Главная Статьи Вероубеждение Об именах и качествах Аллаха Обязательность веры в вознесении Аллаха на Его Трон
Обязательность веры в вознесении Аллаха на Его Трон

Обязательность веры в вознесении Аллаха на Его Трон

3.96K
29

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Обязательность веры в вознесении Аллаха на Его Трон и Его возвышенность над Своими созданиями, вместе с близостью со Своими созданиями, и что в этом нет никакого противоречия     

В понятии веры в Аллаха, как мы уже упомянули, входит вера во все то, о чем известил Аллах в Своей книге, и что передается в различных сообщениях от Его посланника, и в чем едины праведные предшественники общины. Что Аллах, Слава Ему, находится над Своими небесами, на Троне, возвышенным над Своими созданиями. И Он, Слава Ему, вместе с ними, где бы они ни были. Он знает обо всем, что они делают. Как собрано между этим в Его словах: “Он – Тот, Кто сотворил небеса и землю в шесть дней, потом утвердился на Троне. Он знает, что входит в землю, и что выходит из нее. Что  нисходит с неба и что поднимается к нему. И Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит то, что вы делаете”. (“Железо”: 4). И смысл слов: “И Он с вами”, вовсе не означает Его смешивание с созданиями. Этого и не требует языковое значение слова. И это является противоположностью того, на чем едины праведные предшественники. И противоположностью того, что создал Аллах из творений. Поистине, луна является одним из знамений Аллаха. И она одна из маленьких Его созданий, его местоположение на земле. И, несмотря на это, она вместе с путешественником и не путешественником, где бы он ни был. И Он, Слава Ему, над Своим Троном, наблюдает над Своими созданиями и охраняет их, осведомлен о них. И в это входят другие значения Его Господства.

Объяснение:

Автор, да смилуется над ним Аллах, обособил эта два вопроса, (вознесение над Троном, и совместное пребывание вместе с созданиями), предупреждением, убирающим проблемы. И тот, кто вообразил наличие противоречия между ними, тот думает и полагает, что это как качества созданий. И что Он смешан с ними. И как же тогда Он может быть над Своими созданиями, будучи вознесенным, на Троне, и, одновременно быть близким  к ним, без смешивания с ними? Ответ на это сомнение, как это объяснил ученый автор, да смилуется над ним Аллах, можно дать с нескольких сторон:

Первая сторона: что это не обязательно с точки зрения арабского языка, на котором был ниспослан священный Коран. Поистине, слово “вместе, مع” в арабском языке обозначает сопровождение, сопутствие. И ни в коем случае оно не означает ни смешивание, ни примешивание, ни соседство, ни прикосновение. Иногда ты говоришь: “Со мною жена”, и ты находишься в одном месте, а она в другом. Или же говоришь: “Мы продолжали свой путь, и с нами была луна”. Несмотря на то, что она на небе, и бывает как с путешественниками, так и с не путешественниками, где бы они ни были. И если это верно по отношению к луне, и она является маленьким созданием, то, как же мы не можем соотнести это по отношению к Творцу, который величественнее любой вещи.

Вторая сторона: это мнение противоречит единому мнению праведных предшественников общины, из числа сподвижников и последователей. (А они являются лучшими поколениями). Которые являются примером для подражания. И все они едины во мнение, что Аллах вознесся на Свой Трон, возвышен над Своими созданиями, отделен от них. Они едины в том, что Он вместе со Своими созданиями Своими знаниями, Слава Ему и превыше Он всего, как это они объясняют слова Всевышнего: “И Он вместе с вами”.

Третья сторона: что это является противоречием того, что создал Аллах из Своих творений. То есть: установил и упорядочил в творении. Поистине, творения созданы на признание возвышенности Всевышнего Аллаха над Своими творениями. Поистине, творения обращаются к Аллаху, во время испытаний и бедствий по направлению к верху. Они не обращаются направо, или налево. И никто их не учит этому, и не указывает, куда необходимо обратиться. Поистине, это происходит по обязательной природе их творения, которой сотворил Аллах людей согласно ею.

Четвертая сторона: что это противоречит тому, о чем известил Аллах в Своей книге, и различным передачам от Его посланника. В том, что Он, Всевышний, находиться на Своем Троне, возвышен над Своими созданиями. И вместе с тем, Он вместе с ними, где бы они ни были. (Под различными (таватир), сообщениями подразумеваются те сообщения, которые приводят множественное количество людей. И их количество делает невозможным обвинение во лжи, или недостоверности этих сообщений. Ведь невозможно представить, что через всю цепь передатчиков, от ее начала и до конца передавалось бы ложное сообщение). Аятов и хадисов на эту тему множество. В их числе и те аяты, которые упомянул автор, да смилуется над ним Аллах. А Аллах об этом знает лучше.

И слова автора, да смилуется над ним Аллах: “И Он, Слава Ему, над Своим Троном, наблюдает над Своими созданиями и охраняет их, осведомлен о них”. Являются подтверждением и усилением предыдущих слов. В которых упоминалось Его возвышенность над Своим Троном одновременно близость со Своими созданиями. С упоминанием двух из Его имен: “Наблюдающий и Охраняющий”. Аллах Всевышний сказал: “Поистине, Аллах над вами Наблюдатель”. (“Женщины”: 1). И наблюдение есть надзор над положением Его рабов. И в этом есть доказательство Его близости к ним. И сказал Всевышний: “Он – Аллах, нет божества, кроме Него. Царь, Святой, Мирный, Верный, Охранитель”. (“Собрание”: 23). И Охранитель является свидетелем над Своими созданиями, осведомленным об их деяниях, надзирающим над ними.

“И в это входят другие значения Его Господства”. То есть: из Его Господства вытекает, что Он, Слава Ему, находиться над Своими созданиями Своей сущностью. И осведомлен об их деяниях, близок к ним Своими знаниями и охватыванием. Он меняет их положения, подсчитывает их деяния и воздает их согласно этому.

Во что необходимо быть убежденным из возвышенности Аллаха и Его близости, Слава Ему. Значение пребывания Всевышнего “в небе”, и доказательства этого

Все эти слова, которые  упомянул Аллах, что Он над Троном, и что Он вместе с нами, являются истиной,  по отношению к Нему. Они не нуждаются в изменении. Но, однако, в умы проникла ложь. Как, например, мысль, что явные слова Аллаха: “В небе”, означают, что небеса носят Его, или закрывают Его. А это является ложью, по единодушному мнению ученых и верующих. Ведь Аллах уже: “Престол Его объемлет небеса и Землю”. (“Корова”: 255). И Он Тот, Кто: “Держит небеса и Землю, чтобы они не исчезли”. (“Создатель”: 41). “И Он держит небо, чтобы оно не упало на Землю иначе, как с Его позволения”. (“Хадж”: 65). “Из Его знамений – что стоит небо и Земля по Его повелению”. (“Румы”: 25).

Объяснение:

Автор, да смилуется над ним Аллах, объясняет, во что необходимо быть убежденным по отношению к тому, что известил нам Аллах о Своей сущности, что Он над Троном и вместе с нами. Что необходимо верить в это таким образом, как известил нам это Аллах. И нельзя изменить и исказить эту веру от ее явной и открытой стороны. Как это делают искажающие и лишающие из числа джахмитов и мугтазилитов, и им подобных. Они измышляют, что это не истина, а лишь переносное значение. И изменяют вознесение на Трон, как захват царства. А возвышенность Аллаха над Своими созданиями, как возвышенность Его Мощи и Силы. И подобные этим ложные искажения и изменения, которые являются искажением слов Аллаха от их истинного смысла и значения и места. Среди них есть те, которые говорят, что значением совместного пребывания Аллаха является Его пребывание в каждом месте. Как это говорят джахмиты и другие. Превыше Аллах от их слов возвышенной высотою.

