С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
‘Абдуллах ибн Буср передаёт от своей сестры по имени ас-Самма, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«لاَ يَصُومَنَّ أَحَدُكُمْ يَوْمَ السَّبْتِ إِلاَّ فِيمَا افْتُرِضَ عَلَيْهِ، وَإِنْ لَمْ يَجِدْ إِلاَّ لِحَاءَ شَجَرَةٍ فَلْيَمْضُغْهُ ».
«Не соблюдайте пост в субботу, за исключением поста, который вменил вам в обязанность Аллах, и если даже один из вас не найдёт ничего чем можно прервать пост, кроме кожицы от винограда или веточки дерева пусть пожуёт её» Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Хаким и другие. Аль-Альбани назвал его достоверным в «Ирва аль-галил», № 960, и в «Тамам аль-минна», стр. 405.
Имам ат-Тахави, да помилует его Аллах, сказал после того как привёл упомянутый выше хадис ‘Абдуллаха ибн Бусра: «Некоторые, опираясь на этот хадис считали добровольный пост в субботу нежелательным, а другие придерживались противоположного мнения считая, что ничего плохого в таком посте нет» «Шарх ма‘ани аль-асар», т. 3, стр. 80. Аль-Альбани указал на него в «Ирва аль-галил» (т. 4, стр. 125).
Мнения учёных относительно добровольного поста в субботу основываются на утверждения о слабости упомянутого выше хадиса, или же его противоречии достоверным хадисам, или о том, что он отменён или же о том, что разрешается поститься в субботу, если человек постится день перед ней или день после неё (На эту тему написано несколько посланий, в том числе и «Аль-кауль а-сабит фи саум йаум ас-сабт» шейха Мухаммада аль-Хамуда ан-Неджди, да хранит его Аллах).
Если говорить собственно о хадисе, то некоторые учёные считали его надёжным. Например, ат-Тирмизи назвал его хорошим (хасан). А аль-Хаким сказал: «Достоверный хадис, отвечающий условиям аль-Бухари». Аз-Захаби согласился с ним. Ибн Хузайма и Ибн Хиббан также считали этот хадис достоверным. Ибн Хаджар собрал пути, которыми передаётся этот хадис. В «Тальхыс аль-хабир» (т. 2, стр. 822). И аль-Альбани собрал их в «Ирва аль- галил» (960).
Что же касается утверждений о том, что этот хадис противоречит достоверным, то есть относится к категории шазз либо со стороны иснада, либо со стороны текста, то такое предположение сторонники этого мнения высказали только после того, как не смогли согласовать этот хадис с остальными хадисами на эту тему, и мы не можем принять это утверждение просто потому, что импоказалось невозможным это согласование. Этот хадис не подходит под признанное определение хадисов категории шазз, поскольку противоречие в данном случае несколько иного рода, и это очевидно».
Если говорить о мнении тех, кто утверждает, что хадис отменён, то это недоказанное утверждение, а потому мы не можем отказаться учитывать этот хадис на основе этого утверждения.
Что же касается разрешения соблюдать пост в этот день вместе с постом в пятницу или в воскресенье, то у нас нет доказательств подтверждающих это. Исключение очевидно: «Кроме поста, который Аллах вменил вам в обязанность». Разве посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не мог сказать: «Не поститесь в субботу отдельно от других дней» или: «Не поститесь в субботу иначе как постясь день перед ней или день после неё»?
В «Тамам аль-минна» говорится: «Утверждение о том, что подразумевается пост в одну только субботу отдельно от других дней противоречит словам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): “Кроме поста, который Аллах вменил вам в обязанность”. Эти слова как сказал Ибн аль-Каййим в “Тахзиб ас-сунан”, “являются доказательством того, что запрещено поститься в субботу как отдельно от других дней, так и вместе с другими днями, если только речь не идёт об обязательном посте”. Потому что упомянутое исключение предполагает отсутствие других. Соответственно, любой пост в субботу в любой форме запрещён кроме обязательного поста, если он попадает на этот день.
