказ. Если же никто не будет этим заниматься, то все понесут грех и погибнут.

«…которая призывает к добру…» — то есть: призы­вает к Исламу, призывает к исламским законам, призыва­ет к правильной вере.

«…повелевает одобряемое и удерживает от неодо­бряемого…» — то есть: призывает к покорности Аллаху.

Одобряемое [ма’руф] — это всё, что повелел Аллах из благих деяний.

Порицаемое [мункар] — это всё, что запретил Аллах.

 Самое великое одобряемое явление — это единобо­жие. А после него следует призывать уже к остальным проявлениям ислама.

 Самое великое порицаемое явление — это многобо­жие. А затем следует удерживать людей уже от остальных видов грехов и ослушаний.

«И именно такие…» — то есть: те, кто призывает к Аллаху, велит совершать одобряемое и удерживает от порицаемого.

«…обрели счастье…» — эти слова указывают на то, что человек, который не повелевает совершать одобряе­мое и не удерживает от порицаемого, не обретет счастья.

Также Аллах Всевышний сказал: «Оказались вы (о, община Мухаммада) лучшей из общин, которая выведена для людей: вы прика­зываете (людям совершать) одобряемое и удер­живаете от (совершения) неодобряемого»[5].

 В этом аяте обращение к общине мусульман. Ведь, именно эта община приносит человечеству больше все­го пользы. Они призывают людей к Аллаху, велят им совер­шать одобряемое и удерживают их от порицаемого. Они выводят людей из мраков к свету, дают им зрение, обучают их религии. Община мусульман — это лучшая община, выведенная на благо человечества.

Если же община мусульман перестанет повелевать одобряемое и удерживать от порицаемого, то её благо ис­чезнет. Ведь, она ранее достигла этого блага и этой вели­кой степени именно посредством своего призыва.

Исламская община исправляет убеждения людей, ис­правляет их поступки, исправляет их взаимоотношения между собой, исправляет их нравы. Исламская община направляет людей к религии Аллаха. Кто же приносит че­ловечеству больше пользы, чем мусульмане?!

Аллах Всевышний в Коране похвалил некоторых из людей Писания, сказав: «Не одинаковы они,— среди людей Писания есть община стойкая [принявшая Ислам]: они читают знамения Аллаха [аяты Корана] в часы ночи, пре­клоняясь ниц. Они веруют в Аллаха и Последний День и приказывают (людям совершать) одобряе­мое и удерживают от (совершения) неодобряемого. Они спешат друг перед другом в совершении благих дел; и такие — они являются праведни­ками [праведными рабами Аллаха]»[6].

Среди их признаков Аллах упомянул призыв к одоб­ряемому и удерживание от порицаемого. Они исправля­ют других людей. Именно так каждый верующий желает людям такого же добра, которого он желает себе.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе». — [аль-Бухари, 13; Муслим, 45].

Призывающий к одобряемому и удерживающий от порицаемого желает всем людям добра. Если же человек не призывает к одобряемому и не удерживает от пори­цаемого, то он как будто бы желает людям зла.

Также Аллах Всевышний упомянул, что люди Писа­ния погрузились в греховные речи и питались запретным, а затем сказал:

«Почему бы верным слугам Господа и книжни­кам не удерживать их [иудеев] от их греховных речей и пожирания ими запретного? Одно­значно плохо то, что они совершают»[7].

В этом аяте Аллах порицает обладателей знания из числа людей Писания, которые молчали, когда их народ произносил греховные речи и пожирали запретное. Об­ладатели знания и религиозности из их числа молчали, что и стало причиной погружения в запретное еще глуб­же. Ведь, грешники не встретили на своём пути тех, кто удержал бы их от греха и схватил бы за руки.

 «Однозначно плохо то, что они совершают…» — то есть: однозначно плохо то, что совершают ученые и книж­ники, умалчивая о порицаемом. Аллах Всевышний по­рицает их за то, что они оставили призыв к одобряемому и удерживание от порицаемого. Они предоставили людям возможность сеять нечестие на земле, не разъясняя им ис­тину и не порицая их. Поистине, молчание ученых прида­ёт смелость грешникам и глупцам.