Его слова: “Но, однако, в умы проникла ложь. Как, например, мысль, что явные слова Аллаха: “В небе”, означают, что небеса носят Его, или закрывают Его”. Носят: то есть несут, поддерживают. Закрывают: то есть прикрывают, ограждают Его. И закрывать может только лишь та вещь, которая находится сверху. И, конечно же, мы не подразумеваем, эти две вещи, когда говорим, что Всевышний в небесах. И кто мыслит подобным образом, тот заблудился далеким заблуждением. И это из-за двух причин:

Первая причина: это противоречит единодушному мнению ученых и верующих, которые едины, что Аллах над Троном, отличен от Своих созданий. В Его сущности нет ничего от Его созданий. А в Его созданиях нет ничего от Его сущности. И мы уже говорили об этом, когда объясняли слова Всевышнего: “А в безопасности ли вы от того, Кто в небе?” Если под небом мы подразумеваем обычное небо, то предлог “в”, обозначает “на”. То есть: на небе. А если под небом мы подразумеваем высь, то значением “в небе”, будет в возвышенности. А Аллах об этом знает лучше.

Вторая причина: что это мнение сталкивается в своем противоречии с доказательствами Корана, указывающими на величие Аллаха и Его заботу к Своим созданиям. И нужду созданий в Нем. Как в словах Всевышнего: “Престол Его объемлет небеса и Землю”. Престол является огромным творением, которое находится перед Троном. И он более велик, нежели небеса и Земля. А Трон еще более величественнее его. И если небеса и Земля меньше престола, а престол меньше Трона, а Аллах величественнее каждой вещи, то, как же в таком случае небеса могут нести Его, или закрывать Его?

И так же слова Всевышнего: “Поистине, Аллах держит небеса и Землю, чтобы они не исчезли”. “И Он держит небо, чтобы оно не упало на Землю иначе, как с Его позволения”. “Из Его знамений – что стоит небо и Земля по Его повелению”. Эти аяты указывают на то, что небеса и Земля нуждаются в Нем. А Он тот, Кто держит их, чтобы они не исчезли, или не упали бы. И их существование зависит только лишь от Его приказаний. Вместе с этим не подразумевается, что Всевышний нуждается в них, чтобы они несли бы Его, или же закрывали бы Его. Превыше Аллах от этого мнения высокою высью.

Серии из статьи : Доказательства установления имен и качеств Аллаха из сунны

Из книги Комментарии к “Акыде аль-Васатийе” Шейха аль-Ислама, Ахмада Ибн Теймийи

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

 Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws

(3961)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

Комментарии (29)

    1. Ассаламу алейкум …перевод смысла не запрещено же…это русскоязычный сайт,и как понят какому нибудь новобранцу что говориться в статье,если там перевод аята не будет!?

      1. Но тем самым вы можете совершить ошибку.Вы говорите о троне Аллаха,и что Аллах(СубхьанАллахи ва Та’аля) вознесся на Трон.
        О троне и престоле Аллаха(СубхьанАллахи ва Та’аля) мы знаем только их название, а понять их подлинное значение мы не в состоянии.
        И говорит что Аллах вознесся на трон ‘Арш,это уподобление его творениям,а уподобление Аллаха его творением,Это Харам.

        1. сестра это не я говорю. .этому свидетельствует Коран и сунна..Если вы прочитаете тему то поймете иншаАллах все..
          я согласен,но мы говорим что признаем тот факт что Аллах вознесся на Трон Арш (т.к. в Коране Аллах С,Т. нам сообщил об этом), но мы не даем этому качество,т.е. мы не спрашиваем как Он Вознесся..мы признаем факт,но не спрашиваем как…

          1. Имам Абу Ханифа в «Аль-Васыййа» сказал: «Мы признаем, что Аллах истава на Трон, без нужды в нем и (без) утверждения на нем. Он – Хранитель Трона и (всего) помимо Трона. Если бы Он был нуждающимся, то Он не смог бы создать мир и управлять им, как творение. И если бы Он был нуждающимся в восседании и утверждении (на Троне), то где же тогда Он был до создания Трона? Он превыше этого». (См.: Мулла Али Аль-Кари: Шарх аль-фикх аль-акбар, изд-во: Дар аль-башаир аль-исламиййа, Бейрут, 1998 г., стр. 126-127., см. также: Абу Ханифа: Аль-васыййа, стр. 2.)

          2. Создатель сего мира извечен, а не создан, поэтому Его атрибуты отличаются от атрибутов созданий. Одним из атрибутов этих созданий является их связь с пространством, они обязательно должны занимать какое-либо место, быть в каком-либо направлении. Аллаху же не присуще все это, поскольку это атрибуты созданий, бытие которых лишь возможно… Из вышесказанного следует: 1. Аллах извечен, мир создан, Трон является частью этого мира. Если бы Аллах расположился на Троне, то это означало бы, что Он расположился на чем-то возникшем (созданном), а как известно, это относится только к атрибутам созданных, Аллах же извечен. 2. Аллах существовал до возникновения Трона, если бы Он располагался на Троне, то это свидетельствовало бы в пользу того, что Он нуждается в нем. Следовательно, Трон должен быть либо таким же извечным, как Аллах, из чего мы имеем множество извечных, а это абсурд. Либо Трон может быть созданным, но если Аллах в нем нуждается, то тоже является созданным. В то же время и Трон для своего существования нуждается в Аллахе, в итоге мы получаем замкнутый круг, что также абсурдно. 3. Аллах извечен и не связан ни с каким местом в пространстве, и таковым Он был до создания Трона. Если бы после создания Трона Он разместился на нем, то это указывало бы на изменение Аллаха от состояния отсутствия связи с пространством к связи с ним. Но, как известно, изменчивость и связь с пространством является атрибутом созданий, а Аллах превыше этого. 4. Если бы Аллах располагался в каком-либо месте, то Он был бы либо равен ему, либо меньше него, в обоих случаях Он имел бы границы, а это абсурд, поскольку размеры и исчисление являются атрибутами созданий. Второй вариант, когда Аллах больше упомянутого пространства, тогда следует, что Он состоит из частей, поскольку одна часть находится в упомянутом пространстве, а другая вне его, а это вновь абсурдно.

          3. Невозможно, чтобы какое-либо место в Его небесах или Его земле охватило Его, ибо Он такой же, каким Он был до сотворения пространства.

          4. Современный ваххабитский ученый Ар-Раджихы (да направит его Аллах на истинный путь) пишет: «Да. А разве истива является чем-то иным, кроме как сидением?… И из контекста аята, мы узнали, что в словах Всевышнего: «Милостивый истава на Трон», имеется в виду, что Он возвысился на Трон и воссел (джаляса), но так, как подобает Его величию». (См.: Ар-Раджихы: Кудум катаиб аль-джихад лигазви ахль аз-зандака ва аль-ильхади аль-каилина би-гадам аль-ахзи би-хадис аль-ахад фи масаил аль-игтикад, изд-во: Дар ас-самигы, Эр-рияд, 1998 г., стр. 101.) Ваххабиты действительно верят, что Аллах сидит на Троне, но так, как подобает Его величию Это явный ташбих. Никто из саляфов не трактовал истива в значении «восседания»(джулус).

        2. сестра я прочел все что вы написали…и попытаюсь вам ответить словами ученых о понимание имен и атрибуты Аллаха…Сказал Шейх Абдуль-К’адира Джиляни в своей книге “аль-Гьуньят ли Толиби тарикь аль-Хакь фи аль-Ахлякь ва ат-Тасоввуф ва аль-Адаб аль-Ислямия”/Достаточность для требующего путь Истины в Исламском нраве, Тасаввуфе и поведении:
          “Глава в познании Творца.
          Мы скажем: “Познание Творца заключает в себя то, чтоб мы были убеждены, что Он Един, Самодостаточен, не рождал и не был рожден и нет Ему ничего подобного: Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий, Видящий. Нет ни похожего на Него, ни подобного Ему…и Он в Возвышенности [‘Улув] Вознесшийся над Троном…и у Него две Руки,…Он Пречист от подобия творениям, и нет места свободного от Его Знания. Запрещено описывать Его тем, что он повсюду, напротив говорится, что Он в небесах на Троне: Милостивый Вознесся на Трон… Пророк, , постановил о Исламе рабыни ответившей на вопрос: Где Аллах? Указав на небеса…Необходимо употребление слова Вознесся [Истива], без аллегории, а именно так что Он Вознесся Сущностью Своей над Троном, не в смысле сел или прикоснулся, как говорят муджасима и каррамия, и не в смысле возвышенность Его ранга, как сказали ашариты, и не в смысле овладения, как говорят му’тазилиты, потому что Шариат не пришел с подобным, и не передано подобное ни от кого из Сахабов, Табиинов и праведных предшественников из Асxабуль-Хадис…Вознесение [Истива] является Его сущностным качеством, и оповестил Он нас об этом в семи аятах, в Книге Своей, а так же пришло это в Сунне, и это есть качество, обязательно присущее Ему, и подобающее Ему, как и Рука [Ядд], Лик [Воджх], Глаз [‘Айн], Жизнь, Мощь…и мы не отойдем от Книги и Сунны, будем читать аяты и хадисы и уверуем в то, что в них, однако, знание о форме-образе [кейфият] в Качествах и Атрибутах Его, оставим на Знание Аллаха Всевышнего ”.

