Главная Статьи Пост в месяц Рамадан Обязанности мусульман во время поста
Обязанности мусульман во время поста

Обязанности мусульман во время поста

620
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Любые религиозные обряды выполняются в соответствии с правилами, установленными Аллахом. Пост – один из важнейших обрядов поклонения, и правила соблюдения поста подробно расписаны в шариате. Религиозные предписания, которым необходимо уделять внимание во время поста, делятся на обязательные и желательные. На этом уроке мы рассмотрим только обязательные предписания, выполнять которые обязан каждый постящийся, без которых его поклонение считается недействительным и тщетным.

Наряду с воздержанием от еды, питья и полового возбуждения, о котором мы уже говорили ранее, постящийся должен заботливо относиться к выполнению остальных обязательных обрядов поклонения. Наиболее значимым среди них является намаз – важнейший из столпов ислама после свидетельства «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха». Постящийся обязан регулярно совершать намаз, соблюдая его условия и обязательные требования, делать это вовремя и лучше всего – в мечети вместе с остальными мусульманами.

Такое заботливое отношение к намазу является той самой богобоязненностью, ради которой Всевышний Аллах и предписал верующим поститься. Пренебрежение же намазом несовместимо с праведностью и богобоязненностью и влечет за собой неизбежное наказание.

В Коране сказано: «После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло), кроме тех, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Они войдут в Рай, и с ними нисколько не поступят несправедливо» (Марьям, 59-60).

К сожалению, среди постящихся мусульман находятся такие, которые небрежно относятся к этому славному обряду поклонения. Более того, некоторые из них вообще не совершают намаз – ни в рамадане, ни в другое время, оправдывая свои действия недостатком времени, тяжелой работой, большой ответственностью и т.п. Однако все они находят время посмотреть новости по телевизору, провести лишние полчаса за чашкой чая или прочесть интересную книгу. Они губят свой намаз и даже не ведают о том, что вместе с ним они губят многие из своих добрых поступков. Всевышний Аллах сказал: «Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам» (аль-Маун, 4-5).

Шейх ас-Саади в толковании этих аятов писал: «Речь идет о молящихся, которые совершают намаз, но небрежно относятся к нему. Они губят свои молитвы, потому что совершают их не вовремя и не выполняют всех обязательных предписаний. Причина этого в их невнимательности к повелениям Аллаха. Иначе они не позволили бы себе погубить важнейший из обрядов поклонения. Именно из-за своей небрежности к молитвам они заслуживают упрека и порицания. Что же касается ошибок во время намазов, то их допускает каждый человек. Иногда подобное происходило даже с Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха)».

И если мучительные страдания обещаны тем, кто совершает намаз, но не проявляет к нему должного внимания, то эта угроза в еще большей степени относится к тем, кто вообще не совершает намаз. Всевышний Аллах обязал мусульман совершать намаз в установленное время, сказав: «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (ан-Ниса, 103).

Это значит, что каждый из пяти обязательных намазов можно совершать в отведенные для него часы. Если же человек пропускает намаз и не совершает его вовремя без уважительной причины, то его намаз не принимается, даже если после этого он совершит его сто раз.

А в хадисе, рассказанном со слов Аиши, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:[1]  «Если кто-либо совершит то, что мы не приказывали, то его поступок будет отвергнут».[2]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не приказывал и не разрешал пропускать намаз без уважительной причины и совершать его по окончании отведенного для него времени, и поэтому такой намаз не принимается. Возмещение пропущенного намаза допустимо только в трех случаях: если человек проспал; если он находился без сознания; и если он забыл про намаз. В этих случаях человек должен совершить намаз, когда проснется, или придет в себя, или вспомнит про намаз.

Во всех остальных случаях намаз считается пропущенным без уважительной причины. От этого предостерегал верующих посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Основы ислама будут разрушаться по одному, и как только разрушится одна из них, люди цепко возьмутся за следующую. Первой разрушится власть, а последней – намаз».[3]

Поэтому тот, кто проявляет небрежность к намазу, разрушает свою веру и религию целиком. Мусульмане, которые допускают подобное отношение к намазу, никогда не ограничиваются этим. Их вера настолько слаба, что они впадают во многие грехи и считают их всего лишь мелким прегрешением.

Всевышний сказал:«Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (аль-Анкабут, 45). Когда же этот щит, оберегающий верующего, ломается, человек оказывается не в состоянии устоять перед искушением, которое обступает его со всех сторон. Устои единобожия в его душе разрушаются, и он впадает в один из видов лицемерия.