Аллах Всевышний также сказал: «Прокляты те, которые стали неверующими, из (числа) потомков Исраиля, языком Дауда [в Забуре — книге, которая была ниспослана ему] и Исы, сына Марьям [в Евангелии]! Это — за то, что они ослушались (Аллаха) и были преступ­никами! Не удерживались они от порицаемо­го, которое совершали. Однозначно скверно то, что они делали!»[8]

 Аллах Всевышний проклял этих людей. Проклятие — это удаление от Своей милости. Аллах проклял их на язы­ке Дауда и ‘Исы, сына Марьям, которые были двумя про­роками из потомков Исраиля. А в чем причина такого проклятия?! Причина в следующем: «Не удерживались они от порицаемого, которое совершали. Однозначно скверно то, что они делали!» То есть: они видели друг друга совершающими грехи, но не порицали друг друга за это.

Передают со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

  «Поистине, (религия) сынов Исраиля начала приходить в упадок с того, что один человек, встречавший другого, говорил ему: “Эй ты, по­бойся Аллаха и откажись от того, что ты де­лаешь, ведь это тебе не дозволено!”,— а наза­втра он (снова) встречал его, видя, что тот продолжает вести себя точно также, однако это не мешало ему есть, пить и поддерживать общение с (таким человеком). И когда они стали поступать подобным образом, Аллах столкнул между собой сердца их».

А затем пророк сказал (да благословит его Аллах и приветствует), обращаясь к членам этой общины: «Нет, клянусь Аллахом, обязательно должны вы побуждать к одобряемому, и удерживать от порицаемого, и хватать за руку притеснителя, и склонять его к истине и удерживать его (в пре­делах соответствующего) истине, а иначе Аллах непременно столкнёт между собой ваши сердца, а потом проклянёт вас, как проклял их!»[9]

Также Аллах Всевышний сказал, упоминая качества пророка (да благословит его Аллах и приветствует) упомянутые в Торе: «А милость Моя объемлет всякую вещь. Поэто­му Я запишу ее тем, которые остерегаются (Моего наказания), и (по своей воле) дают закят, и которые веруют в Наши знамения; которые следуют за посланником, пророком, негра­мотным [Мухаммадом], (описания) которого они находят записанным у них в Торе и Евангелии, который побуждает их к одобряемому и удер­живает их от неодобряемого»[10].

Одним из признаков этого посланника (да благословит его Аллах и приветствует) является то, что он явился, чтобы призывать людей к одобряемому и удерживать их от порицаемого.

Также в этой суре Аллах Всевышний упомянул исто­рию жителей одного из селений:

«И спроси у них [у иудеев] (историю) о селении, которое было около моря»[11].

 Это селение располагалось на берегу моря. Известно, что в море обитает рыба, которую люди ловят и употреб­ляют в пищу. II вот Аллах Всевышний решил испытать жителей этого селения и по причине их грехов запретил им ловить рыбу по субботам. Что же они сделали? Они ре­шили схитрить в отношении приказа Аллаха Всевышнего. В пятницу они бросали в море сети, в которые попадала рыба по субботам. Когда же наступало воскресение, и за­прет переставал действовать, они приходили и вынима­ли сети. Они считали, что таким образом они сторонятся запретного и не ловят рыбу в субботу. Но разве возможно обмануть Аллаха?! Аллах Всевышний сказал: «И спроси у них [у иудеев] (историю) о селении, которое было около моря. Вот они [жители того селения] преступали (запрет Аллаха) в (отноше­нии) субботы. Когда приплывали к ним их рыбы в субботу, поднимаясь прямо (на поверхность моря). А в тот день, когда они не почитали суб­боту, они [рыбы] не приплывали к ним»[12].

Это — испытание Аллаха. В субботу к ним приплыва­ло огромное количество рыб, а в воскресенье рыба исче­зала. Аллах испытал их, но они не стали остерегаться за­претного. Поэтому Аллах Всевышний сказал:«Так Мы испытывали их за то, что они были непокорны!»[13]

Затем Аллах Всевышний сказал: «И вот сказала (одна) община из них (другой об­щине): “Почему вы увещаете людей (нарушающих субботу), которых Аллах погубит или накажет сильным наказанием?” (Увещевавшие) сказали: “Для оправдания пред вашим Господом, и, мо­жет быть, они [нарушители] станут остерегаться (наказания)!”»[14]

 Увидев этот мерзкий поступок, жители селения раз­делились на две группы:

  1 — Часть жителей селения молчали и считали, что нет пользы в том, чтобы призывать грешников к одоб­ряемому и удерживать их от порицаемого. Поэтому они сказали: «Почему вы увещаете людей (нару­шающих субботу), которых Аллах погубит или накажет сильным наказанием?»