  1. Если я не права, то Ради Аллаха исправьте мои ошибку и приведите мне доказательство чтоб я в будущем придерживалась одного мнения и могла доказать что ,то ,что я говорю правда… Если же я ошиблась где то, Да простит меня Всевышний Аллах( СубхьанАллахи ва Та’аля).

    1. Вопрос шейху Албани:
      Вопрос: Шейх у меня пару вопросов по акиде и ахкамам (фикху).
      1-й вопрос по акиде. «Истава ‘аляль Аршихи». Означает ли это, что Аллах Своей Сущностью (би затихи) утвердился (мустакиррун) на Троне?
      Ответ: Нельзя использовать слова, которые не пришли в Шариате.
      Нельзя описывать Аллаха тем, что Он утвердился (мустакиррун), потому что «истикрар» (утверждение) во первых – это качество (сифат) людей. Второе, мы не говорим по отношению к нашему Господу «Утвердился как подобает Его Величию» как это мы говорим при «Истава» (т.е. Возвысился как подобает Его Величию).
      Мы не описываем Аллаха, кроме как тем чем Он Сам Себя описал, далее говорим это с «танзихом» (тем, что Он Пречист): «Нет ничего подобного Ему, Он Слышащий и Видящий». Это ответ на первый вопрос.

      1. И тут тоже Шейх Албани говорит «Нельзя описывать Аллаха тем, что Он утвердился (мустакиррун), потому что «истикрар» (утверждение) во первых – это качество (сифат) людей. Второе, мы не говорим по отношению к нашему Господу «Утвердился как подобает Его Величию» как это мы говорим при «Истава» (т.е. Возвысился как подобает Его Величию).»

        1. К примеру, согласно убеждениям Ахли-Сунны, то, что значение «нисхождение», в том, что Аллах Сам нисходит на нижнее небо в реальном смысле, как подобает Его Могуществу, и никто об этом не знает, кроме Него.
          Но значит ли, то что Аллах нисходит на нижнее небо, что Он покидает Трон или нет?
          Шейх ибн Усеймин сказал в отношении подобного вопроса: «Мы говорим, что подобный вопрос относится к излишним и не имеющим необходимости вопросам, и тот кто спрашивает об этом, не достоин благодарности за вопрос. Мы спрашиваем: Вы более проницательны чем сахабы в понимании Атрибутов Аллаха? Если ответом будет: «Да», тогда мы скажем, что он лжец, а если он скажет: «Нет», то мы скажем: «Довольствуйся же тем, чем довольны они». Они не спрашивали Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда Он снисходит, оставляет ли Он свой Трон?» Почему вы спрашиваете об этом? Просто скажите: «Нисходит». Оставил Он свой Трон или нет, это не ваше дело. Вам приказано верить в сообщения, особенно в отношении сущности Аллаха и Его Атрибутов, потому что это вопросы, которые выше рационального мышления». См. Маджму Фатауа Шейх Мухаммад аль-Усеймин, 1/204-205.
          Также по теме:
          Ибн Аббас сказал: «Подножие Трона — это место Стоп, а Трон никто не способен представить себе достойным образом, кроме Всевышнего Аллаха». См. Ибн Абу Шейба в «Сыфат аль-Арш» и аль-Хаким в «аль-Мустадрак». Шейх аль-Албани назвал его достоверным и прерванным в «Шарх аль-Агъида ат-Тахауийа».
          Шейх уль-Ислам Ибн Теймия сказал: «Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда кто-нибудь из вас молится, то пусть не плюет перед собой, ведь Аллах перед ним когда он молится» — берутся по внешнему смыслу. Аллах над Троном, и Он перед молящимся. Это может быть применено даже к сотворенным: когда человек смотрит на небо, солнце и луну, то небо, солнце и луна находятся над ним, и в тоже время перед ним» См. «Маджму аль-Фатауа» 5/101.
          Аллаху известно лучше.

          1. Шейх Ибн Теймия противоречит своим словам, он говорил что Аллах ( СубхьанАллахи ва Та’аля утвердился НА Троне ‘Арш, но теперь мы видим что Пророк Мухаммад СаляЛлаху алейха ва салям)Аллах над Троном, и Он перед молящимся. Это может быть применено даже к сотворенным: когда человек смотрит на небо, солнце и луну, то небо, солнце и луна находятся над ним, и в тоже время перед ним» См. «Маджму аль-Фатауа» 5/101.Аллаху известно лучше.

  2. «Человек не имеет права думать, что одна часть откровения может противоречить другой. Кто-то может сказать, что Коран и Сунна утверждают о том, что Аллах находится над Троном и что эти утверждения противоречат очевидному смыслу высказывания Всевышнего «Где бы вы ни были, Он всюду с вами» Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4 и изречения Пророка «Когда каждый из вас встает на намаз, то Аллах оказывается перед Его Ликом» [4] и т.д.
    Такие слова являются ложью и заблуждением, потому что Аллах действительно присутствует рядом с нами и действительно находится над Троном, и оба эти утверждения одновременно подтверждаются следующим высказыванием Всевышнего: «Он – Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он ведает о том, что проникает в землю, и о том, что исходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Где бы вы ни были, Он всюду с вами. Аллах видит все, что вы вершите» Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4.
    Аллах поведал о том, что Он находится над Троном, но ведает обо всем происходящем, и поэтому повсюду присутствует рядом с нами. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также говорил, что Аллах находится над Троном и ведает обо всем, что вы делаете .[5]
    Если арабский предлог “маа” (букв. “с, при”) используется в широком смысле, то он обозначает сочетание вещей, но не подразумевает их соприкосновения или близости справа и слева. И даже если он связан с определенными обстоятельствами, он все равно обозначает сочетание вещей при этих обстоятельствах, и поэтому мы говорим, что луна или звезды путешествовали с нами. Мы также говорим, что наша поклажа с нами, потому что она доступна нам. И это утверждение справедливо, даже если она находится над нашей головой. Что же касается Аллаха, то Он действительно присутствует рядом с творениями и действительно находится над Троном» .[6]
    В-третьих, присутствие Аллаха рядом с творениями означает, что Аллах объемлет Свои творения знанием, могуществом, слухом, зрением, властью, господством и другими божественными качествами. При этом общее присутствие Аллаха рядом с творениями не ограничивается конкретным лицом или группой лиц, потому что Всевышний сказал: «Где бы вы ни были, Он всюду с вами» Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4.
    Он также сказал: «Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше – Он всегда с ними, где бы они ни находились» Сура “аль-Муджадила” (“Препирающаяся”), аят 7.
    Если же речь идет о присутствии Аллаха рядом с конкретным лицом или группой лиц, то имеются в виду божественная помощь, поддержка и наставление на прямой путь.
    Примером присутствия Аллаха рядом с конкретными лицами являются следующие слова Всевышнего, обращенные к Мусе и Харуну: «Не бойтесь, ибо Я – с вами, и Мне все слышно и видно» Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 46.
    А говоря о Пророке Мухаммаде, мир ему и благословение Аллаха, Всевышний сказал: «Их было двое, и когда они были в пещере, он сказал своему спутнику: “Не скорби, ибо Аллах – с нами”» Сура “ат-Тауба” (“Покаяние”), аят 40.
    А примером присутствия Аллаха рядом с лицами, обладающими похожими качествами, является следующее кораническое откровение: «Будьте терпеливы, ибо Аллах – с терпеливыми» Сура “аль-Анфаль” (“Добыча”), аят 46. И похожих аятов в Коране очень много.
    Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя писал: «Смысл присутствия Аллаха рядом с творениями меняется в зависимости от контекста. Всевышний сказал: «Он ведает о том, что проникает в землю, и о том, что исходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Где бы вы ни были, Он всюду с вами. Аллах видит все, что вы вершите» Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4. Из контекста явно видно, что смысл присутствия Аллаха рядом с творениями заключается в том, что Аллах видит людей, наблюдает за ними, заботится и ведает о них. Аллах присутствует рядом с творениями своим знанием, и этого мнения придерживались ранние мусульманские богословы. В этом и состоит очевидный и подлинный смысл этого откровения».
    Далее он сказал: «Находясь в пещере, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, также сказал своему спутнику: «Не скорби, ибо Аллах – с нами» Сура “ат-Тауба” (“Покаяние”), аят 40. Очевидный смысл этих слов также был истинным, и в сложившихся обстоятельствах присутствие Аллаха выражалось в Его всеобъемлющем знании, помощи и поддержке. То же самое относится к следующим словам Всевышнего: «Воистину, Аллах – с богобоязненными и теми, кто творит добрые деяния» Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 128. То же самое также можно отнести к словам, с которыми Аллах обратился к Мусе и Харуну: «Не бойтесь, ибо Я – с вами, и Мне все слышно и видно» Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 46. Очевидный смысл присутствия Аллаха рядом с творениями в этих аятах заключается в божественной помощи и поддержке».
    Далее он сказал: «Таким образом, смысл присутствия Аллаха рядом с творениями отличается от вытекающих из него выводов. Эти выводы зависят от смысла откровений и различаются в зависимости от обстоятельств»

