1. Главная
  2. Статьи
  3. Вероубеждение
  4. Колдовство
  5. и
  6. Рукъия
  7. Колдовство в света Корана и Сунны
Колдовство в света Корана и Сунны

Колдовство в света Корана и Сунны

921
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Значение  слова «сихр» («колдовство»)  в арабском языке

 Аль-Лейс сказал, что колдовство — это действие, которое позволяет приблизиться к шайтану и использовать его помощь. А по мнению аль-Азхари, основой колдовства является изменение природы вещи[1]. Ибн Манзур сказал, что когда колдун пытается представить что-либо ложное истинным, он тем самым как бы изменяет природу вещи[2].

Шамир передаёт от Ибн ‘Аиши, что арабы назвали колдовство колдовством потому, что оно устраняет здоровье и заменяет его болезнью[3].

А Ибн Фарис сказал: «Колдовство есть представление лжи в виде истины».

В словаре «Аль-му’джам аль-васит» говорится: «Колдовство — это всё то, что в своей основе является скрытым и тонким и что нелегко обнаружить»[4].

А в словаре «Мухит аль-мухит» говорится: «Колдовство — это представление вещи в её наилучшем виде, приводящее в конечном итоге к соблазну и обольщению»[5].

«Сихр» как шариатский термин

 Согласно определению Фахруддина ар-Рази: «Колдовством в традиционном понимании шариата считается всё, что имеет скрытую причину и представляется в таком виде, который не соответствует его истинной природе. По сути своей это явление подобно приукрашиванию и обману»[6].

Ибн Кудама аль-Макдиси сказал: «Колдовство может быть узлом, заклинанием, заговором, устным или письменным, или каким-то действием, которое оказывает непрямое воздействие на тело, сердце или разум заколдованного. Колдовство — реальность, оно может убивать, приносить болезнь, удерживать мужчину от исполнения супружеских обязанностей, разлучать мужа с женой, вызывать у них ненависть или любовь друг к другу»[7].

А вот что сказал об этом Ибн аль-Каййим: «Колдовство является сочетанием действий злых духов и реакций на них естественных сил»[8].

Определение колдовства

 Колдовство — это соглашение между колдуном и шайтаном: колдун обязуется совершить определённые греховные поступки или какие-либо языческие действия и обряды в обмен на помощь шайтана и исполнение им требований колдуна.

Некоторые способы, которые используют колдуны для того, чтобы добиться помощи шайтанов

 Среди колдунов есть такие, которые, надев на ноги коранические листы, входят в туалет, и такие, которые пишут коранические аяты с помощью различных нечистот. Некоторые пишут суру «Фатиха» наоборот, а другие совершают молитву в состоянии осквернения, не очищаясь. Другие приносят жертву шайтану, не произнося имя Аллаха при заклании животного, а затем бросают жертву в месте, на которое указывает шайтан. Среди них есть те, кто обращается к звёздам и совершает им земной поклон помимо Аллаха. Бывает, что колдун прелюбодействует с собственной матерью или дочерью. А некоторые пишут фразы-талисманы на непонятном языке, содержащие в себе богохульство и неверие (куфр).

Отсюда видно, что джинн никогда не служит колдуну бескорыстно. Чем больше колдун погружается в неверие, тем ревностнее служит ему джинн и тем скорее выполняет его поручения. Если же колдун станет проявлять нерадение в том, чего требует от него шайтан из дел неверия, то шайтан перестанет служить ему. Поэтому колдун и шайтан являются партнёрами, помогая друг другу в том, что является ослушанием Аллаха.

Если посмотреть на лицо колдуна, легко заметить то, о чём сказано выше: мрак неверия покрывает его. А познакомившись с ним поближе, мы непременно увидим, что он несчастен, и пагубное воздействие его деятельности распространяется и на его семью. Он не может спать спокойно, его мучает совесть, и он часто просыпается ночью в ужасе…

Некоторые способы, которые используют колдуны для того, чтобы добиться помощи шайтанов

 Среди колдунов есть такие, которые, надев на ноги коранические листы, входят в туалет, и такие, которые пишут коранические аяты с помощью различных нечистот. Некоторые пишут суру «Фатиха» наоборот, а другие совершают молитву в состоянии осквернения, не очищаясь. Другие приносят жертву шайтану, не произнося имя Аллаха при заклании животного, а затем бросают жертву в месте, на которое указывает шайтан. Среди них есть те, кто обращается к звёздам и совершает им земной поклон помимо Аллаха. Бывает, что колдун прелюбодействует с собственной матерью или дочерью. А некоторые пишут фразы-талисманы на непонятном языке, содержащие в себе богохульство и неверие (куфр).

Отсюда видно, что джинн никогда не служит колдуну бескорыстно. Чем больше колдун погружается в неверие, тем ревностнее служит ему джинн и тем скорее выполняет его поручения. Если же колдун станет проявлять нерадение в том, чего требует от него шайтан из дел неверия, то шайтан перестанет служить ему. Поэтому колдун и шайтан являются партнёрами, помогая друг другу в том, что является ослушанием Аллаха.

Если посмотреть на лицо колдуна, легко заметить то, о чём сказано выше: мрак неверия покрывает его. А познакомившись с ним поближе, мы непременно увидим, что он несчастен, и пагубное воздействие его деятельности распространяется и на его семью. Он не может спать спокойно, его мучает совесть, и он часто просыпается ночью в ужасе…

Истину сказал Всевышний: А того, кто отвернётся от Моего Напоминания, ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым (20:124).