2 — Часть жителей селения порицали совершающих

этот грех и предостерегали их от наказания Аллаха. И тогда первая группа сказала, обращаясь ко второй группе: «Почему вы увещаете людей (нарушающих субботу), которых Аллах погубит или накажет сильным наказанием?»

А те, которые призывали к одобряемому и удержи­вали от порицаемого, ответили: «Для оправдания пред вашим Господом, и, может быть, они [нарушители] станут остерегаться (наказания)!»

 Поэтому, если ты призываешь к одобряемому и удер­живаешь от порицаемого, то получишь один из двух бла­гих результатов:

 Либо твои искренние наставления принесут пользу и Аллах спасет грешников посредством твоих увеще­ваний.

 Либо твоя совесть будет чиста, и ты не будешь одним из умалчивающих грехи.

Но грешники не приняли наставлений и высокомер­но отнеслись к тому, что запретил им Аллах. Аллах Все­вышний поведал о них: «Когда же они [нарушители субботы] забыли про то, что им напоминали, Мы спасли тех, кото­рые удерживали от зла, и схватили тех, кото­рые творили зло, ужасным наказанием за то, что они были непокорны»[15].

«Когда же они забыли…»то есть: оставили на­ставления искренних людей, которые велели им совер­шать одобряемое и удерживали от порицаемого.

«Мы спасли тех, которые удерживали от зла…»то есть: спасли тех, кто велел совершать одобряемое и удерживал от порицаемого.

«…и схватили тех, которые творили зло, ужас­ным наказанием за то, что они были непокорны…»Аллах Всевышний превратил их в обезьян, что и явилось для них ужасным наказанием. Да убережет нас Аллах от такого!

Что касается тех, которые порицали порицаемое, то Аллах спас их.

Что же касается тех, которые молчали, то Аллах Все­вышний не упомянул их итог. Неизвестно, спаслись ли они или погибли. Кажется, более верным, что они так­же погибли вместе с другими погибшими. А Аллах знает лучше! Ведь, когда люди видят порицаемое и не порица­ют его, то они вот-вот уже попадут под всеобщее наказа­ние Аллаха. Когда наказание приходит, оно охватывает как праведного, так и грешника. Ведь, Аллах Всевышний сказал: «И остерегайтесь испытания, которое непре­менно постигнет не только тех из вас, кото­рые несправедливы [беда постигнет и правед­ных, и грешных]. И знайте, что Аллах силен в наказании»[16].

Грешник бывает наказан за свои грехи, а молчащий бывает наказан за своё молчание.

Аллах Всевышний также сказал, обращаясь к Своему пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) :  «Будь снисходителен, побуждай к добру и отвер­нись от невежд!»[17]

Аллах повелел Своему пророку (да благословит его Аллах и приветствует)  повелевать одоб­ряемое. Веление людям совершать одобряемое — это путь пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Также и верующие, следующие за пророком (да благословит его Аллах и приветствует) зани­маются этим великим делом. Они приказывают людям совершать одобряемое и удерживают их от порицаемого. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) указал на то, что перед Судным Днём такие лю­ди станут чуждыми среди людей.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:  «Ислам начался чуждым, и он вновь станет чу­ждым, как и было вначале. Туба [дерево в Раю] — для чуждых!» — [Муслим, 145].

А когда у пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили об этих чуждых, он от­ветил:  «Они — те, которые придерживаются правед­ности, когда люди испортились». — [Хадис до­стоверный. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 1273].

А в другой версии сказано: «Они — те, которые исправляют то, что ис­портили люди». — [ат-Тирмизи, 2635].

Чуждые — это те, которые велят совершать одобряе­мое и удерживают от порицаемого. Особенно они стано­вятся чуждыми, когда нечестие увеличивается. Они вы­полняют эту обязанность и проявляют терпение, когда люди причиняют им обиды.

В наши дни человек, призывающий к одобряемому и удерживающий от порицаемого, видит, как люди на­зывают его глупцом и высмеивают. Они говорят: «Этот человек постоянно вмешивается в дела людей». Но пусть говорят, что хотят, ведь, их слова не должны влиять на то­го, кто занимается призывом. Он должен знать, что на пути призыва обязательно будут испытания. А если чело­век занимается этим только ради Аллаха, он не будет об­ращать внимания на слова людей. Он не перестанет за­ниматься этим великим делом из-за слов людей. Если же человек занимался этим напоказ ради славы, или ради мирских благ, то он сразу же прекратит, как только услы­шит слова людей.