    1. Видишь тут говориться Вознешийся Над троном, а потом опять написанно что» Он Вознесся Сущностью Своей над Троном, не в смысле сел или прикоснулся, как говорят муджасима и каррамия, и не в смысле возвышенность Его ранга, как сказали ашариты, и не в смысле овладения, как говорят му’тазилиты» Запрещено описывать Его тем, что он повсюду, напротив говорится, что Он в небесах на Троне: Милостивый Вознесся на Трон… Обьясни мне пожалуйста это

      1. То есть, упоминается установление вознесения Аллаха на Его Трон в семи аятах Книги Аллаха. В каждом из них упоминается установление вознесения одной фразой: «Вознесся на Троне». И это является основой и его истинным значением. Которое не включает изменения на другой смысл и значение. И вознесение есть качество действия, установленное Всевышнему Аллаху, путем, присущим Его божественной сущности. Как и все остальные Его качества. И оно (вознесение), имеет в арабском языке четыре значения: возвышение, поднятие, возвышенность, утверждение. И вокруг этих четырех значений вращаются объяснения праведных предшественников смысла вознесения, упомянутого в этих благородных аятах.
        И слова Всевышнего в первом и втором аятах: «Поистине, Господь ваш — Аллах». То есть: он Сотворил вас и облагодетельствовал вас своими милостями. И Он Тот, Кому единственно вы обязаны поклоняться. «Который Создал небеса и землю». То есть: Он творец мира. Творец небес и земли, и того, что между ними. «В шесть дней». И это: воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг и пятница. А в пятницу Он создал все творения. И в том числе, сотворил Адама, мир ему. «А потом Утвердился на Троне». То есть: вознесся и возвысился на Трон, образом, подобающим Его божественности. И это место свидетельства этого аята. И Трон — в арабском языке означает престол царей. И под Троном в данном случае, как указывают на это источники, мы подразумеваем стул, обладающий ножками, который несут ангелы. И он является как бы куполом мира и потолком для созданий.
        Его слова в третьем аяте: «Аллах — Тот, Кто Воздвиг небеса». То есть: возвысил их над Землей, высоким возвышением, и не возможно ни достичь, ни познать их размер. «Без опор, которые бы вы видели». Опоры — есть множественное число от слова: «опора». То есть: они стоят без каких-либо опор и столбов, на которых можно было бы им опереться. Однако они стоят лишь по Моще и Силе Всевышнего. Его слова: «Которые бы вы видели», служат усилением отрицания наличия опор. И говорят, что у них есть опоры, но, однако, мы не в состояние их увидеть. А первое мнение наиболее верное. «Потом Утвердился на Троне». Это место свидетельства этого благородного аята, для утверждения вознесения. И комментарии к другим аятам будут подобны комментарию к этому аяту.
        Со всех этих слов мы можем вынести следующую пользу: установление вознесения Аллаху на Его Трон. Путем, приличествующим Его божественной сущности. И в этом отвержение тем, кто искажает смысл вознесения, говоря, что под этим подразумевается: захват и победа. И объясняющим Трон, как Его царство. Они говорят, что вознесение на Трон есть захват Им Его царства. И победа Аллаха над другими. Все это является ложным с нескольких точек зрения:
        Первая: что это новый комментарий, противоречащий комментарию праведных предшественников из числа сподвижников и последователей, и их приверженцев. И первыми, кто высказал это мнение, были джахмиты и мугтазилиты. И это мнение является отвергнутым.
        Второе: если бы под вознесением на Трон подразумевался захват царства. То тогда не было бы никакого различия между Троном, семи нижними землями, животными и всеми остальными созданиями. Потому, что Он является выше всех и Владыкой всего. Тогда не было бы никакой пользы от упоминания Трона.
        Третье: это выражение: «Вознесся на Троне». Последовательно упоминается в Коране и в сунне. И ни разу в первоисточниках НЕ говорится: «Захватил Трон». Чтобы можно было бы комментировать этой фразой остальные источники.
        Четвертое: что эта фраза упоминается с предлогом: «затем», который обозначает последовательность, отсрочку и приостановление действия. И если бы значением «вознесся» было бы «захватил Трон», то ведь Его Мощь не может быть запоздалой. И как же Он мог ожидать, не захватывая Трон до того момента, пока не сотворил небеса и землю. Ведь поистине, Его Трон уже существовал за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли, как говорится об этом в обоих сборниках «Сахих». И как же можно себе представить, что Он был не в состоянии захватить Трон, до тех пор, пока не сотворил небеса и землю? И это пример самой большой лжи и обмана. А Аллах об этом знает лучше.

