С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Сказал Аллах, Пречист Он и Возвышен: «Месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран как руководство для людей и как ясные знамения из руководства и различения» (2:185).
Месяц Рамадан — девятый месяц в году. Вменил Аллах в обязанность пост в в этом месяце этой общине так же, как вменил в обязанность пост предыдущим общинам. Однако пост предыдущих общин отличается от поста этой общины. Пост является обязанностью рабов, даже если различается во времени и образе. Но все виды постов — закон от Аллаха, Пречист Он и Возвышен, во все времена, в том виде, в котором он уместен для определенной эпохи.
И этот месяц — месяц великий. Рассказал Аллах о его великом достоинстве. А это то, что в нем был ниспослан Коран. Началось ниспослание Корана Мухаммаду, благословение ему и мир, в этот месяц. И это — почет для этого месяца, Аллах выделил его началом ниспослания Корана в нем.
Так же выделил его тем, что вменил в обязанность пост в нем: «Кто из вас застанет его (Рамадан), пусть постится».
Так же выделил его тем, что в этом месяце есть ночь, которая лучше тысячи месяцев, а это ночь Предопределения, и она — в этом месяце.
Так же выделил его выстаиванием ночной молитв. И выстаивание ночной молитвы вместе с имамом в мечетях достигается посредством молитв таравих. И она является сунной и одним из обрядов Ислама. И поэтому она совершается в мечетях. А остальные добровольные молитвы совершаются в домах. И это лучше, так как они совершаются в домах. Но молитва таравих и молитва тахаджуд [согласно одному из мнений ученых] в конце месяца выстаивается в мечетях, коллективно, с одним имамом в каждой мечети, возвеличивая тем самым эти ночи и этот великий месяц. Так, этот месяц весь проходит в поклонении: пост днем и молитва ночью, и в промежутках между этими видами поклонения — чтение Корана и поминание Великого и Могучего Аллаха.
И поэтому передается хадис: «Первая часть месяца — милость, средняя часть — прощение, а последняя часть — освобождение от Огня».
Собрались в нем эти достоинства — милость, прощение и освобождение от Огня. И это — по мере положения рабов. И тот, кто будет из них усердным в подчинении Аллаху и будет постоянствовать в ночных молитвах на протяжении всего года и увеличивать число своих постов в остальные дни года, то такому Рамадан добавит еще блага к его благу. И это человек — из числа добродеющих (мухсин): «Поистине, милость Аллаха близка к добродеющим (мухсинин)» (7:56).
И он прибавляет добродеющим блага и добра. А также прощение для тех, у кого есть грехи, которе меньше многобожия, злодеяния, которе меньше многобожия. И когда мусульманин, у которого есть грехи, застанет этот месяц, попросит прощения у Аллаха и покается Аллаху, то Аллах простит ему это. И последняя часть месяца — освобождение от Огня. И это — для того, для кого стал обязательным Огонь, человек, совершавший большие грехи, которые меньше многобожия, и это губительные деяния. И если он покается Аллаху, «пробудит» самого себя в этот месяц, освободит его Аллах от Огня, потому что этот месяц собрал в себе эти достоинства, которые не собрались в какое-либо другое время. И имеет место в нем «пробуждение». Да, снисходительность Аллаха, Его прощение и принятие покаяния постоянны на протяжении года, однако этот месяц заставляет двигаться раба и побуждает его к покаянию, прошению прощения, возвращению к Великому и Могучему Аллаху и увеличению актов поклонения. И этом он отличается от остальных месяцев. И это потому, что в этом месяце, как это сказано в хадисе: «Открываются в нем врата Рая, и запираются а нем врата Ада, и заковывает в нем Аллах шайтанов». И когда предоставится мусульманину шанс, в котором больше, чем в других месяцах, ему предоставился великий шанс. Открыты для него врата Рая, закрыты врата Ада, закован его враг, который нападал на него на протяжении всего года. Такой шанс предоставляется только в этом месяце.
И этот месяц — великий в жизни мусульманина и милость от Аллаха для этой общины, которому помог дожить до этого месяца Аллах и наполнил его подчинением Аллаху. Эти великие милости от Пречистого и Возвышенного Аллаха. И это то, чем Аллах почтил этот месяц перед другими месяцами. И это для того, кто знает его силу и «пробудился» для него. А человек, подобный скотине, погрязший в своих страстях и своем забвении, не принесут ему пользы этот период времени. Это подобно тому, как если помоют одежду, на которой есть скверна, то она очистится. Так же и скверна на теле. Если его помоют, оно очистится. Но так вещь, которая является скверной в своей сути, невозможно ее очистить, даже если омоют ее моря. Как, например, бесстыдный человек — который не побуждает самого себя. Такой подобен собаке или свинье. Если даже омоют его моря, никогда не очистится. Потому что его осквернение — в самой его сути, просим Аллаха об избавлении. Запечаталось его сердце и стал он беспечным и более заблудшим, чем остальные творения, и даже скотина: «Они всего лишь как скотина. И более того, они еще больше сбились с пути» (25:44).
Потому что на скотине не лежит шариатских обязанностей, приказов и запретов, но она живет всего лишь для помощи людям.
А у человека есть слух и зрение, есть разум и способность размышлять. Но ему не приносят пользы эти великие органы чувств, поэтому он более заблудший, чем скотина. Потому что скотина не будет рассчитана. А человека ждет расчет и угроза, и не уйти ему от этого. Когда приходит к нему Рамадан, то он не «пробуждается», не очищается и не изменяется. И нет силы и мощи, кроме как от Аллаха. Но такого не бывает среди мусульман, и вся хвала одному Аллаху.
Если у мусульманина и бывает что-то из упущений и что-то из беспечности, однако он «пробуждается» и кается, просит прощения и возвращается к Великому и Могучему Аллаху, и принимает его Аллах. А что касается этого, то не из мусульман, и даже не из скотины. Он более унижен, чем скотина.
«Они всего лишь как скотина. И более того, они еще больше сбились с пути» (25:44).
Просим Аллаха об избавлении и благополучии, и да благословит Аллах нашего Пророка Мухаммада, Его семейство и всех Его сподвижников!
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
(216)