Доказательства существования джиннов и шайтанов из Корана и Сунны

Доказательства из Коран

 Между джиннами и колдовством существует прочная связь. Более того, именно джинны и шайтаны являются основным действующим фактором в колдовстве.

Тем не менее есть люди, отрицающие существование джиннов и колдовства. Поэтому я приведу здесь некоторые доказательства их существования.

Доказательства из Корана Всевышний Аллах сказал: «Вот Мы направили к тебе нескольких джиннов, чтобы они послушали Коран» (46:29).

Всевышний Аллах сказал: «О сонмище джиннов и людей! Разве к вам не приходили посланники из вас, которые читали вам Мои аяты и предупреждали вас об этом вашем дне?» (6:130).

Всевышний Аллах сказал: О сонмище джиннов и людей!

Если вы можете проникнуть за пределы небес и земли, то проникните. Но вы не проникните, не обладая властью (55:33).

Всевышний Аллах сказал: Скажи: «Мне было открыто, что несколько джиннов послушали чтение Корана и сказали: “Воистину, мы слышали удивительный Коран!”» (72:1).

Всевышний Аллах сказал: Мужи из числа людей искали покровительства мужей из числа джиннов, но они только увеличивали их страх (72:6).

Всевышний Аллах сказал: Воистину, шайтан при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и молитвы. Неужели вы не прекратите? (5:91).

Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Не идите по стопам шайтана. А кто следует по стопам шайтана, то ведь он призывает к мерзости и предосудительному» (24:21).

Доказательств существования джиннов и шайтанов в Коране множество, и они хорошо известны.

Достаточно сказать, что в Коране есть целая сура о джиннах, и слово «джинн» в Коране упоминается двадцать два раза, а слово «джинны» — семь раз, слово «шайтан» — шестьдесят восемь раз, а слово «шайтаны» — семнадцать раз.

Доказательства из Сунны

Ибн Мас’уд передаёт: «Мы были вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в одну из ночей, и вдруг он куда-то пропал.

Мы стали искать его в долинах и ущельях и подумали, что его, возможно, кто-то похитил или даже убил. Мы провели ужасную ночь. А когда мы проснулись, мы увидели, что он направляется к нам со стороны Хира.

Мы сказали: “О Посланник Аллаха! Мы потеряли тебя, искали и не нашли. Мы провели самую ужасную ночь из тех, которые только бывают!” Он сказал: “Пришёл ко мне посланец от джиннов, и я пошёл с ним и читал джиннам Коран”. Он повёл нас, и мы увидели их следы и следы их огня. Они спросили его о своей пище, и он сказал им: “Вам разрешена любая кость, над которой упомянуто имя Аллаха. Попав к вам в руки, она вновь обильно обрастёт мясом. А для ваших животных в корм дозволяется любой помёт или навоз”.

Затем Посланник Аллаха(мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Не вытирайтесь ими [после справления нужды], поскольку это — пища для ваших братьев”»[9].

Абу Са’ид аль-Худри передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Я вижу, ты любишь овец и пустыню. И если ты будешь со своими овцами в пустыне и начнёшь произносить азан, то произноси его громким голосом, поистине те джинны и люди, которые слышали голос муаззина, будут свидетельствовать в его пользу в Судный   день»[10].

Ибн ‘Аббас передаёт: «Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с группой своих сподвижников на рынок ‘Укказ. В это время появилась между шайтанами и известиями с небес преграда, и в них стали бросать звёздами (метеорами). Шайтаны вернулись к своим соплеменникам, и те спросили их: “Что случилось?”

Они ответили: “Появилась между нами и известиями с небес преграда, и в нас стали бросать звёздами (метеорами)”. Они сказали: “Если между вами и известиями с небес возникла преграда, значит, что-то случилось. Ступайте по всей земле и посмотрите, что могло стать преградой между вами и известиями с небес”. И группа из них пошла в сторону Тихамы, к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который вместе со сподвижниками намеревался посетить рынок ‘Укказ.

Они нашли его рядом с пальмой. Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  совершал со своими сподвижниками утреннюю молитву.

Услышав Коран, шайтаны послушали некоторое время и сказали: “Клянёмся Аллахом, это то, что стало преградой между нами и известиями с небес!”

Вернувшись к своим соплеменникам, шайтаны сказали им: “О наш народ, воистину мы слышали удивительный Коран! Он наставляет на прямой путь, и мы уверовали в него, и не будем приобщать сотоварищей к нашему Господу”». Тогда ниспослал Аллах Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха)  : «Скажи: “Мне было открыто, что несколько джиннов послушали…”».

Ему были ниспосланы в Откровении слова джиннов[11].

 ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ангелы сотворены из света, джинны сотворены из пламени, смешанного с дымом, а Адам сотворён из того, о чём вам было сказано»[12].

Сафия бинт Хуйайй (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, шайтан течёт в сыне Адама вместе с током крови»[13]. ‘Абдуллах ибн ‘Умар передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-то из вас ест, пусть ест правой рукой, а если пьёт, пусть пьёт правой рукой, ибо, поистине, шайтан ест и пьёт левой рукой»[14].

Абу Хурейра передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет ни одного новорождённого, которого не уколол бы шайтан, после чего он начинает кричать от его укола, за исключением сына Марйам и его матери»[15].