      2. Вопрос #12290: Есть ли противоречия между вознесением и снисхождением?
        Когда задают вопрос: «Где Аллах?» то я отвечаю: «Над семью небесами и Аршем»
        Но, когда приводят хадис о нисхождении Аллаха на нижнее небо в последнюю треть ночи, и спрашивают о том где находится Аллах. Также, некоторые утверждают, что последняя треть ночи существует постоянно (т.е. где-то на земле в определенное время). И из этого они доказывают, что Аллах не над Аршем.
        Ответ:
        Вся хвала Аллаху.
        Во первых, мы должны знать агиду Ахли Сунны Валь Джамаа относительно Имен и Атрибутов Аллаха. Ахли Сунна вал Джамаа подтверждает те Имена и Атрибуты, о которых Аллах сказал, без их изменения или отрицания, без обсуждения какие они и без уподобления чему либо еще. Они верят в то что Аллах приказал им верить, ведь Аллах сказал (перевод смысла):
        «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий.» (42:11)
        Аллах рассказал нам о Себе. Он сказал (перевод смысла):
        « Воистину, ваш Господь – Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон (или утвердился на Троне).» (7:54)
        «Милостивый вознесся на Трон» (20:5)
        Существуют и другие аяты, в которых говорится о том, что Аллах вознесся над Троном (Аршем).
        Вознесение Аллаха над Троном, означает, что Он Возвышен и Он над Троном (Аршем), так как подобает Его Величеству и Мощи. Никто не знает о качестве кроме Него.
        Из сахих Сунны доказано, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что Аллах нисходит в последнюю треть ночи. Это было передано от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наш Господь нисходит каждую ночь на нижнее небо, когда наступает последняя треть ночи, и Он говорит: «Кто взывает ко Мне, чтобы Я ответил? Кто просит у Меня, чтобы Я дал ему? Кто молит о прощении, чтобы Я простил его? (Бухари, Китаб аль Таухид, 6940, Муслим Салат аль Мусафирин, 1262)
        Согласно Ахли Сунне, значение нисхождение, в том, что Аллах Сам нисходит на нижнее небо в реальном смысле, как подобает Его Могуществу, и никто об этом не знает кроме Него.
        Но значит ли, то что Аллах нисходит на нижнее небо, что Он покидает Трон или нет?
        Шейх ибн Усеймин сказал в отношении подобного вопроса: «Мы говорим, что подобный вопрос относится к излишним и не имеющим необходимости вопросам, и тот кто спрашивает об этом, не достоин благодарности за вопрос. Мы спрашиваем: Вы более проницательны чем сахабы в понимании Атрибутов Аллаха? Если ответом будет «да», то мы скажем, что он лжец. И если он скажет «Нет», то мы скажем: «Довольствуйся же тем, чем довольны они. Они не спрашивали Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует): «О Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), когда Он снисходит, оставляет ли Он свой Трон?» Почему вы спрашиваете об этом? Просто скажите: «Снисходит». Оставил Он свой Трон или нет, это не ваше дело. Вам приказано верить в сообщения, особенно в отношении сущности Аллаха и Его атрибутов, потому что это вопросы которые выше рационального мышления.» Маджму Фатава Шейх Мухаммад аль Усеймин, 1:204-205
        Шейх уль Ислам ибн Теймия сказал:
        «Правильным мнением является то, что Он снисходит и что Он не покидает Трон. Душа человека привязана к телу ночью и днем, пока он не умрет, но когда человек спит то она восходит… Было сказано, что ночь различается, и что последняя треть ночи на востоке наступает быстрее чем на западе, поэтому снисхождение Аллаха на нижнее небо, о котором сказал Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) происходит в начале на востоке, а затем на западе…»
        См. Маджму Фатава ибн Теймия, 5:132
        Вознесение (истива) и снисхождение – два частных атрибута, которые относятся к Аллаху. Ахли сунна Валь Джамаа верят в это, но в этой вере они избегают уподобления Аллаху любого из Его созданий и обсуждения «Какой Он». Аллах не снисходит подобно тому как нисходят Его создания, потому что нет ничего подобного Аллаху, и Он Всеслышащий и Всевидящий. Они понимают на рациональных основах, что между Создателем и Его созданиями существует большая разница между их сущностями, атрибутами и действиями. Они не спрашивают о том, как Он нисходит, или как Он вознесся над Троном. Они вообще не спрашивают о качествах Его атрибутов, они верят, что существует «качество», но оно неизвестно, и мы никогда не сможем этого представить.
        Мы убеждены, все что было передано в Книге Аллаха или Сунне Его посланника – истина и они не противоречат друг другу, потому что Аллах сказал (перевод смысла):
        «Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий.» (4:82)
        Ведь противоречия в сообщениях указывали бы на то, что некоторые из них ложны, а это невозможно в случае когда Аллах и Его посланник говорят нам.
        Тот кто считает, что между книгой Аллаха и Сунной Его пророка существуют противоречия, то это значит, что либо у него не достает знания или он неправильно понимает или недостаточно размышлял над этим, поэтому пусть он продолжит приобретать знания и старается больше размышлять, до тех пор пока Истина не станет ясной для него. Если и после этого у него останутся вопросы в этой теме, то пусть оставит это для Того Кто знает все и пусть прекратит свои иллюзии и скажет, как сказали обладатели основательного знания: ««Мы уверовали в него. Все это – от нашего Господа» И пусть знает, что в Коране и Сунне нет противоречий, и конфликта между ними.
        Аллаху известно лучше.
        См. Фатава ибн Усеймин, 3:237-238
        Иллюзии насчет того, что между снисхождением Аллаха на нижнее небо и Его вознесением существует противоречия происходит из сравнения между Создателем и созданием. Ведь человек не может представить невидимые творения, например наслаждения Рая, так как же тогда мы сможем представить Создателя, Субханаху ва Тааля, Знающего о невидимом. Мы верим в то, что было передано о Его вознесении над (Троном), Его нисхождении и о Его возвышенности и совершенстве. Мы подтверждаем это (и говорим), что это все в соответствии с Его Величием и Могуществом.

        1. То что Аллах над троном это не заблуждение, так как Аллах Всевышний сам сказал в Коране»Милостивый возвысился над троном» об этом говорится в семи разных аятах Корана, поэтому кто говорит , что это заблуждение, тот сам находится в глубоком заблуждении. Видишь над Троном

          1. Слова 4 имамов о вознесении Аллаха над Троном
            Имам Абу Ханифа:
            «Тот, кто скажет: “Я не знаю, где находится мой Господь: на небе или на земле”, – впал в неверие. То же самое относится к тому, кто скажет: “Он на Троне (аль-‘Арш), но я не знаю, где находится Трон: на небе или на земле”. См. «аль-Фикъх аль-абсат» 46.
            А на вопрос женщины: “Где находится Тот, Кому ты поклоняешься?”, – Абу Ханифа ответил: «Воистину, Пречистый и Всевышний Аллах находится на небе, а не на земле». Когда же один человек его спросил: “А что ты скажешь про слова Всевышнего Аллаха: «Он с вами, где бы вы ни были» (аль-Хадид, 4)?”, – Абу Ханифа ответил: «Это подобно тому, как если бы в письме человеку ты писал: «Я с тобой», – однако ты рядом с ним не находишься». См. «аль-Асма уа ас-сыфат» 429.
            Имам Малик:
            Джа’фар ибн ‘Абдуллах рассказывал: «Мы находились у Малика ибн Анаса, когда к нему пришел какой-то человек и спросил: «О Абу Абдуллах! Милостивый возвысился на Троне. А как Он возвысился?» Этот вопрос вызвал у Малика столь сильный гнев, как ничто другое. Он посмотрел на землю и стал разгребать ее палкой, которая была у него в руке, продолжая это делать до тех пор, пока на нём не появилась испарина, после чего, подняв голову и бросив палку, он сказал: «Спрашивать «как» неразумно! То, что Он возвысился (на Троне) известно! Вера в это обязательна! А задавать вопросы об этом – ересь (бид’а)! И я думаю, что ты приверженец нововведений!», – после чего он велел выгнать этого человека». Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 6/325-326.
            Имам аш-Шафи’и:
            «Высказывание о Сунне, которого придерживаюсь я, а также придерживались наши сторонники из числа знатоков хадисов, которых я видел, и у которых я обучался, как например, Суфьян, Малик и другие, состоит в утверждении свидетельства, что нет никого, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха; что Всевышний Аллах находится на Своем Троне на небе, приближаясь к Своим творениям так, как пожелает; и что Всевышний Аллах нисходит на ближнее небо так, как пожелает». См. «Иджтима’ аль-джуйуш аль-ислямийя» 165, «Исбат сыфат аль-‘улую» 124.
            Имам Ахмад:
            «Мы веруем, что Аллах находится на Троне так, как Он пожелал, и так, как Ему угодно, без ограничения (би-ля хадд ) и без вида, которым смогли бы охарактеризовать Его описывающие либо ограничить Его (качества). Качества Аллаха от Него и принадлежат Ему. Он таков, как Он описал Себя Сам. И взоры не могут постичь Его». См. «Дар’ та’аруд аль-‘акъль уа-ннакъль» 2/30.