Передают, что Абдуллах б. Амр рассказывал, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил о намазе и сказал: «Если кто-либо будет совершать его регулярно, то в День воскресения он станет для него светом, ясным доказательством и спасением, а кто не будет делать этого, тот не получит ни света, ни ясного доказательства, ни спасения. В День воскресения он окажется вместе с Каруном [4], Фараоном[5] , Хаманом[6]  и Убейем б. Халафом [7]».[8]

Таким образом, небрежное отношение к намазу приводит к тому, что в День Страшного Суда человек будет собран рядом с самыми закоренелыми неверующими. Ибн аль-Каййим по этому поводу сказал:«Человек не совершает намаз регулярно либо из-за своего богатства, либо из-за своей власти, либо из-за занятости правлением, либо из-за торговли. Тот, кого оторвало от намаза богатство, окажется вместе с Каруном. Тот, кого оторвало от намаза его царство, будет вместе с Фараоном. Тот, кого оторвало от намаза правление, будет вместе с Хаманом. А тот, кого оторвала от намаза торговля, будет вместе с Убейем б. Халафом».

Еще одним предписанием религии, которое необходимо выполнять для обретения праведности и благочестия, является групповой намаз. Это предписание является обязательным только для мужчин. Однако многие мусульмане в наши дни небрежно относятся к этой обязанности, от которой они не освобождаются даже на боевой позиции.

Всевышний сказал: «Когда ты находишься среди них и руководишь их намазом, то пусть одна группа из них встанет вместе с тобой, и пусть они возьмут свое оружие. Когда же они совершат земной поклон, пусть они находятся позади вас. Пусть затем придет другая группа, которая еще не молилась, пусть они помолятся вместе с тобой, будут осторожны и возьмут свое оружие» (ан-Ниса, 102).

Этот аят содержит целый ряд предписаний, касающихся правил совершения намаза во время опасности. В нем мусульманам повелевается совершать групповой намаз даже на боевой позиции, стоя лицом к лицу с противником. Следовательно, в мирных условиях это повеление носит еще более категоричный характер.

Передают, что Абу Хурейра рассказывал: «Однажды к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, явился слепой человек и сказал: «О посланник Аллаха! У меня нет поводыря, который провожал бы меня до мечети». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил ему совершать намаз дома, но как только мужчина повернулся и собрался уйти, он спросил: «Слышишь ли ты призыв на намаз?» Он ответил: «Да». Тогда он сказал: «Отвечай же на него!»[9]

Таким образом, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не позволил пропускать групповые намазы даже слепому человеку, который не мог добраться до мечети без поводыря. Следовательно, если мусульманин не испытывает никаких трудностей с посещением мечетей и мест общественных молений, то ему тем более не позволительно пропускать групповые намазы.

В другом хадисе, переданном со слов Абу Хурейры, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа! Я хотел приказать нарубить дров и призвать людей на намаз, назначив кого-нибудь руководить намазом, а потом пойти к тем, кто не явился на намаз, и сжечь их дома дотла! Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, если бы кто-нибудь из них узнал, что получит здесь кость с куском жирного мяса или пару добрых овечьих копыт, он непременно явился бы на вечерний намаз!»[10]

Совершенно очевидно, что такое суровое наказание полагается только за небрежное отношение к обязательному предписанию религии. А это значит, что уклонение от групповых намазов расценивается шариатом как грех и непослушание. Более того, такой поступок лишает человека той великой награды, которая обещана за моление вместе с остальными мусульманами. А наряду с этим человек лишается блага, которое приносит общение с верующими людьми, ведь нахождение в их обществе помогает человеку проникнуться любовью к верующим, приобрести полезные знания, избавиться от дурных наущений, ощутить их поддержку в трудную минуту и т.п.