Аллах Всевышний сказал, описывая верующих: «А верующие мужчины и верующие женщины (такие), (что) одни из них (являются) покрови­телями [сторонниками и помощниками] других: они повелевают (людям) (совершать) одобряе­мое и удерживают от (совершения) неодобряемого. Они совершают (обязательную) молит­ву (надлежащим образом) и (по своей воле) дают обязательную милостыню [закят], повинуются Аллаху и Его посланнику. Таких вскоре поми­лует Аллах. Поистине, Аллах — велик, мудр»[18].

Самым первым признаком верующих является то, что «они повелевают (людям) (совершать) одобряемое и удерживают от (совершения) неодобряемого».

 Этим великим делом занимаются не только мужчи­ны, но и женщины, поэтому Аллах сказал: «А верующие мужчины и верующие женщины (такие), (что) одни из них (являются) покровителями других».

 Верующие люди любят друг друга и помогают друг другу. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Поистине, (в отношениях) друг с другом верую­щие подобны строению, отдельные части ко­торого укрепляют друг друга». — [аль-Бухари, 481; Муслим, 2585].

Что же касается разрозненности, то она является при­знаком лицемеров. А верующие являются друзьями и по­мощниками друг друга. Они подобны единому телу, еди­ному строению. Они дают друг другу искренние советы, велят друг другу совершать одобряемого и удерживают друг друга от порицаемого.

Наряду с мужчинами этим великим делом занимаются и женщины. Они повелевают совершать одобряемое своим сестрам, своим соседкам и подругам. Женщины не должны молчать. Они также призывают к одобряемому и удержи­вают от порицаемого по мере своих возможностей.

А затем Аллах Всевышний сообщил о воздаянии этих людей: «Таких вскоре помилует Аллах. Поистине, Ал­лах — велик, мудр».

 Этим верующие отличаются от лицемеров, о которых Аллах сказал: «Лицемеры и лицемерки — одни из них из (числа) других [они не из числа верующих]. Они повелевают (людям совершать) неодобряемое и удерживают (их) от (совершения) одобряемо­го, и зажимают свои руки [скупятся расходовать на пути Аллаха]. Забыли они Аллаха, и Он забыл про них»[19].

Лицемеры, напротив, велят друг другу совершать по­рицаемое. Они призывают друг друга к грехам и нече­стию, к следованию за страстями, к так называемой сво­боде. Они призывают друг друга открывать срамные участки тела, запрещают женщинам одевать хиджаб. Они запрещают совершать молитву и присутствовать в мече­тях. Они запрещают друг другу деяния покорности и удер­живают друг друга от добра.

«…и зажимают свои руки…» — то есть: являются скупыми и не выплачивают закят. Они не раздают мило­стыню нуждающимся и не расходуют средства на путях блага.

«Забыли они Аллаха…» — они отвернулись от по­корности Аллаху, отвернулись от совершения праведных дел, приближающих к Аллаху.

«…и Он забыл про них…» — и Он оставил их без внимания. Ведь, воздаяние за деяние подобно самому деянию. Они отвернулись от Аллаха и Аллах отвернулся от них.

Также Аллах Всевышний сказал: «(Признаки верующих, которым обещан Рай): каю­щиеся (в своих грехах), поклоняющиеся (толь­ко одному Аллаху), восхваляющие (Его), стран­ствующие [постящиеся], кланяющиеся в пояс, падающие ниц, повелевающие (людям) (совер­шать) одобряемое и удерживающие от (совер­шения) неодобряемого, соблюдающие ограни­чения (которые установил) Аллах. И обрадуй же (этих) верующих»[20].

 Один из признаков таких верующих — призыв к одоб­ряемому и удерживание от порицаемого. Это указывают на великую степень данного деяния.

Аллах Всевышний упомянул призыв к одобряемому и удерживание от порицаемого среди этих великих при­знаков. Как же человек после этого может пренебрежи­тельно относиться к данному делу?! Ты видишь, как он говорит о тех, кто велит совершать одобряемое: «Они вле­зают в дела людей, они следят за каждой ошибкой, они рас­крывают тайны людей». Этими словами люди искажают суть призыва к одобряемому и удерживания от порицае­мого.