          2. Диспут между шейхом аль-Альбани и ашаритским азхаровским шейхом
            Это спор между ахли сунна уаль джамаа, которые верят в то, что Аллах над всем сотворенным, и матуридитами-ашаритами, которые не верят в это. Он также затрагивает их ложные обвинения в сторону ахли сунна.
            Сказал азхаровец: В вас есть благо, однако вы — муджассима и мушаббиха!
            Я сказал ему: Как это?
            Он ответил: Вы говорите: «Милостивый вознесся над Троном».
            Я сказал ему: О шейх, это не мои слова, однако это слова Господа Миров!
            Он ответил: Да, это верно, однако посредством веры в эти слова на их очевидном смысле вы придаете Аллаху место!
            Я ответил ему: Мой брат, мы верим в то, что пришло в Коране и Сунне, без уподобления, и отрицания. И сейчам мы докажем тебе, твоим же языком и знанием, что мы не говорим, что Аллах в месте, когда говорим, что Он вознесся над Троном, и что к нему возносится прекрасное слово.
            Он сказал: Как это?
            Я спросил его: Место — это вещь существующая, или несуществующая?
            Он ответил: Существующая.
            Я сказал ему: Хорошо! Это существуещее — оно ограниченное, или неограниченное?
            Он ответил: Ограниченное.
            Я сказал ему: Хорошо. Сейчас, над нами что?
            Он ответил: Первые небеса, небеса этого мира.
            Я сказал: Затем вторые, и третьи..?
            Он сказал: Да.
            Я сказал: И седьмые?
            Он сказал: Да.
            Я сказал ему: Над седьмыми — что там?
            Он ответил: Трон.
            Я подумал, что мы закончили с творениями, однако он пришел «с оставшимся».
            Я сказал ему: А что над Троном?
            Я думал, что он скажет: «Милостивый вознесся над Троном», однако он ответил: «Аль-Курубиюн (херувимы)».
            Я сказал ему: Что за курубиюн?
            Он ответил: Это ангелы.
            Я спросил у него: Есть ли аят, где говорится об ангелах, чье имя было бы «курубиюн», и также о том, что они над Троном?
            Он ответил: Нет.
            Я спросил: Есть ли хадис об этом от Посланника, да благословит его Аллах и приветствует?
            Он ответил: Нет.
            Я спросил: Тогда откуда ты взял такое, что над Троном ангелы, и что их имя — курубиюн?
            Он ответил: Так нас научили ученые Аль-Азхара.
            Я ответил: Субхан Аллах, я знаю, что ученые аль-Азхара говорят, что акида не берется кроме как из хадиса, достигшего степени мутаватир. Не просто достоверный хадис, и только, однако обязательно (по их мнению) чтобы он был мутаватир.Так как же вы взяли это в акиду, в то время как нет об этом даже одного достоверного хадиса, не то что мутаватир?!
            Я сказал ему: Хорошо, ты убежден, что над Троном — ангелы-курубиюн. А что над ними?
            Он сказал: Ничего нет.
            Я сказал ему: Субхан Аллах! Теперь ты свидетельствуешь сам против себя своим же языком, что саляфиты, которых вы называете ваххабитами, когда говорят, что Аллах над Троном, не придают Ему место, поскольку согласно твоему же мнению, место закончилось,согласно нашему мнению — на Троне, согласно тому что ты говоришь — на ангелах-курубиин, и нет места дальше над этими ангелами (поскольку место — это сотворенное, существующее, а творения кончаются на ангелах-курубиин согласно мнению этого азхаровца). И следовательно, мы веруем, что Аллах — над абсолютно всеми творениями, и воистину, мы убеждены, что Он не в месте.

          3. Для того чтобы понять что значат слова Аллаха «Милостивый возвысился над троном»
            мы сначала должны понять , что обозначают понятия «НАД» / «НА» / «ВВЕРХУ»
            Например Яблоко круглое и НА яблоке есть кожура, но ведь яблоко круглое имеем ли мы право говорить, что вся кожура НА яблоке или всё же часть кожуры не НА яблоке а ПОД яблоком!? Глупость данного утверждения очевидна.
            Также например человек одевает одежду и говорит : «НА мне одежда» «НА мне туфли», но если размышлять по ашаритски, то получается что часть одежды не НА человеке а ПОД человеком. Очевидно что ни кто из людей не будет говорить ни чего подобного.
            Также например если летчик будет лететь в небе и перевернет самолет и будет лететь вниз головой, то можно ли будет сказать, что он оказался ПОД землёй а земля НАД ним!? Конечно нет земля всегда будет под ним как бы он не крутился.
            По ашаристкой акыде получается, что если человек говорит, что небо над нами, что небо вверху, то говорит не правду, так как часть неба всегда находится с другой стороны земного шара, а значит находится под нами. Глупость таких воззрений не нуждается в разъяснении.
            Надо понять что существует семь земель и семь небес,
            Седьмая земля, охвачена шестой, шестая пятой, пятая четвертой, четвертая третей, третья второй, вторая первой на которой мы живём и которая охватывает собой все шесть земель и находится над ними.
            Превое небо в которой находятся все светила и галактики находится над семью землями и охватывает их, второе небо охватывает первое, третье охватывает второе, четвертое охватывает третье, пятое небо охватывает четвертое, шестое охватывает пятое, седьмое небо охватывает шестое, а престол Аллаха (Курси ) охватывает все семь земель и семь небес и находится над ними как об этом говорится в суре Бакара в аяте Курси (255)
            «Его Престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его их оберегание»
            Далее следует АРШ — трон Аллах, самое великое, самое большое творение Аллаха, которое объемлет в себе престол и всё, что в нём. и на этом творение заканчивается , выше трона только Аллах, на данном этапе заканчиваются привычные нам понятия места и времени.

  3. Далее следует АРШ — трон Аллах, самое великое, самое большое творение Аллаха, которое объемлет в себе престол и всё, что в нём. и на этом творение заканчивается , выше трона только Аллах, на данном этапе заканчиваются привычные нам понятия места и времени. И все таки Аллах Над ‘Аршем…

    1. Мы не знаем, как Пречистый Аллах вознесся на Трон, потому что ничего не ведаем о Его сущности. Но мы знаем, что означает слово استوى «истава» в арабском языке. Когда арабы используют после этого глагола предлог على «‘ала», они вкладывают в него четыре значения: «утвердился», «возвысился», «вознесся» и «поднялся».
      Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари сообщил, что муътазилиты истолковывают «вознесение на Трон» как овладение Троном. Следовательно, предшественниками тех, кто интерпретирует смысл восхождения таким образом, являются муътазилиты, и как же скверны эти предшественники!
      Приверженцы сунны и сторонники хадисов признают восхождение Аллаха на Трон и не придают ему какой-либо образ, как об этом писал Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари, да смилуется над ним Аллах.
      Знатоки арабского языка передали нам высказывания улемов, чье естество не было отравлено заразными философскими идеями. Они отказывались интерпретировать «вознесение на Трон» как овладением им.
      Давуд бин ‘Али аль-Асбахани рассказывал, что находился рядом с Ибн аль-А‘раби, когда какой-то человек вошел к нему и спросил:
      — Что означают слова Могучего и Великого Аллаха: «Милостивый вознесся на Трон» (Та ха, 5)?
      — Он находится на Троне так, как сообщил об этом, — ответил Ибн аль-А‘раби.
      — Абу ‘Аб­дул­лах, это зна­чит, что Он ов­ла­дел Тро­ном, — воз­ра­зил муж­чи­на.
      — От­ку­да ты зна­ешь? Ара­бы го­во­рят «ов­ла­дел», ко­гда двое лю­дей со­пер­ни­ча­ют за что-ли­бо, и один из них одер­жи­ва­ет верх и ов­ла­де­ва­ет этим.
      Зна­ние о зна­че­нии сло­ва «воз­не­се­ние» и не­же­ла­ние об­су­ж­дать, как имен­но это про­изош­ло, — это путь на­ших пра­вед­ных пред­ше­ст­вен­ни­ков. Од­на­ж­ды има­ма Ма­ли­ка спро­си­ли об ая­те «Ми­ло­сти­вый воз­нес­ся на Трон» (Та ха, 5): «Как Он воз­нес­ся?» Он умолк и по­крыл­ся ис­па­ри­ной, а по­том при­под­нял го­ло­ву и ска­зал: «Ми­ло­сти­вый воз­нес­ся на Трон так, как Он опи­сал это. Тут не спра­ши­ва­ют, как это про­изош­ло, по­то­му что та­кой во­прос в от­но­ше­нии Ал­ла­ха ис­клю­чен. Ты со­вер­ша­ешь ересь. Вы­ве­ди­те его от­сю­да!»
      В одной из версий сообщается, что Малик сказал: «Как — нам непонятно, хотя само вознесение не есть нечто неведомое. Верить в это обязательно, а спрашивать об этом — значит совершать ересь».
      Выражение «не есть нечто неведомое» означает, что нам известно значение слова «вознесение». В арабском языке оно имеет смысл, который понятен арабам и может быть разъяснен и переведен учеными. Поэтому многие пересказывают вышеупомянутое высказывание имама Малика, передавая лишь его смысл. Они говорят, что имам ответил тому мужчине: «Вознесение известно, но как — нам неведомо. Верить в это обязательно, а спрашивать об этом — значит совершать ересь». Выражения «вознесение известно» и «вознесение не есть нечто неведомое» означают одно и то же, и между ними нет разницы.
      Аль-Куртуби писал :
      Первые мусульмане (ас-Салафы), да будет доволен ими Аллах, не отрицали сторону [, в которой находится Аллах], и не говорили ничего такого. Напротив, они признавали то, что сказано об этом в Его Писании и что сообщили Его посланники. Никто из них не отрицал то, что Аллах действительно вознесся на Трон и избрал его, потому что Трон — величайшее из Его творений. Однако им не было известно о том, как это произошло, потому что сущность вознесения неведома. Малик сказал: «Вознесение (т.е. его лексическое значение) известно, но как — нам неведомо, а спрашивать об этом значит совершать ересь». То же самое говорила Умм Салама, и этого достаточно