Если бы запрещённым был только пост в субботу отдельно от других дней. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал бы: “Не поститесь в субботу, кроме как вместе с предыдущим или следующим за ней днём”, как он сказал о пятнице. А поскольку в качестве единственного исключения он упомянул обязательный пост, то становится ясно, что во всех иных случаях соблюдать пост в субботу запрещено.
Если бы существовали иные исключения, они заслуживали бы упоминания и разъяснения в хадисе больше, чем исключение, касающееся обязательного поста, потому что мысль о том, что обязательный пост является исключением, приходит в голову скорее, чем мысль о том, что пост в субботу вместе с предыдущим или последующим днём является исключением. Таким образом, упомянутое исключение является указанием на то, что других исключений из этого правила не существует, и это очевидно».
Мы можем сказать: «Тот, кто считает, что разрешается соблюдать добровольный пост в субботу вместе с предыдущим или последующим днём, приравнивает субботу к пятнице. Но на каком основании?» Такой человек как будто считает, что если бы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не соблюдайте пост в пятницу, кроме поста, который Аллах вменил вам в обязанность», то этого было бы достаточно и в остальных хадисах о пятнице не было бы нужды. Да убережёт нас Аллах от подобных мыслей! К тому же посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о пятнице то, чего не говорил о субботе. И среди того, что он сказал о пятнице, как мы уже упоминали, было: «Если только речь не идёт о посте, который один из вас соблюдает обычно».
И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о посте в день сомнений: «Если только речь не идет о посте, который человек соблюдает обычно — тогда пусть постится в этот день» Аль-Бухари, № 1914. Муслим, № 1082. Он упомянут далее.
Если бы разрешалось соблюдать пост в субботу помимо обязательного поста, то эти исключения были бы упомянуты Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), как были они упомянуты в случае с пятницей и днём сомнений, а также серединой ша‘бана для тех, кто привык поститься. А Всевышний Аллах знает обо всём лучше.
Поэтому, как мне представляется, тексты, имеющие отношения к этому вопросу, можно разделить на три категории.
Категория первая: тексты, из которых следует, что поститься в субботу разрешено в любом случае. Например, хадис, в котором Джувайриййа бинт аль-Харис, да будет доволен ею Аллах, передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) зашёл к ней в пятницу, а она в этот день постилась. Он спросил: «Постилась ли ты вчера?» Она ответила: «Нет». Он спросил: «А собираешься ли тыпоститься завтра?» Она ответила: «Нет». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тогда прерви свой пост».
К этой же категории можно отнести и хадис Ибн ‘Умара о том, что посланник аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самым любимым для Аллаха является пост Дауда. Онпостился через день…» Аль-Бухари. № 3420. Муслим, № 1159.
А этот означает, что человек, который привык соблюдать пост Дауда (мир ему), имеет право поститься в субботу, если его пост попадает на этот день.
Категория вторая: к этой категории относятся тексты, из которых не следует ни разрешённость, ни запретность. Например, хадис Убайда аль-Араджа: «Моя бабушка рассказывала мне, что однажды она зашла к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в субботу, когда он обедал. Он сказал ей: “Иди сюда, поешь!” Она ответила: “Я пощусь”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: “Ты постилась вчера?” Она ответила: “Нет”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Тогда ешь, ибо пост в субботу — ни за тебя, ни против себя”» Ахмад и другие. «Силсилят аль-ахадис ас-сахиха», № 225.
К третьей категории относятся тексты, из которых следует, что любой пост в субботу, за исключением обязательного, запрещён. Об этой категории текстов мы упоминали выше. В качестве примера можно привести хадис ас-Саммы. Как же нам взаимодействовать с этими текстами? Тот, кто никогда не постится в субботу, за исключением обязательного поста не противоречит ни одному из этих текстов. Это согласуется с известным в основах фикха правилом: «Запрещающее предпочитается разрешающему».