В суре «Худ» Аллах Всевышний упомянул наказание, постигшие предыдущие общины, а затем сказал:  «О, если бы были среди поколений (живших) до вас мудрые люди, которые удерживали бы (дру­гих) от нечестия на земле! Такими были лишь немногие из числа тех, кого Мы спасли»[21].

Если бы среди этих народов были люди, приказываю­щие совершать одобряемое и удерживающие от порицае­мого, то их не постигло бы уничтожение.

«Такими были лишь немногие из числа тех, кого Мы спасли…» — эти слова указывают на то, что спасутся лишь люди, призывающие к одобряемому и удерживаю­щие от порицаемого. Что же касается всех остальных лю­дей, то Аллах сказал: «А беззаконники последовали за тем, что было даровано им, и стали грешниками»[22].

 Мы просим у Аллаха защиты от этого! Их постигло мучительное наказание, от которого седеют волосы. О ес­ли бы они прислушивались к словам Аллаха!

Также Аллах Всевышний сказал:  «И Господь твой не таков, чтобы погубить селе­ния по несправедливости, в то время когда обитатели их являются творящими благое»[23].

«…в то время, когда обитатели их являются тво­рящими благое…»то есть: исправляют людей, повеле­вают совершать одобряемое и удерживают от порицаемо­го. Если дело обстоит так, то Аллах не наказывает людей. Наказание постигает людей тогда, когда грехи сильно распространяются и никто не велит совершать одобряе­мое и никто не удерживает от порицаемого.

Всё это указывает на то, что исламская община обя­зана призывать к одобряемому и удерживать от порицае­мого, а иначе её может постигнуть скорое наказание.

Аллах Всевышний губил предыдущие народы именно из-за того, что среди них не было благоразумных людей, призывающих к одобряемому и удерживающих от пори­цаемого.

Также Аллах Всевышний сказал: «И, непременно и обязательно, Аллах помо­жет тому, кто помогает Ему,— (ведь) поисти­не, Аллах, однозначно, всесилен, (и) всемогущ! (Мы обещали Свою помощь и поддержку тем) кото­рые, если Мы их укрепим на земле — соверша­ют (обязательную) молитву (надлежащим обра­зом), и дают обязательную милостыню [закят], и повелевают (людям) (совершать) одобряемое и удерживают от (совершения) неодобряемого. И у Аллаха — завершение (всех) дел»[24].

 Аллах Всевышний укрепит на земле только тех, кто описан такими качествами. Посмотри же, как Аллах свя­зал призыв к одобряемому и удерживание от порицаемо­го с молитвой и закятом. Как же человек может пренебре­жительно относиться к этому делу, когда Аллах связал это дело с молитвой и закятом?! Аллах Всевышний пообещал Свою помощь и поддержку’ тем, кто описан этими каче­ствами. Аллах сказал: «И, непременно и обязательно, Аллах поможет тому, кто помогает Ему». Таково обе­щание Аллаха!

«…тому, кто помогает Ему…»то есть: подчиняет­ся Аллаху, совершает то, что повелел Аллах, и оставляет то, что запретил Аллах, помогает Его религии.

«…Аллах поможет…»то есть: возвысит этого че­ловека и укрепит его, поможет ему против врагов.

«И у Аллаха — завершение (всех) дел…» все дела в руках Аллаха. Аллах Всевышний непременно поможет тому, кто хорошо относится к Нему,выстаивает молитву, выплачивает закят, велит совершать одобряемое и удер­живает от порицаемого. А кто погубит эти вещи, того Аллах оставит без помощи.

Также Аллах Всевышний сказал: «Обещал Аллах тем из вас, которые уверовали и творили праведные деяния, что Он непремен­но сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех (верую­щих), которые были до них. И Он непременно утвердит им их религию, которую Он одобрил для них, и Он непременно даст им взамен после их страха безопасность. (И это будет при условии, что) они будут поклоняться Мне, не приобщая ко Мне ничего в сотоварищи. А кто после это­го станет неверным, то такие — они являются непокорными!»[25]

Аллах Всевышний обещал тем, которые уверовали ве­ликую награду: «Он непременно сделает их наместника­ми на земле». Иначе говоря, даст им власть над людьми при условии: «(И это будет при условии, что) они будут поклоняться Мне, не приобщая ко Мне ничего в со­товарищи».

Кто выполнит обещание, данное Аллаху, тому Аллах дарует то, что Он обещал: «И верно соблюдайте Мой завет, тогда и Я буду соблюдать завет с вами»[26].