Передают, что Абдуллах б. Умар рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вознаграждение за групповой намаз в двадцать семь раз превосходит вознаграждение за намаз, совершенный в одиночку».[11]  А в хадисе Абу Хурейры сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вознаграждение за групповой намаз в двадцать пять раз превосходит вознаграждение за намаз, совершенный в одиночку».[12]

Небрежное отношение к групповым намазам является уподоблением лицемерам. Передают, что Ибн Масуд сказал: «Кто желает завтра встретить Аллаха мусульманином, пусть регулярно совершает эти намазы там, где к ним призывают. Поистине, Аллах узаконил для вашего Пророка прямой путь, и эти намазы являются частью прямого пути. Если вы будете совершать намазы у себя дома, как это делают те, которые сейчас остались у себя дома, то вы оставите дорогу вашего Пророка и впадете в заблуждение. Кто очищается надлежащим образом и отправляется в мечеть, тому Аллах за каждый его шаг записывает одно доброе дело, возвышает его на одну ступень и стирает один дурной поступок. В наше время на групповом намазе отсутствовали только явные лицемеры, и были люди, которых приводили на намаз, и они опирались на молящихся рядом, чтобы стоять в ряду».[13]

Передают, что Абу ад-Дарда рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если три человека в селении или в пустыне не совершают намаз вместе, то дьявол уже одолел их. Посему молитесь вместе, ведь волк сжирает отбившуюся от стаи овцу».[14]

О тех, кого одолел дьявол, говорится и в Священном Коране: «Дьявол одолел их и заставил их забыть о поминании Аллаха. Они являются партией дьявола. Воистину, партия дьявола – это потерпевшие убыток» (аль-Муджадила, 19).

Поэтому тот, кто уклоняется от группового намаза, относится к партии сатаны, последователей которого постигнет мучительное наказание. И месяц рамадан – это прекрасная возможность избавиться от этого порока и приобщиться к обществу верующих, регулярно совершающих намазы в мечетях и местах моления. Кроме того, во время поста верующий должен избегать любых высказываний и поступков, которые запрещены Аллахом и Его посланником, да благословит его Аллах и приветствует. Прежде всего, он должен сторониться лжи, потому что этот скверный порок несовместим с верой и праведностью.

Передают со слов Сафвана б. Сулейма, что посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Может ли верующий быть трусом?» Он ответил: «Да». Его спросили: «А может ли верующий быть скупым?» Он ответил: «Да». Его спросили: «А может ли верующий быть лжецом?» Он ответил: «Нет».[15]

Самой ужасной формой лжи является навет на Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Так поступают те, кто объявляет дозволенным то, что запрещено шариатом, или объявляет запрещенным то, что разрешено в шариате. Передают со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто сознательно солгал от моего имени, тот займет свое место в Аду».[16]

В Коране же по этому поводу говорится: «Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено, а то – запретно, и не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха. Недолго им пользоваться благами, ведь им уготованы мучительные страдания» (ан-Нахль, 116-117).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал лгать и призывал быть правдивым как в словах, так и в поступках. В рамадане же этот запрет приобретает еще более категоричный характер, ибо «если человек не прекратит лгать и поступать лживо, то Аллах не нуждается в том, чтобы он отказывался от еды и питья».[17]

Передают, что Ибн Масуд рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Будьте правдивы, потому что правдивость приводит к благочестию, а благочестие приводит в Рай. Если человек непрестанно говорит истину и придерживается истины, то у Аллаха будет записано, что он правдив. Наряду с этим остерегайтесь лжи, потому что ложь приводит к греху, а грех приводит в Ад. Если человек непрестанно лжет и придерживается лжи, то у Аллаха будет записано, что он – лжец».[18]

Наряду с этим, постящийся должен избегать злословия за спиной верующих. Под этим подразумевается упоминание о верующем брате так, как это ему бы не понравилось, даже если это является правдой. Для того чтобы обидеть человека, достаточно упомянуть в разговоре какой-либо из его недостатков, например, назвать его хромым или слепым, глупым или несправедливым. При этом человек впадает в грех, если даже тот, о ком он говорит, действительно обладает этим недостатком.

Передают со слов Абу Хурейры, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Знаете ли вы, что значит злословить за спиной?» Люди ответили: «Аллаху и Его посланнику об этом ведомо лучше». Он сказал: «Говорить о своем брате то, что ему не понравится». Его спросили: «А если то, что я сказал о моем брате, является правдой?» Он сказал: «Если то, что ты сказал о нем, является правдой, то ты злословил за его спиной. В противном случае, ты оклеветал его».[19]

Господь запретил злословить за спиной верующих в Коране и сравнил этот грех с одним из самых отвратительных поступков. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение?» (аль-Худжурат, 12).

