Праздничная молитва

Праздничная молитва

2.66K
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Праздничная молитва является обязательной, поскольку Посланник Аллаха , да благословит и приветствует его Аллах, сам неуклонно совершал её и велел мужчинам и женщинам выходить для её совершения.

Умм Атыййа сказала«Посланник Аллаха , да станут мои отец и мать выкупом за него, велел нам выводить в Праздник — и девочек-подростков, и девушек на выданье, и тех, у кого менструация. Те, у кого была менструация, должны были избегать места, в котором совершалась молитва, но выходили, чтобы разделить благо и мольбу с мусульманами. И я спросила: “О Посланник Аллаха, а если у одной из нас не окажется джильбаба[1]?” Он ответил: “Пусть одолжит у сестры”»[2].

Садик Хасан Хан (да помилует его Аллах) сказал: «Ученые разошлись во мнениях относительно того, является ли праздничная молитва обязательной. Правильное же мнение — что она является обязательной, потому что Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, совершал её постоянно и велел нам выходить на неё, как в хадисе о том, что Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, велел людям отправиться к месту совершения праздничной молитвы после того, как прибывшие всадники сообщили ему о том, что они уже видели народившийся месяц. Это достоверный хадис. Об этом свидетельствует и приведённый выше хадис Умм Атыййи. Веление выходить предполагает веление совершать молитву, адресованное всем, у кого нет уважительных причин, и если такое веление дано женщинам, то к мужчинам оно относится в первую очередь.

Более того, в Коране также содержится веление совершать молитву, как сказали имамы, комментируя Слова Всевышнего:“Посему совершай молитву ради своего Господа и закалывай жертву”. Они утверждали, что подразумевается праздничная молитва. Ещё одним доказательством обязательности совершения праздничной молитвы является то, что её совершение снимает с человека обязанность совершать пятничную молитву, если Праздник попадает на пятницу. А необязательное не может заменить собой обязательное»[3].

Он также сказал: «А по мнению Абу Ханифы праздничная молитва является обязательной для каждого, для кого является обязательным совершение пятничной молитвы, и непременные условия, касающиеся праздничной молитвы — те же, что и в случае с пятничной молитвой, о чём сказано в “Аль-мусавва” и других источниках»[4].

Аль-Альбани сказал: «Женщины обязаны выходить для участия в праздничной молитве» под хадисом № 2408 от сестры ‘Абдуллаха ибн Равахи аль-Ансари от Посланника Аллаха , да благословит и приветствует его Аллах,, который сказал: Обязана выходить каждая обладательница пояса”. То есть в Праздник»[5].

Этикет Праздника

— Облачение в красивую одежду. Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Посланник Аллаха , да благословит и приветствует его Аллах, надевал в Праздник свой красный плащ[6].

— Принятие пищи перед выходом в Праздник разговения, но не в Праздник жертвоприношения.

Анас ибн Малик  передаёт, что перед выходом в Праздник разговения Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, съедал несколько (нечётное число) фиников[7].

— Отказ от принятия пищи утром в Праздник жертвоприношения, чтобы поесть мяса своего жертвенного животного. Бурайда  передаёт, что в Праздник разговения Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, обязательно ел перед выходом, а в Праздник жертвоприношения он не ел, пока не возвращался с молитвы[8].

— Выход к месту совершения молитвы. Праздничная молитва совершается на открытом месте, о чём упоминали многие известные и авторитетные учёные: «Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, всегда совершал праздничные молитвы на открытом пространстве (а не в мечети)»[9].

Это подтверждают многие хадисы, которые приводятся в обоих «Сахихах», а также в «Сунан» и в «Муснадах» и других сборниках разными путями. Необходимо упомянуть некоторые из этих хадисов. Среди них — хадис Умм ‘Атыййи. Она передаёт: «Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, да станут мои отец и мать выкупом за него, велел нам выводить их в Праздник — и девочек-подростков, и девушек на выданье, и тех, у кого менструация».

Абу Са‘ид аль-Худри  передаёт: «В Праздники разговения и жертвоприношения Посланник Аллаха , да благословит и приветствует его Аллах, отправлялся к месту совершения молитвы. Он начинал с молитвы, а, завершив её, вставал напротив людей, которые сидели рядами, и увещевал их, наставлял и отдавал веления. Если же после этого он хотел послать куда-нибудь военный отряд, то делал это, и если хотел приказать сделать что-то, то приказывал. Потом он уходил». Абу Са‘ид сказал: «И люди не переставали придерживаться этого…»[10].

Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими) однажды спросили: «Находился ли ты когда-нибудь вместе с Пророком, да благословит и приветствует его Аллах, во время праздничной молитвы?» Он ответил: «Да, и если бы не моя близость к нему[11], то этого бы не было», имея в виду, что тогда он был ещё мал[12]. Он сказал: «Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, приблизился к знаку, установленному у дома Кaсира ибн ас-Сальта, потом произнёс проповедь, а потом подошёл к женщинам и принялся увещевать их, напоминать им[13] и побуждать их подавать милостыню. И каждая женщина стала протягивать руку к своей шее, чтобы снять ожерелье и положить его в одежду Биляля, после чего Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, зашёл в дом вместе с Билялем»[14].