‘Абдуллах ибн Мас’уд передаёт, что при Посланнике Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) упомянули о человеке, который проспал всю ночь до рассвета [, не поднявшись на молитву], и он сказал: «Это шайтан помочился в его уши (или: в ухо)»[16].

Абу Катада передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  сказал: «Хороший сон от Аллаха, а дурной — от шайтана.

 Тот, кто увидел что-либо неприятное для себя, пусть сплюнет через левое плечо и попросит у Аллаха защиты от шайтана, и он ничем не повредит ему»[17].

Абу Са’ид аль-Худри передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если один из вас станет зевать, пусть прикроет рот рукой, чтобы не вошёл шайтан»[18].

Хадисов на эту тему много, но и приведённых выше достаточно для человека, стремящегося узнать истину.

Приведённые аяты и хадисы неоспоримо доказывают, что джинны и шайтаны существуют, и никто не станет отрицать это, кроме человека высокомерного, упрямого, следующего лишь за своими прихотями и не принимающего руководства Аллаха[19].

Доказательства существования колдовства из Корана и Сунны

Доказательства из Корана

  Всевышний Аллах сказал: Они последовали за тем, что читали шайтаны в царстве Сулеймана. Сулейман не был неверующим. Неверующими были шайтаны, и они обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне — Харуту и Маруту. Но они (ангелы) никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы — искушение, не становись же неверующим!» Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой, но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха. Они обучались тому, что приносило им вред и не приносило пользы. Они знали, что тому, кто приобрёл это, нет доли в Последней жизни. Скверно то, на что променяли они свои души! Если бы они только знали! (2:102).

Всевышний Аллах сказал:  Муса сказал: «Неужели, когда истина явилась к вам, вы говорите: “Не колдовство ли это?” Воистину, колдуны не преуспеют!» (10:77).

Всевышний Аллах сказал:  Когда они бросили, Муса сказал: «Вы явили колдовство.

Воистину, Аллах сделает его тщетным. Аллах не исправляет деяний распространяющих нечестие.

Аллах утвердит истину Своими Словами, даже если это ненавистно грешникам» (10:81—82).

Всевышний Аллах сказал: Тогда почувствовал Муса в душе своей страх. Мы сказали: «Не бойся! Ты одержишь верх.

Брось то, что держишь в своей деснице, и оно проглотит содеянное ими. Воистину, содеянное ими — это козни колдуна, а колдун не преуспеет, куда бы он ни пришёл» (20:68-69).

Всевышний Аллах сказал: Мы внушили Мусе: «Брось свой посох!» И вот она (змея) стала заглатывать то, что они измыслили.

Истина утвердилась, и тщетным оказалось то, что они совершали.

Они были повержены и вернулись униженными.

Колдуны пали ниц и сказали: «Мы уверовали в Господа миров, Господа Мусы и Харуна!» (7:117-122).

 Всевышний Аллах сказал: Скажи: «Ищу защиты Господа рассвета от зла того, что Он сотворил, от зла мрака, когда он наступает, от зла [колдуний,] поплёвывающих на узлы, и от зла завистника, когда он завидует» (113:1—5).

Аль-Куртуби сказал: «Имеются в виду колдуньи, поплёвывающие на узлы на нитях во время чтения своих заклинаний»[20] А Ибн Касир сказал: «По мнению Муджахида, ‘Ик римы, аль-Хасана, Катады и аль-Даххака, здесь имеюта в виду колдуньи»[21].

Ибн Джарир ат-Табари сказал: «То есть колдуньи, поплёвывающие на узлы на нитях, когда читают свои заклинания. Это мнение аль-Касыми и других учёных»[22].

Аятов, в которых упоминается колдовство и колдуны, много, и они хорошо известны тем, кто имеет представление об исламе.

Доказательства из Сунны

 ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт: «Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) заколдовал человек по имени Лябид ибн аль-А’сам, из племени бану зурейк.

Ему казалось, что он сделал что-то, хотя на самом деле он этого не делал… И однажды днём (или ночью), когда он был у меня, он стал взывать к Аллаху. Затем он сказал: ‘”Аиша! Ты чувствуешь, что Аллах ответил мне на мою мольбу? Пришли ко мне два человека, один из них присел у моей головы, другой у ног. И один из них спросил другого:

Что с ним?

Он заколдован.

Кто его заколдовал?

  Лябид ибн аль-А’сам.

Как?

Посредством расчёски, волос, которые падают при расчёсывании головы и бороды, а также соцветий пальмы.

Где всё это спрятано?

В колодце Зарван”.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  сходил туда с группой сподвижников, а когда вернулся, сказал: ‘”Аиша! Вода колодца — как будто настой хны. А верхушка пальмы — будто головы змей”. Я спросила: “О Посланник Аллаха, ты не извлёк их?” Он ответил: “Аллах уже исцелил меня, и я не желаю, чтобы это как-то навредило людям” — и велел закопать предметы колдовства»[23].

 Иудеи сговорились с Лябидом ибн аль-А’самом, самым опытным колдуном, чтобы он за три динара заколдовал Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). И этому несчастному удалось заколдовать его, используя несколько его волос. Говорят, что он получил их от маленькой девочки, вхожей в дом Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Заговорив их, он поместил их в колодец Зарван.

