Место женщины в жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха)
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Тема положения женщины в исламском мире является одной из тех, что постоянно муссируется врагами религии как на Востоке, так и на Западе с целью опорочить Ислам и его устои, дабы отвернуть последователей мусульманской общины от пути, который предписан им их религией. Для этого враги используют внедрение некоторых сомнений об Исламе, которые они считают (осознавая это или не осознавая) принижением достоинства женщины и нарушением её прав. Появились феминистские движения в исламском мире, лозунгами которых являются такие выражения, как: «Освободим женщин!», «Спасти от горькой действительности». Подобное движение постоянно будоражит либо тему о хиджабе (форма одежды мусульманки), либо о многоженстве. А иногда речь идёт о полном равноправии женщины с мужчиной во всех сферах жизни: в делах, профессиях, государственной службе и даже в управлении государством. При этом они не обращают внимания ни на предназначение женщины, ни на особенности её организма, физиологию, ни на её женскую природу.
Появились мусульманки с подобными идеями, которые стали призывать к этому, следуя по стопам западной женщины. Они выдвигают лозунги либо по своему невежеству, либо притворяясь непонимающими то, что действительное положение женщины на Западе полностью отличается от её положения в исламском мире.
Дело в том, что реальное положение женщины на Западе сначала определялось воздействием Церкви, затем произошло отделение Церкви от светской жизни, а потом наступила эра пресловутой демократии. Во всех этих системах женщина не чувствовала спокойствия, покоя и стабильности, не получила ни человеческих, ни финансовых, ни социальных прав в полном объёме, а в современном мире не досталось ей и духовного права. Не говоря уже о переживаниях и страданиях, которые она возложила на себя в своем ежедневном жизненном круговороте между домом, работой и улицей.
Что касается женщины-мусульманки, то её положение полностью отличается от положения женщины на Западе. Мусульманка является детищем исламской среды, которой был оказан почёт в этой религии с самого начала. Для неё было уготовано особое место в доме и за его пределами. Ислам утвердил для женщины все её права в полной мере. Поэтому феминистские движения и его представительницы обречены на неудачу и провал, так как программы и цели этих движений не опираются на реальность. Кроме того, они получали и до сих пор продолжают получать идеологическую и финансовую подпитку с Запада.
Этот труд является всего лишь разъяснением реального статуса женщины в Исламе, её высокого положения в Сунне посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и освещением той особой заботы, которую оказывал пророк (мир ему и благословение Аллаха) женщине в своей жизни. Изречений на эту тему очень много, они адресованы не только своим сподвижникам, но и всей исламской общине.
Взгляд Ислама на женщину
Жизнь на аравийском полуострове до прихода Ислама была, в основном, тёмной и мрачной, переполненной произволом порочных идеологий и обычаев. Бремя такого положения вещей больше всего легло на женщину, ибо по законам и взглядам времён джахилии (невежества) она занимала низкое положение. Именно в такой обстановке несправедливости и язычества к людям пришёл Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), донесший Ислам с его нескончаемой миссией, для уничтожения всех этих заблуждений. Он пришел, чтобы осветить своим светом мрак джахилии (невежества) и её произвол, превратив их в справедливость и свет, а также для того, чтобы определить для женщины её место в этом мире, вернув ей права, отнятые или утерянные в тёмные времена.
Давайте рассмотрим некоторые примеры тех изменений, с которыми пришел Ислам.
1. Первым правом, которое утвердил Ислам для женщины, является право считаться человеком! Этого статуса женщина была лишена в период джахилии (невежества) как среди арабов, так и у других народов, которые считали, что женщина является инородным существом, и что она – скверная тварь, созданная лишь для службы и труда. Так продолжалось до тех пор, пока с Исламом не пришло ясное обращение от Господа, нескончаемое божественное воззвание, уравнявшее мужчин и женщин в основе происхождения и утвердившее, что и те, и другие произошли от одного отца и одной матери.
Аллах (Свят Он и Велик) сказал: «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами» (сура 4 «ан-Ниса», 1).
2. Затем пришло обращение о равенстве в личной ответственности каждого человека перед Богом, в возложенных предписаниях и запретах, не делая различия между мужчиной и женщиной. Всевышний Аллах сказал: «А те мужчины и женщины, которые совершают некоторые из праведных поступков, будучи верующими, войдут в Рай, и не будут обижены даже на величину выемки на финиковой косточке» (сура 4 «ан-Ниса», 124).
Кроме того, некоторые аяты Всевышнего Аллаха обращены непосредственно к женщине. Аллах (Свят Он и Велик) сказал: «О Пророк! Если к тебе придут верующие женщины, чтобы присягнуть в том, что они не будут приобщать сотоварищей к Аллаху, красть, прелюбодействовать, убивать своих детей, покрывать клеветой то, что между их руками и ногами, и что не будут ослушиваться тебя в благих делах, то прими их присягу и попроси у Аллаха прощения для них. Воистину, Аллах Прощающий, Милосердный». (сура 60 «аль-Мумтахана», 12).
Таким образом, в этих аятах заключается утверждение о религиозной правоспособности женщины и её правомочности выполнять возложенные на неё обязанности. Все это крайне отличалось от времён джахилии (невежества), когда правоспособность женщины ставилась под сомнение.
3. Затем аяты на «женские темы» начали ниспосылаться друг за другом, устанавливая все новые и новые права женщин. При этом аяты затрагивали именно те проблемы, от которых слабый пол очень страдал во времена джахилии (невежества), утверждая для неё справедливое положение.