Аль-Багави сказал в «Шарх ас-сунна»: «Сунной для имама в день Праздника является выход на открытое пространство для совершения праздничной молитвы, за исключением тех случаев, когда имеется уважительная причина — в этом случае он может совершить молитву в мечети, то есть в мечети, стоящей внутри населённого пункта».

Имам Мухйиддин ан-Навави сказал в своих комментариях к «Сахиху» Муслима, говоря о первом хадисе: «Этот хадис является доказательством для того, кто считает, что желательно выходить для совершения праздничной молитвы на открытое пространство и что это лучше совершения праздничной молитвы в мечети. И так поступают люди в большинстве земель».

Имам Ибн Хаджар аль-Аскаляни сказал под первым хадисом, что он является доказательством того, что желательно выходить для совершения праздничной молитвы на открытое пространство и что это лучше совершения праздничной молитвы в мечети, потому что Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, всегда поступал так, несмотря на достоинства его мечети»[15].

Имам Аш-Шафи‘и сказал: «До нас дошло сообщение о том, что Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, выходил по Праздникам на открытое место в Медине и также поступали те, кто жил после него, за исключением тех случаев, когда имелась уважительная причина, например, дождь или нечто подобное, а также жители других областей, кроме жителей Мекки»[16].

— Участие женщин и детей в праздничной молитве. Основанием для этого является хадис Умм ‘Атыййи, а также хадис Ибн ‘Аббаса.

— Возвращение после молитвы другой дорогой. Желательно в Праздник отправляться на молитву одной дорогой, а возвращаться другой. Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что в Праздник Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, шёл разными дорогами[17].

Абу Хурайра  передаёт: «В Праздник Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, возвращался не той дорогой, которой шёл на молитву»[18].

Время совершения праздничной молитвы

Время совершения праздничной молитвы начинается, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту двух копий, а в день жертвоприношения — когда оно поднимется над горизонтом на высоту одного копья.

‘Абдуллах ибн Буср, один из сподвижников Посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, вышел с людьми в день Праздника разговения или Праздника жертвоприношения и осудил имама за медлительность, сказав: «Мы к этому времени уже заканчивали». А было это в то время, когда совершается молитва-духа[19].

Произносится ли азан или икама для праздничной молитвы?

‘Ата передаёт от Ибн ‘Аббаса и Джабира ибн Абдуллаха: «Ни в Праздник разговения, ни в Праздник жертвоприношения азан не произносился. Передатчик этого хадиса сказал: А потом я спросил его об этом, и он ответил, что Джабир ибн ‘Абдуллах аль-Ансари говорил ему, что в Праздник разговения азан не произносится ни когда имам выходит для молитвы, ни когда он выйдет, и не произносится ни икама, ни иной призыва и ничего другого… Ни призыва ни икамы»[20].

Он также передаёт, что однажды Ибн ‘Аббас послал его к Ибн аз-Зубайру, когда люди только начали присягать ему. Он велел передать ему, что проповедь произносится после праздничной молитвы и именно так это делалось. И Ибн аз-Зубайр совершил молитву перед проповедью[21].

Джабир ибн Самура (да будет доволен им Аллах) передаёт: «Я совершал с Пророком, да благословит и приветствует его Аллах, праздничную молитву не раз и не два, и была она без азана и икамы»[22].

Не разрешается произносить азан или икаму перед праздничной молитвой в любом случае, и никто не имеет права утверждать о необходимости этого, ни для того, чтобы люди знали о времени её совершения, ни для того, чтобы обратить их внимание на её приближение, ни с иной целью, потому что все эти причины существовали и во времена сподвижников (да будет доволен ими Аллах), однако они не поступали так, и Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, не велел делать это. А это свидетельствует о том, что данное действие является нововведение… А Аллах помогает.

Описание праздничной молитвы

Праздничная молитва состоит из двух рак‘атов и включает открывающий такбир, а также семь такбиров перед чтением аятов в первом рак‘ате и пять такбиров перед чтением аятов во втором рак‘ате.

‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Пророк Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «В день Праздника разговения в первом рак‘ате следует произносить семь такбиров, а во втором — пять, а читать аяты следует в обоих рак‘атах»[23].

Аль-Вудайн Ибн ‘Ата передаёт, что аль-Касим Абу ‘Абду-р-Рахман передал ему со слов кого-то из сподвижников: «Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, совершил с нами молитву в день Праздника и произнёс четыре такбира, и потом ещё четыре. Завершив молитву, он повернулся к нам лицом и сказал: “Не забудьте: как такбиры погребальной молитвы”, и он выпрямил пальцы, поджав большой палец»[24].