Различные версии хадиса указывают на то, что это был вид колдовства, мешающий мужчине исполнять свои супружеские обязанности. Пророку (мир ему и благословение Аллаха) казалось, что он может совершить половое сношение с женой, а когда он приближался к ней, у него это не получалось.

Такое колдовство не затрагивает интеллект и поведение человека, и влияет только на то, о чём мы сказали.

Учёные разошлись во мнениях относительно того, сколько времени Пророк (мир ему и благословение Аллаха) находился под воздействием этого колдовства. Кто-то сказал: сорок дней, кто-то сказал другое, а Аллах знает об этом лучше… Затем Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился к своему Господу с горячей мольбой, и Он ответил на его мольбу и послал двух ангелов. Один из них сел у изголовья Пророка , другой — у его ног. Один из них спросил: «Что с ним?», второй ответил: «Он заколдован». Затем первый спросил: «Кто его заколдовал?» Второй ответил: «Лябид ибн аль-А’сам, иудей».

Затем Аллах через них открыл ему, что тот использовал расчёску и несколько волос, упавших при расчесывании с головы и бороды Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и поместил их в соцветия пальмы (для того чтобы колдовство было действеннее), и всё это положил под камень в колодце Зарван. После ухода ангелов Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  велел извлечь эти предметы и закопать их (в не-которых версиях говорится, что он велел их сжечь).

Из всех версий этого хадиса видно, что иудеи применили один из самых опасных видов колдовства и что их целью было убийство Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Известно, что среди видов колдовства существует такое, которое убивает, однако Аллах защитил его от их козней и заменил этот вид колдовства самым лёгким.

Сомнение и ответ на него Аль-Мазири сказал: «Этот хадис отвергли сторонники нововведений на том основании, что Пророку (мир ему и благословение Аллаха)  не приличествует быть заколдованным, и это порождает сомнения вокруг него, и, признавая подобное событие, мы ставим под сомнение шариат. Мол, в те дни Пророку  могло показаться, что к нему приходил Джибриль , а на самом деле он не приходил. Или, например, что было ниспослано Откровение, а его не было…

На самом деле всё то, что говорят сторонники нововведений, конечно же, неверно. Ведь признак посланнической миссии, коим является чудо, в данном случае налицо. И он, напротив, свидетельствует о правдивости Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в том, что он передал от Всевышнего Аллаха, и о Его защите и покровительстве ему. Нельзя допускать что-то, когда доказательства свидетельствуют об обратном»[24].

Абу аль-Джукни аль-Иусуфи сказал: «Что же касается болезни Пророка (мир ему и благословение Аллаха), причиной которой послужило колдовство, то она не может умалять значимость пророческой миссии. Ведь болезни пророков, вызывающие физические страдания в этом мире, возвышают их степени в мире вечном. Болезнь, вызванная колдовством, из-за которой ему казалось, что он сделал что-то, при том что на самом деле он этого не делал, и которая полностью прошла, когда Аллах указал ему местонахождение предметов колдовства, и они были извлечены оттуда и зарыты, не нанесла ему большого вреда, поскольку она ничем не отличается от других болезней, не влияющих на интеллект. Эта болезнь действует на тело снаружи, как, например, на зрение, когда ему иногда казалось, что он побыл с одной из своих жён, чего в действительности не было. Такие вещи во время болезни не причиняют вреда.

Меня удивляют люди, считающие, что эта болезнь, вызванная колдовством, ставит под сомнение посланническую миссию Пророка (мир ему и благословение Аллаха), тогда как в Коране, в рассказе о Мусе и колдунах Фараона, ясно говорится о том, что Мусе стало казаться, что посохи колдунов шевелятся, однако в этот момент Аллах укрепил его.

Всевышний Аллах сказал: Мы сказали: «Не бойся! Ты одержишь верх. Брось то, что держишь в своей деснице, и оно проглотит содеянное ими.

Воистину, содеянное ими — это козни колдуна, а колдун не преуспеет, куда бы он ни пришёл?» Колдуны пали ниц и сказали: «Мы уверовали в Господа Харуна и Мусы» (20:68-70).

 Ни один обладающий знаниями или просто разумный человек не говорил, что если Мусе почудилось движение посохов колдунов, то это бросает тень на самого Мусу и ставит под сомнение его посланническую миссию. Напротив, такие происшествия с пророками увеличивают веру в них, поскольку Аллах дарует им победу над врагами, подкрепляя их удивительными чудесами, оставляет без поддержки колдунов и неверующих и разрешает дело в пользу богобоязненных, как это разъяснено в ясных коранических аятах[25].

Абу Хурейра передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Избегайте семи губительных грехов!» Люди спросили: «О Посланник Аллаха, а что это за грехи?» Он ответил: «Придавание сотоварищей Аллаху (ширк), колдовство, убийство души, которое запретил Аллах, кроме как по праву, ростовщичество, присвоение имущества сироты, бегство в день наступления и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, даже не помышляющих о подобном»[26].

В этом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  велел нам избегать колдовства, и объяснил, что оно относится к числу великих, губительных грехов, а это доказывает, что колдовство — истина, и оно действительно существует, а не является суеверием или предрассудком.

Ибн ‘Аббас передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто приобрёл знания в астрологии, тот обучился одному из видов колдовства, и чем больше, тем больше»[27].