Передают со слов Анаса б. Малика, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда меня вознесли на небеса, я прошел мимо людей с медными ногтями, которые царапали свои лица и груди. Я спросил: «Кто это такие, Джибрил?» Он ответил: «Это – те, которые пожирали мясо людей и покушались на их честь».[20]  Еще одним опасным грехом, которого следует остерегаться в рамадане, является распространение сплетен. Сплетником считается тот, кто доносит слова одного человека до другого с целью посеять между ними вражду. Это является одним из тяжких грехов, который пагубно сказывается на моральном облике и нравственности человека. Передают со слов Хузейфы б. аль-Йамана, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сплетник не войдет в рай».[21]

В другом хадисе, рассказанном со слов Ибн Аббаса, сообщается, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо двух могил и сказал: «Сейчас эти двое получают наказание, и наказывают их не за то, что было обременительным. Один из них не пытался уберечься от брызг мочи, а второй разносил сплетни». Затем он взял сочную пальмовую ветвь, разделил ее пополам и воткнул по половинке в каждую могилу. Люди спросили его: «О посланник Аллаха, зачем ты поступил так?» Он ответил: «Может быть, их страдания облегчатся, пока эти веточки не высохнут».[22]

Разнося сплетни, человек вредит как отдельным людям, так и обществу в целом. Он сеет вражду между верующими и вносит раскол в мусульманскую общину. И поэтому Всевышний Аллах предостерег Своих рабов от этих нечестивцев и запретил повиноваться им: «Не повинуйся всякому расточителю клятв, презренному, хулителю, разносящему сплетни» (аль-Калам, 10-11).

Поистине, тот, кто сегодня сплетничает про твоего брата, завтра будет сплетничать про тебя самого. К пагубным поступкам, которых должен избегать постящийся, относится и мошенничество. Речь идет, прежде всего, о мошенничестве в торговле, в работе или в коммерции. Мусульманин должен быть искренним и честным в любых делах, особенно, если они связаны с торговыми сделками или договорными обязательствами.

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, отрекся от тех, кто обманывает других при заключении сделок или договоров. Такое поведение не подобает верующему и является тяжким грехом.
Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо горки зерна. Тут он засунул в нее руку и почувствовал сырость. Он сказал: «Эй, хозяин зерна! Что это такое?» Тот ответил: «Оно попало под дождь, посланник Аллаха». Он сказал: «Почему же ты не насыпал сырое зерно сверху, чтобы люди могли сразу увидеть это? Тот, кто мошенничает, не имеет ко мне никакого отношения.[23]

Мошенничество – это обман и предательство. Оно приводит к тому, что окружающие перестают доверять человеку, а заработанное таким путем имущество является запретным. Оно лишено Божьего благословения и не принесет человеку ничего, кроме вреда. Еще одним опасным и распространенным грехом, который уничтожает добрые дела постящихся, является увлечение музыкой и песнями. Как в рамадане, так и в другие месяцы мусульманин обязан избегать слушания музыки и пения, поскольку они опьяняют душу так же, как вино дурманит рассудок и тело.

Шариат запрещает слушать музыку, и этот запрет усиливается, если она сопровождается пением. Красивые голоса и задушевные слова отдаляют людей от поминания Аллаха, привязывают их к мирской жизни, подталкивают их на совершение греховных и бесполезных поступков.

Всевышний Аллах сказал: «Среди людей есть и такие, которые покупают потешные речи (песни и музыку), чтобы сбить других с пути Аллаха без всякого знания, и высмеивают их (знамения Аллаха). Таким уготованы унизительные мучения» (Лукман, 6).

Ибн Масуд в толковании этого аята сказал: «Клянусь Аллахом, это – пение». Этого же мнения были Ибн Аббас, Джабир, Икрима, Саид б. Джубейр, Муджахид, Макхул, Амр б. Шуейб, Али б. Бузейма, Аль-Хасан аль-Басри же сказал: «Это – пение и музыка».

Передают со слов Сахля б. Саада, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Перед наступлением Конца света участятся провалы, падения и уродства». Его спросили: «О посланник Аллаха! Когда же все это произойдет?» Он ответил: «Когда будет много музыкальных инструментов и певиц, и люди сочтут дозволенным употребление вина».[24]

В другом хадисе, рассказанном со слов Абу Малика аль-Ашари, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В моей общине появятся люди, которые будут считать дозволенным прелюбодеяния, ношение шелка, употребление опьяняющих напитков и использование музыкальных инструментов. Будут люди, которые поселятся у подножия горы. У них будет большое стадо, и однажды к ним придет обездоленный человек. Он попросит милостыню, но они ответят: «Приходи завтра». Аллах покарает их ночью, водрузив на них гору, а оставшихся в живых превратит в обезьян и свиней. Они останутся обезображенными вплоть до наступления Дня воскресения».[25]