Са‘ид ибн аль-‘Ас передаёт, что он спросил Абу Мусу аль-Ашари и Хузайфу ибн аль-Йамана о том, как Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, произносил такбиры в Праздник разговения и Праздник жертвоприношения. Абу Муса сказал, что Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, совершал такбиры так же, как и во время погребальной молитвы. Хузайфа сказал: «Он прав». Абу Муса сказал: «Я произносил такбиры именно так, когда совершал молитву с людьми в Басре»[25].

Аль-Альбани (да помилует его Аллах) сказал: «В действительности в этом люди имеют право выбирать. Кто желает совершать четыре такбира, может поступать так, опираясь на данный хадис и подтверждающие его сообщения, передаваемые от сподвижников. А кто желает, может произносить семь такбиров в первом ракате и пять во втором на основании хадиса с непрерывным иснадом, на который указал аль-Байхакы. Он передаётся от нескольких сподвижников и является достоверным, если собрать все пути, которыми он передаётся. Это я разъяснил в “Ирва аль-галиль”, № 639.

В действительности разрешено и то, и другое, и какой бы из двух способов человек ни выбрал, он поступит в соответствии с Сунной. И нет оснований для фанатизма и разобщения. Что же до меня, то я предпочитаю семь и пять, потому что это больше»[26].

Такбиры являются сунной, и их оставление, как умышленное, так и нечаянное, не делает молитву недействительной. Ибн Кудама сказал: «И я не знаю разногласий в этом вопросе»[27]. Аш-Шаукани сказал, что, согласно наиболее правильному мнению, если человек оставил эти такбиры по забывчивости, он не должен совершать земной поклон в качестве искупления (суджуд ас-сахв)[28].

Хаммад ибн Саляма передаёт от Ибрахима, что аль-Валид ибн ‘Укба вошёл в мечеть, а недалеко от входа сидели Хузайфа и Абу Муса. Аль-Валид спросил их: «Как мне поступать в Праздник?» Ибн Мас‘уд сказал: «Говоришь: “Аллах велик”, восхваляешь и прославляешь Аллаха, призываешь благословение на Пророка, да благословит и приветствует его Аллах, и обращаешься к Аллаху с мольбами, потом опять произносишь такбир, восхваляешь и прославляешь Аллаха, призываешь благословение на Пророка, да благословит и приветствует его Аллах, и обращаешься к Аллаху с мольбами, потом опять произносишь такбир, восхваляешь и прославляешь Аллаха, призываешь благословение на Пророка, да благословит и приветствует его Аллах, и обращаешься к Аллаху с мольбами, потом опять произносишь такбир, восхваляешь и прославляешь Аллаха, призываешь благословение на Пророка, да благословит и приветствует его Аллах, и обращаешься к Аллаху с мольбами. Потом читай “Аль-фатиху” и другую суру, произноси такбир и совершай земной и поясной поклоны. Потом встань, прочитай “Аль-фатиху” и другую суру, произноси такбир, восхваляй Аллаха и прославляй Его, призывай благословение на Пророка, да благословит и приветствует его Аллах, и обращайся к Аллаху с мольбами, потом снова произноси такбир, восхваляй Аллаха и прославляй Его, призывай благословение на Пророка, да благословит и приветствует его Аллах. Потом совершай земной и поясные поклоны». Хузайфа и Абу Муса сказали: «Он прав»[29].

‘Абдуллах ибн Мас‘уд  сказал о праздничной молитве: «После каждых двух такбиров нужно восхвалять и прославлять Всевышнего Аллаха»[30].

Нужно ли поднимать руки во время такбиров?

Не передаётся достоверных сообщений о том, что Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, поднимал руки во время такбиров. От ‘Умара передаётся сообщение о поднятии рук, однако оно не относится к числу достоверных.

В «Аль-мухалля» (вопрос № 543) говорится: «И он не должен поднимать руки во время праздничной молитвы, кроме как там, где он поднимает руки в остальных молитвах»[31].

Чтение аятов во время праздничной молитвы

Во время праздничной молитвы имам читает суры «Славь имя Господа твоего Высочайшего»[32] и «Дошёл ли до тебя рассказ о покрывающем»[33] или «Приблизился Час»[34] и «Каф. Клянусь Кораном Славным»[35].

Ан-Ну‘ман ибн Башир (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха , да благословит и приветствует его Аллах, читал по Праздникам и во время пятничной молитвы суры «Славь имя Господа твоего Высочайшего» и «Дошёл ли до тебя рассказ о покрывающем». А если Праздник выпадал на пятницу, он читал эти две суры в обеих молитвах[36].

Самура ибн Джундуб передаёт, что Посланник Аллаха , да благословит и приветствует его Аллах, читал в дни двух Праздников «Славь имя Господа твоего Высочайшего» и «Дошёл ли до тебя рассказ о покрывающем»[37].

Абу Вакыд аль-Лейси передаёт: «‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил меня о том, что читал Посланник Аллаха , да благословит и приветствует его Аллах, по Праздникам, и я сказал ему, что он читал “Приблизился Час” и “Каф. Клянусь Кораном Славным”»[38].

Совершаются ли какие-то молитвы перед праздничной или после неё?

Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, вышел в день Праздника разговения и совершил два рак‘ата молитвы. И он не совершал ни до неё, ни после неё никаких других молитв. А потом он подошёл к женщинам вместе с Билялем и велел им подавать милостыню[39].

Абу аль-Му‘алля передаёт: «Я слышал как Са‘ид передавал, что Ибн ‘Аббас говорил, что нежелательно совершать молитву перед праздничной».

Ибн Хаджар приводит мнения некоторых учёных по этому вопросу. Одни согласны в этом вопросе с Ибн ‘Аббасом, а другие придерживались иного мнения, а третьи разделили в этом вопросе имама и человека, который совершает молитву под руководством имама.

Он сказал: «Некоторые маликиты утверждают о существовании согласного мнения (иджма‘), гласящего, что имам не должен совершать никаких добровольных молитв в месте совершения праздничной молитвы. Ибн аль-‘Араби сказал: “Если бы совершались добровольные молитвы в месте совершения праздничной, до нас бы дошли сообщения об этом. Что же касается тех, кто считает это разрешённым, то они исходят из отсутствия прямых запретов на совершение молитв в это время. А кто оставил это, тот поступил так, исходя их того, что Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, не совершал этих молитв, и кто следует его примеру, тот на верном пути”»[40].

Проповедь после праздничной молитвы

Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт: «Я совершал праздничную молитву вместе с Посланником Аллаха , да благословит и приветствует его Аллах, Абу Бакром, Умаром и Усманом (да будет доволен ими Аллах), и все они совершали молитву перед проповедью»[41].

Абу Са‘ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаёт: «В Праздники разговения и жертвоприношения Посланник Аллаха , да благословит и приветствует его Аллах, отправлялся к месту совершения молитвы. Он начинал с молитвы, а завершив её, вставал напротив людей, которые сидели рядами, и увещевал их, наставлял и отдавал веления. Если же после этого он хотел послать куда-нибудь военный отряд, то делал это, и если хотел приказать сделать что-то, то приказывал. Потом он уходил».

Абу Са‘ид сказал: «Люди не переставали придерживаться этого, пока однажды в Праздник жертвоприношения (или: разговения) я не отправился на молитву вместе с Марваном, тогдашним правителем Медины[42]. Когда мы пришли к месту молитвы, оказалось, что там стоит минбар, установленный Кaсиром ибн ас-Сальтом. Марван собрался подняться на него до молитвы. Я потянул его за одежду[43], но он высвободил её, поднялся на минбар и произнёс проповедь до молитвы. Я сказал ему: “Клянусь Аллахом, вы ведь изменили (сунну)!” Он сказал: “О Абу Са‘ид, то, что ты знаешь, уже в прошлом!” Тогда я сказал: “Клянусь Аллахом, то, что я знаю, лучше того, что мне неизвестно!” Марван сказал: “Люди не стали бы сидеть после молитвы, чтобы послушать нас, поэтому я произнёс её перед молитвой”»[44].

‘Абдуллах ибн ас-Саиб (да будет доволен им Аллах) передаёт: «Я был вместе с Посланником Аллаха , да благословит и приветствует его Аллах, в день Праздника, и завершив молитву, он сказал: “Поистине, мы произносим проповедь, и кто желает послушать её, пусть останется, а кто не желает, может уйти”»[45].

Ибн ‘Аббас сказал: «Проповедь произносится после молитвы»[46].

Следует ли начинать проповедь с такбира?

Праздничную проповедь нужно начинать с небольшой проповеди, которая известна как хутбат аль-хаджа. Не передаётся достоверных сообщений о том, что Пророк, да благословит и приветствует его Аллах,начинал праздничную проповедь с такбира. Об этом упоминает Ибн аль-Каййим в «Зад аль-маад»[47].

Хутбат аль-хаджа: (введение проповеди)

إنَّ الْحَمْدَ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ وَنَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ، وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا، وَمِنْ سَيّئَاتِ أَعْمَالِنَا، مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلاَ مُضِلَّ لَهُ، وَمَنْ يُضْلِلْ فَلاَ هَادِىَ لَهُ، وَأَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ.

Вся хвала Аллаху, мы восхваляем Его, ищем Его помощи и Его прощения. Мы ищем убежища у Аллаха от зла в наших душах, и зла в наших поступках. Тех, кого ведет Аллах, никто не сможет сбить с пути, а те, кто неверно направлен, не могут вестись им. Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует.

) يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُواْ رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالاً كَثِيرًا وَنِسَاء وَاتَّقُواْ اللّهَ الَّذِي تَسَاءلُونَ بِهِ وَالأَرْحَامَ إِنَّ اللّهَ كَانَ عَلَيْكُمْ رَقِيبًا(

)يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلاَ تَمُوتُنَّ إِلاَّ وَأَنتُم مُّسْلِمُونَ(

)يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ و قُولُوا قَوْلاً سَدِيدًا* يُصْلِحْ لَكُمْ أَعْمَالَكُمْ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَمَن يُطِعْ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ فَازَ فَوْزًا عَظِيمًا (

“О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным страхом к Нему и не умирайте иначе, как будучи мусульманами”[48].