      1. Мне кажеться мы говорим об одном и том же,простоо я не доходчиво обьясняюсь и обьясняла свою точку зрения…

        1. Вознесение Аллаха на Трон
          بسم الله الرحمن الرحيم
          Вознесение [аль-Истава] в арабском языке используется в смыслах указывающих на совершенство и завершенность.
          В Коране это пришло в трех видах:
          * Абсолютно,- безусловно [Мутлакь]; как в Слове Всевышнего:
          و لما بلغ أشده و استوى
          “Когда он достиг зрелого возраста…” Сура аль-Кьасас 14 аят. Здесь приходит в смысле, полноценности.
          * Связанное с предлогом,- “к” – إلى [иля]; как в Слове Всевышнего:
          ثم استوى إلى السماء فسوهن سبع سموت
          “…а затем обратился к небу и сделал его семью небесами”. Сура Корова 29 аят. Здесь приходит в смысле, направился своей полной волей.
          * Связанное с предлогом,- “на” – على [‘аля]; как в Слове Всевышнего:
          لتستوا على ظهوره
          “…чтобы вы поднимались на их спины (или палубы)…”. Сура аз-Зухрув 13 аят. Здесь приходит в смысле возвышения.
          Вознесение Аллаха на Троне, – смысл этого Возвышение Его на нем. Возвышение подобающее Величию и Всемогуществу Аллаха. Это относится к Его Атрибутам Действия, на которые указал Коран, Сунна и Иджма.
          Доказательством из Корана является Слово Аллаха:
          الرحمن على العرش استوى
          “Милостивый вознесся на Трон”. Сура Та-ха 5 аят.
          Доказательством из Сунны является то, что передает аль-Халяль в своей книге “ас-Сунна” с достоверным “иснадом”[1Цепочкой передатчиков.], на условиях Имама аль-Бухари, от Катады ибн ан-Нуьмана, t, что он сказал: “Я слышал как посланник Аллаха, (с.а.с), сказал: “Когда Аллах завершил творение, [Он] Вознесся на Трон”.[2Приводится так же у Ибн Каийима в книге “Иджтима аль-Джуюшь аль-Ислямия” стр. 34.]
          Сказал Шейх ‘Абд аль-К’адир аль-Джилани[3Смотрите аль-Гьунья стр. 96. Глава: Познание Творца.]: “Поистине это упомянуто в каждом священном Писании, ниспосланном Аллахом к Пророкам”.
          Сошлись в едином мнении все приверженцы Сунны [Ахлю-ас-Сунна]. На том, что Аллах Всевышний над Аршем Своим. Никто из них не говорил, что Он не над Аршем, и никто не сможет привести от них ничего подобного из утверждений, ни текстом, ни внешним смыслом.
          Сказал однажды один мужчина Имаму Малику, да смилуется над ним Аллах: “О Абу АбдаЛлах, Милостивый Возвысился над Троном. Каким образом возвысился?” Склонил свою голову Имам Малик, и выступил пот на его лбе, затем он ответил: “Вознесение не безызвестно, каким образом не познаваемо разумом, вера в это обязательна, а спрашивать об этом есть новшество, и я вижу в тебе приверженца этого новшества”. Затем Имам приказал выпроводить этого мужчину из мечети[4Приводится в книге “Сияр” Имама аз-Захаби 8/100-101. А так же в книге “Асмау ва Сифат” Имама аль-Байхакьи стр. 516.].
          Такая же история пришла от Рабиа ибн Абд ар-Рахмана, Шейха Имама Малика[5Приводится в книге “Асмау ва Сифат” Имама аль-Байхакьи стр. 516.].
          Слова Имама Малика: “Вознесение не безызвестно”,- означают, не безызвестен смысл этого в арабском языке, и смысл этого Возвышение.
          Слова Имама: “…каким образом не познаваемо разумом”,- означают что мы не можем познать разумом образ Вознесения Аллаха над Троном Его, т.к. путь познания этого лежит через “сам’а” [Тексты Корана и Сунны], но не упоминается образ этого в Коране и Сунне, а если отсутствуют оба пути познания, разум и “сам’а”, то это становится неизвестным, а следовательно необходимо остановиться на этом.
          Слова Имама: “… вера в это обязательна”,- означают, что вера в Вознесение Аллаха над Троном [Аршем] Его, так как подобает Ему,- обязательна, потому что Аллах этим самым оповестил нас о Себе, и нам обязательно следует это подтверждать и уверовать в это.
          Слова Имама: …а спрашивать об этом есть новшеств,- означают что вопрос о образе Вознесения,- это ересь и новшество, потому что подобное не было известно во времена Пророка (с.а.с.), и его сподвижников.
          То, что сказал Имам Малик, да смилуется над ним Аллах, в вопросе Вознесения [Истива], является общим правилом во всех Качествах и Атрибутах Аллаха, которые Он утвердил в отношении Себя в Своей Книге и на языке Своего посланника,. Поистине смысл их известен нам, однако образ-форма [кейфият][6Сказал Шейх ‘Абд аль-Кьадир Джилани: “Вознесение [Истива] является Его сущностным качеством, и оповестил Он нас об этом в семи аятах, в Книге Своей, а так же пришло это в Сунне, и это есть качество, обязательно присущее Ему, и подобающее Ему, как и Рука [Ядд], Лик [Воджх], Глаз [‘Айн], Жизнь, Мощь…и мы не отойдем от Книги и Сунны, будем читать аяты и хадисы и уверуем в то, что в них, однако, знание о форме-образе [кейфият] в Качествах и Атрибутах Его, оставим на Знание Аллаха Всевышнего”. Смотрите “аль-Гьунья” стр. 74. Глава: “Познание Творца”. Издательство “Дар ас-Содир”. Ливан. Бейрут. Второе издание. 2007 г. [От переводчика].] их неизвестен, т.к. Аллах оповестил нас о них, но Он не оповестил нас о их образе-форме. Так же потому что разговор о Атрибутах Аллаха, есть ветвь от разговора о Сущности Аллаха. И если мы подтверждаем Аллаху Всевышнему Сущность, без утверждения и определения для нее образа-формы, то таким же образом необходимо подтверждать Атрибуты Его, без определения и утверждения для них образа-формы [кейфият].
          Говорили некоторые Ученые: “Если сказал тебе джахмит: “Аллах нисxодит на нижнее небо. Каким образом нисxодит?” Скажи ему: “Поистине Аллах оповестил нас о том, что Он нисxодит, но Он не оповестил нас каким образом нисxодит”!
          Другие Ученые говорили: “Если скажет тебе джахмит о каком-нибудь Атрибуте Аллаха, каким образом он”? Скажи ему: “А каким образом Он в Сущности Своей?” А ведь невозможно задаваться вопросом в определении формы-образа Сущности Его. Скажи тогда ему: “Если невозможно определение и познание формы-образа Его Сущности, то так же невозможно определение и познание Качеств и Атрибутов Его, потому что Качества и Атрибуты принадлежат описываемому ими”!!!
          Если кто-то скажет: “Если Аллах Вознесся над Троном в смысле Возвысился над ним, то отсюда следует что Он должен быть больше чем Трон, либо меньше, либо равным ему, а это требует описание Его как тело, а тело не присуще Аллаху”.
          Ответ на это следующий: Нет сомнения, что Аллах, Величественнее Трона, и величественней чем что-либо, и из этого, ни коим образом не вытекает ничего из неприсущих Аллаху утверждений, от которых Он Пречист.
          А слова: “тело не присуще Аллаху”, ответ на это следующий:
          Рассуждения о теле и употребление этого в отношении Аллаха, утверждением и отрицанием,- есть новшество, которое не пришло ни в Коране, ни в Сунне, а так же ничего не известно о подобном из слов Салафов, и это относится к словам совокупным [суммарным], которые нуждаются в подробном разборе.
          Если под телом подразумевается что-то сотворенное, составное, каждая часть и которого испытывает нужду в другой его части, то это отрицаемо от Господа Сущего.
          Если же под телом подразумевается, то, что не нуждается в чем-либо, что самодостаточно [якьуму би нафсихи] и описываемо тем, что подобает ему, то это не воспрещено в отношении Аллаха. Поистине Аллах не нуждается ни в чем, Он Самодостаточен [кьаим би нафсихи], и описываем Совершенными Качествами и Атрибутами, подобающими Ему, Свят он и Велик.
          Однако из-за того, что слово тело, может подразумевать как истинный, так и ложный смысл в отношении Аллаха, употребление его, подтверждением или отрицанием, стало недопустимым.
          Эти, вытекаемые принадлежности, которые упоминают приверженцы нововведений, и используют их чтоб по средством их упоминания, добиться отрицания того, что Аллах утвердил о Самом Себе из Качеств и Атрибутов Совершенства, делятся на два вида:
          1- Истинные вытекаемые принадлежности, не воспрещающие то, что обязательно присуще Аллаху из Совершенства. Они Истина, и обязательно следует говорить о них, и пояснять, что они не воспрещены в отношении Аллаха.
          2- Ложные вытекамые принадлежности, воспрещающие то, что обязательно присуще Аллаху из Совершенства. Это есть ложь, которую необходимо отрицать от Аллаха, и пояснять, что они не могут вытекать из Корана и Сунны, потому что Коран и Сунна есть Истина, и смыслы, пришедшие в них истинные, а Истина не может быть таковой, чтоб из нее вытекала несостоятельная ложь.
          Если кто-то скажет: “Толкуя Вознесение [Истива] Аллаха над Троном, как Возвышение над ним, то отсюда представляется, что Аллах является как бы нуждающимся в Троне, чтоб тот его нес”.
          Ответ на это следующий: Поистине каждый, кто познал Величие Аллаха Всевышнего, и совершенство Его Могущества и богатство Его от всего, тому никогда не придет на ум, что Аллах может нуждаться в Троне несущем Его. Да как такое возможно, ведь Трон, и все остальные творения нуждаются в Аллахе, нет им существования, кроме как посредством Него.
          “Среди Его знамений то, что небо и земля держатся по Его воле”. Сура ар-Рум 25 аят.
          А если спросят: “Будет ли верным толкование Вознесения [Истива] Аллаха над Троном, как овладение им, как это делали некоторые “муаттыля”, стараясь избежать, на их взгляд нечто вытекающее из этого?”
          Ответ: Подобное будет неверным, а поясним это следующим:
          1- Если эти вытекающие выводы являются истинными, то это не воспретит толкование Вознесения [Истива] в его истинном смысле, а если они являются несостоятельными, то они не могут быть тем, что вытекает из Корана и Сунны. Тот, кто посчитал их неизбежно вытекающими из священных текстов, тот заблуждается.
          2- Толкование этого как овладение, требует утверждения из этого несостоятельным выводов, которые никак невозможно избежать. Из них; явное противоречие Иджма всех Салафов, верность утверждения, что Аллах Вознесся [муставин][7 В смысле,- овладел [Иставля]. От переводчика.
          ] над землей, и т.д. и т.п., от чего Аллах Пречист, а так же то, что Аллах Всевышний, якобы не был владеющим Троном, когда создавал небеса и землю.
          3- Толкование этого как овладение, является неизвестным в арабском языке, и ложью. Коран ниспослан на языке арабов, и не возможно толковать его, чем-либо из того, что не известно в этом языке.[8Передается от известнейшего знатока арабского языка из Куфы, Абу АбдаЛлы, Мухаммада ибн Зияда, известного как Ибн аль-А’раби, родившегося в 150 г. И умершего в 231 г.: “Однажды его спросил один человек: “Какой смысл Слов Аллаха: “Милостивый Вознесся над Троном”. Ибн аль-А’раби ответил: “Он над Троном как об этом и оповестил нас”. Тут мужчина возразил: “О Абу АбдуЛлах, ведь смысл этого, есть – овладел”. Ибн аль-Араби прервал его словами: “Замолчи. Не говорят ни на что,- овладел чем-то, кроме как если этому предшествовало противоположное, а когда одно побеждает другое, тогда говорят,- овладел”. И привел ему доказательства из стихов времен джахилии”.
          Передается от Мухаммада ибн ан-Надзра: “Я слышал как Ибн аль-А’раби говорил, что однажды Ибн Абу Давуд попросил найти для него в языке арабов для слова Вознесся [Истива], смысл овладел [истиля]. Я сказал ему: “Клянусь Аллахом, что такого нет, и я ничего не смог найти подобного”. Смотрите в “Фатх аль-Бари”, Ибн Хаджара 13/407; “Асмау ва Сифат”, Байхаки стр. 415; “Шарх Усуль И’тикьад”, Ляликаи стр. 399. “Иджтима джуюшь аль-Исламия”, Ибн Каийима 265 стр. От переводчика.]
          4- Те, кто толковал это как овладение, подтверждали, что это аллегорический смысл [маджазий], а аллегория не утверждается кроме как после следующих четырех условий:
          * Верное доказательство[9Имеется в виду доказательство из контекста. От переводчика.], указывающее на переход от истинного смысла слов, к аллегории.
          * Доказательство на возможность слова, нести тот аллегорический смысл, который ему приписывают, со стороны языка.
          * Указание на то, что слово несет этот приписываемый ему аллегорический смысл, со стороны конкретного контекста в котором оно находится. Так как вероятность аллегории, к какому либо смыслу вообще, не делает обязательным эту вероятность в любом контексте, потому как контекст и обстоятельства могут исключать некоторые смыслы, которые может нести слово в необусловленных обстоятельствах.
          * Необходимость пояснения доказательства, на то, что выражаемое из аллегорических смыслов есть то, что им приписывается. Так как вполне вероятно, что выражаемое может нести абсолютно другой смысл, о котором никто не подозревает, поэтому необходим ясный довод на то, что ими конкретно утверждается.
          А Аллаху об этом ведомо лучше.