В этом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал указал на один из путей, ведущих к обучению колдовству, для того чтобы предостеречь их от этого, а это действие само по себе является доказательством того, что колдовство — это знание, которому можно обучиться. Об этом также свидетельствуют Слова Всевышнего: «Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой».

Итак, колдовство — это знание. Оно подобно другим знаниям и имеет основу, на которой оно построено. Аят и хадис свидетельствуют о том, что обучение колдовству запрещено. ‘Имран ибн Хусейн передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не относится к нам тот, кто верит в дурные предзнаменования, или кому сообщают о дурных предзнаменованиях по их просьбе[28] , кто предсказывает или обращается к предсказателю, кто колдует или обращается к колдуну. Тот, кто обратился к гадателю или прорицателю и поверил тому, что он говорит, тот впал в неверие, и он не верует в то, что было ниспослано Мухаммаду».

В этом хадисе Пророк(мир ему и благословение Аллаха) запретил колдовство и обращение к колдунам. А Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не запрещал ничего, кроме того, что реально существует.

Абу Муса аль-Аш’ари передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не войдёт в Рай тот, кто постоянно употребляет алкоголь, и тот, кто верит в колдовство, и тот, кто порывает родственные связи»[29].

Смысл хадиса в том, что трое смогут войти в Рай только после того, как пробудут некоторое время в Адском огне, отбывая наказание за свои грехи:

Первый: тот, кто постоянно употреблял алкоголь.

♦Второй: тот, кто верил в колдовство, то есть считал, что колдовство действует само по себе, а не по воле Аллаха и Его предопределению.

♦Третий: тот, кто покинул своих родственников, не общаясь с ними и не навещая их.

В этом хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил людям считать, что колдовство может оказывать воздействие само по себе.

Верующие должны быть убеждены, что колдовство, как и всё остальное, оказывает воздействие только по воле Всевышнего Аллаха и Его предопределению: «…но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха».

Ибн Мас’уд сказал: «Тот, кто пришёл к гадалке, колдуну или прорицателю и поверил ему, тот впал в неверие, и он не верует в то, что было ниспослано Мухаммаду »[30].

Мнение учёных

 Аль-Хаттаби сказал: «Некоторые люди из числа сторонников естественных наук отрицают колдовство и считают, что оно не существует. На самом же деле колдовство существует, и этому есть доказательства.

Такие народы, как арабы, персы, индийцы и византийцы, всегда верили в его существование, а они считаются лучшими представителями человечества, наиболее образованной и мудрой его частью.

Всевышний Аллах сказал: “…они обучали людей колдовству”.

И Он велел им просить у Него защиту от колдовства, сказав: “…и от зла колдуний, поплёвывающих на узлы”.

До нас дошло немало высказываний Посланника Аллаха(мир ему и благословение Аллаха) о колдовстве. Это никто не может отрицать, — за исключением тех, кто решится отрицать очевидное и всем известное.

Учёные-факихи определили наказание для колдуна. То, что не существует и не обосновано, не может быть столь известным. Отрицание колдовства — невежество, а спор с такими людьми — пустая трата времени».

Аль-Куртуби сказал: «Приверженцы Сунны считают, что колдовство существует, и это подтверждённый и доказанный факт. Вместе с тем большинство му’тазилитов и Абу Исхак аль-Истарабади из последователей аш-Шафи’и считают, что колдовство в реальности не существует.

Колдовство в их представлении — это наваждение, обман зрения и внушение, позволяющее представить какую-то вещь в неестественном для неё виде. То есть, по их мнению, колдовство это что-то вроде фокусничества. Всевышний сказал: “И показалось ему из-за их колдовства, что они движутся”. Всевышний не сказал, что от колдовства предметы, брошенные колдунами, пришли в движение, Он сказал: “И показалось ему…”. Он также сказал: “…околдовали (или обманули) глаза людей…”. Эти слова не довод для нас, так как мы не отрицаем, что наваждение и обман зрения являются разновидностями колдовства. Однако кроме этого есть ещё разновидности колдовства, о которых говорится в Коране и в Сунне и которые не противоречат разуму.

Например, есть аяты, в которых упоминается о колдовстве и о том, что ему обучают. Если бы колдовство не было реальностью, ему невозможно было бы обучать, и Всевышний не сообщил бы о том, что они обучали людей колдовству… Всё это говорит о том, что колдовство в действительности существует.

Есть слова Всевышнего в рассказе о колдунах Фараона: “Они явили великое колдовство“, и сура “Рассвет”, относительно которой все толкователи Корана едины во мнении, что причиной её ниспослания была история, связанная с колдовством Лябида ибн аль-А’сама. Этот хадис приводит аль-Бухари, Муслим и другие от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), начавшей свой рассказ так: “Посланника Аллаха  заколдовал один из иудеев племени бану зурейк по имени Лябид ибн аль-А’сам…”. В этом хадисе Пророк сказал, когда были сняты чары: “Поистине, Аллах исцелил меня”, а исцеление бывает только тогда, когда исчезает причина недуга и уходит болезнь, и это свидетельствует о том, что колдовство существует. Существование колдовства доказано, поскольку Сам Всевышний и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) говорили, что оно существует и что оно — истина. Кроме того, есть согласное мнение мусульманских учёных (иджма) по этому поводу. Что же касается противоречия му’тазилитов, то после иджма’ учёных — приверженцев истины оно не имеет значения… Колдовство было известно и распространено в прошлом, и люди говорили о нём, и ничто не указывает на то, что сподвижники и поколение, заставшее их, отрицали его».