“О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из неё пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, которым вы друг друга упрашиваете, и родственных связей. Поистине, Аллах – над вами надсмотрщик!”[49].

“О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите слово прямое. Он устроит вам ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот получит великую прибыль”.[50]

أَمَّا بَعْدُ: فَإِنَّ أَصْدَقَ الْحَدِيثِ كِتَابُ اللَّهِ، وَإِنَّ خَيْرَ الْهَدْيِ هَدْيُ مُحَمَّدٍ وَشَرَّ الْأُمُورِ مُحْدَثَاتُهَا وَكُلَّ بِدْعَةٍ ضَلَالَةٌ ، وَكُلَّ بِدْعَةٍ ضَلاَلَةٍ، وَكُلَّ ضَلاَلَةٍ فِي النَّارِ.

Воистину, самый правдивый рассказ – это Книга Аллаха, а наилучший путь – это путь Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Наихудшие из дел – новшества. Всякое новшество является ересью, а всякая ересь является заблуждением, а всякое заблуждение приводит в Адский огонь.

Восполнение праздничной молитвы

Абу Умайр, сын Анаса ибн Малика, передаёт: «Мне рассказали мои родственники по отцу из числа сподвижников-ансаров: “Однажды в облачный день мы не могли увидеть народившийся месяц шавваля, и мы постились с утра, а в конце дня приехали всадники, которые засвидетельствовали в присутствии Пророка, да благословит и приветствует его Аллах,, что видели народившийся месяц накануне”. И Посланник Аллаха , да благословит и приветствует его Аллах, велел им прервать пост и на следующий день выйти на праздничную молитву»[51].

Что делать, если человек не успел совершить праздничную молитву вместе с остальными?

Аль-Бухари (да помилует его Аллах) назвал одну из глав своего «Сахиха»: «Глава о том, что если человек не смог совершить праздничную молитву, ему следует совершить два рак‘ата, и это же касается женщин и тех, кто находится в домах и селениях, потому что Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Это наш Праздник — Праздник мусульман”».

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) велел своему вольноотпущеннику Ибн Абу ‘Утбе собрать всех его домочадцев, включая детей, в небольшом помещении и совершить с ними молитву в два рак‘ата так, как совершает имам.

‘Икрима сказал, что жители чернозёмов Ирака собираются в Праздник и совершают молитву в два рак‘ата, как делает имам.

‘Ата сказал: «Если он не смог совершить праздничную молитву, ему следует совершить молитву в два рак‘ата»[52].

Разрешение играть в игры, не связанные с ослушанием Аллаха

Анас (да будет доволен им Аллах) передаёт, что, когда Посланник Аллаха , да благословит и приветствует его Аллах, прибыл в Медину, у жителей города существовал обычай устраивать игры в дни двух Праздников, сохранившийся со времён невежества. Посланник Аллаха , да благословит и приветствует его Аллах, спросил: “Что это за дни?” Люди сказали: “Мы устаивали игры в эти дни во времена невежества”. Посланник Аллаха , да благословит и приветствует его Аллах, сказал:“Поистине, Аллах заменил вам это лучшим, а именно: Праздником разговения и Праздником жертвоприношения”»[53].

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт: «Однажды Абу Бакр зашёл ко мне, а у меня сидели две девочки из числа ансаров, которые напевали слова, которые произносили ансары в день битвы при Буасе. При этом они не были певицами. Абу Бакр воскликнул: “Свирель Шайтана в доме Посланника Аллах, да благословит и приветствует его Аллах,?!” Посланник Аллаха , да благословит и приветствует его Аллах, сказал:“О Абу Бакр, у каждого народа есть свой праздник, и это — наш Праздник”»[54].

А в версии Муслима ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Попробуйте понять совсем молодую девушку, любящую развлечения».

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) также передаёт: «Однажды Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, зашёл ко мне, когда у меня сидели две девочки, которые пели песни, которые пели в день битвы при Буасе и он лёг на постель и отвернул лицо в другую сторону.

Абу Бакр зашёл ко мне и упрекнул меня, сказав: “Свирель Шайтана у Пророка, да благословит и приветствует его Аллах,?!”. Посланник Аллаха , да благословит и приветствует его Аллах, повернулся к нему и сказал: “Оставь их”. А когда он отвлёкся, я сделала им знак глазами, и они вышли»[55].

‘Аиша также рассказывала: «В Праздник эфиопы пришли в мечеть и стали играть (своими копьями) в мечети, и Пророк, да благословит и приветствует его Аллах,позвал меня, и я положила голову на его плечо и стала смотреть на их игры. И это продолжалось до тех пор, пока я сама не перестала смотреть на них».

Желательность поздравления с Праздником

Джубайр ибн Нуфайр передаёт: «Когда сподвижники Посланника Аллаха , да благословит и приветствует его Аллах, встречались в день Праздника, они говорили друг другу: “Да примет Аллаха и от нас, и от вас!”»[56].