Так, одной из самых острых проблем того времени была насильственная выдача женщин замуж. С приходом Ислама, были ниспосланы аяты, которые решили эту проблему. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Вам не дозволено наследовать женщин против их воли» (сура 4 «ан-Ниса», 19). Ибн Аббас (да будет доволен им и его отцом Аллах) сказал по поводу этих аятов: «Когда умирал мужчина во времена джахилии (невежества), его родственники обладали большим правом на его жену, чем её семья. Если кто-то из них хотел, то женился на ней, или её выдавали замуж против воли, а порой – оставляли без замужества по своему усмотрению. Тогда и были ниспосланы аяты по этому поводу». Достоверный сборник хадисов аль-Бухари, хадис № 4579, стр.781.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Опекун женщины (сайиб), бывшей замужем, не обладает каким-либо повелением». «Ас-Сунан», Абу Дауд, хадис № 2100, стр.303. Он (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Женщина (сайиб), бывшая замужем, имеет больше прав распоряжаться собой, чем её опекун. А у девственницы надо спросить её согласия, и её согласием является молчание». Достоверный сборник хадисов Муслима, хадис № 3476, стр. 596. Также известна история о женщине по имени Ханса бинт Джузам, которая была женщиной (сайиб), побывавшей замужем. Её отец насильно выдал её замуж, и она пошла к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пожаловаться, на что пророк (мир ему и благословение Аллаха) аннулировал её брак. Достоверный сборник хадисов аль-Бухари, хадис № 5138, стр.919.
Женщина вправе принять или отказать тому, кто пришёл требовать её руки, и никто не может принуждать её к браку, так как её согласие является самым важным условием в бракосочетании, в отличие от того, что было в период джахилии (невежества). Таким образом, у женщины появилось право самостоятельно решать, как ей поступить, была установлена её социальная правоспособность, которой не было во времена джахилии (невежества).
4. Ислам утвердил право женщины на владение собственным приданым, которое даруется ей при бракосочетании. Во времена джахилии (невежества) её приданое передавалось опекуну женщины и её родственникам-мужчинам. Всевышний Аллах сказал:«Даруйте женщинам их приданое от чистой души» (сура 4 «ан-Ниса», 4).Если же женщина сирота, то защита её прав и её приданого является важнее, чем защита прав несироты. Сообщается от Айши (да будет доволен ею Аллах), что она сказала относительно аята: «Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам…» (сура 4 «ан-Ниса», 3), что в нем имеется в виду сирота, которая находится под попечительством мужчины, который женится на ней на её средства, плохо относясь к ней и поступая несправедливо с её имуществом. Если он боится этого, то пусть женится на других женщинах, которые нравятся ему: на двух, трёх, четырёх, оставив её в покое. Достоверный сборник хадисов аль-Бухари, хадис № 5098, стр.912.
5. Также было установлено право женщины на наследование имущества своих родственников, подобно праву мужчин. В зависимости от того, кто умирает – отец, муж, брат, или сын, ей полагается определённая доля наследства, и никто не может оспаривать её в этом. Всевышний Аллах сказал: «Мужчинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, и женщинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, будь его мало или много. Таков предписанный удел» (сура 4 «ан-Ниса», 7). Также она имеет право покупать, продавать, торговать, раздавать милостыню из своего имущества по собственному желанию. Всё это она может делать, не опасаясь прежнего мужского господства и гнёта, существовавших во времена джахилии (невежества). В этом заключается её право на самостоятельность в решении денежных вопросов, говоря иначе – финансовая правоспособность.
6. Еще одно право, которое было получено женщиной с приходом Ислама, – это то, что муж отныне стал обязан обходиться с женой по-хорошему. Всевышний Аллах сказал: «Живите с ними достойно» (сура 4 «ан-Ниса», 19). Это необходимо для сохранения согласия и усиления любви, для того, чтобы покой и умиротворенность вошли в семьи, особенно во взаимоотношения между супругами. Всевышний Аллах установил для них милосердие и любовь, о чем и поведал в Коране: «Среди Его знамений то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом знамения для людей размышляющих» (сура 30 «ар-Рум», 21). Затем эта религия (Ислам) указала на необходимость проявлять доброту и мягкость в отношении к жёнам, когда дело доходит до развода. Всевышний Аллах сказал: «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму» (сура 2 «аль-Бакара», 229).
7. В Священном Коране целая сура имеет название «ан-Ниса», что означает «Женщины». В ней содержится множество вопросов, связанных с положением женщин. Тем самым указывается на её высокий статус, достоинство и важную роль в обществе. Права женщин вступили в законную силу с приходом Ислама, и при этом не был нанесен ущерб ни ей, ни другим. Всё это подтверждает, что Ислам возвеличил женщину, а не унизил ее, как это пытаются представить современные исламофобы.
Завершая статью, хотелось бы обратить внимание, что принципы, с которыми пришёл Ислам в отношении женщины, вызвали сильнейшее изумление у арабов периода джахилии (невежества). Для человечества той эпохи исламские реформы были коренным переворотом во всех их представлениях и традициях, которые наследовались из поколения в поколение в течение множества веков. И тут, за короткий срок, всё ложное и несправедливое было разрушено и аннулировано. Именно так произошло с приходом Ислама – миссии, возродившей истинные человеческие ценности.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
(437)