Аль-Мазири сказал: «Колдовство — доказанный факт, и оно, как и другие вещи, имеет реальную основу. Оно оказывает воздействие и оставляет свой след в человеке, который был заколдован. Это доводы против тех, кто утверждает обратное и считает, что оно не существует, а то, о чём говорят, всего лишь ложные видения, не имеющие реальной основы. На самом деле ложными являются их утверждения. Ведь Всевышний Аллах сказал о колдовстве в Своей Священной Книге, что ему можно обучаться и из-за него впадают в неверие, и с помощью него разлучают мужа и жену. В хадисе о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  был заколдован, говорится о предметах колдовства, которые сначала были положены в определённое место, затем извлечены оттуда, что невозможно сделать с предметами, которые не существуют. И как можно обучаться тому, что не существует?» Он сказал: «С другой стороны, разумно допустить, что Всевышний Аллах изменяет привычные для нас законы бытия, когда колдун произносит заклинание или составляет какие-то предметы определённым образом, известным только ему. Это можно наблюдать и в вещественном мире: есть вещества, которые убивают, например, яды, есть такие, которые вызывают болезнь, как, например, некоторые лекарства, содержащие вредные вещества, есть такие, которые, напротив, помогают больному выздороветь. И можно предположить, что колдун знает силы, способные убивать, или губительное заклинание, или заклинание, ведущее к разрыву отношений»[31].

Ан-Навави сказал: «Колдовство существует. Это признано подавляющим большинством учёных, и на это указывает Коран и достоверная, широко известная Сунна».

Ибн Кудама сказал: «Колдовство — реальность, и некоторые его виды убивают, некоторые заставляют болеть, некоторые препятствуют исполнению супружеских обязанностей, а некоторые разлучают мужа с женой… Среди людей известен вид колдовства, мешающий мужчине исполнять свои супружеские обязанности. Например, мужчина женится, но не может начать супружеские отношения с женой, а после снятия порчи эта проблема исчезает. Подобных случаев много, и они столь известны, что отрицать существование этого вида колдовства невозможно».

Он также сказал: «О колдунах и колдовстве рассказывают столько историй, что просто невозможно поверить в то, что такое количество людей могло сговориться, дабы ввести людей в заблуждение»[32].

Он сказал в «Аль-кафи»: «Колдовство — это заклинания, амулеты и узлы, которые влияют на сердце и тело. Они вызывают болезнь, смерть или разлучают мужа с женой. Всевышний сказал: “Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой”.

И Аллах сказал: “…и от зла колдуний, поплёвывающих на узлы”.

Если бы колдовство не существовало, Аллах не повелел бы искать у Него защиты от колдовских чар»[33].

Выдающийся учёный Ибн аль-Каййим сказал[34] : «Слова Всевышнего: “…и от зла колдуний, поплёвывающих на узлы” и хадис ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) указывают на то, что колдовство оказывает воздействие на человека и что оно реально»[35].

Абу аль-‘Изз аль-Ханафи сказал: «Учёные разошлись во мнениях относительно сущности колдовства и его видов. Большинство из них говорят, что оно способно убить или вызвать болезнь у заколдованного без видимой внешней причины»[36].

ЧТО ГОВОРИТ ИСЛАМСКИЙ ШАРИАТ О КОЛДОВСТВЕ

 Отношение исламского шариата к колдунам

 Имам Малик сказал: «Колдун — это тот, кто колдует и делает то, что не способны сделать остальные люди. Он схож с тем, о ком сказал Всевышний в Своей Книге: “Они знали, что тому, кто приобрёл это, нет доли в Последней жизни”. Я считаю, что колдун должен быть казнён, если он колдовал сам»[37].

Ибн Кудама сказал: «Наказание колдуну — смерть!

Это решение передают от ‘Умара, ‘Усмана ибн ‘Аффана, Ибн ‘Умара, Хафсы, Джундуба ибн ‘Абдуллаха, Джундуба ибн Ка’ба, Кайса ибн Са’да, ‘Умара ибн ‘Абду-ль-‘Азиза, и это мнение Абу Ханифы и Малика».

Аль-Куртуби сказал: «Факихи разошлись во мнениях относительно того, как поступают с колдуном-мусульманином и колдуном из людей Писания (зиммий)[38] . Малик считает, что если мусульманин колдовал сам, используя заклинания, содержащие неверие, его казнят, не требуя от него раскаяния. Его раскаяние не принимается, потому что он, подобно лицемеру и прелюбодею, может прикрываться им, и потому, что Всевышний Аллах назвал колдовство неверием. Он сказал: “Но они (ангелы) никого не обучали, не сказав: Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим)”. Так же считает Ахмад ибн Ханбаль, Абу Саур, Исхак, Аш-Шафи’и и Абу Ханифа.

Ибн аль-Мунзир сказал: «Если человек признаётся, что он совершил колдовство, используя заклинание, содержащее слова неверия, он должен быть казнён, если только он не раскается. Так же и в случае, когда установлен факт использования им колдовского заклинания, содержащего неверие. Если его заклинание не содержало неверия, казнить его нельзя. Если же его колдовство нанесло человеку вред, требующий возмездия (кысас), должно быть осуществлено возмездие [если вред был нанесён ему умышленно]. Если же вред не требует возмездия, с него взимается компенсация (дия)»[39].