Такбир в дни Праздников

Всевышний Аллах сказал: «В месяце рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А кто болен или находится в пути, пусть он постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны»[57].

В «Тафсире» Ибн Касира говорится: «Многие учёные считают обоснованием для произнесения такбира в праздничные дни этот аят: “чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличивали Аллаха”. Дауд ибн ‘Али аль-Асбахани аз-Захири даже считал такбиры в Праздник разговения обязательными, исходя из Слов Всевышнего: “и возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь”. Имам Абу Ханифа (да помилует его Аллах) придерживался противоположного мнении, не считая такбиры в праздничные дни узаконенными. А остальные считали такбиры в праздничные дни желательными». Это относится к Празднику разговения. Такбир в этот день произносят со времени выхода на молитву до начала праздничной проповеди.

Что же касается Праздника жертвоприношения, то Всевышний Аллах сказал:  «Поминайте Аллаха в считанные дни»[58].

В «Ирва аль-галиль» (т. 3, стр. 121) говорится: «Ибн Абу Шейба передаёт от аз-Зухри сообщение с безупречным (сахих) иснадом: “В Праздник люди произносили такбир, когда выходили из своих домов и продолжали делать это пока не приходили на место молитвы и пока имам не выходил к ним. А когда он выходил, они замолкали, а когда он произносил такбир, они тоже произносили такбир”».

Там же (т. 3, стр. 122) говорится: «Аль-Фирйаби приводит сообщение с безупречным (сахих) иснадом от аль-Валида ибн Муслима: “Я спросил аль-Авзаи и Малика ибн Анаса о произнесении такбира во всеуслышание в дни двух Праздников, и они сказали: ‹Да. ‘Абдуллах ибн ‘Умар произносил его во всеуслышание в Праздник разговения, пока не выходил имам›”».

Там же (т. 3, стр. 123) говорится: «От аз-Зухри передаётся достоверный хадис-мурсаль. Ибн Абу Шейба (т. 2, стр. 1, № 2) сказал: “Нам передал Йазид ибн Харун от Ибн Абу Зиба от аз-Зухри, что Посланник Аллаха , да благословит и приветствует его Аллах, выходил в Праздник разговения и произносил такбир, пока не доходил до места совершения молитвы. Завершив молитву, он больше не произносил такбир”»[59].

Этот иснад категории мурсаль безупречен (сахих). Это сообщение приводит и аль-Мухамили (т. 2, стр. 142).

По-другому его передаёт Ибн ‘Умар, который возводит это сообщение к Пророку, да благословит и приветствует его Аллах,передавая, что Посланник Аллаха , да благословит и приветствует его Аллах, выходил в дни двух прваздников вместе с аль-Фадлем ибн ‘Аббасом, ‘Абдуллахом, аль-‘Аббасом, ‘Али Джафаром, аль-Хасаном, аль-Хусейном, Усамой ибн Зейдом, Зейдом ибн Харисой, Айманом ибн Умм Айман (да будет доволен ими Аллах), громко провозглашая единственность Аллаха и возвеличивая Его. Он шёл дорогой (аль-Джададин) и, завершив (молитву и проповедь), возвращался дорогой (аль-Хазаийн), пока не заходил в свой дом.

Аль-Альбани сказал после этого хадиса: «Я считаю этот хадис достоверным, как версию, возводимую к Пророку, да благословит и приветствует его Аллах, так и версию, не возводимую к нему. А Аллах знает обо всём лучше»[60].

Время такбира в Праздник жертвоприношения начинается утром в день ‘Арафа и продолжается до послеполуденной молитвы в последний из дней ташрика.

Аль-Альбани (да помилует его Аллах) сказал «От ‘Али и Ибн ‘Аббаса передаются соответствующие достоверные сообщения, которые я привёл в “Аль-ирва” (т. 3, стр. 125). Аль-Хаким также приводит такое сообщение от Ибн Аббаса».

В «Аль-ирва» приводится сообщение под № 653: «Передаётся достоверное сообщение от ‘Али (да будет доволен им Аллах) о том, что он произносил такбир после утренней молитвы в день ‘Арафа и продолжал делать это до послеполуденной молитвы в последний из дней ташрика».

Ибн ‘Умар и Абу Хурайра отправлялись на рынок в первые десять дней (месяца зу ль-хиджжа) и произносили такбир. И люди тоже начинали произносить такбир[61].

Полезное замечание: аль-Альбани (да помилует его Аллах) сказал: «Этот хадис является доказательством того, что Шариатом узаконено произнесение такбира вслух по дороге к месту молитвы, как делают мусульмане… Хотя сейчас многие стали пренебрегать этой сунной, так что кажется порой, что она осталась в прошлом. Причина в том, что их религиозность ослабла, и они стали стесняться открыто демонстрировать Сунну. К сожалению, для многих из тех, кто занимается наставлением и направлением людей это занятие сводится к обучению людей тому, что они и так знают. А на то, что людям необходимо знать, они не обращают внимания и считают изучение этого вопроса и напоминание об этом людям пустяком, не заслуживающим того, чтобы совершать его и обучать ему… Поистине Аллаху мы принадлежим и к Нему возвращаемся!