В книге «Аль-итибар» (стр. 39) аль-Хазими, да помилует его Аллах, сказано, что в подобных случаях, в том числе и в случае с постом в субботу, от этого действия лучше отказаться: «Потому что совершая запретное, человек берёт на душу грех, а оставляя дозволенное, он не совершает греха. Следовательно, от данного действия лучше отказаться…».
Он, да помилует его Аллах, также сказал о том, как выбрать наиболее правильное мнение: «Если один хадис представляет собой слова, а другой — действие, то слова — лучшее разъяснение, а также потому, что среди учёных нет разногласий относительно того, что слова являются полноценным доказательством, а относительно действия они разошлись во мнениях: нужно ли следовать за ним, а также потому, что само по себе действие ни на что не указывает, в отличие от слов. Следовательно, слова — более сильный довод».
Таким образом, человек избавляет себя от совершения дела, которое не принесёт ему ни награды, ни наказания.
Аль-Альбани, да помилует его Аллах, сказал после хадиса: «Не поститесь в субботу…»:
«Если понимать хадис буквально, то он указывает на то, что запрещено соблюдать пост в субботу, за исключением обязательного поста. И некоторые учёные, например, ат-Тахави, согласны с этим пониманием. Из хадиса явно следует, что запрещено поститься в субботу отдельно от других дней. И я не вижу различий между тем, кто постится в этот день, даже если он совпадает с днём ‘Арафа или другими благодатными днями и тем, кто постится в день Праздника, когда он выпадает на понедельник или четверг, поскольку и то, и другое запрещено. Это мнение большинства учёных о Празднике, о чём говорится в “Аль-мухалля” (т. 7, стр. 27).
Шейх Махмуд Махди Истанбули, да помилует его Аллах, сказал в своей книге “Саум рамадан” (стр. 49): “Из хадиса ясно следует, что поститься в этот день запрещено, и не указано, идёт ли речь об одном этом дне или о посте в этот день в сочетании с другими днями, а основой является принятие хадиса таким, какой он есть. А Аллах знает обо всём лучше”».
Шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах, напомнил о словах посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, от чего бы ты ни отказался ради Всевышнего Аллаха, Он непременно заменит его тебе чем-то лучшим» Ваки‘ в «Аз-зухд» и Амад. Иснад этого хадиса отвечает условиям Муслима. См. «Силсилят аль-ахадис ад-да‘ифа», № 5. Поэтому пусть вас не печалит, если вы не постились в день ‘Арафа или ‘Ашура, который выпал на субботу, учитывая этот хадис.
В связи с этой темой мне вспомнились слова аль-Бухари в его «Сахихе»: «О бедре сказано следующее… Анас сказал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) открывал своё бедро (Ибн Хаджар, «фатх аль-Бари», т. 1, стр. 478. Муслим, № 2401). У хадиса Анаса лучше иснад, а хадис Джархада ближе к осторожности, и таким образом разрешаются видимые противоречия».
В действительности в этом вопросе больше подробностей, чем мы упомянули, однако я ограничусь этим материалом. А Всевышний Аллах знает обо всём лучше.
В любом случае подобные вопросы не должны приводить к взаимной ненависти и злобе и становится критерием в лояльности (валя) и отречение (бара).
Аз-Захаби сказал после того, как привёл вопрос, в котором, как он считал, один из известных учёных ошибся в своём иджтихаде: «Если бы каждого, кто ошибся в своём идтихаде притом, что его вера искренна, а сам он стремится следовать истине, мы обвиняли бы в неверии и приверженности нововведениям, тогда мало кто из имамов избежал бы нашей критики. Да помилует Аллах их всех и да покроет Он их Своей милостью и щедростью!» Аз-Захаби, «Сийар а‘лям ан-нубаля», т. 14, стр. 376.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
(714)