Более четырнадцати веков тому назад Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, предупредил мусульман о том, что среди них появятся маловеры, которые будут считать дозволенным музыку и пение. И сегодня мы переживаем эти тяжелые времена, когда многие мусульмане охотно слушают музыку и даже являются поклонниками певиц, моральный облик которых далек от совершенства. Они пренебрегают запретом Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, так, словно музыка и пение дозволены шариатом. Тем самым они отворачиваются от поминания Аллаха, потакают своим желаниям и идут на поводу у сатаны и неверующих, желающих отдалить их от религии и от всего, что может принести им пользу в этой жизни и после смерти. И совсем не случайно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поставил музыку в один ряд с такими тяжкими грехами, как прелюбодеяние и употребление вина.

Всевышний сказал: «Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» (аль-Маида, 91).

Из этого откровения видно, что одной из причин, по которой ислам запрещает употребление опьяняющих напитков, является отдаление от поминания Аллаха. Благоразумные люди не станут оспаривать тот факт, что музыка не меньше отдаляет человека от Священного Корана и поклонения Всевышнему Господу. Более того, она калечит душу и представляет истину в искаженном виде. И нередко мы становимся свидетелями того, что поклонники музыки готовы плакать, подолгу слушая трогательные мелодии.

Когда же они слышат чтение Корана, то не воспринимают его и проявляют к нему почти полное безразличие. Поистине, потешные речи и мотивы делают их души беспечными и жесткими настолько, что божественная истина уже не проникает в их сердца. Вот почему выдающийся мусульманский богослов Катада, комментируя аят из суры «Лукман», сказал: «Клянусь Аллахом, человек может даже не расходовать на это[26]  деньги. Он покупает это, когда отдает этому предпочтение.

Для того чтобы впасть в заблуждение, достаточно предпочесть лживые речи правдивым беседам или предпочесть вредное тому, что полезно». И если человек не перестает грешить и заниматься бесполезными делами в месяц поста, милости и благословения, то, скорее всего, он не откажется от этих поступков и в другое время. Однако поступают так только невежественные люди, которые не ощущают прелести поклонения Господу и упускают возможность заслужить Его милость и прощение.

Ведь для того чтобы заслужить их во время поста, нужно терпеливо воздерживаться от любых лживых слов и поступков, от всех грехов и пороков. Славный сподвижник Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда ты постишься, пусть твои уши, глаза и язык воздерживаются ото лжи и грехов. Перестань доставлять неприятности соседу и сохраняй степенность и спокойствие, и пусть тот день, когда ты постишься, не будет похож на те дни, когда ты разговляешься».

Уроки благословенного месяца” – Эльмир Кулиев и Рауф Абаскулиев


[1] Ас-Саади, «Тайсир аль-Карим ар-Рахман», стр. 865.

[2] Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и его текст приведен согласно версии последнего.

[3] Этот хадис передал Ибн Хиббан.

[4] Согласно коранической традиции, так звали израильтянина, который обольстился своим богатством и несправедливо обходился со своими соплеменниками, за что был наказан и поглощен землей вместе со своими несметными сокровищами.

[5] Имеется в виду фараон, который отказался уверовать в пророка Мусу, несмотря на показанные ему ясные знамения, за что он был потоплен в море вместе со своим войском.

[6] Согласно коранической традиции, так звали визиря Фараона, к которому были посланы пророки Муса и Харун.

[7] Так звали известного лицемера, жившего во времена Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

[8] Этот хороший хадис передали Ахмад, ат-Табарани и Ибн Хиббан

[9] Этот хадис передал Муслим.

[10] Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит аль-Бухари.

[11] Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

[12] Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

[13] Этот хадис передал Муслим.

[14] Этот достоверный хадис передал Абу Давуд, ан-Насаи и аль-Хаким.

[15] Этот хадис передал Малик с отосланной цепочкой рассказчиков.

[16] Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

[17] Этот хадис передал аль-Бухари.

[18] Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

[19] Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

[20] Этот хадис передали Ахмад и Абу Давуд.

[21] Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

[22] Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим

[23] Этот хадис передал Муслим

[24] Этот хадис передал ат-Табарани в сборнике «аль-Кабир», и аль-Албани назвал его достоверным.

[25] Этот хадис передали аль-Бухари и Абу Давуд.

[26] Имеется в виду музыка и пение

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws

(620)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Закрыть