В этой связи следует напомнить о том, что громкое произнесение такбира группой в один голос, как его произносят некоторые люди, не узаконено Шариатом. Это же относится ко всем видам поминания Аллаха как к тем, которые предписано произносить громко, так и к остальным. Во всех этих случаях Шариат не предписывает людям собираться вместе. В качестве примера можно привести джамаат, известный в Дамаске как “азан аль-джук”. Групповое произнесение этих фраз очень часто приводит к тому, что слово или предложение разрывается в таком месте, где нельзя останавливаться, например, возникает пауза после слов “Нет божества” в свидетельстве о единственности Аллаха. Это происходит, когда совершаются утренняя и закатная обязательные молитвы, и мы слышали это не раз. Мы должны остерегаться подобного и всё время вспоминать слова Пророка, да благословит и приветствует его Аллах: “Наилучшее руководство — руководство Мухаммада”»[62].

Описание такбира

Садик Хасан Хан сказал: «Если говорить об описании такбира то наиболее достоверным из сообщений на эту тему является сообщение с безупречным (сахих) иснадом, которое передаёт ‘Абду-р-Раззак от Сальмана. В этом сообщении говорится: “Произносите такбир так: ‹Аллах Велик, Аллах Велик, Аллах намного более Велик, (чем всё остальное)›[63]. Он сказал в комментариях к “Аль-мунтака”, цитируя “Аль-фатх”, что люди придумали добавления к этой формуле, не имеющие обоснования в Шариате”».

Аш-Шаукани сказал: «Очевидно, что такбир в дни ташрика следует произносить не только после обязательных молитв. Это желательно делать в любое время в эти дни, на что указывают эти сообщения»[64].

Перед этим он сказал: «Не упоминается ни какая-то особая формулировка такбира, ни определённое время, в которое его следует произносить, ни определённое число. Шариат предписывает произносить его чаще в эти дни, как после обязательных молитв, так и в другое время. Что же касается вошедшего у людей в привычку трёхкратного произнесения такбира после каждой обязательной молитвы и однократного произнесения такбира после каждой добровольной молитвы в эти дни на основе сказанного в некоторых книгах по фикху, и отказа от произнесения такбира в эти дни в другое время, то, насколько мне известно, никаких доказательств этому нет. Самое достоверное из всего, что передаётся от сподвижников об этих такбирах — что их следует произносить, начиная после утренней молитвы в день ‘Арафа и до послеполуденной молитвы в последний из дней ташрика»[65].

Абу Умар Салим Аль-Газзи

18. Рамадан, 1431 г.х.


[1] То есть выходной одежды.

[2] Аль-Бухари, № 324, 351 и 971. Муслим, № 890.

[3] «Ар-рауда ан-надиййа», т, 1, стр. 357.

[4] «Ар-рауда ан-надиййа», т. 1, стр. 357.

[5] Аль-Альбани сказал: «У него надёжные передатчики, от которых передавали аль-Бухари и Муслим». См. также «Тамам аль-минна», стр. 344.

[6] Ат-Табарани в «Аль-аусат». См. «Ас-сахиха», № 1279. Аль-Альбани сказал: «Сообщение с хорошим иснадом».

[7] Аль-Бухари, № 953. Сахих сунан ат-Тирмизи, № 447. Также Ибн Маджа. См. «Аль-фатх», т. 2, стр. 447, и аль-Альбани, «Мухтасар аль-Бухари», т. 1, стр. 233.

[8] Сахих сунан Ибн Маджа, № 1422. Также ат-Тирмизи. Аль-мишкат, № 1440.

[9] «Зад аль-маад», т. 1, стр. 172. «Фатх аль-Бари», т. 2, стр. 361.

[10] Аль-Бухари, т. 2, стр. 259–260. Муслим, т. 3, стр. 20. Ан-Насаи, т. 1, стр. 234.

[11] Здесь подразумевается близкое родство Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими) с Посланником Аллаха , да благословит и приветствует его Аллах, который любил его и обращался к Аллаху с мольбами о том, чтобы Он наделил его знанием.

[12] Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) родился в 619 году, а в год смерти Посланника Аллаха , да благословит и приветствует его Аллах, ему было тринадцать лет.

[13] О религиозных обязанностях.

[14] Аль-Бухари, т. 2, стр. 373. Муслим, т. 2, стр. 18–19.В версии Муслима от Ибн Джурайджа имеется добавление: «Я спросил ‘Ата: “Должен ли имам в наше время подходить к женщинам после завершения молитвы и увещевать их? ”. Он ответил: “Да, клянусь! Почему же они не делают этого?”».

[15] «фатх аль-Бари», т. 2, стр. 450.