Ибн Касир сказал: «Те, кто считает колдуна неверующим, опираются на слова Всевышнего: “Если бы они уверовали в Аллаха и были богобоязненными…”. Это мнение передаётся от имама Ахмада ибн Ханбаля и группы учёных из числа праведных предшественников. Некоторые учёные считают, что он не становится кяфиром, однако он должен быть казнён ударом меча. Они опираются на хадис, приведённый аш-Шафи’и и Ахмадом: сообщил нам Суфйан Ибн ‘Уяйна от ‘Амра ибн Динара, что он слышал от Биджали ибн ‘Абада, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб велел казнить каждого колдуна и колдунью, и после этого казнили троих».

Он сказал, что этот хадис приводит аль-Бухари в своём «Сахихе»[40].

Он также сказал, что достоверно известно, что на Хафсу, мать правоверных, навела порчу её служанка, которая впоследствии была казнена за это.

Имам Ахмад сказал: «Достоверно известно от трёх сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что по шариату колдуна следует казнить»[41].

Ибн Хаджар сказал: «По мнению Малика, отношение шариата к колдуну подобно отношению к лицемеру, его покаяние не принимается, и его казнят, если его колдовство будет доказано. Такого же мнения придерживается Ахмад».

Имам аш-Шафи’и сказал: «Убивают только того, кто признался, что он убил человека своим колдовством, и тогда за это убийство его казнят»[42].

Заключение: Из изложенного выше можно сделать вывод о том, что большинство учёных говорят о казни колдуна, за исключением аш-Шафи’и, который говорит, что казнить можно только в том случае, если его колдовство привело к гибели человека, и казнят его в качестве возмездия (кысас).

 Отношение исламского шариата к колдуну из людей Писания

 Абу Ханифа сказал: «Его казнят. Колдовство — преступление, влекущее за собой казнь мусульманина, поэтому оно влечёт за собой и казнь зиммия, подобно возмездию за убийство»[43].

Малик сказал: «Его не казнят, за исключением того случая, когда колдовство повлекло за собой смерть, тогда его убивают в качестве возмездия». Он также сказал: «Если он причинил своим колдовством зло мусульманину, с которым у него был договор, то тем самым он нарушил договор, и соответственно его убийство стало дозволенным. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не казнил Лябида ибн аль-А’сама только потому, что он не мстил за себя, и потому, что он опасался, что убийство Лябида повлечёт за собой конфликт между мусульманами и его союзниками из числа ансаров»[44].

Аш-Шафи’и сказал: «Колдуна из людей Писания не казнят, за исключением того случая, когда его колдовство повлекло за собой смерть человека, тогда в качестве возмездия его убивают»[45].

Ибн Кудама сказал: «Что же касается колдуна из обладателей Писания, то его не убивают за колдовство, за исключением того случая, когда оно повлекло за собой чью-то смерть. В этом случае его убивают в качестве возмездия. Доказательством этому служит случай с Лябидом ибн аль-А’самом: он околдовал Пророка (мир ему и благословение Аллаха), но не был казнён. И ширк — большее преступление, чем колдовство, а за него не убивают».

Он сказал: «Имеющиеся сообщения относятся к колдуну из мусульман, потому что он после колдовства становится неверующим, а тот — неверующий изначально».

Разрешается ли снимать колдовские чары другим колдовством ?

 Катада сказал, что он спросил Са’ида ибн аль-Мусейиба: «Можно ли человеку, поражённому колдовством, или тому, кто в результате колдовства не в состоянии выполнять свои супружеские обязанности, лечиться посредством нушры[46]?» Он ответил: я не вижу в этом ничего плохого, ведь они хотят исправить ситуацию, а то, что приносит пользу, не запрещено»[47].

Аль-Куртуби сказал: «Учёные разошлись во мнениях: можно ли требовать от колдуна, чтобы он снял свои колдовские чары? Это разрешил Са’ид ибн аль-Мусейиб, как упоминает об этом аль-Бухари, и к этому же склоняется аль-Музани. Аш-Ша’би сказал: ничего страшного, в случае если заклинание будет на арабском языке. Аль-Хасан аль-Басри относился к это-му отрицательно и считал нежелательным (макрух)»[48].

Ибн Кудама сказал: «Если человек устраняет колдовство чем-то из Корана, или зикра, или заговором, который не содержит в себе ничего запретного, то в этом нет ничего предосудительного.

Если же устранение колдовства происходит посредством нового колдовства, то в этом случае Ахмад ибн Ханбаль воздержался от ответа»[49].

Ибн Хаджар сказал: «Что же до слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Нушра из деяний шайтана”, то в этих словах содержится указание на основу и цель нушры. Если преследуется добрая цель, то нушра — добро, а если злая, то зло… Однако нушра бывает двух видов»[50].

Я сказал: «И это верно, нушра действительно бывает двух видов: 1. Нушра разрешённая, которая заключается в устранении колдовства посредством Корана, мольбы (ду’а) или узаконенного шариатом поминания (зикра). 2. Нушра запрещённая, заключающаяся в устранении колдовства посредством другого колдовства, обращения за помощью к шайтанам, приближения к ним и снискания их довольства. Скорее всего, именно этот вид имеется в виду в словах Пророка : “Нушра из деяний шайтана”. Как может быть разрешённым этот вид нушры, когда Пророк  в нескольких хадисах запретил посещать колдунов и предсказателей, предупредив, что тот, кто поверит им, становится неверующим и отрекается от того, что было ниспослано Мухаммаду »?