        2. Слова посланника, да благословит его Аллах и приветствует, в мольбе излечения для больного: «Господь наш Аллах, Который в небесах. Свято имя Твое. Приказания Твои на небесах и на земле. Так же, как и милость Твоя на небесах, дай нам милость Свою на земле. Прости нам наши проступки и провинности. Ты Господь наилучших, ниспошли нам милость из Своей милости. И излечение из Своего излечения на эту болезнь и страдание, и исцели от нее». Хороший хадис. Его приводят Абу Дауд и другие.
          И его слова: «А разве вы не доверяете мне? А ведь мне доверяет Тот, Кто на небесах». Хороший хадис. (Бухари, Муслим).
          И его слова: «И Трон над этим. А Аллах над Троном. И Он знает все ваши дела». Хороший хадис, его приводит Абу Дауд и другие.
          Его слова, обращенные к рабыне: «Где Аллах?» И она сказала: «В небе». Он спросил: «Кто я?» Она ответила: «Ты посланник Аллаха». Он сказал: «Освободи ее, поистине, она верующая». (Муслим).
          Его слова: «И Трон». Мы уже объясняли значение слова Трон, когда приводили аяты, повествующие о Его вознесение на Троне. Его слова: «И Трон над этим». То есть: над созданиями, о которых объяснял посланник, да благословит его Аллах и приветствует, своим сподвижникам, в хадисе, в котором упомянул удаленность между небом и землей, и между каждым из небес. И плотность каждого неба. И о море, которое находится над седьмым небом. И что находится между его нижним и верхним частями. И что находится над этим морем из восьми величественных вершин. Затем, над всем этим Трон. «А Аллах над Троном». То есть: вознесенный на Трон вознесением, присущим Его божественной сущности. «И Он знает все ваши дела». Все ваши дела Он охватывает Своим знанием, и ничего не скроется от Него.
          Свидетельством хадиса является: установление возвышенности Аллаху над Его Троном, и что его Трон находится над всеми Его созданиями. Что знания Аллах охватывают собой деяния рабов. И что ничто не в состояние скрыть, или утаить от Него.

  4. В тафсире нет такго слова что Аллах гдето седить и салафы никогда такие вещщи не говарили. Слова Абуханифа не полностю написанно кароче искажаете слова салафов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Закрыть