[16] «Аль-умм», т. 1, стр. 207.

[17] Аль-Бухари, № 986.

[18] Ахмад. Сахих сунан Ибн Маджа, № 1301. «Аль-ирва», т. 3, стр. 104–105.

[19] Абу Дауд и другие. «Аль-ирва», т. 3, стр. 101.

[20] Аль-Бухари № 960. Муслим № 886. Приводится его версия.

[21] Муслим, № 886.

[22] Муслим, № 887.

[23] Ад-Даракутни, аль-Байхакы и другие. «Сахих сунан Абу Дауд», № 1020. См. «Аль-ирва», т. 3, стр. 108.

[24] Ат-Таххави, «Шарх мушкиль аль-асар». Аль-Альбани назвал его хорошим (хасан) в «Ас-сахиха», 2997.

[25] «Сахих сунан Абу Дауд», № 1022. См. «Ас-сахиха», т 6, стр. 1260.

[26] См. «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха», т. 6, стр. 1263.

[27] Аль-Альбани сказал: «Да, молитва не становится от этого недействительной, потому что нет доказательств того, что такбиры являются непременным условием (шарт) или необходимым действием (рукн) молитвы. Если человек пропустил такбиры по забывчивости, ему следует совершить два искупительных земных поклона (суджуд ас-сахв), а если он сделал это умышленно, он должен довести молитву до конца». «Аль-мавсу‘а аль-фикхиййа», т. 2, стр. 406.

[28] Сеййида Сабика, «Фикх ас-сунна», т. 1, стр. 320.

[29]«Аль-ирва», т. 3, стр. 115, говорится, что, по словам аль-Хайтам (т. 2, стр. 205), это хадис-мурсаль, а ат-Табарани приводит в «Аль-кабир» сообщение со связным иснадом от Ибн Мас‘удом: «Между каждыми двумя такбирами — столько времени, сколько достаточно, чтобы произнести слово». Аль-Мухамили, т. 2, стр. 121, также приводит сообщение со связным иснадом от ‘Абдуллаха: «Между каждыми двумя такбирами — восхваление и прославление Всевышнего Аллаха».

[30] Аль-Байхакы и другие. Хадис с хорошим иснадом. См. «Аль-ирва», т. 3, стр. 115.

[31] «Тамам аль-минна», стр. 348.

[32] Сура аль-Аля 87 «Всевышний».

[33] Сура аль-Гашийа 88 «Покрывающее».

[34] Сура аль-Камар 54 «Месяц»

[35] Сура 50 «Каф»,

[36] Муслим, № 878.

[37] Ахмад и другие. См. «Аль-ирва», № 640.

[38] Муслим № 891.

[39] Аль-Бухари, № 989. Муслим. № 884.

[40] «Фатх аль-Бари», т. 2, стр. 476.

[41] Аль-Бухари № 962. Муслим, № 884.

[42] Марван был назначен правителем Медины после 661 года.

[43] Абу Са‘ид хотел обратить внимание Марвана на то, что сначала нужно помолиться.

[44] Аль-Бухари, № 956. Муслим, № 889.

[45] Сахих сунан Абу Дауд, № 1024.

[46] Муслим, № 886.

[47] Ибн Маджа приводит сообщение со слабым иснадом о том, что Посланник Аллаха , да благословит и приветствует его Аллах, произносил такбиры во время проповеди. Аль-Альбани сказал «Тамам аль-минна», что это сообщение, во-первых, не является доказательством того, что открытие праздничной проповеди такбиром узаконено Шариатом, а во-вторых, у него слабый иснад.

[48] Сура 3 «Семейство Имрана», аят 102.

[49] Сура 4 «Женщины», аят 1.

[50] Сура 33 «Сонмы», аяты 70-71.

[51] Абу Дауд, № 2339, а также ан-Насаи и Ибн Маджа. Аль-Альбани назвал его достоверным в «Ирва аль-галиль», № 634.

[52] «Фатх аль-Бари», т. 2, стр. 475.

[53] Абу Дауд и ан-Насаи. Ас-сахиха, № 2021.

[54] Аль-Бухари, № 952. Муслим, № 892.

[55] Аль-Бухари, № 949.

[56] «Тамам аль-минна», стр. 354–356.

[57] Сура 2 «Корова», аят 185.

[58] Сура 2 «Корова», аят 203.

[59] «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха», № 171.

[60] См. также «Аль-аусат» имама аль-Мунзири (т. 4, стр. 249).

[61] Аль-Бухари приводит его в виде хадиса-та‘лик без иснада. А Ибн Хаджар сказал в «Аль-фатх»: «Я не видел такого сообщения, которое передавалось бы от них с непрерывным иснадом».

[62] «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха», т. 1, стр. 331.

[63] «Аллаху Акбар Аллаху Акбар Аллаху Акбару кабиран».

[64] «Ар-рауда ан-надиййа», т. 1, стр. 367.

[65] «Ар-рауда ан-надиййа», т. 1, стр. 366.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws

(2660)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Закрыть