Ибн Каййим сказал: «Нушра — снятие колдовства с поражённого им, и она бывает двух видов. Первый: лечение колдовства колдовством, и это из деяний шайтана. Об этом говорил и аль-Хасан аль-Басри.

Читающий нушру приближается к шайтану посредством того, что тот любит, и шайтан снимает чары с больного. Второй: нушра посредством чтения Корана и разрешённой мольбы (дуа) — такая нушра дозволена».

Книга : Острый меч, резящий колдунов вредящих

Автор: Вахид `Абд-ас-Салям Бали

____________________________________________________________________

[1] Тахзиб аль-люга. Т. 4. С. 290.

[2] Лисан аль-араб. Т. 4. С. 348.

[3] То же.

[4] Аль-васит. Т. 1. С. 419.

[5] Мухит аль-мухит. С. 399.

[6] Аль-мисбах аль-мунир. С. 267.

[7] Аль-мугни. Т. 10. С. 104.

[8] Зад алъ-ма’ад. Т. 4. С. 126.

[9] Ан-Навави. Шарх Сахих Муслим. Т. 4. С. 170.

[10] Аль-муватта. Т. 1. С 68; Фатх аль-Бари. Т. 6. С. 343; Ан-Насаи. Т. 2. С. 12; Ибн Маджа. Т. 1. С. 239

[11] Фатх аль-Бари. Т. 2. С. 253; Ан-Навави. Шарх Сахих Муслим. Т. 18. С. 123.

[12] Ахмад. Т. 6. С. 153,168; Ан-Навави. Шарх Сахих Муслим. Т. 18. С. 123.

[13] Фатх аль-Бари. Т. 4. С. 282; Ан-Навави. Шарх Сахих Муслим. Т. 14. С. 155.

[14] Ан-Навави. Шарх Сахих Муслим. Т. 13. С. 191.

[15] Фатх аль-Бари. Т. 8. С. 212; Ан-Навави. Шарх Сахих Муслим. Т. 15. С. 121.

[16] Фатх аль-Бари. Т. 3. С. 28; Ан-Навави. Шарх Сахих Муслим. Т. 6. С. 64.

[17] Фатх аль-Бари. Т. 12. С. 283; Муслим. Т. 15. С. 16.

[18] Ан-Навави. Шарх Сахих Муслим. Т. 18. С. 122; Ад-Дарими. Т. 1. С. 123.

[19] Смотрите также книгу автора «Викайат аль-инсан мн аль-джинн ва аш-шайатын».

[20] Ат-Табари. Ат-тафсир. Т. 20. С. 257.

[21] Ибн Касир. Ат-тафсир. Т. 4. С. 573.

[22] Аль-Касими. Ат-тафсир. Т. 10. С. 302.

[23] Фатх аль-Бари. Т. 10. С. 222; Ан-Навави. Шарх Сахих Муслим. Т. 14. С. 174.

[24] Зад аль-муслим. Т. 4. С. 221.

[25] Зад аль-муслим. Т. 4. С. 22.

[26] Фатх аль-Бари. Т. 5. С. 393; Ан-Навави. Шарх Сахих Муслим. Т. 2. С. 83.

[27] Абу Дауд. Хадис № 3905; Ибн Маджа. Хадис № 3726. Аль-Албани назвал его хорошим.

[28] Арабы в доисламскую эпоху перед тем, как отправиться в путешествие, отпускали птицу, и если она летела направо, они отправлялись в путь, а если налево, то это считалось дурным предзнаменованием, и они возвращались домой.

[29] Ибн Хиббан. Аль-Албани указал на существование хадиса с похожим смыслом и назвал этот хадис хорошим.

[30] Аль-Мунзири сказал в «Ат-таргыб»: «Приводится у аль-Баззара и Абу Я’ля. Хадис-мау- куф с хорошим иснадом».

[31] Зад аль-муслим. Т. 4. С. 225.

[32] Аль-мугни. Т. 10. С 106.

[33] Фатх аль-Маджид. С. 314.

[34] Бадаи’ аль-фаваид.

[35] Фатх аль-Маджид. С. 315.

[36] Шарх аль-‘акыдат ат-тахавиййа. С. 505.

[37] Аль-муватта.

[38] Зиммий — человек Писания, проживающий на территории мусульман и находящийся под их покровительством.

[39] Аль-Куртуби. Ат-тафсир Т. 2. С. 48.

[40] Фатх аль-Бари. Т. 6. С. 257 (без упоминания о казни колдунов).

[41] Ибн Касир. Ат-тафсир. Т 1. С. 144.

[42] Фатх аль-Бари. Т. 10. С. 236.

[43] Аль-мугни. Т. 10. С. 115.

[44] Фатх аль-Бари. Т. 10. С. 236.

[45] Там же.

[46] Нушра — вид лечения колдовства, далее в книге оно будет подробно разъяснено. — Прим. пер.

[47] Фатх аль-Бари. Т. 10. С. 232.

[48] Аль-Куртуби. Ат-тафсир. Т. 2. С. 49.

[49] Аль-мугни. Т. 10. С. 114.

[50] Фатхаль-Бари. Т. 10. С. 233.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Материал подготовлен редакцией сайта www.takwaa.com

(921)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Close