Также говорил мудрец Лукман, наставляя своего сына: «О, сын мой! Совершай молитву, и повелевай (людям совершать) одобряемое, и удерживай (их) от (совершения) порицаемого и терпи то, что тебя постигает»[27].

Недостаточно просто повелевать людям совершать одобряемое, нужно вместе с этим также и удерживать лю­дей от порицаемого. Недостаточно тебе просто говорить людям: «Молитесь! Совершай хадж!» Непременно ты дол­жен также говорить: «Оставьте грехи! Оставьте прелю­бодеяние! Оставьте воровство! Оставьте опьяняющие на­питки!» Ты должен удерживать их от всех грехов. Ведь, Аллах Всевышний во всех приведенных нами аятах не упомянул просто призыв к одобряемому. Вместе с этим призывал Он всегда упоминал удерживание от порицае­мого. Одного недостаточно без второго. Эти два дела тес­но связаны друг с другом.

Есть люди, которые совершают много благих деяний, но они смешивают их с грехами и ослушанием. Эти гре­хи могут сделать их благие деяния тщетными. Возможно такое, что на Весах скверные поступки перевесят благо­деяния, и человек погибнет в День Воскресения. Поэто­му недостаточно того, что ты велишь людям совершать одобряемое, побуждает их к добру. Вместе с этим ты обя­зан также удерживать их от порицаемых поступков и зло­деяний.

В другой суре Аллах Всевышний сказал: «Клянусь временем, (что) поистине, человек непременно (окажется) в (величайшем) убыт­ке»[28].

Иначе говоря, каждый человек без всякого исключе­ния. Цари и нищие, свободные и рабы, мужчины и жен­щины, арабы и неарабы,— все они окажутся в убытке. Ис­ключением являются лишь люди, которые воплотили в себе четыре качества, спасающие от убытка: «…кроме тех, которые уверовали (в Аллаха), и совершали праведные деяния, и заповеда­ли друг другу истину, и заповедали друг другу терпение»[29].

1 — Вера в Аллаха — они уверовали в Аллаха твердой и правильной верой, и придерживались истинного едино­божия. Они уверовали в Аллаха, и в Его имена и атрибуты. И эта вера обязательно должна сопровождаться знанием. Ведь, правильная вера зиждется на знании. Невозмож­но обрести твердую и правильную веру без приобретения знаний об Аллахе и Его религии.

2 — Праведные деяния — они совершали благие дея­ния, и обязательные из них, и желательные.

3 — Призыв к истине — речь идёт о велении совер­шать одобряемое и об удерживании от порицаемого.

4 — Призыв к терпению — если человек призывает людей к одобряемому и удерживает от порицаемого, то люди начинает наносить ему обиды, оскорблять, пори­цать и угрожать. Поэтому человек, призывающий к исти­не, должен проявлять на этом пути терпение. Как сказал Лукман, обращаясь к своему сыну: «О, сын мой! Совершай молитву, и повелевай (людям совершать) одобряемое, и удерживай (их) от (совершения) порицаемого и терпи то, что тебя постигает»[30].

 Сообщается со слов Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах)  «Я слы­шал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)   говорил:

“Пусть тот из вас, кто увидит нечто порицае­мое, изменит это своей рукой. Если он не смо­жет сделать этого, пусть изменит порицаемое своим языком, а если не сможет и этого, то — своим сердцем, что будет наиболее слабым про­явлением веры”». — [Муслим, 49].

 «Пусть тот из вас, кто увидит нечто, порицае­мое…»—в этих словах обращение ко всем верующим.

«…нечто, порицаемое…» — пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не упомянул какой-либо конкретный пример порицаемого. Его слова охватывают все виды порицаемых поступков.

«…пусть изменит это своей рукой…» — то есть: устранит этот вид порицаемого.

«Если он не сможет сделать этого, пусть изменит порицаемое своим языком, а если не сможет и этого, то — своим сердцем, что будет наиболее слабым прояв­лением веры» — в данном хадисе пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поделил му­сульман на три группы.

⇒ 1Люди, обладающие властью и силой — они удаляют порицаемое своей рукой. Речь идёт о правителе государства и об его заместителях. Также речь идёт о по­лиции, сотрудникам которой правитель государства по­лучил заниматься изменением порицаемого. Также, на­пример, хозяин дома имеет власть над теми, кто живет в его доме. Поэтому пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Приказывайте своим детям совершать мо­литву, начиная с семи лет, бейте их (за остав­ление молитвы), начиная с десяти лет, и укла­дывайте их спать раздельно». — [Абу Дауд, 494-495. Хадис достоверный. См. «Ируа уль-Гъалиль», 247,298].

Также Аллах Всевышний сказал: «И вели своей семье (совершать) молитву и сам будь терпелив в ней»[31].

А также: «О те, которые уверовали! Оберегайте самих себя и свои семьи от Огня»[32].

2 — Люди, у которых нет власти — простые люди должны порицать порицаемое своим языком. Иначе гово­ря, они увещевают людей, дают им искренние советы и на­поминают им об Аллахе. Они разъясняют людям то, что за­претил Аллах. Что же касается людей, совершающих грехи, то они увещевают их наедине. Например, можно сказать человеку, совершающему грех: «О, такой-то, не подоба­ет тебе совершать этот грех, ведь, ты хороший человек из праведной семьи. Не подобает тебе такое». Самое главное не говори это перед людьми, а увещевай его втайне.

Также нужно сообщать об увиденном порицаемом правителю государства. Также нужно порицать порицае­мое с помощью пера. Иначе говоря, человек должен пи­сать статьи об исламе в газетах и журналах, предостере­гая людей от грехов и порицаемых поступков.

⇒ 3 — Если человек не обладает знаниями, не знает о том, что запрещено, а что дозволено, то пусть порицает пори­цаемое сердцем. То же самое касается человека, которому какие-то обстоятельства мешают говорить истину языком. Он должен порицать порицаемое сердцем, должен нена­видеть этот грех, отдаляться от людей, совершающих его. Он не должен сидеть с грешниками, не должен есть с ними и пить, не должен смеяться вместе с ними.

Об этой третьей степени пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «…это будет наиболее слабым проявлением ве­ры». А в другой версии сказано: «…и нет после этого веры (имана) даже с размером в горчич­ное зерно». — [Муслим, 50].

Если человек не порицает порицаемое даже сердцем, то у него нет никакой веры. Если бы у него была хотя бы слабая вера, он непременно порицал бы порицаемое, как минимум, своим сердцем. А Аллах знает лучше!

_______________________________________________________________

[1] Под “пекущимся о нерушимости границ Аллаха” подразумевается человек, выражающий своё порицание таким действиям, которые были запрещены Аллахом Всевышним, и прилагающий все усилия для того, чтобы не допустить или устранить подобное.

[2] Имеются в виду расположившиеся на палубе.

[3] Речь идёт о разместившихся в трюме.

[4] Сура али ‘Имран, аят 104.

[5] Сура али ‘Имран, аят 110.

[6] Сура али ‘Имран, аяты 113-114.

[7] Сура аль-Маида, аят 63.

[8] Сура аль-Маида, аяты 78-79.

[9] Абу Дауд, 4336; ат-Тирмизи, 3047. Шейх аль-Альбани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-Джами’», 1822.

[10] Сура аль-А’раф, аяты 156-157.

[11] Сура аль-А’раф, аяты 163.

[12] Сура аль-А’раф, аяты 163.

[13] Сура аль-А’раф, аяты 163.

[14] Сура аль-А’раф, аяты 164.

[15] Сура аль-А’раф, аят 165.

[16] Сура аль-Анфаль, аят 25.

[17] Сура аль-А’раф, аят 199.

[18] Сура ат-Тауба, аят 71.

[19] Сура ат-Тауба, аят 67.

[20] Сура ат-Тауба, аят 112.

[21] Сура Худ, аят 116.

[22] Сура Худ, аят 117.

[23] Сура Худ, аят 116.

[24] Сура аль-Хаджж, аяты 40-41.

[25] Сура ан-Нур, аят 55.

[26] Сура аль-Бакара, аят 40.

[27] Сура Лукман, аят 17.

[28] Сура аль-‘Аср, аяты 1-2.

[29] Сура аль-‘Аср, аяты 3-4.

[30] Сура Лукман, аят 17.

[31] Сура Та Ха, аят 132.

[32] Сура ат-Тахрим, аят 6.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Взята из книги : Уроки извлекаемые из Корана

Автор : Салих Ибн Фаузан

Изготовитель : Исламский дом знаниа “Bayt al-magrifa”

Материал подготовлен редакцией сайта www.takwaa.com

(138)

tags:
takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

LEAVE YOUR COMMENT

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Закрыт